Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Борисова Лариса Геннадьевна

 

 

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и программы курса «Биология. Общие закономерности» для 9-го класса авторов С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин  отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_9_klass.docx89.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»

 

Программа рассмотрена на МО

 естественноматематического  цикла

МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»,

Протокол № _1__ от «__»_августа______2013 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ  «Новосидоровская средняя

общеобразовательная школа »

_________________С.В.Шигуров

Приказ №___ от «___» ____________ 2013 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО БИОЛОГИИ

9  КЛАСС

Автор-составитель:

    Борисова Лариса Геннадьевна, учитель биологии и химии  первой квалификационной категории МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»

с. Новая Сидоровка

2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и программы курса «Биология. Общие закономерности» для 9-го класса авторов С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин  отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю.

Рабочая программа является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки обучающихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития обучающихся, их особенностям и возможностям;
  • личностная ориентация содержания образования;
  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общеучебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение обучающимися опыта этой деятельности;
  • формирование ключевых компетенций – готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; календарно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение разделов и тем, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; перечень материально-технического обеспечения; список литературы.

В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.

Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей

Концептуальной основой биологии 9 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития обучающихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общеучебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у обучающихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, в том числе, экологическую и природоохранительную грамотность.

Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности обучающихся, формирования их научного мировоззрения. В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются  и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов.

 Содержательно программа направлена на формирование социально-психологической компетентности как основы успешной социальной адаптации детей, ответственного ценностного отношения к собственному здоровью, принятие здорового образа жизни как нормы индивидуального бытия, а также на развитие аналитических, оценочных, рефлексивных и прогностических умений.  

 Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, эволюция, взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного предмета. Полнота и системность знаний, изложенных в содержательных линиях, их связь с другими образовательными областями позволяют успешно решать задачи общего среднего образования.

При изучении данного курса обучающиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Продолжается развитие содержательных линий: знания об организме углубляются до молекулярного уровня, раскрываются основные положения клеточной теории, цитологические основы размножения и развития организмов, наследственности и изменчивости. Наиболее полно раскрываются знания о надорганизменных системах, биоценозе, его звеньях, популяции, цепях питания, круговороте веществ, саморегуляции и изменениях в биогеоценозах и т.д. Сведения об уровнях организации жизни, эволюции обобщаются, углубляются и расширяются. При этом особое внимание обращается на доступность содержания, учитываются возрастные особенности обучающихся.

         Система цитологических и генетических понятий подготавливает обучающихся к усвоению, обобщению, расширению и углублению знаний о движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, а также о причинах многообразия сельскохозяйственных животных и растениях.        Знания о движущих силах эволюции расширяются при рассмотрении проблемы происхождения человека, биологических и социальных факторов его эволюции.        Завершается курс биологии в основной школе изучением экологических закономерностей, обобщением и углублением знаний об экосистемах и биосфере, о мерах сохранения равновесия в них.

Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное и последовательное решение различных познавательных задач, формирование у школьников практических умений. На каждом уроке предусматривается применение различных методов, приемов и средств обучения.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 9 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

Цель: формирование у обучающихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Задачи:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные технологии изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; работа в малых группах, здоровьесберегающие и информационно-коммуникационная.

Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль,  дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант и др. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

 Рабочая программа реализуется при работе с УМК:

  1. Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности.. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И.Сонин., М.Р.  Сапин - М.: Дрофа, 2012. - 288 с.
  2. Цибулевский А.Ю. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности.. 9 класс», Москва, «Дрофа», 2013.
  3. Мультимедийное учебное издание «Биология. Общие закономерности.. 9 класс».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Лабораторные и практические работы

1.

Введение

1

2.

Эволюция живого мира на Земле

22

2

3.

Структурная организация живых организмов

14

1

5.

Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

6.

Наследственность и изменчивость организмов

19

2

7.

Взаимоотношения организма и среды

6

3

8.

Заключение  

1

Итого

68

8

СОДЕРЖАНИЕ

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (1 час)

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

РАЗДЕЛ   1

Эволюция живого мира на Земле (22 часа)

 Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа)

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

■ Демонстрация схем структуры царств живой природы.

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка1.

■        Демонстрация биографий ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (4 часов)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

■        Демонстрация. Биография Ч.Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

■        Лабораторные и практические работы

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Тема 1.5. Микроэволюция (2 часа)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. "Популя-ционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

■        Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

■        Лабораторные и практические работы

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

■        Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле (2 часа)

   Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

■        Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле (5 часов)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Ноmo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Ноmo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

■        Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах.

Модели скелетов человека и позвоночных животных.

■        Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.

Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».

Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.

Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.

Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.

■        Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.

Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.

■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.

Органическая химия. Основные группы органических соединений. Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите. Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.

История. Культура Западной Европы конца XV — первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.

Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.

Физическая география. История континентов.

РАЗДЕЛ   2

Структурная организация живых организмов (14 часов)

Тема 2.1. Химическая организация клетки (4 часа)

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

■ Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Тема 2.3. Строение и функции клеток (7 часов)

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

  • Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
  • Лабораторная работа

Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.

  •         Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов. Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции.

Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.

Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.

РАЗДЕЛ 3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

Тема 3.1. Размножение организмов (3 часа)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

■        Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 часа)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

  • Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.
  • Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.

Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. ■        

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ  4

Наследственность и изменчивость организмов (19 часов)

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (9 часов)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генетическое определение пола.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

  • Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
  • Лабораторная работа

Решение генетических задач и составление родословных.

Тема 4.2. Закономерности изменчивости (6 часов)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

  • Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
  • Лабораторная работа

Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

  • Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
  • Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбина-тивная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.
  • Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость

развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).

Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ 5

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 часов)

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции (3 часа)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

■        Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;

б)        карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;

в)        диафильмов и кинофильма «Биосфера»;

г)        примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

■        Лабораторные и практические работы

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.

Тема 5.2. Биосфера и человек (2 часа)

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

  • Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
  • Практическая  работа

«Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах». 

■        Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.

Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчер-паемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.

■        Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.

Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

■        Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность.

Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Заключение (1 час)

Требования к уровню подготовки обучающихся, заканчивающих 9 класс

В результате изучения предмета учащиеся 9 класса должны:

знать/понимать

  • особенности жизни как формы существования материи;
  • роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
  • фундаментальные понятия биологии;
  • сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
  • основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
  • соотношение социального и биологического в эволюции человека;
  • основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

уметь

  • пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  • работать  с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  • решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
  • владеть языком предмета.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2009. - 288с;

Методические пособия и дополнительная литература  для учителя:

  1. Ловкова Т.А., Сонин Н.И.. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2006. - 128с;
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
  3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;
  4. Батуев А.С, Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  5. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
  6. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
  7. Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: «Аквариум», 1998;
  8. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;
  9. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997;
  10. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

Дополнительная литература для обучающихся:

  1. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т.1-3. М.: Мир, 1987.
  2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
  3. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
  4. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.
  5. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.
  6. Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.
  7. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
  8. Биология  в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004
  9. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002.

Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

МULТIМЕDIА - поддержка курса «Биология. Общие закономерности»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;
  • Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа,  2008.

Материально-техническое обеспечение

Таблицы и схемы:

  1. Связь биологии с другими наукам
  2.  Система биологических наук
  3. Уровни организации живой материи
  4. Свойства живой материи
  5. Строение молекулы белка
  6. Строение молекул ДНК и РНК
  7.  Удвоение молекулы ДНК
  8.  Типы РНК
  9. Строение эукариотической клетки
  10. Строение животной  клетки
  11. Строение растительной  клетки
  12. Строение хромосом
  13. Строение прокариотической клетки
  14. Генетический код
  15. Биосинтез белка
  16. Строение вируса
  17. Многообразие организмов
  18. Путь метаболизма в клетке
  19. Митоз.
  20. Типы бесполого размножения
  21. Прямое и непрямое развитие
  22. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование
  23. Дигибридное скрещивание
  24. Образование новых видов в природе
  25. Возникновение одноклеточных эукариотических организмов
  26. Эволюция растительного мира,
  27. Эволюция животного мира
  28. Основные этапы эволюции человека
  29. Пищевые цепи и сети
  30. Структура биосферы
  31. Круговорот воды в биосфере
  32. Круговорот углерода в биосфере

Модели-аппликации:

  1. Строение клеток и тканей растений и животных
  2. Основные генетические законы

Натуральные объекты:

  1. Коллекция «Формы сохранности ископаемых растений и животных»
  2. Живые комнатные растения
  3. Гербарий культурных растений
  4. Гербарий дикорастущих растений

Комплекты карточек:

  1. Генетика человека
  2. Круговороты биогенных элементов
  3. Эволюция растений и животных

Лабораторное оборудование:

  1. Предметные и покровные стекла
  2. Чашки Петри
  3. Препаровальные иглы
  4. Пипетки
  5. Пробирки
  6. Химические стаканы разного объема
  7. Колбы разного объема

Муляжи:

  1. Скелеты человека и животных
  2. Внутренние органы человека и животных

Технические средства обучения:

  1. Персональный компьютер
  2. Мультимедийный проектор

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА  «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»

В 9 КЛАССЕ

п/п

Кол-во час. на тему

Дата проведения

Тема (раздел). Содержание

Дом. задание

Демонстрации

1.

1 ч.

Введение

22 ч.

Раздел 1 Эволюция живого мира на Земле

2 ч.

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

2.

Многообразие живого мира.

с 7-11, вопросы с 11

Схема структуры царств живой природы.

3.

Основные свойства живых организмов.

с 7-11, вопросы с 11

Схема структуры царств живой природы.

2 ч.

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период

4.

Развитие биологии в додарвиновский период. Становление систематики.

§1, с 12-14, вопросы с 14

5.

Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка.

§ 2, с 15-17, вопросы с 17

Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.

4 ч.

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

6.

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения и утверждения эволюционной теории Ч.Дарвина.

§ 3, вопросы с 20

Биография Ч.Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

7.

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

§ 4, вопросы с 24

8.

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

§ 5, вопросы с 28

9.

Формы естественного отбора.

§ 6, вопросы с 34

2 ч.

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

10.

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. ПР № 1 Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

§ 7, вопросы с 44-45

11.

Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

§ 8-9, вопросы с 49, 52

2 ч.

Тема 1.5. Микроэволюция

12.

Вид, его критерии и структура.

Л.Р. № 1 Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

§ 10, вопросы с 55

Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования; живые растений и животных, гербариев и коллекций, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

13.

Эволюционная роль мутаций.

§ 11, вопросы с 58

3 ч.

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

14.

Макроэволюция. Главные направления эволюции.

с 59,§ 12, вопросы с 66

Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалы, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

15.

Общие закономерности биологической эволюции.

§ 13, вопросы с 70

Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе.

16.

Современная система растений и животных – отображение макроэволюции.

записи

2 ч.

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле

17.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

§ 14, вопросы с 73

18.

Начальные этапы развития жизни на Земле.

§ 15, вопросы с 77

Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

5 ч.

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле

19.

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.

§ 16, вопросы с 81

Репродукции картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах.

20.

Жизнь в палеозойскую эру.

§ 17, вопросы с 88

Репродукции картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах.

21.

Жизнь в мезозойскую кайнозойскую эры.

§ 18, 19, вопросы с 92, 94

Репродукции картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах.

22.

Эволюция приматов. Происхождение человека.

§ 20, вопросы с 101

Модели скелетов человека и позвоночных животных

23.

Современный этап эволюции человека.

§ 20, вопросы с 101

14 ч.

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

4 ч.

Тема 2.1. Химическая организация клетки

24.

Химическая организация клетки. Неорганические вещества.

с 104, § 21, вопросы с 107

25.

Химическая организация клетки. Органические вещества – белки.

§ 22, вопросы с 112

Объемных моделей структурной организации биологических полимеров белков, их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

26.

Химическая организация клетки. Органические вещества. Углеводы и липиды.

§ 22, вопросы с 112

27.

Химическая организация клетки. Органические вещества. Нуклеиновые кислоты

§ 22, вопросы с 112

Объемных моделей структурной организации биологических полимеров нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

3 ч.

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

28.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

с 113, § 24, вопросы с 121

29.

Обмен веществ в растительной клетке.

с 113, § 24, вопросы с 121

30.

Пластический обмен. Биосинтез белка.

§ 23, вопросы с 117

7 ч.

Тема 2.3. Строение и функции клеток

31.

Цитология – наука о клетке.

с 121, § 29, вопросы с 143

Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

32.

Клеточное строение организмов. ЛР № 2 Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.

§ 26, вопросы с 132

Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов.

33.

Прокариотическая клетка.

§ 25, вопросы с 124

34.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма и её органиоиды.

§ 26, вопросы с 132

Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов.

35.

Клеточное ядро.

§ 27, вопросы с 136

36.

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

записи

37.

Деление клетки.

§ 28, вопросы с 142

Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме.

5 ч.

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

3 ч.

Тема 3.1. Размножение организмов

38.

Бесполое размножение организмов.

с 146, § 30, вопросы с 149

Плакаты, иллюстрирующие способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур;

39.

Половое размножение. Развитие половых клеток.

 § 31, вопросы с 155

Микропрепараты яйцеклеток.

40.

Оплодотворение.

 § 31, вопросы с 155, записи

Фотографии, отражающие разнообразие потомства у одной пары родителей.

2 ч.

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

41.

Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное развитие.

 § 32, вопросы с 161

Таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

42.

Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Постэмбриональное развитие.

 § 33,34, вопросы с 166. 169

19 ч.

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

9 ч.

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

43.

Генетика как наука.

 § 35, вопросы с 174

44.

Основные понятия генетики.

 § 35, вопросы с 174

45.

Гибридологический метод изучения наследственности.

 § 36, вопросы с 175

46.

Моногибридное скрещивание.

 § 37, вопросы с 185-186

47.

Дигибридное скрещивание.

 § 37, вопросы с 185-186

48.

ЛР № 3 Решение генетических задач и составление родословных.

 § 37, вопросы с 185-186

49.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов.

 § 38, вопросы с 188

Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

50.

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

 § 39, вопросы с 192

51.

Генотип как целостная система.

 § 40, вопросы с 195

6 ч.

Тема 4.2. Закономерности изменчивости

52.

Основные формы изменчивости.

Записи

53.

Наследственная (генотипическая) изменчивость. Мутации. Значение мутаций.

 § 41, вопросы с 200

54.

Комбинативная изменчивость, её эволюционное значение.

 § 41, вопросы с 200, записи

55.

Фенотипическая или модификационная изменчивость.

 § 42, вопросы с 203

Примеры модификационной изменчивости.

56.

Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

 § 42, вопросы с 203

Примеры модификационной изменчивости.

57.

Л.Р № 4 Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

 § 42, вопросы с 203

4 ч.

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов

58.

Центры происхождения и многообразия культурных растений.

 с 204, § 43, вопросы с 206

59.

Методы селекции растений и животных.

 § 44, вопросы с 211

Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

60.

Достижения и основные направления современной селекции.

 § 45, вопросы с 213

61.

Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

 § 43-45, вопросы с 203

6 ч.

РАЗДЕЛ 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

4 ч.

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции

62.

Биосфера и её структура. Круговорот веществ в биосфере.

 с 217, § 46-47, вопросы с 221, 225

Схемы, иллюстрирующие структуру биосферы и характеризующие отдельные ее составные части, таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схемы круговорота веществ в природе.

63.

Естественные сообщества живых организмов. ЛР № 5 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). ЛР № 6 Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.

 § 48-49, вопросы с 229, 230

Карты, отражающие геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши.

64.

Абиотические факторы среды.

 § 50, вопросы с 235

65.

Биотические факторы среды.

 § 52-53, вопросы с 246, 268

Примеры симбиоза представителей различных царств живой природы.

2 ч.

Тема 5.2. Биосфера и человек

66.

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. ПР № 2 Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

 с 269, § 54-55, вопросы с 273, 281

67.

Охрана природы и основы рационального природопользования.

 § 56, вопросы с 284

Карты заповедных территорий нашей страны.

68.

Заключение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...