Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Борисова Лариса Геннадьевна

 

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, пример­ной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.docx68.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»

 

Программа рассмотрена на МО

 естественноматематического  цикла

МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»,

Протокол № _1__ от «__»_августа______2013 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ  «Новосидоровская средняя

общеобразовательная школа »

_________________С.В.Шигуров

Приказ №___ от «___» ___________ 2013 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО БИОЛОГИИ

8  КЛАСС

Автор-составитель:

    Борисова Лариса Геннадьевна, учитель биологии и химии  первой квалификационной категории МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»

с. Новая Сидоровка

2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Цель: формирование у обучающихся научной картины мира на основе знаний об особенностях  строения и жизнедеятельности организма человека, его происхождении.

Задачи:

  • освоение знаний о строении и функционировании организма человека; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за людьми, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных и  практических работ.    Рабочая программа по биологии в 8 классе рассчитана на 68 учебных часов.

    Данная учебная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Большинство представленных в рабочей программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В примерной программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с использованием таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

       Программа предусматривает использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий: дифференцированный, личностно-ориентированный, проектный, здоровьесберегающий подход к учащимся осуществляется при использовании разных форм учебной деятельности (индивидуальная, фронтальная работа, а также работа в парах и группах,   работа с учебником и дидактическим материалом, применение мультимедийных презентаций и проектов) и методов (обьяснительно - иллюстративного, частично-поискового, репропродуктивного, эвристическического, исследовательского и других), при использовании  различных методов проверки знаний.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» / Н.И.Сонин, И.Б.Агафонова - М.: Дрофа, 2011.

Рабочая программа реализуется при работе с УМК:

  1. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И.Сонин., М.Р.  Сапин - М.: Дрофа, 2009. - 287 с.
  2. Сонин Н.И., Агафонова И.Б. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 8 класс», Москва, «Дрофа», 2010.
  3. Мультимедийное учебное издание «Биология. Человек. 8 класс».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Лабораторные и практические работы

1.

Место человека в системе органического мира

2

2.

Происхождение человека

3

3.

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

4.

Общий обзор строения и функций организма человека

4

3

5.

Координация и регуляция

10

3

6.

Опора и движение

8

3

7.

Внутренняя среда организма

4

1

8.

Транспорт веществ

4

2

9.

Дыхание

5

1

10.

Пищеварение

5

2

11.

Обмен веществ и энергии

2

12.

Выделение

2

13.

Покровы тела

3

14.

Размножение и развитие

3

15.

Высшая нервная деятельность

6

16.

Человек и его здоровье

4

2

17.

Резерв

2

Итого

68

17

СОДЕРЖАНИЕ

(68 часов, 2 часа в неделю)

Т е м а 1.  Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (3 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

■        Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

■        Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

Т е м а 4.  Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

■        Демонстрация схем систем органов человека.

■        Лабораторные и практические работы

Строение клетки.

Изучение микроскопического строения тканей.

Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Тема 5. Координация и регуляция Гуморальная регуляция (10 часов)

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. 

■        Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

■        Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

■        Лабораторные и практические работы

Строение и функции спинного мозга.

Изучение головного мозга человека (по муляжам).

Изучение изменения размера зрачка.

Т е м а 6. Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

■        Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

■        Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения костей.

Измерение массы и роста своего организма.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.

 ■Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

■        Лабораторная работа.

Изучение микроскопического строения крови.

Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

■        Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

■        Лабораторные и практические работы

Измерение кровяного давления.

Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Тема 9. Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

■        Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

■        Лабораторные и практические работы

Определение частоты дыхания.

Тема 10.  Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

■        Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

■        Лабораторные и практические работы

Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

Определение норм рационального питания.

Тема 11.  Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12.  Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

■        Демонстрация модели почек.

Тема 13.  Покровы тела (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

■        Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14.  Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15.  Высшая нервная деятельность (6 часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16.  Человек и его здоровье (4 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение   приемов   остановки   капиллярного, артериального и венозного кровотечений. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.   Резервное время — 2 часа.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток в организме человека;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности  организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием человека, сезонными изменениями в природе, влияющими на организм человека; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах органы и системы органов человека, а также влияние факторов окружающей среды, опасных для человека;
  • выявлять приспособления организма человека к среде обитания, типы взаимодействия разных видов организмов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию об организме человека (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

  1. Сонин Н.И., Сапин М.Р.. «Биология.Человек» 8 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010. - 287с;
  2. Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» / Н.И.Сонин, И.Б.Агафонова - М.: Дрофа, 2011.

        

         Методические пособия и дополнительная литература  для учителя:

  1. Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;
  2. Н.Б.Ренева, Н.И.Сонин и др. «Биология. Человек» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2005;
  3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
  4. Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.- 240с: ил.;
  5. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
  6. Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;
  7. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

Дополнительная литература для обучающихся:

  1. Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005.- 96с.

МULТIМЕDIА - поддержка курса «Биология. Человек»

  1. Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

  1. Мультимедийное учебное издание «Человек» (5 - 9 класс), ООО «Дрофа», 2008;

  1. Интернет-ресурсы

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Материально-техническое обеспечение

Барельефные  модели

  1. Строение спинного мозга
  2. Железы внутренней секреции
  3. Мочевыделительная система
  4. Почка человека. Фронтальный разрез
  5. Пищеварительный тракт
  6. Желудок. Внешняя и внутренняя поверхности
  7. Кишечная ворсинка с соудистым руслом
  8. Челюсть человека
  9. Строение сердца

10.Кожа. Разрез

11.  Голова. Сагиттальный разрез

            12. Строение лёгких

            13. Глаз. Строение

            14. Ухо человека

            15. Расположение органов грудной и брюшной полостей по отношению к скелету,          вид сзади

Лабораторное оборудование:

  1. Предметные и покровные стекла
  2. Чашки Петри
  3. Препаровальные иглы
  4. Пипетки
  5. Пробирки
  6. Химические стаканы разного объема
  7. Колбы разного объема

Микропрепараты:

  1. Анатомия
  2. Дробление яйцеклетки
  3. Яйцеклетки млекопитающих

Модели-аппликации:

  1. Строение клеток и тканей растений и животных
  2. Типы соединения костей

Муляжи:

  1. Глаз
  2. Внутренние органы человека
  3. Скелет человека
  4. Торс человека
  5. Почка в разрезе
  6. Расы человека
  7. Слуховые косточки
  8. Череп человека

Приборы:

  1. Микроскоп
  2. Лупа

Технические средства обучения:

  1. Персональный компьютер
  2. Мультимедийный проектор

Таблицы и схемы:

  1. Влияние физических упражнений на организм
  2. Внутренние органы
  3. Вред алкоголя
  4. Вред курения
  5. Выделительная система
  6. Гигиена зрения
  7. Гигиена органов дыхания
  8. Гигиена полости рта
  9. Гигиена питания
  10. Головной мозг
  11. Дыхательная система
  12. Закаливание организма
  13. Значение тренировки сердца
  14. Зрительный анализатор
  15. Женская половая система
  16. Кожа
  17. Координация и регуляция
  18. Кость и ее строение
  19. Мужская половая система
  20. Мышцы
  21. Нервная система
  22. Органы пищеварения
  23. Предупреждение воздушно-капельных инфекций
  24. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций
  25. Предупреждение пищевых отравлений
  26. Положение плода (человеческого эмбриона) в матке
  27. Предупреждение плоскостопия
  28. Режим дня
  29. Сердце
  30. Система органов дыхания
  31. Скелет
  32. Скелетные мышцы
  33. Соматическая нервная система
  34. Спинной мозг
  35. Спинной мозг
  36. Суточная потребность в витаминах
  37. Схема кровообращения
  38. Ткани
  39. Условия, укрепляющие здоровье
  40. Формирование правильной осанки

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА  БИОЛОГИИ «ЧЕЛОВЕК»

В 8 КЛАССЕ

п/п

Кол-во час. на тему

Дата проведения

Тема (раздел). Содержание

Дом. задание

Демонстрации

2 ч.

Тема 1.Место человека в системе органического мира

1.

Место человека в системе органического мира.

 с 5-8

Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

2.

Особенности человека.

 с 8-11, вопросы

3 ч.

Тема 2. Происхождение человека

3.

Происхождение человека и этапы его становления.

с 12-14,

вопросы с 17 1-5

«Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

4.

Происхождение человека и этапы его становления.

с 14-16,

вопросы с 17 6-9

«Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

5.

Расы, из происхождение и единство.

с 18-20,

вопросы с 20

1 ч.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

6.

История развития знаний о строении и функциях организма человека

с 21-30,

вопросы с 30

Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

4 ч.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

7.

Клеточное строение организма человека.

ЛР № 1 Строение клетки.

с 31-33,

вопросы с 33-34

8.

Клеточное строение организма человека.

ЛР № 2 Изучение микроскопического строения тканей.

с 31-33,

вопросы с 33-34

9.

Ткани и органы.

с 34-39,

вопросы с 39-40

Демонстрация схем систем органов человека.

10.

Органы. Системы органов. Организм. ПР № 1 Распознавание на таблицах органов и систем органов.

с 40-43,

вопросы с 43

Демонстрация схем систем органов человека.

10 ч.

Тема 5. Координация и регуляция

11.

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека и его особенности.

с 46-50,

вопросы с 53

Схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов.

12.

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, её нарушения.

с 50-53,

вопросы с 43

Фотографии больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

13.

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

с 54-59,

вопросы с 59

Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

14.

Строение и функции спинного  мозга. ЛР № 3 Строение и функции спинного мозга.

с 60-62,

вопросы с 62

Таблица «Спинной мозг».

15.

Строение и функции головного мозга. ПР № 2 Изучение головного мозга человека (по муляжам).

с 63-68,

вопросы с 69

Модели головного мозга.

16.

Полушария большого мозга.

с 70-74,

вопросы с 75

Модели головного мозга.

17.

Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. Зрительный анализатор. ПР № 3 Изучение изменения размера зрачка.

с 76-82,

вопросы с 83

Модели органов чувств.

18.

Анализаторы слуха и равновесия. Предупреждение нарушений слуха.

с 84-90,

вопросы с 90-91

Модели органов чувств.

19.

Органы осязания, вкуса, обоняния.

с 91-98,

вопросы с 99

Модели органов чувств.

20.

Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах.

повторить с 76-98

Модели органов чувств.

8 ч.

Тема 6. Опора и движение

21.

Скелет человека, его строение и значение.

с 100-101, 108-114

вопросы с 115

Скелета человека.

22.

Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.

с 100-101, 108-114

вопросы с 115

Скелета человека.

23.

Состав и строение костей. Рост костей. Типы соединения костей. ЛР № 4 Внешнее строения костей.

с 102-106,

вопросы с 107

Отдельных костей, распилов костей

24.

Заболевания опорно-двигательной системы, их профилактика. ПР № 4 Измерение массы и роста своего организма.

с 255-257,  

вопросы с 264 1-3

Приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

25.

Мышечная система. Строение и функции мышц.

с 116-121,  

вопросы с 121

26.

Работа мышц. Утомление. ПР № 5 Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

с 122-126,

вопросы с 126

27.

Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

повторить

с 100-126

28.

Обобщение знаний по теме «Опора и движение».

4 ч.

Тема 7. Внутренняя среда организма

29.

Внутренняя среда организма человека и её значение.

с 127,

вопросы с 135

Схемы и таблицы, посвященные составу крови, группам крови.

30.

Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. ЛР № 5 Изучение микроскопического строения крови.

с 128-135,

вопросы с 135

Схемы и таблицы, посвященные составу крови, группам крови.

31.

Иммунитет. Инфекционные заболевания.

с 136-138,

вопросы с 143

Схемы и таблицы, посвященные составу крови, группам крови.

32.

Группы крови. Переливание крови. Донорство.

с 138-142,

вопросы с 143

Схемы и таблицы, посвященные составу крови, группам крови.

4 ч.

Тема 8. Транспорт веществ

33.

Органы кровообращения.

с 144-148,

вопросы с 149

Модели сердца человека, таблицы и схемы строения клеток крови и органов кровообращения.

34.

Работа сердца.

ПР № 6 Измерение кровяного давления.

с 150-152,

вопросы с 152

Модели сердца человека, таблицы и схемы строения клеток крови и органов кровообращения.

35.

Движение крови по сосудам. Лимфообращение.

ЛР № 6 Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

с 153-156,

вопросы с 157

Модели сердца человека, таблицы и схемы строения клеток крови и органов кровообращения.

36.

Заболевание органов кровообращения и их предупреждение.

с 257-258,

с 181-182,

Модели сердца человека, таблицы и схемы строения клеток крови и органов кровообращения.

5 ч.

Тема 9. Дыхание

37.

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Строение органов дыхания.

с 158-161,

вопросы с 161

Модели гортани, легких;

38.

Газообмен в легких и тканях.

с 163-164,

вопросы с 170

Модели гортани, легких;

39.

Дыхательные движения. Жизненная ёмкость легких.

ЛР № 7 Определение частоты дыхания.

с 164-166,

вопросы с 157

Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха.

40.

Регуляция дыхания.

с 166,

вопросы с 157

41.

Заболевания органов дыхания и их предупреждение.

с 166-169,

вопросы с 157

Схемы, иллюстрирующие приемы искусственного дыхания.

Тема 10. Пищеварение

42.

5 ч.

Пищевые продукты и питательные вещества. Потребность человека в питательных веществах.

с 171-173,

вопросы с 173

43.

Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. ЛР № 8 Воздействие слюны на крахмал.

с 174-178,

вопросы с 179

Модели торса человека, муляжей внутренних органов.

44.

Пищеварение в желудке.

с 180-181,

вопросы с 186

Модели торса человека, муляжей внутренних органов.

45.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

с 181-185,

вопросы с 186

Модели торса человека, муляжей внутренних органов.

46.

Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. ПР №  7 Определение норм рационального питания.

с 261, 270

2 ч.

Тема 11. Обмен веществ и энергии

47.

Обмен веществ и энергии.

с 187-193,

вопросы с 193

48.

Витамины.

с 194-197,

вопросы с 198

2 ч.

Тема 12. Выделение

49.

Органы выделения. Почки, их строение и функции.

с 199-200,

вопросы с 204

Модель почек.

50.

Образование мочи.

с 201-203,

вопросы с 204

Модель почек.

3 ч.

Тема 13. Покровы тела

51.

Строение и функции кожи.

с 205-208,

вопросы с 208

Схемы строения кожных покровов человека. Производные кожи.

52.

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.

с 209-211,

вопросы с 211

Схемы строения кожных покровов человека. Производные кожи.

53.

Заболевания кожи и их предупреждение.

с 260-261

Схемы строения кожных покровов человека. Производные кожи.

3 ч.

Тема 14. Размножение и развитие

54.

Система органов размножения. Строение и гигиена.

с 212-216,

вопросы с 220

Таблица «Половая система человека».

55.

Оплодотворение. Внутриутробное развитие.

с 216-219,

вопросы с 220

Таблица «Внутриутробное разитие»

56.

Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

с 221-224,

вопросы с 223

6 ч.

Тема 15. Высшая нервная деятельность

57.

Рефлекс – основа высшей нервной деятельности.

с 225-231,

вопросы с 234

58.

Торможение, его виды и значение.

с 231-234,

вопросы с 234

59.

Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена.

с 235-237,

вопросы с 237

60.

Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

с 238-241,

вопросы с 241

61.

Познавательные процессы и интеллект.

с 242-249,

вопросы с 245, 249

62.

Эмоции и темперамент.

с 251-253,

вопросы с 253

4 ч.

Тема 16. Человек и его здоровье

63.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

64.

Оказание первой помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. ПР № 8 Изучение   приемов   остановки   капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

с 255-264,

вопросы с 253

65.

Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

с 265-267,

вопросы с 274,

с 272-277, вопросы с 277

66.

Человек и окружающая среда. Правила поведения человека в окружающей среде. ПР № 9 Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.    

с 278-285,

вопросы с 285

67.

Итоговое повторение.

68.

Итоговое повторение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...