Урок Шляпочные грибы 5класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме
Урок технология педагогических мастерских. Технология мастерских пришла в Россию в начале 90-х годах из французской школы, она основывается на идеях свободного воспитания. Мастерские получили своё название, потому что дети сами добывают и обрабатывают предметные знания. Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников при участии учителя – мастера.
Особенностью организации урока является пересмотр функции учителя, его должно быть как можно меньше – учитель в таком классе выполняет функцию дополнительного ученика. И в тоже время он выступает в роли консультанта, который не просто стремиться передать знания, он старается разбудить ребёнка, сделать его активным.
По методическому подходу педагогическая мастерская является коммуникативной технологией. В ходе работы дети общаются, происходит информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого и формируются межличностные взаимоотношения.
Основные методические приёмы – элементы технологии: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, рефлексия.
Концепция лежащая в основе этой технологии, предусматривает представление обучающимися возможности выбора (выбора вида деятельности, материала, способа предъявления результата, участников для общения в паре, малой группе и т.д.), создание условий обеспечивающих равенство, всех участников мастерской, включая учителя – мастера, безоценочного общения (отсутствие соперничества, соревнования, любой оценочной деятельности со стороны учителя, опора на самооценку, самокоррекцию, самовоспитание), высокий уровень мотивации.
Закон мастерской: «Делай всё по - своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_shlyapochnye_griby.zip | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Технология мастерских пришла в Россию в начале 90-х годах из французской школы, она основывается на идеях свободного воспитания. Мастерские получили своё название, потому что дети сами добывают и обрабатывают предметные знания. Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников при участии учителя – мастера.
Особенностью организации урока является пересмотр функции учителя, его должно быть как можно меньше – учитель в таком классе выполняет функцию дополнительного ученика. И в тоже время он выступает в роли консультанта, который не просто стремиться передать знания, он старается разбудить ребёнка, сделать его активным.
По методическому подходу педагогическая мастерская является коммуникативной технологией. В ходе работы дети общаются, происходит информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого и формируются межличностные взаимоотношения.
Основные методические приёмы – элементы технологии: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, рефлексия.
Концепция лежащая в основе этой технологии, предусматривает представление обучающимися возможности выбора (выбора вида деятельности, материала, способа предъявления результата, участников для общения в паре, малой группе и т.д.), создание условий обеспечивающих равенство, всех участников мастерской, включая учителя – мастера, безоценочного общения (отсутствие соперничества, соревнования, любой оценочной деятельности со стороны учителя, опора на самооценку, самокоррекцию, самовоспитание), высокий уровень мотивации.
Все уроки в виде мастерской провести невозможно, т.к. эти уроки требую большой подготовки учителя. Целесообразно использовать два урока для мастерской.
Закон мастерской: «Делай всё по - своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам».
Урок. Технология педагогических мастерских
Елена Анатольевна Махно
учитель биологии,
высшей квалификационной категории
МБОУ Смирненская оош
Кулундинского района
Алтайского края
Шляпочные грибы
Мастерская построения знаний по природоведенью в 5 классе
Цели:
- организовать самостоятельное изучение о шляпочных грибах их строении и многообразии;
- формировать умение работать в группе, строить доверительные отношения, обосновывать собственную точку зрения;
- содействовать пониманию учащихся о роли грибов в жизни человека.
Организация класса: учащиеся объединены в 3 группы.
Оборудование: материалы для создания проекта: инструкции, карточки- задания, фломастеры, фотографии грибов, корзина с муляжами грибов;
толковый словарь, проектор, экран, компьютер, презентация.
Учебник: Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природоведение. Природа. Неживая и живая.
Индукция - эмоциональный настрой на тему занятия
1. Ребята, посмотрите друг на друга
Улыбнитесь друг другу –
Пусть сегодня наш урок будет
Таким же солнечным, как ваши улыбки!
Отгадайте загадку:
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят
Кто ни пройдёт им поклон отдаёт. (Грибы)
Слайд 1.
Ученики отгадывают загадку.
- Где вы встречали грибы? (В лесу)
- А вы лесу бывали? Грибы видали? (Дети отвечают)
Самые известные представители грибного царства - шляпочные грибы. Слайд 2
Почему их так называют? (Есть у всех шляпка)
И тема урока: Шляпочные грибы.
(Дети сами называю тему урока)
Учитель записывает на доске тему урока: «Шляпочные грибы».
Что мы будем изучать на сегодняшнем уроке о шляпочных грибах?
Цель: изучить строение и многообразие шляпочных грибов.
Самоконструкция – актуализация имеющегося знания и опыта
2. Ребята, что такое грибы? (Особая группа живых существ, которая не относится ни к растениям, ни к животным) Слайд 3
Индивидуальное выполнение задания. Формулировка определения.
Социализация
3. Существует целая наука, посвященная изучению грибов, она называется – «микология».
Попробуйте самостоятельно сформулировать определение «микология – это…
Социализация в группах и в классе.
Социоконструкция – реконструкция (уточнение) знаний и опыта
4. Найдите в толковом словаре определение слова «микология», сравните со своими определениями, если необходимо, дополните их.
(В словаре: «Микология - наука о грибах»).
Социализация.
Работа с информацией – реконструкция (обогащение) знаний и опыта
Ребята, работать сегодня мы будем в мастерской «Тайны шляпочных грибов»
5. Сейчас вам предстоит выступать в роли исследователей. Работать вы будите в группах.
У каждой группы своё задание.
Каждая группа получает задание, лист инструкцию
По мере изучения нового материала учащиеся заполняют карточки.
Детям предложено выбрать самим карточки - задания. (Приложение 1).
После чего нужно составить модель общей характеристики шляпочных грибов, поместив ваши работы на общую модель.
Социоконструкция – создание коллективного творческого продукта.
6. Расскажите классу о результатах своей групповой работы. Слушайте выступление очень внимательно. Это пригодится вам для дальнейшей работы в мастерской.
Все карточки вывешиваются на магнитную доску.
Каждая группа делает небольшое сообщение и выводы. Остальные учащиеся внимательно слушают.
7. Составление коллективной характеристики шляпочных грибов: заполнение общей модели из индивидуальных карточек – заданий на магнитной доске, прикрепив свою работу в нужную графу модели (Приложение 2).
Социализация
Отчёт парный или индивидуальный по составлению модели характеристики шляпочных грибов у магнитной доски.
8. Вы молодцы: все отлично поработали в группах и внимательно слушали выступления друг друга!
9. Давайте подведём итоги нашей работе:
- Почему все эти грибы относят к шляпочным грибам? Слайд 4
(У них есть шляпка)
- Из каких частей состоит гриб? Слайд 5
(Шляпка, ножка, грибница)
- Как вы понимаете народную поговорку «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»
(Не все грибы можно употреблять в пищу, есть некоторые из них съедобные, а некоторые ядовитые) Слайд 6
10. Проверим, какие вы внимательные грибники.
Игра «Съедобный грибок положи в кузовок» Слайд 7
Я буду называть названия грибов, если гриб съедобный – хлопайте в ладоши, если ядовитый – топайте ногами.
-Ёжик шёл, шёл и грибок нашёл
Белый гриб (подберёзовик, маслёнок, подосиновик,, лисичку, сыроежку, шампиньон) поднял и положил в кузовок.
-Ёжик шёл, шёл и грибок нашёл
Мухомор (бледную поганку) поднял и не положил в кузовок.
- С памяткой «Сборщику грибов» мы познакомились, теперь остаётся их только соблюдать во время «тихой охоты»
Ребята, а кто знает, что означает «тихая охота»?
(Это собирание грибов, так назвал Сергей Аксаков – писатель и знаток русской природы). Слайд 8
Мир грибов удивительно велик и многообразен. Сегодня мы побывали в гостях лишь у шляпочных грибов. У каждого гриба свои особенности, каждый по - своему замечателен. Желаю вам дальнейших успехов в изучении грибного царства. Слайд 9
Рефлексия – самоанализ и самооценка процесса и результата деятельности
- - Расскажите, как вы себя чувствовали во время занятия?
- Что было для вас самым сложным и самым простым?
- Что помогло преодолеть трудности?
- Какие знания вы считаете важными, полезными для себя?
Домашнее задание
Дифференцированного характера:
-изобразить с помощью схематических рисунков характеристику шляпочных грибов;
- придумать сказку «я попал в царство шляпочных грибов»;
- составить задания для одноклассников по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы»
урок по биологии...
Обобщающий урок "Шляпочные грибы"
Обобщающий урок "Шляпочные грибы". Природоведение. 5 класс....
Урок "Шляпочные грибы"
Конспект урока "Шляпочные грибы"...
Презентация к уроку "Шляпочные грибы"
Презентация к уроку "Шляпочные грибы"....
Презентация к уроку "Шляпочные грибы".
Презентация подготовлена для наглядного проведения урока биологии в 6 классе. В ней рассмотрены вопросы о строении и процессах жизнедеятельности шляпочных грибов, а также их разнообразии....
Урок "Шляпочные грибы" 5 класс по ФГОС
Технологическая карта урока по биологии Класс: 5.Предмет: биология.Тема урока: «Шляпочные грибы».Тип урока: Урок открытия новых знаний. Цель урока: Познакомиться со строением, пи...