презентация урока "шляпочные грибы"
презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме

Ненашева - Кручинкина Наталья Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-_-griby_6_klass.docx37.75 КБ
Файл 4.prezentatsiya_nazvaniya_gribov.pptx1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Маршрутный лист  - Путешествие в царство Грибов.

название команды:  

Команда первая поднявшая руку и правильно ответившая, получает в корзинку гриб (балл за ответ), а  с команды нарушителя снимаются баллы. А еще хотелось бы напомнить, что нужно уважать своих товарищей и внимательно их слушать, а нарушителям дисциплины –  минус балл.

Конкурс «лукошко» 

название

как этот гриб отличить от других грибов

Съедобный/ядовитый (нужное обведите)

Пластинчатый/трубчатый

Ответьте на вопросы.  Оцените свои знания. Оцените активность своих товарищей в графе взаимооценка.                  

вопрос

Знали /не знали

Что нового узнали?

Какие части выделяют в плодовом теле гриба?

Из чего состоит плодовое тело гриба?

В какой момент возникает плодовое тело гриба? Какую функцию выполняет?

Где образуются споры? Какую функцию выполняют?

Виды ядовитых грибов

Фамилия, имя

самооценка

взаимооценка

Координатор

Оцените свои знания. Оцените активность своих товарищей в графе взаимооценка.              

Количество баллов - грибов  в корзинке:

  • Технологии: игровая, информационно   - коммуникативная;
  •  тип урока – комбинированный урок.
  •  Формы работы: групповая, коллективная
  • Методы обучения: объяснительно - иллюстративный; репродуктивный; частично – поисковый

место урока в разделе, курсе: 

Урок: «Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы» входит в курс предмета «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В разделе «Царство грибы» является  третьим уроком.

Тема: Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.

Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся направленной на изучение строения и развития шляпочных грибов; узнавание съедобных и ядовитых  грибов; их значение.

Задачи: Обучающая: обеспечить усвоение учащимися

Признаков шляпочных грибов, особенностей их развития. Создать условия для  усвоения понятий: микориза, грибокорень.  Отработать навыки узнавания съедобных и ядовитых грибов.

Воспитывающая: обеспечить условия для формирования чувства ответственности за свою жизнь и здоровье. 

Создать условия для  понимания места грибов в экосистемах,  пользы ядовитых грибов для животных и их опасности для человека.

Развивающая: обеспечить условия для развития логического мышления на основе развития  памяти, внимания,  познавательных умений. 

Создать условия для формирования навыков учебного сотрудничества; поиска информации; навыков формулирования и выражения своих мыслей; навыков планирования,  самооценивания и оценивая. 

Оборудование: цветные жетоны в коробке, грибы – жетоны для отметки за правильный ответ,  корзинки (коробки) для сбора грибов, учебный  фильм «Строение шляпочного гриба», видео «собирать грибы»,  гриб (большой макет) и карточки  с изображением грибов,  на столах – маршрутные листы.

Орг. Момент: входя в кабинет, каждый учащийся берет цветной жетон из коробки и занимает место за столом в соответствии с цветом жетона (идет видео собирать грибы). Приветствие.

Ход урока:

Вступ. Слово учителя: ребята, на прошлом уроке мы начали знакомиться с царством грибов. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по царству Грибов. Посмотрите, кто-то пришел к нам в гости; прислушайтесь, что говорит гриб - боровик: (Слайд презентации)

        Я -  хозяин всего леса:

        Все мое – от сель досель!

        Приглашаю вас, ребятки,

        На «Грибную карусель»!  

        Покататься, порезвиться,

        Поиграть, повеселиться

        Свои знанья показать и

        Да загадки разгадать!

Проверка домашнего задания

Актуализация знаний (проверка знаний) 

(У): ребята, представьте, что мы  на грибной полянке. Сегодня   у нас пять команд, придумайте название своей команде, связанное с грибами, выберите координатора группы. На каждом столе лежит маршрутный лист, на которой координатор  записывает  название команды и  ваши фамилии. В конце урока, на этом листе оцените свою работу на уроке и работу своих товарищей.

  Команды справились с заданием.

 Актуализация знаний

(У): А загадок сегодня будет много.

 Первый конкурс трудный!  Не зевай – ка!

Побольше грибов смелее набирай - ка!

Я буду задавать вопросы, команда первая поднявшая руку и правильно ответившая, получает в корзинку гриб (балл), а с команды нарушителя снимаются баллы. А еще хотелось бы напомнить, что нужно уважать своих товарищей и внимательно их слушать, а нарушителям дисциплины –  минус балл.

И так,  давайте вспомним, что же мы знаем о грибах?

  1. Какие царства живой природы выделяют?
  2. Сапрофиты это?
  3. Паразиты это?
  4. Из чего состоит грибница (мицелий)?
  5. Хитин это?
  6. У каких организмов имеется хитин?

 (презентация – путешествие в царство грибов).

  1. Почему грибы выделили в отдельное царство?
  2. Черты сходства  грибов и  растений? (растут всю жизнь, клеточное строение, питание путем всасывания, не передвигаются – 4 ответа)
  3. Черты сходства грибов и животных? (питаются готовыми органическими веществами, оболочки содержат хитин- 2 ответа)

Тема урока: стоп кадр: страны грибного царства.

(У) посмотрите, ребята как разнообразно царство грибов, есть среди них паразитические,  плесневые, а сегодня я предлагаю познакомиться   со шляпочными грибами.

И так, какие организмы мы будем сегодня изучать? (ответ: шляпочные грибы). А вы знаете съедобные грибы? (ответ: да!нет!)Познакомимся поближе?

Запись темы урока.  

Изучение новой темы: Сейчас вы увидите фильм о строении и жизнедеятельности  грибов, после просмотра которого коротко и четко сформулируйте ответы на вопросы: 1команда – читает вопрос, 2-я команда и   так по очереди. При подготовке ответа опирайтесь на текст учебника.

Просмотр видеофильма «Шляпочные грибы».

Закрепление блока «строение шляпочного гриба» (до микоризы): учитель выдает задание для команд на карточках. Задание на карточках (работа с учебником):

1.Параграф 8, стр. 37 пункт: строение шляпочного гриба, абзац 1.

Прочитайте первый абзац; ответьте на вопрос: Какие части выделяют у шляпочных грибов?  Коротко и четко сформулируйте ответ.

2.         Параграф 8, стр. 38 пункт: строение шляпочного гриба, абзац 2.

Прочитайте второй  абзац до слов: «грибница – важная часть каждого гриба»; ответьте на вопрос: из чего состоят плодовые тела? Коротко и четко сформулируйте ответ.

3. Параграф 8, стр. 38 пункт: строение шляпочного гриба, абзац 2. Найдите в тексте слова: «шляпка и ножка состоят…», прочитайте, ответьте на вопрос: чем отличаются нити грибницы в шляпке и ножке? Коротко и четко сформулируйте ответ.

4. Параграф 8, стр. 38 пункт: строение шляпочного гриба, абзац 2. Найдите в тексте слова: «у одних грибов, например у белого гриба….», прочитайте, ответьте на вопрос: Какие грибы называют трубчатыми, а какие пластинчатыми? Коротко и четко сформулируйте ответ.

5. Параграф 8, стр. 38 пункт: образование спор, абзац 1. Прочитайте, ответьте на вопрос: где созревают споры? Каково их значение?  Коротко и четко сформулируйте ответ.

Каждая команда готовит ответы, которые в форме тезисов записываются в тетрадь.

Чтобы получить органические вещества грибы дружат с деревьями. Посмотрите, как это происходит, постарайтесь запомнить, что такое симбиоз и микориза (эти слова  на доске): просмотр видеофрагмента строение шляпочного гриба, микориза.

Запись сформулированного учениками определения микориза в тетрадь.

А теперь пришло время, с лукошком в лес бежать, да грибы собирать!   А вы знаете из каких грибов варила зелье Баба Яга?  Мухоморы? Да, и не только! Ядовитые грибы очень легко спутать со съедобными. Чтобы с нами такого  не произошло, давайте посмотрим презентацию. (презентация 3,4 съедобные грибы).

Закрепление нового материала.

А сейчас небольшая разминка «угадай-ка» Сейчас на слайдах будут показаны грибы, я буду называть грибы, а вы, если согласны со мной, хлопайте в ладоши, а если не согласны не хлопайте. Презентация грибы№5.

 А сейчас конкурс  «лукошко» :

 На нашей карусели, расселись, как сестрички

Волнушки и лисички

С подружками – друзьями-

С чернушками – груздями

Конкурс  «лукошко». Объяснение учителя: для конкурса – один участник команды выходит (т.е. всего 5 чел.) и из разложенных грибов (карточки с изображением грибов) выбирает только съедобные грибы. Возвращается к своей команде и все вместе, подписывают названия грибов. Затем, выбираете один гриб, и составляете его описание по схеме в маршрутном листе.

Рефлексия: работа с оценочным листом.

Д/З пар.8, прочитать, на вопросы ответить устно., рис.21-зарисовать.

Творческое задание на выбор:

  1. Сообщение «правила сбора грибов»
  2. Сообщение «выращивание грибов»
  3. кроссворды, загадки, ребусы и т.д.

Этап урока

Ключевые компетенции

1.Организация начала урока.

Ценностно-смысловые компетенции: осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий

2.Проверка дом. задания, постановка цели урока.

Подготовка уч-ся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений.

информационные компетенции : опираясь на  слайды презентации формулировать полный ответ. Учебно-познавательные компетенции: формировать умение предполагать цель урока, находить ответы на поставленные вопросы в учебном фильме и учебнике. Выделять особенности внешнего вида и строения  грибов; сравнивать, узнавать, описывать  шляпочные грибы и особенности их строения.

3.Изучение нового материала

Учебно-познавательные компетенции: развитие логического мышления, общеучебных навыков. Информационные компетенции: соотнесение интерактивных объектов с реальными познаваемыми объектами, дальнейшая обработка информации.

4.Закрепление нового материала и ранее  изученного, с ним связанного.

Коммуникативные компетенции: работа в группе. Учебно-познавательные компетенции: развитие логического мышления, общеучебных навыков.

5.Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными.

Подведение итогов и результатов урока.

Учебно-познавательные компетенции: формирование способностей анализа, рефлексии, самооценки, взаимооценки. Рефлексия -  перенос полученных знаний, сделанных открытий в новую ситуацию.

6. Задание на дом.

 

Тема самообразования: «Развитие логического мышления на уроках биологии». К логическому мышлению относятся  познавательные процессы: наблюдательность, память, мышление, речь, воображение и другие умственные способности.

В процессе урока учащиеся сравнивают, узнают, описывают, выделяют особенности шляпочных грибов и их развития. Отвечают на вопросы, находят ответы в тексте учебника. Наблюдают за развитием шляпочного гриба (видеофрагмент), отвечают на вопросы поставленные перед просмотром фильма. Выполняют задания маршрутного листа.

Этап урока

задачи

Методы и приемы

1.Организация начала урока.

мобилизующее начало урока «исходная мотивация»;

психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной психологической, рабочей  обстановки на уроке.

входя в кабинет, каждый учащийся берет цветной жетон из коробки и занимает место за столом в соответствии с цветом жетона (идет видео собирать грибы). Приветствие.

2.Проверка дом. Задания.

постановка цели урока.

Подготовка уч-ся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений.

Акцентуация внимания – презентация, актуализация знаний – формулирование ответов на вопросы презентации. Игра «собирание грибов».

3.Изучение нового материала

организационно-деятельный этап урока

обеспечить усвоение учащимися

признаков шляпочных грибов, особенностей их развития. Создать условия для  усвоения понятий: микориза, грибокорень. Создать условия для понимания места грибов в экосистемах; пользы ядовитых грибов для животных и их опасности для человека.

Объяснение задания перед просмотром фильма. Просмотр видеофрагмента. Работа с учебником. Формулирование основных понятий урока. Актуализация внимания перед просмотром презентации. Просмотр презентации «съедобные и ядовитые грибы».

4.Закрепление нового материала и ранее  изученного, с ним связанного

Отработать навыки узнавания, описания съедобных и ядовитых грибов;

навыки формулирования и выражения своих мыслей; навыки планирования своей деятельности, навыки работы в команде.

Разминка: «Угадай – ка» (узнавание съедобных грибов, запоминание названий); конкурс: «лукошко» - выбор съедобных грибов, их описание. Работа с маршрутным листом.

5.Подведение итогов и результатов урока.

Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными.

Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными.

6. Задание на дом.

1.обобщение (проверить, как усвоен материал урока), так и 2.подготовительный этап нового урока (опережающий характер)

Работа с учебником – чтение текста параграфа, ответить на вопросы устно; зарисовать рисунок -21; Творческое задание.

Деятельность учащегося/деятельность учителя

Содержание этапа: Организация начала урока.

Деятельность учащихся

За 3 минуты до начала урока: входят в кабинет; учащиеся берут цветные жетоны из коробки и занимают место за столом в соответствии с цветом жетона; Подготавливаются к уроку.

Деятельность учителя

Объяснение. Контроль за формированием групп. Приветствие. Акцентуация внимания.

Содержание этапа:  Проверка домашнего задания. Актуализация знаний, практических и умственных умений.

Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы, поставленные в презентации; формулируют ответы,

Участвуют в формулировании цели урока. Записывают цель и тему урока.

Деятельность учителя

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала: оптимизация  внимания с помощью презентации, стихов                  (вступительное слово). Деятельность направленная на актуализацию знаний учащихся: проведение опроса с игровым моментом.  

Логическое «подведение» к формулированию цели урока.

Содержание этапа: Изучение нового материала

Деятельность учащихся

Осмысление требований  задания, формулирование задания, просмотр видеофрагментов и презентации. Работа с учебником. Формулирование основных понятий урока (каждая группа выполняет часть коллективного задания): особенности строения и развития  шляпочных грибов; запись в тетрадь. Просмотр презентации «съедобные и ядовитые грибы». Запоминание названий, сравнение и выделение особенностей внешнего вида съедобных и ядовитых грибов.

Деятельность учителя

Объяснение задания перед просмотром фильма. Показ видеофрагментов. Акцентуация  внимания перед просмотром презентации. Пояснение слайдов презентации.

Содержание этапа: Закрепление нового материала и ранее  изученного,  связанного с новой темой.

Деятельность учащихся

Узнают по внешним признакам съедобные и ядовитые грибы и называют их, описывают особенности съедобных грибов; учатся  работать в команде.

Деятельность учителя

Акцентуация  внимания перед просмотром презентации.  Проведение Игры «угадай – ка» (узнать и дать название гриба по фото). Проведение конкурса «лукошко» (собрать только съедобные грибы, описать один из них).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЖЕЛЧНЫЙ ГРИБ- ЯДОВИТ !

Слайд 2

ШАМПЬНЬОН

Слайд 3

БЕЛЫЙ ГРИБ ( БОРОВИК)

Слайд 4

МЛЕЧНИК (ВОЛНУШКА)

Слайд 5

ГРУЗДЬ

Слайд 6

ЖЕЛЧНЫЙ ГРИБ – ЯДОВИТ !

Слайд 7

ЛОЖНАЯ ЛИСИЧКА – ЯДОВИТА !

Слайд 8

ЛОЖНЫЕ ОПЯТА- ЯДОВИТЫ !

Слайд 9

МАСЛЕНОК

Слайд 10

МУХОМОР – ЯДОВИТ !

Слайд 11

ОПЯТА

Слайд 12

БЛЕДНАЯ ПОГАНКА- ЯДОВИТА !

Слайд 13

ПОДБЕРЕЗОВИК

Слайд 14

ПОДОСИНОВИК

Слайд 15

РЯДОВКА ТОПОЛЕВАЯ (ПОДТОПОЛЬНИК)

Слайд 16

СМОРЧОК

Слайд 17

СЫРОЕЖКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Плесневые грибы

Презентация знакомит с особенностью строения и условиями жизни плесневых грибов, раскрывает их роль в природе и в жизни человека....

Презентация «Царство грибы» к уроку по теме «Живые царства. Грибы» по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию» 5 класс

Презентации по биологии помогают учащимся получить наглядную информацию о том, что они изучали на уроке, а так же при повторении пройденного материала....

презентация шляпочные грибы

презентация шляпочные грибы...

Урок+презентация "Царства Грибы " 5 класс ФГОС к учебнику И.Н. Пономаревой

Открытый урок по теме "Царство Грибы" ФГОС к учебнику И.Н. Пономаревой...

Презентация "Необычные грибы"

В презентации представлены необычные грибы планеты Земля....