презентация урока "шляпочные грибы"
презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-_-griby_6_klass.docx | 37.75 КБ |
4.prezentatsiya_nazvaniya_gribov.pptx | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист - Путешествие в царство Грибов.
название команды:
Команда первая поднявшая руку и правильно ответившая, получает в корзинку гриб (балл за ответ), а с команды нарушителя снимаются баллы. А еще хотелось бы напомнить, что нужно уважать своих товарищей и внимательно их слушать, а нарушителям дисциплины – минус балл.
Конкурс «лукошко»
название | как этот гриб отличить от других грибов |
Съедобный/ядовитый (нужное обведите) | |
Пластинчатый/трубчатый |
Ответьте на вопросы. Оцените свои знания. Оцените активность своих товарищей в графе взаимооценка.
вопрос | Знали /не знали | Что нового узнали? |
Какие части выделяют в плодовом теле гриба? | ||
Из чего состоит плодовое тело гриба? | ||
В какой момент возникает плодовое тело гриба? Какую функцию выполняет? | ||
Где образуются споры? Какую функцию выполняют? | ||
Виды ядовитых грибов |
Фамилия, имя | самооценка | взаимооценка |
Координатор | ||
Оцените свои знания. Оцените активность своих товарищей в графе взаимооценка.
Количество баллов - грибов в корзинке:
- Технологии: игровая, информационно - коммуникативная;
- тип урока – комбинированный урок.
- Формы работы: групповая, коллективная
- Методы обучения: объяснительно - иллюстративный; репродуктивный; частично – поисковый
место урока в разделе, курсе:
Урок: «Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы» входит в курс предмета «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В разделе «Царство грибы» является третьим уроком.
Тема: Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.
Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся направленной на изучение строения и развития шляпочных грибов; узнавание съедобных и ядовитых грибов; их значение.
Задачи: Обучающая: обеспечить усвоение учащимися
Признаков шляпочных грибов, особенностей их развития. Создать условия для усвоения понятий: микориза, грибокорень. Отработать навыки узнавания съедобных и ядовитых грибов.
Воспитывающая: обеспечить условия для формирования чувства ответственности за свою жизнь и здоровье.
Создать условия для понимания места грибов в экосистемах, пользы ядовитых грибов для животных и их опасности для человека.
Развивающая: обеспечить условия для развития логического мышления на основе развития памяти, внимания, познавательных умений.
Создать условия для формирования навыков учебного сотрудничества; поиска информации; навыков формулирования и выражения своих мыслей; навыков планирования, самооценивания и оценивая.
Оборудование: цветные жетоны в коробке, грибы – жетоны для отметки за правильный ответ, корзинки (коробки) для сбора грибов, учебный фильм «Строение шляпочного гриба», видео «собирать грибы», гриб (большой макет) и карточки с изображением грибов, на столах – маршрутные листы.
Орг. Момент: входя в кабинет, каждый учащийся берет цветной жетон из коробки и занимает место за столом в соответствии с цветом жетона (идет видео собирать грибы). Приветствие.
Ход урока:
Вступ. Слово учителя: ребята, на прошлом уроке мы начали знакомиться с царством грибов. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по царству Грибов. Посмотрите, кто-то пришел к нам в гости; прислушайтесь, что говорит гриб - боровик: (Слайд презентации)
Я - хозяин всего леса:
Все мое – от сель досель!
Приглашаю вас, ребятки,
На «Грибную карусель»!
Покататься, порезвиться,
Поиграть, повеселиться
Свои знанья показать и
Да загадки разгадать!
Проверка домашнего задания
Актуализация знаний (проверка знаний)
(У): ребята, представьте, что мы на грибной полянке. Сегодня у нас пять команд, придумайте название своей команде, связанное с грибами, выберите координатора группы. На каждом столе лежит маршрутный лист, на которой координатор записывает название команды и ваши фамилии. В конце урока, на этом листе оцените свою работу на уроке и работу своих товарищей.
Команды справились с заданием.
Актуализация знаний
(У): А загадок сегодня будет много.
Первый конкурс трудный! Не зевай – ка!
Побольше грибов смелее набирай - ка!
Я буду задавать вопросы, команда первая поднявшая руку и правильно ответившая, получает в корзинку гриб (балл), а с команды нарушителя снимаются баллы. А еще хотелось бы напомнить, что нужно уважать своих товарищей и внимательно их слушать, а нарушителям дисциплины – минус балл.
И так, давайте вспомним, что же мы знаем о грибах?
- Какие царства живой природы выделяют?
- Сапрофиты это?
- Паразиты это?
- Из чего состоит грибница (мицелий)?
- Хитин это?
- У каких организмов имеется хитин?
(презентация – путешествие в царство грибов).
- Почему грибы выделили в отдельное царство?
- Черты сходства грибов и растений? (растут всю жизнь, клеточное строение, питание путем всасывания, не передвигаются – 4 ответа)
- Черты сходства грибов и животных? (питаются готовыми органическими веществами, оболочки содержат хитин- 2 ответа)
Тема урока: стоп кадр: страны грибного царства.
(У) посмотрите, ребята как разнообразно царство грибов, есть среди них паразитические, плесневые, а сегодня я предлагаю познакомиться со шляпочными грибами.
И так, какие организмы мы будем сегодня изучать? (ответ: шляпочные грибы). А вы знаете съедобные грибы? (ответ: да!нет!)Познакомимся поближе?
Запись темы урока.
Изучение новой темы: Сейчас вы увидите фильм о строении и жизнедеятельности грибов, после просмотра которого коротко и четко сформулируйте ответы на вопросы: 1команда – читает вопрос, 2-я команда и так по очереди. При подготовке ответа опирайтесь на текст учебника.
Просмотр видеофильма «Шляпочные грибы».
Закрепление блока «строение шляпочного гриба» (до микоризы): учитель выдает задание для команд на карточках. Задание на карточках (работа с учебником):
1.Параграф 8, стр. 37 пункт: строение шляпочного гриба, абзац 1.
Прочитайте первый абзац; ответьте на вопрос: Какие части выделяют у шляпочных грибов? Коротко и четко сформулируйте ответ.
2. Параграф 8, стр. 38 пункт: строение шляпочного гриба, абзац 2.
Прочитайте второй абзац до слов: «грибница – важная часть каждого гриба»; ответьте на вопрос: из чего состоят плодовые тела? Коротко и четко сформулируйте ответ.
3. Параграф 8, стр. 38 пункт: строение шляпочного гриба, абзац 2. Найдите в тексте слова: «шляпка и ножка состоят…», прочитайте, ответьте на вопрос: чем отличаются нити грибницы в шляпке и ножке? Коротко и четко сформулируйте ответ.
4. Параграф 8, стр. 38 пункт: строение шляпочного гриба, абзац 2. Найдите в тексте слова: «у одних грибов, например у белого гриба….», прочитайте, ответьте на вопрос: Какие грибы называют трубчатыми, а какие пластинчатыми? Коротко и четко сформулируйте ответ.
5. Параграф 8, стр. 38 пункт: образование спор, абзац 1. Прочитайте, ответьте на вопрос: где созревают споры? Каково их значение? Коротко и четко сформулируйте ответ.
Каждая команда готовит ответы, которые в форме тезисов записываются в тетрадь.
Чтобы получить органические вещества грибы дружат с деревьями. Посмотрите, как это происходит, постарайтесь запомнить, что такое симбиоз и микориза (эти слова на доске): просмотр видеофрагмента строение шляпочного гриба, микориза.
Запись сформулированного учениками определения микориза в тетрадь.
А теперь пришло время, с лукошком в лес бежать, да грибы собирать! А вы знаете из каких грибов варила зелье Баба Яга? Мухоморы? Да, и не только! Ядовитые грибы очень легко спутать со съедобными. Чтобы с нами такого не произошло, давайте посмотрим презентацию. (презентация 3,4 съедобные грибы).
Закрепление нового материала.
А сейчас небольшая разминка «угадай-ка» Сейчас на слайдах будут показаны грибы, я буду называть грибы, а вы, если согласны со мной, хлопайте в ладоши, а если не согласны не хлопайте. Презентация грибы№5.
А сейчас конкурс «лукошко» :
На нашей карусели, расселись, как сестрички
Волнушки и лисички
С подружками – друзьями-
С чернушками – груздями
Конкурс «лукошко». Объяснение учителя: для конкурса – один участник команды выходит (т.е. всего 5 чел.) и из разложенных грибов (карточки с изображением грибов) выбирает только съедобные грибы. Возвращается к своей команде и все вместе, подписывают названия грибов. Затем, выбираете один гриб, и составляете его описание по схеме в маршрутном листе.
Рефлексия: работа с оценочным листом.
Д/З пар.8, прочитать, на вопросы ответить устно., рис.21-зарисовать.
Творческое задание на выбор:
- Сообщение «правила сбора грибов»
- Сообщение «выращивание грибов»
- кроссворды, загадки, ребусы и т.д.
Этап урока | Ключевые компетенции |
1.Организация начала урока. | Ценностно-смысловые компетенции: осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий |
2.Проверка дом. задания, постановка цели урока. Подготовка уч-ся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений. | информационные компетенции : опираясь на слайды презентации формулировать полный ответ. Учебно-познавательные компетенции: формировать умение предполагать цель урока, находить ответы на поставленные вопросы в учебном фильме и учебнике. Выделять особенности внешнего вида и строения грибов; сравнивать, узнавать, описывать шляпочные грибы и особенности их строения. |
3.Изучение нового материала | Учебно-познавательные компетенции: развитие логического мышления, общеучебных навыков. Информационные компетенции: соотнесение интерактивных объектов с реальными познаваемыми объектами, дальнейшая обработка информации. |
4.Закрепление нового материала и ранее изученного, с ним связанного. | Коммуникативные компетенции: работа в группе. Учебно-познавательные компетенции: развитие логического мышления, общеучебных навыков. |
5.Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными. Подведение итогов и результатов урока. | Учебно-познавательные компетенции: формирование способностей анализа, рефлексии, самооценки, взаимооценки. Рефлексия - перенос полученных знаний, сделанных открытий в новую ситуацию. |
6. Задание на дом. |
Тема самообразования: «Развитие логического мышления на уроках биологии». К логическому мышлению относятся познавательные процессы: наблюдательность, память, мышление, речь, воображение и другие умственные способности.
В процессе урока учащиеся сравнивают, узнают, описывают, выделяют особенности шляпочных грибов и их развития. Отвечают на вопросы, находят ответы в тексте учебника. Наблюдают за развитием шляпочного гриба (видеофрагмент), отвечают на вопросы поставленные перед просмотром фильма. Выполняют задания маршрутного листа.
Этап урока | задачи | Методы и приемы |
1.Организация начала урока. | мобилизующее начало урока «исходная мотивация»; психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной психологической, рабочей обстановки на уроке. | входя в кабинет, каждый учащийся берет цветной жетон из коробки и занимает место за столом в соответствии с цветом жетона (идет видео собирать грибы). Приветствие. |
2.Проверка дом. Задания. | постановка цели урока. Подготовка уч-ся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений. | Акцентуация внимания – презентация, актуализация знаний – формулирование ответов на вопросы презентации. Игра «собирание грибов». |
3.Изучение нового материала организационно-деятельный этап урока | обеспечить усвоение учащимися признаков шляпочных грибов, особенностей их развития. Создать условия для усвоения понятий: микориза, грибокорень. Создать условия для понимания места грибов в экосистемах; пользы ядовитых грибов для животных и их опасности для человека. | Объяснение задания перед просмотром фильма. Просмотр видеофрагмента. Работа с учебником. Формулирование основных понятий урока. Актуализация внимания перед просмотром презентации. Просмотр презентации «съедобные и ядовитые грибы». |
4.Закрепление нового материала и ранее изученного, с ним связанного | Отработать навыки узнавания, описания съедобных и ядовитых грибов; навыки формулирования и выражения своих мыслей; навыки планирования своей деятельности, навыки работы в команде. | Разминка: «Угадай – ка» (узнавание съедобных грибов, запоминание названий); конкурс: «лукошко» - выбор съедобных грибов, их описание. Работа с маршрутным листом. |
5.Подведение итогов и результатов урока. | Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными. | Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными. |
6. Задание на дом. | 1.обобщение (проверить, как усвоен материал урока), так и 2.подготовительный этап нового урока (опережающий характер) | Работа с учебником – чтение текста параграфа, ответить на вопросы устно; зарисовать рисунок -21; Творческое задание. |
Деятельность учащегося/деятельность учителя
Содержание этапа: Организация начала урока. | |||
Деятельность учащихся | За 3 минуты до начала урока: входят в кабинет; учащиеся берут цветные жетоны из коробки и занимают место за столом в соответствии с цветом жетона; Подготавливаются к уроку. | Деятельность учителя | Объяснение. Контроль за формированием групп. Приветствие. Акцентуация внимания. |
Содержание этапа: Проверка домашнего задания. Актуализация знаний, практических и умственных умений. | |||
Деятельность учащихся | Отвечают на вопросы, поставленные в презентации; формулируют ответы, Участвуют в формулировании цели урока. Записывают цель и тему урока. | Деятельность учителя | Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала: оптимизация внимания с помощью презентации, стихов (вступительное слово). Деятельность направленная на актуализацию знаний учащихся: проведение опроса с игровым моментом. Логическое «подведение» к формулированию цели урока. |
Содержание этапа: Изучение нового материала | |||
Деятельность учащихся | Осмысление требований задания, формулирование задания, просмотр видеофрагментов и презентации. Работа с учебником. Формулирование основных понятий урока (каждая группа выполняет часть коллективного задания): особенности строения и развития шляпочных грибов; запись в тетрадь. Просмотр презентации «съедобные и ядовитые грибы». Запоминание названий, сравнение и выделение особенностей внешнего вида съедобных и ядовитых грибов. | Деятельность учителя | Объяснение задания перед просмотром фильма. Показ видеофрагментов. Акцентуация внимания перед просмотром презентации. Пояснение слайдов презентации. |
Содержание этапа: Закрепление нового материала и ранее изученного, связанного с новой темой. | |||
Деятельность учащихся | Узнают по внешним признакам съедобные и ядовитые грибы и называют их, описывают особенности съедобных грибов; учатся работать в команде. | Деятельность учителя | Акцентуация внимания перед просмотром презентации. Проведение Игры «угадай – ка» (узнать и дать название гриба по фото). Проведение конкурса «лукошко» (собрать только съедобные грибы, описать один из них). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ШАМПЬНЬОН
БЕЛЫЙ ГРИБ ( БОРОВИК)
МЛЕЧНИК (ВОЛНУШКА)
ГРУЗДЬ
ЖЕЛЧНЫЙ ГРИБ – ЯДОВИТ !
ЛОЖНАЯ ЛИСИЧКА – ЯДОВИТА !
ЛОЖНЫЕ ОПЯТА- ЯДОВИТЫ !
МАСЛЕНОК
МУХОМОР – ЯДОВИТ !
ОПЯТА
БЛЕДНАЯ ПОГАНКА- ЯДОВИТА !
ПОДБЕРЕЗОВИК
ПОДОСИНОВИК
РЯДОВКА ТОПОЛЕВАЯ (ПОДТОПОЛЬНИК)
СМОРЧОК
СЫРОЕЖКА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы»
урок по биологии...
презентация Плесневые грибы
Презентация знакомит с особенностью строения и условиями жизни плесневых грибов, раскрывает их роль в природе и в жизни человека....
Презентация «Царство грибы» к уроку по теме «Живые царства. Грибы» по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию» 5 класс
Презентации по биологии помогают учащимся получить наглядную информацию о том, что они изучали на уроке, а так же при повторении пройденного материала....
презентация шляпочные грибы
презентация шляпочные грибы...
Урок+презентация "Царства Грибы " 5 класс ФГОС к учебнику И.Н. Пономаревой
Открытый урок по теме "Царство Грибы" ФГОС к учебнику И.Н. Пономаревой...
Презентация "Необычные грибы"
В презентации представлены необычные грибы планеты Земля....
Презентация "Лексическая тема Грибы. Учим детей разбираться в грибах. Дидактический материал"
Коррекционная педагогика...