Обобщающий урок "Шляпочные грибы"
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме
Обобщающий урок "Шляпочные грибы". Природоведение. 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 113 КБ |
Презентация | 1.76 МБ |
Приложение 1 | 22 КБ |
Приложение 6 синквейн | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Царство Грибы. Шляпочные грибы.
5 класс
Першикова А.В., учитель биологии
МБОУ «СОШ № 23» г. Энгельс Саратовской обл.
Задачи: развивать понятие о многообразии живых организмов; познакомить обучающихся с многообразием грибов, особенностями строения шляпочных грибов; сформировать умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; показать роль грибов в системе живых организмов.
Оборудование: Технология «Интеллект», карточки №133, №135,карточка _буклет «Грибы Саратовской области» ,карточка «Проверь себя» Головоломка» , презентация «Грибы шляпочные»,муляжи шляпочных грибов, гриб-трутовик.
Технологии: «Интеллект», «Здоровьесберегающая технология», «ИКТ»,
« Технология критического мышления.»
ЧТО НЕОБХОДИМО: рисунок на доске- шляпочный гриб, ответ по интеллекту, чистые листочки для закрепления, запись на доске –понятия синквейна, картинки: вирусы, одно- и много клеточные животные, по способу питания.
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Как всегда рада видеть вас, садитесь. У нас несколько необычный урок- к нам пришли гости- улыбнемся им.
(улыбнитесь, ведь при этом задействовано всего 13 мышц ,а когда вы хмуритесь все 33.Зачем заставлять работать такое количество мышц.)
Продолжаем изучать природоведение:
Как называются науки о природе?
(науки о природе получили общее название – естественные науки.)
Как переводится слово природа?
(природа- «естество» ).
С какими науками мы познакомились ,изучая природоведение?
Астрономия- наука о небесных телах.
Физика- наука о разнообразных явлениях природы.
Химия-наука о веществах и их превращениях.
География- наука о Земле.
Экология –наука о взаимодействии организмов друг с другом и с окружающей средой.
Биология-наука о жизни живых организмов.
А что такое живые организмы- приведите примеры?
Береза и птица;
Гриб и ромашка;
Слон и жук…
Что называется организмами?
(тела живой природы называются живыми организмами)
Какие могут быть организмы? (Создать схему на доске с картинками)
Организмы организмы
Одноклеточные и многоклеточные
Неклеточные и клеточные
Организмы(по способу питания)
Автотрофы и гетеротрофы
Свойства живых организмов называют биологическими явлениями.
Что к ним относится? Дыхание ,питание, рост, размножение и даже- смерть.
Мы с вами изучили Царство растений и животных ,давайте вспомним их особенности . В чем сходство их? В чем отличие?
Сегодня мы познакомимся еще с одной группой живых организмов.
Откроем тетради и запишем .Тема урока: «
Мы еще ее не можем назвать .Цель наша- назвать тему урока и используя знания ранее полученные и на этом уроке- составит рассказ об этих живых организмах.
ВОЗЬМИТЕ КАРТОЧКИ С ТЕХНОЛОГИЕЙ «ИНТЕЛЛЛЕКТ»
(Приложение 1)
Время работы 2 минуты.
(НА ДОСКЕ ОТВЕТЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ)
1.Тела живой природы.
2.Могут быть и одноклеточными и многоклеточными. (НА ДОСКЕ-ОТВЕТЫ ПО ИНТЕЛЛЕКТУ)
(САМОПРОВЕРКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ В ДНЕВНИКИ).
Итак, Тема нашего урока – Царство грибов.
Что из ранее изученного мы можем записать?
1 Тела живой природы .2 Могут быть одноклеточными (как плесень ,дрожжи) и многоклеточными .3. Свойства живых организмов: дыхание…..
Что еще мы сможем записать ,послушайте мой рассказ. Вы должны записать ,что запомните.
УЧИТЕЛЬ: грибы разнообразны и по строению и по назначению: одни виды грибов помогают растениям добывать из почвы воду, другие- перерабатывают навоз, обогащая почву питательными веществами. Грибы принимают участие в разложении лесной подстилки и превращают ее в питательный строй.
Многие животные питаются грибами ,использует их и человек. Например ,одноклеточные грибы- дрожжи применяют в хлебопечении при изготовлении сыров , кефира , творога.
Есть целый ряд грибов ,которые вызывают болезни у растений ,животных и человека. Некоторые виды грибов поселяются на деревьях и разрушают их. (ПОКАЗАТЬ ГРИБ- ТРУТОВИК!).
Запишите к вашему рассказу ,что вы запомнили. ПРОЧИТАЕМ,ДОПОЛНИМ,
А сегодня мы будем говорить о наиболее распространенных- ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБАХ. Презентация «Эти странные грибы»
Почему они так называются?
(пока дети- каждый в берете; а повзрослели- шляпы надели).
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть –
Нет головы.
У малютки-кавалера
Чрезвычайно важный вид , он в огромнейшем сомбреро
На одной ноге стоит.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Гетеротрофы
Рост неограничен
Использует в виде запаса - гликоген.
Более 100 тыс.
Рисунок шляпочного гриба (В ТЕТРАДЬ!)ДОБАВИТЬ к ТЕМЕ УРОКА!
ШЛЯПКА
ПЛОДОВОЕ ТЕЛО (достигает средних
размеров за 3-5 дней и продолжает
расти 10-15 дней)
НОЖКА
ГРИБНИЦА- главная часть гриба. Состоит из 90 % воды. Клетки двуядерные, не содержат пластид. На них развивается плодовое тело.
Растут быстро. Размножаются спорами. Т.к. грибница и споры остаются в земле ,на одном месте.., грибники знают заветные места грибные.
СМОТРИМ БУКЛЕТ « ГРИБЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ».
(Приложение 2)
На какие еще можно подразделить шляпочные грибы?
Грибы
Съедобные Ядовитые
Приведите примеры, используя буклет.
Используя карточки №135 и №133- выполните задания, которые помогут вам дополнить рассказ (Приложение 3-4)
УЧИТЕЛЬ: шляпочные грибы – ценный продукт питания(40% белка,10-15% углеводов, витамины А, С, РР…,соли калия, фосфора, железа ), по питательности превосходят мясо и яйца. Шляпочные грибы используются в медицине (средство от рака- гриб чага, споры дождевика останавливают кровь, при радикулите и ревматизме помогает настойка красного мухомора на скипидаре).ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГЛАЗ!!!
МИКОЛОГИЯ- НАУКА О ГРИБАХ.
И ТАК , ЧТО ЖЕ У НАС ПОЛЛУЧИЛОСЬ? ЧИТАЕМ РАСССКАЗЫ.
А теперь воспоем гриб в виде «синквейна».
Правила составления синквейна.5 строк: (Приложение 5)
1-.понятие (слово)
2.-прилагательное (два слова)
3.-глаголы (три слова)
4.предложение из четырех слов
5.-существительное (одно слово)
ГРИБЫ
Сложные, красивые
Растут, удивляют , умирают
Помогает понять живую природу (объект нашего исследования ,изучения)
Загадка.
Заключение- мы с вами познакомились с Царством грибов- домашнее задание(у кого цветные листочки- ответ на вопрос : «Почему Царство грибов можно расположить между Царством растений и Царством животных?»
Остальные презентации о грибах , как у Терских Е. 6 класс(показ).
Оценки. Какую оценку за урок вы себе поставили?
Закрепление :
А ребята –1 ряда – второй вариант, 2 ряда – первый вариант,3 ряда- 1 вариант – ДЛЯ ВАС ГОЛОВОЛОМКА.
ОСТАЛЬНЫЕ_ ПРОВЕРЬ СЕБЯ. (Приложение 6)
Листочки подпишите, сделав положите на стол . Со звонком сдадите.
Используемая литература:
1.В.М. Пакулова, Н.В. Иванова . ПриродоведениЕ Природа. Неживая и живая
5 класс. Москва. Дрофа. 2010.
2. В.М. Пакулова, Н.В. Иванова .Рабочая тетрадь. ПриродоведениЕ. Природа.Неживая и живая .5 класс. Москва. Дрофа .2010.
3.А.А. Плешаков ,Н.И. Сонин. Природоведение. 5 класс .М.ООО «Дрофа» 2008- 2009.
4. С. Н.Лебедев. Уроки биологии с применением информационных технологий . Москва «Глобус». 2009.
5.В.И.Цыбасова. Биология. 5 класс. Олимпиады. Волгоград: ИТД «Корифей» 2010.
6.О.А.Пепеляева,И.В.Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии. Москва. «ВАКО» 2009.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Упражнение 34. Тема-«Живые организмы»
Уровень В
Задание1.
Поменяй местами буквы и в перепутанных словах и получи слова ,относящиеся к данному царству. Запиши их напротив перепутанных слов.
РОВИКБО___________________________
МОРМУХО___________________________
ЖКИСЫРОЕ__________________________
СИЧЛИКИ____________________________
Задание 2. А теперь из полученных слов выбери одно, которое по каким-либо признакам будет «лишним». Запиши это слово на линеечке и объясни, почему ты выбрал именно его.
____________________
Пояснение:________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Проверь себя по ключу.
Поставь себе оценку:____
За каждый правильный ответ поставь себе «+».
Если набрал 4 «+» ,то получаешь «5»,то есть «ОТЛИЧНО»!!!
Если набрали 3 «+»,то получаешь «4»,то есть «ХОРОШО»!!!
Если не справился с заданием- потренируйся и работу повтори.
Предварительный просмотр:
Правила составления синквейна.5 строк:
1-.понятие(слово)
2.-прилагательное(два слова)
3.-глаголы(три слова)
4.предложение из четырех слов)
5.-существительное (одно слово)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий познавательно-развлекательный урок по теме «Грибы»
Урок в 6 классе по программе В.В. Пасечника, проводится в форме игры между двумя командами....
обобщающий урок по теме: Грибы-5класс
урок обобщения знаний учащихся о грибах , в виде групповой формы работы . ...
Тест к обобщающему уроку по разделу "Растения, бактерии, грибы"
Тест разработан для проверки знаний по естествознанию у учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида...
Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»
План-конспект урока «Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»» Цель урока: предоставить возможность учащимся обобщать и систематизир...
обобщающий урок на тему "Многообразие и значение грибов"
Методическая разработка урока биологии в 5 классе (в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)....
Обобщающий урок по теме Грибы
Урок-викторина для закрепления знаний по теме Грибы...
Конспект урока обобщающего урока по теме Грибы
Урок путешествия по теме Царство Грибы...