Реализация компетентностного подхода в экологическом воспитании в условиях МБОУ СОШ №10 г. Ярцево
статья по биологии по теме
В статье рассматривается вожможность реализации компетентностного подхода в экологическом воспитании школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
c1-_cosh10-_marchevskayatn-tezisy.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация компетентностного подхода в экологическом воспитании в условиях МБОУ СОШ №10 г. Ярцево
Марчевская Татьяна Николаевна,
учитель биологии, МБОУ СОШ №10 г. Ярцево
Современный этап развития системы образования в России характеризуется значительными преобразованиями, в результате которых меняются не только цели, условия обучения, воспитания школьников, но и подходы, лежащие в основе деятельности педагога. Так методологической основой осуществляемого мною экологического воспитания стал компетентностный подход.
Главной целью экологического воспитания является формирование экологически грамотной личности, обладающей ключевыми компетенциями, способной ориентироваться в основных экологических проблемах и законах и обладающей опытом природоохранной работы. Для достижения даной цели решаются следующие задачи:
- Формирование общекультурных компетенций (культуры здорового и безопасного образа жизни, основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека).
- Развитие информационных компетенций (владение современными средствами информации и информационными технологиями: поиск, анализ, отбор экологической информации, ее преобразование, сохранение, передача).
- Формирование ценностно-смысловых компетенций (способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных).
- Совершенствование коммуникативных компетенций (умение работать в группе, умение общаться, объективная самооценка).
- Развитие учебно-познавательных компетенций (способов организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; добывание экологических знании непосредственно из окружающей действительности, владение приемами решения экологических учебно-познавательных проблем).
- Формирование компетенций личностного самосовершенствования (овладение способами экологической деятельности в собственных интересах и в соответствии со своими возможностями, освоение способов духовного, интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки).
Основные научно-педагогические принципы реализации модели экологического воспитания:
- учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей в разработке содержания экологического воспитания, важной составляющей которого является включение обучающихся в созидательную практическую деятельность экологической направленности, в работу по изучению своего края, его культурного наследия;
- системность в экологическом воспитании детей разного возраста, которая обеспечивает непрерывность и преемственность развития экологической культуры на разных возрастных этапах детства, отрочества, юности;
- комплексный подход к содержанию экологического воспитания, т.е. одновременное и согласованное педагогическое воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и деятельностную сферы личности;
- дифференциация при выборе содержания, форм и методов экологического воспитания в зависимости от уровня развития экологической культуры, индивидуальных интересов и склонностей воспитанников, степени их информированности о состоянии экологической ситуации своего региона и готовности осуществить личный вклад в ее улучшение.
Достижению цели и задач экологического воспитания на основе копметентностного подхода способствуют:
- систематическое проведение экологических операций («Они живут рядом с нами», «Эко-елочка», «Вода на Земле», «Птицы - наши друзья», «Первоцветы», месячника безопасности жизнедеятельности под девизом «Экология–Безопасность–Жизнь», в основе которых лежат индивидуальные и групповые проекты, театрализованные представления, конкретные природоохранные дела;
- участие в конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах по экологии различного уровня.
Практика работы показывает, что эффективная реализация кометентностного подхода в экологическом воспитании решает задачи по внедрению в воспитательный процесс продуктивных форм и методов мотивации. Идеи компетентностно – ориентированного экологического воспитания позволяют мне создать условия для привития опыта познавательной деятельности, осуществления творческой деятельности.
В заключении мне хотелось бы сказать о том, что осуществление экологического воспитания на основе компетентностного подхода позволяет мне во внеурочно деятельности организовать такое взаимодействие, которое создает условия для развития ключевых компетенции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация компетентностного подхода на уроках рукоделия - ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, описывающий моделирование системы работы ПДО в новых условиях
Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования. Чтобы сформировать компетентного обучающегоося в таком виде искусства, ка...
Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике
Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике.Слайд 1Учитель физики МОУ СОШ № 44Рубашкина И.В.Слайд 2Содержание: 1 Компетентность учителя.2 Формирование ком...
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...
Обобщение педагогического опыта «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс»
Авторская работа по обобщению педагогического опыта: «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс». В рамках курсовой...
Статья: " «Реализация компетентностного подхода на уроках физики, как условие достижения нового качества образования».
Важнейшим компонентом в стратегии модернизации содержания общего образования России является ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е....
Интеллектуальные игры, как способ реализации компетентностного подхода в условиях реализации ФГОС второго поколения
Статья представляет личный опыт в проведении интеллектуальных игр в урочной и внеурочной деятельности...
Реализация компетентностного подхода на уроках математики в условиях коррекционно образовательного учреждения.
На современном этапе развития общества, характеризующимся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями общественного производства, необходим человек ново...