Рабочая программа по биологии 9 класс. УМК Н.И.Сонина
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Данная программа разработана к учебнику биологии 9 класса ,УМК Н.И.Сонина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_9klass.doc | 221.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Мурзицкой средней общеобразовательной школы –
Кочетовская основная общеобразовательная школа
Принято на педагогическом совете школы Протокол №_1_ от «_26_» августа 2013 г. | «Согласовано» Заведующий филиалом Кочетовской ООШ _____________/Саляева И.В./ «____»____________2013 г. | «Утверждено» Директор МБОУ Мурзицкой СОШ _____________/Мурзакаева Е.И./ «__»_____________2013 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Биология»
Класс:9
Уровень: базовый
Учитель 1 категории: Мокеева Светлана Николаевна
Учебный год: 2013-2014
с. Кочетовка, 2013 год
Пояснительная записка
Традиционная образовательная технология.
Цель: формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции, поддержание биоцентрического мировоззрения, основанного на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.
Задачи:
- Обучающая: Освоить знания о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе.
- Развивающая: Развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- Воспитательная: Воспитать позитивное ценностное отношение к живой природе.
Учащиеся в результате усвоения раздела должны
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;
- строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
- сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;
- использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);
- современную биологическую терминологию и символику;
уметь:
находить:
- в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
- в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
- в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
объяснять:
- роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
- родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
- взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
проводить простые биологические исследования:
- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Календарно-тематическое планирование составлено на основе следующих документов:
- федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования,
- базисный учебный план филиала МБОУ Мурзицкой СОШ - Кочетовская ООШ;
- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-9 классы. – Москва: «Дрофа», 2013 г
Программное оснащение учебного плана.
Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-9 классы. – Москва: «Дрофа», 2013 г. Программа ориентирована на учебник «Общая биология 9 класс»
В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина.
Учебно-методическое оснащение учебного плана.
1. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, С. Г. Мамонтов. Биология/учебник. Общие закономерности. 9 класс. – Москва: «Дрофа», 2012 г.
2. Л.В.Борисова: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, С. Г. Мамонтова. Биология «Общие закономерности. 9 класс.» – Москва: «Дрофа», 2011 г.
3. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, С. Г. Мамонтов. Биология. Общие закономерности. 9 класс.
Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2013 г.
4.Электронное приложение к учебнику Н.И.Сонина «Биология 9 класс. Общие закономерности»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Количество часов |
Введение | 1 |
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле | |
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов | 2 |
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период | 2 |
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора | 5 |
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора | 2 |
Тема 1.5. Микроэволюция | 2 |
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция | 3 |
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле | 6 |
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле | 3 |
Всего | 25 |
Раздел 2. Структурная организация живых организмов | |
Тема 2.1. Химическая организация клетки | 2 |
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | 3 |
Тема 2.3. Строение и функции клеток | 5 |
Всего | 10 |
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов | |
Тема 3.1. Размножение организмов | 2 |
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 3 |
Всего | 5 |
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов | |
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков | 8 |
Тема 4.2. Закономерности изменчивости | 4 |
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов | 2 |
Всего | 14 |
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии | |
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции | 10 |
Тема 5.2. Биосфера и человек | 4 |
Всего | 14 |
Заключение | 1 |
Содержание курса
(70 часов, 2 часа в неделю)
Введение
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.
Раздел 1
Эволюция живого мира на Земле
Тема 1.1
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов .
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Демонстрация схем структуры царств живой природы.
Тема 1.2
Развитие биологии в додарвиновский период
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Латарка.
Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
Тема 1.3
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Тема 1.4
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Тема 1.5 Микроэволюция
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Лабораторные и практические работы
Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.
Тема 1.6
Биологические последствия адаптации. Макроэволюция
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Тема 1.7
Возникновение жизни на Земле
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Тема 1.8
Развитие жизни на Земле
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.
Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».
Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.
Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.
Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.
Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.
Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.
Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.
РАЗДЕЛ 2
Структурная организация живых организмов
Тема 2.1
Химическая организация клетки
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).
Тема 2.2
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Тема 2.3
Строение и функции клеток
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
Лабораторная работа
Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*.
Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.
Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
РАЗДЕЛ 3
Размножение и индивидуальное развитие организмов
Тема 3.1
Размножение организмов
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Га-метогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.
Тема 3.2
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.
Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.
Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.
РАЗДЕЛ 4
Наследственность и изменчивость организмов
Тема 4.1
Закономерности наследования признаков
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Лабораторная работа
Решение генетических задач и составление родословных.
Тема 4.2
Закономерности изменчивости
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
Лабораторная работа
Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Тема 4.3
Селекция растений, животных и микроорганизмов
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.
Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
РАЗДЕЛ 5
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии
Тема 5.1
Биосфера, ее структура и функции
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;
б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;
в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»;
г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.
Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*.
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*.
Тема 5.2
Биосфера и человек
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
Практическая работа
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.
Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.
Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.
Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах.
Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Заключение (1 час)
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Содержание учебного материала | Количество часов | Даты проведения | |
Лабораторная работа | Практическая работа | |||
Введение (1ч) | ||||
1 | Введение | 1 | ||
Эволюция живого мира на земле(25 ч) | ||||
2 | Многообразие живого мира | 1 | ||
3 | Основные свойства живых организмов. | 1 | ||
4 | Развитие биологии в додарвиновский период. Становление систематики | 1 | ||
5 | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. | 1 | ||
6 | Научные и социальные предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина. | 1 | ||
7 | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. | 1 | ||
8-9 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. | 2 | ||
10 | Формы естественного отбора | 1 | ||
11 | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных | 1 | 1 | |
12 | Забота о потомстве | 1 | ||
13 | Физиологические адаптации | 1 | ||
14 | Вид, его критерии и структура. | 1 | ||
15 | Эволюционная роль мутаций | 1 | ||
16-17 | Макроэволюция. Главные направления эволюции. | 2 | ||
18 | Общие закономерности биологической эволюции. | 1 | ||
19 | Современные представления о возникновении жизни на Земле. | 1 | ||
20 | Начальные этапы развития жизни | 1 | ||
21 | Жизнь в архейскую и протерозойскую эры. | 1 | ||
22 | Жизнь в палеозойскую эру. | 1 | ||
23 | Жизнь в мезозойскую эру. | 1 | ||
24 | Жизнь в кайнозойскую эру. | 1 | ||
25-26 | Происхождение человека | 2 | ||
Структурная организация живых организмов (10ч) | ||||
27 | Химическая организация клетки. Неорганические вещества. | 1 | ||
28 | Органические вещества, входящие в состав клетки | 1 | ||
29 | Пластический обмен. Биосинтез белков | 1 | ||
30 | Энергетический обмен. | 1 | ||
31 | Прокариотическая клетка. | 1 | 1 | |
32-33 | Строение клетки эукариот. Цитоплазматическая мембрана, органоиды. | 2 | 1 | |
34 | Ядро, строение, функции. | 1 | ||
35 | Деление клеток. | 1 | ||
36 | Клеточная теория строения организмов. | 1 | ||
Размножение и индивидуальное развитие организмов (5ч) | ||||
37 | Бесполое размножение организмов. Митоз | 1 | ||
38 | Половое размножение. Мейоз. Развитие половых клеток. | 1 | ||
39 | Эмбриональный период развития. | 1 | ||
40 | Постэмбриональный период развития. | 1 | ||
41 | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | 1 | ||
Наследственность и изменчивость организмов (14 ч) | ||||
42 | Основные понятия генетики. | 1 | ||
43 | Гибридологический метод изучения наследования признаков организма. | 1 | ||
44 | Первый закон Менделя – закон доминирования. | 1 | 1 | |
45 | Второй закон Менделя – закон расщепления. Явление неполного доминирования. | 1 | 1 | |
46 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | 1 | 1 | |
47 | Сцепленное наследование генов | 1 | ||
48-49 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 2 | ||
50 | Взаимодействие генов. | 1 | ||
51 | Наследственная изменчивость. | 1 | ||
52 | Фенотипическая изменчивость. Норма реакции. | 1 | ||
53 | Центры многообразия и происхождения культурных растений | 1 | ||
54 | Методы селекции растений и животных. | 1 | ||
55 | Селекция микроорганизмов. | 1 | ||
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.(14ч) | ||||
56 | Биосфера, ее структура и функции. | 1 | ||
57-58 | Круговорот веществ в природе. | 2 | ||
59 | История формирования сообществ живых организмов. | 1 | ||
60 | Биогеоценозы и биоценозы. | 1 | ||
61 | Абиотические факторы | 1 | ||
62 | Интенсивность действия факторов среды. | 1 | ||
63-64 | Биотические факторы среды. | 2 | ||
65-66 | Взаимоотношения между организмами. | 2 | ||
67 | Природные ресурсы и их использование. | 1 | ||
68 | Влияние действия антропогенных факторов на окружающую среду. | 1 | 1 | |
69 | Охрана природы. | 1 | ||
Заключение (1 ч) | ||||
70 | Заключение | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 8 класс Н.И. Сонин
Рабочая программа по биологии 8 класс Н.И. Сонин...
Рабочая программа по биологии 9 класс Н.И. Сонин
Рабочая программа по биологии 9 класс...
Рабочая программа по биологии 8 класс. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования по биологии Н.И.Сонина, составленный в соответствии с федеральным компонентом государственного образовател...
Рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Сонина Н.И.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, на основе Примерной программы основного общего образования по биоло...
Рабочая программа по биологии для 7 класса (УМК Сонин)
Представлена рабочая программа для 7 класса по УМК Сонина...
Рабочая программа по биологии для 8 класса (УМК Сонин)
Представлена рабочая программа для 8 класса по УМК Сонина...
Рабочая программа по биологии для 5 класса по Сонину Н.И.
Рабочая программа по биологии для 5 класса расчитана на 2 часа....