Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК Н.И.Сонина
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Фролова Светлана Николаевна

Данная программа разработана  на основании учебника  биологии 8 класса, авторов Н.И.Сонина и М.Р.Сапина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Мурзицкой средней общеобразовательной школы –

Кочетовская основная общеобразовательная школа

Принято  

на педагогическом совете школы

Протокол №_1_

от «_26_» августа  2013 г.

«Согласовано»

Заведующий филиалом Кочетовской ООШ

_____________/Саляева И.В./

«____»____________2013 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ Мурзицкой СОШ

_____________/Мурзакаева Е.И./

 «__»_____________2013 г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Биология»

Класс:8

Уровень: базовый

Учитель 1 категории: Мокеева Светлана Николаевна

Учебный год: 2013-2014

с. Кочетовка, 2013 год


Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа разработана на основе:

  • Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
  • Примерной образовательной программы основного общего образования, созданной на основе стандарта;
  • Образовательной программы филиала МБОУ Мурзицкой СОШ – Кочетовская  ООШ;
  • Программы  основного общего образования. Биология. 5-9 классы.  Концентрический курс. Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров   -  Рабочие программы. Биология 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М. Пальдяева   -  2-е изд.стереотип.  – М.: Дрофа, 2013г
  • Учебного плана филиала МБОУ Мурзицкой СОШ – Кочетовская  ООШ на 2013-2014 учебный год;
  • Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189).

Традиционная образовательная технология.

Общая характеристика учебного предмета

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. Всего -70 часов. Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности.

 На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

В содержание программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

• Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

• Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

• Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки зачет. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью.

Основной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило

Цели  обучения биологии в 8 классе:

■ освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;

■ овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска;

■ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;

■ воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

■ использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития эволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств. На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. содержание календарно-тематического планирования предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
1)приобретение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, о человеке как биосоциальном существе;
2)овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей;
3)освоение общепредметных компетенций
: 
 

Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – роль науки и религии в жизни человека.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира на начальном этапе изучения биологии в графе «Содержание урока» выделены следующие информационные единицы:
термины, факты, процессы и объекты, закономерности и теории.
Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
В рамках данной компетенции выделяются следующие
умения и навыки, определяемые стандартами:
■ Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.
■ Определение адекватных способов решения
учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
■ Исследование несложных практических ситуаций,
выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ
■ Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
■ Творческое решение учебных и практических задач: умение
мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Учащиеся в результате усвоения раздела должны

• признаки сходства и отличия человека и животных;

• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

• особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Учащиеся должны уметь:

• объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

• изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

• распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

• выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

• сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

• определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;

• анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Программное оснащение учебного плана.

Программа  основного общего образования. Биология. 5-9 классы.  Концентрический курс. Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров   -  Рабочие программы. Биология 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М. Пальдяева   -  2-е изд.стереотип.  – М.: Дрофа, 2013г

Учебно-методическое оснащение учебного плана.

1.Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 5-е изд,, стереотип. - М.: Дрофа, 2008

2.Абдулгамидов Ч.А., Сонин Н.И. Биология. Человек: 8 класс. Сборник задания для тематического контроля знаний учащихся. Учебно-методическое пособие. - М.: Классик Стиль, 2003.

3. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Печатная тетрадь к учебнику Биология. 8 кл. Человек: для общеобразоват. учеб. заведений. - 5-е изд,, стереотип. - М.: Дрофа, 2009.  

Тематическое планирование по курсы

«Биология 8 класс.Человек»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные

 работы, ч.

Обобщающие

уроки

1

Место человека в системе органического мира

2

2

2

Происхождение человека

2

2

3

Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека

2

2

4

Общий обзор организма человека

4

3

1

5

Координация и регуляция

13

11

1

1

6

Опора и движение

7

6

1

7

Внутренняя среда организма

3

3

8

Транспорт веществ

5

4

1

9

Дыхание

3

2

1

10

Пищеварение

6

5

1

11

Обмен веществ и энергии. Витамины

2

2

12

Выделение

3

3

13

Покровы тела

3

2

1

14

Размножение и развитие

3

3

15

Высшая нервная деятельность

7

6

1

16

Человек и его здоровье

4

4

17

Обобщение знаний за курс 8 класса

1

1

Итого

70

61

2

7

Содержание программы

Место человека  в системе органического мира (2 часа)

Значение знаний о строении и функционировании организма человека.

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Происхождение человека  (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. 

Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека(2 ч)

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Общий обзор организма человека  (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.

Лабораторные и практические работы.

  1. Строение животной клетки.

Координация и регуляция (13 часов)

Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса.

Строение  функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания,  вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Лабораторные и практические работы.

  1. Изучение головного мозга человека по муляжам.

                   

Опора и движение (7 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда.Укрепление здоровья и двигательная активность.

Внутренняя среда организма  (3 часа)

Понятие «внутренняя среда».  Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.  Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.

Транспорт веществ  (5 часов)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.  Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.

Дыхание  (3 часов)

Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

 

Пищеварение  (6 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.

 

Обмен веществ и энергии  (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Выделение  (3 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Покровы тела  (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.

Размножение и развитие  (3 часа)

Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Высшая нервная деятельность  (7 часов)

Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Человек и его здоровье  (4 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Обобщение знаний за курс 8 класса (1ч)

Календарно - тематическое планирование

урока

Содержание

учебного материала

Количество часов

Даты проведения

Лабораторная работа

Практическая работа

Место человека в системе органического мира (2ч)

1

Место человека в системе органического мира

1

2

Особенности человека

1

Происхождение человека (2 ч)

3

Происхождение человека и его эволюция

1

4

Расы человека, их происхождение и единство.

1

Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека(2 ч)

5

Анатомия, физиология, психология и гигиена человека.

1

6

Становление наук о человеке.

1

Общий обзор организма человека (4 ч.)

7

Клеточное строение организма.  Лабораторная работа « Строение животной клетки»

1

8-9

Покровные и соединительные ткани. Мышечная и нервная   ткань

2

10

 Органы .Система органов. Организм.

1

Координация и регуляция (13 ч.)

11

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности

1

12

Роль гормонов в обменных процессах. нервно – гуморальная регуляция, ее нарушения

1

13

Зачетный урок по темам  « Общий обзор  организма человека». «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности».

1

14

Нервная регуляция . Строение и значение нервной системы.

1

15

Спиной мозг.

1

16

Строение и функции головного мозга Лабораторная работа «Изучение головного мозга человека по муляжам»

1

17-18

Полушария головного мозга

2

19

Контрольное тестирование по темам « Нервно- гуморальная регуляция физиологических процессов», « Организм человека и его строение»

1

20

Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор.

1

21

Анализаторы слуха и равновесия

1

22

Кожно- мышечная чувствительность. Обоняние и вкус.

1

23

Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимодействие. обобщение знаний об органах чувств и анализаторов.

1

Опора и движение (7 ч)

24

Аппарат опоры и движения, его функции, скелет человека, его значение и строение

1

25-26

Строение, свойства костей.

2

27

Мышцы, их строение и функции.

1

28

Работа мышц.

1

29

Взаимосвязь строения и функций опорно – двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека

1

30

Контрольное тестирование по теме « Опорно – двигательная система»

1

Внутренняя среда организма (3 ч.)

31

Внутренняя среда организма и ее значение

1

32

Плазма крови, ее состав. форменные элементы крови  (эритроциты, лейкоциты, троибоциты), их строение и функции

1

33

Иммунитет

1

Транспорт веществ (5 ч.)

34-35

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения

2

36

Работа сердца

1

37

Движение крови и лимфы по сосудам

1

38

Контрольное тестирование по темам «Транспорт веществ.», « Внутренняя среда организма»

1

Дыхание (3 ч.)

39

Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.

1

40

Газообмен в легких и тканях . Дыхательные движения и их регуляция

1

41

Контрольное тестирование  по темам « Дыхание», «Внутренняя среда организма». «Транспорт веществ»

1

Пищеварение (6 ч.)

42

Пищевые продукты и питательные вещества

1

43

Пищеварение в ротовой полости

1

44

Пищеварение в ротовой полости

1

45

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке

1

46

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Гигиена питания.

1

47

Итоговое тестирование по теме «Пищеварительная система»

1

Обмен веществ и энергии. Витамины (2 ч.)

48

Обмен веществ.

1

49

Витамины

1

Выделение (3ч.)

50-51

Выделение. Строение  и работа почек        

2

52

Заболевания почек и их предупреждение

1

Покровы тела (3 ч.)

53

Строение и функции кожи

1

54

Роль кожи в терморегуляции организма

1

55

Контрольное тестирование по темам «Обмен веществ. Выделение. Покровы тела»

1

Размножение и развитие (3 ч.)

56

Половая система человека

1

57-58

Возрастные процессы

2

Высшая нервная деятельность (7 ч.)

59

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

1

60

Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды, роль приспособлении к условиям жизни

1

61

Торможение и его виды и значение

1

62

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна

1

63

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы

1

64

Типы нервной деятельности

1

65

Контрольное тестирование по теме « Высшая нервная деятельность»

1

Человек и его здоровье (4 ч)

66

Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи

1

67

Вредны привычки. Заболевания человека

1

68

Двигательная активность и здоровье человека. Закаливание

1

69

Гигиена человека

1

Обобщение знаний за курс  биологии 8 класса (1 ч)

70

Итоговая проверочная работа по курсу «Человек»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 8 класс Н.И. Сонин

Рабочая программа по биологии 8 класс Н.И. Сонин...

Рабочая программа по биологии 9 класс Н.И. Сонин

Рабочая программа по биологии 9 класс...

Рабочая программа по биологии 8 класс. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин

Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования по биологии Н.И.Сонина, составленный в соответствии с федеральным компонентом государственного образовател...

Рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Сонина Н.И.

Рабочая программа составлена  в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта,  на основе Примерной программы основного общего образования по биоло...

Рабочая программа по биологии для 7 класса (УМК Сонин)

Представлена рабочая программа для 7 класса по УМК Сонина...

Рабочая программа по биологии для 8 класса (УМК Сонин)

Представлена рабочая программа для 8 класса по УМК Сонина...

Рабочая программа по биологии 8класс. Сонин Н.И.

Рабочая программа по биологии, концентрический  курс Н.И.Сонин,Сапин М.Р....