Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК Н.И.Сонина
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Данная программа разработана на основании учебника биологии 8 класса, авторов Н.И.Сонина и М.Р.Сапина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Мурзицкой средней общеобразовательной школы –
Кочетовская основная общеобразовательная школа
Принято на педагогическом совете школы Протокол №_1_ от «_26_» августа 2013 г. | «Согласовано» Заведующий филиалом Кочетовской ООШ _____________/Саляева И.В./ «____»____________2013 г. | «Утверждено» Директор МБОУ Мурзицкой СОШ _____________/Мурзакаева Е.И./ «__»_____________2013 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Биология»
Класс:8
Уровень: базовый
Учитель 1 категории: Мокеева Светлана Николаевна
Учебный год: 2013-2014
с. Кочетовка, 2013 год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа разработана на основе:
- Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
- Примерной образовательной программы основного общего образования, созданной на основе стандарта;
- Образовательной программы филиала МБОУ Мурзицкой СОШ – Кочетовская ООШ;
- Программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров - Рабочие программы. Биология 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М. Пальдяева - 2-е изд.стереотип. – М.: Дрофа, 2013г
- Учебного плана филиала МБОУ Мурзицкой СОШ – Кочетовская ООШ на 2013-2014 учебный год;
- Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189).
Традиционная образовательная технология.
Общая характеристика учебного предмета
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. Всего -70 часов. Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности.
На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
В содержание программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:
• Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
• Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
• Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки зачет. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью.
Основной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило
Цели обучения биологии в 8 классе:
■ освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
■ овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска;
■ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
■ воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
■ использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития эволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств. На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. содержание календарно-тематического планирования предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
1)приобретение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, о человеке как биосоциальном существе;
2)овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей;
3)освоение общепредметных компетенций:
Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – роль науки и религии в жизни человека.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира на начальном этапе изучения биологии в графе «Содержание урока» выделены следующие информационные единицы: термины, факты, процессы и объекты, закономерности и теории.
Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
■ Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.
■ Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
■ Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ
■ Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
■ Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Учащиеся в результате усвоения раздела должны
• признаки сходства и отличия человека и животных;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
• особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
Учащиеся должны уметь:
• объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
• изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
• распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
• выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
• сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
• определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;
• анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Программное оснащение учебного плана.
Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров - Рабочие программы. Биология 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М. Пальдяева - 2-е изд.стереотип. – М.: Дрофа, 2013г
Учебно-методическое оснащение учебного плана.
1.Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 5-е изд,, стереотип. - М.: Дрофа, 2008
2.Абдулгамидов Ч.А., Сонин Н.И. Биология. Человек: 8 класс. Сборник задания для тематического контроля знаний учащихся. Учебно-методическое пособие. - М.: Классик Стиль, 2003.
3. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Печатная тетрадь к учебнику Биология. 8 кл. Человек: для общеобразоват. учеб. заведений. - 5-е изд,, стереотип. - М.: Дрофа, 2009.
Тематическое планирование по курсы
«Биология 8 класс.Человек»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Из них | ||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные работы, ч. | Обобщающие уроки | |||
1 | Место человека в системе органического мира | 2 | 2 | – | – |
2 | Происхождение человека | 2 | 2 | – | – |
3 | Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека | 2 | 2 | – | – |
4 | Общий обзор организма человека | 4 | 3 | 1 | – |
5 | Координация и регуляция | 13 | 11 | 1 | 1 |
6 | Опора и движение | 7 | 6 | – | 1 |
7 | Внутренняя среда организма | 3 | 3 | – | – |
8 | Транспорт веществ | 5 | 4 | – | 1 |
9 | Дыхание | 3 | 2 | – | 1 |
10 | Пищеварение | 6 | 5 | – | 1 |
11 | Обмен веществ и энергии. Витамины | 2 | 2 | – | – |
12 | Выделение | 3 | 3 | – | – |
13 | Покровы тела | 3 | 2 | – | 1 |
14 | Размножение и развитие | 3 | 3 | – | – |
15 | Высшая нервная деятельность | 7 | 6 | – | 1 |
16 | Человек и его здоровье | 4 | 4 | – | – |
17 | Обобщение знаний за курс 8 класса | 1 | 1 | – | – |
Итого | 70 | 61 | 2 | 7 |
Содержание программы
Место человека в системе органического мира (2 часа)
Значение знаний о строении и функционировании организма человека.
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Происхождение человека (2 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека(2 ч)
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Общий обзор организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.
Лабораторные и практические работы.
- Строение животной клетки.
Координация и регуляция (13 часов)
Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса.
Строение функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Лабораторные и практические работы.
- Изучение головного мозга человека по муляжам.
Опора и движение (7 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда.Укрепление здоровья и двигательная активность.
Внутренняя среда организма (3 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.
Транспорт веществ (5 часов)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.
Дыхание (3 часов)
Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Пищеварение (6 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.
Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Выделение (3 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Покровы тела (3 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.
Размножение и развитие (3 часа)
Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Высшая нервная деятельность (7 часов)
Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Человек и его здоровье (4 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Обобщение знаний за курс 8 класса (1ч)
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Содержание учебного материала | Количество часов | Даты проведения | |
Лабораторная работа | Практическая работа | |||
Место человека в системе органического мира (2ч) | ||||
1 | Место человека в системе органического мира | 1 | ||
2 | Особенности человека | 1 | ||
Происхождение человека (2 ч) | ||||
3 | Происхождение человека и его эволюция | 1 | ||
4 | Расы человека, их происхождение и единство. | 1 | ||
Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека(2 ч) | ||||
5 | Анатомия, физиология, психология и гигиена человека. | 1 | ||
6 | Становление наук о человеке. | 1 | ||
Общий обзор организма человека (4 ч.) | ||||
7 | Клеточное строение организма. Лабораторная работа « Строение животной клетки» | 1 | ||
8-9 | Покровные и соединительные ткани. Мышечная и нервная ткань | 2 | ||
10 | Органы .Система органов. Организм. | 1 | ||
Координация и регуляция (13 ч.) | ||||
11 | Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности | 1 | ||
12 | Роль гормонов в обменных процессах. нервно – гуморальная регуляция, ее нарушения | 1 | ||
13 | Зачетный урок по темам « Общий обзор организма человека». «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности». | 1 | ||
14 | Нервная регуляция . Строение и значение нервной системы. | 1 | ||
15 | Спиной мозг. | 1 | ||
16 | Строение и функции головного мозга Лабораторная работа «Изучение головного мозга человека по муляжам» | 1 | ||
17-18 | Полушария головного мозга | 2 | ||
19 | Контрольное тестирование по темам « Нервно- гуморальная регуляция физиологических процессов», « Организм человека и его строение» | 1 | ||
20 | Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор. | 1 | ||
21 | Анализаторы слуха и равновесия | 1 | ||
22 | Кожно- мышечная чувствительность. Обоняние и вкус. | 1 | ||
23 | Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимодействие. обобщение знаний об органах чувств и анализаторов. | 1 | ||
Опора и движение (7 ч) | ||||
24 | Аппарат опоры и движения, его функции, скелет человека, его значение и строение | 1 | ||
25-26 | Строение, свойства костей. | 2 | ||
27 | Мышцы, их строение и функции. | 1 | ||
28 | Работа мышц. | 1 | ||
29 | Взаимосвязь строения и функций опорно – двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека | 1 | ||
30 | Контрольное тестирование по теме « Опорно – двигательная система» | 1 | ||
Внутренняя среда организма (3 ч.) | ||||
31 | Внутренняя среда организма и ее значение | 1 | ||
32 | Плазма крови, ее состав. форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, троибоциты), их строение и функции | 1 | ||
33 | Иммунитет | 1 | ||
Транспорт веществ (5 ч.) | ||||
34-35 | Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения | 2 | ||
36 | Работа сердца | 1 | ||
37 | Движение крови и лимфы по сосудам | 1 | ||
38 | Контрольное тестирование по темам «Транспорт веществ.», « Внутренняя среда организма» | 1 | ||
Дыхание (3 ч.) | ||||
39 | Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания. | 1 | ||
40 | Газообмен в легких и тканях . Дыхательные движения и их регуляция | 1 | ||
41 | Контрольное тестирование по темам « Дыхание», «Внутренняя среда организма». «Транспорт веществ» | 1 | ||
Пищеварение (6 ч.) | ||||
42 | Пищевые продукты и питательные вещества | 1 | ||
43 | Пищеварение в ротовой полости | 1 | ||
44 | Пищеварение в ротовой полости | 1 | ||
45 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке | 1 | ||
46 | Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Гигиена питания. | 1 | ||
47 | Итоговое тестирование по теме «Пищеварительная система» | 1 | ||
Обмен веществ и энергии. Витамины (2 ч.) | ||||
48 | Обмен веществ. | 1 | ||
49 | Витамины | 1 | ||
Выделение (3ч.) | ||||
50-51 | Выделение. Строение и работа почек | 2 | ||
52 | Заболевания почек и их предупреждение | 1 | ||
Покровы тела (3 ч.) | ||||
53 | Строение и функции кожи | 1 | ||
54 | Роль кожи в терморегуляции организма | 1 | ||
55 | Контрольное тестирование по темам «Обмен веществ. Выделение. Покровы тела» | 1 | ||
Размножение и развитие (3 ч.) | ||||
56 | Половая система человека | 1 | ||
57-58 | Возрастные процессы | 2 | ||
Высшая нервная деятельность (7 ч.) | ||||
59 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | 1 | ||
60 | Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды, роль приспособлении к условиям жизни | 1 | ||
61 | Торможение и его виды и значение | 1 | ||
62 | Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна | 1 | ||
63 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы | 1 | ||
64 | Типы нервной деятельности | 1 | ||
65 | Контрольное тестирование по теме « Высшая нервная деятельность» | 1 | ||
Человек и его здоровье (4 ч) | ||||
66 | Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи | 1 | ||
67 | Вредны привычки. Заболевания человека | 1 | ||
68 | Двигательная активность и здоровье человека. Закаливание | 1 | ||
69 | Гигиена человека | 1 | ||
Обобщение знаний за курс биологии 8 класса (1 ч) | ||||
70 | Итоговая проверочная работа по курсу «Человек» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 8 класс Н.И. Сонин
Рабочая программа по биологии 8 класс Н.И. Сонин...
Рабочая программа по биологии 9 класс Н.И. Сонин
Рабочая программа по биологии 9 класс...
Рабочая программа по биологии 8 класс. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования по биологии Н.И.Сонина, составленный в соответствии с федеральным компонентом государственного образовател...
Рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Сонина Н.И.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, на основе Примерной программы основного общего образования по биоло...
Рабочая программа по биологии для 7 класса (УМК Сонин)
Представлена рабочая программа для 7 класса по УМК Сонина...
Рабочая программа по биологии для 8 класса (УМК Сонин)
Представлена рабочая программа для 8 класса по УМК Сонина...
Рабочая программа по биологии 8класс. Сонин Н.И.
Рабочая программа по биологии, концентрический курс Н.И.Сонин,Сапин М.Р....