Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ЕГЭ"
элективный курс по биологии (10 класс) по теме

Лунга Наталья Павловна

Данная программа предназначена для учащихся 10-11 класса, сдающих ЕГЭ по биологии. Программа расчитана на 1 час в неделю. Она разработана для полного освоения программы по биологии за курс 6-11 класс. В ней рассмотрены наиболее важные вопросы, с учетом индивидуальных способностей и знаний предмета  учащимися. Особое внимание отводится вопросам генетики, цитологии, ботаники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon lunga_n.p._fakultativ.zip29.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по курсу ИПК 10 класс

Тема урока

Основное содержание темы, термины и понятия

Количе

ство

часов

Этапы учебной деятельности. Формы работы

Характеристика основных видов деятельности

Диагностика основных деятельности

Дата

Растения, грибы, лишайники, бактерии (9 часов)

1

Характеристика растений. Водоросли. Голосеменные.

Многообразие царства растений, места их обитания, значение растений, значением растений в природе и жизни человека. Ботаника  наука о растениях;  понятия о низших и высших растениях Термины- «низшие растения, таллом, высшие растения» Среда обитания, строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей как наиболее просто организованных. Строение многоклеточных водорослей. Зеленые, бурые, красные водоросли. Голосеменные растений,особенности их строения; значение голосеменных в природе и жизни человека. Термины-  «голосеменные растения, фитонциды»

1

Повторение знаний, полученных в 6 классе. Характеристика водорослей. Характеристика голосеменных растений на основе базы школьной программы

Перечислять основные группы растений, приводить примеры основных групп растений

Объяснять происхождение высших растений. Распознавать растения отдела Голосеменные растения

Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги

Решение тестовых заданий

25.11.13

2

Характеристика растений.

Покрытосеменные

Многообразие  покрытосеменных растений, особенности  строения покрытосеменных растений. Термины- «покрытосеменные растения»

Строение цветкового растения

1

 Характеристика покрытосеменных растений.

Выделять особенности покрытосеменных растений.

Показывать влияние хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие растений,меры охраны редких и исчезающих видов

Решение тестовых заданий

02.12.13

3

Вегетативные органы (корень, почка, стебель, лист). Вегетативное размножение

Побег и его строение.  Роль стебля в жизни растения;  внешнее и внутреннее строение стебля,  взаимосвязь особенностей строения стебля в связи с выполняемыми функциями. Функции стебля. Клеточное строение стебля. Клеточное строение листа Строение кожицы листа и её функции. Строение и роль устьиц. Строение мякоти листа. Строение корня, зоны корня, особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполняемой функцией.  Почки вегетативные и генеративные. Типы листорасположения; развитие побега из почки. Термины- «побег, узлы, междоузлия»

1

Коррекция знаний и способов действий. Представление результатов самостоятельной работы.

Называют органы вегетативного размножения растений. Владеют терминологией. Называют функ

Тесты для самопроверки

09.12.13

4

 Половое размножение цветковых растений. Органы полового размножения

 

Цветок, как о орган семенного размножения покрытосеменных растений. Половое размножение цветкового растения.

 Биологическое значение главных частей цветка-пестика и тычинок. Термины- «цветок, обоеполые цветки, раздельнополые цветки, однодомные растения,двудомные растения»

1

Осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Описывать строение различных видов цветков

Называть компоненты цветка

Решение тестовых заданий

 16.12.13

5

Систематика растений.

Классификации растений. Основные систематические категории растений

Однодольные и двудольные растения, их различия. Термины- «сорт, вид»

1

Коррекция знаний и способов действий. Представление результатов самостоятельной работы.

Называть систематические группы растений

Узнавать типы жилкования и корневых систем

Выделять главные признаки семейств

Тесты для самопроверки.

23.12.13

6

Грибы и лишайники

Характерные признаки грибов,их строение,питание,размножение,роль в природе и жизни человека.Термины- «грибница».

Различие между грибами сапрофитами и паразитами.Строение и жизнедеятельность шляпочных грибов,отличие  ядовитых и съедобных грибов, правила сбора грибов,технология их выращивания. Термины- «мицелий, микориза, особенности строения шляпочных грибов. Особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, их роль в природе и народном хозяйстве. Плесневые грибы:мукор и пеницилл, дрожжи.

Особенности строения и жизнедеятельность лишайников как симбиотических организмов; приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека.  

1

Формирование разных способов и  действия.

Характеризуют  Царство Грибы. Почему грибы выделяют в отдельное царство. Строение грибов. Микориза.

Решение тестовых заданий

 13.01.14

7

 Бактерии

Характерные признаки бактерий,их отличие от растений и животных; особенности строения,питания,размножения и распространения бактерий. Термины- «бактерии,паразиты, сапротрофы,спора»Различные группы бактерий и их роль в природе и жизни человека. Термины- «симбиоз».

Бактерии разложения и гниения,клубеньковые,молочнокислые,  болезнетворные

1

Коррекция знаний и способов действий. Представление результатов самостоятельной работы.

Описывают строение бактерий; объясняют, что бактерии-живые организмы.Приводят примеры положительного и отрицательного значения бактерий

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека

Решение тестовых заданий

 20.01.14

8

Тестовая работа по теме: «Растения, грибы, лишайники, бактерии»

Проверка знаний

1

Обобщение и систематизация знаний. Представление результатов самостоятельной работы.

Решение тестовых задач

 27.01.14

Животные (10часов)

9

 

 

Тип простейшие

Работать с живыми культурами, готовить микропрепараты с живыми животными, распознавать микроскопических животных. Анализировать содержание таблиц. Корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина, простейшие, инфузории, колония, жгутиконосцы- строение, образ жизни

1

 Выделять особенности жизнедеятельности простейших. Приводить аргументы, доказывающие единство происхождения животных и растений.

Умение различать животных этого типа. Дают характеристику этим организмам  

Решение тестовых заданий

 03.02.14

10

 Тип кишечнополостные

 

Тип кишечнополостные: гидры,  кораллы,   медузы. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Термины: губки, специализация клеток, эктодерма, энтодерма, полость кишечная, лучевая симметрия, полип, медуза, коралл, регенерация

1

Постановка и решение учебной задачи.

Называют отличительные особенности типа кишечнополостные. Различают свободно живущие и прикрепленные формы.

Решение тестовых заданий

 10.02.14

11

 Тип плоские черви. Тип круглые черви

Тип плоские черви. Тип круглые черви.  Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

1

Выделять особенности жизнедеятельности и строения организмов.

 Определяют систематическое положение животного, распознают изученных животных. Владеют терминологией.

Решение тестовых заданий

 17.02.14

12

Тип кольчатые черви

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Термины: гермафродит, хозяин промежуточный и окончательный, параподия, полихеты, олигохеты,

1

Выделять особенности жизнедеятельности и строения организмов.

Выделяют особенности строения и признаки систематики беспозвоночных. Объясняют усложнение беспозвоночных в процессе эволюции.

Решение тестовых заданий

24.02.14

13

Тип мягкотелые, или моллюски

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

1

Выделять особенности жизнедеятельности и строения организмов.

Вспоминают  разнообразие брюхоногих и головоногих моллюсков.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Решение тестовых заданий. Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

3.03.14

14

 Тип членистоногие.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Термины:хитин, мозаичное зрение, партеногенез.

1

 Особенности жизнедеятельности и строения организмов. Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и средой обитания. Доказывать принадлежность представителей к одному типу. Сравнивать строение и жизнедеятельность беспозвоночных. Используя современные компьютерные технологии готовить сообщения и создавать презентации о беспозвоночных.

Вспоминают  особенности строения и образа жизни типа членистоногие

Решение тестовых заданий

 10.03.14

15

Тип хордовые. Класс ланцетники и класс рыбы

Тип хордовые. Класс ланцетники.

 

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

1

Выделять особенности жизнедеятельности и строения организмов. Вести наблюдение за животными, ставить простейшие опыты, определять систематическое положение животного, распознавать изученных животных. Выделять особенности строения и признаки систематики позвоночных. Объяснять усложнение позвоночных в процессе эволюции.  

Называют представителей класса ланцетники и рыбы. Строение их тела. Физиологические особенности, связанные с жизнью в воде.

Решение тестовых заданий

 17.03.14

16

 Классы земноводные и класс пресмыкающиеся.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

1

Выделять особенности жизнедеятельности и строения организмов. Объяснять значение терминов. Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и средой обитания. Доказывать принадлежность представителей к одному типу.

Называют представителей класса земноводных и пресмыкающихся. Строение их тела. Физиологические особенности с выходом на сушу. Усложнение тела в сравнении с рыбами.

Решение тестовых заданий

 7.04.14

17

 Класс птицы

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

1

Выделять особенности жизнедеятельности и строения организмов.

Знают строение тела птиц. Выводковые и гнездовые. Отряды птиц. Строение пера.

Решение тестовых заданий

 14.04.14

18

 Класс млекопитающие, или звери

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

1

Выделять особенности жизнедеятельности и строения организмов.Объяснять значение терминов. Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и средой обитания. Доказывать принадлежность представителей к одному типу.

Отличают класс млекопитающие по подклассам. Называют отряды млекопитающих и их представителей.  Называют отличительные признаки класса.

Решение тестовых заданий

 21.04.14

19

 Тестовая работа по теме: «Животные»

Проверка знаний

1

Обобщение и систематизация знаний. Представление результатов самостоятельной работы.

Решение тестовых задач

 28.04.14

Человек и его здоровье (11ч)

20

 

 Опорно-двигательная система

Углубление знаний  о строении и функции опорно-двигательной системы

Акцентирование внимание на особенностях скелета человека,связанных с прямохождением и трудовой деятельностью

Систематизирование  знания о строении скелета человека

Отделы скелета и их основные кости, функции отдельных частей скелета, виды соединения костей.

Понятия:осевой и добавочный скелет, строение черепа

строение скелета туловища

строение позвонка

скелет поясов конечностей и свободных конечностей

1

Выделять особенности жизнедеятельности и строения организмов. Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и средой обитания. Доказывать принадлежность представителей к одному типу.

Распознают кости, показывают  названную кость на скелете, называют вид соединения костей в скелете, приводят примеры приспособленности скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Называют компоненты осевого и добавочного скелета;

показывают взаимосвязь между строением осевого скелета и функциями черепа, поясов конечностей

сравнивают строение поясов верхней и нижней конечности

Решение тестовых заданий

5.05.14 

21

 Система органов кожи

Формирование  знания о строении кожи в связи с выполняемыми функциями. Обобщение  знания учащихся о защите организма от перегревания и переохлаждения. Знакомство с условиями сохранения постоянной температуры тела и способами терморегуляции, её рефлекторными механизмами 

1

Выделять особенности жизнедеятельности и строения организмов.

 Рассказывают рефлекторный механизм терморегуляции.

Обосновывают зависимость температуры тела от интенсивности обмена веществ.

Доказывают роль кожи в поддержании постоянной температуры тела. Объясняют  функции кожи, владеют понятиями «эпидермис», «дерма» «гиподерма», «сальные и потовые железы»

Решение тестовых заданий

 12.05.14

22

Нервная система

Вспоминание знания о строении и функциях нервной системы человека; характеристика отделам нервной системы: ЦНС и периферический отдел

 Ознакомление с особенностями строения и функциями соматической нервной системы.

Знания о строении и функциях вегетативной нервной системы, определения основных понятий темы:

  • механизм, природа, свойства нервной регуляции;
  • общий план строения нервной системы человека;
  • строение и функции периферической нервной системы

 Выявление особенности соматической нервной системы и её функции.

Выявление особенности строения вегетативной нервной системы и ее функции. Механизм, природа,свойства нервной регуляции.

Различие  и свойства условных и безусловных рефлексов.

1

Выделять особенности жизнедеятельности и строения организмов.

Объясняют отличия соматической и вегетативной нервной системы.

Сопоставление строение видов нервных систем. Приводят примеры условных и безусловных рефлексов;

  • схематически изображают рефлекторные дуги различных  рефлексов: коленного, мигательного, двигательного и т.д.

Решение тестовых заданий

 19.05.14

23

 Кровь и кровеносная система. Лимфатическая система.
Дыхательная система.

Пищевари-   тельная система.

Раскрытие понятия внутренняя среда организма,

 состав и значение крови,лимфы,тканевой жидкости, значение постоянства внутренней среды. Раскрытие роли лимфы,жидкости и крови в организме. Малый круг кровообращения(путь крови и значение); большой круг кровообращения.

Раскрывают понятия:артериальная кровь,венозная кровь,аорта,артерии,вены,капилляры. Раскрытие сущность процесса дыхания.

 Роль дыхания в обмене веществ и превращениях энергии в организме. Изучение строения органов дыхания в соответствии с их функциями 

Объяснять понятия «пищевые продукты», «питательные вещества», «пищеварение». Характеристика органов пищеварительной системы. Понятия метоболизма.

1

Выделять особенности жизнедеятельности и строения организмов.

Объясняют различие между компонентами внутренней среды организма; объясняют строение форменных элементов крови в связи с функциями. Характеризуют резус-фактор. Объясняют автоматизм работы сердечной мышцы; объясняют ритмичность работы сердца. Характеризуют перенос газов в легких и тканях Объясняют изменение состава воздуха в воздухоносных путях Знание  строения органов пищеварения.

Характеризуют этапы пищеварения. Раскрывают понятия пластического и энергетического обмена.

Решение тестовых заданий

 26.05.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс

Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».

  Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»

        Экзамен по алгебре ГИА 9  все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена,  а число...

Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»

    Предлагаемая программа  по  элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии  с требованиями...

Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс

Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...