Рабочая программа по биологии 6 класс.
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме
Данная программа может быть использована учителями биологии, работающими по линии Пасечника. (2 часа в неделю, 70 часов в год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_6_kl.doc | 51 КБ |
tematicheskoe_planirovanie.6_klass.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основании:
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
- Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 года №196;
- Примерной программы основного общего образования для общеобразовательных учреждений по Биологии 6 класс, Министерства образования и науки Российской Федерации 2007
- Авторской программы под ред. В.В. Пасечника, М. «Биология» 6 класс , издательство «Дрофа» Москва, 2011 г,
- обязательного минимума содержания биологического образования для средней (полной) общеобразовательной школы (Сборник нормативных документов для ОУ РФ, под ред. Э. Д. Днепрова, А. Г. Аркадьева, издательство «Дрофа», Москва, 2007г);
- БУП – 2004 (35часов, 1 час в неделю).
- Учебного плана школы на 2013-2014 учебный год (70 часов, 2 часа в неделю). Дополнительно 1 час на учебный предмет «Биология» дан для расширения учебного предмета федерального компонента.
- Запланировано 70 часов, фактически будет проведено 67 часов, в связи с календарным праздничным днём (8 марта) и выпадением каникулярных дней, приходящихся на понедельник. Программа будет выполнена за счёт блоковой подачи материала: уроков № 27-28(16.12.2014), № 47-48 (10.03. 2014 г), № 53-54 (07.04.2014),
В 6 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения».
Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:
1. Дать общие представления о строении и жизнедеятельности растительного мира, их индивидуальном и историческом развитии, принципах классификации
- Освоение знаний о растительном мире и присущих ему закономерностях.
- овладение умениями наблюдать за явлениями, происходящими в растительном мире, работать с готовыми растительными препаратами и уметь изготавливать влажные микропрепараты
ЗАДАЧИ курса:
- научить учащихся проводить наблюдения за растительными объектами, простейшие биологические опыты и эксперименты.
- способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за растениями.
- Воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, культуры поведения в природе, природоохранной деятельности.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- Явления природы, строение и свойства растений, грибов, бактерий.
- основные биологические термины и определения понятий
- строение увеличительных приборов
- лекарственные растения и правила их сбора
- ядовитые грибы и правила оказания первой доврачебной помощи
- сравнительную характеристику двудольных и однодольных растений, покрытосеменных и голосеменных растений.
- правила поведения в природе, охрану растительного мира.
- основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- давать сравнительную характеристику культурным и дикорастущим растениям
- Вести фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе
- отличать ядовитые грибы от съедобных. Оказывать первую доврачебную помощь при отравлении грибами.
- Рассматривать растительные клетки под микроскопом, проводить самостоятельный поиск биологической информации из различных источников
- определять всхожесть семян и их посев
- использовать приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни
Рабочая программа составлялась с учётом характеристики класса по предмету.
УМК, реализующий программу:
1. Учебник: «Биология» 6 класс, авт. В. В. Пасечник, «Дрофа», Москва 2008 год;
2. Программа к учебнику «Биология» 6 класс, авт. В.В. Пасечник, издательство «Дрофа», Москва 2007г,
3. Тематическое и поурочное планирование к учебнику, авт.В. В. Пасечник, издательство «Дрофа», Москва, 2008год.
4 Электронные средства
Дополнительной литературы:
1. «Занимательные материалы и факты по биологии», авт.М. М. Бондарук, издательство «Учитель», Волгоград, 2007год;
2. Алексеев В. Н. Многообразие живой природы.Растения.М.: Дрофа, 2008
Дронова О. Н. Хрестоматия по биологии Бактерии. Грибы. Растения. Саратов: Лицей.2002
3. Иванова Т. Тесты по биологии.6-11 класс. М.: Олимп.1999
4.Периодические издания:
- «Учительская газета»,
-«Первое сентября»,
-«Практика административной работы в школе»,
- «Практические советы учителю»,
- «Планета знаний»
- «Биология в школе»
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА ПО ПРЕДМЕТУ
В 6 классе в 2013-2014 уч. году будут обучаться 7 человек: 4 девочки и 3 мальчика. Национальный состав – 4 русских и 3 чеченца.
За прошлый учебный год успеваемость по Природоведению составила-100 %. Качество знаний – 71%
Окончили 2012-2013 уч. год: на «5» -3 ученика
На «4»- 2 ученика
На «3»- 2 ученика
71 % учащихся полностью овладели программным материалом 5 класса. Они могут самостоятельно наблюдать за погодными условиями, сравнивать тела живой и неживой природы, называть отличительные признаки растений и животных.
29 % учащихся не всегда чётко формулируют биологические понятия, дают характеристику биологическим процессам.
Таким образом, для ликвидации пробелов в знаниях учащихся, в 6 классе на уроках Биологии целесообразно мотивировать учащихся к продолжению наблюдений за природными явлениями, за сезонными изменениями в жизни растений, использовать достаточное количество наглядного материала, который бы вызвал интерес к предмету. Для более быстрого усвоения новой темы использовать опорные конспекты (схемы, таблицы). Со слабыми учениками необходимы индивидуальные дополнительные занятия.
Класс можно охарактеризовать как «сильный».
Предмет «Биология» изучается впервые.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:
№ раздела | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Клеточное строение организмов | 5 |
3 | Царство Бактерии | 3 |
4 | Царство Грибы | 4 |
5 | Царство Растения | 8 |
6 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 16 |
7 | Жизнь растений | 15 |
8 | Классификация растений | 7 |
9 | Природные сообщества | 6 |
10 | Развитие растительного мира | 2 |
11 | Резерв | 2 |
ИТОГО: | 70 ч. |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – 6 класс
№ урока | Тема урока | Требования к уровню подготовки уч-ся | Формы контроля | Дом. задание | Дата проведения урока | |
план | факт | |||||
ВВЕДЕНИЕ 2 часа | ||||||
1 | Биология – наука о живой природе. | Знакомство с учебником | Фронтальный опрос | Введение | 02.09 | 02.09 |
2 | Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений» | Лаб. Раб№1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» | Отчёт об экскурсии | 07.09 | 07.09 | |
Клеточное строение организмов. 5 часов. | ||||||
3 | Устройство увеличительных приборов. | Лупа, микроскоп: штатив, тубус, окуляр, предметный столик | Лаб/раб.2 «Устройство лупы и микроскопа. Правила работы с ним. | § 1 | 09.09 | 09.09 |
4 | Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль). | Оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль | Лаб/раб 3 «Приготовление препарата кожицы лука» | § 2 | 14.09 | 14.09 |
5 | Строение клетки (пластиды). | Органойды клетки | .«Пластиды в клетках» | § 2 | 16.09 | 16.09 |
6 | Жизнедеятельность клетки. | Процессы жизнедеятельности | Фронтальный опрос | § 3 | 21.09 | 21.09 |
7 | Ткани. | Виды тканей | Фронтальный опрос | § 4 | 23.09 | 23.09 |
Царства Бактерии. 3 часа. | ||||||
8 | Бактерии. Их роль в природе и в жизни человека. | Роль бактерий в природе | Фронтальный опрос | § 5 | 28.09 | 28.09 |
9 | Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий | 4 царства орган. мира | Индивидуальный опрос | § 5 | 30.09 | 30.09 |
9 | Разнообразие их распространение в природе. | Использование бактерий в промышленности | Фронтальный опрос | § 6 | 05.10 | 05.10 |
Царство Грибы. 4 часа | ||||||
10 | Общая характеристика грибов. | Отличительные признаки грибов, строение, питание | Индивидуальный опрос | § 7 | 07.10 | 07.10 |
11 | Шляпочные грибы. | Строение, классификация, симбиоз | Лаб/раб 4 «Строение тел шляпочных грибов» | § 8 | 12.10 | 12.10 |
12 | Плесневые грибы и дрожжи. | Мукор, пеницилл, дрожжи | Лаб/раб 5 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом» | § 9 | 14.10 | 14.10 |
13 | Роль грибов в природе и жизни человека. | Роль грибов в круговороте веществ | Фронтальный опрос | § 10 | 19.10 | 19.10 |
Царство Растения. 8 часов. | ||||||
14 | Разнообразие, распространение и значение растений. | Влияние географического положения на растения | Индивидуальный опрос | § 11 | 21.10 | 21.10 |
15 | Одноклеточные водоросли. | Многообразие водорослей, строение хроматофор | Лаб/раб 6 «Знакомство с многообразием зелёных одноклеточных и многоклеточных водорослей» | § 12 | 26.10 | 26.10 |
16 | Многоклеточные водоросли. | Многообразие водорослей, строение хроматофор | Фронтальный опрос | § 12 | 09.11 | 09.11 |
17 | Лишайники. | Грибница, симбиоз, паразитизм | Фронтальный опрос | § 13 | 11.11 | 11.11 |
18 | Мхи. | Споры, гаметы, высшее споровое растение | Лаб/раб 7 «Изучение строения мха» | § 14 | 16.11 | 16.11 |
19 | Папоротники. Хвощи и плауны. | Образование каменного угля | Лаб/раб 8 «Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща)» | § 15 | 18.11 | 18.11 |
20 | Голосеменные. | Семя, хвойные, женская шишка | Демонстрация «Строение хвои и шишек хвойных» | § 16 | 23.11 | 23.11 |
21 | Покрытосеменные или цветковые. | Покрытосеменные | Фронтальный опрос | § 17 | 25.11 | 15.11 |
Строение и многообразие покрытосеменных растений. 16 часов. | ||||||
22 | Строение семян двудольных и однодольных растений. | Зерновка, околоплодник, эндосперм, семядоли | Индивидуальный опрос | § 18 | 30.11 | 30.11 |
23 | Урок-практикум «Строение семени» | Сравнение строения семян однодольных и двудольных растений | Лаб/раб 9 «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений» | § 18, конспект | 02.12 | 02.12 |
24 | Виды корней и типы корневых систем. | Стержневые, мочковатые | Лаб/раб 10 «Виды корней и типы корневых систем» | § 19 | 07.12 | 07.12 |
25 | Строение корня .Зоны корня. | Зона роста, всасывания, деления | Демонстрация «Изучение внешнего и внутреннего строения корня» | § 20 | 09.12 | 09.12 |
26 | Видоизменение корней. | Воздушные, клубни, корнеплод | Фронтальный опрос | § 21 | 14.12 | 14.12 |
27 | Побег и почки. | Вегетативные, генеративные, узел, междоузлие | Демонстрация «Строение почек. Расположение на стебле» | § 22 | 16.12 | 16.12 |
28 | Листорасположение | Супротивное, поочередное, мутовчатое | Фронтальный опрос | § 22 | 16.12 | 16.12 |
29 | Внешнее строение листа. | Газообмен, фотосинтез, испарение | Демонстрация «Изучение строения листа» | § 23 | 21.12 | 21.12 |
30 | Клеточное строение листа. | Клеточное строение листа | Фронтальный опрос | § 24 | 23.12 | 23.12 |
31 | Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев. | Влажные и засушливые места обитания | Фронтальный опрос | § 25 | 28.12 | 28.12 |
32 | Строение стебля. | Разнообразие стеблей, строение | Демонстрация «Изучение макро- и микростроения стебля» | § 26 | 13.01 | 13.01 |
33 | Видоизмененные побеги. | Надземные побеги | Лаб/раб 11 «Изучение видоизмененных побегов»(корневище, клубень, луковица). | § 27 | 18.01 | 18.01 |
34 | Строение цветка. | Чашелистик, венчик, пестик, тычинка | Лаб/раб 12 «Изучение строения цветка» | § 28 | 20.01 | 20.01 |
35 | Соцветия. | Типы соцветий | Демонстрация «Ознакомление с различными видами соцветий» | § 29 | 25.01 | 25.01 |
36 | Плоды их классификация. | Сочные, сухие, костянка, многокостянка и др. | Демонстрация «Ознакомление с сухими и сочными плодами» | § 30 | 27.01 | 27.01 |
37 | Распространение плодов и семян. | С помощью ветра, животных, саморазбрасывание | Фронтальный опрос | § 31 | 01.02 | 01.02 |
Жизнь растений. 15 часов. | ||||||
38 | Химический состав растений. | Мин. И орг. Вещества | Самостоятельная работа | § 32 | 03.02 | 03.02 |
39 | Минеральное питание растений. | Управление мин. Питанием растений | Фронтальный опрос | § 33 | 08.02 | 08.02 |
40 | Фотосинтез. | Значение фотосинтеза, охрана атмосферы | Фронтальный опрос | § 34 | 10.02 | 10.02 |
41 | Дыхание растений. | Дыхание и фотосинтез | Фронтальный опрос | § 35 | 15.02 | 15.02 |
42 | Испарение воды. | Транспирация | Фронтальный опрос | § 36 | 17.02 | 17.02 |
43 | Передвижение минеральных веществ. | Ксилема, флоэма | Лаб/раб 13 «Передвижение воды и минеральных веществ» | § 37 | 22.02 | 22.02 |
44 | Передвижение по стеблю органических веществ. | Ксилема, флоэма | Фронтальный опрос | § 37 | 24.02 | 24.02 |
45 | Экскурсия №2 «Зимние явления в жизни растений» | Взаимосвязь всех органов и процессов | Экскурсия 2 «Зимние явления в жизни растений» | Отчёт об экскурсии | 01.03 | 01.03 |
46 | Прорастание семян. | Сроки и глубина посева | Практ / раб №1 «Прорастание семян» | § 38 | 03.03 | 03.03 |
47 | Способы размножения растений. | Бесполое, половое, вегетативное, зигота | Фронтальный опрос | § 40 | 08.03 | 10.03 |
48 | Размножение споровых растений. | Спора | Фронтальный опрос | § 41 | 10.03 | 10.03 |
49 | Размножение голосеменных растений. | Пыльцевой мешочек, эндосперм, пыльца | Фронтальный опрос | § 42 | 15.03 | 15.03 |
50 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. | Усиками, черенками, отводками, листом, глазками и т.д | Практ/раб №2 «Вегетативное размножение комнатных растений». | § 43 | 17.03 | 17.03 |
51 | Оплодотворение у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян. | Семя, плод | Фронтальный опрос | § 44 | 22.03 | 22.03 |
52 | Способы опыления у покрытосеменных растений. | Ветром, насекомыми, самоопылениие | Фронтальный опрос | § 44 | 31.03 | 31.03 |
Классификация растений. 7 часов. | ||||||
52 | Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. | К. Линней, его теория, вид, сорт | Самостоятельная работа | § 45-46 | 05.04 | 05.04 |
53 | Семейство Крестоцветные (Капустные). | Многообразие дикорастущих растений | Лаб/раб 14 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений» | § 47 | 07.04 | 07.04 |
54 | Семейства Розоцветные и Пасленовые. | Морфологическое описание растений | Фронтальный опрос | § 48-49 | 07.04 | 07.04 |
55 | Семейства Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые). | Морфологическое описание растений | Фронтальный опрос | § 50-51 | 12.04 | 12.04 |
56 | Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые). | Морфологическое описание растений | Фронтальный опрос | § 52-53 | 14.04 | 14.04 |
57 | Обобщающий урок по теме «Классификация растений» | Знать представителей всех семейств растений, записывать формулу цветка | Индивидуальный опрос | конспект | 19.04 | 19.04 |
58 | Экскурсия №3 «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте». | Растениеводство Ростовской области | Экскурсия 3 | Результаты лаборат. опыта | 21.04 | 21.04 |
Природные сообщества. 6 часов. | ||||||
59 | Основные экологические факторы. | Биотические, абиотические, антропогенные | Индивидуальный опрос | § 54 | 26.04 | 26.04 |
60 | Характеристика основных экологических групп растений. | Особенности строения различных экогрупп | Лаб/раб 15 «Изучение особенностей строения растений разных экологических групп» | § 55 | 28.04 | 28.04 |
61 | Растительные сообщества и их типы. | Биоценозы | Фронтальный опрос | § 56 | 03.05 | 03.05 |
62 | Взаимосвязи в растительном сообществе. | Пространственная и морфологическая структура БГЦ | Фронтальный опрос | § 57 | 05.05 | 05.05 |
63 | Развитие и смена растительных сообществ | Сукцессии, первичные, вторичные | Фронтальный опрос | § 57 | 10.05 | 10.05 |
64 | Экскурсия №4 «Природное сообщество и влияние на него деятельности человека». | Антропогенный фактор | Экскурсия 4 | Отчёт об экскурсии | 10.05 | 10.05 |
Развитие растительного мира. 2 часа. | ||||||
65 | Многообразие растений и их происхождение. Этапы развития растительного мира. | Культурные, дикорастущие, светолюбивые, теневыносливые | Индивидуальный опрос | § 58 | 12.05 | 12.05 |
66 | Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Влияние человека на растительный мир. | Положительное и отрицательное влияние человека на раст. мир | Фронтальный опрос | § 59 | 17.05 | 17.05 |
67 | Охрана растений. | Красная книга России | Фронтальный опрос | § 59 | 19.05 | 19.05 |
68 | Красная книга Ростовской области | Красная книга Ростовской области | Биологический диктант | Повт § 3-13 | 24.05 | 24.05 |
69 | Повторение пройденного за курс 6 класса | Определения и биологические термины | Фронтальный опрос | Повт § 14-24 | 26.05 | 26.05 |
70 | Повторение пройденного за курс 6 класса | Определения и биологические термины | Фронтальный опрос | Не задано | 31.05 | 31.05 |
Запланировано –70 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...