Методическая разработка урока для 9 класса по теме "Основные понятия генетики"
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме
Методическая разработка урока для 9 класса, направленная на развитие УУД школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya.docx | 43.33 КБ |
proverka_1.docx | 362.69 КБ |
proverka_2.docx | 365.73 КБ |
terminologicheskaya_karta.docx | 43.32 КБ |
tekhkarta_ponyatiya_genetiki.docx | 33.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания для самостоятельной работы
по теме «Основные понятия генетики»
А. Запишите пропущенные в тексте слова, обозначенные цифрами 1-17.
Генетика – наука о законах 1 и 2 . Основателем генетики является чешский ученый 3 . Основные закономерности наследования признаков были установлены им с помощью 4 метода.
Материальной основой наследственности являются 5 , которые являются участками молекулы 6 и определяют развитие всех 7 и 8 организма.
7 - это особенность строения организма, а 8 - любая особенность жизнедеятельности.
Гены, расположенные в одних и тех же 9 гомологичных 10 , называются 11 . У 12 они одинаковые: оба 13 или оба 14 . А у 15 - разные.
Совокупность всех генов организма называется 16 . Под влиянием 16 и условий среды формируется 17 , который представляет собой совокупность всех 7 и 8 организма.
Б. Опишите фенотипы морских свинок, обозначенных на рисунке цифрами 1-4, указав цвет шерсти (черный или белый) и характер шерсти (гладкая или мохнатая):
1 2 3 4
В. Предложите альтернативную пару данным признакам:
1) рогатость - … , 2) короткая шерсть - …, 3) шестипалость - …, 4) глухота - …, 5) толстые губы - …, 6) резус- положительная кровь - … , 7) раннеспелость - …, 8) прямые волосы - …, 9) высокий стебель -…, 10) отсутствие крыльев - ….
Г. Из данного списка выберите ответы
а) А б) а в) bb г) Bb д) АА е) Bа ж) Аа
Под какими номерами записаны
- аллельные гены
- гомозигота
- гетерозигота
- доминантный ген
- рецессивный ген
- гомозигота по рецессивному гену
- гомозигота по доминантному гену
- гамета
Предварительный просмотр:
Олимпиада по теме «Генетика как наука»
Вариант – 1
ФИ________________________________________ Класс___________
Задание № 1. «Конькобежный спорт»
Дайте определения понятиям:
генетика - _________________________________
__________________________________________
наследственность - _________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
ген - __________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
признак - _____________________________________________________
______________________________________________________________
генотип - _____________________________________________________
______________________________________________________________
Задание № 2. «Хоккей»
Впишите в ячейки ворот номера особенностей, характеризующих гибридологический метод изучения наследственности:
- использование для экспериментов чистых линий;
- одновременное изучение большого количества признаков;
- скрещивание организмов, различающихся по одной паре альтернативных признаков;
- математический анализ результатов каждого скрещивания;
- индивидуальная оценка потомства от каждого родителя в ряду поколений.
Задание № 3. «Фигурное катание»
Соедините стрелками следующие понятия в направлении от более простого к сложному:
Задание № 4. «Биатлон»
Впишите в гнезда мишени символы, которыми обозначаются
Предварительный просмотр:
Олимпиада по теме «Генетика как наука»
Вариант – 2
ФИ________________________________________ Класс___________
Задание № 1. «Конькобежный спорт»
Дайте определения понятиям:
генетика - _________________________________
__________________________________________
изменчивость - ____________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
ген - __________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
свойство - ____________________________________________________
______________________________________________________________
фенотип - _____________________________________________________
______________________________________________________________
Задание № 2. «Хоккей»
Впишите в ячейки ворот номера особенностей, характеризующих гибридологический метод изучения наследственности:
- математический анализ результатов каждого скрещивания;
- использование для экспериментов чистых линий;
- одновременное изучение большого количества признаков;
- скрещивание организмов, различающихся по одной паре альтернативных признаков;
- индивидуальная оценка потомства от каждого
родителя в ряду поколений.
Задание № 3. «Фигурное катание»
Соедините стрелками следующие понятия в направлении от более простого к сложному:
Задание № 4. «Биатлон»
Впишите в гнезда мишени символы, которыми обозначаются
Предварительный просмотр:
Терминологическая карта
по теме «Основные понятия генетики»
Термин | Определение | Примеры |
генетика | наука о закономерностях наследственности и изменчивости | молекулярная, популяционная генетика |
наследствен-ность | способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению | из семян березы вырастают растения березы, форма нижней губы у Габсбургов |
изменчивость | способность организмов приобретать новые признаки и свойства в процессе индивидуального развития | мутации, увеличение мышц при занятиях спортом |
ген | участок молекулы ДНК (или хромосомы), определяющий возможность развития одного признака (свойства) организма или синтез одной белковой молекулы | гены волосатости, гемофилии, рогатости, опушенности, полидактилии |
признак | особенность строения организма | цвет волос, наличие крыльев |
свойство | особенность жизнедеятельности организма | свертываемость крови |
локус | место расположения гена на хромосоме | |
гомологичные хромосомы | хромосомы, одинаковые по форме и размеру и несущие гены, определяющие развитие одних и тех же признаков | |
аллельные гены | гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответственные за развитие одного признака | |
доминантный ген | подавляющий ген | ген кареглазости (А) |
рецессивный ген | подавляемый ген | ген голубоглазости (а) |
гамета | гаплоидная половая клетка, несущая один ген из аллельной пары | яйцеклетка сперматозоид |
зигота | оплодотворенная яйцеклетка | Аа |
гомозигота (гомозиготный организм) | зигота (организм), в генотипе которого аллельные гены одинаковые | АА, ВВ, СС аа, вв, сс |
гетерозигота (гетерозиготный организм) | зигота (организм), в генотипе которого аллельные гены разные | Аа, Вв, Сс |
генотип | совокупность всех генов одного организма | ААввСс |
фенотип | это совокупность всех признаков и свойств организма | семена желтые, морщинистые, стебель высокий |
гибридизация | скрещивание двух организмов, отличающихся по одному или нескольким признакам | P |
гибрид | потомок от скрещивания двух организмов | |
доминирование | преобладание у гибрида признака одного из родителей | |
расщепление | распределение доминантных и рецессивных признаков среди потомства в определенном числовом соотношении P |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Мартыновой А.Н.
Класс, дата | 9 |
Тема | Основные понятия генетики. |
Цель | Изучить основные понятия генетики. |
Задачи | Образовательная: изучить основные понятия генетики. Развивающая: продолжить формирование умений и навыков выделять главное, использовать генетическую терминологию и символы для объяснения закономерностей наследования признаков Воспитательная: создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, профессиональной ориентации, мотивации здорового образа жизни. |
Тип урока | |
Применяемая технология | технология поэтапного формирования умственных действий |
Образовательный продукт урока | самостоятельная работа по использованию генетических понятий |
Оборудование | терминологические карты, проверочные работы по вариантам, карточки с заданиями для самостоятельной работы |
Источники информации |
|
Ход занятия
Этап | Задачи этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность кадет | Формируемые универсальные учебные действия | Время |
Организационный момент. | Подготовка кадет к работе на уроке. | Принимает рапорт, приветствует кадет, фиксирует отсутствующих; проверяет внешнее состояние классного помещения; проверяет подготовленность кадет к уроку; организует внимание и внутреннюю готовность к уроку. | Сдают рапорт. Готовят рабочее место. Настраиваются на работу. | Регулятивные (формирование готовности к преодолению трудностей). | 1 мин. |
Этап всесторонней проверки домашнего задания. | Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, совершенствуя при этом ЗУН | Выясняет степень усвоения заданного на дом материала в ходе выполнения письменной проверочной работы по теме «Генетика как наука». Определяет типичные недостатки в знаниях и их причины; организует ликвидацию обнаруженных недочётов | Письменно по вариантам выполняют задания по теме «Генетика как наука»: - дать определения терминам, - выявить особенности гибридологического метода изучения наследственности, - выстроить логическую цепочку понятий от простого к сложному, - использовать генетические символы | Познавательные (умение работать с информацией, анализировать ее и синтезировать новые знания, обобщать). Коммуникативные (умение выражать свои мысли, владение монологической формой речи). Регулятивные (формирова-ние целеустремленности, настойчивости в достиже-нии цели, самоконтроля). | 10 мин |
Мотивация. | Побуждение к действию | Показывает значимость изучения основных понятий генетики: Наука генетика пользуется специально созданным языком. Не зная терминов генетики нельзя описать генетические процессы или решить генетическую задачу. | Осознают значимость изучения основных понятий генетики для дальнейшего успешного обучения биологии | Личностные (смыслообразование). Регулятивные (формирование готовности к преодолению трудностей). | 1 мин |
Создание ориентировочной основы действия | Формирование системы представлений о цели, плане и средствах осуществления действия | С чего начинается изучение нового языка? (англ, нем.) Сообщает тему «Основные понятия генетики», цель и план проведения урока (изучение терминологической карты, взаимоопрос, выполнение заданий на применение полученных знаний на практике). | Участвуют в формулировке цели урока, знакомятся с планом проведения занятия. | Регулятивные (целеполагание, планирование) | 1 мин. |
Этап выполнения действий во внешней форме | Изучение основных понятий генетики с помощью терминологической карты | Организует работу с терминологической картой, новыми терминами и примерами. Обращает внимание на ключевые моменты, необходимые для запоминания. | Работают с терминологической картой, анализируют содержание предлагаемых определений основных понятий генетики, запоминают их. Приводят собственные примеры. | Познавательные (умение работать с информацией, анализировать ее и синтезировать новые знания, пользоваться рисунками). Регулятивные (формиро-вание целеустремленности, настойчивости в достиже-нии цели, самомоконтроль). | 10 мин. |
Внешнеречевой этап | Обобщение и автоматизация действий | Организует работу в парах: взаимоопрос по основным понятиям генетики | Работают в парах: один называет термины и проверяет правильность формулировок другого, потом меняются местами. | Коммуникативные (умение выражать свои мысли, владение монологической формой речи). Регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, обнаружение отклонений от него). | 6 мин |
Внутреннеречевой этап | Перевод действия во внутренний (умственный) план, развитие умений применять знания на практике | Вырабатывает умения оперировать ранее полученными знаниями. Организует выполнение разнообразных заданий, с практической направленностью по применению новых знаний. | Учатся соотносить между собой факты и понятия, выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Письменно выполняют самостоятельную работу. | Познавательные (смысловое чтение, умение применять знания в новой ситуации). Регулятивные (самоконтроль). | 12 мин |
Этап информирования о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения | Дает домашнее задание: прочитать п. 35 учебника, повторить основные понятия генетики с помощью терминологической карты | Записывают домашнее задание. | Регулятивные (формирование готовности к преодолению трудностей, целеустремленности, настойчивости в достижении цели) | 2 мин. |
Подведение итогов урока. Рефлексия | Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. | Предлагает дополнить предложение: 1) Я знаю, что такое … 2) Я могу … 3) Я научился … Оценивает работу класса и отдельных кадет. Аргументирует выставление отметок. | Определяют уровень достижений своих результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей. Участвуют в оценивании ответов товарищей, планируют дальнейшую работу по изучению темы. | Регулятивные (адекватное восприятие отметок и оценок) | 2 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"
данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...