Методическая разработка урока биологии для 9 класса по теме "Видообразование"
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему
Материал включает презентацию к уроку и технологическую карту проведения занятия. Направлен на развитие УУД школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekh.karta_-_vidoobrazovanie.docx | 32.55 КБ |
vidoobrazovanie.pptx | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс, дата | 9 |
Тема | Видообразование |
Цель | Раскрыть механизмы процесса видообразования, сущность географического и экологического видообразования |
Задачи | Образовательная:познакомить с понятием «видообразование». Развивающая: развитие теоретического мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи. Воспитательная:экологическое воспитание. |
Тип урока | комбинированный |
Применяемая технология | технология последовательного формирования понятий |
Образовательный продукт урока | конспект |
Оборудование | презентация «Видообразование»; компьютер; проектор; интерактивная доска. |
Источники информации |
|
Ход занятия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Потомки неких птиц, которые попали на разные острова, перешли к питанию а) летающими насекомыми, б) семенами шишек в) насекомыми, обитающими в древесине г) зелеными частями растений Предположите, как мог переход к другому способу питания отразиться на внешнем облике потомков.
Если предположить, что у данных видов один предок, почему произошло разделение на разные виды
Видообразование Видообразование. Пути видообразования. Способы видообразования.
Видообразование — это процесс изменения старых видов и появления новых в результате накопления новых признаков в определенных условиях.
Эрнст Вальтер Майр (1904-2005) Американский ученный эволюционист, который в 1964 году в книге “Популяция, виды, эволюция” выделил основные пути видообразования.
Пути видообразования (Э.В. Майр , 1964) филетическое гибридогенное дивергентное преобразование существующих видов слияние двух существующих видов А и В и образованием нового вида С разделение одного вида на несколько
Филетическое видообразование
Гибридогенное видообразование рябина кизильник рябинокизильник
Дивергентное видообразование
Пути видообразования (Э.В. Майр , 1964) филетическое гибридогенное дивергентное преобразование существующих видов слияние двух существующих видов А и В и образованием нового вида С разделение одного вида на несколько
Способы видообразования географическое экологическое
Определите правильную последовательность этапов географического видообразования естественный отбор особей в новых условиях среды возникновение новых видов расселение на новые территории возникновение подвидов географическая изоляция между популяциями
Способы видообразования географическое экологическое
Примеры причин экологического видообразования Переход на другой вид пищи Различия в поведении Разные сроки размножения Увеличение числа хромосом Гибридизация Изменения структуры хромосом
Определите правильную последовательность этапов экологического видообразования естественный отбор особей в новых условиях среды возникновение новых видов освоение новых экологических ниш в пределах старого ареала биологическая изоляция между популяциями возникновение подвидов
Домашнее задание: г. 5 повторить, выучить термины
Определите тип видообразования
Определите тип видообразования
Определите тип видообразования
Долгоносик большой сосновый Долгоносик дубовый Определите тип видообразования
Определите тип видообразования
Определите тип видообразования Цихлиды озера Виктория (более 500 видов)
Определите тип видообразования Возникновение двух видов австралийских мухоловок связано с разделением некогда единого широкого ареала полосой безводной пустыни. Возникновение видов хризантем связано с удвоением основного набора хромосом. Образование лиственницы даурской в результате расширения ареала сибирской лиственницы. Образование 20 видов лютиков от одного исходного вида в результате заселения ими различных мест обитания. Существование популяций севанской форели, различающихся по срокам нереста, местам, нерестилища.
Элементарная единица эволюции Элементарное эволюционное явление Элементарные факторы эволюции а) направленный б) ненаправленные Результат микроэволюции Микроэволюция
Установите соответствие между движущими силами эволюции и результатами эволюции: А - движущие силы эволюции. Б - результат эволюции. Признаки: 1.Приспособленность к среде обитания. 2.Наследственная изменчивость. 3.Борьба за существование. 4.Естественный отбор. 5.Многообразие видов. 6.Изоляция. 7.Повышение и усложнение организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень
Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...
Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"
Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация...
Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".
урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"
Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...
Методическая разработка урока биологии в 6 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Движение.
Данная методическая разработка предлагается для проведения урока по теме "Движение". Главная цель - сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого; познакомить с разнообр...
Методическая разработка урока биологии 8 класса по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» с использованием ИКТ
Тема урока: "Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"...