Формирование экологической культуры обучающихся через проектную деятельность
проект
Формирование у обучающихся основ экологической культуры как основы гармонизации отношений между природой и человеком, восприятия окружающего мира в его многообразии и многомерности, а также развитие внутреннего чувства ответственности и долга по отношению ко всему живому.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ОГБОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VІІІ вида»
СОГБООУСТ «Красноборская санаторно-лесная школа»
Материалы
участника конкурса
«Учитель года»
Голубевой Надежды Сергеевны
учителя географии
Смоленск
2015
Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта | Голубева Надежда Сергеевна | |
Учреждение, в котором работает автор опыта | ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», СОГБООУСТ «Красноборская санаторно-лесная школа» | |
Должность | Учитель | |
Преподаваемый предмет или выполняемый функционал | География и естествознание | |
Стаж работы в должности | 10 лет |
Сущностные характеристики опыта
Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Формирование экологической культуры обучающихся через проектную деятельность. | |
Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики | Проблема: - необходимость формирования экологической культуры обучающихся в процессе обучения географии. Причины: - недостаточный уровень знаний основ экологической культуры; - неумение применять полученные знания во взаимовыгодном аспекте для человека и природы. | |
Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи | Цель: Формирование у обучающихся основ экологической культуры как основы гармонизации отношений между природой и человеком, восприятия окружающего мира в его многообразии и многомерности, а также развитие внутреннего чувства ответственности и долга по отношению ко всему живому. Задачи: - Разработать систему занятий по формирования экологической культуры обучающихся. - Систематизировать методические приёмы, способствующие развитию познавательных и созидательных способностей обучающихся. - Использовать метод проектов, обеспечивающий творческую самореализацию и формирование опыта самостоятельной деятельности. |
Концепция изменений | Теоретическую основу методической системы составляют следующие концептуальные идеи:
Характерной чертой нашего времени является воздействия человека и его деятельности на природную среду, что влечет за собой резкое усиление и обострение экологических проблем. Чем интенсивнее деятельность человека, которая не всегда продумана и оправдана, тем серьезнее оказываются последствия для человека, для природы. Для предотвращения существующих экологических проблем важно научить обучающихся осознавать эти проблемы и ответственно относиться к окружающей природе. Необходимым условием развития экологической культуры обучающихся в процессе изучения географии должна стать: - интеграция не только на уровне содержания предмета, но и интеграция на уровне современных образовательных педагогических технологий, активных форм и методов работы: - обеспечение интегративно-креативного подхода в организации обучения по формированию экологической культуры (осуществление новых решений природоохранной деятельности с использованием современных образовательных технологий формирующих УУД в указанном направлении); -повышение доли учебного времени отведённого для самостоятельной работы при наличии уровневой дифференциации заданий; -оперативная и гибкая реакция на запросы общества, учитывая основные тенденции его развития. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сущность ИПО | Я работаю учителем географии и естествознания в двух образовательных учреждениях. Работа на контрасте позволяет развивать педагогический поиск, дает более полную картину возможностей ученика и пути творчества учителя. Мной были разработаны рабочие программы, дидактические материалы по географии с акцентом на формирование экологической культуры через урочную и внеурочную деятельность. Процесс обучения сконструирован с учётом психологических особенностей и витагенного опыта детей (технологии: игровая, проблемного обучения, проектного обучения, педагогика сотрудничества, коллективного взаимообучения). Внедрены средства ИКТ для облегчения восприятия большого объёма информации (мультимедийные презентации, учебные электронные издания, видеофрагменты, интерактивные карты). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски | На современном этапе развития образования важное место в работе учителя, я считаю, занимают образовательные технологии, позволяющие добиваться гарантированных результатов при минимизации временных, материальных и прочих затратах. Использование мною некоторых из них определено личностными качествами учащихся, развитием уровня их социальной адаптации и познавательной активности, а также материальными ресурсами школы-интерната. Разработка и внедрение в образовательный процесс различного рода приемов и форм, в контексте технологий развивающего образования, имеют цель оптимизировать качество работы.
Я провожу открытые мероприятия, принимаю активное участие в работе творческих групп по разработке общешкольных программ, системы интегрированных занятий и уроков, в проектных командах, готовлю информационно-аналитические материалы, диагностику, мониторинг этапов подготовки и апробирования педагогических находок и результатов их применения. Проводимая работа привела к тому, что у учащихся возрос интерес не только к приобретению знаний и умений в урочной деятельности, но и к практике применения их в рамках проводимых мероприятий на уровне школы и в международных проектах. Устранились барьеры общения, возросло желание сотрудничества и коммуникации. Составленные мной дидактические разработки часто используются учителями – предметниками, воспитателями для проведения внеклассных мероприятий. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Условия реализации изменений | Среда, где находится одна из школ, является природным памятником Смоленщины – это прекрасная площадка для практической деятельности воспитанников, где они могут получить не только знания, но и умения и навыки работы в данном природном сообществе. Проектная деятельность — один из наиболее удобных способов для совмещения информационных технологий, личностно-ориентированного и развивающего обучения, самостоятельной работы обучающихся. Решение правильно поставленных исследовательских задач и адекватных способов их решения существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к предмету. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат, полученный автором в ходе реализации ИПО | Результатом моей работы, направленной на формирование экологической культуры обучающихся средствами географии является развитие интереса к предмету, сформированность навыков работы в группе, навыков публичных выступлений, умений работать с информацией, презентовать подготовленную информацию, применение данных действий при изучении других предметов. Результатом является:
Дополнительное образование и внеклассная работа также способствует совершенствованию речевого опыта, повышению культуры общения, социальной адаптации учащихся. Об осознанности и осмысленности выбора обучающихся свидетельствуют участия в конкурсах.
Отличительной особенностью формирования экологической культуры стали проекты, в ходе которых молодое поколение из разных стран не только имело возможность общаться, но и главным образом осуществлять совместную трудовую деятельность по экологии. Девиз проектов «Три партнера, три трудовых лагеря, три страны» - «ЭВОКА-3». В рамках молодежных экологических проектов ребята из России, Германии, Турции (первая фаза – 3 года), Германии, Белоруссия и Россия (вторая фаза- 2 года) занимались благоустройством территорий городов Смоленск, Хаген, Измир, Витебск. Ребята из этих стран озеленяли территорию, благоустраивали дворы, сажали деревья, помогали провести монтаж альтернативных экологических источников энергии, и т.д.. Следующий проект - международная научно-спортивная экспедиции по пути «Из варяг в греки» - Россия и Швеция – 2 года. Изучая природу Скандинавии (Швеция) и Смоленщины, мы посетили природные объекты, связанные с древним транспортным и культурным путем. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ф.И.О. составителя карты | Голубева Надежда Сергеевна, учитель географии и естествознания ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», СОГБООУСТ «Красноборская санаторно-лесная школа» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата составления информационной карты (число, месяц, год) | 20 марта 2015 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Адрес электронной почты и сайта |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование творческого потенциала обучающихся через проектную деятельность
Активизация творческих способностей школьников начинается на уроках и продолжается во внеурочной деятельности. Коллективное дело даёт учителю возможность задействовать большее количество ...
Формирования экологической культуры обучающихся через физическое воспитание в условиях реализации ФГОС
Долгосрочный проект по туризму....
Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы
В последнее время в системе образования стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог...
Формирование экологической культуры обучающихся через систему дополнительного образования школы 2009 г.
Статья из сборника Экологическое образование для устойчивого развития: Теория и педагогическая реальность : Материалы Х Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Г.С. Камерило...
Формирование экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики.
Физика - эта наука о природе, поэтому c развитием технологий, несущих экологическую катастрофу, необходимо рассматривать проблему охраны окружающей среды на уроках этого предмета....
Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ...
Формирование экологической культуры обучающихся через систему уроков русского языка
Судьба нашей страны, судьба всего человечества сегодня зависит от решения проблемы окружающей среды, проблемы сохранения мира. И именно школе принадлежит важнейшая роль в экологическом воспитании подр...