Рабочие программы по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Рабочие программы по биологии 6 класс.Материал включает пояснительную записку,содержание учебной программы,учебно-тематическое планирование,критерии оценки знаний учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bio_rp6ponom.doc | 262.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Образовательная программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы (И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, 2009), рассчитанной на 34 часов учебного времени, с учетом краеведческого компонента (34 часов учебного времени из регионального компонента), включающего изучение многообразия живой природы с использованием наиболее типичных представителей растений и грибов Тверской области.
,. Большинство лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Учебник И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Вопросы краеведческой направленности включены в соответствии с логикой изучения основного курса, в тематическом планировании выделены буквой «К».
Лабораторные работы и экскурсии, выполняемые по усмотрению учителя, выделены значком*.
Цели.
- освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, определителями, проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за живыми организмами, биологических экспериментов, с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.
Задачи раздела «Растения» ( 6 класс )
Обучения:
- привить познавательный интерес к новому для учеников предмету
через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний, через постоянное применение идеи «стимулирования занимательностью» Ю. Бабанского
- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 35 уроков
- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологичес-кие объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наб-людения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии
- продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у шестиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года)
Развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шести-классников
-слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,
-эстетических эмоций,
-положительного отношения к учёбе,
-умения ставить цели
Содержание (34 часа основной курс + 34 часа«Краеведение»)
1. Введение. Общее знакомство с растениями
Царства органического мира и место растений в ней. Наука о растениях - ботаника. Начало изучения растений. Oбщие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.
Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Общие признаки растений. Строение растений. основные органы растений. Растение — живой организм или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.
Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.
Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений.
Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на пришкольном участке.
Демонстрации:
Классификация организмов.
Многообразие видов растений.
Приспособление растений к среде обитания.
Лабораторная работа:
Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения (на примере плодов пастушьей сумки, ветки сосны с шишками и семенами, папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами).
Экскурсии:
Мир растений вокруг нас.
Осенние явления в жизни растений.
Краеведение:
Растение - живой организм. Экскурсия. Жизненные формы растений Тверской области. *
Четыре среды жизни растений. Экскурсия. Экологические группы растений Тверской об- ласти.*
2. Клеточное строение растений
Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.
Клетка - основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом) вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.
Понятие о тканях. Растение — многоклеточный организм. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения.
Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.
Демонстрации:
Строение растительной клетки.
Ткани растительного организма (на примере покрытосеменных).
Лабораторные работы:
Приготовление микропрепаратов растительных клеток и изучение их строения под микроскопом (на примере кожицы лука)
Краеведение:
Микроскоп и лупа — приборы для изучения строения растений. Л.р. Приёмы работы с увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата.
3. Органы цветковых растений
Семя Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых pacтений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.
Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.
Демонстрации:
Строение семени однодольного и двудольного растения.
Лабораторные работы:
Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли).
Разнообразие семян овощных культур.
Краеведение:
Значение семян. Хозяйственное значение семян растений Тверской области.
Корень Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.
Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Рост корня. Ветвление корней.
Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие воздушные, ходульные, досковидные, присоски, втягивающие).
Демонстрации:
Типы корневых систем.
Анатомическое строение корня.
Видоизменения корней.
Лабораторные работы:
Строение корня у проростка (гороха, тыквы, редиса).
Зона роста (растяжения) у корня.
Краеведение:
Значение корней и их разнообразие. Л.р. Видоизменения корней на примере растений Ярославской области.*
Побег Строение и значение побегов для растений. Почка — зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Развитие побега и почки. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.
Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений.
Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.
Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля.
Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.
Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица.
Демонстрации:
Строение вегетативных и генеративных почек.
Внешнее строение листа.
Типы листьев.
Анатомическое строение листа.
Видоизменения листьев.
Строение побега.
Типы побегов.
Анатомическое строение стебля древесного растения.
Видоизменения побегов.
Лабораторные работы:
Строение вегетативных и генеративных почек.
Внешнее и внутреннее строение листа.
Внешнее и внутреннее строение стебля.
Экскурсии:
Жизнь растений зимой.
Деревья и кустарники в безлистном состоянии.
Краеведение:
Развитие побегов из почек. Ветвление растений. Приёмы увеличения ветвления растений Тверской области.
Значение листа в жизни растения. Л.р. Разнообразие листьев растений Тверской области.*
Многообразие стеблей на примере растений Тверской области.
Видоизменения побегов и их значение в хозяйстве человека. Л.р. Строение корневища, клубня и луковицы на примере растений Тверской области.
Цветок и плод Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.
Цветение и опыление растений. Виды опыления: перекрестное и самоопыление. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.
Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян. Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растение как живая система — биосистема.
Демонстрации:
Строение цветка.
Типы соцветий.
Типы плодов.
Приспособления растений к распространению плодов и семян.
Лабораторные работы:
Строение цветка.
Строение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.
Краеведение:
Соцветия. Биологическое значение соцветий. Л.р. Разнообразие соцветий растений Ярославской области.*
Цветение и опыление на примере растений Тверской области.
Растительный организм как живая система. Экскурсия. Мир растений на подоконнике.*
Контрольно-обобщающий урок:
Контрольная практическая работа. Распознавание органов и систем органов цветкового растения.
4. Основные процессы жизнедеятельности растений
Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы).
Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез - процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.
Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.
Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания pacтений от условий окружающей среды. Обмен веществ - обеспечение связи организма с окружающей средой.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений.
Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вeгетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканям.
Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.
Демонстрации:
Результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений.
Результаты опытов, иллюстрирующих роль воды в жизни растений.
Лабораторные работы:
Выявление роли света в жизни растений.
Выявление роли воды в жизни растений.
Половое и бесполое размножение растений.
Оплодотворение растений.
Способы вегетативного размножения растений.
Практические работы:
Черенкование комнатных растений.
Черенкование корневища и корня, деление клубня, луковицы.
Приемы искусственного опыления растений.
Приёмы опытнической работы (закладка опыта, ведение записей в дневнике наблюдений, подведение итогов).
Краеведение:
Космическая роль зеленых растений. Приёмы повышения эффективности фотосинтеза растений в условиях Тверской области.
Вегетативное размножение растений на примере растений Тверской области.
Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Практическая работа. Выявление приспособлений у растений к среде обитания.
5. Основные отделы царства растений Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства и виды. Название вида.
Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Многообразие пресноводных и морских водорослей.
Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве.
Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека.
Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения Тверской области. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.
Покрытосеменные (цветковые). Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные.
Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные(Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые, Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки (Мятликовые), Луковые (изучаются по выбору учителя одно или два семейства).
Демонстрации:
Строение одноклеточной водоросли.
Многообразие водорослей.
Строение и размножение кукушкина льна.
Строение и размножение папоротниковидных.
Строение хвойных растений.
Размножение голосеменных растений на примере сосны обыкновенной.
Многообразие голосеменных растений.
Отличительные признаки однодольных и двудольных растений.
Растения разных отделов, семейств, видов (таблицы, гербарии).
Лабораторные работы:
Знакомство с одноклеточными водорослями из аквариума.
3накомство с многообразием покрытосеменных на примере комнатных растений.
Изучение внешнего вида хвойных растений.
Экскурсии:
Представители отделов царства растений (в городском парке, лесопарке или уголке живой природе в школе).
Весеннее пробуждение представителей царства растений.
Краеведение:
Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Сельскохозяйственные растения. П.р. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур Тверской области.
Приёмы выращивания сельскохозяйственных растений и ухода за ними в Тверской области.
Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Л.р. Изучение внешнего строения моховидных растений Тверской области.
Плауны. Хвощи. Папоротники. Л.р. Изучение внешнего строения папоротниковидных растений Тверской области.
Многообразие голосеменных растений. Л.р. Многообразие и значение хвойных растений Тверской области.
Класс Двудольные. Семейства Розоцветные, Мотыльковые (Бобовые). П.р. Распознавание растений семейств Тверской области.
Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные (Капустные), Паслёновые. П.р. Распознавание растений семейств Тверской области.
Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные (Астровые). П.р. Распознавание растений семейств Тверской области.
Класс Однодольные. Семейства Лилейные, Луковые. П.р. Распознавание растений семейств Тверской области.
Класс Однодольные. Семейство Злаки (Мятликовые). П.р. Распознавание растений семейств Тверской области.
Контрольно-обобщающий урок:
Контрольная практическая работа. Распознавание растений разных отделов, наиболее распространенных в Тверской области.
6. Историческое развитие растительного мира на Земле Основные этапы развития растительного мира: фотосинтез, половое размножение, многоклеточность, выход на сушу. Понятие об эволюции. Усложнение строения растений в процессе эволюции. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.
Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова.
Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений).
Демонстрации:
Этапы эволюции растений.
Центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову.
Лабораторные работы:
Весенние работы по уходу за комнатными растениями.
Подбор семян к выращиванию рассады для школьного учебно-опытного участка.
Краеведение:
Многообразие и происхождение культурных растений Тверской области.
Разнообразие видов растений - основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сохранение биологического разнообразия растений Тверской области.
7. Царство Бактерии Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.
Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека.
Демонстрации:
Строение и многообразие бактерий.
Краеведение:
Многообразие бактерий.
8. Царство Грибы. Лишайники
Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы - дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.
Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека.
Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и в хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.
Демонстрации:
Строение шляпочного гриба.
Многообразие грибов.
Грибы-паразиты.
Строение и многообразие лишайников.
Лабораторные работы:
Изучение строения плесневых грибов.
Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов. Внешнее строение плодового тела гриба- трутовика.
Строение слоевища лишайника.
Краеведение:
Многообразие и значение грибов Тверской области. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека. П.р. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Лишайники. Общая характеристика, многообразие и значение лишайников Тверской области.
9. Природные сообщества
Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество как биогеоценоз — совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность.
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).
Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк — смешанный лес — ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.
Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.
Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология, Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.
Практические работы:
Весенние работы по уходу за комнатными растениями.
Практические работы на пришкольном Учебно-опытном участке.
Весенние работы по благоустройству растительных сообществ вокруг школы, на подшефтном участке (парк, лес, поле).
Экскурсии:
Жизнь растений в весенний период года.
Лес (или парк) как природное сообщество.
Весна в жизни природного сообщества.
Краеведение:
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме на примере Тверской области.
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Экскурсия. Природное сообщество луга (парка, сквера).
Смена природных сообществ на примере Тверской области.
Многообразие природных сообществ. Охрана растительного мира. Экскурсия. Редкие и исчезающие виды растений, грибов, лишайников Тверской области.
Тематическое планирование
по курсу «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (6 класс)
УМК линии И.Н. Пономарёвой
Знаком * отмечены экскурсии и лабораторные работы, которые проводятся
по усмотрению учителя.
№ | Краеведение | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | |||
Лабораторные и практические работы (тема) | Контрольные и диагностические материалы (тема) | Экскурсии | Примечание | ||||
1 | 2 | Введение. Общее знакомство с растениями. | 5 | 1 | 3 | ||
1.1 | Наука о растениях — ботаника. | 1 | Э. № 1. Мир растений вокруг нас. | * | |||
1.2 | Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. | 1 | Л.р. №1. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения. | * | |||
1.3 | К | Растение - живой организм. | 1 | Э. №2. Жизненные формы растений Тверской области. | * | ||
1.4 | Условия жизни растений. | 1 | |||||
1.5 | К | Четыре среды жизни растений. | 1 | Э.№3. Экологические группы растений Тверской области. | * | ||
2 | 1 | Клеточное строение растений. | 4 | 2 | |||
2.1 | К | Микроскоп и лупа — приборы для изучения строения растений. | 1 | Л.р. № 2. Приёмы работы с увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. | * | ||
2.2 | Особенности строения растительной клетки. | 1 | Л.р.№3. Приготовление микропрепаратов растительных клеток и изучение их строения под микроскопом (на примере кожицы лука) | ||||
2.3 | Жизнедеятельность клетки. | 1 | |||||
2.4 | Ткани растений и их виды. | 1 | |||||
3 | 9 | Органы цветковых растений. | 19 | 10 | 1 | 1 | |
3.1 | Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. | 1 | Л.р.№4. Изучение строения семени фасоли. | ||||
3.2 | Условия прорастания семян. | 1 | |||||
3.3 | К | Значение семян. Хозяйственное значение семян растений Тверской области. | 1 | ||||
3.4 | Корень. Внешнее строение корня. Виды корней. Типы корневых систем. | 1 | Л.р.№5. Изучение строение корня на примере проростка тыквы. | ||||
3.5 | Внутреннее строение корня. Рост корня. | 1 | |||||
3.6 | К | Значение корней и их разнообразие. | 1 | Л.р.№6. Видоизменения корней на примере растений Тверской области. | * | ||
3.7 | Побег. Строение и значение побега. | 1 | Л.р.№7. Изучение строения вегетативных и генеративных почек. | ||||
3.8 | К | Развитие побегов из почек. Ветвление растений. Приёмы увеличения ветвления растений Тверской области. | 1 | ||||
3.9 | Лист - часть побега. | 1 | Л.р.№8. Изучение внешнего и внутреннего строения листа. | ||||
3.10 | К | Значение листа в жизни растения. | 1 | Л.р.№9. Разнообразие листьев растений области. Тверской | * | ||
3.11 | Стебель как осевая часть побега. | 1 | Л.р.№10. Изучение внешнего и внутреннего строения побега. | ||||
3.12 | К | Многообразие стеблей на примере растений Тверской области. | 1 | ||||
3.13 | К | Видоизменения побегов и их значение в хозяйстве человека. | 1 | Л.р.№11. Строение корневища, клубня и луковицы на примере растений Тверской области. | * | ||
3.14 | Цветок – генеративный орган, его строение и значение. | 1 | Л.р.№12. Изучение строения цветка. | ||||
3.15 | К | Соцветия. Биологическое значение соцветий. | 1 | Л.р.№13. Разнообразие соцветий растений Тверской области. | * | ||
3.16 | К | Цветение и опыление на примере растений Тверской области. | 1 | ||||
3.17 | Плод. Разнообразие и значение плодов. | 1 | |||||
3.18 | Контрольно-обобщающий урок. | 1 | К.П.р.№1. Распознавание органов и систем органов цветкового растения. | ||||
3.19 | К | Растительный организм как живая система. | 1 | Э.№4.Мир растений на подоконнике. | * | ||
4 | 3 | Основные процессы жизнедеятельности растений | 10 | 4 | |||
4.1 | Минеральное (почвенное) питание растений. | 1 | |||||
4.2 | Воздушное питание растений – фотосинтез. | 1 | Л.р.№14. Выявление роли света в жизни растений. | ||||
4.3 | К | Космическая роль зеленых растений. Приёмы повышения эффективности фотосинтеза растений в условиях Тверской области. | 1 | ||||
4.4 | Дыхание и обмен веществ у растений. | 1 | |||||
4.5 | Значение воды в жизнедеятельности растений. | 1 | Л.р.№15. Выявление роли воды в жизни растений. | ||||
4,6 | Размножение и оплодотворение у растений. Половое размножение цветковых растений. | 1 | |||||
4.7 | К | Вегетативное размножение растений на примере растений Тверской области. | 1 | ||||
4.8 | Использование вегетативного размножения человеком. | 1 | П.р.№1. Черенкование комнатных растений. | ||||
4.9 | Рост и развитие растительного организма. | 1 | |||||
4.10 | К | Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. | 1 | П.р.№2 Выявление приспособлений у растений к среде обитания. | |||
5 | 11 | Основные отделы царства растений. | 16 | 12 | 1 | ||
5.1 | Понятие о систематике растений. | 1 | |||||
5.2 | Водоросли и их значение. | 1 | Л.р.№16. Изучение внешнего строения водорослей. | ||||
5.3 | Многообразие водорослей. | 1 | |||||
5.4 | К | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. | 1 | Л.р.№17. Изучение внешнего строения моховидных растений Тверской области. | |||
5.5 | К | Плауны. Хвощи. Папоротники. | 1 | Л.р.№18. Изучение внешнего строения папоротниковидных растений Тверской области. | |||
5.6 | Отдел Голосеменные. | 1 | Л.р.№19. Изучение внешнего строения голосеменных растений. | ||||
5.7 | К | Многообразие голосеменных растений. | 1 | Л.р.№20. Многообразие и значение хвойных растений Тверской области. | |||
5.8 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.
| 1 | Л.р.№21. Многообразие покрытосеменных растений на примере комнатных растений. | ||||
5.9 | К | Класс Двудольные. Семейства Розоцветные, Мотыльковые (Бобовые). | 1 | П.р.№3. Распознавание растений семейств Тверской области. | |||
5.10 | К | Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные (Капустные), Паслёновые. | 1 | П.р.№4. Распознавание растений семейств Тверской области. | |||
5.11 | К | Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные (Астровые). | 1 | П.р.№5. Распознавание растений семейств Тверской области. | |||
5.12 | К | Класс Однодольные. Семейства Лилейные, Луковые. | 1 | П.р.№6. Распознавание растений семейств Тверской области. | |||
5.13 | К | Класс Однодольные. Семейство Злаки (Мятликовые). | 1 | П.р.№7. Распознавание растений семейств Тверской области. | |||
5.14 | К | Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Сельскохозяйственные растения. | 1 | П.р.№8. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур Тверской области. | |||
5.15 | К | Приёмы выращивания сельскохозяйственных растений и ухода за ними в Тверской области. | 1 | ||||
5.16 | К | Контрольно-обобщающий урок. | 1 | К.П.р.№2. Распознавание растений разных отделов, наиболее распространенных Тверской в области | . | ||
6 | 2 | Историческое развитие растительного мира на Земле | 5 | ||||
6.1 | Понятие об эволюции растительного мира на Земле. | 1 | |||||
6.2 | Эволюция высших растений. | 1 | |||||
6.3 | К | Многообразие и происхождение культурных растений Тверской области. | 1 | ||||
6.4 | Дары Старого и Нового Света. | 1 | |||||
6.5 | К | Разнообразие видов растений - основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сохранение биологического разнообразия растений Тверской области. | 1 | ||||
7 | 1 | 7. Царство Бактерии. | 3 | ||||
7.1 | Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | |||||
7.2 | К | Многообразие бактерий. | 1 | ||||
7.3 | Значение бактерий в природе и в жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. | 1 | |||||
8 | 2 | Царство Грибы. Лишайники | 3 | 2 | |||
8.1 | Царство Грибы. Общая характеристика. | 1 | Л.р.№21. Изучение строения плесневых грибов. | ||||
8.2 | К | Многообразие и значение грибов Тверской области. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека. | 1 | П.р.№8. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. | . | ||
8.3 | К | Лишайники. Общая характеристика, многообразие и значение лишайников Тверской области. | 1 | ||||
9 | 5 | Природные сообщества | 3 | 1 | |||
9.1
| К | Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме на примере Тверской области. | 1 | ||||
9.2 | К | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. | 1 | Э. №5. Природное сообщество луга (парка, сквера). | |||
9.3 | К | Смена природных сообществ на примере Тверской области. | 1 | ||||
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
• признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,
уметь
• объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
• соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Учебно-методическое обеспечение:
литература для учащихся:
- Учебник: В.В.Пасечник
"Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" (М., "Дрофа", 2001г.)
- Рабочая тетрадь по биологии: растения, бактерии, грибы, лишайники
(в двух частях). Пономарева И.Н. и др. - М., изд. центр "Вентана-Граф", 2001 г.
- "Книга для чтения по ботанике"
(сост. Д.И. Трайтак") М., "Просвещение", 1985 г.
литература для учителя:
- Падалко Н.В. и др.
"Методика обучения ботанике" (М., "Просвещение", 1982г.)
- Калинова Г.С., Мягкова А.Н.
"Методика обучения биологии: 6-7" (М., "Прос-вещение", 1989 г.)
- Беркинблит М.Б., Чуб В.В.
"Биология - 6 кл." (экспериментальный учебник) М., изд. "Вентана-Граф", 1993 г.
- Малеева Н.В., Чуб В.В
. "Биология: флора - 7 кл." (экспериментальный учебник) М., изд. дом "Дрофа", 1997 г.
- Генкель П.А.
"Физиология растений", М., "Просвещение", 1985 г.
- Медников Б.М.
"Биология: формы и уровни жизни", М., "Просвещение", 1997г.
- Розенштейн А.М
"Самостоятельные работы учащихся по биологии: растения", М.,
«Просвещение», 1988г.
- Бинас А.В., Маш Р.Д. и др.
"Биологический эксперимент в школе" (М., "Просвещение", 1990 г.)
- Петров В.В
"Растительный мир нашей родины" (М., "Просвещение", 1991 г.)
- Демьяненков Е.Н.
"Биология в вопросах и ответах" (М., "Просвещение", 1996г.)
- Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А.
"Занимательная ботаника" (М., "АСТ-Пресс", 1999 г.)
- Боброва Н.Г
"Эта увлекательная ботаника" (Самара, 1994 г.)
НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценивание устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...