Из опыта активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
методическая разработка по биологии по теме

Задания для учащихся по биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Учитель химии и биологии Матлахова Лариса Валентиновна МБОУ «Мазаловская СОШ» Томского района Томской области

    К познавательным процессам человека относят внимание, восприятие, мышление, речь и память. От развития познавательных процессов учащихся напрямую зависит успешность обучения.

     Мною разработаны и систематически применяются на уроках при изучении различных тем по биологии задания для развития различных познавательных процессов. Это задания на соответствие объектов и их свойств, выбор верных утверждений, исправление ошибок в неверных утверждениях, запись пропущенных слов в тексте. Такие задания способствуют запоминанию учащимися теоретического материала по биологии, развивают внимание, мышление. Задания, содержащие предложения с пропущенными словами учат грамотной монологической речи с использованием научных терминов. При выполнении заданий на соответствие у учащихся развиваются такие приемы умственных действий как систематизация, классификация, обобщение изученного материала.

    Разработанные задания можно использовать при самостоятельном изучении нового материала, при повторении и закреплении знаний по биологии на уроках и в качестве домашнего задания.

Задания по биологии

5 класс, тема «Вода на Земле»

Правильные утверждения отметьте знаком «+», в неправильных утверждениях исправьте ошибки.

1. Между Тихим, Атлантическим, Индийским и Северным Ледовитым океанами есть четкие границы.

2. Гидросфера – водная оболочка Земли.

3. Вода занимает ¼ поверхности Земли.

4. Тихий океан – самый маленький по площади, Северный Ледовитый океан – самый большой.

5. Гидросфера состоит только из жидкой воды.

6. В природных условиях вода содержит различные растворенные вещества.

7. Ледники образуются из замерзшей воды.

8. Ледники – это кладовые пресной воды.

9. Подземные воды располагаются в нижней части земной коры.

10. Океанская вода пригодна для питья и использования в промышленности и сельском хозяйстве.

5 класс, тема «Материки»

Соотнесите:

Название материка:

А) Евразия

Б) Африка

В) Северная Америка

Г) Южная Америка

Д) Австралия

Е) Антарктида

Признаки:

  1. Самый холодный материк.
  2. Второй по величине материк.
  3. Самый влажный материк планеты.
  4. Самый большой материк.
  5. Гора Килиманджаро – самая высокая гора материка.
  6. На этом материке расположено самое глубокое озеро мира – Байкал.
  7. Самый жаркий материк.
  8. На этом материке находится самая полноводная река планеты – Амазонка.
  9. Самый маленький материк.
  10. На этом материке находятся высочайшие горы земного шара – Гималаи.
  11. Самый сухой материк.
  12. На этом материке расположена величайшая пустыня нашей планеты – Сахара.
  13. Материк, который покрыт мощным ледяным щитом.
  14. Самая длинная река этого материка – Янцзы.
  15. На этом материке находится река Миссисипи.
  16. На этом материке располагаются горы Анды.
  17. На этом материке находится самая длинная река планеты – Нил.
  18. Самая большая река материка – Муррей.
  19. Часть этого материка занимает наша страна – Российская Федерация.
  20. На этом материке располагаются горы Кордильеры.

6 класс, тема «Питание растений»

Правильные утверждения отметьте знаком «+», а в неправильных утверждениях исправьте ошибки.

1. Питание – это процесс получения организмом питательных веществ.

2. Источником энергии для организмов на Земле является Солнце.

3. Питание необходимо только для животных.

4. Для растений характерно почвенное и воздушное питание.

5. У растений есть специальная пищеварительная система.

6. Почвенное питание растений осуществляется с помощью устьиц.

7. Основной орган воздушного питания растений – корень.

8. Хлорофилл – это пигмент желтого цвета.

9. Растения используют для питания углекислый газ.

10. Почвенное питание растений – это поглощение воды и растворенных в ней минеральных веществ с помощью корня.

11. Фотосинтез – это процесс образования органических веществ из неорганических веществ в листьях с использованием энергии солнечного света.

12. В процессе фотосинтеза выделяется углекислый газ.

13. Процесс фотосинтеза имеет большое значение только для растений.

14. Солнечную энергию улавливают устьица.

15. В процессе фотосинтеза солнечная энергия преобразуется в химическую, заключенную в органических молекулах.

6 класс, тема «Дыхание»

I. Правильные утверждения отметьте знаком «+», а в неправильных утверждениях исправьте ошибки.

1. Самый простой тип дыхания – клеточный – характерен для одноклеточных организмов.

2. Жабры – это особые разветвленные кожные выросты тела.

3. При дыхании в организм при вдохе поступает воздух, содержащий углекислый газ, а при выдохе выходит воздух, содержащий кислород.

4. У некоторых растений развиваются дыхательные корни.

5. Чечевички располагаются на нижней стороне листа растения.

6. Легкие имеют ячеистое строение, что позволяет увеличить их внутреннюю поверхность во много раз.

7. Дышат все живые организмы.

8. Лягушки дышат легкими и кожей.

9. Кислород участвует в процессах образования сложных органических веществ.

10. Стебель растения дышит через специальные отверстия среди клеток коры – устьица.

11. У насекомых в каждом сегменте тела имеется пара трахей, от которых внутрь отходят ветвящиеся трубочки – дыхальца.

12. Человек дышит кожей.

13. Через устьица растений поступает необходимый для фотосинтеза углекислый газ и выделяется кислород.

14. У водорослей есть устьица и чечевички.

15. Жабрами дышат только рыбы.

II. Заполните таблицу

Приспособления для дыхания

Живые организмы

Жабры

Трахеи

Чечевички

Поверхность всего тела

Дыхальца

Устьица

Дыхательные корни

Легкие

Кожа

7 класс, тема «Лишайники»

Правильные утверждения отметьте знаком «+», в неправильных утверждениях исправьте ошибки.

1. Тело кустистых лишайников разделено на стебель и листья.

2. Лишайники – автотрофные организмы.

3. Лишайники растут только на почве.

4. Олений мох – это представитель отдела Моховидные.

5. Лишайники встречаются даже на вулканических образованиях и в Антарктиде.

6. В роли автотрофного компонента лишайника могут выступать только водоросли.

7. Медленный рост лишайников объясняется симбиозом гриба и водоросли.

8. Тело лишайника – слоевище.

9. Лишайники – индикаторы чистоты атмосферы.

10. При длительном отсутствии влаги лишайники погибают.

11. Различают три типа слоевищ.

12. Лишайники – пионеры в заселении участков суши.

13. Накипные лишайники легко отделяются от субстрата.

14.Лишайники обладают бактерицидными свойствами.

15. Корковый слой лишайников образован плотно сплетенными грибными нитями.

16. Лишайники размножаются только половым путем.

17. Корковый слой укрепляет и защищает слоевище.

18. Лишайники – автотрофы, в клетках водорослей происходит процесс фотосинтеза.

19. При разделении компоненты лишайника – водоросль и гриб – могут существовать отдельно.

20. Лишайники выделяют лишайниковую кислоту.

21.Лишайники способны впадать в состояние анабиоза.

22. Лишайники впитывают воду корнями.

23. За счет выделяемой лишайниками лишайниковой кислоты образуется первичный почвенный слой.

24. Лишайникам присущи свойства и гриба и водоросли.

25. Строение листового слоевища лишайника сходно со строением листа высших растений.

7 класс, тема «Земноводные и пресмыкающиеся»

Соотнесите классы живых организмов и их признаки.

Классы живых организмов

А) Класс Земноводные, или Амфибии

Б) Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Признаки живых организмов

  1. Конечность пятипалая.
  2. Развивается мощная и сложно организованная мускулатура конечностей.
  3. Обитают в воде или на суше.
  4. Кожа голая, богатая многочисленными железами, выделяющими слизь.
  5. Скелет представлен позвоночником, черепом и скелетом конечностей и их поясов.
  6. В течение жизни претерпевают метаморфоз.
  7. Произошли от стегоцефалов.
  8. Имеется кора головного мозга.
  9. Тело разделено на голову, туловище и хвост, имеются две пары конечностей.
  10. Тело покрыто роговыми щитками.
  11. Имеется сустав между позвоночным столбом и черепом, который обеспечивает большую подвижность головы.
  12. Грудной клетки нет.
  13. Для некоторых представителей характерна линька.
  14. Тело разделено на голову, шею, туловище, хвост, имеются две пары конечностей.
  15. Имеется грудная клетка.
  16. Сердце трехкамерное, состоит из двух предсердий и одного желудочка.
  17. Личинкам свойственны органы боковой линии.
  18. У некоторых видов наблюдается живорождение.
  19. Хищные животные.
  20. Во взрослом состоянии дышат легкими, большую роль играет кожное дыхание.
  21. При глотании проталкиванию пищевого комка из ротоглоточной полости в пищевод помогают глазные яблоки, которые, благодаря специальным мышцам, могут втягиваться внутрь глотки.
  22. Зубов нет.
  23. Пищеварительные железы – поджелудочная железа и печень с желчным пузырем.
  24. Дышат только легкими.
  25. Оплодотворение внутреннее.
  26. Пищеварительная система начинается с ротового отверстия, которое ведет в ротоглоточную полость; сужаясь, она переходит в пищевод, короткий пищевод впадает а желудок, кишечник представлен тонкой и толстой кишкой, прямая кишка открывается в клоаку.
  27. Выделительная система представлена почками.
  28. Глаза защищены то высыхания подвижными веками и мигательной перепонкой (третье веко).
  29. Оплодотворение происходит в воде.
  30. У большинства имеются зубы.

7 класс, тема «Одноклеточные организмы»

Соотнести названия одноклеточных организмов и их признаки.

Названия одноклеточных организмов

А) Амеба обыкновенная

Б) Эвглена зеленая

В) Инфузория-туфелька

Признаки живых организмов

  1. Автотрофный организм.
  2. Встречается в иле на дне прудов с загрязненной водой.
  3. Гетеротрофный организм.
  4. Миксотрофный организм.
  5. Живет в толще морской воды, является компонентом планктона.
  6. Размножается делением надвое.
  7. Захват пищи связан с образованием ложноножек.
  8. Обладает способностью к инцистированию.
  9. Паразитирует в организме животных или человека.
  10. Пища переваривается в пищеварительной вакуоли.
  11. Захвату пищи способствуют жгутики.
  12. Передвигается при помощи ресничек.
  13. Имеется светочувствительный глазок.
  14. Передвигается с помощью ложноножек.
  15. Имеются постоянные пищеварительные органоиды: клеточная воронка, клеточный рот, глотка.
  16. Похож на маленький бесцветный студенистый комочек, постоянно меняющий свою форму.
  17. Избыток воды с вредными веществами выделяется через сократительную вакуоль.
  18. Тело по форме напоминает крошечную туфлю, форма тела постоянна.
  19. Передвигается с помощью жгутика.
  20. Тело вытянутое, передний конец притуплен, задний заострен, форма тела не изменяется.
  21. Дыхание происходит всей поверхностью тела.
  22.  В цитоплазме имеются хлоропласты с хлорофиллом.
  23. Имеется органоид выделения непереваренных остатков пищи – порошица.
  24. Клетка живого организма выполняет все функции живого организма.
  25. В цитоплазме имеется два ядра: малое ядро (играет главную роль в размножении) и большое ядро (влияет на процессы движения, питания, выделения).

8 класс, тема «Нервная система»

Вставьте пропущенные слова.

Органы нервной системы образует _________________ ткань. В ней различают основные клетки – ______________ и вспомогательные – клетки ______________.

    Каждая нервная  клетка имеет __________ , __________________ разные по длине (короткие – _________________ , длинные – ________________ ) и ___________________________________ .

    Скопления _______________________________ в головном и спинном мозге образуют ______________ вещество. Входят в состав нервов, образуют _________ вещество головного и спинного мозга _______________________________ .

    Разветвления ________________ имеют нервные окончания – _______________.

    Нервные клетки в местах соединения друг с другом образуют особые контакты – _______________ .

8 класс, тема «Пищеварение»

Соотнесите:

Органы пищеварительной системы

А) Ротовая полость

Б) Глотка

В) Пищевод

Г) Желудок

Д) Тонкий кишечник

Е) Толстый кишечник

Процессы, происходящие в органах, особенности их строения

  1. Резервуар для накопления и переваривания пищи.
  2. Перевариваются белки, жиры и углеводы.
  3. Крахмал расщепляется до глюкозы.
  4. Ощущение вкуса пищи.
  5. Под действием соляной кислоты гибнут микробы.
  6. Пища измельчается и смачивается слюной.
  7. Хрящ-надгортанник во время глотания пищи закрывает вход в гортань, а язычок мягкого нёба поднимается и отделяет носоглотку от ротоглотки.
  8. Начинается переваривание белков.
  9. Продвижение пищи благодаря волнообразным сокращениям стенок.
  10. Конечный отдел пищеварительной трубки.
  11. Наиболее длинная часть пищеварительной трубки.
  12. Процесс пищеварения состоит из трех этапов: полостное пищеварение, пристеночное пищеварение, всасывание.
  13. Один из участков – слепая кишка – имеет узкий червеобразный отросток – аппендикс.
  14. Слизистая оболочка образует многочисленные складки и покрыта бесчисленными ворсинками.
  15. Под действием бактерий происходит расщепление клетчатки.

8 класс, тема «Выделение»

Правильные утверждения отметьте знаком «+», неправильные утверждения сформулируйте правильно.

  1. Единственный орган выделения человека – почки.
  2. Лёгкие и кожа выполняют выделительные функции.
  3. Кожа с помощью потовых желез выделяет те же вещества, что и почки.
  4. Мочеточник выходит из почечной лоханки.
  5. Моча образуется из плазмы крови.
  6. Стенки капилляров и почечной капсулы выполняют функции биологического фильтра.
  7. Вторичная моча – это профильтрованная плазма крови.
  8. Структурной и функциональной единицей почки является нейрон.
  9. Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал – парные органы.
  10. В почке различают два слоя: наружный – мозговой, внутренний – корковый.
  11. Почки обильно снабжаются кровью.
  12. Моча от почек отводится в мочевой пузырь по канальцам нефрона.
  13. Первичная моча по составу отличается от крови тем, что в ней нет клеток крови и белков.
  14. У человека в сутки образуется до 170 л вторичной мочи.
  15.  При образовании вторичной мочи из канальцев нефронов в кровеносные капилляры всасывается вода, многие соли, аминокислоты, глюкоза.
  16. Концентрация мочевины в первичной моче выше, чем во вторичной.
  17. Почки расположены в брюшной полости, по обе стороны от позвоночника.
  18. Мочевой пузырь расположен в брюшной полости.
  19. Из каждых 10 л крови образуется 1 л вторичной мочи.
  20. Главный орган выделения – почки.

9 класс, тема «Бесполое размножение»

1. Вставьте пропущенные термины:

Различные формы размножения организмов можно объединить в два типа: ____________________ и _______________________. Смена поколений и развитие организмов из специализированных (________________) клеток –  ____________________ размножение. При ___________________ размножении новый организм может возникнуть из соматических клеток. Клетки, дающие начало дочерним организмам, возникают в результате __________________, потомки ____________________по наследственным признакам с материнским организмом.

2. Соотнесите:

Формы бесполого размножения

А) Митотическое деление клетки

Б) Спорообразование

В) Почкование

Г) Вегетативное размножение

Организмы

  1. Белый гриб
  2. Дрожжевые грибы
  3. Амёба обыкновенная
  4. Мухомор
  5. Папоротник
  6. Эвглена зелёная
  7. Пресноводная гидра
  8. Смородина
  9. Ландыш
  10. Картофель
  11. Осот
  12. Инфузория-туфелька
  13. Земляника
  14. Малина
  15. Опёнок

9 класс «Развитие жизни на Земле»

Установите соответствие между названием эры и основными событиями.

Название эры

А) Архейская эра

Б) Протерозойская эра

В) Палеозойская эра

Г) Мезозойская эра

Д) Кайнозойская эра

Основные события

  1. Появляются и достигают огромного разнообразия древние членистоногие – трилобиты.
  2. Выход на сушу споровых растений – псилофитов.
  3. Появление аэробных одноклеточных организмов.
  4. Расцвет динозавров.
  5. Появление и активное развитие эукариот.
  6. Увеличивается разнообразие рыб.
  7. Жизнь развивалась только в водной среде.
  8. Мощный всплеск разнообразия беспозвоночных организмов.
  9. Появление первых наземных позвоночных – стегоцефалов.
  10. На сушу вышли грибы и водоросли, образовав древнейшие лишайники.
  11. Появление млекопитающих.
  12. Появление автотрофных организмов.
  13. Расцвет древовидных хвощей, плаунов и папоротников.
  14. Господство голосеменных растений.
  15. Появление первых насекомых
  16. Начало расцвета пресмыкающихся.
  17. Эра, продолжающаяся в настоящее время.
  18. Появление голосеменных.
  19. Господство на суше покрытосеменных.
  20. Появление первых человекообразных обезьян.
  21. Господствующее положение млекопитающих и птиц.
  22. Появление и распространение покрытосеменных.
  23. В конце периода массовое вымирание динозавров.
  24. Появление человека.
  25. В атмосфере стал накапливаться кислород.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, формируют правильно...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием

стастья по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием"...

Тема самообразрвания "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование дидактического ресурса личностно-ориентированного образования"

Анализ собственной педагогической деятельности, почти 20-летний опыт работы позволили мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникающие перед учителем в процессе реформ, внедрения инновац...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Личностно-ориентированный подход как условие активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках физики»

В современной педагогике появились все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к изучению более глубоких оснований знания. Процесс проникновения в глубину позволяет ...

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В ПРЕДВЕРИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.Значение познавательного, а значит р...

«Самостоятельные работы учащихся как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

     В нашей школе уже длительное время изучение общей биологии в 10-11 классах осуществляется на профильном уровне, т. е. с углубленным изучением предмета. Школьники на профильн...