Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Н. Пономаревой и учебника «Биология. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений» В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Изд-во «Вентана-Граф», 2008.
Согласно учебному плану – 68 часов в год, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов в год - 2 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Резервные часы используются для организации повторения пройденных тем.
Основными целями программы являются:
-развитие у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии:
-формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
-формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
-приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
-воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
-создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема | Количество часов по программе | Уплотнение часов | Количество часов фактическое |
Общие сведения о мире животных | 5 | 0 | 5 |
Строение тела животных. | 3 | 0 | 3 |
Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные | 4 | 0 | 4 |
Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные | 3 | 0 | 3 |
Тип Черви Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 6 | 0 | 6 |
Тип Моллюски | 4 | 0 | 4 |
Тип Членистоногие | 7 | 0 | 7 |
Тип Хордовые. | 6 | 0 | 6 |
Класс Земноводные, или Амфибии | 4 | 0 | 4 |
Класс Пресмыкающиеся, или рептилии | 4 | 0 | 4 |
Класс Птицы | 7 | 0 | 7 |
Класс Млекопитающие, или Звери | 12 | 0 | 12 |
Развитие животного мира на Земле | 3 | 0 | 3 |
Резерв | 2 | 0 | 2 |
ИТОГО | 70 | 0 | 70 |
Содержание рабочей программы:
Тема1: Общие сведения о мире животных.(5 часов). Зоология – наука о животных. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.
Тема2: Строение тела животных (3 часа). Клетка. Ткани. Органы и системы органов.
Тема3: Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные (4 часа). Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие
Тема4: Подцарство Многоклеточные животные (3 часа). Тип Кишечнополостные. Морские кишечнополостные.
Тема5: Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов). Тип Плоские черви. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви.Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.
Тема6: Тип Моллюски (4 часа). Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски.
Тема7: Тип Членистоногие (7 часов). Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.
Тема8: Тип Хордовые(6 часов). Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные. Подтип Черепные . Надкласс Рыбы. Внутреннее строение рыбы (на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.
Тема9: Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа). Места обитания и строение земноводных. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.
Тема10: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа). Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.
Тема11: Класс Птицы ( 7 часов). Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
Тема12: Класс Млекопитающие, или Звери (12 часов). Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервные системы, пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные Непарнокопытные, Хоботные, Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.
Тема13: Развитие животного мира на Земле (3 часа). Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Основные этапы развития животного мира на Земле.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
∙ признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; животных своего региона;
∙ сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
∙ объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
∙ изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
∙ распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных;
∙ выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
∙ сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
∙ определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
∙ анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
∙ проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
∙ рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
∙ выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
План. сроки | Домашняя | |||
прохождения | работа | |||
Общие сведения о мире животных.(5 часов) | ||||
11 | Зоология – наука о животных | 1 нед.сентября 02.09 – 08.09 |
| §1, р.т § 1 № 1, 2, 4, 5 |
22 | Среды жизни и места обитания животных Взаимосвязи животных в природе. | 1 нед.сентября 02.09 – 08.09 |
| § 2, рабочая тетрадь § 2 задания 2, 4, 5 |
33 | Классификация животных и основные систематические группы | 2 нед. Сентября 09.09 – 15.09 |
| § 3, рабочая тетрадь § 3 задания 1, 2, 5 |
44 | Влияние человека на животных | 2 нед. Сентября 09.09 – 15.09 |
| § 4, рабочая тетрадь § 4 задания 2,4 |
55 | Краткая история развития зоологии. | 3 нед. Сентября 16.09 – 22.09 |
| § 5, рабочая тетрадь § 5 задание 1,3 |
Строение тела животных (3 часа). | ||||
66 | Клетка. | 3 нед. Сентября 16.09 – 22.09 |
| § 6, рабочая тетрадь § 6 задание 1,2,3,4 |
77 | Ткани. | 4 нед. Сентября 23.09 – 29.09 |
| § 7, рабочая тетрадь § 7 |
§ 8, | ||||
рабочая тетрадь §8 задание 1,2 | ||||
Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные (4 часа). | ||||
99 | 1. Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. | 1 нед.октября 30.09 – 06.10 |
| § 9, нарисовать размножение амебы |
110 | Класс Жгутиконосцы. | 1 нед.октября 30.09 – 06.10 |
| § 10, рабочая тетрадь § 10 задание 1,2, доклады |
111 | Тип Инфузории.Лабораторная работа №1"Строение инфузории-туфельки". | 2 нед.октября 07.10 – 13.10 |
| § 11, рабочая тетрадь § 11, задания 2,3 |
112 | Многообразие простейших. Паразитические простейшие. | 2 нед.октября 07.10 – 13.10 |
| § 12, рабочая тетрадь § 12 задания 3,5 |
Подцарство Многоклеточные животные (3 часа). | ||||
113 | Тип Кишечнополостные. | 3 нед.октября 14.10 – 20.10 |
| § 13, рабочая тетрадь §13 задание 3 |
Морские кишечно- | ||||
полостные. | ||||
115 | Обобщающий урок по теме: «Подцарство Многоклеточные животные» | 4 нед.октября 21.10 -27.10 |
|
|
Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов). | ||||
116 | Тип Плоские черви. | 4 нед.октября 21.10 – 27.10 |
| § 15, рабочая тетрадь §15 задание 1,2 |
117 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. | 5 нед.октября 28.10 – 03.11 |
| § 16, рабочая тетрадь §16 |
119 | Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа №2."Изучение внешнего и внутреннего строения дождевого червя". | 2 нед.ноября 11.11 – 17.11 |
| § 18, рабочая тетрадь § 18 задание 1, нарисовать рис.64 |
220 | Класс Малощетинковые черви. | 2 нед.ноября 11.11 – 17.11 |
| § 19, рабочая тетрадь § 19 задание 5 |
221 | Обобщение и повторение по теме «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви». | 3 нед.ноября 18.11 – 24.11 |
|
|
Тип Моллюски (4 часа). | ||||
222 | Общая характеристика типа Моллюски. Лабораторная работа №3"Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков". | 3 нед.ноября 18.11 – 24.11 |
| § 20, рабочая тетрадь § 20 задание 1,2, 4 |
223 | Класс Брюхоногие моллюски | 4 нед.ноября 25.11 – 01.12 |
| § 21, рабочая тетрадь § 21 задание 1,4 |
224. | Класс Двустворчатые моллюски | 4 нед.ноября 25.11 – 01.12 |
| § 22, рабочая тетрадь § 22 задание 1,2, 3 |
225. | Класс Головоногие моллюски. | 1 нед.декабря 02.12 – 08.12 |
| § 23, рабочая тетрадь § 23 задание 2, 3, 4 |
Тип Членистоногие (7 часов). | ||||
227. | Класс Паукообразные. | 2 нед.декабря 09.12 – 15.12 |
| § 25, рабочая тетрадь § 25 задание 1,2, 3, 5 |
228. | Класс Насекомые. Лабораторная работа №4. "Изучение внешнего строения майского жука". | 2 нед.декабря 09.12 – 15.12 |
| § 26, рабочая тетрадь § 26 задание 2, 4, 5 |
229. | Типы развития насекомых. | 3 нед.декабря 16.12 – 22.12 |
| § 27, рабочая тетрадь § 27 задание 3, 5 |
330. | Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. | 3 нед.декабря 16.12 – 22.12 |
| § 28, рабочая тетрадь § 28 задание 1, 4 |
331. | Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. | 4 нед.декабря 23.12 – 29.12 |
| § 29, рабочая тетрадь § 29 задание 3, 4 |
332. | Обобщение знаний по темам 4-7. | 4 нед.декабря 23.12 – 29.12 |
|
|
Тип Хордовые. (6 часов) | ||||
334. | Подтип Черепные Надкласс Рыбы.Л.р.№ 5."Изучение внешнего строения рыб". | 3 нед.января 13.01 – 19.01 |
| § 30 стр 151, § 31 |
335. | Внутреннее строение рыбы(на примере костистой). | 4 нед.января 20.01 – 26.01 |
| § 32, рабочая тетрадь § 32 задание 1,3 |
336. | Особенности размножения рыб. | 4 нед.января 20.01 – 26.01 |
| § 33, рабочая тетрадь § 33 задание 1,2 |
337. | Основные систематические группы рыб. | 5 нед.января 27.01-2.02 |
| § 34,рабочая тетрадь § 34. |
338. | Промысловые рыбы. Их использование и охрана. | 5 нед.января 27.01-2.02 |
| § 35,рабочая тетрадь § 35. |
Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа). | ||||
339. | Места обитания и строение земноводных. Л.р. №6. "Изучение строения лягушки" | 1 нед.февраля 3.02-9.02 |
| § 36, рабочая тетрадь § 36 задание 3, 5 |
440. | Строение и деятельность внутренних органов. | 1 нед.февраля 3.02-9.02 |
| § 37,рабочая тетрадь § 37. |
441. | Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. | 2 нед.февраля 10.02-16.02 |
| § 38,рабочая тетрадь § 38. |
442. | Многообразие и значение земноводных. | 2 нед.февраля 10.02-16.02 |
| § 39, рабочая тетрадь § 39 задание 1,2,3 |
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа). | ||||
443. | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.Л.р.№7. "Сравнение скелета ящерицы и лягушки". | 3 нед.февраля 17.02-23.02 |
| § 40, рабочая тетрадь § 40 задание 3, 4 |
444. | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. | 3 нед.февраля 17.02-23.02 |
| § 41 рабочая тетрадь § 41 задание 1,2,3, 4 |
445. | Многообразие пресмыкающихся | 4 нед.февраля 24.02-2.03 |
| § 42 |
446. | Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся. | 4 нед.февраля 24.02-2.03 |
| § 43 |
Класс Птицы ( 7 часов). | ||||
447. | Среда обитания и внешнее строение птиц.Л.р.№8. "Внешнее строение птиц". | 1 нед.марта 3.03-9.03 |
| § 44, рабочая тетрадь § 44 задание 3, 4 |
448. | Опорно-двигательная система птиц.Л.р.№9."Строение скелета птицы". | 1 нед.марта 3.03-9.03 |
| § 45 рабочая тетрадь § 45 задание 1, 4 |
449. | Внутреннее строение птиц. | 2 нед.марта 10.03-16.03 |
| § 46, рабочая тетрадь § 46 задание 2,3 |
550. | Размножение и развитие птиц. | 2 нед.марта 10.03-16.03 |
| § 47 |
551. | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. | 3 нед.марта 17.03-23.03 |
| § 48 |
552. | Многообразие птиц. | 3 нед.марта 17.03-23.03 |
| § 49 |
553. | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. | 4 нед.марта 31.03-6.04 |
| § 50, рабочая тетрадь § 50 задание 1,2,3 |
Класс Млекопитающие, или Звери (12 часов). | ||||
554. | Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих. | 4 нед.марта 31.03-6.04 |
| § 51 |
555. | Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервные системы. Л.р.№10."Изучение строения скелета млекопитающих". | 7.04-13.04 |
| § 52 стр. 77-81 |
556. | Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы. | 2 нед.апреля 7.04-13.04 |
| § 52 стр. 81-83 рабочая тетрадь § 52 задание 1,3, 4 |
557. | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. | 2 нед.апреля 14.04-20.04 |
| § 53 |
558. | Происхождение и многообразие млекопитающих. | 3 нед.апреля 14.04-20.04 |
| § 54 |
559. | Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, | 3нед.апреля 21.04-27.04 |
| § 55 |
660. | Отряды: Хищные. Ластоногие, Китообразные, | 4 нед.апреля 21.04-27.04 |
| § 55,§ 56, рабочая тетрадь § 56 задание 1,2 |
661. | Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные Хоботные | 4 нед.апреля 28.04-4.05 |
| § 56, рабочая тетрадь § 56 |
662. | Отряд Приматы. | 1 нед.мая 28.04-4.05 |
| § 57 |
664. | Значение млекопитающих для человека. | 2 нед.мая 5.05-11.05 |
| § 59 |
665. | Обобщение знаний по теме «Класс млекопитающие» | 2 нед.мая 12.05-18.05 |
|
|
Развитие животного мира на Земле (3 часов). | ||||
666. | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции | 3нед.мая 12.05-18.05 |
| § 60 |
667. | Основные этапы развития животного мира на Земле. | 3 нед.мая 19.05-25.05 |
| § 61 |
668. | Обобщение знаний по теме: Развитие животного мира на Земле. | 4 нед.мая 19.05-25.05 |
|
|
669. | Резерв. | 4 нед.мая 26.05-1.06 |
|
|
770. | Резерв. | 5 нед.мая 26.05-1.06 |
|
|
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
по теме: "Строение инфузории-туфельки"
Цель: научиться готовить временные микропрепараты и наблюдать за живыми объектами под микроскопом, изучить особенности строения и выявить особенности передвижения инфузории-туфельки
Оборудование: 1) микроскопы
2) микропрепараты "Инфузория-туфелька", культура с
живыми инфузориями, предметное и покровное стекло,
пипетка
Ход работы:
1. Подготовьте микроскоп к работе.
2. Сделайте микропрепарат. Рассмотрите инфузорию-туфельку при малом увеличении микроскопа, обратите внимание на ее форму и особенность
передвижения
3. Рассмотрите части клетки простейшего при большом увеличении.
Оформление результатов:
зарисуйте инфузорию-туфельку в тетрадь, подпишите части ее клетки.
Сделайте вывод, перечислив признаки, характерные для инфузории, как представителя простейших и указав особенности её передвижения.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
по теме: "Изучение внешнего и внутреннего строения дождевого червя"
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение дождевого червя, научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания
Оборудование: 1) коллекция "Агроценоз"
2) микроскоп
3) микропрепарат "Поперечный срез дождевого червя"
Ход работы:
1. Рассмотрите в коллекции "Агроценоз" животных, совместно обитающих с дождевым червем в почве, сосредоточьте внимание на самом черве: на форме его тела, попробуйте сосчитать количество сегментов его тела.
2. Рассмотрите под микроскопом поперечный срез дождевого червя и, пользуясь учебником, определите: какие органы его видны на срезе.
Оформление результатов: зарисуйте увиденное.
Сделайте вывод, указав приспособления во внешнем строении дождевого червя для жизни в почве.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
по теме: "Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков"
Цель: познакомиться со строением раковин наиболее распространенных моллюсков научиться их сравнивать.
Оборудование: 1) раковины моллюсков: катушки, большого прудовика,
беззубки
2) лупа
Ход работы: рассмотрите раковины моллюсков:
1. подсчитайте число оборотов в раковинах катушки и
прудовика
2) рассмотрите перламутровый слой в раковинке беззубки;
3) определите возраст беззубки.
Оформление результатов: зарисуйте раковинки моллюсков в тетрадь.
Сделайте вывод, сравнив раковины этих моллюсков.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
по теме: "Изучение внешнего строения майского жука"
Цель: познакомиться с особенностями внешнего строения насекомых на
примере майского жука, научиться выявлять функции органов
Оборудование: коллекция "Майский жук".
Ход работы: рассмотрите насекомое:
- определите его длину и окраску;
- найдите 3 отдела тела;
- на голове найдите глаза, усики, ротовой аппарат, найдите в учебнике описание их функций;
- установите, к какому отделу тела прикреплены ноги и крылья, определите их число;
- найдите дыхальца, узнайте из учебника их функцию.
Оформление результатов:
Заполните в тетради таблицу:
Отделы тела | Расположенные на них органы | Функции органов |
Сделайте вывод, перечислив характерные черты строения насекомого как представителя членистоногих.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
по теме: "Изучение внешнего строения рыб"
Цель: познакомиться с особенностями внешнего строения речного окуня, научиться выявлять черты приспособленности к среде обитания
Оборудование: 1) емкость с рыбой
2) лупа
Ход работы:
1. Рассмотрите рыбу:
- определите форму ее тела;
- рассмотрите с помощью лупы чешую;
- рассмотрите окраску рыбы на спинной и брюшной стороне;
- найдите глаза, боковую линию, жаберные крышки, плавники.
2. В учебнике прочитайте о значении этих органов в жизни рыб.
Оформление результатов: зарисуйте рассмотренную рыбу, подпишите её органы, без которых она не смогла бы жить в воде.
Сделайте вывод о характерных чертах приспособленности рыб к водной среде.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6
По теме: «Изучение строения лягушки»
Цель: знакомство с основными чертами строения скелета лягушки.
Оборудование: 1) препараты скелета лягушки.
Ход работы:
1. Внимательно рассмотрите скелет лягушки. Найдите череп, позвоночник, скелеты конечностей и поясов конечностей.
2. Посмотрите, на какие отделы делится позвоночник. Найдите шейный отдел. Из скольких позвонков он состоит? Найдите туловищный отдел. Рассмотрите форму туловищного позвонка. Найдите тело позвонка. Посмотрите, есть ли у лягушек ребра. Найдите крестцовый отдел позвоночника и хвостовую кость.
3. Рассмотрите череп лягушки. Опишите его форму. Как вы думаете, с чем она связана?
4. Изучите строение передних и задних конечностей. Определите, из каких частей они состоят. Найдите пояса конечностей.
5. Зарисуйте схему строения передних и задних конечностей лягушки.
Сделайте вывод о характерных особенностях строения лягушки.
ЛАЮОРАТОРНАЯ РАБОТА №7
По теме: «Сравнение скелета ящерицы и лягушки»
Цель: сравнить скелеты ящерицы и лягушки.
Оборудование: 1)препараты скелета ящерицы, 2) препараты скелета лягушки, 3) лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите скелеты ящерицы и лягушки. Найдите череп, позвоночник, скелеты конечностей, поясов конечностей, хвоста.
2. Посмотрите, на какие отделы делится позвоночник. Найдите шейный отдел.
3. Найдите грудной и поясничный отделы позвоночника.
4. Рассмотрите черепа лягушки и ящерицы. Чем они отличаются?
5. Изучите строение передних и задних конечностей.
6. Сравните строение скелета лягушки и ящерицы и занесите результаты в таблицу:
Часть скелета | Лягушка | Ящерица |
Отделы позвоночника | ||
Число позвонков в шейном отделе позвоночника | ||
Наличие ребер и грудной клетки | ||
Наличие хвостового отдела позвоночника | ||
Количество костей, образующих предплечье и голень |
Сформулируйте вывод о сходстве и различиях строения скелета лягушки и ящерицы.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8
по теме: "Внешнее строение птиц"
Цель: выявить особенности внешнего строения птиц.
Оборудование: 1) открытка с изображением птицы
2) инструкция по описанию птицы
3) набор перьев
Ход работы:
1. Рассмотрите открытку, опишите внешнее строение птицы, пользуясь инструкцией.
2. Исследуйте набор перьев, определите их виды, пользуясь учебником.
Оформление результатов: опишите внешнее строение птицы, схемой объясните классификацию птичьих перьев, зарисуйте примеры разных перьев, подписав их составные части.
Сделайте вывод, отметив на основании внешнего строения приспособления птиц к полёту.
К лабораторной работе 6 "Внешнее строение птицы"
Опишите внешнее строение предложенной вам птицы. Вот примерный план:
1. Величина (с воробья, меньше или больше).
2. Форма:
хвост (длинный, короткий, лирообразный и т.д.)
клюв (короткий, длинный, толстый, тонкий, изогнутый и т.д.)
хохол на голове
и т.д.
3. Окраска:
общая (серая, черная, зеленоватая, пестрая и т.д.)
характерные цветовые отметины (черная голова, голубая "шапочка",
белые щеки и т.д.)
на крыльях белые полосы
хвост (красноватый, белый на конце и т.д.)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9
по теме: "Строение скелета птицы"
Цель: познакомиться со строением скелета птиц, научиться выявлять особенности, связанные с полетом.
Оборудование: коллекция раздаточного материала по скелету птиц.
Ход работы:
1. Рассмотрите скелет птицы, найдите все его 5 отделов.
2. Рассмотрите позвоночник, череп, грудную клетку, пояса конечностей и скелет конечностей: из каких костей они состоят?
3. Найдите в учебнике информацию об особенностях скелета птиц, связанных с полетом.
Оформление результатов и вывода:
Заполните в тетради таблицу:
Отделы скелета | их особенности | значение для полета |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10
по теме: "Изучение строения скелета млекопитающих"
Цель: изучить скелет млекопитающих, научиться сравнивать скелеты разных животных
Оборудование: коллекция раздаточного материала по скелету млекопитающих
Ход работы:
1. Рассмотрите строение скелета, найдите 5 его отделов.
2. Пользуясь учебником, найдите кости, составляющие череп, позвоночник, грудную клетку, пояса конечностей и скелет конечностей.
Сделайте вывод об особенностях скелета млекопитающих, сравнив его со скелетом пресмыкающихся.
Учебно-методическое обеспечение:
Литература для учителя:
1. Анастасова Л.И., Кучменко В.С. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс основной школы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2000.
2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана/ Художник М.В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2003.
3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о несекомых/ Художнки М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.
4. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах/ Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998
5. Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др./ Под ред. Н.М.Черновой. Экология животных.. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2002.
6. Бабенко В.Г и др. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.
7. Калинова Г.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ-Астрель, 2002.
8. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.
9. Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные. 7,8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005.
10. Резникова В.З. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. – М.: Школа-Пресс, 1999.
11. Резникова В.З., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Зачеты по биологии. Живоные: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Лист-Нью, 1999.
12. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996.
13. Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.
14. Сухова Т.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки выпускников основной школы. Сборник тестовых заданий. – М.: Вентана-Граф, 2002.
15. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
16. Шарова И.Х., Мосалов А.А. Биология: Внеклассная работа по зоологии. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
17. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.
- для учащихся:
1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;
2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;
3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;
4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;
5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;
Интернет-ресурсы по курсу «Животные»
1. http://www.bugdreams.com/ - - материалы о насекомых
2. http://zooclub.farpost.com - - Электронный справочник "Животные в России и СНГ". Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Коллекция рефератов по биологии и экологии. Подборка законов и постановлений о животных.
3. http://bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.****
4. http://www.bober.ru/ - Все о бобрах. Исследования, литература, фотографии, видео-ролики, рисунки, и другая познавательная информация.****
5. http://www.aquaria.ru/cgi/fish.cgi - Атлас рыб. Описания, ссылки.****
6. http://birds.krasu.ru/coll.shtml/ - Все о птицах Средней Сибири..****
7. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****
8. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****
9. http://plife.chat.ru/ - "Совершенная жизнь" - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.****
10. http://animals.mega.net.kg/ - "Хищники" - Разнообразная научно-познавательная информация о хищных животных.
11. http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/ - Жуки (Coleoptera) и колеоптерологи. Сайт содержит разнообразную информацию о жуках - самом многочисленном отряде животных планеты. Большая библиография (более 1000 ссылок) рассредоточена по отдельным страницам.*****
12. http://www.zooclub.ru/ - "Зооклуб" - Сервер о диких и домашних животных. Кошки, собаки, птицы, лошади, рыбы, грызуны, амфибии, рептилии, членистоногие, фотогалерея.*****
13. http://e-l-k.narod.ru/ - "Животные - удивительное рядом" - Удивительные факты из жизни животных.*****
14. http://www.kulichki.com/elephant/ - Фонд защиты слонов - фотографии, статьи, рассказы, сказки и анекдоты о слонах. Ссылки.*****
15. http://hedgehogs.gp.ru/ - Ежиный уголок Сети. Страничка, посвященная ежам. Описание этого зверька, образ жизни, повадки, размножение. Какие бывают ежи и где они живут, родственники ежей, легенды о ежах, особенности, фотографии и др.****
16. http://sitim.sitc.ru/Sitim/knowledge/ - Живой мир. Происхождение и образ жизни различных животных: динозавров, мышей, крыс, кротов, приматов, сусликов и др. Материалы из детской энциклопедии. Рубрику ведет Алексей Ожигов, ученик 10 класса.****
17. http://asgard.hypermart.net/topsites/ - ТОР ресурсов о животных - "Животный мир Интернет". Животный мир Интернет обновляется каждые 30 минут и сбрасывается каждые 2 дня.****
18. http://entomolog.narod.ru/ - Сайт для энтомологов-любителей, начинающих собирателей насекомых, натуралистов, туристов, путешественников и просто любопытствующих.****
19. http://natura.spb.ru/ - Развлекательно-познавательный сайт о животных и природе "Ох уж эти животные". Фотографии, статьи и публикации о животном мире.****
20. http://www.deepseaworld.com/ - Deepsea World - Национальный аквариум Шотландии. На английском языке.
21. http://www.sch130.nsc.ru/~eva/abc/ - Nature ABC - Энциклопедия по биологии. На английском языке.
22. http://contex.narod.ru/sitemap.html - Тайны морских глубин - энциклопедия о беспозвоночных, ракообразных и о коллекционирование морских животных.****
23. http://babochki.narod.ru/ - Цветной Атлас-определитель дневных бабочек Бассейна Озера Байкал.****
24. http://www.chicago-botanic.org/ - Ботанический сад Чикаго. Карта сада. Иллюстрированный каталог растений, животных, птиц, представленных на территории сада. Научно-популярные публикации о ботанике, зоологии, фитотерапии. (на англ. яз.).***
25. http://www.aculyaca.wallst.ru/ - В мире акул. Подробная познавательная информация об акулах.***
26. http://www.photoweb.ru/prophoto/Snark/gallery.htm - Фотогалерея насекомых. Гады, в мире пауков, грибы, в мире трав, синантроп, антропология.***
27. http://vorona.al.ru/ - Ворона - птица яркая. Рассказ о семействе вороновых: фотографии, портреты и голоса. Тематические ссылки.***
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания методического объединения учителей гуманитарно-культурологического цикла от 30.08.2013г.№ 1.
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по УВР________________Потапова НД
02.09.2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...