Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Калиновская средняя общеобразовательная школа
_____________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
________ Холева –Привалова А.В.
Приказ № «__» от «__»_______2013 г.
Рабочая программа по биологии
6 класс
(базовый уровень)
учителя биологии Глебовой Галине Михайловне
д. Калиновка
2013 год
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Н. Пономаревой с учетом Федерального Государственного стандарта, учебника И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко.
Учебно-методический комплект:
- Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана – Граф, 2007. – 240 с.:ил.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 учебных часа в неделю). Данная программа выбрана учителем, так как соответствует миссии МБОУ Калиновской средней общеобразовательной школы, которая заключается в реализации государственного образовательного стандарта и направлена на реализацию следующих целей: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Лабораторные работы – 16.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Основными целями программы являются:
развитие у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии:
-формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
-формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
-приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
-воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
-создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразия в природе Земли в результате эволюции.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.
В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический.
Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе.
СОДЕРЖАНИЕ
Название темы | Количество часов по примерной программе | +/- | Количество часов по рабочей программе |
Введение. Наука о растениях – ботаника. | 1 | 0 | 1 |
Общее знакомство с растениями. | 6 | 0 | 6 |
Клеточное строение растений | 5 | 0 | 5 |
Органы цветковых растений. | 18 | 0 | 18 |
Основные процессы жизнедеятельности растений. | 10 | 0 | 10 |
Основные отделы царства растений. | 10 | 0 | 10 |
Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле. | 4 | 0 | 4 |
Царство Бактерии. | 3 | 0 | 3 |
Царство Грибы. Лишайники. | 4 | 0 | 4 |
Природные сообщества. | 6 | 0 | 6 |
Заключение. | 1 | 0 | 1 |
Резерв | 2 | 0 | 2 |
ИТОГО | 70 | 0 | 70 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Введение. Наука о растениях – ботаника. (1 час)
Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях – ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.
Тема 2. Общее знакомство с растениями. (6 часов)
Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие растения; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Признаки растений. Основные органы растений. Растение – живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения. Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад. Их значение в жизни растений.
Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на пришкольном участке.
Лабораторные работы.
Знакомство с цветковым растением.
Споры у папоротника.
Тема 3. Клеточное строение растений. (5 часов)
Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе. Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам. Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение – многоклеточный организм. Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды. Органические вещества в клетке: углеводы (сахара, крахмал), белки, жиры, нуклеиновые кислоты и неорганические: вода, минеральные соли. Накопление солнечной энергии в химических связях органических веществ. Запасные питательные вещества и их отложение в клетке, тканях и органах растения.
Лабораторные работы.
Приготовление микропрепарата.
Изучение клеток кожицы лука.
Тема 4. Органы цветковых растений. (18 часов)
Семя.
Внешнее и внутреннее строение семени. Типы семян. Строение семени двудольных и
однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. разнообразие
семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.
Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Длительность сохранения всхожести семян.
Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве
человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.
Лабораторная работа: Изучение строения семени фасоли.
Корень.
Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня – апекс и корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Ветвление корней. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Разнообразие корней у растений.
Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, ходульные, дисковидные, присоски, втягивающие).
Лабораторная работа: Строение корня у проростка тыквы.
Побег
Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления. Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Устьица. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений.
Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листьев. Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в длину и толщину. Рост камбия. Годичные кольца. Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; наземные и подземные; укороченные и удлиненные. Видоизменения побегов. Побеги растений в зимнее время. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. Почки возобновления у деревьев и трав в зимнее время.
Лабораторные работы.
Строение вегетативных и генеративных почек.
Внешнее строение листа.
Внешнее и внутреннее строение стебля.
Внешнее строение корневища и клубня.
Цветок и плод.
Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части
цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия.
Биологическое значение соцветий.
Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей. Оплодотворение растений и развитие плода. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрываемые и нераскрываемые, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к
распространению плодов и семян. Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений
от условий окружающей среды.
Лабораторные работы.
Типы соцветий.
Изучение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.
Тема 5. Основные процессы жизнедеятельности растений. (10 часов)
Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроудобрения).
Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы. Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле. Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде. Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и
образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способа размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком),
размножение тканями. Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Направленность роста побегов и корней. Понятие об индивидуальном развитии (онтогенезе). Этапы развития растений (зародышевый, молодости, зрелости и старости). Продолжительность жизни растений.
Лабораторные работы.
Растения разных экологических групп по отношению к воде.
Черенкование комнатных растений.
Тема 6. Основные отделы царства растений. (10 часов)
Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды.
Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе
и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений. Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания. Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений. семейства двудольных
растений: Розоцветные, Крестоцветные, Капустные, Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства). Семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства).
Лабораторные работы.
Определение одноклеточных водорослей.
Изучение внешнего строения моховидных растений.
Изучение внешнего строения папоротниковидных растений.
Изучение внешнего вида хвойных растений.
Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений.
Тема 7. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле. (4 часа)
Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.
Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений.
Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений).
Тема 8. Царство Бактерии. (3 часа)
Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах. Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое).
Лабораторная работа. Изучение внешнего строения бактерии сенная палочка.
Тема 9. Царство Грибы. Лишайники. (4 часа)
Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы - Грибы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и
несъедобные грибы. Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты. Понятие о микоризе. Приемы
защиты растений от грибов-паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека. Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.
Лабораторная работа. Изучение строения плесневых грибов.
Тема 10. Природные сообщества. (6 часов)
Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме. Его характеристики: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме). Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк – смешанный лес – ельник). Причины, вызывающие
смену природного сообщества. Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека. Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.
Тема 11. Заключение. (1 час)
Общее заключение по курсу ботаники. Многообразие растительного царства. Значение растений и растительности. Роль знаний и практических умений по выращиванию растений, уходу за ними и охране, бережному обращению с природой в сохранении биологического разнообразия. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; популяций; экосистем и
агроэкосистем; биосферы; растений и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы иэкосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Тематическое планирование урока биологии в 6 классе
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановая дата
| Скорректирован ная дата |
1. | Введение. Наука о растениях--ботаника | 1 | 1 нед.сентября | |
2 | Мир растений. Строение растений | 1 | 1 нед.сентября | |
3 | Признаки и органы растений. Высшие и низшие растения | 1 | 2 нед. сентября | |
4 | Растение – живой организм- биосистема | 1 | 2 нед. сентября | |
5 | Условия жизни растений. | 1 | 3 нед. сентября | |
6 | Среды жизни растений | 1 | 3 нед. сентября | |
7 | Предмет и задачи биологии. Ботаника – наука о растений. | 1 | 4 нед. сентября | |
8 | Увеличительные приборы | 1 | 4 нед. сентября | |
9 | Особенности растительной клетки. | 1 | 1 нед.октября | |
10 | Химический состав клетки | 1 | 1 нед.октября | |
11 | Жизнедеятельность клетки | 1 | 2 нед.октября | |
12 | Разнообразие тканей у растений | 1 | 2 нед.октября | |
13 | Внешнее и внутреннее строение семени. | 1 | 3 нед.октября | |
14 | Условия прорастания семян.. | 1 | 3 нед.октября | |
15 | Значение семян | 1 | 4 нед.октября | |
16 | Внешнее строение корня. .Виды корней | 1 | 4 нед.октября | |
17 | Внутреннее строение корня (ознакомительный) | 1 | 5 нед.октября | |
18 | Значение корней и их разнообразие | 1 | 5 нед.октября | |
19 | Строение и значение побега | 1 | 2 нед.ноября | |
20 | Внешнее и внутреннее строение почки | 1 | 2 нед.ноября | |
21 | Строение листа. Разнообразие листьев. | 1 | 3 нед.ноября | |
22 | Функции листа. Видоизменения листа | 1 | 3 нед.ноября | |
23 | Внешнее и внутреннее строение стебля. | 1 | 4 нед.ноября | |
24 | Многообразие побегов | 1 | 4 нед.ноября | |
25 | Видоизменения подземных побегов | 1 | 1 нед.декабря | |
26 | Цветок- генеративный орган, его строение и значение. | 1 | 1 нед.декабря | |
27 | Соцветия, их биологическое значение | 1 | 2 нед.декабря | |
28 | Цветение и опыление растений | 1 | 2 нед.декабря | |
29 | Разнообразие и значение плодов. | 1 | 3 нед.декабря | |
30 | Взаимосвязь органов растения как живого организма | 1 | 3 нед.декабря | |
31 | Почвенное питание растений. | 1 | 4 нед.декабря | |
32 | Воздушное питание растений- фотосинтез | 1 | 4 нед.декабря | |
33 | Космическая роль зеленых растений | 1 | 3 нед.января | |
34 | Дыхание и обмен веществ растений. | 1 | 3 нед.января | |
35 | Роль воды в жизнедеятельности растений | 1 | 4 нед.января | |
36 | Размножение и оплодотворение у растений. | 1 | 4 нед.января | |
37 | Вегетативное размножение, его роль в природе | 1 | 5 нед.января | |
38 | Использование вегетативного размножения человеком | 1 | 5 нед.января | |
39 | Рост и развитие растений | 1 | 1 нед.февраля | |
40 | Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды | 1 | 1 нед.февраля | |
41 | Обобщение раздела «Основные процессы жизнедеятельности», «Органы цветковых растений» | 1 | 2 нед.февраля | |
42 | Понятие о систематике растений. | 1 | 2 нед.февраля | |
43 | Подцарство водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей | 1 | 3 нед.февраля | |
44. | Отдел Моховидные. Общая характеристика, размножение и значение | 1 | 3 нед.февраля | |
45 | Плауны. Хвощи. Папоротники | 1 | 4 нед.февраля | |
46 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. | 1 | 4 нед.февраля | |
47 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | 1 | 1 нед.марта | |
48 | Семейства класса двудольные: розоцветные, крестоцветные, бобовые | 1 | 1 нед.марта | |
49 | Семейства класса двудольные растения: пасленовые и сложноцветные | 1 | 2 нед.марта | |
50 | Семейства класса однодольных растения: лилейные и луковые | 1 | 2 нед.марта | |
51 | Класс однодольные. Семейства злаки | 1 | 3 нед.марта | |
52 | Обобщение главы «Основные отделы растений» | 1 | 3 нед.марта | |
53 | Понятие об эволюции растительного мира | 1 | 4 нед.марта | |
54 | Эволюция высших растений | 1 | 4 нед.марта | |
55 | Многообразие и происхождение культурных растений | 1 | ||
56 | Бактерии. Общая характеристика, многообразие и значение | 1 | 2 нед.апреля | |
57 | Разнообразие бактерий | 1 | 2 нед.апреля | |
58 | Значение бактерий в природе и жизни человека | 1 | 3 нед.апреля | |
59 | Царство Грибы. Общая характеристика | 1 | 3нед.апреля | |
60 | Многообразие и значение | 1 | 4 нед.апреля | |
61 | Лишайники. Общая характеристика и значение | 1 | 4 нед.апреля | |
62 | Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. | 1 | 1 нед.мая | |
63 | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе | 1 | 1 нед.мая | |
63 | Смена природных сообществ | 1 | 2 нед.мая | |
65 | Многообразие природных сообществ | 1 | 2 нед.мая | |
66 | Взаимосвязь организмов и неживой природы | 1 | 3 нед.мая | |
67 | Обобщение главы | 1 | 3 нед.мая | |
68 | Обобщение главы | 1 | 4 нед.мая | |
69 | Резерв | 1 | 4 нед.мая | |
70 | Резерв | 1 | 5 нед.мая |
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
по теме: "Знакомство с цветковым растением"
Цель: познакомиться с внешним строением цветкового растения, научиться распознавать его вегетативные и репродуктивные органы.
Оборудование: 1) растение пастушья сумка,
2) лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите растение пастушью сумку.
2. Найдите:
- корень и побег, определите их размеры;
- цветки и плоды, определите их размеры, форму, окраску и количество;
- вскройте плод, что находится внутри?
Оформление результатов: зарисуйте внешний вид растения;
пользуясь текстом учебника, подпишите вегетативные органы пастушьей сумки зеленым цветом, а генеративные - красным.
Вывод: у цветковых растений есть следующие органы…
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
по теме: "Клеточное строение кожицы лука"
Цель: научиться готовить временные микропрепараты, закрепить умение пользоваться микроскопом, изучит клеточное строение кожицы лука.
Оборудование: 1) микроскоп;
2) предметное и покровное стекла;
3) флакон с водой;
4) луковица.
Ход работы:
1. На предметное стекло капните каплю воды.
2. С чешуи лука снимите кусочек кожицы, поместите его на предметное стекло и накройте покровным стеклом.
3. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат.
Оформление результатов:
зарисуйте клетки кожицы лука, укажите увеличение микроскопа, при котором вы их увидели.
Вывод: о клеточном строении кожицы лука.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
по теме: "Изучение органов (семени) цветковых растений"
Цель: познакомиться со строением семян однодольных и двудольных растений, научиться их сравнивать
Оборудование: 1) проросшие семена фасоли;
2) микроскоп, лупа;
3) микропрепарат "Зерновка пшеницы".
Ход работы:
1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму; снимите семенную кожуру, найдите 2 семядоли, корешок, стебелек, почечку, пользуясь рисунком в учебнике.
2. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат "Зерновка пшеницы"; найдите, пользуясь учебником, части зерновки: покров, эндосперм, зародыш.
Оформление результатов:
зарисуйте семя фасоли и зерновку пшеницы в тетрадь, подпишите их части: одинаковые - синим цветом, а различные - зеленым.
Сделайте вывод, сравнив эти семена и ответив на вопрос: почему пшеницу относят к однодольным растениям, а фасоль – к двудольным?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
по теме: "Изучение органов (корня) цветковых растений"
Цель: познакомиться с внешним строением корня, научиться распознавать разные типы корневых систем и сравнивать их
Оборудование: 1) проросшие семена тыквы;
2) лупа;
3) гербарные материалы растений с разными типами корневых систем.
Ход работы:
1. Рассмотрите корень проросшего семени с помощью лупы, найдите разные виды корней.
2. Рассмотрите растения на гербарных листах, определите типы корневых систем у этих растений.
Оформление результатов:
1. Зарисуйте виды корней у проросшего семени и подпишите их.
2. Заполните таблицу:
Название растения | Тип корневой системы |
Сделайте вывод, в котором сравните два типа корневых систем
и укажите преимущества каждой из них.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
по теме: "Изучение органов (листа) цветковых растений"
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение листа, научиться распознавать простые и сложные листья и сравнивать их
Оборудование: 1) гербарный лист с простыми и сложными листьями разных растений;
2) микроскоп;
3) микропрепарат "Лист камелии".
Ход работы:
1. Рассмотрите гербарный лист; найдите составные части листьев разных растений, определите: какие из этих листьев простые, какие - сложные.
2. Подготовьте микроскоп к работе, рассмотрите микропрепарат листа камелии; найдите, пользуясь рисунком в учебнике, кожицу, жилку, столбчатую и губчатую ткани.
Оформление результатов:
1. Зарисуйте в тетради один из простых листьев с гербарного листа, подпишите его составные части и тип жилкования.
2. Заполните таблицу:
Растение | Простой или сложный лист | Почему? |
Сделайте вывод о сходстве и различии строения простых и сложных листьев.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
по теме: " Изучение органов (видоизмененные побеги) цветкового растения "
Цель: изучить строение видоизмененных подземных побегов, научиться приводить аргументы и делать выводы, производя доказательство.
Оборудование: 1) гербарный лист с корневищным растением;
2) клубень картофеля;
3) луковица лука;
4) лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите на гербарии корневище, найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.
2. Рассмотрите клубень картофеля, найдите на нем глазки.
3. Рассмотрите разрезанную луковицу лука, найдите стебель и листья.
Оформление результатов:
зарисуйте корневище, клубень и луковицу в тетрадь и подпишите их части.
Сделайте вывод, в котором объясните назначение подземных побегов и
докажите, что корневище, клубень и луковица – видоизменённые побеги.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7
по теме: "Изучение органов (цветка и соцветий) цветковых растений"
Цель: познакомиться со строением цветка и разнообразными соцветиями,
научиться выделять главное и обосновывать свой выбор
Оборудование: 1) модель цветка картофеля;
2) гербарные листы растений с разными соцветиями.
Ход работы:
1. Рассмотрите модель цветка картофеля и, пользуясь рисунком в учебнике, найдите все его составные части.
2. Рассмотрите на гербарных листах соцветия у разных растений и, пользуясь учебником, установите, как они называются.
Оформление результатов:
1. Запишите в тетрадь формулу цветка картофеля.
2. Заполните таблицу:
Название растения | Название соцветия | Схематический рисунок соцветия |
Сделайте вывод, ответив на вопросы:
- Какие части цветка являются главными? Почему?
- Какова роль соцветий в жизни растения?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8
по теме «Выявление приспособлений у растений к среде обитания»
Цель: на примере комнатных растений познакомиться со свойствами растений разных экологических групп.
Оборудование: комнатные растения: алоэ, пеларгония, традесканция, элодея.
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с комнатными растениями: пеларгонией, алоэ традесканцией и водным растением элодеей.
2. Достаньте из аквариума один побег элодеи. Попытайтесь поставить его прямо. Объясните, почему не получается.
3. Определите, какое из растений относится к растениям сухих местообитаний.
4. Определите с помощью учебника, к каким экологическим группам относятся все эти четыре растения.
5. Объясните, почему традесканция требует частого полива.
6. Сделайте в тетради соответствующие записи.
Сделайте вывод на основе своих объяснений.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9 (домашняя)
по теме: "Размножение комнатных растений"
Цель: научиться черенковать комнатные растения и вести наблюдения за развитием черенков.
Оборудование: комнатные растения (традесканция, колеус, сансевьера, сентполия и др.).
Ход работы:
1. Рассмотрите побеги традесканции, колеуса, разрежьте побег на черенки с 3-4 листьями на каждом, удалите нижний лист; поставьте черенки на 1/3 в воду.
2. Срежьте у сентполии или глоксинии лист и поставьте в неглубокую воду.
3. Разрежьте длинный лист сансевьеры на листовые черенки длиной по 5-6 см и поставьте в неглубокую воду (не спутайте верх и низ черенков!).
Пронаблюдайте за развитием корней у черенков (запишите даты появления первых корней, развития корней длиной 1,5 – 2 см) и сделайте вывод.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10
по теме: "Изучение внешнего строения водорослей"
Цель: познакомиться с особенностями строения водорослей, научиться устанавливать взаимосвязь между строением и функцией
Оборудование: 1) вода из аквариума с одноклеточными зелеными водорослями;
2) предметное и покровное стекла, пипетка;
3) микроскоп;
4) микропрепарат "Спирогира";
5) гербарные листы с бурыми и красными водорослями.
Ход работы:
1. Приготовьте микропрепарат из зацветшей аквариумной воды, рассмотрите его под микроскопом, найдите хламидомонаду.
2. Рассмотрите под микроскопом спирогиру.
3. Рассмотрите на гербарных листах бурые и красные водоросли.
Оформление результатов:
зарисуйте увиденные вами водоросли в тетрадь, подпишите их части.
Сделайте вывод, перечислив все части клеток водорослей и указав их значение.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11
по теме: "Изучение внешнего строения папоротника"
Цель: познакомиться со строением папоротника, хвоща и плауна, научиться выявлять их особенности.
Оборудование: 1) гербарные листы с папоротниками, хвощами и плаунами;
2) лупа и микроскоп;
3) микропрепарат "Сорус папоротника".
Ход работы:
1. Рассмотрите папоротник на гербарном листе и под микроскопом, отметьте особенности его листьев, стебля, корневища и корней.
2. Рассмотрите гербарные листы с хвощом и плауном, отметьте особенности их листьев, стеблей, колосков со спорами.
Оформление работы: сделайте рисунки в тетради.
Сделайте вывод об особенностях строения папоротникообразных по сравнению с мхами.
Перчень учебно – методического обеспечения
- И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. _ М.: Вентана – Граф, 2007. – 240 с.:ил.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Рабочие тетради №1 и №2 к данному учебнику (М., "Вентана-Граф", 2008 г.).
- Плахов И.А. Биологические игры. Растения. Грибы. Лишайники. 6 кл.: метод.пособие. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2005.
- Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 класс: справочное пособие. – М.: Дрофа, 2007.
- Демьяненков Е.Н. Биология. Мир растений: Задачи. Дополнительные материалы: 6 кл. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2007.
.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения учителей
от «__»________2013 г. №____
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____________Н.Д. Потапова
«__»_____ 2013 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...