Рабочая программа по биологии(6 класс)
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Рабочая программа составлена по биологии курса «Живой организм» для 6-го класса автора В. Б. Захаров, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass._avtor_sonin._1.doc | 184.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БМОУ «Дачная СОШ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
« Биология»
(6 класс)
Учитель биологии: Валягина Е.Д.
2013 г.
6 класс
Живой организм
(35 ч)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, основного общего образования по биологии и Программы курса «Живой организм» для 6-го класса автора В. Б. Захаров, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008, отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю.
Цели и задачи обучения биологии:
- овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами её изучения;
- установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
- подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства и здравоохранения.
Структура и содержание программы определены с учетом опыта обучения биологии в школе и достижений биологической науки. В программе раскрываются общие теоретические вопросы, включенные в минимум содержания по биологии, составляющие важный компонент общечеловеческой культуры: клеточная теория, взаимосвязь строения и функций организма, уровни организации живой природы, учение об эволюции органического мира, многообразии и классификации организмов, экологические закономерности
Учебно-тематическое планирование.
Тематическое планирование раздела «Живой организм»
Наименование тем | Число часов | Лабораторные, практические работы |
1. Строение и свойства живых организмов | 11 ч. | 5 Л/р №1Определение состава семян пшеницы.
Л/р №2Строения клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах) Л/р №3Ткани живых организмов. Л/р №4 Распознавание органов цветкового растения Л.Р.№5 по теме: «Строение костей |
2. Жизнедеятельность организма | 22ч. | 2(4) Л.Р.№6 по теме: «Движение инфузории туфельки». Л. Р.№ 7 «Прямое и непрямое развитие животных» П.Р.№1 по теме: Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. П.Р.№2 по теме: Перемещение дождевого червя. П.Р.№3 по теме : Черенкование комнатных растений. П.Р. №4 по теме: Прорастание семян. |
3.Организм и среда. | 2ч. |
Лаб.Работ-7, Практич. Работ-4, тестирование -3
- СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (11 ч)
Основные свойства живых организмов (1 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Лабораторные работы
Определение состава семян пшеницы.
Строение растительной и животной клеток (2 ч)
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.
Вирусы — неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клетки.
Лабораторная работа
Строение клеток живых организмов.
Ткани растений и животных (2 ч)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Тимы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторная работа
Ткани живых организмов.
Органы и системы органов (4 ч)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.
Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.
Стебель как осевой орган побега. Передвижение по стеблю
веществ.
Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветии.
Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.
Основные понятия. Система органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Лабораторная работа
Распознавание органов у растений и животных.
Растения и животные как целостные организмы (1 ч)
Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
- ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (22 часа)
Питание и пищеварение (4 ч)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.
Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.
Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями.
Дыхание (2 ч)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Передвижение веществ в организме (2 ч)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.
Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).
Лабораторная работа
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю.
Выделение (2 ч)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растении и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.
Опорные системы. (2 ч)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.
Лабораторная работа
Строение костей.
Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.
Движение (2ч)
Движение — важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.
Лабораторные и практические работы
Движение инфузории-туфельки.
Перемещение дождевого червя.
Регуляция процессов жизнедеятельности (3 ч)
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.
Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.
Размножение (3 ч)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Практическая работа
Черенкование комнатных растений.
Демонстрация способов размножения растений, разнообразия и строения соцветий.
Рост и развитие (2 ч)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Лабораторные и практические работы
Прямое и непрямое развитие насекомых.
Прорастание семян.
Демонстрация способов распространения плодов и семян.
- ОРГАНИЗМ И СРЕДА (2ч)
Среда обитания. Факторы среды.(1ч)
Основные понятия. Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.
Природные сообщества (1ч)
Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.
Планируемый результат.
В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести определенные знания и умения.
Учащиеся должны знать:
— основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);
— химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
особенности строения ядерных и безъядерных клеток; важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;
— основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;
— типы деления клеток, их роль в организме;
— особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;
— основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);
— характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
Учащиеся должны уметь:
— распознавать органоиды клетки;
— узнавать основные формы цветкового растения;
— распознавать органы и системы органов изученных организмов;
— составлять простейшие цепи питания;
— размножать комнатные растения различными вегетативными способами;
— пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты.
N | Наименование раздела программы | Наименование тем раздела | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | МТО | Д.З | Дата провдения | |||
1 | Строение и свойства живых организмов (11 часов) | 1.1 | Основные свойства живых организмов | 1(1) | Основные свойства живых организмов | Вводный урок | Признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявление. РНК: Многообразие живых организмов Мордовии | Назвать признаки живых организмов, их значение. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов. | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год | Стр.4-6,стр.8 | |||
1.2 | Строение растительной и животной клетки. | 2 (1) | Клетка – элементарная частица живого. Строение клеток. | Комбинированный урок. | Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества (вода,миниральные соли), органические вещества (белки, жиры, углеводы,нуклеиновые кислоты), их роль в жизнедеятельности клетки. Л.Р. №1 по теме : Определение состава семян пшеницы. Клетка – элементарная частица живого. Строение растительного организма и организма животного: клетки. Строение клетки. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра. | Различать органические и неорганические вещества клетки. Называть признаки живых организмов – клеточное строение, неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности, органические вещества, их роль в жизнедеятельности. Находить в тексте учебника и др. источниках информацию о химическом составе клетки. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки. Выделять особенности строения ядра. | Фронтальный опрос. Выполнение Л.Р №1. по теме : Определение состава семян пшеницы. | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год | Стр.10-11,стр.14-15 | ||||
3.(2) | Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток. | Комбинированный урок. | Строение растительного организма и организма животного: клетки. Строение и функции цитоплазмы и ее органоидов (сеть канальцев, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, клеточный центр). Правила работы в биологической лаборатории. Л.Р.№2по теме : « Строение клеток живых организмов.». | Назвать признаки живых организмов – клеточное строение. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов. Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения. | Опрос Л.Р.№2по теме : « Строение клеток живых организмов.». | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год Таблицы: «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки». | Стр. 18-19, стр.22. | ||||||
1.3 | Ткани растений и животных. | 4 (1) | Ткани растений | Комбинированный урок | Строение растительного организма :ткани. Понятие «ткань». Типы тканей растений (образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная), их значение, особенности строения. | Давать определение поятию ткань. Назвать: Типы тканей Функции тканей растений. Различать типы тканей растений. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов. Находить в тексте учебника и др. источниках информацию о строении и функциях тканей растений. | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год Микроскоп, микропрепараты «Ткани растений» Таблица: «Ткани растений» | Стр.30,31 | |||||
5 (2) | Ткани животных. | Комбинированный урок | Строение организма животного : ткани. Типы тканей животных (эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная), их строение и функции. Л.Р.№3 по теме : « Ткани живых организмов». | Назвать: Типы тканей Функции тканей животных. Различать типы тканей животных. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов. Сравнивать ткани растений и животных и делать выводы на основе сравнения. Находить в тексте учебника и др. источниках информацию о строении и функциях тканей Животных. | Фронтальный опрос. Л.Р.№3 по теме : « Ткани живых организмов.». | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год Микроскоп, микропрепараты «Ткани животных» Таблица: «Ткани животных» | Стр. 32,33,36 | ||||||
1..5 | Органы и системы органов. | 6 (1) | Вегетативные органы. | Комбинированный урок | Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Строение и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. | Давать определения понятиям ткань, орган, определение понятие побег, вегетативные органы. . Называть: Органы цветковых растений, их роль в жизни растений. Типы корневых систем. Распознавать и подписывать на таблицах органы цветкового растения – корень и корневые системы, побег и его части. . Изучать биологические объекты – органы цветковых растений. Находить в тексте учебника и др. источниках информацию об органах цветковых растений. | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год Таблица: «Строение цветкового растения» | Стр. 38 - 40 | |||||
7 (2) | Репродуктивные органы. | Комбинированный урок | Строение растительного организма: органы. Цветок его строение и значение. Соцветия. Плоды: значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растения. | Давать определения понятиям репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения. Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения. Описывать многообразие соцветий. Приводить примеры многообразия плодов. Характеризовать строение цветка как органа размножения. Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения. Изучать биологические объекты – органы цветковых растений. Находить в тексте учебника и др. источниках информацию об органах цветковых растений. | Тест | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год Таблицы: «Строение цветка», « Однодольное растение», « Двудольное растение», « Виды плодов», «Соцветия растений». | Стр. 41 – 42, стр.44. | ||||||
8 (3) | Системы органов животного. | Комбинированный урок | Строение организма животного: системы органов(пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно – двигательная, нервная, эндокринная, размножения), их строение и функции. | Давать определение понятиям ткань, орган, системе органов. Называть Органы и системы органов животных; Функции органов и систем органов животных. Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных. Изучать биологические объекты - органы и системы органов животных. | Фронтальный опрос. | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год Таблицы: « Строение кровеносной системы позвоночны», «Строение нервной системы позвоночных», « Строение скелета». | Стр. 46 – 49, стр.50 – 51. | ||||||
9 (4) | Обобщение темы: Органы и системы органов. | Урок обобщения и систематизации знаний. Тестирование №1 | Строение растительного и животного организма. Л.Р. №4 по теме « Распознавание органов растений и животных. | Давать определение понятиям ткань, орган, системе органов. Называть особенности строения и функции многоклеточного организма. | Л.Р. №4 по теме « Распознавание органов растений и животных. Тест. | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», | |||||||
2 | Жизнедеятельность организма ( 22 часа) | 1.5 | Растения и животные как целостные организмы. | 10 (1) | Организм как единое целое. | Комбинированный урок. | Растение, животное – целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов, систем органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и окружающая среда. | Давать определение понятиям ткань, орган, системе органов. Называть особенности строения и функции многоклеточного организма. Характеризовать причины нарушения целостности организма. Доказывать что организм – единое целое. | Проверочная работа. | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год | Стр.52 – 55. | ||
2.1 | Питание и пищеварение. | 11 (1) | Особенности питания растительного организма. | Комбинированный урок. | Питание. Понятие «питание». Жизнедеятельность растений: питание (воздушное фотосинтез, минеральное – почвенное). | Давать определение понятиям питание, почвенное питание, фотосинтез Описывать сущность биологических процессов: почвенное питание, фотосинтез. Объяснять Значение почвенного питания в жизни растений. Назвать органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах. Характеризовать роль корня в почвенном питании растений. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о почвенном питании растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год | Стр. 58 | |||||
12 (2) | Фотосинтез и его значение в жизни растений. | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность растений: фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы. | Давать определение понятию фотосинтез. Описывать сущность биологических процессов: воздушное питание растений – фотосинтез. Объяснить: Значение воздушного питания в жизни растения; Значение фотосинтеза для жизни на Земле. Называть органы воздушного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах. Характеризовать роль листа в процессе фотосинтеза. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о воздушном питании растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | Тест | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год | Стр.58 | ||||||
13 (3) | Особенности питания животных | Комбинированный урок | Питание. Понятие «питание». Процессы жизнедеятельности животных: питание. Различия организмов по способу питания: травоядные животные, хищники, трупоеды; симбиоты, паразиты. | Давать определение понятиям питание. Описывать сущность биологических процессов: питание животных. Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках, таблицах. Приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов; симбиотов, паразитов. Находить в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов симбиоты, паразиты. | Фронтальный опрос | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год | Стр. 60 – 62, 67 | ||||||
14 (4) | Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты. | Комбинированный урок | Процессы жизнедеятельности животных: питание. Пищеварение и его значение. Особенности строение пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. | Давать определение понятиям питание, пищеварение. Описывать сущность биологических процессов: питание животных - пищеварение. Называть органы пищеварительной системы животных. Сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения. | Проверочная работа. | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год | Стр. 63,66. | ||||||
2..2 | Дыхание | 15 (1) | Дыхание у растений. | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождение энергии. Дыхание у растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. | Давать определение понятию дыхание. Описывать сущность биологических процессов: дыхания. Характеризовать: особенности дыхания растений, Роль органов растений в процессе дыхания. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, уход за ними. | Сообщения учащихся | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год | Стр. 73 | ||||
16 (2) | Дыхание у животных. | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания. | Давать определение понятию дыхание. Описывать сущность биологических процессов: дыхания. Называть органы дыхания у животных, показывать их на рисунке. Характеризовать: Особенности дыхания животных, Роль дыхания в жизни животных. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании животных. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, уход за ними. | Фронтальный опрос. | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год | Стр. 68-69, 72 | ||||||
2..3 | Передвижение веществ в организме. | 17 (1) | Передвижение веществ в растении. | Комбинированный урок | Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ, его значение. Передвижение вещества в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. П.Р.№1 по теме: Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. | Описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение. Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных веществ и органических веществ в растениях. Использовать преобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | П.Р.№1 по теме: Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год Таблица: « Ткани растений» | Стр.74-75,78 | ||||
18 (2) | Передвижение веществ в животном организме. | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ, его значение. Особенности переноса веществ в организме животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части. | Описывать сущность процесса переноса веществ в животном, его значение. Назвать органы кровеносной системы и узнавать их на рисунах, таблицах, Функции органов кровеносной системы; Состав крови и ее функции; Типы кровеносных систем. Приводить примеры животных с разными типами кровеносных систем. Характеризовать особенности транспорта веществ у животных. | Тест | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год Таблицы: « Строение кровеносной системы позвоночных», «Строение сердца человека», «Внутреннее строение дождевого червя», « Внутреннее строение моллюска», « Внутреннее строение насекомого», « Состав и клетки крови» | Стр. 76,77,78. | ||||||
2.4 | Выделение | 19 (1) | Выделение у растений, грибов и животных. | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы животных. | Описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение. Называть органы выделения растений; Органы выделения у различных животных и узнавать их на рисунках и таблицах. Характеризовать особенности процесса выделения у растений, особенности процесса выделения у животных. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделение у растений и животных. | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год Таблицы: «Строение листа», «Строение мочевыделительной системы человека», «Строение дождевого червя», «Внутреннее строение насекомого». | Стр. 80 - 83 | |||||
20 (2) | Обмен веществ у растений и животных. | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность растений и животных: обмен веществ, превращение энергии. | Давать определение понятию обмен веществ. Описывать сущность процесса обмена веществ у живых организмов, его значение. Называть: органы, участвующие в обмене веществ у животных. Органы, участвующие в обмене веществ у растений. Характеризовать особенности обмена веществ у растений, особенности обмена веществ у разных животных. Сравнивать обмен веществ у растений и животных и делать выводы на основе сравнения. | Опрос. | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год | Стр. 86-89, 90. | ||||||
2.5 | Опорные системы. | 21 (1) | Значение опорных систем. Опорные системы растений. | Комбинированный урок. | Строение организма растений и организма животного: опорные системы, их значение в жизни организма. Опорные системы растения. | Строение организма растений и организма животного: опорные системы, их значение в жизни организма. Называть значение опорных систем растеннй. | Опрос. | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год | Стр.95 | ||||
22 (2) | Опорные системы животных. | Комбинированный урок. Тестирование№2 | Строение организма растений и организма животного: опорные системы, их значение в жизни организма. Опорные системы животных: наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных. Л.Р.№5 по теме: «Строение костей» | Строение организма растений и организма животного: опорные системы, их значение в жизни организма. Называть значение опорных систем животных, типы скелетов животных. Приводить примеры животных с разными типами скелетов. Распознавать и описывать на таблицах части внутреннего скелета. | Опрос. Л.Р.№4 по теме: «Строение костей» | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год Таблицы: «Строение скелета человека», «Внутренние строение рыбы», «Внутренние строение земноводных», «Внутренние строение пресмыкающихся», «Внутренние строение птицы», «Внутренние строение млекопитающего». | Стр92 -.95, 96. | ||||||
2.6 | Движение. | 23 (1) | Движение как важнейшая особенность животных организмов. | Комбинированный урок. | Признаки живых организмов: движение, их проявления у растений и животных. Значение двигательной активности. Л.Р.№6 по теме: «Движение инфузории туфельки». | Называть роль движения в жизни растений и животных. Распознавать и описывать органы движения у животных. Наблюдать за поведением животных. Сравнивать движение растений и животных. | Л.Р.№5 по теме: «Движение инфузории туфельки». | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год Таблицы:» Строение эвглены зеленой» Микроскоп, предметные стекла. | Стр.98 - 107 | ||||
24 (2) | Механизмы, обеспечивающие движения живых организмов. | Механизмы, обеспечивающие движения живых организмов. Движение животных. Двигательная реакция растений. П.Р.№2 по теме: Перемещение дождевого червя. | Называть способы движения у животных. Приводить примеры животных с разными способами передвижения. Наблюдать за поведением животных. Сравнивать движение растений и животных. | Фронтальный опрос. П.Р.№2 по теме: Перемещение дождевого червя. | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год Таблицы: «Строение мышц человека» | Стр. 98-108. | |||||||
2.7 | Регуляция процессов жизнедеятельности. | 25 (1) | Регуляция процессов жизнедеятельности у животных. | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности ее строения. | Давать определение понятием: раздражимость, рефлекс. Распознавать и описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы. Называть: Системы, обепечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных, значение нервной системы, принцип работы нервной системы, Типы нервных систем у животных. Приводить примеры животных с разными типами нервной системы. Находить информацию в различных источниках о нервной регуляции процессов жизнедеятельности. | Тест. | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год Таблицы: « Строение нервной системы позвоночных» | |||||
26 (2) | Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности у позвоночных животных. | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности у позвоночных животных. Железы внутренней секреции. | Называть органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности у животных, роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности позвоночных. | Фронтальный опрос. | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год Таблицы: «Железы внутренней секреции». | Стр.110 - 115 | ||||||
27 (3) | Регуляция процессов жизнедеятельности у растений. | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность растений: регуляция процессов жизнедеятельности. Ростовые вещества растений. | Описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений. Называть роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений. Наблюдать за ростом и развитием растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | тест | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год | Стр.116 - 121 | ||||||
2.8 | Размножение | 28 (1) | Размножение, его виды. Бесполое размножение. | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность растений и животных: размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений. Споры. П.Р.№3 по теме : Черенкование комнатных растений. | Давать определение понятиям размножение, вегетативные органы. Называть Значение размножения; виды размножения; формы бесполого размножения у растений и животных; органы вегетативного размножения растений. Приводить примеры организмов, для которых характерно бесполое размножение. Описывать сущность бесполого размножения растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | П.Р.№3 по теме : Черенкование комнатных растений. | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год Таблицы: « Почкование гидры», « Размножение гриба», « Вегетативное размножение растений» | Стр.112, стр.126. | ||||
29 (2) | Половое размножение животных. | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность животных: размножение. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. | Давать определение понятиям размножение, гамета, оплодотворение, зигота. Описывать сущность полового размножения. Называть Значение Полового размножения; Органы полового размножения животных, женские и мужские половые клетки. Объяснить преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым. | Тест | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год | Стр. 128-130. | ||||||
30 (3) | Половое размножение растений. | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность растений: размножение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. | Давать определение понятиям размножение, опыление, самоопыление, оплодотворение. Называть Значение Полового размножения; Органы полового размножения растений. Описывать строение цветка как органа полового размножения; сущность полового размножения. У растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | Тест. | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год Таблицы: « Строение цветка», « Оплодотворение» | Стр. 134-136, стр. 138. | ||||||
2.9 | Рост и развитие | 31 (1) | Рост и развитие растения. Распространение плодов и семян. | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Рост и развитие растений. Распространение семян и плодов. | Давать определение понятию индивидуальное развитие. Распознавать и описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений; типы плодов. Называть роль семян и плодов в жизни растений; способы распространения семян. | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год | Стр.140-142 | |||||
32 (2) | Условия прорастания семян. | Комбинированный урок. | Индивидуальное развитие растений. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. П.Р. №4 по теме: Прорастание семян. | Называть условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян. Наблюдать за ростом и развитием растений. Использовать полученные знания и умения для выращи-вания культурных растений, ухода за ними. | Опрос. П.Р. №4 по теме: Прорастание семян. | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год | Стр. 140 - 144 | ||||||
33 (3) | Рост и развитие животных. | Комбинированный урок. Тестирование№3 | Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Л. Р.№ 7 «Прямое и непрямое развитие животных» | Приводить примеры животных с разным типом постэмбрио-нального развития. Называть: этапы разви-тия животных; типы постэмбрионального развития животных. Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных. Наблюдать за ростом и развитием животных. Использовать полученные знания и умения для выращи-вания домашних животных, ухода за ними. | Тест Л. р.№ 7 «Прямое и непрямое развитие животных» | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 год Таблица: «Развитие насекомого» | Стр.146-148. | ||||||
3 | Организм и среда ( 2 часа) | 3.1 | Среда обитания. Факторы среды. | 34 (1) | Среда обитания. Факторы среды. | Комбинированный урок. | Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Влияние факторов неживой природы (температура, свет, влажность) на живые организмы. Факторы живой природы, взаимосвязь живых организмов. РНК: Особенности абиотических факторов Мордовии | Давать определение понятиям: среда обитания, экология, экологические факторы. Называть виды экологических факторов. Называть типы взаимоотношений организмов. Приводить примеры факторов неживой природы, их влияние на живые организмы, приспособлений организмов к действию экологических факторов. Приводить примеры взаимосвязей живых организмов. Использовать приобретённые знания и умения для выращивания культурных растений и домашних животных, ухода за ними. | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 го | Стр. 156-162 | |||
3..2 | Природные сообщества. | 35 (1) | Природные сообщества. | Комбинированный урок | Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. РНК: Основные типы экосистем Мордовии. | Давать определение понятиям: природное сообщество, экосистема, цепи питания. Называть три группы организмов в экосистеме. Приводить примеры природных сообществ, продуцентов, консументов, редуцентов. Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды. Проводить самостоятельный поиск информации о состоянии природных сообществ. *Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы | Тест | Учебник Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: - М.: Дрофа, 2009 г. Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин ООО»Дрофа», 2008 го | Стр.170 | ||||
1. Н.И. Сонин» Биология. Живой организм» 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.
Дополнительная литература
1. Е.Т. Бровкина, Н.И.Сонин» Биология. Живой организм» 6класс:Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина» Биология. Живой организм» 6 класс.-М.Дрофа,2005-06гг.
Программы для общеобразовательных учреждений.Природоведение.5класс.Биология.6-11классы.-М.Дрофа,2005.-138с.
2. Сборник нормативных документов. Биология/Сост.Э.Д.Днепров,А.Г.Аркадьев.М.Дрофа,2006.
3. Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология.6класс.Живой организм.»-М.Дрофа,2006,218с.
4. И.А.Акперова» Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс.-М.Дрофа,2006.
Интернет-ресурсы:
http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования
www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...