Урок "Заболевания дыхательной системы"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Елена Викторовна Бабич

Разработка конспекта урока и мультимедийное приложение по теме "Заболевания дыхательной системы". Главная цель - формирование бережного отношения к здоровью человека, профилактика заболеваний дыхательной системы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАБОЛЕВАНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА Познакомиться с заболеваниями дыхательной системы Выяснить меры по профилактике заболеваний дыхательной системы

Слайд 3

Лист самооценки Вопрос Начало урока Конец урока 1. Владеете ли вы знаниями о строении и функциях органов дыхательной системы? 2. Знаете ли вы заболевания дыхательной системы? 3. Знакомы ли вы с причинами возникновения заболеваний дыхательной системы? 4. Знаете ли вы о профилактических мерах предупреждения заболеваний дыхательной системы? 5. Понравился ли вам наш урок? -------------- 6. Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? --------------

Слайд 4

ГОМЕОСТАЗ ДЫХАНИЕ АЛЬВЕОЛЫ СУРФАКТАНТ ПЛЕВРА ПНЕВМОТОРАКС

Слайд 5

ЭТАПЫ ДЫХАНИЯ ВНЕШНЕЕ ДЫХАНИЕ ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ ТРАНСПОРТ ГАЗОВ КРОВЬЮ ГАЗООБМЕН В ТКАНЯХ ТКАНЕВОЕ И КЛЕТОЧНОЕ ДЫХАНИЕ

Слайд 6

РАСПОЛОЖИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ОРГАНЫ Носовая полость Трахея Гортань Носоглотка Бронхи Легкие Бронхиолы Ротоглотка Носовая полость Носоглотка Ротоглотка Гортань Трахея Бронхи Бронхиолы Легкие

Слайд 7

НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ 1. Носовая полость 1. Не пропускает пищу в гортань 2. Носоглотка 2. Место газообмена между легкими и кровью 3. Ротоглотка 3. Состоят из хрящевых колец, образуют «дерево» 4. Гортань 4. Покрыты плеврой 5. Надгортанник 5. Орган звукообразования 6. Трахея 6. Очищает вдыхаемый воздух от пыли, микроорганизмов, 7. Бронхи согревает его 8. Легкие 7. Проводит воздух от носовой полости в гортань 9. Альвеолы 8. Состоит из хрящевых полуколец

Слайд 8

Проследите путь молекулы кислорода начиная с легких

Слайд 9

Объясните механизм газообмена в легких и тканях

Слайд 10

«Пока дышу, надеюсь» ОВИДИЙ

Слайд 11

О каких заболеваниях дыхательной Вы слышали хотя бы 1 раз в жизни? О каких заболеваниях дыхательной системы Вы хотели бы узнать? Почему Вы хотите о них узнать? Где Вы слышали об этих заболеваниях?

Слайд 14

ОРЗ (ОРВИ) ПНЕВМОНИЯ АСТМА ТУБЕРКУЛЕЗ ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ И НИКОТИНА НА ДЫХАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ

Слайд 15

ЗАБОЛЕВАНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Заболевание Симптомы Меры профилактики ОРЗ (ОРВИ) Заболевание Симптомы Меры профилактики ОРЗ (ОРВИ) Насморк, кашель, чихание, головная боль, вирусное поражение верхних дыхательных путей Укрепление иммунитета, физкультура, сбалансированный рацион питания, витаминизация, соблюдение гигиенических норм

Слайд 19

Никотин – яд растительного происхождения Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь). Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид - другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Никотин включает в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становиться необходимым. Капля никотина убивает лошадь

Слайд 20

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ По сравнению с некурящими длительно курящие люди: В 20 раз чаще страдают от рака легких В 13 раз чаще имеют стенокардию В 12 раз чаще умирают от инфаркта миокарда В 10 раз чаще имеют язву желудка Каждый седьмой страдает от облитерирующего эндартериита

Слайд 22

СИНКВЕЙН 1 – ПОНЯТИЕ (СЛОВО) 2 – ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ (2 СЛОВА) 3 – ГЛАГОЛЫ (3 СЛОВА) 4 – ПРЕДЛОЖЕНИЕ (4 СЛОВА) 5 – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (1 СЛОВО)

Слайд 23

«Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия» Артур Шопенгауэр



Предварительный просмотр:

Бабич Елена Викторовна МОУ «Гимназия №3»

Урок по теме «Заболевания дыхательной системы»

Цели:

  1. Организовать работу учащихся с целью ознакомления с заболеваниями дыхательной системы.
  2. Ознакомить учащихся с результатами исследований по актуальности изучаемого материала.
  3. Познакомить учащихся с профилактическими мерами по предупреждению заболеваний дыхательной системы. Выяснить влияние алкоголя и никотина на дыхательную систему.

Задачи:

  1. Образовательная: организовать повторение и закрепление знаний о строении и функциях дыхательной системы и ее взаимосвязи с кровеносной системой. Познакомить учащихся с распространенными заболеваниями дыхательной системы. Создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению предмета и профессиональному выбору, формированию социально-значимых ключевых компетенций.
  2. Развивающая: развивать навыки выполнения разноуровневых индивидуальных заданий,  навыки самостоятельной работы с заданиями, дополнительной литературой, компьютером. Научить выбирать главное, обобщать, делать выводы, правильно оформлять работы, ставить цели и анализировать степень достижения этих целей. Развивать творческие и исследовательские способности учащихся, при  анкетировании, обработке полученных данных и их анализе.
  3. Воспитательная: Формировать ключевые компетенции ученика в процессе его собственной деятельности, ориентировать его деятельность на уроке на творческое начало, формировать интерес к биологии и научное мировоззрение учащихся. Актуализировать знания о важности сбережения здоровья человека.

Тип занятия - традиционный с элементами семинара с подготовкой дома, с использованием  компьютерной презентации.

Ход занятия:

МП

СУ

Организационный момент

Самоопределение к деятельности

1. Здравствуйте ребята. Садитесь. 

Я рада приветствовать вас на занятии, темой которого является «Заболевания дыхательной системы».

2. ? Как вы думаете, что сегодня на уроке мы можем узнать?

    ? Почему эта тема является для нас актуальной? Зачем нам надо знать заболевания дыхательной системы?

3. Давайте попробуем поставить цели нашего урока:

  1. Познакомиться с заболеваниями дыхательной системы
  2. Выяснить меры по профилактике заболеваний дыхательной системы

Рефлексия

На столах перед вами лежат листы самооценки. Проставьте оценочный знак + или – в колонку «начало урока».

Лист самооценки

        Вопрос        

Начало урока

Конец урока

1. Владеете ли вы знаниями о строении и функциях органов дыхательной системы?



2. Знаете ли вы заболевания дыхательной системы?



3. Знакомы ли вы с причинами возникновения заболеваний дыхательной системы?



4. Знаете ли вы о профилактических мерах предупреждения заболеваний дыхательной системы?



5. Понравился ли вам наш урок?

------------


6. Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

------------


Отложите листы самооценки. К ним мы вернемся в конце урока при подведении итогов.

Актуализация знаний

Актуализация ЗУН для построения нового способа действия и тренировка мыслительных операций  

Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним то, что мы изучали на предыдущих уроках.

1. Работа с терминами: гомеостаз, дыхание, альвеолы, сурфактант, плевра, жизненная емкость легких.

2. Продолжить логическую схему

Этапы дыхания

3. Расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости:

1. Носовая полость    2. Трахея    3. Гортань    4. Носоглотка    5. Бронхи                    6. Ротоглотка     7. Легкие                   

4. Найдите соответствие.  К перечню органов дыхательной системы в левом столбце выберите функцию в правом:

1. Носовая полость               1. Не пропускает пищу в гортань

2. Носоглотка                        2. Место газообмена между легкими и кровью

3. Ротоглотка                         3. Состоят из хрящевых колец, образуют «дерево»            

4. Гортань                              4. Покрыты плеврой    

5. Надгортанник                    5. Орган звукообразования            

6. Трахея                                6. Очищает вдыхаемый воздух от пыли,  

7. Бронхи                                   микроорганизмов, согревают его

8. Легкие                                7. Проводят воздух от носовой полости в  

9. Альвеолы                               гортань

                                                8. Состоят из хрящевых полуколец

5. Проследите путь молекулы кислорода начиная с легких.

6. Объясните механизм газообмена в легких и тканях.

Молодцы. Материалы, которые вы повторили, пригодятся вам при изучении нового материала.

Изучение нового материала


Первичное закрепление во внешней речи
















«Пока дышу, надеюсь» - пусть эти слова римского поэта Овидия станут эпиграфом нашего сегодняшнего урока, так как дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.

1. При подготовке к уроку инициативная группа ребят провела анкетирование. Результаты анкетирования.

2. Поэтому мы сегодня познакомимся с наиболее заинтересовавшими вас и самыми распространенными заболеваниями дыхательной системы согласно плану:

  1. ОРЗ (ОРВИ)
  2. Туберкулез
  3. Астма
  4. Пневмония
  1. Влияние алкоголя и никотина на дыхательную систему

По ходу занятия заполняем таблицу «Заболевания дыхательной системы»

Заболевание

Симптомы

Меры профилактики




Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% от работы медиков, остальные 85% в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.

Закрепление

Работа с включением нового в систему знаний

1.    Предложите  профилактические меры борьбы с заболеваниями дыхательной системы.

2. Составьте синквейн понятия «здоровья», «дыхание», «профилактика».

Правила составления синквейна:

1 – понятие (слово)

2 – прилагательные (2 слова)

3 – глаголы (3 слова)

4 – предложение (из 4 слов)

5 – существительное (1 слово)

Рефлексия

Возьмите листы самооценки. Проставьте оценочный знак + или – в колонке «конец урока».

? По вашему мнению, достигли ли мы поставленных нами целей.

? Понравился ли вам наш урок?

? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

Закончить наш урок я хочу словами Артура Шопенгауэра: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия»

Домашнее задание

  1. §           2. Дидактические карточки по теме «Дыхательная система»

Организационный момент

Спасибо ребята за урок. Сегодня на уроке наиболее активно работали и получают оценки ……………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему Дыхательная система

Разработка урока на тему дыхательная система с презентацией и рабочим листом для учащихся...

Презентация к уроку Дыхательная система

Презентация к уроку Дыхательная система человека...

Презентация "Дыхательная система человека. Заболевания дыхательной системы"

Данная презентация является хорошим наглядным материалом к урокам биологии в 8 классе по теме "Дыхательная система человека"...

Контрольная работа 8 (9) класс "Кровеносная система", "Дыхательная система"

Контрольная работа 8 (9) класс "Кровеносная система", "Дыхательная система"...

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

урок составлен по программе по биологии для 8 класса составлен на основе примерной программы авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.Урок темы Дыхание....

«Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика»

Методическая разработка урока «Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика»  из курса «Биология.Человек» 8 классс применением технологии р...

Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй"

Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй" с использованием инновационных здоровьесберегающих ...