Технологическая карта урока-проекта по биологии 8 класса по теме "Заболевания дыхательной системы. Гигиена дыхания"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Технологическая карта  урока-проекта по биологии 8 класса по теме "Заболевания дыхательной системы. Гигиена дыхания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-proekt_dyhanie8.docx34.79 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                                                          Юшинская основная школа

Урок -проект по биологии в 8-м классе по теме

 "Заболевания дыхательной системы. Гигиена дыхания"

                                                      Учитель биологии Беляева Л.Н.

 

        ЮШИНО

                            Урок -проект по биологии в 8-м классе по теме

                 "Заболевания дыхательной системы. Гигиена дыхания."

Краткое содержание проекта

В проекте на основе статистических опросов, экспериментов, поиска и анализа информации в литературных источниках учащиеся 8 класса исследуют причины заболеваний органов дыхания, их течение, последствия, возбудителей. Прослеживают связь между образом жизни человека и здоровьем дыхательной системы. В ходе проекта учащиеся формируют понимание того, как важны своевременные профилактические мероприятия для того, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, при этом оставаясь здоровым.

Основа проекта

Содержание, соответствующее образовательным стандартам

Болезни органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Значение флюорографии для раннего выявления заболеваний органов дыхания.

Цели урока-проекта: Изучить возможные заболевания  органов дыхания; причины их возникновения; меры профилактики этих заболеваний. 

Задачи:

предметные: учащиеся расширяют знания о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновывают пагубное воздействие  табака на дыхательную систему;

метапредметные: 

  • учащиеся должны научиться делать подборку литературных источников, помогающих всесторонне исследовать вопрос влияния различных факторов на дыхательную систему;
  • учащиеся должны освоить составление презентаций;
  • учащиеся должны научиться работать в группах, отстаивать свою точку зрения, совместно формулировать проблему и определять пути её решения, обобщать и анализировать информацию;
  • учащиеся должны научиться грамотно задавать вопросы (исходя из темы исследования), обрабатывать полученные данные.

личностные:

  • формирование навыков публично выступать.
  • вырабатывание умений работать с людьми.
  • полученные знания на уроке о вреде курения превратить в систему личных убеждений

Тип урока: обобщающий урок-проект.

Методы обучения:  наблюдение,  проблемный, проектный.

Организация деятельности учащихся: работа в группах, выполнение познавательных заданий, проектирование.

                                Триада вопросов, направляющих проект

Основополагающий вопрос:  Как встретить 100-ний  юбилей бодрым и цветущим?

Вопросы учебной темы:

1. Какие меры профилактики необходимы, чтобы не заболеть простудными заболеваниями?

2. Какое влияние оказывают вредные привычки на систему органов дыхания?

Вопросы по содержанию:

 1. Каким способом могут передаваться заболевания органов  дыхания?

2. Кто являются возбудителями заболеваний органов дыхания?  

3.Каково влияние  табака на дыхательную систему?

Учебные мероприятия

  1. Распределение по группам. Определение цели, задач, составление плана исследования.
  2. Поиск ресурсов по теме исследования.
  3. Выполнение теоретической и практической части исследования.
  4. Обработка информации.
  5. Совместное обсуждение полученных результатов.
  6. Оформление результатов исследования.
  7. Самооценка работы группы.
  8. Совместная конференция всех групп- участников проекта.
  9. Итоговая оценка работы по проекту.
  10. Комментарии учителя.
  11. Четкое описание учебного цикла – объем и последовательность учебных заданий и описание деталей выполнения учащимися планирования своего обучения.

Оборудование: мультимедиапроектор.

Приложения:

1. Презентации «Влияние окружающей среды на дыхание», «Заболевания органов дыхания», «Влияние вредных привычек на органы дыхания».

2. Распечатки слайдов.

Алгоритм выполнения мини-проектов:

Первый шаг  - изучение теории вопроса.

Второй шаг –  формулирование проблемы.

Третий - написание сценария.

Форма представления результатов проекта: презентация, эксперимент.

Ход урока

I. Вводная часть. Вступительное слово учителя: Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вздохнём, настроимся на поиск и творчество и начнём урок.

Учитель знакомит учащихся с темой урока, ставит задачи,

II. Основная часть урока.

Учитель. «Ребенок делает долгий глубокий вздох, удерживает на минуту воздух в легких, чтобы извлечь из него животворящие части и затем медленно выдыхает его, и жизнь для него началась. Старик испускает слабый вздох, дыхание его обрывается и жизнь прекращается. От первого глубокого вздоха ребенка до последнего вздоха умирающего старика проходить долгая жизнь постоянного дыхания. Жизнь есть только серия дыханий».

Такое чудо - воздух

Не сыщите, нигде,

А только на планете,

На матушке Земле.

Его не замечаем,

Его как будто нет,

А перекройте воздух -

И сразу меркнет свет:

Сегодня в рамках нашей встречи пойдет разговор о процессе, без которого жизнь невозможна - о дыхании, о возможных заболеваниях органов дыхания, связанных с окружающей, социальной средой, профилактике этих заболеваний, пагубном воздействии вредных привычек на дыхательную систему.

Важным для дыхания является и чистота воздуху, которым мы дышим.  

Еще великий древнегреческий врач Гиппократ называл воздух "пастбищем жизни". Без воздуха не может прожить в первую очередь человек Вернее может, но только одну минуту, не больше. И лишь некоторые из нас могут задержать дыхание до шести минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти, потому что в организме нет запаса кислорода для дыхания.

О целительной силе чистого воздуха очень убедительно говорит врач Комов в романе Павленко “Счастье”: “…ваша болезнь требует простого лекарства – воздуха. Побольше его и наяву и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клетку свою свежим воздухом. Есть на открытом воздухе. А спать непременно… Итак, начните принимать воздух в самых неограниченных дозах. Научитесь дышать. Привыкайте относиться к воздуху, как к пище, пережевывайте его носоглоткой, ощущайте на вкус, на запах, наслаждайтесь им, как гурман… Пейте только проточный воздух… Держитесь в своей болезни политики открытых дверей”.

Выступление 1-ой группы учащихся «Влияние окружающей среды на дыхание».

Вопрос классу: какие профилактические меры следует соблюдать для сохранения чистоты воздуха?

Учитель. Сегодня  на уроке мы  познакомимся с основными, наиболее распространенными заболеваниями органов дыхания человека. Научимся  различать симптомы каждого из заболеваний, а также как их можно предотвратить, а уж если заболели, то лечить. Так какие же заболевания органов дыхания могут возникнуть у человека, мы сейчас выясним с вами.

Выступление 2-ой группы учащихся «Заболевания органов дыхания».

Вопрос классу: какие профилактические меры следует соблюдать для предотвращения возникновения заболеваний органов дыхания?

3-я группа учащихся расскажет вам о вредном влиянии курения на органы дыхания человека, о том, что остается в легких после выкуривания одной сигареты.

Вопрос классу: Как избежать вредного воздействия табачного дыма на органы дыхания?

ТЕСТ “Что мы знаем о курении?”

1). Подростки курят, что бы быть как все? (Да).

2) Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения. (Да).

3) Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает. (Нет).

4) В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы (Да).

5) Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением. (Нет).

6) Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушилось нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких. (Да).

7) Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать. (Да).

8) Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца. (Да).

9) Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время. (Нет).

10) Нет ничего страшного в том, что подростки “балуются” сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку. (Нет).

Учитель. Какие правила гигиены дыхания мы можем сформулировать?

Основные правила гигиены дыхания:

1. Дышать надо через нос.

2.Нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности, недопустимо злоупотребление высокими нотами, криком.
3. Необходимо исключить курение. Не брать в рот сигарету ни сейчас, ни когда вырастешь. Избегать мест, где курят.

4 . В течение суток (2 – 3 часа) полезно быть на свежем воздухе, необходима регулярная влажная уборка помещений,

6. При чихании и кашле следует закрывать нос и рот носовым платком.

7. При общении с людьми заболевающими инфекционной болезнью следует соблюдать осторожность, носить марлевую повязку, не пользоваться вещами больного, регулярно проветривать помещение.                                                                                

8. Регулярные обследования населения ( прохождение флюорографии).

9.Избегать мест с загрязнённым воздухом. Бороться с загрязнением воздуха.

10. Повышать иммунитет путём закаливания и занятием спортом.

11.Избегать переохлаждения организма.

12. Нельзя разговаривать во время еды и держать во рту посторонние предметы.         

И в завершение нашего разговора хочется подчеркнуть, что простудным заболеваниям органов дыхания чаще всего подвергаются люди с ослабленным иммунитетом и низкой физической подготовкой - "тепличные". А что для этого нужно делать нам подсказали слова одной известной песни:

Чтобы тело и душа были молоды,

Были молоды, были молоды,

Ты не бойся ни жары и ни холода,

Закаляйся, как сталь!

А от себя добавлю: "И веди здоровый образ жизни!"

III. Контроль усвоения знаний .

Задание группам: решить чайнворд

Д

Ы

Х

А

Н

И

Е

  1. Главная дыхательная мышца
  2. Выход наружу воздуха из     легких
  3. Рефлекс на раздражение носовых путей
  4. Легкое водолазное снаряжение
  5.  Расщепление веществ сопровождается выделением…
  6.  Алкалоид, наркотик, содержащийся в растениях семейства пасленовых
  7. Один из газов, содержащийся в акваланге.

Благодарю всех за содержательную работу.

IV.Рефлексия

Алгоритм рефлексии.

Я – как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, доволен ли собой.

Мы – насколько комфортно мне работалось в малой группе; я помогал товарищам, они помогали мне – что было больше; у меня были затруднения с группой.

Дело – я достиг цели учения; мне этот материал нужен для дальнейшей учебы (практики, просто интересен); в чем затруднился, почему; как мне преодолеть свои проблемы.

Учитель. И так, человек самое высоко организованное существо на Земле. Русский ученый-физиолог Иван Петрович Павлов сказал: “Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот срок до гораздо меньшей цифры”.

Надеюсь, что сегодняшний урок даст возможность вам задуматься о ценности человеческой жизни, в которой человек – творец своего здоровья.

Хочется, чтобы идею этого урока вы донесли до учащихся младших классов. Тогда, возможно, они уже сейчас задумаются о сохранении своего здоровья. Это вы сможете сделать, выполнив домашнее задание.

V. Домашнее задание

  1. Повторить тему «Дыхательная система»
  2. Нарисуйте агитационный плакат (или листовку), отражающий один или несколько способов профилактики заболеваний органов дыхания.

Используемая методическая литература:  

       

  1. Биология. 8 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений ( А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш) .М. Вентана – Граф, 2016 – 288с.:ил..
  2. И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». Пособие для учащихся. -  М.: «Просвещение», 1971
  3. О.А, Пепеляева, И.В. Сунцова «Поурочные разработки по биологии. Человек», 8 класс.-М.ВАКО, 2005.
  4. Л.Г.Татарникова, М.В. Позднеева «Валеология подростка. 5-7 кл.- Санкт-Петербург, изд. «Петроградский и Ко», 2000.
  5. http://www.specialist-centr.ru/pervaya_pomosch/
  6. http://www.dioo.ru/praktika/sinkveyn.html

 Д

и

а

ф

р

а

г

    м

а

в

Ы

д

о

х

ч

и

Х

а

н

и

е

А

к

в

а

л

а

н

г

э

Н

е

р

г

и

Я

н

И

к

о

т

и

н

г

Е

л

и

й


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение дыхательной системы. Органы Дыхания»

Урок биологии в 8 классе  «Значение дыхательной системы. Органы Дыхания» по теме 4. Дыхательная система разработан в соответствии с базисным учебным планом на основе учебно-методического комплект...

Самостоятельная работа (8 класс) на тему "Дыхательная система"

Проверочная работа по теме "Дыхательная система"( 8 класс)....

Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй"

Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй" с использованием инновационных здоровьесберегающих ...

Разработка урока биологии в 8 классе: Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.

Урок разработан в деятельностном подходе с учетом ФГОС. К уроку прикладывается технологическая карта темы Дыхание....

КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2022" Конспект и технологическая карта урока обществознания 10 класс. Тема: «Право в системе социальных норм»

Урок обществознания 10 классТема: «Право в системе социальных норм» с элементами ЕГЭ....

Технологическая карта урока алгебры_7 класс. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными

Система двух линейных уравнений с двумя переменными.Методы решения систем линейных уравнений.Графический метод решения систем линейных уравнений....