Технологическая карта урока-проекта по биологии 8 класса по теме "Заболевания дыхательной системы. Гигиена дыхания"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Технологическая карта урока-проекта по биологии 8 класса по теме "Заболевания дыхательной системы. Гигиена дыхания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-proekt_dyhanie8.docx | 34.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Юшинская основная школа
Урок -проект по биологии в 8-м классе по теме
"Заболевания дыхательной системы. Гигиена дыхания"
Учитель биологии Беляева Л.Н.
ЮШИНО
Урок -проект по биологии в 8-м классе по теме
"Заболевания дыхательной системы. Гигиена дыхания."
Краткое содержание проекта
В проекте на основе статистических опросов, экспериментов, поиска и анализа информации в литературных источниках учащиеся 8 класса исследуют причины заболеваний органов дыхания, их течение, последствия, возбудителей. Прослеживают связь между образом жизни человека и здоровьем дыхательной системы. В ходе проекта учащиеся формируют понимание того, как важны своевременные профилактические мероприятия для того, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, при этом оставаясь здоровым.
Основа проекта
Содержание, соответствующее образовательным стандартам
Болезни органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Значение флюорографии для раннего выявления заболеваний органов дыхания.
Цели урока-проекта: Изучить возможные заболевания органов дыхания; причины их возникновения; меры профилактики этих заболеваний.
Задачи:
предметные: учащиеся расширяют знания о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновывают пагубное воздействие табака на дыхательную систему;
метапредметные:
- учащиеся должны научиться делать подборку литературных источников, помогающих всесторонне исследовать вопрос влияния различных факторов на дыхательную систему;
- учащиеся должны освоить составление презентаций;
- учащиеся должны научиться работать в группах, отстаивать свою точку зрения, совместно формулировать проблему и определять пути её решения, обобщать и анализировать информацию;
- учащиеся должны научиться грамотно задавать вопросы (исходя из темы исследования), обрабатывать полученные данные.
личностные:
- формирование навыков публично выступать.
- вырабатывание умений работать с людьми.
- полученные знания на уроке о вреде курения превратить в систему личных убеждений
Тип урока: обобщающий урок-проект.
Методы обучения: наблюдение, проблемный, проектный.
Организация деятельности учащихся: работа в группах, выполнение познавательных заданий, проектирование.
Триада вопросов, направляющих проект
Основополагающий вопрос: Как встретить 100-ний юбилей бодрым и цветущим?
Вопросы учебной темы:
1. Какие меры профилактики необходимы, чтобы не заболеть простудными заболеваниями?
2. Какое влияние оказывают вредные привычки на систему органов дыхания?
Вопросы по содержанию:
1. Каким способом могут передаваться заболевания органов дыхания?
2. Кто являются возбудителями заболеваний органов дыхания?
3.Каково влияние табака на дыхательную систему?
Учебные мероприятия
- Распределение по группам. Определение цели, задач, составление плана исследования.
- Поиск ресурсов по теме исследования.
- Выполнение теоретической и практической части исследования.
- Обработка информации.
- Совместное обсуждение полученных результатов.
- Оформление результатов исследования.
- Самооценка работы группы.
- Совместная конференция всех групп- участников проекта.
- Итоговая оценка работы по проекту.
- Комментарии учителя.
- Четкое описание учебного цикла – объем и последовательность учебных заданий и описание деталей выполнения учащимися планирования своего обучения.
Оборудование: мультимедиапроектор.
Приложения:
1. Презентации «Влияние окружающей среды на дыхание», «Заболевания органов дыхания», «Влияние вредных привычек на органы дыхания».
2. Распечатки слайдов.
Алгоритм выполнения мини-проектов:
Первый шаг - изучение теории вопроса.
Второй шаг – формулирование проблемы.
Третий - написание сценария.
Форма представления результатов проекта: презентация, эксперимент.
Ход урока
I. Вводная часть. Вступительное слово учителя: Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вздохнём, настроимся на поиск и творчество и начнём урок.
Учитель знакомит учащихся с темой урока, ставит задачи,
II. Основная часть урока.
Учитель. «Ребенок делает долгий глубокий вздох, удерживает на минуту воздух в легких, чтобы извлечь из него животворящие части и затем медленно выдыхает его, и жизнь для него началась. Старик испускает слабый вздох, дыхание его обрывается и жизнь прекращается. От первого глубокого вздоха ребенка до последнего вздоха умирающего старика проходить долгая жизнь постоянного дыхания. Жизнь есть только серия дыханий».
Такое чудо - воздух
Не сыщите, нигде,
А только на планете,
На матушке Земле.
Его не замечаем,
Его как будто нет,
А перекройте воздух -
И сразу меркнет свет:
Сегодня в рамках нашей встречи пойдет разговор о процессе, без которого жизнь невозможна - о дыхании, о возможных заболеваниях органов дыхания, связанных с окружающей, социальной средой, профилактике этих заболеваний, пагубном воздействии вредных привычек на дыхательную систему.
Важным для дыхания является и чистота воздуху, которым мы дышим.
Еще великий древнегреческий врач Гиппократ называл воздух "пастбищем жизни". Без воздуха не может прожить в первую очередь человек Вернее может, но только одну минуту, не больше. И лишь некоторые из нас могут задержать дыхание до шести минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти, потому что в организме нет запаса кислорода для дыхания.
О целительной силе чистого воздуха очень убедительно говорит врач Комов в романе Павленко “Счастье”: “…ваша болезнь требует простого лекарства – воздуха. Побольше его и наяву и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клетку свою свежим воздухом. Есть на открытом воздухе. А спать непременно… Итак, начните принимать воздух в самых неограниченных дозах. Научитесь дышать. Привыкайте относиться к воздуху, как к пище, пережевывайте его носоглоткой, ощущайте на вкус, на запах, наслаждайтесь им, как гурман… Пейте только проточный воздух… Держитесь в своей болезни политики открытых дверей”.
Выступление 1-ой группы учащихся «Влияние окружающей среды на дыхание».
Вопрос классу: какие профилактические меры следует соблюдать для сохранения чистоты воздуха?
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными, наиболее распространенными заболеваниями органов дыхания человека. Научимся различать симптомы каждого из заболеваний, а также как их можно предотвратить, а уж если заболели, то лечить. Так какие же заболевания органов дыхания могут возникнуть у человека, мы сейчас выясним с вами.
Выступление 2-ой группы учащихся «Заболевания органов дыхания».
Вопрос классу: какие профилактические меры следует соблюдать для предотвращения возникновения заболеваний органов дыхания?
3-я группа учащихся расскажет вам о вредном влиянии курения на органы дыхания человека, о том, что остается в легких после выкуривания одной сигареты.
Вопрос классу: Как избежать вредного воздействия табачного дыма на органы дыхания?
ТЕСТ “Что мы знаем о курении?”
1). Подростки курят, что бы быть как все? (Да).
2) Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения. (Да).
3) Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает. (Нет).
4) В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы (Да).
5) Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением. (Нет).
6) Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушилось нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких. (Да).
7) Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать. (Да).
8) Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца. (Да).
9) Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время. (Нет).
10) Нет ничего страшного в том, что подростки “балуются” сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку. (Нет).
Учитель. Какие правила гигиены дыхания мы можем сформулировать?
Основные правила гигиены дыхания:
1. Дышать надо через нос.
2.Нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности, недопустимо злоупотребление высокими нотами, криком.
3. Необходимо исключить курение. Не брать в рот сигарету ни сейчас, ни когда вырастешь. Избегать мест, где курят.
4 . В течение суток (2 – 3 часа) полезно быть на свежем воздухе, необходима регулярная влажная уборка помещений,
6. При чихании и кашле следует закрывать нос и рот носовым платком.
7. При общении с людьми заболевающими инфекционной болезнью следует соблюдать осторожность, носить марлевую повязку, не пользоваться вещами больного, регулярно проветривать помещение.
8. Регулярные обследования населения ( прохождение флюорографии).
9.Избегать мест с загрязнённым воздухом. Бороться с загрязнением воздуха.
10. Повышать иммунитет путём закаливания и занятием спортом.
11.Избегать переохлаждения организма.
12. Нельзя разговаривать во время еды и держать во рту посторонние предметы.
И в завершение нашего разговора хочется подчеркнуть, что простудным заболеваниям органов дыхания чаще всего подвергаются люди с ослабленным иммунитетом и низкой физической подготовкой - "тепличные". А что для этого нужно делать нам подсказали слова одной известной песни:
Чтобы тело и душа были молоды,
Были молоды, были молоды,
Ты не бойся ни жары и ни холода,
Закаляйся, как сталь!
А от себя добавлю: "И веди здоровый образ жизни!"
III. Контроль усвоения знаний .
Задание группам: решить чайнворд
Д | ||||||||||
Ы | ||||||||||
Х | ||||||||||
А | ||||||||||
Н | ||||||||||
И | ||||||||||
Е | ||||||||||
|
Благодарю всех за содержательную работу.
IV.Рефлексия
Алгоритм рефлексии.
Я – как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, доволен ли собой.
Мы – насколько комфортно мне работалось в малой группе; я помогал товарищам, они помогали мне – что было больше; у меня были затруднения с группой.
Дело – я достиг цели учения; мне этот материал нужен для дальнейшей учебы (практики, просто интересен); в чем затруднился, почему; как мне преодолеть свои проблемы.
Учитель. И так, человек самое высоко организованное существо на Земле. Русский ученый-физиолог Иван Петрович Павлов сказал: “Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот срок до гораздо меньшей цифры”.
Надеюсь, что сегодняшний урок даст возможность вам задуматься о ценности человеческой жизни, в которой человек – творец своего здоровья.
Хочется, чтобы идею этого урока вы донесли до учащихся младших классов. Тогда, возможно, они уже сейчас задумаются о сохранении своего здоровья. Это вы сможете сделать, выполнив домашнее задание.
V. Домашнее задание
- Повторить тему «Дыхательная система»
- Нарисуйте агитационный плакат (или листовку), отражающий один или несколько способов профилактики заболеваний органов дыхания.
Используемая методическая литература:
- Биология. 8 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений ( А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш) .М. Вентана – Граф, 2016 – 288с.:ил..
- И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». Пособие для учащихся. - М.: «Просвещение», 1971
- О.А, Пепеляева, И.В. Сунцова «Поурочные разработки по биологии. Человек», 8 класс.-М.ВАКО, 2005.
- Л.Г.Татарникова, М.В. Позднеева «Валеология подростка. 5-7 кл.- Санкт-Петербург, изд. «Петроградский и Ко», 2000.
- http://www.specialist-centr.ru/pervaya_pomosch/
- http://www.dioo.ru/praktika/sinkveyn.html
Д | и | а | ф | р | а | г | м | а | ||
в | Ы | д | о | х | ||||||
ч | и | Х | а | н | и | е | ||||
А | к | в | а | л | а | н | г | |||
э | Н | е | р | г | и | Я | ||||
н | И | к | о | т | и | н | ||||
г | Е | л | и | й |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Значение дыхательной системы. Органы Дыхания»
Урок биологии в 8 классе «Значение дыхательной системы. Органы Дыхания» по теме 4. Дыхательная система разработан в соответствии с базисным учебным планом на основе учебно-методического комплект...
Самостоятельная работа (8 класс) на тему "Дыхательная система"
Проверочная работа по теме "Дыхательная система"( 8 класс)....
Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй"
Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй" с использованием инновационных здоровьесберегающих ...
Разработка урока биологии в 8 классе: Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.
Урок разработан в деятельностном подходе с учетом ФГОС. К уроку прикладывается технологическая карта темы Дыхание....
Конспект урока, технологическая карта урока по биологии на тему "Болезни дыхательной системы и их предупреждение" 8 класс
Урок "Гигиена дыхания"...
КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2022" Конспект и технологическая карта урока обществознания 10 класс. Тема: «Право в системе социальных норм»
Урок обществознания 10 классТема: «Право в системе социальных норм» с элементами ЕГЭ....
Технологическая карта урока алгебры_7 класс. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными
Система двух линейных уравнений с двумя переменными.Методы решения систем линейных уравнений.Графический метод решения систем линейных уравнений....