Методические разработки по биологии
тест по биологии (8 класс) по теме
В разделе представлены тематическое планирование и разработки уроков биологии для 8-го класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщающий урок "Опорно-двигательная система" с использованием технологии аргументированного суждения | 103 КБ |
test_kletka.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ СОШ № 211
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА
«Опорно-двигательная система»
ФИО (полностью) | Дудник Светлана Евгеньевна | |
Должность | Учитель химии, биологии | |
Предмет | биология | |
Класс | 8 | |
Тема и номер урока в теме | Опорно-двигательная система. Физическое здоровье Урок №7 | |
Базовый учебник | Биология. Человек. Культура здоровья. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А. |
- Цель урока: Закрепить знания учащихся по теме с использованием технологию аргументированного суждения.
- Задачи:
обучающие: выявить взаимосвязь костной и мышечной систем органов;
развивающие: - выявить взаимосвязь костной и мышечной систем органов;
- используя технологию аргументированного суждения, уметь выражать и обосновывать свою точку зрения;
воспитательные: - воспитание у учащихся гигиенических навыков и понимания;
- необходимости бережного отношения к своему здоровью
- Тип урока: обобщающий урок
- Формы работы учащихся: фронтальный опрос, групповая, индивидуальная.
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, скелет человека.
13. Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Организационная часть | Вступительное слово учителя | Заполнение технологических карт ученика | 3 |
1.1. | Проверка знаний | Разминка | Участие во фронтальном опросе. | 4 |
1.2. | Немой биологический диктант | Запись названия указанных костей скелета человека в технологической карте. | 2 | |
1.3. | Игра «Третий лишний» | Самостоятельная работа | 2 | |
2 | Основная часть | Использование аргументированного суждения | Знакомство с технологией аргументированного суждения | 5 |
2.1. | Работа в группах обсуждение результатов. | Ответы на вопросы с составлением аргументированных суждений. Запись в технологической карте. | 10 | |
2.2. | Проведение динамической паузы | 4 | ||
2.3. | Демонстрация оказания первой помощи при переломах. Обсуждение действий. | 6 | ||
3 | Заключительная часть | Подведение итога урока. Рефлексия. | Ответы на вопросы: -Что мы сделали для достижения поставленных целей? -Довольны ли вы своим результатом? -Где вам пригодится это умение? | 6 |
3.1. | Выставление оценок. Подсчет заработанных жетонов устного ответа. | 3 | ||
3.2. | Домашнее задание. | Составить одно аргументированное суждение, используя материалы п.16-21. | 2 |
Приложение к плану-конспекту обобщающего урока
«Опорно-двигательная система»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса (карта, картина и др.) | Тип, вид ресурса (цифровой, информационный и пр.) | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 |
Приложение №1
Документ 1. План-конспект урока
Обобщающий урок по теме: «Опорно-двигательная система».
Цели: 1. Закрепить знания учащихся по теме, раскрыть условия
правильного формирования скелета и мышц.
2. Продолжить формирование навыков оказания первой помощи при
повреждениях скелета; формирование умений определять нарушения
осанки и выявлять плоскостопие.
3. Воспитание у учащихся гигиенических навыков и понимания
необходимости бережного отношения к своему здоровью.
Задачи:
- образовательная: повторить материал и оценить знания по теме: “Скелет и мышцы”;
- развивающая: выявить взаимосвязь костной и мышечной систем органов;
используя технологию аргументированного суждения, уметь выражать и обосновывать свою точку зрения;
- воспитательная: профилактика остеохондроза, сколиоза и других искривлений позвоночника.
Оборудование: компьютер, скелет человека.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Наш сегодняшний урок - заключительный по теме: «Опорно-двигательная система». Поэтому сейчас мы с вами должны закрепить основные понятия по теме, продемонстрировать свои знания.
Итак, начинаем.
Вопросы:
1. Какие органы относятся к опорно-двигательной системе.
2. Каково значение ОДС?
а) опора телу; б) движение; в) форма тела; г) защита внутренних органов
д) участие в обмене веществ; е) место для крепления мышц; ж) защита головного спинного и костного мозга.
Разминка
1. Сколько изгибов у позвоночника? (4)
2. Он придает туловищу определенную форму и выполняет опорную, двигательную и защитную функции (скелет)
3. Он делится на шейный, грудной, поясничный и копчиковый отделы (позвоночник)
4. Ребра спереди соединяются с … (грудиной)
5. Где располагается неподвижное соединение костей? (в черепе)
6. Плечевой пояс образуют . . . (лопатка и ключица).
7. Плотная, сросшаяся с костью оболочка . . . (надкостница).
8. Полости трубчатых костей заполнены . . . (костным мозгом).
9. Кости бывают . . . (трубчатые, губчатые, плоские).
10. Мышцы прикрепляются к костям с помощью . . . (сухожилий).
11. Работа, связанная с удержанием определенной позы или груза называется . . . (статической).
12. Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе . . . (осанка).
13. Полное или частичное нарушение целостности кости . . . (перелом).
Немой биологический диктант
(показываю кости, а ученики записывают ответ в технологическую карту)
- Ключица
2. Тазовая кость
3. Лобная кость
4. Нижняя челюсть
5. Лучевая кость
Игра «Третий лишний» (вычеркните лишнее в каждом столбце)
Бедренная кость Запястье Лобная кость
Локтевая кость Пясть Теменная кость
Большая берцовая Надколенник Височная кость
Использование аргументированного суждения
Позиция - объяснение
Вопрос 1: Как вы думаете, у людей какого возраста кости подвергаются переломам чаще?
Ответ: Химический состав костей с возрастом меняется: у детей относительно больше содержание органических веществ, а у взрослых и пожилых - неорганических веществ.
Вопрос 2. Как вы думаете, за счёт каких особенностей строения кости обладают наряду с высокой прочностью относительной лёгкостью?
Вопрос 3: Как лучше нести груз: попеременно без отдыха правой и левой рукой или нести в одной руке, потом отдыхать и снова нести его той же рукой?
Ответ: Лучше попеременно правой и левой рукой, т.к. это активный отдых (смена видов деятельности, интенсивная работа другой группы мышц во время отдыха первой). А полный покой – это пассивный отдых. Он менее полезен, чем активный.
Вопрос 4: До какого возраста происходит рост костей? Растут ли кости взрослого человека?
Ответ: Рост костей в длину прекращается в 22 года, но деление клеток костной ткани происходит всю жизнь: старые клетки разрушаются, новые образуются, происходит замена костного вещества. Срастание костей после перелома доказывает факт деления клеток и у взрослых и у детей.
Учитель: А теперь мы выясним, какую работу выполнять утомительнее.
Физминутка: 1. встать на пальцы стопы (на время),
2. через одинаковый промежуток времени подниматься и опускаться на пальцах стопы (продолжать на 30 сек. дольше).
Сделать вывод о статической и динамической работе:
Динамическая работа более эффективна и менее утомительна.
Работа в группах (запись в техн.картах), обсуждение результатов.
Вопрос 5: Как вы думаете, может ли опытный анатом по костям умершего человека решить, был ли тот спортсменом, грузчиком или вёл неподвижный образ жизни?
Ответ: Да. Степень развития определённых групп мышц у людей разных профессий различна. У пианиста более развиты мышцы пальцев кисти, у грузчика - другая группа и т.д. Так как развитие мышц влияет на развитие костей скелета (образуются бугры, шероховатости), то можно определить по костям, какие мышцы были развиты в большей степени.
Вопрос 6. Какую помощь, прежде всего, необходимо оказать пострадавшему при переломе?
А сейчас вам предстоит продемонстрировать свои умения и навыки.
Ситуация.
Играя в теннис, человек упал и сломал пальцы на руке. Как правильно оказать первую помощь?
Демонстрация: зажав мячик в кисте, забинтовать и подвесить на перевязь.
ИТОГ УРОКА - РЕФЛЕКСИЯ:
вопросы:
-Что мы сделали для достижения поставленных целей?
-Довольны ли вы своим результатом?
-Где вам пригодится это умение?
VI. Домашнее задание.
Составить одно аргументированное суждение, используя материалы п.16-21.
Документ 2. Технологическая карта ученика (2 варианта)
Обобщающий урок по теме: «Опорно-двигательная система»
ученика (цы)________ класса МАОУ СОШ № 211
Ф.И._______________________________________
Вариант 1.
1. Немой биологический диктант (напишите название указанных костей)
- _________________________
2. __________________________
3. __________________________
4. __________________________
2. Игра «Третий лишний» (вычеркните лишнее в каждом столбце)
Бедренная кость Запястье Лобная кость
Локтевая кость Пясть Теменная кость
Большая берцовая Надколенник Височная кость
3. Составьте аргументированное суждение:
Вопрос: Как вы думаете, может ли опытный анатом по костям умершего человека решить, был ли тот спортсменом, грузчиком или вёл неподвижный образ жизни?
Позиция: Я считаю, что_____________________________________________
__________________________________________________________________
Объяснение: Потому, что ___________________________________________
__________________________________________________________________
Пример: Например,_________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Самостоятельная работа:
Вопрос: Опору стопы составляет треугольник с вершинами, приходящимися на крайние кости плюсны и пяточную кость. Какие преимущества это дает?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Рефлексия.
Оценка работы на уроке: количество жетонов устного ответа______
Теперь я знаю, как правильно формулировать свои мысли и доказывать собственную точку зрения. 1 2 3 4 5
Обобщающий урок по теме: «Опорно-двигательная система»
ученика (цы)________ класса МАОУ СОШ № 211
Ф.И._______________________________________
Вариант 2.
1. Немой биологический диктант (напишите название указанных костей)
- _________________________
2. __________________________
3. __________________________
4. __________________________
2. Игра «Третий лишний» (вычеркните лишнее в каждом столбце)
Бедренная кость Запястье Лобная кость
Локтевая кость Пясть Теменная кость
Большая берцовая Надколенник Височная кость
3. Составьте аргументированное суждение:
Вопрос: Как вы думаете, может ли опытный анатом по костям умершего человека решить, был ли тот спортсменом, грузчиком или вёл неподвижный образ жизни?
Позиция: Я считаю, что_____________________________________________
__________________________________________________________________
Объяснение: Потому, что ___________________________________________
__________________________________________________________________
Пример: Например,_________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Самостоятельная работа:
Вопрос: Какие мышцы у человека развиты больше, чем у других млекопитающих? Поясните причины различий.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Рефлексия.
Оценка работы на уроке: количество жетонов устного ответа______
Теперь я знаю, как правильно формулировать свои мысли и доказывать собственную точку зрения. 1 2 3 4 5
Документ 3
Информационная карта используемой технологии
Тема: «Развитие критического мышления на уроках химии и биологии.
Технология аргументированного суждения»
Цель: Формирование умений использования технологии аргументированного суждения, позволяющей обеспечить оперативный мониторинг качества полученной учащимися информации и создающей оптимальные условия для рефлексии учащихся.
Задачи:
- Обобщение опыта по использованию технологического приема на уроке;
- Передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- Совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной проблемы.
Алгоритм составления аргументированного суждения
с использованием ПОПС-формулы
PRES (Position – Reason – Example – Summary). Автор - Дэйвид Маккойд-Мэйсон
Суть каждого элемента | Ключевые слова |
П – позиция 3 О – объяснение П – пример С – следствие | «Я считаю, что…» «Мне кажется, что…» «Я думаю, что…» «На мой взгляд…».
«Потому что …». «Я могу это доказать это на примере …». «Например…» «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…» «Поэтому …» |
Предварительный просмотр:
Клетка: ее строение, химический состав и жизнедеятельность.
Вариант 1
А1. Что происходит под действием ферментов?
1) разрушение клеток
2) синтез и распад веществ в клетке
3) деление клеток
4) сокращение клеток
А2. Как называются постоянные части клетки, расположенные в цитоплазме, каждая из которых выполняет свои особые функции?
1) органоиды
2) мембраны
3) митохондрии
4) рибосомы
A3. В чем заключена наследственная информация организма?
1) в мембране 3) в ядре
2) в цитоплазме 4) в генах
А4. Где органические вещества подвергаются биологическому окислению?
1) в цитоплазме
2) в рибосомах
3) в митохондриях
4) в мембранах
В1. Закончите предложение.
У большей части всех клеток есть три главные составные части - это мембрана, ядро и …
В2. Каким образом реагируют на раздражение мышечные клетки?
С1. Как осуществляется обмен веществ между клеткой и внешней средой?
Клетка: ее строение, химический состав и жизнедеятельность
Вариант 2
А1. Какую форму имеют клетки?
1) круглую
2) квадратную
3) овальную
4) разнообразную
А2. Где располагаются хромосомы?
1) в мембране
2) в ядре
3) в молекуле ДНК
4) в цитоплазме
A3. Клетка получает кислород, воду, питательные вещества и удаляет продукты обмена через:
1)ядро
2) ядрышко
3) мембрану
4) цитоплазму
А4. Как называется вещество, способное в тысячи раз ускорять реакцию?
1) хромосома
2) катализатор
3) органоид
4) митохондрия
В1. Как называется способность клетки отвечать на раздражение специфической реакцией, определенной ее наследственностью?
В2. Где в клетке содержатся гены?
С1. Для чего служит эндоплазматическая сеть?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии для учащихся 7 класса МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида по теме: "Семейство Розоцветных".
Ведущий метод моей работы на уроке - объянительно-побуждающий с моей стороны и частично-поисковый со стороны учащихся. В течение урока учащиеся выполняют практическую работу, что позволяет им сф...
Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень
Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...
Значение органов чувств. Методическая разработка урока биологии.
Предсталена разработка урока биологии по теме "Значение органов чувств" в 9 классе коррекционной школы 8 вида....
Листопад и его значение. Методическая разработка урока биологии
Методическая разработка урока биологии в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида....
Методическая разработка урока биологии в 11 классе
Урок «Наука экология. Организм и среда» в 11 классеЦель урока:1. Используя презентацию учащейся 11 класса выяснить, что изучает наука эколог...
Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"
Происходящие в современном обществе перемены требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...