Рабочая программа по биологии 10-11 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Останина Светлана Константиновна

Рабочая программа составлена к учебнику линии В.В.Пасечника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_10-11_klass.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное  бюджетное  учреждение

«Сясьстройская  средняя общеобразовательная школа №1»

_____________________________________________________________________________

Согласовано:

Руководитель ШМО

предметов гуманитарного цикла

____________________

Т.В.Беленькая

«___»__________2013 г.

Согласовано:

Зам. директора школы

по УВР

____________________

И.Б.Федорова

«___»__________2013 г.

Утверждаю:

Директор школы

____________________

С.А.Умнова

«___»__________2013 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по биологии

(базовый уровень)

10 -11 класс

Составитель:

С.К.Останина

учитель биологии

высшей категории

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка ………………………………………………………3-5
  2. Общая характеристика учебного предмета……………………………………6
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане………………………..6
  4. Содержание учебного предмета....................................................................7 -10
  5. Перечень учебно–методического и материально–технического обеспечения……………………………………………………………........11-12
  6. Планируемые результаты изучения учебного предмета…………………12-14

                                           

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Сведения о программе

      Рабочая программа по биологии составлена на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
  • авторской программы по биологии для средней  (полной) общеобразовательной школы, разработанной В.В. Пасечником, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшиным.

1.2. Цель и задачи изучения биологии

        В рабочей программе нашли отражение цели и задачи  изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень). Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

1.3. Формы организации и контроля образовательного процесса

     Изучение курса основано на классно – урочной системе с использованием различных технологий, форм и методов обучения. В том числе цифровых образовательных ресурсов и средств мультимедийной поддержки.

Формы промежуточной и итоговой аттестации:

  •  устные ответы
  • тематические сообщения и презентации
  • индивидуальные задания на карточках
  • лабораторные и практические работы
  • самостоятельные работы
  • контрольные работы
  • тесты
  • обобщающие уроки

Итоговая оценка за полугодие (год) выставляется как среднеарифметическое всех накопленных оценок.

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания  в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

1.5 Учебно – методический комплект

  • А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2005.

      Учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

  • Т.А. Козлова. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника. Биология. Общая биология. 10-11 классы.  – М.: Экзамен, 2008.

  • Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника/ авт.-сост. И.В. Лысенко. -  Волгоград: Учитель, 2009.
  • Биология.11 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника/ авт.-сост. Г.В.Чередникова. – Волгоград: Учитель,2012.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования  на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее  отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

Межпредметные связи:  - химия

                                             - физика

                                             - история

                                             - основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

                                             - информационно-коммуникативные технологии

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

          В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для среднего (полного)   общего  образования  программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 и 11 классах в объеме 1 час в неделю. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1часа в неделю, а в 11 классе – 2 часа в неделю, за счет 1 часа из школьного компонента.

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение(4 часа)

  Биология – как наука. Место биологии в системе наук. Методы познания живой природы. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Демонстрация:

Портретов ученых – биологов

Методов познания живой природы

Уровней организации живой природы

Основы цитологии (20 часов)

Предмет. Задачи и методы исследования современной цитологии. История открытия и изучения клетки (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты и их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Энергетический и пластический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.

Биосинтез белков.  Понятие о гене. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Демонстрация:

Микропрепаратов клеток растений и животных.

Модели ДНК

Фотосинтез

Модели – аппликации «Синтез белка»

Лабораторные работы:

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Сравнение строения клеток растений и животных.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Размножение и индивидуальное развитие (10 часов)

Жизненный цикл клетки. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Мейоз. Половое и бесполое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение, его значение.

        Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Демонстрация:

Моделей – аппликаций «Митоз» и «Мейоз»

Рельефной таблицы «Сходство зародышей позвоночных животных»

Таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития.

Лабораторные работы:

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Основы генетики (14 часов)

          История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

          Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

 Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.

           Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

            Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

            Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

 Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

Демонстрация:

Моделей – аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом.

Гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.

Практические и лабораторные работы:

Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм человека.

Генетика человека (4 часа)

 Методы исследования генетики человека. Генетические болезни человека, их причины и профилактика. Проблемы генетической безопасности. Генетический прогноз и медико–генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы. Влияние мутагенов на организм человека.

Демонстрация:

Хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления.

Основы селекции и биотехнологии (6 часов)

Задачи и методы селекции. Генетика – теоретическая основа селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации:

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Таблиц, иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных.

Портретов известных селекционеров.

Практическая работа:

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

Основы учения об эволюции(13 часов)

  История эволюционных идей. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Результаты эволюции. Макроэволюция, ее доказательства. Главные направления  эволюции органического мира. Современное состояние эволюционной теории.

Демонстрации:

Критерии вида.

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов.

Эволюция растительного мира.

Эволюция животного мира.

Формы сохранности ископаемых растений и животных.

Примеры гомологичных и аналогичных органов.

Таблиц по теме «Эволюционное учение»

Лабораторные работы:

Описание особей вида по морфологическому критерию.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Антропогенез (6 часов)

        Место человека в системе органического мира. Доказательства происхождения человека от животных. Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации:

Моделей скелетов человека и позвоночных животных.

Человеческие расы.

Практическая работа:

Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека

Основы экологии (17 часов)

Экология. Среда обитания  организмов и ее факторы. Основные типы экологических взаимодействий. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования.

Демонстрация:

Таблиц и  динамических пособий по теме «Основы экологии»

Лабораторные и практические работы:

Составление схем передачи веществ и энергии.

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Решение экологических задач.

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Исследование сукцессионных изменений на примере простейших в сенном растворе.

Эволюция биосферы и человек (6 часов)

        Гипотезы происхождения жизни. Современные представления о происхождении жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу.

Практические работы:

Анализ и оценка различных гипотез о происхождении жизни.

Анализ и оценка последствий собственных действий в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

5.1. Литература

Основная литература

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2005.

Дополнительная и научно-популярная литература

Мухамеджанов И.Р. Тесты, задачи, блицопросы по общей биологии: 10 – 11 классы. -  М.: ВАКО, 2007

Учебно – методическая литература

  • Т.А. Козлова. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника. Биология. Общая биология. 10-11 классы.  – М.: Экзамен, 2008.
  • Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника/ авт.-сост. И.В. Лысенко. -  Волгоград: Учитель, 2009.

  • Биология.11 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника/ авт.-сост. Г.В.Чередникова. – Волгоград: Учитель,2012.

5.2. Цифровые образовательные ресурсы

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября».

 www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология"

5.3. Оборудование и приборы

Объекты натуральные

  • набор микропрепаратов по общей биологии
  • набор таблиц по общей биологии
  • набор портретов ученых – биологов
  • динамические пособия «Биосинтез белка», «Митоз», «Мейоз»

Оборудование лабораторное

Приборы

  • Лупа (7-10*)
  • Лупа препаровальная

Приборы (демонстрационные)

  • Микроскоп учебный УМ-301

Оборудование для опытов

  • Воронка лабораторная
  • Зажим пробирочный
  • Колба коническая
  • Колпак стеклянный с кнопкой и рантом
  • Ложка для сжигания веществ
  • Мензурка 500 м
  • Спиртовка лабораторная
  • Цилиндр измерительный 250 мл
  • Чаша выпарительная
  • Чаша коническая с обручем 190 мм
  • Шпатель фарфоровый
  • Штатив лабораторный
  • Лоток для раздаточного материала
  • Препаровальные инструменты
  • Иглы препаровальные

6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения предмета на базовом уровне учащиеся должны:

знать/понимать:

  • основные положения биологических теории (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерности изменчивости.
  • строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом; вида и экосистем.
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере.
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.
  • биологическую терминологию и символику.

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира, единство живой и неживой природы, родство живых организмов, отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов.
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания).
  • описывать особей видов по морфологическому критерию.
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности.
  • сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественного и искусственного отбора, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде.
  • изучать изменения в экосистемах.
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически её оценивать.  

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), правил поведения в природной среде;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...