Урок-игра в 7 классе «Сойки, дрозды, свиристели к нам на праздник прилетели»
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Савватеев  Александр  Георгиевич
Урок-игра в 7 классе «Сойки, дрозды, свиристели к нам на праздник прилетели» Цель: Обобщить, расширить и проверить знания, полученные на уроках; закрепить навыки самостоятельной работы с дополнитель-ной литературой. Уроку предшествует подготовка: класс делится на три команды. Всем дается задание подготовить девиз и эмблему, найти ответы на вопросы. Ход урока: Сегодня у нас урок, посвященный дню птиц. На уроках мы с вами познакомились со средой обитания, образом жизни, особенностями строения этих удивительных животных. Но птицы дороги нам и как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, веселые, звонкие голоса, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Попробуйте хоть на минуту представить себе наш мир без птиц: без жаворонка над пашней и соловья в роще, без кулика на болоте и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как обеднеет наша жизнь! А что может случиться, если исчезнут все птицы? Правильно! Огромные полчища насекомых-вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-игра в 7 классе

«Сойки, дрозды, свиристели к нам на праздник прилетели»

Цель: Обобщить, расширить и проверить знания, полученные на уроках; закрепить навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой.

Уроку предшествует подготовка: класс делится на три команды. Всем дается задание подготовить девиз и эмблему, найти ответы на вопросы.

Ход урока:

  Сегодня у нас урок, посвященный дню птиц. На уроках мы с вами познакомились со средой обитания, образом жизни, особенностями строения этих удивительных животных. Но птицы дороги нам и как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, веселые, звонкие голоса, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.

   Попробуйте хоть на минуту представить себе наш мир без птиц: без жаворонка над пашней и соловья в роще, без кулика на болоте и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как обеднеет наша жизнь!

    А что может случиться, если исчезнут все птицы?

Правильно! Огромные полчища насекомых-вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса.

     К чему это приведет?

Верно. Очень быстро оно уничтожат растительность и человеку, всему животному миру придет гибель. Будем надеяться, что такой экологической катастрофы на планете Земля не случится, хотя число живущих на земном шаре видов птиц заметно уменьшается.  

     Перечислите причины гибели птиц (вырубка лесов, общее загрязнение планеты, использование ядохимикатов). К этому можно добавить и хозяйственную деятельность человека.

     И чтобы привлечь внимание к птицам, орнитологи всего мира отмечают 1 апреля Международный день птиц, начало этому празднику было положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц начали отмечать в 1924г. по инициативе юных натуралистов под руководством учителя Мазурова в Ермолинской школе Смоленской области. Вскоре он стал общепризнанным юннатским праздником, который отмечали в первое воскресенье апреля, но в сороковые годы эта добрая традиция была прервана, а в 1961г. возобновлена и теперь День птиц отмечается 1 апреля. С этого времени ежегодно Союз по охране птиц России проводит акцию «Птица года», цель которой заключается в сохранении видового разнообразия и численности диких птиц. Каждый год правит бал лишь один представитель пернатых. Так, в 1996г. «птицей года» был назван коростель, в 1997 – полевой жаворонок, в 1998 – серый журавль, в 1999г. – деревенская ласточка, в 2000г. – большая синица, в 2001г. – скворец, в 2002г. – пустельга, в 2003г. – кронштеп, в 2004г. – белый аист, а в2005г.?

    «Пернатые кошки» так называют их иногда за большие, светящиеся в темноте глаза, ночной образ жизни, бесшумное движение. Это хищные птицы. Глаза направлены вперед, крылья широкие, закругленные, оперение рыхлое, мягкое. Когти у этих птиц сильно загнуты, острые, ноги часто оперены до самых когтей. Полет очень маневренный и бесшумный. Пища – в основном грызуны и птицы. Образуют постоянные пары. Догадались? Конечно же, это сова!

     Международному Дню птиц и посвящен наш урок – игра. Сегодня мы выясним, что мы с вами знаем о наших пернатых друзьях, выявим знатоков птичьего мира.

  1. Представление команд: название, эмблема, девиз (оценивается).
  2. Конкурс «Мы провели расследование».
  • За что в Японии зуйка называют «болельщиком?

(В городе Иокогама и др. городах Японии зуек откладывает яйца на посыпанных гравием спортивных площадках, за что и получил прозвище «болельщик»)

  • Кто помогает лес сеять? (Сойки, дрозды, свиристели, чечетки, дрозды)

 

  • Что птицы дарят друг другу в период брачных игр? (Когда самец крачки готовится вступать в брак, он ловит рыбу и подносит её самке; самец кулика преподносит самке какой-нибудь камушек; северные олуши подносят друг другу клочки водорослей; у американского свиристеля самец, сидя на ветке, подает самке блестящую ягодку; у цапель предметом подношения служит палка)
  •  Какие птицы изображены на гербах российских городов? (Елабуга – дятел, Киржач – сова; Суздаль – сокол; Скопин – скопа)
  • Почему яйца кайры не падают со скалы? (Яйцо кайры имеет грушевидную форму, при которой центр тяжести резко смещен к одному из полюсов. Если толкнуть такое яйцо, оно не покатится вперед, а будет медленно вращаться вокруг оси)
  • Какой попугай не умеет летать? (совиный попугай или какапо, обитающий в Новой Зеландии)
  • Какая птица и зачем режет воду? (Птица – водорез. Она, когда ловит насекомых или мелкую рыбешку, летит низко над водой, погружая в нее более удлиненную половину клюва)

        Итак, вы провели расследование и с помощью самых умных книг – энциклопедий, а может быть и с помощью компьютера, нашли ответы на вопросы.

  1. Конкурс «Узнай по описанию» (вопросы задаются каждой команде)
  • Эту птицу называют бескрылой, хвост у нее отсутствует, ноги сильные с острыми когтями, распространена в Новой Зеландии. Её название созвучно маленькому зеленому фрукту из этой же страны. У нас (в Якутии) этот фрукт появился на прилавках магазинов сравнительно недавно. ( Киви)
  • Птица семейства вороновых, отряда воробьиных, оперение темно – бурое с белыми пестринками. Питается семенами древесных пород, насекомыми. По другому её еще называют «ореховка». (Кедровка)
  • Эта птица издавна была символом мужества и силы. Её изображение красуется на гербах многих городов и стран. (Орёл)
  • А сейчас вы должны по описанию узнать птицу. Если какая – нибудь команда догадается быстрее, то получит больше баллов.

Мелкие и средней величины птицы отряда куриных, различаются по внешнему виду и образу жизни.(5 баллов) Тундряная и белая обитают в тундре, серая и бородатая – в лесостепи и степи (4 балла), объект промысла (3 балла), барон Мюнхаузен рассказывал, что ему удалось поймать семь таких птичек помощью шомпола (2 балла).

                                                                     (куропатка)

В давние времена писец писал птичьим пером, а перья закладывал за ухо. Одна африканская птица уникальный пернатый хищник (5 баллов), внешне напоминает такого писца, у неё на затылке торчат 10-15 перьев (4 балла). Питается она саранчой, жуками, грызунами и ящерицами. Нередко попадают ей на обед и змеи (3 балла). А название этой птицы совпадает с современным названием указанной профессии (2 балла).

                                                       (птица – секретарь)

В 1850 году в Америку завезли птичку, которая вскоре хорошо акклиматизировалась. Случилось так, что в пригороде Бостона появилось много насекомых, гусеницы которых наносили серьёзный вред посевам. На помощь пришла эта небольшая птичка – она уничтожила насекомых-вредителей (5 баллов). В знак благодарности жители Бостона поставили ей памятник в центральном парке. У нас она распространена повсеместно (4 балла), зимующая птица (3 балла). Якуты называют её «птичка сидящая на углу русской избы» (2 балла).

                                                                    (воробей)

  1. Вытяните вопрос и попытайтесь ответить на него ответить, можно пользоваться литературой.
  • Эту птицу можно назвать желна, а можно и по-другому.…Как?

                                  (черный дятел)

  • Английское название этой птицы происходит от имени апостола Петра, который, как известно, ходил по воде. А эти птицы, кажется, способны делать то же самое на море даже в бурю. Дайте им русское название.

                                                                           (буревестники)

  • У северных народов существует такая легенда. Однажды птицы решили выбрать королем того, кто выше всех поднимется в небо. Орёл взмыл так высоко, что с ним никто не мог соперничать. Но только он собрался спуститься на землю, как из-под его крыла выпорхнула маленькая птичка и поднялась чуть выше. Это увидели остальные птицы. Они выбрали королем все-таки орла, А честолюбивого обманщика в шутку назвали.…Как же его назвали?          (королек)
  1. Конкурс  «Проверь себя», (тесты – смотри приложение).

Ответы:

I. 1а; 2а; 3б; 4а; 5б; 6б.

II. 1а; 2б; 3а; 4в; 5а; 6в; 7в.

III. 1б; 2а; 3в; 4б.

  1. Конкурс «Как? Зачем? Почему?».
  • Почему летчики боятся птиц? (птицы способны пробить ветровое стекло кабины, залететь в сопло турбины самолета)
  • Почему ласточки кружат возле стада коров? (Коровы вспугивают притаившуюся в траве мошкару, её и подхватывают ласточки, а также вокруг самих коров всегда вьется огромное количество насекомых)
  •  Почему грач прилетает первым? (Грачу достаточно проталинки, чтобы разыскать себе корм, своим длинным клювом он выкапывает из земли личинки различных насекомых)
  • Какая птица в нашей стране самая маленькая? (королек)
  • Какая птица самая большая в мире? (страус)
  • Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст, пингвин)
  •  У какой птицы хохол веером, как у индейского вождя? (удод)
  •  У каких птиц все пальцы соединены перепонками? (у водоплавающих)
  •  У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (у пингвинов)
  •  В названии какой птицы есть название сочного ароматного сладкого плода с мягкой оранжевой кожурой?

                                                               (мандаринка)

  •  Название какой птицы звучит так же, как и у лекарственного растения, растущего, как правило, у дорог?

                                                               (подорожник)

  • Какие птицы хранят верность друг другу всю жизнь?

                                                                (лебеди)

  • Какие созвездия носят названия птиц?

                                                 (лебеди, орел, журавль, голубь)

  •  В названиях каких городов встречаются названия птиц?

                                        (Стриж, Сорока, Сорокопут)

  1. Конкурс «Шифровальщики».

Ваша задача, ребята, расшифровать следующий лозунг:

1, 2, 3, 2, 4, 5, 6, 2      7, 8, 9, 5, 10     11, 6, 5, 12 –

13, 8, 14, 5, 6, 7, 5, 15, 16, 17      18, 2, 19, 16, 17,

11, 16, 18, 2, 20     5      19, 8, 21, 16, 17!

(Берегите наших птиц – защитников лесов, полей и садов!)

Для этого вам предлагается шифр

3, 16, 21, 5, 7, 8     -  родная сторона  (Родина)

9, 15, 16, 18, 8       -  место, где вы учитесь (школа)

14, 2, 7, 16, 15       -  молодая собачка (щенок)

11, 6, 5, 2, 8           -  представитель пернатых (птица)

19, 7, 2, 4               -  выпадает зимой (снег)

17, 16, 3, 16, 1, 2, 20 – чирикающая птица (воробей)

13, 16, 16, 6, 2, 10, 7, 5, 15 – специалист по выращиванию

                                               животных (зоотехник).

    Вот и подошел к концу наш урок-игра. Наше путешествие в мир птиц на этом не заканчивается. Если вас заинтересовали птицы, если вы любите природу, оно будет продолжаться всю жизнь. В это вам помогут книги. Собирайте по крупицам знания, и может быть, кто-нибудь из вас внесет свой вклад в сокровищницу биологической науки. Давайте же будем помнить о том, что мало просто любить птиц, их нужно изучать, охранять и помогать им.

   

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс

«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс...

Урок - игра "Хозяюшка". 5 класс. Итоговый урок в разделе "Кулинария"

Урок - игра "Хозяюшка" является итоговым уроком в 5 классе по теме "Кулинария".Класс делится на 2 группы.Ученицы должны в игровой форме выполнить 10 заданий.Цель: закрепление пройденного материала....

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, ...

Итоговый урок по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование» 6 класс.

Итоговый урок  по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование»  6  класс.Задачи: обобщить знания учащихся о водах Земли, закрепить умения находить, показывать водные бассейны на карте...