Открытый урок проект "Шляпочные грибы" (5, 6, 9 класс) биология
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Данный урок разработан для аттестации и представляет собой не только проектную работу, но и урок, в котором используются игровая, групповая, дифференциальная, интерактивная, компьютерная технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.3_proekt_shlyapochnye_griby.docx | 37.05 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Шляпочные грибы. Общая характеристика. Составление атласа-определителя»
Целевая аудитория: параллель шестых классов.
Тип проекта:
- по предметно-содержательной области – межпредметный;
- по характеру контактов – внутриклассный;
- по характеру координации – с явной координацией;
- по доминирующей деятельности учащихся – информационный;
- по количеству участников – групповой;
- по продолжительности – краткосрочный (1 урок/1 неделя);
- по виду конечного продукта – материальный.
Цель проекта: приобрести знания по теме урока, обобщить их в процессе создания предметно-наглядного пособия.
Задачи:
- формирование универсальных компетентностей: умения работать в группе, формулировать свою точку зрения, слушать собеседника, планировать свою работу и чётко реализовывать план, ставить и выполнять учебные цели;
- развитие общеучебных навыков: умения работать с новым информационным текстом, умения анализировать информацию, выделять главное, составлять краткий конспективный текст, выбирать материал для наглядного представления;
- приращения в ЗУНах: знакомство с многообразием шляпочных грибов, умение их определять и отличать, знание о роли грибов в природном сообществе, формирование осознанного активного природоохранного поведения.
Проектный продукт: стенгазета (альбом) – по принципу наглядных определителей или по принципу энциклопедии (на выбор).
План работы:
- Предварительная подготовка: 1 неделя на поиск и подготовку информации (по группам).
- Урок – полный проект (все этапы работы). (Этап глубокой рефлексии можно вывести в индивидуальное послеурочное обсуждение)
Степень сложности: можно предложить 3 степени сложности:
1. низкая – весь материал заранее готовят ученики, этапы проблематизации и целеполагания (в части формулирования цели) проходят на предыдущем уроке;
2. средняя – ученики приходят на урок без знания темы, весь необходимый материал готовит учитель в виде распечатанных выборок информации для каждой группы или ученики без предварительного объяснения цели работы;
3. высокая – ученики приходят на урок без знания темы и без предварительной подготовки, весь необходимый материал готовит учитель в виде подборки энциклопедий, справочников, иллюстрированных биологических журналов и т.п.
Содержание этапов проекта:
этап | содержание | сроки выполнения |
1. Проблематизация | Мы изучаем шляпочные грибы и ищем наиболее эффективный способ обобщения знаний. | 1й урок – 3 минуты |
2. Целеполагание | фронтальная работа с классом | |
а) формулирование цели проекта | Найти, обработать и обобщить знания, полученные в процессе изучения информации по теме в наглядно-демонстрационной форме. | 1й урок – 3 минуты |
б) создание образа конечного продукта | Стенгазета или альбом в виде атласа-определителя шляпочных грибов. | 1й урок – 2 минуты |
в) формулирование названия темы проекта | «Атлас-определитель шляпочных грибов» | 1й урок – 2 минуты |
3. Планирование а) постановка задач, б) выбор способов работы, в) определение последовательности и сроков. | работа-обсуждение в группах, обмен идеями – выступление
| 1й урок – 10 минут |
4. Реализация. | Выполнение намеченного плана работы с консультацией у педагога в случае возникновения трудностей. Презентация получившегося проекта на уроке. | 1й урок – 20 минут |
5. Рефлексия. | Заполнение дневника ведения проекта (выбрать «секретаря» в каждой группе или ведёт учитель по собеседованию с группой) в течение работы, краткий отчёт на уроке одного из группы. | 1й урок – каждая группа во время работы, 5 минут в конце урока |
Примечания: при необходимости (на оформление и рефлексию) проект можно продлить до 2 недель; в оформлении альбома можно использовать не только иллюстрации, но и коллаж.
Позиция учителя:
руководитель проекта в теоретической подготовительной части (активная помощь со стороны учителя в процессе постановки темы и целей, разработки плана работы) и
эксперт в части реализации (в процессе выполнения учащиеся активно работают сами, по мере необходимости обращаясь за советом).
Выделенные группы: (5-6-7 групп)
- Научный подход:
- общая характеристика грибов,
- съедобные грибы,
- ядовитые грибы,
- грибы-паразиты (на усмотрение);
- Творческий подход:
- иллюстрации (при домашней подготовке учащихся),
- загадки, ребусы;
- пословицы и поговорки.
Подготовка к уроку детей (при низкой сложности проекта), учителя:
- Поиск (и распечатка) информации по заданной группе грибов.
- Поиск (и распечатка) или самостоятельная подготовка иллюстраций.
- Поиск (и распечатка/запись) загадок, пословиц и поговорок.
- Подготовка таблиц «верю-не верю», «дорога» на доску (написание на доске или распечатка).
- Распечатка карточек на каждую группу: с названием группы, с вопросами для «верю-не верю», с планом ответа, рефлексивных (для секретарей), с критериями оценки.
- Подготовить папку-скоросшиватель и файлы для оформления работы в альбом.
- Магниты/наклейки для заполнения таблицы «верю-не верю» и дороги.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
(2й вариант сложности – работа с новым материалом, подготовленным учащимися)
Этап урока | Этап проекта | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1. Организационный | Приветствие, рассадка по рабочим группам, проверка присутствия, подготовка к уроку. | 1’ | ||
2. Изучение нового материала | 1. Проблема-тизация | - Сегодня на уроке мы проведём интересную работу по знакомству с необычным миром организмов. Наш путь по освоению темы будет отображать дорожный навигатор на доске. Сейчас мы – в начале пути. Ставлю значок на пункт «начало пути». - Тема нашего урока зашифрована в ребусе на доске. О чём сегодня мы узнаем больше? - А что мы сейчас знаем о них? Давайте ответим на вопросы блиц-анкеты. (Заполнение карточки «верю-не верю» на доске) | - О шляпочных грибах. фронтальные ответы | 2’ |
2. Целеполагание а) форму-лирование цели проекта | Ставлю значок на пункт «цель» - Мы увидели, что по некоторым вопросам у нас есть расхождение. Как мы преодолеем проблему? - Какие цели у нас появились? | - Лучше изучим материал и представим наши знания. - Изучить материал о грибах в своей группе, представить его другим группам, чтобы у всех были правильные знания. | 2’ | |
б) создание образа конечного продукта | - Мы уже делали с вами подобные работы. Какой способ лучше подойдёт для представления многообразия грибов? | - Наглядный альбом с иллюстрациями и информацией. | 1’ | |
в) форму-лирование названия | - Как мы назовём результат нашей работы? Запись названия на доске. | Предложение вариантов названий. Выбор 1 названия. | 2’ | |
3. Плани-рование а) поста-новка задач, б) выбор способов работы, в) опреде-ление последова-тельности и сроков. | Ставлю значок на пункт «план» - Вы рассажены на малые группы по узкой теме – каждая группа получает своё задание и материал для подготовки ответа. Раздаётся материал и выставляются карточки с названием направления работы. Сейчас вам нужно выработать план работы для того, чтобы наиболее точно и красиво пред-ставить классу свою часть знаний о грибах. Для этого вам надо сейчас определить последователь-ность вашей работы и то, что каждый из вас будет делать во время подготовки материала. На планирование вашей работы – 3 минуты. Консультативная организационная помощь в работе групп по просьбе учащихся. | Рассаживание в соответ-ствии с организацией учителя. Определение роли каждого в предстоящей работе, распределение материала, назначение секретаря. | 3’ | |
4. Реализация. | Ставлю значок на пункт «работа» - А сейчас пора приступать к самой работе. На подготовку материала для выступления у вас 10 минут. Группа иллюстрации сегодня – особая. Ваша задача – подобрать из представленных рисунков полезные иллюстрации к материалам каждой работающей группы или создать свои. Общий контроль над работой групп, решение организационных вопросов, помощь при учебных затруднениях. | Активное учебное общение, работа по анализу и выборке материала для представления, подготовка ответа – презентации. Группа иллюстрации (6 человек – по 1 на каждую рабочую группу) подходит к другим работающим группам для отбора иллюстраций к разделу. Секретари фиксируют идеи и затруднения при работе своей группы. | 10’ | |
3. Обобщение изученного | - Ваша работа готова. Пора её представить классу. Ставлю значок на пункте «презентация». Ведётся общее организационное руководство выступленииями (порядок, дисциплина). При выступлении группы «Общая характеристика грибов» показываю презентацию. | Выступления учащихся в предлагаемом учителем порядке: презентация работы по заданию группы. Ученики на местах конспективно записывают основные данные. | 18’ | |
5. Рефлексия | - Теперь ещё раз ответим на вопросы блиц-анкеты. Посмотрим, многое ли поменялось в вашем представлении о шляпочных грибах. Раздаю вопросы на карточках. Собираю работы. - Почему некоторые ваши ответы изменились? | фронтальная письменная работа - Мы больше узнали, стали лучше понимать тему. | 3’ | |
4. Итог | - А сейчас время для обобщения. Ставлю значок на пункт «итог пути». - Какими результатами своей работы вы хотели бы поделиться? Проанализируйте, выскажитесь по вашей работе, используя предло-женные критерии. - Какие оценки за работу можно вам поставить? - Ваше д/з записано на доске – запишите его в дневники. - Спасибо вам за урок. Урок окончен. | Используя карточки «Ведение работы», группы анализиру-ют свою работу на уроке, используя выданные критерии, оценивают себя, другие группы внимательно слушают и при необходимости комментируют результаты самоанализа. | 7’ |
ПРИЛОЖЕНИЯ.
1. Оформление доски.
2. Задание «верю-не верю».
3. Планы ответов групп.
4. Карточка рефлексивная «Ведение работы».
5. Критерии оценки.
Приложение 1.
Оформление доски.
Приложение 2.
Карточка актуализации и проверки знаний «Верю – не верю».
Шляпочные грибы.
Верю-не верю.
Задание: Отметьте в клетке ДА или НЕТ ваше отношение к высказываниям.
- Грибы – это вид растений.
- Грибы размножаются спорами.
- У грибов есть признаки как растений, так и животных.
- Не все грибы – шляпочные.
- У грибов есть тело и называется оно грибница.
- «Пенёк» - это часть гриба.
- Среди грибов есть двойники.
- Грибы могут жить совместно с другими организмами.
- Грибы можно выращивать самим.
- Ядовитые грибы – полезны.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
ДА | ||||||||||
НЕТ |
Фамилия___________________________
Приложение 3.
Планы ответов групп.
Группа «Общая характеристика».
План ответа.
- Определение грибов. Признаки.
- На какие группы делят грибы.
- Особенности каждой группы.
- Интересные факты. Симбиоз.
- Польза в природе и для человека.
Группы по разновидностям грибов.
План ответа.
- Определение. Общие признаки.
- Примеры грибов группы.
- Название.
- Отличительные признаки.
- Место обитания.
Группы пословиц и загадок.
План ответа.
- Введение.
- Примеры пословиц/загадок.
Приложение 4.
Карточка рефлексивная «Ведение работы». Фамилии___________________________
Что не понятно, в чём возникают затруднения. | |
Как решаем проблему. | |
Интересные идеи. |
Приложение 5.
Критерии оценки.
Критерий 1. Глубина раскрытия темы проекта (максимум 3 балла)
Тема не раскрыта 0
Тема раскрыта фрагментарно 1
Тема раскрыта, участники группы представили хорошее знание темы 2
Тема раскрыта исчерпывающе, продемонстрированы глубокие знания 3
Критерий 2. Личная заинтересованность, творческий подход к работе (максимум 3 балла):
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение 0
Группа проявила незначительный интерес, но не продемонстрировала самостоятельности в работе, не использовала возможности творческого подхода 1
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность, предпринята попытка представить личный взгляд, применены элементы творчества 2
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением группы к идее проекта 3
Критерий 3. Качество проведения презентации (максимум 3 балла):
Презентация не проведена 0
Речь выступающих не соответствует требованиям проведения презентации 1
Речь выступающих соответствует требованиям проведения презентации, но нет владения культурой общения с аудиторией или выступление не уложилось в рамки регламента 2
Речь выступающих соответствует требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, показано владение культурой общения с аудиторией, удалось вызвать большой интерес аудитории 3
Получение оценки: 7-9 баллов – отлично, 4-6 баллов – хорошо, 1-3 балла – удовлетворительно, 0 баллов – неудовлетворительно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс (биология 1 час/нед) Авторы: Пономарёва Н.И., Корнилова О.А., Кучменко В.С. на 2012 – 2013 учебный год
Рабочая программа на 2012 – 2013 учебный год разработана на основе авторской «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы....
"Знакомые и незнакомые..." (текст к открытому уроку о грибах)
открытый урок о многообразии грибов...
Конспект открытого урока по теме : "Опорно-двигательная система". Биология 8 класс.
Конспект открытого урока по теме : "Опорно-двигательная система". Биология 8 класс....
Презентация к уроку по программе курса 6 класса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» под ред. И.Н.Пономаревой
план урока1.Контроль знаний (проверка домашнего задания, тест, индивидуальные карточки). 2.Изучение нового материала:ØСемя как орган полового размножения растений (самостоятельная работа – задани...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...