Рабочая программа по биологии 7-9 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Останина Светлана Константиновна

Рабочая программа по биологии для 7-9 кл. составлена к учебникам линии В.В.Пасечника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7-9_klass.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное  бюджетное  учреждение

«Сясьстройская  средняя общеобразовательная школа №1»

_____________________________________________________________________________

Согласовано:

Руководитель ШМО

предметов гуманитарного цикла

Т.В.Беленькая

«___»__________2013 г.

Согласовано:

Зам. директора школы

по УВР

____________________

И.Б.Федорова

«___»__________2013 г.

Утверждаю:

Директор школы

____________________

С.А.Умнова

«___»__________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

биологии

(базовый уровень)

7-9 КЛАССЫ

Составитель:

                                                                                                                 С.К.Останина

                                                                                                           учитель биологии

                                                                                                         высшей категории

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка ……………………………………………………….3-5
  2. Общая характеристика учебного предмета……………………………………6
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане………………………..6
  4. Содержание учебного предмета....................................................................7 -13
  5. Перечень учебно–методического и материально–технического обеспечения……………………………………………………………........14-17
  6. Планируемые результаты изучения учебного предмета…………………18-19

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Сведения о программе

      Рабочая программа по биологии составлена на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
  • авторской программы по биологии для основной общеобразовательной школы В. В.  Пасечника, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшина.
  • собственных разработок и результатов их апробаций.

1.2. Цель и задачи изучения биологии

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

1.3.Формы организации и контроля образовательного процесса

          Изучение курса основано на классно-урочной системе с использованием различных технологий, форм и методов обучения, в том числе цифровых образовательных ресурсов и средств мультимедийной поддержки.

В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических работ включено в состав уроков изучения нового материала и оцениваются по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, включены в домашнее задание.

Формы текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации:

  • устные ответы
  • тематические сообщения и презентации
  • индивидуальные задания на карточках
  • лабораторные и практические работы
  • самостоятельные работы
  • контрольные работы
  • тесты
  • обобщающие уроки

Итоговая оценка за четверть (год) выставляется как среднеарифметическое всех накопленных оценок.

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания  в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

1.4. Учебно-методический комплект

7 класс

Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные.-  М.: Дрофа, 2002.

Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология. Животные. – М.: Дрофа, 2003.

8 класс

Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2003.

Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2002.

9 класс

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. - М.: Дрофа, 2005.

Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии. – М.: ВАКО, 2006.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человека как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: «Признаки живых организмов»; «Система, многообразие и эволюция живой природы»; «Человек и его здоровье»; «Взаимосвязи организмов и окружающей среды». Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

Межпредметные связи:

  • химия,
  • физика,
  • история,
  • география,
  • астрономия,
  • изобразительное искусство,
  • основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
  • информатика

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

    Федеральным базисным учебным планом на изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 202 часа, в том числе 7,8 классах – по 68 часов (по 2 часа в неделю), а в 9 классе – 66 часов (2 часа в неделю).

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(202 часа основной курс)

Биология как наука. Методы биологии (3 часа)

Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.

Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.

Правила работы в биологической лаборатории. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Система органического мира (14 часов)

Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность[1].

Царство животных. Строение организма животного на примере млекопитающего: клетки, ткани, органы, системы органов.  Процессы жизнедеятельности животных: питание  (растительноядные, хищные, всеядные, паразиты), дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и превращения энергии, размножение, рост, развитие, движение, раздражимость. Регуляция жизнедеятельности организма животного. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Животные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний. Роль животных в природе, жизни и деятельности человека. Домашние животные. Охрана животного мира.

Вирусы - неклеточные формы.  Меры  профилактики  заболеваний, вызываемых вирусами.

Демонстрации:

Классификация организмов.

Ткани, органы, системы органов организма животного (на примере млекопитающего).

Животные – возбудители и переносчики заболеваний.

Строение вируса.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения млекопитающего.

Изучение внутреннего строения млекопитающего.

Наблюдение за поведением животных.

Многообразие и эволюция живой природы (50 часов)

Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Искусственный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Многообразие животных - результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные: Кишечнополостные, Черви, Моллюски, Членистоногие. Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы. Сельскохозяйственные животные.

Демонстрации: 

Многообразие видов.

Приспособления организмов к среде обитания.

Одноклеточные животные.

Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Строение и многообразие червей.

Строение и многообразие моллюсков.

Строение и многообразие членистоногих.

Строение и многообразие рыб.

Строение и многообразие земноводных.

Строение и многообразие пресмыкающихся.

Строение и многообразие птиц.

Строение и многообразие млекопитающих.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.

Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

Распознавание растений разных отделов.

Распознавание наиболее распространенных растений своей местности.

Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур.

Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

Выявление приспособлений у растений к среде обитания.

Выявление приспособлений у животных к среде обитания.

Распознавание животных разных типов.

Распознавание домашних животных.

Признаки живых организмов (37 часов)

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость, приспособленность к среде обитания.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки. Клетки растений, грибов, бактерий, животных. Гены и хромосомы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.

Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание. Различия организмов по способу питания. Дыхание. Транспорт веществ, удаление из организма продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид, экосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Признаки вида. Экосистема.

Демонстрации: 

Приспособления к среде обитания у организмов.

Клетки растений, животных, грибов и бактерий.

Хромосомы.

Деление клетки.

Половое и бесполое размножение.

Половые клетки.

Оплодотворение.

Изменчивость у организмов.

Порода, сорт.

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Признаки вида.

Экосистема.

Лабораторные и практические работы

Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах и их описание.

Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом.

Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

Распознавание органов и систем органов у животных.

Выявление изменчивости у организмов.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды  (30 часов)

Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.

Круговорот веществ и превращения энергии  в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Популяция- элемент экосистемы. Типы взаимодействия разных видов ( конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.

Биосфера-глобальная экосистема. В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространие и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере.

Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление “Озоновых дыр”, загрязнение окружающей среды.

Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Демонстрации: 

Экологические факторы.

Структура экосистемы.

Пищевые цепи и сети.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.

Типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Агроэкосистема.

Границы биосферы.

Лабораторные и практические работы

Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.

Изучение и описание экосистемы своей местности.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Человек и его здоровье (68 часов)

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ.  Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма.

Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость.

Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.

Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков,  углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище.  Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения.

Выделение.  Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

Демонстрации: 

Сходство человека и животных.

Строение и разнообразие клеток организма человека.

Ткани организма человека.

Органы и системы органов организма человека.

Нервная система.

Железы внешней и внутренней секреции.

Пищеварительная система.

Система органов дыхания.

Механизм вдоха и выдоха.

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении

утопающего.

Состав крови.

Группы крови.

Кровеносная система.

Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Лимфатическая система.

Мочеполовая система.

Строение опорно-двигательной системы.

Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

Строение кожи.

Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.

Анализаторы.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей.

Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты

крови человека и лягушки).

Измерение  массы и роста своего организма.

Распознавание на таблицах органов и систем органов человека.

Изучение строения головного мозга человека (по муляжам).

Определение норм  рационального питания.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.

Определение частоты дыхания.

Измерение кровяного давления.

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал.

Изучение внешнего вида отдельных костей.

Изучение изменения размера зрачка.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Темы экскурсий

Многообразие животных своей местности, их роль в природе и жизни человека.

Экосистема своей местности ( лес, луг, водоем).

Агроэкосистема своей местности ( парк, сад, сквер, поле, пруд).

 

     

   


5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

4.1 Литература

Основная литература

  1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. - М.: Дрофа, 2002.
  2. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2003.
  3. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. - М.: Дрофа, 2005.

Дополнительная и научно-популярная литература

  1. Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 1995.
  2. Акимушкин И.И Причуды природы. - Смоленск: Русич, 1999.
  3. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и    физиологии человека в вопросах и ответах. 8-11 классы.- Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. - СПб.: Паритет, 1999.
  5. Биология: Школьная энциклопедия.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
  6. Головкина Б.Н., Минина А.А. Чудеса живой природы. Атлас. - М.: РОСМЭН,  2001.
  7. Серия «Эрудит». Мир животных. - М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
  8. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии: Для учащихся 6-7 класс. - М.: Просвещение, 1986.

Учебно – методическая литература

  1. Балабанова В.В. и др. Открытые уроки по биологии. 7-9 классы. – Волгоград: Учитель. 2003.
  2. Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия / сост. Касаткина Н.А. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Галушкова Н.И. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику Латюшина В.В., Шапкина В.А.. – Волгоград: Учитель, 2006.
  4. Герасимов В.П. Беспозвоночные животные, изучение их в школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1978.
  5. Герасимов В.П. Позвоночные животные, изучение их в школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1979.
  6. Занимательные материалы по биологии. 8 класс / сост. Зубрицкая А.В. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  7. Козлова Т.А., КумченкоВ.С. Биология в таблицах 6 -11 классы. Справочное пособие. – М.:Дрофа, 2002
  8. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2002.
  9. Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология. Животные. – М.: Дрофа, 2003.
  10. Лернер Г.И. Биология животных. Тесты и задания. 8 класс. – М.: Аквариум, 1997.
  11. Оданович М.В. Биология. 7-8 классы: тесты. – Волгоград: Учитель, 2007.
  12. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии. – М.: ВАКО, 2006.
  13. Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006

4.2. Цифровые образовательные ресурсы

  1. Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

- www.bio.1september.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

- www.bio.nature.ru – научные новости биологии

- www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

- http://syschool.info  

  1. Биология в школе: электронные уроки и тесты на 9 СD – М., 2005

4.3. Оборудование и приборы

Объекты натуральные

7 класс

  • вредители важнейших сельскохозяйственных культур (коллекция раздаточная)
  • вредители леса (коллекция раздаточная)
  • представители отрядов насекомых не примере вредителей (коллекция раздаточная)
  • пчела медоносная (коллекция раздаточная)
  • раковины моллюсков (коллекция раздаточная)
  • развитие насекомых (коллекция раздаточная)
  • виды защитных окрасок у животных (коллекция раздаточная)
  • форма сохранности ископаемых растений и животных (коллекция раздаточная)
  • внутреннее строение лягушки (влажные препараты)
  • внутреннее строение крысы (влажные препараты)
  • внутреннее строение птицы (влажные препараты)
  • внутреннее строение рыбы (влажные препараты)
  • набор микропрепаратов по разделу «Животные»
  • мозг позвоночных (демонстрационная модель)
  • скелет рыбы, лягушки, ящерицы, голубя, летучей мыши, кошки, кролика
  • таблицы по зоологии

8 класс

  • набор микропрепаратов по разделу «Человек и его здоровье»
  • скелет человека
  • разборные модели сердца, глаза, уха человека
  • гипсовые муляжи и рельефы органов человека
  • таблицы по анатомии, физиологии и гигиене человека
  • видеофильм «Размножение и развитие организмов»

9 класс

  • гербарий к курсу основ общей биологии
  • виды защитных окрасок у животных
  • форма сохранности ископаемых растений и животных (коллекция раздаточная)
  • набор микропрепаратов по общей биологии
  • таблица «Развитие растительного и растительного мира»
  • таблица «Современная система органического мира»
  • таблицы по общей биологии
  • динамические пособия «Биосинтез белка», «Митоз», «Мейоз», «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание»

Оборудование лабораторное

Приборы

  • Лупа (7-10*)
  • Лупа препаровальная

Приборы (демонстрационные)

  • Микроскоп учебный УМ-301

Оборудование для опытов

  • Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80
  • Зажим пробирочный ЗП
  • Колба коническая Кн-1-500-34
  • Колпак стеклянный с кнопкой и рантом
  • Ложка для сжигания веществ ЛСЖ
  • Мензурка 500 мл
  • Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2
  • Цилиндр измерительный 250 мл
  • Чаша коническая с обручем 190 мм
  • Шпатель фарфоровый
  • Штатив лабораторный Шлб
  • Препаровальные инструменты
  • Иглы препаровальные
  • Пинцет анатомический с насечкой

6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Требования к уровню подготовки выпускников» полностью соответствуют государственному стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и здоровья.

Рублика «Знать/понимать» включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рублику «Уметь» входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рублике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности  организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...