Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Великанова Нина Алексеевна

Рабочая программа по биологии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_8_kl.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс

Человек

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,   основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек» для 8-го класса автора М.Р. Сапина, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2012, отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно. Данная  программа рассчитана на 68 часов   2 часа в неделю

Цели обучения биологии:

— овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

— формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

—  гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

— установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

—  подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.

Программа по биологии составлена на основе минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников по биологии. Она служит ориентиром для нормативов изучения биологии в основной школе и может быть использована при составлении вариативных и региональных программ, различающихся последовательностью изложения содержания.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем   личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.  

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:  Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс.   М.: Дрофа, 2012.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Учебно-тематическое планирование.

№/№

Тема.

Кол-во часов

Место человека в системе органического

2 ч

Происхождение человека

3 ч

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1 ч

Общий обзор строения и функций организма

4 ч

Координация и регуляция

10 ч

Опора и движение

8 ч

Внутренняя среда организма

3 ч.

Транспорт веществ

4 ч

Дыхание

5 ч

Пищеварение

5 ч

Обмен веществ и энергии

2 ч

Выделение

2 ч

Покровы тела

3 ч

Размножение и развитие

3 ч

Высшая нервная деятельность

5 ч

Содержание программы.

1.  Место человека в системе органического мира (2 ч)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

2.  Происхождение человека (3 ч)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

3.  Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч)

Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.

Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч) Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные,  мышечные,  нервная.  Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация схем систем органов человека.

5.  Координация и регуляция (10 ч)

Гуморальная регуляция. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения,  биологической  активности  и  точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

Лабораторные работы Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга.

Тесты, направленные на выяснение объема внимания, эффективности запоминания.

6. Опора и движение (8 ч)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных костей и мышц. Определение функций костей, мышц и суставов.

7.  Внутренняя среда организма (3 ч)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

8. Транспорт веществ (4 ч)

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

Лабораторные работы. Изучение строения клеток крови под микроскопом.

Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Проведение инструментальных анализов и функциональных проб. Оценка пульса, измерение артериального давления, оценка степени тренированности испытуемого.

Основы техники и методики самомассажа. Оказание первой помощи при артериальных и венозных кровотечениях.

9. Дыхание (5 ч)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

Лабораторные работы. Проведение функциональных дыхательных проб с задержкой дыхания до и после физической нагрузки.

Гигиеническая оценка микроклимата помещений (измерение температуры, влажности и скорости проветриваемости помещения).

Дыхательные упражнения для формирования дикции.

10.  Пищеварение (5 ч)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.

Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

Лабораторные работы. Воздействие желудочного сока на белки.

Качественное определение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах.

11.  Обмен веществ и энергии (2 ч)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

12.  Выделение (2 ч)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.

Демонстрация модели почек.

13.  Покровы тела (3 ч)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.

Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Лабораторные работы. Изучение строения кожи, волос, ногтей (макро- и микроскопическое).

Приемы наложения повязок на условно пораженный участок кожи.

14.  Размножение и развитие (3 ч)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.

15.  Высшая нервная деятельность (5 ч)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.

Данное тематическое планирование составлено по учебнику «Человек», Н. И. Сонина, М.Р. Сапина, издательство «Дрофа»

№ урока

Название темы

Всего часов

Из них

Примечания

Лабораторные работы

Диагностические работы

Тема 1. Человек как биологический вид

2

1

Место человека в системе органического мира

1

2

Особенности человека

1

Тема 2. Происхождение человека

3

3

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза.

1

4

Происхождение человека. Этапы его становления

1

5

Расы человека. Их происхождение и единство

1

Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека

1

6

История развития знаний о строении и функциях организма человека

1

Тема 4. Общий обзор организма человека

4

7

Клеточное строение организма

1

8

Ткани и органы

1

9

Органы. Системы органов. Организм

1

10

Взаимосвязь органов и систем органов

1

Тема 5. Координация и регуляция

11

2

1

11

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности

1

12

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее. нарушения

1

13

Зачетный урок по темам «Общий обзор организма человека», «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности»

1

1

14

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы

1

1

15

Спинной мозг

1

16

Строение и функции головного мозга

1

17

Полушария большого мозга

1

1

18

Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор

1

19

Анализаторы слуха и равновесия

1

20

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус

1

21

Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость, обобщение знаний об органах чувств и анализаторах

1

Тема 6. Опора и движение

8

2

1

22

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение

1

23

Строение, свойства костей, типы их соединений

1

1

24

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

1

1

25

Мышцы, их строение и функции

1

26

Работа мышц

1

27

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

1

28

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека

1

29

Повторение и обобщение материала по темам «Опора и движение», «Происхождение человека»

1

1

Тема 7. Внутренняя среда организма

4

30

Внутренняя среда организма и ее значение

1

31

Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции

1

32

Иммунитет

1

33

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор

1

Тема 8. Транспорт веществ

4

34

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения

1

35

Работа сердца

1

36

Движение крови и лимфы по сосудам

1

37

Заболевания сердечнососудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях

1

Тема 9. Дыхание

5

1

1

38

Потребности организма человека в кислороде. Строение органов дыхания

1

39

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция

1

40

Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

1

41

Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения

1

1

42

Повторение и обобщение материала по темам «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Дыхание»

1

1

Тема 10. Пищеварение

5

1

43

Пищевые продукты и питательные вещества

1

44

Пищеварение в ротовой полости

1

45

Пищеварение в желудке и кишечнике

1

46

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

1

47

Определение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах

1

1

Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины

2

48

Обмен веществ

1

49

Витамины

1

Тема 12. Выделение

2

50

Выделение. Строение и работа почек

1

51

Заболевания почек, их предупреждение

1

Тема 13. Покровы тела

3

52

Строение и функции кожи

1

53

Роль кожи в терморегуляции организма

1

54

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви

1

Тема 14. Размножение и развитие

3

1

55

Половая система человека

1

56

Возрастные процессы

1

57

Повторение и обобщение материала по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии. витамины», «Выделение», «Покровы тела», «Размножение и развитие»

1

1

Тема 15. Высшая нервная деятельность

5

58

Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни

1

59

Торможение, его виды и значение

1

60

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна

1

61

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы

1

62

Типы нервной системы

1

Резервное время

6

2

63

Зачет по темам «Опора и движение», «Общий обзор строения и функций организма человека», «Координация и регуляции», «Высшая нервная деятельность»

1

64

Повторение материала о месте человека в системе органического мира, об эволюции человека, клеточном строении организма, тканях и органах, система органов и темы «Координация и регуляция»

1

65

Повторение и обобщение материала по темам «Обмен Веществ и энергии», «Выделение» и «Покровы тела»

1

66

Итоговый урок по курсу «Человек и его здоровье»

1

67-68

Анализ результатов итогового теста по курсу «Человек и его здоровье»

2

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:
Базовый уровень
– основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);
– особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;
– биологический смысл разделения функций и органов;
– как обеспечивается целостность организма;
– интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;
– о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);
– как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств;
– о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;
– о строении и функциях органов размножения;
– элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;
– элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологиче-ском источнике и социальном смысле;
– основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
– приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.
Учащиеся должны уметь:
Базовый уровень
– находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;
– соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;
– оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;
– пользоваться медицинским термометром;
– объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;
– готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.

Формы и методы контроля.

В течение года должно быть выполнено:

- контрольных работ в виде теста – 5;

- контрольных работа в виде зачета 1;

- лабораторных работ – 6.

Литература.

Для учителя

Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология/учебник. Человек.

В. С. Кучменко. Программно-методические материалы: Биология.

Г. И. Лернер. ГИА.Биология: Сборник заданий. М.: Эксмо, 2009 г.

Т. В. Козачек. Биология. 8 класс: поурочные планы. Волгоград, 2009 г.

Для ученика.

Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология/учебник. Человек.

Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс.   М.: Дрофа, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...