Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
8 класс
Человек
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек» для 8-го класса автора М.Р. Сапина, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2012, отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно. Данная программа рассчитана на 68 часов 2 часа в неделю
Цели обучения биологии:
— овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
— формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
— гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
— установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
— подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
Программа по биологии составлена на основе минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников по биологии. Она служит ориентиром для нормативов изучения биологии в основной школе и может быть использована при составлении вариативных и региональных программ, различающихся последовательностью изложения содержания.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Дрофа, 2012.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Учебно-тематическое планирование.
№/№ | Тема. | Кол-во часов |
Место человека в системе органического | 2 ч | |
Происхождение человека | 3 ч | |
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 1 ч | |
Общий обзор строения и функций организма | 4 ч | |
Координация и регуляция | 10 ч | |
Опора и движение | 8 ч | |
Внутренняя среда организма | 3 ч. | |
Транспорт веществ | 4 ч | |
Дыхание | 5 ч | |
Пищеварение | 5 ч | |
Обмен веществ и энергии | 2 ч | |
Выделение | 2 ч | |
Покровы тела | 3 ч | |
Размножение и развитие | 3 ч | |
Высшая нервная деятельность | 5 ч |
Содержание программы.
1. Место человека в системе органического мира (2 ч)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
2. Происхождение человека (3 ч)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч)
Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.
Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч) Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация схем систем органов человека.
5. Координация и регуляция (10 ч)
Гуморальная регуляция. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.
Лабораторные работы Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга.
Тесты, направленные на выяснение объема внимания, эффективности запоминания.
6. Опора и движение (8 ч)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Лабораторная работа Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных костей и мышц. Определение функций костей, мышц и суставов.
7. Внутренняя среда организма (3 ч)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.
Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
8. Транспорт веществ (4 ч)
Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
Лабораторные работы. Изучение строения клеток крови под микроскопом.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
Проведение инструментальных анализов и функциональных проб. Оценка пульса, измерение артериального давления, оценка степени тренированности испытуемого.
Основы техники и методики самомассажа. Оказание первой помощи при артериальных и венозных кровотечениях.
9. Дыхание (5 ч)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.
Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
Лабораторные работы. Проведение функциональных дыхательных проб с задержкой дыхания до и после физической нагрузки.
Гигиеническая оценка микроклимата помещений (измерение температуры, влажности и скорости проветриваемости помещения).
Дыхательные упражнения для формирования дикции.
10. Пищеварение (5 ч)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.
Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
Лабораторные работы. Воздействие желудочного сока на белки.
Качественное определение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах.
11. Обмен веществ и энергии (2 ч)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
12. Выделение (2 ч)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.
Демонстрация модели почек.
13. Покровы тела (3 ч)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.
Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Лабораторные работы. Изучение строения кожи, волос, ногтей (макро- и микроскопическое).
Приемы наложения повязок на условно пораженный участок кожи.
14. Размножение и развитие (3 ч)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.
15. Высшая нервная деятельность (5 ч)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.
Данное тематическое планирование составлено по учебнику «Человек», Н. И. Сонина, М.Р. Сапина, издательство «Дрофа»
№ урока | Название темы | Всего часов | Из них | Примечания | |
Лабораторные работы | Диагностические работы | ||||
Тема 1. Человек как биологический вид | 2 | ||||
1 | Место человека в системе органического мира | 1 | |||
2 | Особенности человека | 1 | |||
Тема 2. Происхождение человека | 3 | ||||
3 | Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. | 1 | |||
4 | Происхождение человека. Этапы его становления | 1 | |||
5 | Расы человека. Их происхождение и единство | 1 | |||
Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека | 1 | ||||
6 | История развития знаний о строении и функциях организма человека | 1 | |||
Тема 4. Общий обзор организма человека | 4 | ||||
7 | Клеточное строение организма | 1 | |||
8 | Ткани и органы | 1 | |||
9 | Органы. Системы органов. Организм | 1 | |||
10 | Взаимосвязь органов и систем органов | 1 | |||
Тема 5. Координация и регуляция | 11 | 2 | 1 | ||
11 | Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности | 1 | |||
12 | Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее. нарушения | 1 | |||
13 | Зачетный урок по темам «Общий обзор организма человека», «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности» | 1 | 1 | ||
14 | Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы | 1 | 1 | ||
15 | Спинной мозг | 1 | |||
16 | Строение и функции головного мозга | 1 | |||
17 | Полушария большого мозга | 1 | 1 | ||
18 | Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор | 1 | |||
19 | Анализаторы слуха и равновесия | 1 | |||
20 | Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус | 1 | |||
21 | Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость, обобщение знаний об органах чувств и анализаторах | 1 | |||
Тема 6. Опора и движение | 8 | 2 | 1 | ||
22 | Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение | 1 | |||
23 | Строение, свойства костей, типы их соединений | 1 | 1 | ||
24 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей | 1 | 1 | ||
25 | Мышцы, их строение и функции | 1 | |||
26 | Работа мышц | 1 | |||
27 | Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения | 1 | |||
28 | Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека | 1 | |||
29 | Повторение и обобщение материала по темам «Опора и движение», «Происхождение человека» | 1 | 1 | ||
Тема 7. Внутренняя среда организма | 4 | ||||
30 | Внутренняя среда организма и ее значение | 1 | |||
31 | Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции | 1 | |||
32 | Иммунитет | 1 | |||
33 | Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор | 1 | |||
Тема 8. Транспорт веществ | 4 | ||||
34 | Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения | 1 | |||
35 | Работа сердца | 1 | |||
36 | Движение крови и лимфы по сосудам | 1 | |||
37 | Заболевания сердечнососудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях | 1 | |||
Тема 9. Дыхание | 5 | 1 | 1 | ||
38 | Потребности организма человека в кислороде. Строение органов дыхания | 1 | |||
39 | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция | 1 | |||
40 | Заболевания органов дыхания, их предупреждение. | 1 | |||
41 | Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения | 1 | 1 | ||
42 | Повторение и обобщение материала по темам «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Дыхание» | 1 | 1 | ||
Тема 10. Пищеварение | 5 | 1 | |||
43 | Пищевые продукты и питательные вещества | 1 | |||
44 | Пищеварение в ротовой полости | 1 | |||
45 | Пищеварение в желудке и кишечнике | 1 | |||
46 | Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний | 1 | |||
47 | Определение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах | 1 | 1 | ||
Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины | 2 | ||||
48 | Обмен веществ | 1 | |||
49 | Витамины | 1 | |||
Тема 12. Выделение | 2 | ||||
50 | Выделение. Строение и работа почек | 1 | |||
51 | Заболевания почек, их предупреждение | 1 | |||
Тема 13. Покровы тела | 3 | ||||
52 | Строение и функции кожи | 1 | |||
53 | Роль кожи в терморегуляции организма | 1 | |||
54 | Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви | 1 | |||
Тема 14. Размножение и развитие | 3 | 1 | |||
55 | Половая система человека | 1 | |||
56 | Возрастные процессы | 1 | |||
57 | Повторение и обобщение материала по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии. витамины», «Выделение», «Покровы тела», «Размножение и развитие» | 1 | 1 | ||
Тема 15. Высшая нервная деятельность | 5 | ||||
58 | Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни | 1 | |||
59 | Торможение, его виды и значение | 1 | |||
60 | Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна | 1 | |||
61 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы | 1 | |||
62 | Типы нервной системы | 1 | |||
Резервное время | 6 | 2 | |||
63 | Зачет по темам «Опора и движение», «Общий обзор строения и функций организма человека», «Координация и регуляции», «Высшая нервная деятельность» | 1 | 1з | ||
64 | Повторение материала о месте человека в системе органического мира, об эволюции человека, клеточном строении организма, тканях и органах, система органов и темы «Координация и регуляция» | 1 | |||
65 | Повторение и обобщение материала по темам «Обмен Веществ и энергии», «Выделение» и «Покровы тела» | 1 | |||
66 | Итоговый урок по курсу «Человек и его здоровье» | 1 | 1т | ||
67-68 | Анализ результатов итогового теста по курсу «Человек и его здоровье» | 2 |
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
Базовый уровень
– основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);
– особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;
– биологический смысл разделения функций и органов;
– как обеспечивается целостность организма;
– интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;
– о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);
– как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств;
– о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;
– о строении и функциях органов размножения;
– элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;
– элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологиче-ском источнике и социальном смысле;
– основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
– приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.
Учащиеся должны уметь:
Базовый уровень
– находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;
– соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;
– оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;
– пользоваться медицинским термометром;
– объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;
– готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.
Формы и методы контроля.
В течение года должно быть выполнено:
- контрольных работ в виде теста – 5;
- контрольных работа в виде зачета 1;
- лабораторных работ – 6.
Литература.
Для учителя Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология/учебник. Человек. В. С. Кучменко. Программно-методические материалы: Биология. Г. И. Лернер. ГИА.Биология: Сборник заданий. М.: Эксмо, 2009 г. Т. В. Козачек. Биология. 8 класс: поурочные планы. Волгоград, 2009 г. | Для ученика. Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология/учебник. Человек. Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Дрофа, 2008. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...