Рабочая программ по биологии 6-11 класс за 2013-2014 учебный год
рабочая программа (биология) по теме
Данный материал поможет при составлении своей рабочей программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arkhiv_winrar.rar | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО __________/О.В.Жаткина/ Протокол № ___ от «___» ____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ СОШ п. Юбилейный ____________/ Е.Н.Жидеева/ «___»____________20___г. | «Согласовано» Директор МКОУ СОШ п. Юбилейный _____________/М.А.Тимофеева / Приказ № ___ от «__»____20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Жидеевой Е.Н., 1 категория
Ф.И.О., категория
По курсу биология 10 класс
Предмет, класс и т.п.
Базовый уровень
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______20___ г.
2013 – 2014учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа является логическим продолжением программы по биологии основной (5- 9 классы) школы, разработанной В.В.Пасечником, В.М. Пакуловой, В.В.Латюшиным, Р.Д. Машем. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях.
Изучение курса «Общая биология» в 10-11 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне.
Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней школе, однако в их структуру и содержание внесены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что дает раскрыть содержание на более высоком научном уровне и в тоже время доступно для учащихся.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень).
Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены цели, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на изучение общих основ живого, законов его существования и развития. Биологические знания должны соответствовать формированию биологического мышления и экологической культуры и каждого числа общества, без чего дальнейшее развитие человеческой цивилизации невозможно.
Изучение биологии в 10-11 классе на базовом уровне– направлено на достижение следующих целей:
- Освоение знаний о биологических системах (вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их списания и выявления естественных и антропогенных изменений, находить и анализировать информацию о живых объектах;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей средне, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Изучение курса биологии по данной программе будет реализовываться на основе учебника Д.К. Беляева «Общая биология» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение», 2012 г.
На изучение курса биологии выделено 70 часов (2 часа в неделю).-10 класс
Содержание:
Распределение материала идет следующим образом:–
Введение. (1ч) Биология как наука. Место биологии в системе наук. Связь биологических дисциплин с другими науками. Цели и задачи курса.
Основы цитологии. (27ч) Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, липиды, их строение и роль в клетке. Биополимеры, белки, их строение. Функции белков. Органические вещества: нуклеиновые кислоты, их строение и роль в клетке. Органические вещества: АТФ. Основные компоненты клетки: плазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть комплекс Гольджи, лизосомы. Цитоплазма и ее основные органоиды. Строение и функции ядра. Строение прокариотической и эукариотической клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Биологическое окисление. ДНК – источник генетической информации. Генетический код. Понятие о гене. Биосинтез белков. Регуляция транскрипции и трансляции. Вирусы.
Лабораторные работы: Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках
Строение экуариотических (растительной, животной и грибной) и прокариотической (бактериальной) клеток
Размножение и индивидуальное развитие организмов.(10ч) Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов. Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение организмов. Мейоз, его биологическое размножение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Биологическое значение оплодотворение. Онтогенез животных. Онтогенез растений. Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Рост и развитие организмов. Организм как единое целое.
Основы генетики.(22ч) История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Генотип и фенотип. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон частоты гамет и его цитологическое обоснование. Анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование признаков. Генетическое определение пола. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Закон Т.Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генотип как целостная система. Хромосомная и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. Основные формы изменчивости. Модификационная и комбинативная изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Причина и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Социальные проблемы генетики.
Лабораторные работы: Изучение фенотипов растений
Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда кривой
Составление родословных
Практическая работа: Решение генетических задач
Повторение. (10ч)Введение. Основы цитологии Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов. Основы генетики.
Данная программа согласована с требованиями стандарта, которые определяют базовый уровень общебиологических знаний и умений.
Учебно – тематическое планирование
по биологии
Класс: 10
Учитель: Жидеева Елена Николаевна
Количество часов: 70
Всего 70 час; в неделю 2 час.
Плановых лабораторных работ 5 час., практических 1 час., экскурсий час
Административных контрольных уроков час.
Планирование составлено на основе программы В.В.Пасечника
Учебник Д.К.Беляеев, Г.М. Дымшиц Общая биология. 10 класс
Учебно-тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов | Лабораторные работы, практические работы | Дата Факт. План | Повторение | ИКТ | Д/з | |
Введение 1ч. | ||||||||
1 | Биология как наука. Место биологии в системе наук. | 1 | Методы науки биологии | |||||
Основы цитологии 27ч | ||||||||
2 | Значение клеточной теории для развития биологии | 1 | Строение растительной, бактериальной и животной клеток | |||||
3 | Значение клеточной теории для развития биологии | 1 | http//www Pedsovet.su.ru | |||||
4 | Неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки | 1 | Неорганические вещества растительной и животной клетки, их роль | |||||
5 | Неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки | 1 | ||||||
6 | Органические вещества: углеводы, липиды, их строение и роль в клетке | 1 | Органические вещества растительной и животной клетки, их роль | Диск №26 | ||||
7 | Органические вещества: углеводы, липиды, их строение и роль в клетке | 1 | ||||||
8 | Биополимеры, белки, их строение | 1 | Презентация «Белки, их строение | |||||
9 | Биополимеры, белки, их строение | 1 | ||||||
10 | Функции белков | 1 | ||||||
11 | Органические вещества: нуклеиновые кислоты, их строение и роль в клетке | 1 | Презентация «Нуклеиновые кислоты» | |||||
12 | Органические вещества: нуклеиновые кислоты, их строение и роль в клетке | 1 | ||||||
13 | Органические вещества: АТФ | 1 | Строение клетки человека | |||||
14 | Основные компоненты клетки: плазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть комплекс Гольджи, лизосомы | 1 | Компоненты растительной, бактериальной и животной клеток | Диск №26 | ||||
15 | Цитоплазма и ее основные органоиды | 1 | «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках» | |||||
16 | Строение и функции ядра | 1 | Диск №26 | |||||
17 | Строение прокариотической и эукариотической клетки | 1 | «Строение эукариотических (растительной, животной и грибной) и прокариотической (бактериальной) клеток» | Презентация «Клетки эукариот и прокариот» | ||||
18 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез | 1 | ||||||
19 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез | 1 | http//www Pedsovet.su.ru | |||||
20 | Биологическое окисление | 1 | ||||||
21 | Биологическое окисление | 1 | ||||||
22 | ДНК – источник генетической информации | 1 | Презентация «ДНК» | |||||
23 | ДНК – источник генетической информации | 1 | ||||||
24 | Генетический код | 1 | Деление клетки | |||||
25 | Генетический код | 1 | http//www Pedsovet.su.ru | |||||
26 | Биосинтез белков | 1 | ||||||
27 | Регуляция транскрипции и трансляции | 1 | ||||||
28 | Вирусы | 1 | Бактерии, особенности строения | Презентация «Вирусы» | ||||
Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов 10ч. | ||||||||
29 | Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов | 1 | Презентация «Митоз» | |||||
30 | Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов | 1 | ||||||
31 | Бесполое и половое размножение организмов | 1 | ||||||
32 | Мейоз, его биологическое размножение | 1 | Презентация «Мейоз» | |||||
33 | Мейоз, его биологическое размножение | 1 | ||||||
34 | Оплодотворение | 1 | Оплодотворение у животных и растений | Диск №26 | ||||
35 | Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов | 1 | http//www Pedsovet.su.ru | |||||
36 | Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов | 1 | ||||||
37 | Организм как единое целое | 1 | ||||||
38 | Обобщение по теме «Размножение организмов» | 1 | Диск №26 | |||||
Основы генетики 22ч. | ||||||||
39 | Закономерности наследования признаков, выявленные Менделем. | 1 | ||||||
40 | Генотип и фенотип | 1 | Особенности строения растительной и животной клетки | Презентация «Генотип и фенотип» | ||||
41 | Генотип и фенотип | 1 | «Изучение фенотипов растений» | |||||
42 | Дигибридное скрещивание | 1 | Презентация «Дигибридное скрещивание» | |||||
43 | Дигибридное скрещивание | 1 | ||||||
44 | Дигибридное скрещивание | 1 | «Решение генетических задач» | Диск №26 | ||||
45 | Сцепленное наследование признаков | 1 | ||||||
46 | Сцепленное наследование признаков | 1 | http//www Pedsovet.su.ru | |||||
47 | Генетическое определение пола | 1 | ||||||
48 | Генетическое определение пола | 1 | ||||||
49 | Хромосомная и цитоплазматическая наследственность | 1 | Презентация «Хромосомная и цитоплазматическая наследственность» | |||||
50 | Хромосомная и цитоплазматическая наследственность | 1 | ||||||
51 | Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака | 1 | http//www Pedsovet.su.ru | |||||
52 | Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака | 1 | ||||||
53 | Модификационная и комбинативная изменчивость | 1 | Презентация «Модификационная и комбинативная изменчивость» | |||||
54 | Модификационная и комбинативная изменчивость | 1 | «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда кривой» | |||||
55 | Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. | 1 | Особенности строения организма | Презентация «Мутации» | ||||
56 | Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации | 1 | ||||||
57 | Методы изучения наследственности человека | http//www Pedsovet.su.ru | ||||||
58 | Генетическое разнообразие человека | 1 | «Составление родословных» | |||||
59 | Генетические основы здоровья | 1 | Презентация «Здоровье человека» | |||||
60 | Влияние среды на генетическое здоровье человека. | 1 | Влияние природы на растения, животных | |||||
Повторение 10ч. | ||||||||
61 | Неорганические вещества клетки | 1 | ||||||
62 | Органические вещества клетки | 1 | ||||||
63 | Основные компоненты клетки, их строение | 1 | ||||||
64 | ДНК, РНК. Генетический код. | 1 | ||||||
65 | Митоз и мейоз, их значение | 1 | ||||||
66 | Развитие организмов | 1 | ||||||
67 | Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование признаков. | 1 | ||||||
68 | Генетическое определение пола | 1 | ||||||
69 | Наследственность и изменчивость, их виды | 1 | ||||||
70 | Мутации, ее виды | 1 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; наследственных заболеваний, мутаций;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
Перечень учебно-методического обеспечения
Дополнительная литература для учителя:
- Учебник «Общая биология» 10 –11 класс, Д.К. Беляев, Москва «Просвещение», 20012 г.
- Методическое пособие для учителя;
- Контрольные и тестовые работы
- Электронные издания;
Дополнительная литература для учащихся:
- Дидактические материалы;
- Электронные издания;
- Научно-справочная литература для учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОБЖ - 5-9 классы-на 2013-2014 учебный год.
Данная рабочая программа представляет собой методический материал для учителей ОБЖ и составлена для 5-9 классов, то есть для изучения курса "Основы безопасности жизнедеятельности" в основной школе....
Рабочая программа по ОБЖ - 10-11 классы-на 2013-2014 учебный год.
Данная рабочая программа является хорошим методическим материалом для работы учителей ОБЖ в 10 и 11 классах. Желаю успехов!...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 6 КЛАССА НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...
Рабочая программа курса «Развитие речи» 9 класс на 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что ...
Рабочая программа по геометрии для 11 класса на 2013-2014 учебный год (базовый уровень)
Рабочая программа по геометрии к учебнику А.В.Погорелова составлена на основе следующих документов:Геометрия. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. / Сост. Т.А.Бурмистрова. М.: Просв...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс на 2013-2014 учебный год
В рабочей программе отражена как теоретическая, так и практическая часть изучаемого материала, количество письменных работ по русскому языку в 6 классе....
Рабочая программа по физике для 7 класса на 2013-2014 учебный год
Разработана на основе Примерной программы основоного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2004...