Рабочая программа 9 класс Трайтак
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Тематическое планирование, требования к выпускникам, литература
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_traytak.docx | 61.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 27»
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании кафедры заместитель директора по УВР директор МБОУ «Средняя
(Протокол №___от _______) _____________ О.В. Неганова общеобразовательная школа № 27»
Руководитель кафедры «___» сентября 2013 г. _______________ М.С. Толчина
__________ __Молькова В.В. Приказ №____ от ________2013г.
Рабочая программа курса
Биология 9 класс
общеобразовательных учреждений
(базовый уровень)
УМК: Трайтак Д.И.
Составитель рабочей программы:
учитель биологии Метелева С.В.
первой квалификационной категории
г.. Дзержинск Нижегородской области
2013/2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по алгебре составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренным решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089, на основе Примерной программы основного общего образования по биологии авторской программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы авт. А.Е. Андреева и др.; под ред. Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой.– М.:Мнемозима, 2008 – 128 с., Программа допущена Министерством образования и науки Российской федерации.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, в ней так же заложены предусмотренные стандартом возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
На основании требований государственного образовательного стандарта в образовательной деятельности предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 70 часа в9 классе, из расчета -2 учебныч часа в неделю:
Рабочая программа основана на использовании учебно – методического комплекта:
1 Примерной программы основного общего образования по биологии авторской программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы авт. А.Е. Андреева и др.; под ред. Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой.– М.:Мнемозима, 2008 – 128 с., Программа допущена Министерством образования и науки Российской федерации.
2. Учебник 9 класса. Биология. Т.М. Ефимова, А.О.Шубин, Л.Н.Сухорукова; под ред. Д.И. Трйтака 2-е изд.стер.- М. Мнемозима,2009 г.
В результате изучения предусмотренного программой учебного материала по биологиие учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственнго стандарта основного общего образования по биологии к уровню подготовки выпускников.
. Содержание курса
(70 ч: 2 ч в неделю)
Введение (2 ч)
Задачи раздела. Основные закономерности возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Живые системы — объект изучения биологии. Свойства живых систем: дискретность, упорядоченность, обмен веществ и энергии, рост, развитие, саморегуляция, самовоспроизведение. Методы изучения живых систем. Уровни организации живого.
Раздел I
ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ (26 ч)
Химический состав живого (6 ч)
Неорганические и органические вещества. Строение и функции белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ.
Строение и функции клетки — элементарной живой системы
(11ч)
Возникновение представлений о клетке. Клеточная теория. Строение и функции прокариотической и эукариотической клеток.
Клетки растений, грибов, животных. Строение бактериальной клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетках автотрофов и гетеротрофов. Фотосинтез. Энергетический обмен. Биосинтез РНК и белка.
Жизненный цикл клеток. Деление клетки — основа размножения, роста и развития организма. Типы деления клеток.
Организм — целостная система (9 ч)
Вирусы — неклеточная форма жизни. Вирусы-бактериофаги.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Деление клеток простейших организмов. Спорообразование. Почкование. Вегетативное размножение. Значение бесполого размножения в природе.
Образование и развитие половых клеток. Половое размножение. Особенности полового размножения у растений и животных. Осеменение и оплодотворение.
Двойное оплодотворение у цветковых растений. Значение полового размножения в природе и эволюционном развитии живого.
Индивидуальное развитие организмов. Этапы и стадии онтогенеза животных и растений. Влияние факторов окружающей среды на рост и развитие организмов. Понятие об экологических факторах. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Законы действия экологических факторов на живые организмы. Биологические ритмы. Фотопериодизм.
Практические работы
«Выявление дефицита азота, фосфора и калия у комнатных растений».
«Сравнение строения растительной и животной клеток». «Изучение тканей растений и животных». «Отработка приемов вегетативного размножения растений». «Влияние длины светового дня на развитие растений».
Раздел П
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ — ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМОВ (12 ч)
Основные закономерности наследственности и изменчивости (7 ч)
Основные понятия генетики: гены, аллели, генотип, фенотип.
Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Независимое расщепление признаков при дигибридном скрещивании.
Хромосомная теория наследственности. Аутосомы и половые хромосомы. Хромосомное определение пола организмов.
Основные формы изменчивости организмов. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Мутационная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение наследственной изменчивости.
Генетика и практическая деятельность человека (5 ч)
Генетика и медицина. Наследственные заболевания, их предупреждение.
Селекция — наука о методах создания новых сортов растений, пород животных. Порода. Сорт. Этапы развития селекционной науки. Исходный материал для селекции. Искусственный отбор и гибридизация. Использование знаний о наследственности и изменчивости при выведении новых пород и сортов. Достижения селекционеров в создании продуктивных пород животных и высокоурожайных сортов культурных растений. Значение селекции.
Практическая работа
«Изучение ненаследственной изменчивости листьев у комнатных растений».
Раздел Ш
НАДОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ПОПУЛЯЦИИ, СООБЩЕСТВА, ЭКОСИСТЕМЫ (14 ч)
Популяции (4 ч)
Основные свойства популяции как надорганизменной системы. Половая и возрастная структура популяций. Изменение численности популяций. Сохранение и динамика численности популяций редких и исчезающих видов.
Биологические сообщества (4 ч)
Биоценоз как биосистема, его структура и устойчивость. Взаимосвязь и взаимозависимость популяций в биоценозе. Типы взаимодействия организмов в биоценозе (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Структура пищевых связей и их роль в сообществе.
Практическая работа
«Выявление типов взаимодействия разных видов в биоценозе»
Экосистемы (6 ч)
Понятие об экосистеме. Структура экосистемы. Круговорот веществ и перенос энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах. Правило экологической пирамиды.
Формирование, смена экосистем. Разнообразие и ценность природных экосистем. Агроценозы. Устойчивость и охрана экосистем. Особо охраняемые территории. Развитие экосистем.
Последствия деятельности человека в экосистемах. Понятие о рациональном природопользовании.
Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Компоненты биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере.
Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы.
Практические работы
«Составление схем пищевых цепей и переноса энергии в экосистеме».
«Выявление типов взаимодействия разных видов в биоценозе (на примере конкретной экосистемы)».
Раздел IV
ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (14 ч)
Эволюционное учение (7 ч)
Додарвиновская научная картина мира.
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Естественный отбор как направляющий фактор эволюции. Современные взгляды на факторы эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов — результат действия факторов эволюции.
Вид как макробиологическая система. Критерии вида. Современные представления о видообразовании. Доказательства эволюции (данные сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии, биогеографии).
Возникновение и развитие жизни на Земле (4 ч)
Гипотеза А. И. Опарина о происхождении жизни. Единство химического состава живой материи. Геохронология жизни на Земле. Понятие о палеонтологии как науке о древней жизни.
Усложнение строения растений в процессе эволюции (водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные). Главные отличительные признаки основных отделов растений. Многообразие видов растений — условие устойчивости биосферы и результат биологической эволюции. Охрана растительного мира.
Многообразие видов животных как результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные. Хордовые животные. Усложнение строения животных
организмов в процессе эволюции (на примере позвоночных). Охрана редких и исчезающих видов животных.
Происхождение и эволюция человека (3 ч)
Развитие представлений о происхождении человека. Свидетельства происхождения человека от животных. Доказательства родства человека и человекообразных обезьян. Различия между человеком и человекообразными обезьянами. Основные этапы эволюции человека.
Роль деятельности человека в биосфере. Экологические проблемы, пути их решения.
Практические работы
«Изучение внутривидовой формы борьбы за существование». «Изучение доказательств эволюции».
Резервное время — 2 ч.
Примерное тематическое планирование уроков биологии
для 9 класса
(68 часов по 2 часа в неделю)
Учебник Т.М. Ефимова А.О. Шубин, , Л.Н. Сухорукова Биология.. Москва. Мнемозима 2009 год
§, п.п., Д\з | Название темы | Тип урока | Элементы содержания, требования к уровню подготовки | Лабораторные опыты | Способы отслеживания уровня усвоения материала | Оборудование урока, информационное обеспечение | Подготовка | |||||
ГИА | ЕГЭ | |||||||||||
Введение | ||||||||||||
введение | 1 | 1.Задачи раздела. Свойства живых систем. | вводный | Основные признаки живого | Работа с текстом | |||||||
2 | 2. Методы изучения живых систем. Уровни организации живого | вводный | Методы изучения биологии, уровни организации | таблица | Рисунки учебника | А-1 | ||||||
Раздел 1. Живые системы: клетка, организм.. | ||||||||||||
Химический состав живого | ||||||||||||
Стр. 8-11 | 3 | 1. Неорганические вещества. | комбинированный | Вода. Минеральные соли, буферность | Работа с рисунком | Рисунки учебника | А-4 | |||||
Стр. 8-11 | 4 | 2. Органические вещества | комбинированный | Многообразие органических веществ | Д.О. Демонстрация схем структуры царств живой природы. | доклады | Схема «Эволюция органического мира» | А-3 | ||||
5 | 3.Строение и функции белков. | комбинированный | Структура и функции белка | Текст учебника | В-2 | |||||||
6 | 4.Строение и функции нуклеиновых кислот. | комбинированный | ДНК, РНК | таблица | Молекула ДНК | С-5 | ||||||
7 | 5.Строение и функции углеводов | комбинированный | Классификация углеводов | таблица | В-2 | |||||||
8 | 6.Строение и функции липидов.АТФ | комбинированный | АТФ, свойства липидов | таблица | ||||||||
ТЕМА 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период. | ||||||||||||
Стр.12-13 | 4 | 1. Развитие биологии в додарвиновский период. | комбинированный | Д.О. Биография ученых. | Доклады | А-3 | ||||||
Стр. 15-17 | 5 | 2. Работы Линнея по систематике растений. | комбинированный | Систематика, взгляды Линнея | Д.О. Жизнь и деятельность Ж.Б.Ламарка. | Доклады | ||||||
ТЕМА 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. | ||||||||||||
Стр. 18-20 | 6 | 1. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. | комбинированный | Биография Дарвина | Д.О. Биография Ч.Дарвина. | Работа с текстом | Доклады | |||||
Стр. 20 – 23 | 7 | 2. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. | комбинированный | Этапы искусственного отбора, результаты И.о. | Д.О. Маршрут и конкретные находки Ч.Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль». | таблица | Электронное учебное пособие | |||||
Стр. 24-28 | 8 | 3.Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. | комбинированный | Результаты Е.о. | тест | Электронное учебное пособие | ||||||
Стр. 29-30 | 9 | 4. Вид – элементарная эволюционная единица. | комбинированный | Вид, критерии вида | Л.Р.№1 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений | Оформление Л.Р. | Гербарии растений. | |||||
Стр. 31-34 | 10 | 5. Борьба за существование и естественный отбор. | обобщающий | Формы борьбы за существование | тест | учебник | ||||||
ТЕМА 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды, как результат действия естественного отбора | ||||||||||||
Стр. 35-44 | 11 | 1.Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. | комбинированный | Мимикрия. Покровительственная окраска. Форма тела | таблица | А-15 | ||||||
Стр.45-52 | 12 | 2. Забота о потомстве физиологические адаптации. | комбинированный | Виды заботы о потомстве, адаптации | Л.Р.№2 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». | тест | Форма приспособленности организмов к среде обитания. | |||||
ТЕМА 1.5. Микроэволюция. | ||||||||||||
Стр. 53-55 | 13 | 1. Вид – как генетически изолированная система. Популяционная структура вида. | комбинированный | Популяция, структура популяции | Работа с текстом | А-15 | ||||||
Стр.55-58 | 14 | 2. Популяция – элементарная эволюционная единица. | комбинированный | популяция | Д.О. Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования. | Живые растения, гербарии и коллекции растений и животных. | А-16 | |||||
ТЕМА 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. | ||||||||||||
Стр.60-66 | 15 | 1. Главное направление эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. | комбинированный | Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация | Д.О. схемы соотношений путей прогрессивной биологической эволюции. | таблица | Фото представителей животных и растений внесенных в красную книгу. | |||||
Стр.66-70 | 16 | 2. Основные закономерности эволюции. | комбинированный | Конвергенция, дивергенция | Д.О. Примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе. | |||||||
Докладыпрезентации | 17 | 3. Результаты эволюции. | обобщающий | тест | ||||||||
ТЕМА 1.7. Возникновение жизни на Земле. | ||||||||||||
Стр.71-73 | 18 | 1. Органический мир как результат эволюции. | комбинированный | Начальные этапы развития органического мира | Д.О. Схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развитие царств растений и животных. | таблица | Схема «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мирна» | |||||
презентация | 19 | 2. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов | комбинированный | Естественная классификация | Работа с текстом | |||||||
ТЕМА 1.8. Развитие жизни на Земле. | ||||||||||||
Стр.78-88 | 20 | 1. Развитие жизни на Земле в Архейскую и Протерозойскую эры. | комбинированный | Архейская, протерозойская эра, | Д.О. Репродукция картин З.Буриана, отражающие фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. | таблица | учебник | А-30 | ||||
Стр. 94-101 | 21 | 2. Происхождение человека. Место человека в живой природе. | комбинированный | Этапы происхождения человека | Д.О. Модели скелетов человека и позвоночных животных | таблица | Модели скелета человека и позвоночных животных. | |||||
22 | 3. Свойства человека, как биологического вида. | обобщающий | тест | |||||||||
Раздел 2. Структурная организация живых организмов. | ||||||||||||
Тема 2.1. Химическая организация клетки. | ||||||||||||
Стр.104-107 | 23 | 1. Элементарный состав клетки. Неорганические молекулы живого вещества. | обобщающий | тест | А-3 | А-3 | ||||||
Стр.107-112 | 24 | 2. Органические молекулы. Биологические полимеры – белки. | обобщающий | Д.О. объемных моделей, структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновый кислот. | тест | Модель ДНК. | А-4 | А-4 | ||||
ТЕМА 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. | ||||||||||||
Стр. 113-117 | 25 | 1. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | комбинированный | Пластический. Энергетический обмен | таблица | В-5 | ||||||
Стр. 117-121 | 26 | 2. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. | комбинированный | Работа с текстом | ||||||||
Стр.113-121 | 27 | 3. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. | комбинированный | биосинтез | Работа с текстом | В-4 | В-4 | |||||
ТЕМА 2.3 Строение и функции клеток. | ||||||||||||
Стр.122-124 | 28 | 1. Прокариотические клетки; форма и размеры. Место и роль прокариот в биоценозах. | комбинированный | Прокариоты, эукариоты | таблица | |||||||
Стр.125-132 | 29 | 2. Эукариотическая клетка. Особенности строения растительной клетки. | комбирированный | Л.Р.№3 «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах. | Оформить Л.Р. | Микроскопы, готовые микропрепараты | ||||||
Стр.133-136 | 30 | 3.Деление клеток. Митоз. | комбинированный | Митоз, фазы митоза | А-18 | |||||||
Стр. 137-141 | 31 | 4. Биологический смысл и значение митоза. | обобщающий | тест | В-4 | |||||||
Стр.142-143, доклады | 32 | 5. Клеточная теория строения организмов. | комбинированный | Д.О. материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории. | Работа с текстом | Доклады. | ||||||
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | ||||||||||||
Тема 3.1. Размножение организмов. | ||||||||||||
Стр.146-149 | 33 | 1. Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. | комбинированный | Формы размножения, бесполое размножение | Д.О. плакатов иллюстрирующий способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. | Презентации. | ||||||
Стр.150-155 | 34 | 2. Половое размножение животных и растений. | комбинированный | Половое размножение | Д.О. Микропрепаратов яйцеклеток. | тест | Микроскопы, готовые микропрепараты | |||||
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). | ||||||||||||
Стр.156-161 | 35 | 1. Эмбриональный период развития. | комбинированный | Бластула. Зародышевые листки и их производные | Д.О. Схем преобразования органов и тканей в филогенезе. | Работа с рисунками | А-23 | |||||
Стр.162-166 | 36 | 2. Постэмбриональный период развития. | комбинированный | метаморфоз | Д.О. Иллюстрирующий процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных. | тест | Коллекция развития насекомых с неполным превращением. | |||||
Стр.166-169 | 37 | 3. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | комбинированный | Работа с текстом | ||||||||
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов. | ||||||||||||
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков. | ||||||||||||
Стр.172-174 | 38 | 1. Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков. | комбинированный | Гибридологический метод, моногибридное скрещивание | Работа с терминами | |||||||
39 | 2. Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков. | комбинированный | Дигибридное, рецессивный признак, доминантный | Работа с терминами | ||||||||
Стр.174-175 | 40 | 3. Гибридологический метод изучения наследственности. | комбинированный | наследственность | С-6 | |||||||
Стр.188-192 | 41 | 4. Генетическое определение пола. | комбинированный | С-6 | ||||||||
Стр.188-192 | 42 | 5. Генетическое определение пола. | комбинираванный | задачи | ||||||||
43 | 6. Генотип как целостная система. | обощающий | тест | |||||||||
Стр.192-195 | 44 | 7. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. | комбинированный | Аллельные гены | ||||||||
Стр.191 | 45 | 8. Решение генетических задач, составление родословных. | Урок-решение задач | Л.Р.№4 «Решение генетических задач, составление родословных». | задачи | С-6 | ||||||
Стр.176-178 | 46 | 9. Решение генетических задач, составление родословных. | Урок-решение задач | С-6 | ||||||||
Стр.178-183 | 47 | 10. Решение генетических задач. | обобщающий | Сам.работа | С-6 | |||||||
Тема 4.2. Закономерности изменчивости. | ||||||||||||
Стр.196-197 | 48 | 1. Основные формы изменчивости. | комбинированный | Модификационная изменчивость | Работа с рисунком | |||||||
Стр.198-200 | 49 | 2. Генотипическая изменчивость. | комбинированный | геном | таблица | |||||||
Стр.198-200 | 50 | 3. Мутации. Значение мутаций. | комбинированный | Мутации, причины возникновения мутаций | конспект | |||||||
Стр. 201-203 | 51 | 4.Комбинативная изменчивость. | комбинированный | Комбинативная изменчивость | Работа с текстом | |||||||
Стр.201-203 | 52 | 5. Фенотипическая, или модификационная изменчивость. | комбинированный | Л.Р.№5 «Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)». | Оформить П.Р | Линейка, листья растений. | . | |||||
доклады | 53 | 6. Роль условий внешней среды, в развитии и проявлении признаков и свойств. | обобщающий | Д.О. Примеры модификационной изменчивости. | тест | |||||||
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов. | ||||||||||||
Стр.205-206 | 54 | 1. Центр происхождения и многообразия культурных растений. | комбинированный | Д.О. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их предков. | Таблица»Центры происхождения культурных растений» | |||||||
Стр.207-210 | 55 | 2. Достижение и основные направления современной селекции. | обобщающий | селекция | Д.О. коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью. | |||||||
Стр.211-213 | 56 | 3. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. | обобщающий | доклады | Электронное учебное пособие | |||||||
Стр.211-213 | 57 | 4. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. | обобщающий | тест | ||||||||
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. | ||||||||||||
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции. | ||||||||||||
Стр.216-221 | 58 | 1. Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. | комбинированный | Биосфера, структура | Д.О. схем иллюстрирующих структуру биосферы. | таблица | Таблица «Строение биосферы» | А-36 | ||||
Стр.221-225 | 59 | 2. Естественные сообщества живых организмов. | комбинированный | Цепи питания | Л.Р.№6 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)». | Оформить Л.р. | А-35 | |||||
Стр.229-230 | 60 | 3. Формы взаимоотношения между организмами. | комбинированный | Хищники, паразиты. Микориза. симбиоз | Л.Р№7 «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных в данной экосистеме». | таблица | фото | А-35 | ||||
Тема 5.1. Биосфера и человек. | ||||||||||||
Стр.269-273 | 61 | 1. Природные ресурсы и их использование. | комбинированный | П.Р.№1 «анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах». | Презентации, доклады. | |||||||
Стр.274-284 | 62 | 2. Проблемы рационального природопользования, охраны природы. | комбинированный | Д.О. карт, заповедных территорий нашей страны. | Работа с текстом | презентации | ||||||
Заключение. | ||||||||||||
63 | 1. Обобщение курса биологии 9 класса. | |||||||||||
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ | ||||||||||||
64 | 1.Повторение. Решение задач на молекулярную генетику. | |||||||||||
65 | 2. Повторение. Решение задач на молекулярную генетику. | |||||||||||
66 | 3. Повторение. Решение задач на молекулярную генетику. | |||||||||||
67 | 4. Повторение. Решение задач на дигибридное скрещивание. | |||||||||||
68 | 5. Повторение. Решение задач на дигибридное скрещивание. | |||||||||||
69 | 6. Повторение. Решение задач: наследование признаков, сцепленных с полом. | |||||||||||
70 | 7. Повторение. Решение задач: наследование признаков, сцепленных с полом. | |||||||||||
Требования к знаниям и умениям обучающихся.
Учащиеся должны:
знать/понимать
- Царства живой природы. Признаки живого. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Ткани.
- Клетка – единица строения всех живых организмов.
- Химический состав живой клетки.
- Особенности строения и жизнедеятельности клеток животных.
- Деление клетки.
- Хромосомы, их роль в хранении и передаче наследственной информации.
- Особенности строения и функции основных тканей животных.
- Взаимосвязь клеток как основа целостности организма.
- Рассматривание микрообъектов в микроскоп.
- Строение и жизнедеятельность живого организма;
- Признаки организма: клеточное строение, постоянство химического состава, питание, дыхание, выделение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, воспроизведение.
- Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных животных.
- Гетеротрофный способ питания.
- Организмы – паразиты.
- Одноклеточные животные – возбудители заболеваний животных и человека.
- Регуляция процессов жизнедеятельности.
- Поведение животных.
- Взаимосвязь органов и систем как основа целостности организма.
- Связь организма животных со средой обитания.
- Роль животных в жизни и хозяйственной деятельности человека.
- Биологические основы разведения сельскохозяйственных животных.
- Охрана животных.
- Наблюдение, эксперимент, моделирование как методы изучения строения и жизнедеятельности животных.
- Взаимосвязь организма и среды.
- Среды обитания животных.
- Приспособленность к среде обитания.
- Экологические факторы.
- Изменения среды обитания животных под воздействием антропогенного фактора.
- Меры охраны среды обитания животных.
- Наблюдения в природе.
- Природные и искусственные сообщества.
- Понятие о природном сообществе.
- Понятие о виде, популяции как структурной единице вида.
- Цепи питания.
- Организмы – продуценты, консументы, редуценты.
- Круговорот веществ.
- Изменения природных сообществ под влиянием деятельности человека.
- Охрана видов животных и природных сообществ.
- Многообразие живых организмов. Классификация животных и эволюционное учение.
- Царства живой природы.
- Основные таксономические единицы в царстве животных.
- Классификация животных.
- Основные признаки царства, подцарств, типов, классов, отрядов, семейств, видов.
- Усложнение животных в процессе эволюции.
- Доказательства эволюции.
- Породы животных, причины их многообразия.
- Роль животных в природе и народном хозяйстве.
- Сохранение генофонда животного мира.
- Наблюдение.
Уметь:
Применять знания:
- о строении и жизнедеятельности животных для обоснования условия их содержания;
- о видах, популяциях /природных сообществах для обоснования мер их охраны.
- Сравнивать:
- царства живой природы;
- строение и функции клеток животных с клетками растений, бактерий, грибов.
- ткани животных и растений;
- типы животных, классы хордовых;
- природные и искусственные сообщества.
- Наблюдать:
- сезонные изменения в жизни животных;
- взаимоотношения и поведение животных.
Узнавать:
- ткани животных на микропрепаратах;
- органы, системы органов на таблицах и рисунках;
- наиболее распространенные виды животных своего региона, домашних животных.
Делать выводы:
- о клеточном строении животных;
- о единстве органического мира;
- об историческом развитии животного мира;
- о взаимосвязи строения и функции клеток, тканей, органов, систем органов.
Соблюдать правила:
- работы с микроскопом при рассматривании микропрепаратов;
- наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
- проведения простейших опытов по изучению поведения животных;
- бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
- поведения в природе.
комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты.
Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
В организации УВП используются СОТ (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии и др.)
Содержание программы
Содержание программы соответствует Программе основного общего образования по биологии для 9 класса авторов А. Е. Андреева//под ред. Д. И. Трайтак. -М.: Мнемозина, 2008. – 128 с.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Биология. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /
Т. М. Ефимова, А. О. Шубин, Л. Н. Сухорукова; под ред. Д. И. Трайтака. 2-е изд.,стер. - М.: Мнемозина, 2009. -288 с.
методических пособий для учителя:
- Учебник. 9 класс Биология. Основы общей биологии. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова. - М.: Вентана-Граф, 2010.
- О.А.Корнилова, Н.М.Чернова. Биология. Биология в основной школе. 9-ый класс. Рабочая тетрадь (2 части). – М.: Вентана-Граф, 2010.
- О.А.Корнилова, Н.М.Чернова. Биология. Биология в основной школе. 9-ый класс. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2010.
- Д.И.Трайтак, Н.Д.Трайтак. Сборник задач и упражнений по биологии. 9 класс. Пособие для учащихся. - М.: Мнемозина, 2000.
- Л.П.Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А.Цехмистренко. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. 6-9 классы. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2004.
- Т.С.Сухова, В.С. Кучменко. Биология. Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной средней школы. - М.: Вентана-Граф, 2009.
- В.С Кучменко, В.В. Пасечник. Задания и вопросы с ответами и решениями. Школьная олимпиада. Учебно-методическое пособие по биологии. - М.: АСТ* Астрель, 2009.
- В.Р.Дольник, М.А.Козлов. Электронный атлас для школьника. Основы общей биологии. CD-R. Интерактивная линия, 2008.
- Электронные уроки и тесты. Биология. CD-R. Просвещение, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа к учебнику 5-6 класса: Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак
Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Феде...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...