Рабочая программа 8 класс Трайтак
рабочая программа (биология, 8 класс) на тему

Светлана Викторовна Метелева

Тематическое планирование, требования к уровню знаний обучающихся 8 класса, умения, навыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl.docx59.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 27»

           

      РАССМОТРЕНО:                                                          СОГЛАСОВАНО:                                                                  УТВЕРЖДЕНО:

на заседании кафедры                               заместитель  директора по УВР                                       директор МБОУ «Средняя

(Протокол №___от _______)                                _____________   О.В. Неганова                                  общеобразовательная школа № 27»            

Руководитель кафедры                                «___»  сентября    2013 г.                                               _______________     М.С. Толчина

__________ __Молькова В.В.                                                                                                                        Приказ №____ от    ________2013г.                                                                                                                      

 

Рабочая программа курса

Биология  8 класс

общеобразовательных учреждений

(базовый уровень)

УМК: Трайтак Д.И.

                                                                         

                                                                                                                                                     

 Составитель рабочей программы:

                                                                                      учитель биологии Метелева С.В.

                                                               первой квалификационной  категории    

                                                                                   

г.. Дзержинск Нижегородской области

2013/2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по алгебре составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренным  решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержденным  приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089, на основе Примерной программы основного общего образования побиологии авторской программы   для общеобразовательных учреждений 5-11 классы авт. А.Е. Андреева и др.; под ред. Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой.– М.:Мнемозима, 2008 – 128 с., Программа допущена Министерством образования и науки Российской федерации.

  •         Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;
  • Осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации;
  • Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем;
  • Научиться выявлять возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу;
  • Научиться оказывать при необходимости доврачебную помощь.

                Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 70 часов в 8 классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю,

                 

Рабочая программа основана на использовании учебно – методического комплекта:

авторской программы по биологии   для общеобразовательных учреждений 5-11 классы авт. А.Е. Андреева и др.; под ред. Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой.– М.:Мнемозима, 2008 – 128 с., Программа допущена Министерством образования и науки Российской федерации.

Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Д.И. Трайтака. Биология. Человек и его здоровье. Изд.Мнемозина. Москва 2008

В результате изучения предусмотренного программой учебного материала по алгебре учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии к уровню подготовки выпускников..


ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ. 8 класс

Содержание учебного материала.

Введение (1 ч)

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранении здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека.

Место человека в системе органического мира (2 ч)

Место человека в системе животного мира. Сходство человека с животными. Отличия человека от животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современно человека. Расы.

Строение организма человека (6 ч)

Клетка структурная и функциональная единица организма. Ткани организма человека, их строение и функции. Организм человека как единая система. Внутренняя среда организма человека. Гомеостаз.

Лабораторная работа №1 «Строение животной клетки»

Нервная система (6 ч)

Характеристика нервной системы человека: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторная деятельность организма человека. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, рефлекторные цепи. Строение и функции спинного мозга. Головной мозг. Строение и функции коры больших полушарий. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия.

Лабораторная работа №3 «Строение головного мозга человека (по муляжам)».

Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма (5 ч)

Гуморальная регуляция функций в организме. Железы и их классификация. Железы внутренней секреции, особенности их строения и функций. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Гипофиз. Эпифиз. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Гипоталамо-гипофизарная система регуляции функций организма и роль обратных связей в этом процессе. Взаимодействие систем нервной и гуморальной регуляции.

Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы (6 ч)

Значение органов чувств в  жизни человека. Виды ощущений. Рецепторы. Органы чувств. Анализаторы и сенсорные системы. Глаза и зрение. Зрительное восприятие. Оптическая система. Сетчатка — рецепторная часть глаза. Зрительные рецепторы: колбочки и палочки. Нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость, цветовая слепота. Гигиена зрения.

Ухо и слух. Звуковое восприятие. Строение и функции органа: наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха. Органы равновесия, обоняния, вкуса, мышечного и кожного. Взаимодействие анализаторов. Профилактика заболеваний органов чувств. Влияние экологических факторов на органы чувств.

Лабораторная работа №4 «Строение глаза (по модели)».

Поведение (10 ч)

Потребности и мотивы поведения. Рефлекторная теория поведения. И.М. Сеченов и И.П. Павлов - основоположники учения о высших (психических) функциях нервной системы. Теория доминанты А.А. Ухтомского и теория функциональной системы поведения П.К. Анохина. Наследственные программы поведения: инстинкты и безусловные рефлексы. Запечатление (импринтинг). Ненаследственные программы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность, озарение (инсайт). Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах. Речь ее функции. Мышление. Поведение. Психика. Сон как форма приобретенного поведения. Виды сна. Сновидения. Гигиена сна. Память, ее значение и виды. Типы ВИД и темперамента. Разнообразие чувств: эмоции, стресс.

Покровы тела (2 ч)

Кожа - наружный покров тела. Строение и функции. Производные кожи: волосы, ногти, потовые и молочные железы. Влияние на кожу факторов окружающей среды. Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами. Закаливание организма.

Опора и движение (5ч)

Скелет человека, его строение, значение и функции. Свойств состав, строение и соединение костей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на его развитие. Строение и функции мышц. Основные группы мышц тела человека. Работа и утомление мышц. Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Нарушение нормального развития опорно-двигательной системы. Лабораторная работа №4 «Химический состав кости»

Внутренняя среда организма (5 ч)

Состав внутренней среды организма: межклеточная жидкость -лимфа, кровь. Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство. Свертывание крови. Защитные функции крови. Роль фагоцитов, работы И. И. Мечникова по изучению фагоцитоза. Иммунитет и его виды. Дефекты иммунной системы. Роль предохранительных прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Понятие о гомеостазе.

Лабораторная работа №5 «Строение эритроцитов человека и лягушки» (под микроскопом).

Кровообращение и лимфоотток (4 ч)

Кровообращение, его значение. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры). Круги кровообращения. Ток лимфы в организме. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Тоны сердца. Регуляция работы сердца. Синусный узел. Систолический объем сердца. Электрокардиография. Пульс. Особенности и причины движения крови по сосудам, перераспределение крови в организме. Скорость кровотока в сосудах.давление крови. Гигиена сердечнососудистой системы. Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Влияние факторов окружающей среды на работу сердечнососудистой системы.

Лабораторная работа №6 «Подсчет пульса в состоянии покоя и после физических нагрузок».

Дыхание (4 ч)

Общая характеристика процесса дыхания человека. Органы дыхания, их строение и функции. Дыхательные движения. Легочные объёмы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Тренировка дыхательных мышц. Предупреждение повреждений голосового аппарата. Борьба с пылью и веществами, загрязняющими воздух. Вред табакокурения. Профилактика воздушно-капельных инфекций. Первая помощь при нарушении дыхания. Искусственное дыхание.

Пищеварение (5ч)

Питание и его роль в развитии организма. Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Ферменты. Вклад И.П. Павлова в изучение пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Значение зубов и языка в механической обработке пищи. Слюна и слюнные железы. Рефлекс слюноотделения. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Нервная и гуморальная регуляция желудочной секреции. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в тонком и толстом кишечнике. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика пищевых отравлений.

Лабораторная работа №7 «Действие ферментов слюны на крахмал».

Обмен веществ и превращение энергии (5 ч)

Общая характеристика обмена веществ. Виды обмена веществ: пластический, энергетический, общий, основной. Обмен органических веществ, его регуляция. Биологическая ценность белков пищи. Водно-минеральный обмен и его регуляция. Витамины, их роль в жизнедеятельности организма человека. Авитаминозы и гиповитаминозы. Питание. Нормы питания. Пищевые рационы. Усвояемость пищи. Терморегуляция организма человека. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах, обморожениях.

Выделение (2 ч)

Роль органов выделения в обмене веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование вторичной мочи и ее выведение из организма. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы.

Воспроизведение и развитие человека (3 ч)

Строение мужских и женских половых систем. Половые клетки: яйцеклетка и сперматозоид. Созревание половых клеток. Оплодотворение. Развитие оплодотворенной яйцеклетки, зародыш. Плацента. Беременность и роды. Развитие человека после рождения. Период новорожденности, раннее детство, дошкольный период, школьный период, подростковый период. Юность. Физиологическая, психическая и социальная зрелость. Роль наследственности и социальных факторов.

 Примерное тематическое планирование уроков биологии

для 8 класса

(68 часов по 2 часа в неделю)

Учебник В.С. Рохлов, С.Б.Трофимов. под редакцией Д.И. Трайтака  2008год

§, п.п., учебника

Название темы

Тип урока

Лабораторные опыты

Элементы содержания

Способы отслеживания

Количество фактически используемого оборудования, раздаточного материала, карт, таблиц и т.п.

Подготовка

ГИА

ЕГЭ

Введение

Стр. 3-5

1

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

вводный

Науки о человеке

Определения выписать

Место человека в системе органического мира

2

П.1

2

1. Место человека в системе животного мира..

вводный

Атавизмы, рудименты

Торс человека, скелеты млекопитающих

А-11

А-23

П.2

3

2. Происхождение современного человека. Расы..

комбинированный

Расы, расизм

таблица

А-12

А-20

Строение организма человека

6

П.3

4

1. Клетка – структурная и функциональная единица организма 

вводный

П.Р.№1 «Строение животной клетки»

Клетка, основные органоиды

Оформить П.Р.

микропрепаратыТаблица «Типы тканей», микроскопы, предметные и покровные стекла, готовые микропреператы типов тканей

А-3

А-3

П.4

5

2.Ткани организма человека, их строение и функции.

комбинированный

П.Р. №2 «Рассматривание микропрепаратов тканей человека»

Ткани, типы тканей

Оформить П.Р.

микропрепаратыТаблица «Типы тканей», микроскопы, предметные и покровные стекла, готовые микропреператы типов тканей

В-1

А-4

П.6

6

3. Ткани организма человека, их строение и функции.

комбинированный

Ткани, типы тканей

тест

П.7

7

4.. Организм человека как единая система.

комбинированный

Торс человека

П.8

8

5.. Внутренняя среда организма человека

комбинированный

Кровь, лимфа, тканевая жидкость

Работа с текстом

таблица

9

6..Гомеостаз

обобщающий

гомеостаз

Работа с текстом

Нервная система

6

П.9

10

1.Характеристика нервной системы человека.

вводный

ЦНС, ПНС

Работа с рисунками

Таблица «Нервная система»

»

П.10

11

2. Рефлекторная деятельность человека.

комбинированный

рефлекс

Работа с учебником

А-19

А-21

12

3.Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, рефлекторные цепи.

комбинированный

Звенья рефлекторной дуги

Составление рефлекторной цепи

Таблица «Строение Рефлекторной дуги»

А-19

А-21

П.11

13

4..Строение и функции спинного мозга.

комбинированный

Спинной мозг

Работа с рисунками

Таблица «Строение спинного мозга

А-24

В-1

П.12

14

5. Головной мозг

комбинированный

П.П.№ 3 «Строение головного мозга человека ( по муляжам)

Отделы головного мозга

Оформить П.Р.

Модели головного мозга

В-1

П.13

15

6. Строение и функции коры больших полушарий.

комбинированный

Кора, борозды, извилины

Составить таблицу

Модели головного мозга

В-1

Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма

5

16

1.Гуморальная регуляция функций в организме

вводный

гормоны

П.17

17

2.Железы  и их  классификация

комбинированный

Железы, гормоны

таблица

В-2

П.16

18

3.Железы внутренней секреции

комбинированный

гипофиз

таблица

В-2

П.18

19

4. Железы смешанной секреции

комбинированный

Щитовидная железа, поджелудочная железа

В-2

20

5Взаимодействие систем нервной и гуморальной регуляции

обобщающий

Роль желез

тест

Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы

5

П.19

21

1. Значение органов чувств  в жизни человека. Виды ощущений.

анализатор

доклады

С-1

П.20

22

2.Глаз и зрение. Зрительное восприятие.

комбинированный

П.Р.№ 4 «Строение глаза ( по модели)

Оболочки глаза, вспомогательный аппарат

таблица

Модель глаза

С-1

П.22

23

3. Ухо и слух.

комбинированный

П.Р.№ 5 «Строение органа слуха и всетибулярного аппарата ( по модели)

Вестибулярный аппарат, улитка

таблица

Модель органа слуха

С-1

П.23

24

4. Органы равновесия, обоняния, вкуса, мышечного и кожного чувства.

комбинированный

Органы мышечного и кожного чувства, вкуса,обоняния

таблица

учебник

Презентации. доклады

25

5. Профилактика заболеваний. Влияние экологических факторов на органы чувств.

обобщающий

Близорукость, дальтонизм. глухота

доклады

презентации

Поведение

9

26

1 Потребности и мотивы поведения.

вводный

Навыки, привычки

Работа с текстом

Учебное электронное пособие

П.24

27

2. Рефлекторная теория поведения И.М. Сеченов и И.П. Павлов – основоположники учения о высших (психических) функциях нервной системы.

комбинированный

Виды рефлексов, торможение

таблица

Учебное электронное пособие

П.25

28

3.Наследственные программы поведения:инстикты и безусловные рефлексы.

комбинированный

Инстикты, безусловные рефлексы

доклады

Учебное электронное пособие

П.26

29

4.Ненаследственные программы поведения: условные рефлексы.

комбинированный

Условные рефлексы

Работа с текстом

презентации

П.28

30

5.Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах. Речь. Мышление. Поведение. Психика.

комбинированный

Речь, мышление, поведение

сообщения

презентации

П.30

31

6.Сон как форма приобретенного поведения.

комбинированный

Сон , летаргия, сновидения

Работа с тестом

презентации

П.31

32

7.Память, ее значение и виды.

комбинированный

Память, виды памяти

таблица

Текст учебника

П.32

33

8.Типы ВНД и темперамента.

комбинированный

Типы ВНД

анкетирование

анкета

А-24

А-24

Доклады, презентации

34

9.Разнообразие чувств: эмоции, стресс.

обобщающий

Эмоции, стресс

Работа с учебным электронным пособием

Учебное электронное пособие

Покровы тема

2

А-15

А-22

П.33

35

1.Кожа – наружный покров тела. Строение и функции.

вводный

Эпидермис, собственно кожа

Работа с рисунком

Модель строение кожи

П.34

36

2.Закаливание организма.

обобщающий

Виды закаливания

доклады

презентации

Опора и движение

5

П.35

37

1.Скелет человека, его строение, значение, и функции.

комбинированный

Отделы скелета

Работа с рисунком

Скелет человека

А-12

А-18

П.36

38

2.Свойства состав, строение и соединение костей.

комбинированный

П.Р.№ 6 «Химический состав кости»

Органические и еорганические вещества кости

Оформление П.Р.

Виды костей

А-18

П.37

39

3.Строение и функции мышц.

комбинированный

мышцы

Работа с рисунком

Таблица «Строение мышц»

П.38

40

4.Работа и утомление мышц.

комбинированный

Работа мышц, утомление

Работа с текстом

Учебное электронное пособие

П.39

41

5.Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц.

обобщающий

Плоскостопие, сколиозы

доклады

Учебное электронное пособие

Внутренняя среда организма

5

П.40

42

1.Состав внутренней среды организма: межклеточная жидкость, лимфа, кровь

вводный

Лимфа, межклеточная жидкость

Составить таблицу

Учебное электронное пособие

В-2

В-3

П.41,42

43

2. Состав и функции крови

комбинированный

П.Р. № 7 «Строение эритроцитов человека и лягушки» (под микролскопом

Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

Оформить П.Р

Микроскопы, микропрепары

В-2

В-3

П.43

44

3.Защитная функция крови

комбинированный

гемоглобин

доклады

П.43

45

4.Иммунитет и его виды.

комбинированный

Виды иммунитета

таблица

Учебное электронное пособие

В-3

В-3

Презентации, доклады

46

5.Роль предохранительных прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями.

обобщающий

Прививки, лечебная сыворотка

Доклады,

Учебное электронное пособие

Кровообращение и лимфоотток

4

П.44

47

1.Кровообращение и его значение.

комбинированный

П.Р. № 8 «Измерение кровяного давления»

Кровяное давление, танометр

Оформить П.Р

танометр

П.45

48

2.Строение и работа сердца.

комбинированный

П.Р. № 9 «Подсчет пульса в состояние покоя и после физических нагрузок»

Предсердия, желудочки

Работа с рисунком

Модель сердца

П.47

49

3.Гигиена сердечно –сосудистой системы.

обобщающий

Инсульт, гипертоники

доклады

Презентации, доклады

50

4.Первая помощь при кровотечениях

обобщающий

П.Р. № 10 «Отработка приемов остановки разных видов кровотечений»

Артеририальное, венозное, капиллярное, внутреннее кровотечение

Оформить П.Р.

Учебное электронное пособие

Дыхание

4

П.48

51

1.Общая характеристика процессов дыхания человека. Органы дыхания.

вводный

Легкие, воздухоносные пути

Работа с рисунком

Модель «Легкое»

А-24

А-24

П.49

52

2.Газообмен в легких и тканях.

П.Р. №.11 «Измерение жизненной емкости легких»

алльвеолы

Работа с рисунком

Рисунки учебника

П.51

53

3.Гигиена дыхания.

комбинированный

Вдох, выдох

таблица

Учебное электронное пособие

Презентации, доклады.

54

4.Профилактика воздушно-капельных инфекций.

обобщающий

П.Р.№ 12 «Изменение состава воздуха при дыхании».

Грипп, туберкулёз

доклады

доклады

С-1

С-1

Пищеварение

5

П.52

55

1.Питание и его роль в развитии организма. Пищеварение.

комбинированный

Питание. пищеварение

Работа с текстом

Учебное электронное пособие

П.53

56

2.Пищеварение в ротовой полости.

комбинированный

П.Р. № 13 «Действие слюны на крахмал»

Слюна, расщепление углеводов

Оформить П.Р.

Пробирки слюна. крахмал

А-19

А-22

П.54

57

3.Пищеварение в желудке.

комбинированный

Белок, пищеварительный сок

Работа с тестом

Белок пробирки, соляная кислота

П.55

58

4.Пищеварение в тонком кишечнике.

комбинированный

Всасывание, ворсинки

Работа с учебным электронным пособием

Учебное электронное пособие

В-1

В-2

П.56

59

5.Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.

обобщающий

Гастрит, отравления

доклады

Учебное электронное пособие

Обмен веществ и превращение энергии

5

П.57

60

1.Общая характеристика обмена веществ.

вводный

Энергетический, пластический

Работа с учебным электронным пособием

учебник

П.58

61

2.Обмен органических веществ

комбинированный

Белок, углеводы, жиры

таблица

П.59

62

3.Водно-минеральный обмен и его регуляция.

комбинированный

Вода. Минеральные соли

Работа с тестом

Презентации, доклады

63

4.Витамины, их роль в жизнедеятельности организма.

обобщающий

Виды и роль витаминов

таблица

Таблица «Витамины»

А-22

А-17

П.60

64

5.Питание. Нормы питания..

обобщающий

Нормы питания

таблица

Выделение

2

П.62

65

1.Роль органов выделения в обмене веществ. Органы выделения.

комбинированный

Почки, выводящие пути

Работа с рисунком

Модель «Почка»

П.63

66

2.Профилактика заболеваний мочевыделительной системы

комбинированный

Заболевание почек, диета

доклады

Воспроизведение и развитие человека

3

П.64

67

1.Строение мужских и женских половых систем.

комбинированный

Мужская и женская половая система

Работа с тестом

учебник

П.65

68

2.Беременность и роды

Урок-лекция

Беременность, роды

Работа с тестом

Электронное учебное пособие

Доклады. презентации

3.Роль наследственности и социальных факторов в интеллектуальном развитии человека.

обобщающий

наследственность

доклады

презентации

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

- специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью; - особенности строения клетки основной структурной единицы живого организма; - строение и функции основных тканей и систем органов; -функциональные системы организма; - значение гомеостаза внутренней среды организма; - об обмене веществ, его значении и видах; - роль ферментов и витаминов в организме; -особенности нервной и гуморальной регуляций функций органов и организма в целом; -строение и функции анализаторов; - механизмы высшей нервной деятельности; -функциональное значение высших отделов головного мозга; - особенности индивидуального развития организма человека; - правила личной гигиены; - причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека; - причины заболеваний; - о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать органы и их топографию; - оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах, переломах костей, ожогах и обморожениях кожи; - измерять кровяное давление и частоту пульса; - давать обоснование правилам и нормам личной и общественной гигиены; - работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавление условными символами и т. д.).

   Перечень учебно-методического обеспечения.

Рохлов В.С. Биология. Человек и его здоровье. 8кл.: Учеб.для общеобразовательных учреждений. / В.С. Рохлов, Ч.Б. Трофимов / под ред. Д. И. Трайтака.  – М.: Мнемозина, 2008 г.

Список литературы:

Дополнительная литература для учителя:

  • Биология.7-8 классы: Тесты /авт.-сост. М.В. Оданович. - Волгоград:                   Учитель, 2007.- 150  с.
  • Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах.- М.: Просвещение,  2010, - 196 с.
  • Единый государственный экзамен 2008: Контрол.-измерит.материалы : Биология /Авт.–сост. Г.Н. Панина, Г.А. Павлова.- М.: Просвещение;СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2008-.94 с.
  • Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/авт.-сост. М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. Волгоград: Учитель, 2007.-174  с.
  • Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии: 8 класс. – М.: «ВАКО», 2008.-464 с.

            Дополнительная литература для учащихся:

  • Биология.7-8 классы: Тесты /авт.-сост. М.В. Оданович. - Волгоград:                   Учитель, 2007.- 150  с.
  • Единый государственный экзамен 2008: Контрол.-измерит.материалы : Биология /Авт. –сост. Г.Н. Панина,Г.А. Павлова.- М.: Просвещение;СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2008-.94 с.
  • Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/авт.-сост. М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. Волгоград: Учитель, 2007.-174  с.
  • Контрольно-измерительные материалы. Биология: 8 класс / Сост. С.Н.Березина. -  М.: Вако,  2010.-112 с.
  • С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров «Основы общей биологии»: книга для самообразования. М., Просвещение, 2008 г.-416 с.:-ил.
  • Медников Б.М.Биология: формы и уровни жизни.- М.: Просвещение, 2007 .-378 с.

1CD  приложение к учебно-методическому комп

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

http://bio.1september.ru- газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru- научные новости биологии.

www.edios.ru- Эйдос - центр дистанционного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа к учебнику 5-6 класса: Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак

Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Феде...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...