Программа элективного курса "Основы ландшафтного дизайна"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Абросимова Ольга Владимировна

 

 

       Человек, как и всё живое на Земле, не может существовать изолированно от природы. Озеленением прилегающих территорий люди занимались с давних времен. Растения, используемые в зеленом строительстве, делают городской ландшафт более привлекательным. Зеленые насаждения оказывают большое влияние на микроклимат населенных пунктов, являются эффективным средством борьбы с шумом, пылью. Кроме того растения – главный источник кислорода и средство снижения психофизического напряжения после тяжелого рабочего дня, средство получения эстетического наслаждения. Однако сделать ландшафт настоящим украшением местности и создать восхитительные зеленые насаждения можно зная сокровенные тайны жизни растений и требования, которые они предъявляют к условиям обитания. Все это должен уметь ландшафтный дизайнер. Ландшафтный дизайн – художественное конструирование из растительного материала. Элективный курс «Ландшафтный дизайн» предназначен для учащихся 9 классов. Он рассчитан на 17 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon landshaftnyy_dizayn_elektivnyy_kurs.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Управление образования администрации округа Муром

Якиманско-Слободская средняя школа

Программа элективного курса

по биологии для 9 класса

«Основы ландшафтного дизайна»

Автор программы: учитель биологии

Абросимова Ольга Владимировна

с. Дмитриевская Слобода,

ул. Садовая, д. 16   т.4-04-93

2013 год

                                       Пояснительная записка

       Человек, как и всё живое на Земле, не может существовать изолированно от природы. Озеленением прилегающих территорий люди занимались с давних времен. Растения, используемые в зеленом строительстве, делают городской ландшафт более привлекательным. Зеленые насаждения оказывают большое влияние на микроклимат населенных пунктов, являются эффективным средством борьбы с шумом, пылью. Кроме того растения – главный источник кислорода и средство снижения психофизического напряжения после тяжелого рабочего дня, средство получения эстетического наслаждения. Однако сделать ландшафт настоящим украшением местности и создать восхитительные зеленые насаждения можно зная сокровенные тайны жизни растений и требования, которые они предъявляют к условиям обитания. Все это должен уметь ландшафтный дизайнер. Ландшафтный дизайн – художественное конструирование из растительного материала. Элективный курс «Ландшафтный дизайн» предназначен для учащихся 9 классов. Он рассчитан на 17 часов.

Цель:

- заинтересовать учащихся в дальнейшем углубленном изучении биологии как предмета, необходимого для выбора профессии ландшафтного дизайнера

- сформировать осознанное отношение к окружающей среде

- показать возможность улучшения окружающей среды с помощью растений

Задачи:

- приобретение знаний по выращиванию, посадке, уходу, размножению декоративных растений и основам ландшафтного дизайна

- развитие творческих способностей, духовное развитие

- воспитание любви к своей «малой» родине и эстетическое воспитание.

        Содержание программы позволяет выбирать различные методы проведения занятий: лекции, самостоятельные работы учащихся над докладами, проектирование, игры, экскурсии. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств.

     Тематическое содержание программы – 17 часов.

  1. Введение – 1 час. Ландшафтный дизайн.

Краткая история использования в ландшафтном дизайне декоративных растений. Профессия ландшафтный дизайнер. Этапы работы над проектом.

  1. Важнейшие особенности декоративных растений – 1 час.

Однолетние, двулетние и многолетние растения. Теплолюбивые и   холодостойкие растения. Светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Весеннее-, летне- и осеннецветущие растения.

  1. Размножение цветущих растений – 2 часа.

Семенное размножение. Важнейшие особенности семян, проращивание семян, выращивание рассады. Вегетативное размножение (луковицей, клубнелуковицей, клубнем, корневищем, делением куста, черенками).

Сбор и заготовка материала для размножения (сроки сбора семян, особенности сбора, подготовка семян к хранению, хранение посадочного материала (клубней, клубнелуковиц, деленок, черенков и луковиц).

  1. Технология выращивания цветочных растений – 2 часа.

Требования к условиям выращивания. Почва и ее обработка, посев и посадка растений, уход за растениями. Ассортимент декоративных цветочных растений.

  1. Размножение декоративных деревьев и кустарников – 1 час.

Семенное размножение (сбор плодов и семян, подготовка семян, глубина заделки семян). Вегетативное размножение (черенками, отводками, прививка)

  1. Технология выращивания, посадки декоративных деревьев, кустарников и уход за ними – 2 часа.

Уход за сеянцами, защита сеянцев от весенних заморозков, притенение всходов, прореживание всходов, полив, прополка, рыхление, подкормка, подрезка корней. Уход за насаждениями: полив, мульчирование почвы, рыхление, прополка, подкормка, уход за кроной, стволами, подготовка к зиме. Посадка, пересадка.

  1. Цветы в озеленении – 2 часа.

Клумбы, рабатки, солитеры, портеры, максбордеры, группы, бордюры, массивы, рокарии, водные сады, перголы, трельяжи, беседки, вазы и переносные контейнеры.

  1. Деревья и кустарники в озеленении – 2 часа.

Принципы формирования системы зеленых насаждений, основные элементы системы зеленых насаждений. Виды озеленения: массивы, рощи, группы, солитеры, боскет, изгороди, перголы, вертикальное озеленение, стили планировки. Декоративные элементы: дорожки, газоны, водоемы.

  1. Правила сочетания цветов – 1 час.

Разнообразие красок. Сочетание цветов: гармоничное, дисгармоничное, контрастное.

  1. Подведение итогов – 3 часа.

Выставка-конкурс проектов «Ландшафтный дизайн». Реализация проекта «Пейзажный цветник».

Формы контроля:        

- фронтальный опрос;

- самостоятельная домашняя работа;

- проектная работа;

- практическая работа.

Учащиеся должны знать:

- важнейшие особенности декоративных растений;

- способы размножения цветочно-декоративных и древесно-кустарниковых растений;

- ассортимент декоративных растений;

- виды озеленения и принципы формирования зеленых насаждений;

- правила сочетания форм;

- этапы работы над проектом;

- особенности профессии ландшафтный дизайнер.

Учащиеся должны уметь:

- размножать, выращивать декоративные растения, ухаживать за ними;

- проектировать на бумаге и на местности различные виды зеленых насаждений.

Список литературы:

  1. Д. Б. Кудрявец, Н. А. Петренко «Как вырастить цветы», М., Просвещение, 1993.
  2. «Все о декоративных деревьях и кустарниках», М., ОлМа – Пресс Гранд, 2003.
  3. «Садовые растения от А до Я», М., ОлМа – Пресс Гранд, 2003.
  4. Подборка статей из журналов «Мои любимые цветы».
  5. Подборка статей из журналов «Сад своими руками»
  6. Подборка статей из журналов «Ландшафтный дизайн»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Ландшафтный дизайн" (модифицированный)

Данный элективный курс призван позволить ученику сориентироваться в выборе профиля и дает возможность проявить себя и добиться успеха....

Программа элективного курса "Архитектурный дизайн"

Программа для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов...

Элективный курс "Ландшафтный дизайн"

Одна из целей образования  - создать условия  становления личности  ребенка, который способен: самоактуализироваться быть самодостаточным, гуманным  и успешным, опреде...

Программа элективного курса"Мир дизайна"

Программа элективного курса в 9 классе "Мир дизайна"...

Реализация программы элективного курса "Школа дизайна" посредством творческого проектирования

В данном материале обобщен опыт реализации программы элективного курса "Школа дизайна"...

Рабочая программа по дисциплине "Ландшафтный дизайн"

Программа учебной дисциплины   – является частью программы подготовки специалистов среднего звена СПО Мастер растениеводства в части освоения основного вида профессиональной деятельнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Ландшафтный дизайн"

Программа внеурочной деятельности по напрвлению "Ландшафтный дизайн". Расчитана на проведение занятий один раз в неделю....