Рабочая программа по биологии Сонин 8 класс.
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Фролова Марина Васильевна

Программа по биологии 2ч. в неделю по учебнику Сонина,базовый уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.programma_8_kl.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по биологии разработана на основе Программы основного общего образования по биологии 8 класс «Человек и его здоровье». Авторы:, В. Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова (2006г.) и Государственного образовательного стандарта. 

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (Статья 55, п. 4); Федеральным  компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО России от 05.03.2004г. №  1089);. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 классы» Н.И. Сонин  М. «Дрофа» 2010г

Предлагаемая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в V классе учебником «Природоведение» А.А. Плешакова и Н.И. Сонина и учебниками «Живой организм» Н.И. Сонина для учащихся 6 классов, «Многообразие живых организмов» для учащихся 7 классов.  Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии.

Задачи обучения: овладения учащимися знаниями об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Цели:

Обучающие цели:

  • Усвоение учащимися знаний о человеке как биосоциальном существе;
  • Формирование учащихся представлений  об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
  • Развитие знаний об основных методах биологической науки;
  • Овладение умениями применять биологические знания для обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека;
  • Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за своим организмом.

Развивающие цели:

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Привитие к учащимся интереса к познанию своего организма и к профессиям, связанным с медициной.

Воспитательные цели:

  • Воспитание позитивного ценностного отношения к природе;
  • Формирование ценностного отношения к жизни как феномену;
  • Развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.

Учебно-методический комплект: Учебник: В.Б. Захаров,  Сонин Н.И. Биология «Человек и его здоровье» 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.

Программа рассчитана на 70 часов (2 час в неделю), в том числе лабораторных -11 и практических работ - 4.

Формы организации учебного процесса –лабораторные и практические работы, учебная дискуссия, сообщение, беседа с элементами обсуждения, защита проекта

 индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личност-но-ориентированное обучение

 Формы контроля: текущий, тематический, итоговый контроль;  дифференцированный индивидуальный письменный опрос, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов вы-полнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.

Общедидактические

Оценка   «5» ставится в случае:

1.  Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

2.  Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать меж-предметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

3.  Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

 Оценка   «4» ставится в случае:

1.  Знания всего изученного программного материала.

2.  Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3.  Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка   «3» ставится в случае:

1.  Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникнове-ния необходимости незначительной помощи преподавателя.

2.  Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3.  Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

 Оценка    «2» ставится в случае:

1.  Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

2.  Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3.  Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения ос-новных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

 Оценка    «1» ставится в случае:

   1.    Нет ответа.

 Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка   "5" ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, пер-воисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

3.      Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка   "4" ставится, если ученик:

1.      Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает не-значительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанав-ливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

3.      Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

  Оценка   "3" ставится, если ученик:

 1.  Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2.  Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную  сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

3.  Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении кон-кретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

 Оценка   "2" ставится, если ученик:

1.  Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

2.  Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

3.  При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

 

   Оценка    «1» ставится в случае:

   1.    Нет ответа.

 

 Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.

 

 Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

 

Оценка   «5» ставится, если ученик:

1.  Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

2.  Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

 

Оценка   «4» ставится, если ученик:

1.  Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

2.  Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

 

Оценка   «3» ставится, если ученик:

1.  Правильно выполняет не менее половины работы.

2.      Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

3.      Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

 

Оценка   «2» ставится, если ученик:

 

1.  Правильно выполняет менее половины письменной работы.

2.  Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

3.  Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

 

   Оценка    «1» ставится в случае:

   1.    Нет ответа.

 

Примечание.  — учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в ориги-нальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем   уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях  учеников.

   

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

 

Оценка   «5» ставится, если:

1.  Правильной самостоятельно  определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой  ' последователь-ности проведения опытов, измерений.

2.  Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обес-печивающих получение наиболее точных результатов.

3.  Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все запи-си, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

4.  Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

 

Оценка   «4» ставится, если ученик:

1.  Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

2.  При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

 

Оценка   «3» ставится, если ученик:

1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сде-лать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2.  Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

3.  Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в об-щей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

4.  Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую уче-ник исправляет по требованию учителя.

   

Оценка   "2" ставится, если ученик:

1.  Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

2.  Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисле-ния, наблюдения неверно.

 

    Оценка    «1» ставится в случае:

1.      Нет ответа.

 

Содержание программы учебного курса

Тема 1. Место человека в системе органического мира (2ч)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

•        Демонстрация скелетов человека и позвоночных таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (2ч)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

•        Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1ч).

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы  и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андрес Везалий.

•        Демонстрация портретов великих ученых –анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4ч)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

•        Демонстрация схем систем органов человека.

 Тема 5. Координация и регуляция (10ч)

 Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно – гуморальная регуляция.

•        Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные  системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

•        Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

Тема 6. Опора и движение (8ч)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно – двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно – двигательной системы.

•        Демонстрации скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно – двигательной системы.

Тема 7. Внутренняя среда организма (3ч)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета

•        Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Тема 8. Транспорт веществ (4ч)

Сердце,  его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевание органов кровообращения, их предупреждение.

•        Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток и органов кровообращения.

Тема 9. Дыхание (5ч)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

•        Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

Тема 10 Пищеварение (5ч)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.

•        Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2ч)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.*

Тема 12. Выделение (2ч)

Конечные продукты обмен веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

•        Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела (3ч)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

•        Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14. Размножение и развитие (3ч)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (5ч)

Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина.* Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье (4ч)

Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил здорового образ жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска, стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторные и практические работы:

1.        «Изучение микроскопического строения тканей».

2.        «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».

3.        «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)».

4.        «Изучение изменения размера зрачка».

5.        «Изучение внешнего строения костей».

6.        «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».

7.        «Измерение массы и роста своего организма».

8.        «Изучение микроскопического строения крови».

9.        «Измерение кровяного давления», «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений».

10.        «Определение частоты дыхания».

11.        «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал».

12.        «Определение норм рационального питания».

13.        «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье».

14.        «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

8 КЛАССА

В результате изучения предмета учащиеся 8 классов должны:

1. Знать/понимать:

•        фундаментальные понятия биологии;

•        строение и основные процессы жизнедеятельности клетки;

•        строение и функции органов, систем органов, их нейрогуморальную регуляцию;

•        топографию органов в организме человека;

•        особенности строения организма человека, обусловленные трудовой деятельностью, прямохождением, социальным образом жизни;

•        особенности внутренней среды организма, иммунитета, обмена веществ, терморегуляции, рационального питания;

•        особенности роста и развития человеческого организма;

•        влияние факторов внешней среды на химическое, физическое и соматическое здоровье человека;

•        приемы оказания первой неотложной помощи при несчастных случаях;

•        влияние физической и умственной нагрузки на организм, факторы укрепляющие, сохраняющие здоровье;

•        влияние образа жизни и вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания), ВИЧ-инфекция на организм человека;

2. Уметь:

•        распознавать органы и системы органов по таблицам, рисункам;

•        находить связь между строением и функциями органов;

•        объяснять влияние труда, отдыха, образа жизни и вредных привычек на организм человека;

•        работать с микроскопом;

•        осуществлять элементарные приемы самонаблюдений за состоянием своего здоровья в целом и систем органов в отдельности;

•        оказывать элементарную доврачебную помощь при несчастных случаях;

•        распознавать отклонение от нормы в состоянии органов и систем органов;

•        работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат.

Тематическое планирование к учебнику Н.И. Сонина, В.Б. Захарова «Человек» (М.; «Дрофа», 2006) составлено согласно следующей расчасовке на изучение отдельных тем:        

Раздел/тема

Название темы

Количество часов

1.

Место человека в системе органического мира

2

2.

Происхождение человека

2

3.

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

4.

Общий обзор строения и функций организма человека

4

5.

Координация и регуляция

10

6.

Опора и движение

8

7.

Внутренняя среда организма

3

8.

Транспорт веществ

4

9.

Дыхание

5

10.

Пищеварение

5

11.

Обмен веществ и энергии

2

12.

Выделение

2

13.

Покровы тела

3

14.

Размножение и развитие

3

15.

Высшая нервная деятельность

5

16.

Человек и его здоровье

4

Резервное время

7

ИТОГО

70

№ урока

Тема урока

Количество часов

Вид проводимой работы

Дата

Корректировка

 Тема 1. Место человека в системе органического мира.

2

1

Место человека в системе  органического мира.

1

2

Черты сходства человека и животных, отличие от них.

1

 Тема 2. Происхождение человека.

2

3

Происхождение и эволюция человека.

1

4

Расы человека, их  происхождение и единство.

1

 Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.

1

5

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.

1

 Тема 4. Общий обзор строения и функции организма человека.

4

6

Клеточное строение организма.

1

7

Ткани.

1

Лабораторная работа: «Изучение микроскопического строения тканей».

8

Органы. Системы органов.

Лабораторная работа: «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».

9

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

1

 Тема 5. «Координация и регуляция».

10

10

Гуморальная регуляция .Железы внутренней секреции.  

1

11

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1

12

Нервная система. Отелы нервной системы. Соматическая и вегетативная нервная система. Работа нервной системы.    

1

13

Спинной мозг, строение и функции.

1

14

Головной мозг, строение и функции. Большие полушария головного мозга.

1

Лабораторная работа: «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)».

15

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.

1

16

Орган зрения и зрительный анализатор.

1

Лабораторная работа: «Изучение изменения размера зрачка».

17

Нарушения зрения, их профилактика.

1

18

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

1

19

Нарушения слуха. Предупреждение нарушений слуха.

1

 Тема 6.  «Опора и движение».

8

20

Скелет человека, особенности строения.  Строение, состав и соединение костей.

1

Лабораторная работа:  «Изучение внешнего строения костей».

21

Скелет головы и скелет туловища.

1

22

Скелет конечностей.

1

23

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

1

24

Мышечная система. Строение и функции мышц.

1

25

Работа мышц. Утомление мышц.

1

Лабораторная работа: «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».

26

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

1

Лабораторная работа: «Измерение массы и роста своего организма».

27

Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.

1

 Тема7. «Внутренняя среда организма».

3

28

Внутренняя среда организма. Кровь и ее функции.

1

Лабораторная работа: «Изучение микроскопического строения крови».

29

Иммунитет.

1

30

Тканевая совместимость и переливание крови.

1

 Тема 8.. «Транспорт веществ».

4

31

Транспорт веществ. Кровеносная система.  

1

Лабораторная работа: «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»

32

Круги кровообращения. Лимфообращение.

1

33

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

1

Практическая  работа : «Измерение кровяного давления  сердечных сокращений».

34

Заболевания сердечнососудистой системы, их предупреждение.

1

 Тема 9. Дыхание.

5

35

Значение дыхания. Органы дыхания , их строение.

1

36

Дыхательные движения.  

1

Практическая работа: «Определение частоты дыхания».

37

 Регуляция дыхания.

1

38

 Газообмен в легких и тканях.

1

39

Приемы искусственного дыхания.  

1

 Тема 10. «Пищеварение»

5

40

Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества.

1

41

  Строение и функции органов пищеварения пищеварительные железы.  

1

42

Этапы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости .

1

 

43

Пищеварение в желудке и кишечнике. Всасывание питательных веществ .

1

Лабораторная работа: «Воздействие желудочного сока на белки , слюны на крахмал»

44

Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.

1

  Практическая работа: «Определение норм рационального питания».

 Тема 11. «Обмен веществ и энергии»

2

45

Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен.

1

46

Витамины, их роль в обмене веществ.  

1

  Тема 12. «Выделение»

2

47

Органы выделения. Строение и функции почек.

1

48

 Образование мочи. Роль кожи в выделении продуктов обмена.

1

 Тема 13. «Покровы тела»

3

49

Покровы тела. Строение и функции кожи.

1

50

Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание.

1

51

 Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

1

 Тема 13. «Размножение и развитие»

3

52

Система органов размножения. Оплодотворение.

1

53

Внутриутробное развитие организма. Роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.  

1

54

 Гигиена органов размножения. Планирование семьи.

1

 Тема 14. «Высшая нервная деятельность»

5

55

Рефлекс - основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения.

1

56

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь. Мышление.

1

57

Особенности высшей нервной деятельности человека. Память и эмоции.

1

58

Биологические ритмы. Сон и его значение.

1

59

Индивидуальные особенности личности. Гигиена умственного труда.

1

Тема 16. «Человек и его здоровье».

4

60

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

1

 

61

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

1

62

Прием и оказание первой помощи при кровотечениях, отравлении ,травмах, ожогах, обморожении.

1

Практическая работа: «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений»

63

Укрепление здоровья. Правила поведения человека в окружающей среде.

1

Лабораторная работа:»Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

  64- 66          Обобщение по теме                     «Человек и его здоровье».

3

67

«Человек и его здоровье».

1

Контрольная работа (промежуточная аттестация)

68-70

Повторение.

        2

                           

                                   Учебно-методическое обеспечение.

Основная литература:

  1. Сонин Н. И. «Биология. Человек.8 класс» М.; Дрофа, 2011

Дополнительная литература:

  1. Захаров В.Б., Сонин Н.И.Биология. Многообразие живых организмов: учебник для 8 класса. М.; Дрофа, 2009г.
  2. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. «Анатомия и физиология человека», М.; «Просвещение», 2009г.
  3. Батуев А.С. Биология. Человек., М.; «Просвещение», 2009г.
  4. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека; М.; «Просвещение», 2009г.
  5. Рохлов В.С. Дидактический материал. Биология. Человек. М.; «Просвещение», 2009г.
  6. Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена поурочные тесты и задания. М.; «Аквариум», 2008г.
  7. Никишов А.И. «Тесты. Биология 8 класс». М., Век книги, 2009г.
  8. Биология 8 класс: учебно-методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина М., Дрофа, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю

Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...

рабочая программа по биологии 10 класс. Сонин. 1 час по программе 105 часов 10-11 класс

рабочая программа по биологии по Сонину 1 часа в неделю. 10 класс по программе 105 часов...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии, 7 класс ( по программе Н.И. Сонина)

Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой (Программы для...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...