Рабочая программа по биологии 10-11 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

 

Рабочая программа составлена в соответствии с  Федеральным государственным стандартом, Примерной программой среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программой среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова.

                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biolgii_10-11_klass.doc427 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                                                                «Рассмотрено»

Директор школы Лопатина Т.В.                                                  МО естественно-научного цикла

Приказ №      от                 2013г.                                                  Приказ №    от                      2013г.

.                                                                              

                                                           

Рабочая программа по биологии в 10- 11 классах

Учитель I квалификационной категории Сапронова Марина Георгиевна

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Белоярская средняя общеобразовательная школа» Мошковского района


Рабочая программа  (базовый уровень)

10 – 11  класс

Рабочая программа составлена в соответствии с  Федеральным государственным стандартом, Примерной программой среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программой среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова.  

10 класс

Программа рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю)

В течение года:

Контрольных работ – 6

Лабораторных работ и практических работ  – 12

11 класс

Программа рассчитана на 68  часов (2 часа в неделю)

В течение года:

Контрольных работ – 6

Лабораторных работ и практических работ  – 13

Методическое обеспечение:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы. –М.:Дрофа, 2009г
  2. Новые государственные стандарты школьного образования «АСТ. Астрель» Москва, 2006г.
  3. «Общая биология 10-11 классы»  авт. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, _М: Дрофа, 2013г.
  4. Методическое пособие к учебнику  «Общая биология 10-11 классы»  авт. В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов. Н. И. Сонин. «Дрофа», 2002 г.
  5. Поурочные разработки по общей биологии . М.: «ВАКО», 2006.
  6. Опорные конспекты по биологии._ М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000.
  7. Биология 10 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина, Е. Т. Захаровой/авт. Сост. Т.И. Чайка. – Волгоград: Учитель, 2006.

Multimedia – поддержка предмета:

  1. Учебное пособие «Экология  10-11 классы»
  2. Учебное электронное издание «Экология»
  3. Репетитор «Биология»
  4. Лабораторный практикум «Биология 6-11 класс»
  5. Презентации:
  • «Экологически опасные вещества и факторы воздействия»
  • Постэмбриональное развитие»
  • «Мутации»
  • «Онтогенез»
  • «Наследственные болезни»
  • «Сцепленное наследование»
  • «Биогеоценоз»
  • «Биосфера»
  • «Основные направления эволюции»
  • «Вирусы»
  • «Фотосинтез»

Пояснительная записка:

как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

Цель курса:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук  строении,(цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

Задачи курса:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и  потребностями региона.

Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного) образования

Учащиеся должны знать/понимать:

основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере) сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости зародышевого сходства биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структуры);

Учащиеся должны уметь:

• объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

• устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

• решать задачи разной сложности по биологии;

составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

• описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическую критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов) абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно) антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

сравнивать биологические объекты (клетки растений животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы) процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз бесполое и половое размножение оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

Основное содержание программы

Название раздела

Кол-во часов по программе для общеобразовательных учреждений

Кол-во часов по рабочей программе

1.

Биология как наука. Методы научного познания.

3

3

2.

Клетка

10

18

3.

Организм

18

48

4.

Резервное время

5

3

Итого в 10 классе

36

72

5.

Эволюционное учение

19

                      25  

6.

Развитие органического мира

15

7.

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

11

24

8.

Резервное время

4

4

Итого в 11 классе

34

68

Всего в 10-11 классах

70

140

Программа является модифицированной, так как рассчитана на 140 часов, вместо 70 по программе. Большее количество часов отведено на темы: «Закономерности наследственности и изменчивости» и «Эволюционное учение», так как ежегодно основная часть выпускников сдает экзамен в форме ЕГЭ, где большая часть вопросов посвящена этим разделам.

В 11 классе на реализацию краеведческой составляющей использовано 3 часа (интегрировано с часами федерального компонента)

График прохождения контрольных работ

Раздел

№ контрольной работы

Примерные сроки

10 класс

«Химический состав клетки»

№1

«Строение клетки»

№ 2

«Размножение и индивидуальное развитие»

№ 3

Закономерности наследственности»

№ 4

«Изменчивость»

№ 5

Годовая контрольная работа

№ 6

11 класс

«Дарвинизм»

№ 1

«основные закономерности эволюции. Макроэволюция»

№ 2

«Развитие органического мира»

№ 3

«Происхождение человека»

№ 4

«Основы экологии»

№ 5

Годовая контрольная работа

№ 6

Содержание курса

Раздел I. Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)

Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и времени.

Раздел II. Клетка (18 часов)

Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические.  Элементный состав живого вещества биосферы.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений; роль воды в компартментализации и межмолекулярных взаимодействиях, теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности.

Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их образующие). Функция белковых молекул. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и  источник энергии. Обменный веществ в клетке. Жизненный цикл клеток. Неклеточные формы жизни.

Лаб. №1 «Наблюдение клеток растений, животных под микроскопом, их изучение и описание»

         Лаб. №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

Пр. №1 «Сравнение строения клеток растений и животных»

Раздел III. Организм (51 час)

Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения.

Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Эволюционное значение полового размножения. Эмбриональное и постэмбриональное развитие животных. Развитие организма и окружающая среда.

         История представлений о наследственности и изменчивости. История развития генетики. Молекулярная структура гена. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. Основные формы изменчивости. Генетика человека. Селекция животных, растений и микроорганизмов.

     Лаб. №3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства».  

     Пр. №2 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка их влияния на организм»

     Пр.№3 « Решение простейших генетических задач по теме «Моногибридное скрещивание».

     Пр.№4 « Составление простейших схем скрещивания»

     Пр.№5 «Решение задач по теме «Дигибридное скрещивание»

     Пр.№6 « Решение генетических задач и составление родословных».

    Лаб. №4 «Описание фенотипа комнатных растений»

    Лаб. №5 « Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»

    Пр. №7 «Анализ и оценка этическим аспектам биотехнологии»

Раздел IV. Эволюционное учение (25 часов)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы.         Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж.Б. Ламарка.

Учение Ч. Дарвина об искусственном и естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и    избыточная численность потомства. Борьба за существование в естественном отборе.

Пути достижения биологического прогресса.  Закономерности эволюционного процесса. Правила эволюции.

Пр. №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле».

Пр. №2 «Сравнительная характеристика ЕиИО»

         Лаб.№1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Лаб. №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Лаб. № 3 «Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия ЕО».

Пр. №3 «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых».

Раздел V . Развитие органического мира (15 часов)

Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эру.

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных.

Свойства человека как биологического вида, социального существа.

Пр. №4 «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас»

Раздел VI. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. (24 часа)

      Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы (В.И. Вернадский).  Круговорот веществ в природе.

Абиотические, биотические и антропогенные факторы.

Формы взаимоотношений между организмами.

Происхождение и эволюция паразитизма. Нейтральные отношения – нейтрализм.

Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных.

    Пр.№ 5 «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота»

    Лаб. №4 «Описание ЭС своей местности»

    Пр.№6 «Составление схем переноса веществ и энергии в ЭС (пищевых цепей и сетей».

    Пр.№7 «Решение экологических задач»

    Лаб. № 5 «Выявление антропогенных изменений в ЭС своей местности»

    Пр. №8 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде. Характеристика глобальных экологических проблем и пути их   решения»

Календарно-тематическое планирование (10 класс)

Тема урока

Колич. часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающегося

Практические и лабораторные работы

Форма контроля

Раздел I. Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)

1

Краткая история развития биологии. Методы биологии.

1

вводный

Ключевые понятия: система биологических наук.

Факты: объект изучения биологии – живая природа. Методы познания живой природы: описательный, исторический, метод моделирования.

Этапы познания: сбор фактов, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, доказательства теории.

Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественно-научной картины мира

Называть:

  • Естественные науки, составляющие биологию
  • Вклад ученых (основные открытия) в развитие биологии на разных этапах ее развития;
  • Методы исследования живой природы.

Фронтальн.

2

Сущность жизни и свойства живого.

1

Комб.

Ключевые понятия: жизнь.

Факты: отличительные признаки живой природы: уровневая организация, эволюция.

Основные уровни живой природы

Явления: свойства живого.

Дискретность и целостность. Наследственность и изменчивость, открытость. Ритмичность. Адаптация.

Процессы: метаболизм, саморегуляция, размножение, раздражимость и движение.

Давать определение понятию «жизнь».

Перечислять:

  • Уровни организации живой материи;
  • Основные свойства живого

Характеризовать проявление свойств живого на различных уровнях организации.

Фронтальн.

3

Уровни организации жизни.

1

Комб.

Индивид.

Раздел II. Клетка (18 часов)

История изучения клетки. Клеточная теория (1 час)

4

История изучения клетки, Клеточная теория.

1

Л

Понятия: теория, цитология.

Объекты: клетка эукариот, прокариот, вирусы.

Факты: развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Этапы создания клеточной теории. Роль теории в становлении современной естественно-научной картины мира.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть и описывать этапы создания клеточной теории

Называть:

  • Положения теории;
  • Вклад ученых в создание теории.

Объяснять роль клеточной теории в формировании естественно-научной картины мира.

Фронтальн.

Химический состав клетки (8 часов)

5

Химический состав клетки, неорганические вещества.

1

ИНМ

Понятия: гидрофильные соединения, гидрофобные, микроэлементы, макроэлементы, ультрамикроэлементы.

Факты.

Химический состав клетки. Вода, особенности строения и свойства: растворитель, высокая теплоемкость, теплопроводность, высокая интенсивность испарения. Роль неорганических веществ в жизни клетки и организма человека.

Давать определения ключевым понятиям.

Перечислять биоэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.

Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения.

Объяснять единство живой и неживой природы

Характеризовать биологическое значение химических элементов; минеральных веществ и воды в жизни клетки и организма человека

Фронтальн.

6-7

Органические вещества. Белки.

2

Комб.

Ключевые понятия: биополимеры, полипептиды

Объекты: белки, пространственная структура: первичная, вторичная, третичная, четвертичная.

Факты: химический состав клетки, белки, роль белков в клетке: структурная, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая, белки – ферменты, белки – гормоны, специфичность белковых молекул. Практическое использование денатурации.

Процессы: денатурация, ренатурация, причины денатурации.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть:

  • Элементарный состав и мономеры белков;
  • Функции белков.

Описывать проявления функций белков.

Перечислять причины денатурации белков.

Объяснять механизм образования белков.

Характеризовать биологическую роль белков в обеспечении жизнедеятельности организмов.

Индивид.

8-9

Органические вещества. Липиды и углеводы.

2

Комб.

Ключевые понятия:

органические вещества, биополимеры, низкомолекулярные вещества.

Объекты: липиды, углеводы.

Факты: химический состав клетки, Жиры, классификация жиров: нейтральные жиры, воски, жироподобные вещества; углеводы, классификация углеводов: моносахариды, дисахариды, полисахариды; роль липидов в клетке: источник энергии, воды, защитная функция

Давать определения ключевым понятиям

Описывать элементарный состав углеводов и липидов различных групп.

Приводить примеры углеводов и липидов.

Характеризовать биологическую роль липидов и углеводов в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов.

Фронтальн.

10-11

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты

2

Комб.

Ключевые понятия: биополимеры.

Объекты: ДНК, РНК.

Факты: химический состав клетки, Описание структуры ДНК, ДНК – носитель наследственной информации; виды РНК: транспортная, рибосомная, Информационная (матричная)

Процесс: удвоение молекулы ДНК

Закономерности, теории: принцип комплементарности.

Давать определения ключевым понятиям

 Называть:

  • Типы нуклеиновых кислот;
  • Функции нукл. кислот.

Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК.

Индивид.

12

Обобщение знаний по теме «Химический состав клетки»

1

К

Тестирование

Строение эукариотической и прокариотической клетки (8 часов)

13-16

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы. Лаб №1

4

Комб.

 Ключевые понятия: эукариоты.

Объекты: органоиды клетки эукариот: ЭПС (шероховатая или гранулярная), клеточная мембрана, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты), рибосомы.

Факты: строение слетки, основные части и органоиды клетки, их функции. Процесс: пиноцитоз, фагоцитоз.

                           

Давать определения ключевым понятиям.

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки.

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в жизнедеятельности клетки.

Раскрывать взаимосвязь строения и функций мембраны клетки.

Различать механизм пиноцитоза и фагоцитоза.

Лаб. №1 «Наблюдение клеток растений, животных под микроскопом, их изучение и описание»

Индивид.

17

Клеточное ядро. Хромосомы.

1

Комб.

Ключевые понятия: гаплоидный набор хромосом, гомологичные хромосомы, диплоидный набор хромосом, кариотип

Объекты: клеточное ядро: ядерная оболочка, ядерный сок, ядрышко, хроматин; хромосомы.

Факты: четко сформированное ядро – обязательный компонент клеток эукариот.

 Строение и функции хромосом, значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Давать определения ключевым понятиям

Описывать строение ядра эукариотической клетки.

Перечислять функции структурных компонентов ядра.

Характеризовать строение и состав хроматина.

Индивид.

18

Прокариотическая клетка

1

ИНМ

Ключевые понятия: прокариоты, эукариоты.

Объекты: органоиды прокариотической клетки: клеточная стенка, мембрана, нуклеотид, кольцевая ДНК, рибосома.

Факты: доядерные клетки (прокариоты), разнообразие прокариот; форма клеток бактерий: палочкообразные, сферические, спиралевидные, в форме запятой; распространение и значение бактерий в природе.

Процесс: спорообразование.

Давать определения ключевым понятиям

Называть:

  • Части и органоиды прокариотической клетки;
  • Экологическую роль бактерий.

Описывать: влияние болезнетворных микроорганизмов на состояние организма.

Выделять различия в строении клеток эукариот и прокариот.

Раскрывать сущность процессов спорообразования у бактерий.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для профилактики заболеваний, вызванных бактериями

Индивид.

19

Лабораторная работа №2

Практическая работа №1

1

п

Уметь работать с микроскопом; готовить микропрепараты.

Выделять различия в строении растительной и животной клетки.

Лаб. №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

Пр. №1 «Сравнение строения клеток растений и животных»

Индивид.

20

Обобщение по теме «Строение клетки»

1

К

Тестиров.

Вирусы (1 час)

21

Неклеточная форма. Вирусы.

1

Комб.

Ключевые понятия: вирус, генетическая информация.

Объекты: вирусы, бактериофаг.

Факты: строение вируса: генетический материал4 значение в природе и жизни человека: вирусы как возбудители болезней; вирусы, инфицирующие бактерии.

Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Явления: паразитизм на генетическом уровне

Давать определения ключевым понятиям.

 Описывать процесс проникновения вируса в клетку.

Объяснять сущность воздействия вируса на клетку.

Использовать полученные знания о вирусах в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний.

Фронтальн.

Раздел III. Организм (51 час)

Обмен веществ и преобразование энергии (5 часов)

22-23

Энергетический обмен веществ – катаболизм. Этапы энергетического обмена

2

Комб.

Ключевые понятия: метаболизм, диссимиляция, брожение, гликолиз.

Объекты: анаэробные и аэробные организмы.

Факты: обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов; организм – открытая энергетическая система. Этапы энергетического обмена.

Процесс: обмена веществ и превращение энергии; энергетический обмен: подготовительный этап, бескислородный этап, кислородный этап

Давать определения ключевым понятиям.

Объяснять : роль АТФ в обмене веществ в клетке.

Называть: этапы энергетического обмена.

Характеризовать:

  • Сущность и значение обмена веществ;
  • Этапы энергетического обмена веществ на примере расщепления глюкозы

Индивид.

24-25

Пластический обмен.

2

Комб.

Ключевые понятия: метаболизм, ассимиляция.

Объекты: автотрофные и гетеротрофные организмы.

Факты: Организм – открытая энергетическая система; источники энергии реакций световой и темновой фаз; типы питания: автотрофное, гетеротрофное; особенности обмена веществ у животных, растений, бактерий.

Процесс: фотосинтез: темновая и световая фазы

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать типы питания живых организмов.

Приводить примеры гетеротрофных и автотрофных организмов.

Характеризовать сущность фотосинтеза.

Доказывать, что организм – открытая энергетическая система.

Индивид.

26

Фотосинтез

1

Комб.

Фронтальн.

Размножение и индивидуальное размножение организмов ( 13 часов)

27-28

Деление клетки. Митоз.

2

Комб.

Ключевые понятия: жизненный цикл.

Факты: размножение – свойства организмов; деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов; митоз, сущность и значение.

Процесс: деление клетки – митоз.

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать:

  • Процесс удвоения ДНК;
  • Последовательно фазы митоза.

Объяснять:

  • Значение процесса удвоения ДНК;
  • Сущность и биологическое значение митоза.

Индивид.

29

Размножение: бесполое и половое.

1

Комб.

Ключевые понятия: размножение, половое размножение, бесполое размножение.

Факты: типы бесполого размножения.

Процесс: размножение, бесполое, половое.

Давать определения ключевым понятиям.

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы.

Сравнивать половое и бесполое размножение и делать выводы на основе сравнения.

Индивид.

30 -31

Мейоз

2

ИНМ

Ключевые понятия: гаметогенез, овогенез, сперматогенез.

Объекты: строение половых клеток

Факты: значение гаметогенеза.

Процесс: образование половых клеток, стадии размножения, роста, созревания; мейоз. Стадии первого и второго мейотического деления.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть стадии гаметогенеза.

Описывать:

  • Строение половых клеток;
  • Процесс мейоза.

Выделять отличия митоза от мейоза.

Объяснять биологический смысл и значение мейоза.

Индивид.

32-33

Образование половых клеток

2

Комб.

Индивид.

34-35

Оплодотворение.

2

Комб.

Ключевые понятия: оплодотворение, внутреннее

оплодотворение, двойное оплодотворение, наружное оплодотворение.

Факты: биологическое значение оплодотворения.

Процесс: индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Этапы эмбриогенеза.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть типы

оплодотворения.

Характеризовать сущность и значение оплодотворения.

Выделять отличия между типами оплодотворения.

Индивид.

36

Индивидуальное развитие организмов. Онтогенез человека. Лаб. №3

1

Комб.

Ключевые понятия: онтогенез, эмбриогенез.

Факты: эмбриональный и постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие; причины нарушения развития организмов.

Процесс: индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Этапы эмбриогенеза

Давать определения ключевым понятиям.

Называть:

  • периоды онтогенеза;
  • типы постэмбрионального развития;
  • причины нарушения развития организмов.

Описывать процесс эмбриогенеза.

Лаб. №3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства».

Индивид.

Ключевые понятия: онтогенез, репродуктивный период.

Факты: репродуктивное здоровье, его значение для будущих поколений людей; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Процесс: индивидуальное развитие (онтогенез) человека.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть:

  • периоды онтогенеза человека;
  • причины нарушения развития организма человека.

Сравнивать зародыши человека и других млекопитающих и делать выводы на основе сравнения.

Объяснять:

отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;

  • влияние мутагенов на организм человека.

Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно).

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек.

37

Развитие организмов и окружающая среда. Пр. №2

1

Л

Пр. №2 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка их влияния на организм»

Индивид.

38

Обобщение темы «Размножение и индивидуальное развитие»

1

К

Тестиров.

Закономерности  наследственности и изменчивости (24 часа)

39

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости

1

ИНМ

Ключевые понятия: генетика, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип.

Факты: наследственность и изменчивость – свойства организма. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Мендель – основоположник генетики.

Явления: наследственность, изменчивость

Давать определения ключевым понятиям.

Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять:

  • причины наследственности и изменчивости;
  • роль генетики  в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей.

Объяснять значение гибридологического метода Г Менделя.

Фронтальн.

40-41

Гибридологический метод изучения наследования признаков. Первый закон Г. Менделя.

2

ИНМ

Ключевые понятия: аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, моногибридное скрещивание.

Факты: статистический характер законов Г. Менделя; анализирующее скрещивание, цитологические основы генетических законов.

Закономерности, теории: закономерности наследования, установленные Менделем: закон доминирования, закон расщепления, закон чистоты гамет, соотношение фенотипов при анализирующем скрещивании 1:1

Давать определения ключевым понятиям.

Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.

Описывать:

  • механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания;
  • механизм неполного доминирования.

Определять по фенотипу генотип и наоборот

Фронтальн.

42-43

Практическая  работа №3

2

П

Уметь решать простейшие задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы скрещивания.

Пр.№3 « Решение простейших генетических задач по теме «Моногибридное скрещивание».

Индивид.

44

Практическая работа №4

1

П

Пр.№4 « Составление простейших схем скрещивания»

Индивид.

45

Второй закон Менделя – закон расщепления

1

ИНМ

Ключевые понятия: аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, дигибридное скрещивание.

Факты: условия появления закона независимого наследования; соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования:

9:3:3:1

Процессы: механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании.

Закономерности, теории: закон независимого наследования

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать механизмы проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Формулировать закон независимого наследования.

Составлять схему дигибридного скрещивания.

Анализировать:

  • содержание определений основных понятий;
  • схему дигибридного скрещивания.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признаков в потомстве.

Фронтальн.

46

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования признаков. Анализирующее скрещивание

1

Комб.

47-50

Практическая работа №5

4

П

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признаков в потомстве.

Пр.№5 «Решение задач по теме «Дигибридное скрещивание»

Индивид.

51

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.

1

ИНМ

Ключевые понятия: группа сцепления, генетические карты.

Факты: сцепленное наследование генов, нарушение сцепления, генетические карты.

Явления: сцепленное наследование.

Процесс: перекрест хромосом.

Закономерности, теории: закон Т. Моргана, хромосомная теория наследственности.

Давать определения ключевым понятиям.

Формулировать закон сцепленного наследования Т. Моргана.

Объяснять:

  • сущность сцепленного наследования;
  • причины нарушения сцепления;
  • биологическое значение перекреста хромосом.

Называть основные положения хромосомной теории.

Фрнтальн.

52

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

Комб.

Фронтальн.

53-54

Практическая работа №6

2

П

Умение решать генетические задачи по теме; составлять родословные.

Пр.№6 « Решение генетических задач и составление родословных».

Индивид.

55

Генотип как целостная система взаимодействующих генов.

1

ИНМ

Ключевые понятия: гетерозис, кодоминирование, комплиментарность, плейотропия, полимерия, эпистаз.

Факты: особенности наследования качественных и количественных признаков; использование явлений гетерозиса в практике с/х.

Процесс: аллельные и неаллельные взаимодействия генов.

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры: аллельного взаимодействия генов

Объяснять проявления:

  • комплементарности;
  • эпистаза.

Обосновывать проявления кодоминирования и гетерозиса.

Характеризовать формы взаимодействия неаллельных генов.

Фронтальн.

56

Обобщение темы «Закономерности наследственности»

1

К

Тестирование.

57

Наследственная (генотипическая изменчивость)

1

ИНМ

Ключевые понятия: изменчивость, комбинативная изменчивость, наследственная изменчивость.

Факты: биологическое значение, образование уникальных генотипов; источники комбинативной изменчивости: независимое расхождение хромосом, кроссинговер, случайная встреча гамет при оплодотворении; уровни возникновения комбинаций генов.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть уровни возникновения комбинаций генов.

Приводить примеры комбинативной изменчивости.

Объяснять причины проявления комбинативной изменчивости у организмов, размножающихся половым путем

Фронтальн.

58

Зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость)

1

Комб.

Ключевые понятия: вариационный ряд, модификации, норма реакции.

Факты: свойства модификаций: направленность; причины модификаций, влияние степени силы и продолжительности действия фактора на проявление модификации; влияние широты нормы реакции на приспособление к конкретным условиям.

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать проявление модификационной изменчивости.

Объяснять причины ненаследственной изменчивости.

Обосновывать влияние нормы реакции на приспособление организмов к среде обитания.

Характеризовать биологическое значение модификаций.

Фронтальн.

59

Лабораторная работа №4

1

П

Ключевые понятия: вариационная кривая, варианта, статистика модификаций.

Объяснять результаты учебно-исследовательской работы.

Использовать математические методы статистики в биологии.

Объяснять результаты учебно-исследовательской работы.

Сравнивать свойства мутационной и модификационной изменчивости.

Лаб. №4 «Описание фенотипа комнатных растений»

Индивид.

60-61

Лабораторная работа №5

2

П

Лаб. №5 « Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»

Индивид.

62

Обобщение по теме «Изменчивость»

1

К

тестирование

Селекция растений, животных, микроорганизмов (5 часа)

63

Задачи современной селекции. Центры происхождения и многообразия культурных растений.

1

ИНМ

Ключевые понятия: селекция, сорт, порода, штамм.

Факты: генетика – теоретическая основа селекции; основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор; достижения и направления современной селекции.

Явления: гетерозис.

Закономерности, теории: учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия культурных растений.

Давать определения ключевым понятиям.

Характеризовать роль Вавилова о центрах происхождения культурных растений для развития селекции.

Фромтальн.

64-65

Методы селекции растений и животных

2

Комб.

Ключевые понятия: гетерозис, гибридизация, отбор, порода, сорт.

Факты: виды отбора: индивидуальный и массовый; типы скрещивания: родственное и неродственное; отдаленная гибридизация у растений и животных.

Процесс: искусственный мутагенез.

Давать определения ключевым понятиям.

Выделять признаки сорта или породы.

Характеризовать типы скрещивания в животноводстве

Индивид.

66

Селекция микроорганизмов

1

ИНМ

Ключевые понятия: биотехнология, генная инженерия.

Факт: особенности селекции микроорганизмов. Успехи биотехнологий.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть методы, используемые в селекции микроорганизмов.

Объяснять значение селекции микроорганизмов.

Характеризовать успехи биотехнологии, генной инженерии.

Фронтальн.

67-

68

Достижения современной селекции. Пр. № 7

2

Обобщ.

Ключевые понятия: геном, клонирование.

Факт: современные методы селекции. Этические аспекты развития исследований биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома)

Давать оценку этическим аспектам биотехнологий

Пр. №7 «Анализ и оценка этическим аспектам биотехнологии»

Индивид.

69

Контрольная работа за курс биологии 10 класса

2

К

Тестиров.

Повторение  (3часа)

70

Повторение темы «Химический состав клетки»

1

Обобщ.

Индивид.

71

Повторение темы «Строение клетки»

1

Обобщ.

Индивид.

72

Повторение темы «Обмен веществ»

1

Обобщ.

Индивид.

Календарно-тематическое планирование (11 класс)

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающегося

Практические и лабораторные работы

Форма контроля

Допол-

нение

Раздел I. Эволюционное учение (25 часов)

Развитие представлений об эволюции живой природы (2 часа)

1-2

История развития представлений о развитии жизни на Земле. Пр. № 1

2

Комб.

Ключевые понятия: креационизм.

Факт: научные и религиозные представления об эволюции; идеи креационизма; создание мира Творцом и неизменность живой природы.

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать представление о природе в древнем мире.

Отличать научную точку зрения от ненаучной.

Характеризовать научные представления об эволюции живой природы.

Пр. №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле».

Индивид.

Дарвинизм (15часов)

3

Предпосылки развития теории Ч. Дарвина

1

Л

Ключевые понятия: эволюционная палеонтология, определенная изменчивость, неопределенная изменчивость.

Факты: естественно-научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть : естественно-научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения.

Фронтальн.

4-5

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

2

Комб.

Ключевые понятия: искусственный отбор.

Факт: формы искусственного отбора: сознательный и бессознательный; значение учения об отборе для формирования эволюционных взглядов.

Теории и гипотезы: учение об искусственном отборе.

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать механизм ИО

Объяснять значение учения об ИО для формирования эволюционных взглядов.

Индивид.

6-7

Учение Ч. Дарвина о ЕО. Формы борьбы за существование.

2

ИНМ

Ключевые понятия: БЗС.

Факт: размножение организмов в геометрической прогрессии; формы БЗС: межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными условиями среды; причины БЗС.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть формы БЗС.

Выделять наиболее напряженную форму БЗС.

Доказывать на конкретных примерах способность животных организмов к размножению в геометрической прогрессии.

Объяснять причины БЗС.

Характеризовать формы БЗС.

Индивид.

8

Практическая работа №2

1

П

Ключевые понятия: ЕО,ИО

Факт: особенность ЕО и ИО

Давать сравнительную характеристику ЕО и ИО.

Пр. №2 «Сравнительная характеристика ЕиИО»

Индивид.

9

Вид – эволюционная единица. Его критерии и структура

1

Комб.

Ключевые понятия: вид.

Факт: критерии вида: морфологический, генетический, экологический, географический; репродуктивная изоляция.

Теория: биологическая концепция вид.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть критерии вида и обосновывать важность критериев для определения вида.

Доказывать, что вид объективно существует в природе.

Индивид.

10

Лабораторная работа №1,2

1

П

Ключевые понятия: морфологический критерий

Делать описание организма по морфологическому критерию.

Лаб.№1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Лаб. №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Индивид.

11

Популяция – структурная единица вида и эволюции.

1

ИНМ.

Ключевые понятия: вид, популяция, генофонд популяции

Объекты: популяция.

Факты: популяция – структурная единица вида и эволюции.

Процессы: эволюционные изменения в популяциях.

Давать определения ключевым понятиям.

Характеризовать:

  • Популяцию как структурную единицу вида;
  • Популяцию как единицу эволюции.

Фронтальн.

12

Формы ЕО.

1

ИНМ

Факт: Современные представления о ЕО как направляющем факторе эволюции; формы ЕО: движущий, стабилизирующий; влияние форм ЕО на изменчивость признака организма.

Называть условия действия ЕО.

Объяснять: причины существования в природе ЕО.

Доказывать, что ЕО – движущая сила эволюции.

Обосновывать влияние факторов, определяющих интенсивность действия отбора.

Фронтальн.

13-14

Приспособленность организмов к среде обитания и их относительность.

2

Комб.

Ключевые понятия: адаптация физиологическая, маскировка, мимикрия, покровительственная окраска, предупреждающая окраска.

Факт: приспособительное поведение. Проявление – забота о потомстве. Физиологические адаптации. Относительный характер приспособлений

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры приспособлений организмов на разных уровнях организации

Доказывать относительный характер приспособлений

Объяснять возникновение физиологических адаптаций

Индивид.

15

Лабораторная работа №3

1

П

Ключевые понятия: адаптация физиологическая, маскировка, мимикрия, покровительственная окраска, предупреждающая окраска.

Уметь выявлять черты приспособления организмов к среде обитания.

Лаб. № 3 «Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия ЕО».

Индивид.

16

Микроэволюция, Современные представления о видообразовании

1

ИНМ

Ключевые понятия: видообразование, географическое видообразование, экологическое видообразование.

Факт: видообразование – результат эволюции.

Процессы: видообразование.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть способы видообразования и приводить примеры.

Описывать механизм основных путей видообразования.

Фронтальн.

17

Обобщение по теме «Дарвинизм»

1

К

Тестирование

Основные закономерности эволюции. Макроэволюция (8 часов)

18

Макроэволюция и ее доказательства.

1

ИНМ

Ключевые понятия: цитология, сравнительная морфология, палеонтология, эмбриология, биогеография.

Факты: прямые и косвенные доказательства эволюции.

Законы: закон К. Бэра о сходстве зародышей и эмбриональной дивергенции признаков, биогенетический закон Мюллера, Геккеля.

Давать определения ключевым понятиям.

Находить и систематизировать информацию о косвенных  и прямых доказательствах эволюции.

Фронтальн.

19

Главные  направления эволюции, Биологический  прогресс и регресс.

1

ИНМ

Ключевые понятия: макроэволюция, биологический прогресс, биологический регресс.

Факт: признаки б.прогресса и б. регресса.

Процесс: макроэволюция, направление развития.

Давать определения ключевым понятиям.

Характеризовать основные направления органической эволюции.

Сравнивать процессы макроэволюции и микроэволюции

Фронтальн.

20-21

Пути достижения биологического прогресса

2

Комб.

Ключевые понятия: ароморфоз, дегенерация, идиоадаптация.

Факт: пути биологического прогресса, биологическая роль ароморфозов, идиоадаптаций.

Давать определения ключевым понятиям.

Объяснять роль в эволюции ароморфозов и идиоадаптаций.

Характеризовать основные пути  эволюции.

Индивид.

22

Практическая работа № 3.

1

П

Факт: основные ароморфозы у растений: споровое размножение, семенное размножение, появление цветка; идиоадаптации у насекомых: различие в строении ротового аппарата, конечностей.

Приводить примеры ароморфозов у растений и идиоадаптаций у насекомых.

Пр. №3 «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых».

Индивид.

23

Основные закономерности биологической эволюции

1

ИНМ.

Ключевые понятия: аналоги, дивергенция, гомологи, конвергенция, параллелизм.

Факт: формы эволюции, условия проявления.

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры гомологов и аналогов.

Отличать проявление конвергенции и дивергенции.

Индивид.

24

Правила эволюции

1

Комб.

Ключевые понятия: филогенез.

Законы и правила: правило необратимости эволюции, правила чередований направлений эволюции

Называть правила эволюции.

Раскрывать сущность правил эволюции.

Приводить доказательства необратимости эволюции

Фронтальн.

25

Обобщение знаний по теме «Основные закономерности эволюции»

1

К

Тестирование

Раздел II. Развитие органического мира (15 часов)

Основные черты эволюции животного и растительного мира (6 часов)

26

Происхождение жизни и ее развитие в архейскую, протерозойскую эры.

1

ИНМ

Факт: главные эволюционные события: возникновения фотосинтеза. Полового процесса, многоклеточности; разнообразие водорослей; эволюционное значение ароморфозов; пути эволюционных преобразований – переход и сидячему, плавающему образу жизни: появление многоклеточных животных: губок, кишечнополостных, членистоногих.

Процесс: почвообразование.

Давать определения ключевым понятиям.

Находить и систематизировать информацию о косвенных  и прямых доказательствах эволюции.

Характеризовать развитие живых организмов в архее и протерозое.

Фронтальн.

27

Развитие жизни в палеозойскую эру.

1

Комб.

Факт: климатические изменения, активное горообразование.

Главные эволюционные события:

  • Кембрия – формирование большинства типов животных; появление скелетных форм.
  • Ордовика – разнообразие трилобитов.
  • Силура – появление позвоночных – бесчелюстных, появление наземных сосудистых растений, выход членистоногих на сушу.
  • Девона – появление земноводных, господство рыб.
  • Карбона – господство амфибий, развитие споровых растений, возникновение рептилий,  возникновение голосеменных.
  • Пермский период – вымирание морских организмов. Распространение голосеменных.

 Ароморфозы у животных и растений. Эволюционные преимущества семенного размножения.

Называть период появления первых наземных растений.

Описывать климатические изменения.

Характеризовать эволюцию животных и растений.

Индивид.

28

Развитие жизни в мезозое.

1

Комб.

Факт: климатические изменения.

Главные эволюционные события:

  • Триаса – вымирание папоротников, расцвет голосеменных, происхождение птиц и первых млекопитающих;
  • Юрского периода – господство рептилий, происхождение плацентарных млекопитающих;
  •  Меловой период – вымирание рептилий, появление покрытосеменных.

Ароморфозы млекопитающих и птиц, цветковых растений.

Процесс: оледенение.

Называть периоды возникновения цветковых растений млекопитающих и птиц.

Описывать климатические изменения в мезозое.

Выделять преимущества цветковых растений.

Характеризовать эволюцию животных в мезозое.

Фронтальн.

30

Развитие жизни в кайнозое

1

Комб.

Факт: климатические изменения.

Главные эволюционные события:

  • Палеогена – господство млекопитающих и птиц;
  • Неогена – появление человекообразных обезьян.

Описывать климатические изменения в палеозое.

Объяснять влияние на развитие жизни животных и растений оледенения.

Характеризовать эволюцию животных в кайнозое.

Обосновывать причины господства цветковых растений.

Фронтальн.

31

Развитие жизни на Земле

1

Комб.

Систематизация знаний

Индивид.

32

Обобщение знаний по теме: «Развитие жизни на Земле».

1

К

Тестирование.

Происхождение человека (9 часов)

33-34

Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира.

2

ИНМ

Ключевые понятия: атавизмы, рудименты, антропология.

Факт: доказательства происхождения человека от животных: сравнительно-анатомические, эмбриологические.

Законы и правила: проявление биогенетического закона.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть признаки, доказывающие принадлежность человека к подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие.

Доказывать с позиции биогенетического закона животное происхождение человека.

Сравнивать человека и человекообразных обезьян.

Характеризовать систематическое положение человека.

Индивид.

35

Эволюция приматов.

1

Комб.

Факт: происхождение человекообразных  обезьян и человека от дриопитека.

Отличительные признаки австралопитеков. Особенности строения,

связанные с прямохождением.

Образ жизни: собирательство, использование палок, камней в качестве орудий.

Процесс: эволюция приматов. Переход к прямохождению.

Называть группу млекопитающих, от которых произошел отряд Приматы.

Перечислять биологические особенности человека, связанные с

прямохождением.

Выделять черты строения и образа жизни обезьяноподобных предков, предопределивших развитие признаков вида Человек разумный.

Характеризовать особенности направления отбора мутаций под влиянием трудовой деятельности.

Индивид.

36

Стадии эволюции человека. Древнейшие люди.  Древние люди.

1

Комб.

Объект: древнейшие люди.

Факт: представители: человек умелый, человек прямоходящий; особенности строения; образ жизни: использование и добыча огня,, приготовление пищи. Изготовление орудий труда.

Распространение: Африка (человек умелый); Африка, Западная и Центральная Европа, Индонезия, Восточная Азия (человек прямоходящий)

Объект: древние люди.

Факт: два пути развития неандертальцев; особенности строения, образ жизни: развитие внутригрупповых связей, изготовление одежды и жилищ; зачаточная речь.

Распространение – Африка, Азия, Европа.

Называть представителей древнейших людей.

Описывать образ жизни древнейших людей.

Характеризовать прогрессивные черты в эволюции древнейших людей.

Описывать образ жизни неандертальцев.

Характеризовать прогрессивные черты в эволюции древних людей

Индивид.

Индивид.

37

Стадии эволюции человека. Первые современные люди.

1

Комб.

Понятие: социогенез.

Объект: кроманьонец.

Факт: особенности строения, увеличения головного мозга.

Образ жизни: появление членораздельной речи, зарождение культуры, строительство постоянного жилища, шитье одежды.

Роль труда в происхождении человека.

Распространение – Африка, Азия, Европа, Америка.

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать образ жизни кроманьонца.

Выделять ведущие факторы, по мнению Ф. Энгельса, в эволюции современного человека.

Индивид.

38

Современный этап в эволюции человека.

Практическая работа №4

1

Комб.

Факт: расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная; географические и климатические условия формирования рас;  отличительные особенности; социальные факторы эволюции.

Процесс: механизм расогенеза.

Ключевые понятия: расизм.

Факт: человеческие расы как пример идиоадаптаций.

Теории и гипотезы: антинаучная сущность расизма. Доказательства расового равенства людей.

Называть основные расы.

Выделять признаки различий человеческих рас, объяснять причины различий.

Характеризовать современный этап эволюции человека.

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить факты, доказывающие ложность расизма.

Объяснять причины единства человеческих рас.

Обосновывать механизм формирования человеческих рас.

Пр. №4 «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас»

Индивид.

39

Обобщение знаний по теме: «Происхождение человека»

1

К

Тестирование

Раздел III. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. (24 часа)

Понятие  о биосфере (3 часа)

40

Биосфера, ее структура и функции. Биосфера – глобальная экологическая система, ее границы.

1

ИНМ

Ключевые понятия: Биосфера, экология, биомасса, живое вещество.

Факт: Компоненты биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество; границы биосферы; функции живого вещества.

Теории и гипотезы: учение о биосфере.

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать компоненты биосферы.

Характеризовать верхние и нижние пределы распространения жизни в биосфере, компоненты биосферы.

Фронтальн.

41

Круговорот веществ в природе

1

ИНМ

Ключевые понятия: круговорот веществ и элементов, Ноосфера.

Факты: круговорот веществ – обязательное условие существования и продолжения жизни на Земле. Роль живого вещества в биосфере.

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать:

  • Биохимические циклы воды, углерода
  • Проявление физико-химического воздействия организмов на среду.

Характеризовать:

  • Сущность и значение круговорота веществ и превращение энергии;
  • Роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы.

Фронтальн.

42

Практическая работа № 5

1

П

Процесс: круговорота углерода и азота.

Составлять схемы круговорота веществ в природе.

Пр.№ 5 «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота»

Индивид.

Жизнь в сообществах (2 часа)

43-44

История формирования сообществ живых организмов. Биогеография. Основные биомы суши.

1

ИНМ

Ключевые понятия: биомы.

Факт: причины различий растительного и животного мира: геологическая история материков, изоляция, различие климатических условий в широтном направлении; биомы палеоарктической области: тундра, хвойные леса. Степи, лиственные леса, жестколиственные леса, пустыни; растительный и животный мир; фактор, определяющий тип биома – климат; климатические условия.

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры, доказывающие, что разделение материков отразилось на эволюции растений и животных.

Описывать биомы суши палеоарктической области.

Индивид.

Взаимоотношение организма и среды (9 часов)

45

Взаимоотношения организма и среды. Естественные сообщества живых организмов, Биогеоценозы.

2

Комб.

Ключевые понятия: БГЦ, биоценоз, экотоп, эдафотоп, экосистема, первичная продукция.

Объект: морфологическая структура.

Факт: характеристика БГЦ: биомасса, биологическая продуктивность, плотность популяции.

Давать определения ключевым понятиям.

Сравнивать количество биомассы, образующийся в различных климатических условиях.

Характеризовать морфологические структуры БГЦ.

Фронтальн.

46

Лабораторная работа № 4

Факт: смешанные и хвойные леса – основные биомы с Белоярка.

Растительный и животный мир.

Описывать биомы села Белоярка.

Объяснять влияние климатических условий.

Составлять цепи и сети питания.

Лаб. №4«Описание ЭС своей местности»

Индивид.

РК

47-48

Абиотические факторы среды

2

Комб.

Ключевые понятия: абиотические факторы, биотические ритмы, фотопериодизм.

Факты: экологические факторы – определенные компоненты среды обитания. Способные оказывать влияние на организм. Приспособление организмов к определенному комплексу абиотических факторов.

Закономерности: влияние абиотических факторов на организмы.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть основные абиотические факторы среды.

Описывать приспособления организмов к определенному комплексу абиотических факторов.

Индивид.

49

Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор.

1

Комб.

Ключевые понятия: ограничивающий фактор, экологическая ниша.

Факт: ограничивающее и оптимальное воздействие фактора среды.

Правило: правило минимума.

Давать определения ключевым понятиям.

Приводит примеры ограничивающего воздействия экологических факторов.

Обосновывать условия оптимального и ограничивающего воздействия экологических факторов.

Фронтальн.

50

Биотические факторы среды

1

Комб.

Ключевые понятия: биотический фактор, видовое разнообразие.

Факт: организация сообщества. Взаимосвязь организмов. Пространственная структура.

Приводить примеры видового разнообразия БЦ.

Описывать пространственную структуру сообщества и его видовое разнообразие.

Характеризовать биотические факторы среды.

Индивид.

51

Цепи питания. Правила экологических пирамид.

1

Комб.

Ключевые понятия: пищевая цепь, сеть питания, трофическая структура, трофический уровень, экологическая пирамида.

Факт: пищевые отношения, компоненты пищевых цепей; виды цепей питания: пастбищная и детритная.

Законы и правила: правило экологической пирамиды биомасс.

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры пастбищной и детритной цепи питания.

Отличать понятия пищевая цепь и сеть питания.

Описывать пищевые цепи.

Фронтальн.

52

Практическая работа № 6

1

П

Факт: структура и компоненты пищевых цепей.

Детритные и пастбищные цепи питания.

Составлять схемы пищевых цепей и пищевых сетей и объяснять роль взаимосвязей в жизни сообщества.

Различать виды пищевых цепей.

Пр.№6 «Составление схем переноса веществ и энергии в ЭС (пищевых цепей и сетей».

Индивид.

53

Смена ЭС. Пр. № 7

1

П

Ключевые понятия: сукцессия.

Факт: изменение  сообщества в ходе сукцессий.

Процесс: смена ЭС; причины; установление равновесного состояния.

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать механизм сукцессий.

Объяснять причины смены ЭС.

Пр.№7 «Решение экологических задач»

Индивид.

Взаимоотношения между организмами (4 часа)

54

Формы взаимоотношений. Позитивные отношения.

1

ИНМ

Ключевые понятия: симбиоз.

Факт: формы взаимовыгодного сожительства: кооперация, мутуализм, комменсализм; обязательный или временный характер симбиотических отношений.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть формы симбиоза и выделять их особенности.

Индивид.

55

Антибиотические отношения.

1

Комб.

Ключевые понятия: Антибиоз, паразитизм.

Факт: проявление и биологическое значение (регуляция численности, влияние на разнообразие сообщества).

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры хищничества и паразитизма.

Объяснять биологическую роль хищничества и паразитизма.

Характеризовать проявление хищничества и паразитизма.

Отличать хищничество от паразитизма.

Индивид.

56

Конкуренция. Нейтрализм.

1

Комб.

Ключевые понятия: конкуренция, нейтрализм.

Факт: проявление и биологическое значение; внутривидовая конкуренция; конкуренция межвидовая: пассивная (потребление ресурсов среды, необходимых обоим видам); активная (подавление одного вида другим).

Давать определения ключевым понятиям.

Объяснять влияние конкуренции на интенсивность жизнедеятельности соперничающих видов.

Характеризовать проявление конкуренции.

Фронтальн.

57

Обобщение по теме «Взаимоотношение организма и среды»

1

К

Тестирование

Биосфера и человек. Основы экологии (6 часов)

58

Воздействие человека на природу в процессе становления общества

1

ИНМ

Ключевые понятия: антропоценозы, ноосфера.

Факт: влияние на окружающую среду деятельности древнего человека.

Ноосфера – высший тип управляющейся целостности; взаимосвязь законов природы с законами общества.

Теории и гипотезы: развитие учения о ноосфере В.И. Вернадского.

Давать определения ключевым понятиям.

Объяснять влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека.

фронтальн.

59

Природные ресурсы и их использование

1

Комб.

Ключевые понятия: ресурсы возобновляемые и невозобновимые.

Факт: неисчерпаемые ресурсы: космические, климатические, водные.

Исчерпаемые: возобновляемые и невозобновляемые; значение ПР для деятельности человека.

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры ПР различных групп.

Фронтальн.

60

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

1

Комб.

Факт: причины загрязнения воздуха: сжигание топлива, металлургическое производство, влияние загрязнения воздуха на БЦ, влияние на климат парникового эффекта; причины загрязнения пресных и морских вод: крушение нефтеналивных судов, влияние загрязнения на БЦ; причины загрязнения почвы, влияние загрязнения почвы на БЦ.

Описывать влияние загрязнения воздуха, воды, почвы на БЦ.

Объяснять причины и последствия загрязнения воды, воздуха, почвы.

Индивид.

61

Влияние человека на растительный и животный мир. Лаб. №5

1

Комб.

Факт: прямое и косвенное влияние на изменение природной среды; меры по охране растительного и животного мира.

Называть растения и животных, находящихся под угрозой исчезновения.

Объяснять последствия уничтожения лесов.

Выявлять антропогенные изменения  в ЭС своего региона.

Характеризовать влияние человека на растительный и животный мир Земли.

Лаб. № 5 «Выявление антропогенных изменений в ЭС своей местности»

Индивид.

РК

62

Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

Пр. №8

1

Комб.

Ключевые понятия: природопользование.

Факт: пути решения экологических проблем; стратегии развития с/х, промышленности, энергетики и борьба с загрязнениями; сохранение природных сообществ; обязательный характер мероприятий по охране природы.

Принципы: принципы рационального природопользования

Давать определения ключевым понятиям.

Формулировать принципы рационального природопользования.

Обосновывать необходимость бережного отношения к природе и ее охраны.

Объяснять значение рационального, научно обоснованного природопользования для сохранения многообразия растительного и животного мира.

Пр. №8 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде. Характеристика глобальных экологических проблем и путей их решения»

Индивид.

РК

63

Проблемы бионики.

1

ИНМ

Ключевые понятия: бионика, биомеханика.

Факт: использование человеком в строительстве и промышленности особенности строения растений и животных.

Процесс: эхолокация, электролокация.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть особенности строения и приспособления животных и растений. Используемые человеком в строительстве, промышленности.

Приводить примеры эхолокации и электролокации.

Объяснять значение изучения биологии для НТП.

Фронтальн.

Повторение (5часов)

64-

65

Повторение темы «Дарвинизм»

2

Повторение и обобщение

Индивид.

66-67

Повторение темы «Макроэволюция и Микроэволюция»

2

Повторение и обобщение

Индивид.

68

Контрольная работа за курс 11 класса

1

К

Тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...