Рабочая программ по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Программа рассчитана на 70 часов – 2 часа в неделю.
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом, Примерной программой основного общего образования по биологии и Программой основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_7_klass.doc | 324 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» «Рассмотрено»
Директор школы Лопатина Т.В. МО естественно-научного цикла
Приказ № от 2013г. Приказ № от 2013г.
.
Рабочая программа по биологии в 7 классе
Учитель I квалификационной категории Сапронова Марина Георгиевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Белоярская средняя общеобразовательная школа» Мошковского района
Рабочая программа 7 класс (базовый уровень)
Программа рассчитана на 70 часов – 2 часа в неделю.
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом, Примерной программой основного общего образования по биологии и Программой основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина
В течение года:
Контрольных работ – 6
Лабораторных и практических работ– 18
Методическое обеспечение:
- Программа для общеобразовательных учреждений. Москва «Дрофа», 2009г.
- Новые государственные стандарты школьного образования. «АСТ. Астрель», Москва, 2006г.
3. Учебник «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. Авт. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. М.: «Дрофа», 2013 г.
4. Методическое пособие к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. Авт. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. М.: «Дрофа», 2001 г.
5. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. Авт. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. М.: «Дрофа», 2002 г.
6. https://my.1september.ru/
Multimedia – поддержка предмета:
- Репетитор «Биология»
- Лабораторный практикум «Биология 6-11 класс»
- Презентации:
- «Покрытосеменные растения НСО»
- «Культурные растения»
- «Игра по культурным растениям»
- «Семейство Лилейных»
- «Семейство Розоцветных»
Пояснительная записка
Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, а так же с происхождением представителей различных таксономических единиц.
Она предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Цель курса:
- освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы.
Задачи курса:
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
В результате изучения предмета учащиеся должны:
знать/понимать
- особенности жизни как формы существования материи;
- фундаментальные понятия биологии;
- о существовании эволюционной теории;
- основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
- уметь
- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- владеть языком предмета.
Организационные формы процесса обучения, используемые при организации УВП в 7 классе, обеспечивают реализацию целей обучения биологии на данной ступени обучения, а также учитывают возрастные особенности учащихся. В связи с этим преобладающей формой работы является комбинированный урок, включающий элементы самостоятельной работы учащихся, индивидуальные, групповые практические работы.
Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля: тестовый контроль, уроки обобщающего повторения, практические работы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Количество часов по программе для общеобразовательных уч. учучреждений | Количество часов по рабочей программе |
Введение | 3 | 2 |
Раздел 1. Царство Прокариоты | ||
Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов | 3 | 3 |
Всего | 3 | 3 |
Раздел 2. Царство Грибы | ||
Тема 2.1. Общая характеристика грибов | 3 | 3 |
Тема 2.2. Лишайники | 1 | 2 |
Всего | 4 | 4 |
Раздел 3. Царство Растения | ||
Тема 3.1. Общая характеристика растений | 2 | 1 |
Тема 3.2. Низшие растения | 2 | 2 |
Тема 3.3. Высшие растения | 4 | 3 |
Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения | 2 | 2 |
Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения | 6 | 8 |
Всего | 16 | 16 |
Раздел 4. Царство Животные | ||
Тема 4.1. Общая характеристика животных | 1 | 1 |
Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные | 2 | 2 |
Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные | 1 | 1 |
Тема 4.4. Тип Кишечнополостные | 3 | 2 |
Тема 4.5. Тип Плоские черви | 2 | 2 |
Тема 4.6. Тип Круглые черви | 1 | 1 |
Тема 4.7. Тип Кольчатые черви | 3 | 3 |
Тема 4.8. Тип Моллюски | 2 | 2 |
Тема 4.9. Тип Членистоногие | 7 | 7 |
Тема 4.10. Тип Иглокожие | ||
Тема 4.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные | 1 | 1 |
Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы | 2 | 3 |
Тема 4.13. Класс Земноводные | 2 | 2 |
Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся | 2 | 2 |
Тема 4.15. Класс Птицы | 4 | 5 |
Тема 4.16. Класс Млекопитающие | 4 | 5 |
Всего | 37 | 39 |
Раздел 5. Царство Вирусы | 2 | 1 |
Заключение | 1 | 2 |
ИТОГО | 66 + 4 резерв | 67+3 резерв |
В программу внесены следующие изменения:
Изучение разделов «Введение» уменьшено на 1 час; «Вирусы» сокращено на 1 час (данные темы будут изучаться более подробно в других курсах)
Эти часы отводятся для более полного изучения раздела «Животные», связи с большим объемом материала (39 часов вместо 37 по программе)
На реализацию содержания краеведческой составляющей использовано 18 часов (интегрировано с часами федерального компонента)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(70 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.
Раздел I
Царство Прокариоты (3 часа)
Тема 1.1
Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часа)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствa прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
■ Демонстрация
Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.
Раздел II
Царство Грибы (4 часа)
Тема 2.1
Общая характеристика грибов (3 часа)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
■ Демонстрация. Схемы строения представителей Различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.
■ Лабораторные и практические работы
Лаб. № 1 «Строение плесневых грибов»
Лаб. № 2 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»
Тема 2.2 Лишайники (1 час)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.
- Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.
Раздел III
Царство Растения (16 часов)
Тема 3.1
Общая характеристика растений (1 час)
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
■ Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 3.2
Низшие растения (2 часа)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
- Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.
Лаб. № 3 «Изучение внешнего строения водорослей».
Тема 3.3
Высшие растения (3 часа)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.
Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема пшена развития папоротника. Различные представители папоротников.
Лаб. № 4 «Изучение внешнего строения мхов»
Лаб. № 5 « Изучение внешнего строения папоротников».
Тема 3.4
Отдел Голосеменные растения (2 часа)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
- Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.
Лаб. № 6 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений».
Тема 3.5
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (8 часов)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
- Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.
Лаб. № 7 «Изучение строения покрытосеменных растений семейства Розоцветные. Розоцветные растения Новосибирской области»
Лаб. № 8«Изучение строения покрытосеменных растений семейства Крестоцветные. Крестоцветные растения Новосибирской области»
Лаб. № 9 «Изучение строения покрытосеменных растений семейства Злаковые и семейства лилейные. Лилейные растения Новосибирской области».
Пр. № 1 «Распознавание наиболее распространенных растений Новосибирской области, определение их систематического положения. Значение в жизни человека».
Раздел IV
Царство Животные (39 часов)
Тема 4.1
Общая характеристика животных (1 час)
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
Тема 4.2
Подцарство Одноклеточные (2 часа)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.
Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.
Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
- Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.
Лаб. № 10 «Строение эвглены зеленой».
Тема 4.3
Подцарство Многоклеточные (1 час)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.
■ Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.
Тема 4.4
Тип Кишечнополостные (2часа)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
■ Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Тема 4.5
Тип Плоские черви (2 часа)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
■ Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 4.6
Тип Круглые черви (1 час)
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
• Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Тема 4.7
Тип Кольчатые черви (3 часа)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
• Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.
Лаб. № 11 « Внешнее строение дождевого червя».
Тема 4.8
Тип Моллюски (2 часа)
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
■ Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
Лаб. № 12 «Внешнее строение моллюсков».
Тема 4.9
Тип Членистоногие (7 часов)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.
Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.
Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
- Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.
Лаб. № 13 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих».
«Выявление приспособлений паукообразных к среде обитания»
«Выявление приспособления насекомых к среде обитания».
Тема 4.10 Тип Иглокожие (изучается по усмотрению учителя)
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
■ Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.
Тема 4.11
Тип Хордовые. Бесчерепные (1 час)
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
■ Демонстрация. Схема строения ланцетника.
Тема 4.12
Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (3 часа)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
- Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.
Лаб. № 14 «Особенности строения рыбы в связи с образом жизни».
Тема 4.13
Класс Земноводные (2 часа)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
- Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.
Лаб. № 15 «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни».
Тема 4.14
Класс Пресмыкающиеся (2 часа)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
■ Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.
Тема 4.15
Класс Птицы (5 часов)
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
- Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.
Лаб. № 16 «Особенности строения птиц в связи с образом жизни».
Тема 4.16
Класс Млекопитающие (5 часов)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
• Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.
Лаб. № 17 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значение в жизни человека».
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол. час. | Тип урока | Элементы содержания. | Требования к уровню подготовки обучающихся | Лабораторные и практические работы | Прим. |
Введение (2 часа) | |||||||
1-2 | Многообразие живых организмов. | 2 | ИНМ | Царства живых организмов: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Классификация организмов. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. | Называть основные царства живых организмов. Перечислять факторы эволюции. Объяснять значение классификации живых организмов. | ||
Раздел I. Царство Прокариоты (3 часа) | |||||||
3 | Общая характеристика и происхождение прокариот. | 1 | К | Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор. | Давать определения понятиям: «безъядерная (прокариотическая) клетка», «эукариотические клетки». Распознавать и описывать строение бактериальной клетки. Объяснять особенности жизнедеятельности бактериальной клетки. | ||
4-5 | Многообразие и значение бактерий. | 2 | К | Значение в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые, болезнетворные бактерии. | Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. | ||
Раздел II. Царство Грибы (4 часа) | |||||||
Общая характеристика грибов (3 часа) | |||||||
6 | Общая характеристика грибов. | 1 | К | Признаки царства Грибов. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты. | Распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органов грибной клетки. Называть способы питания многоклеточных грибов. Выделять особенности царства Грибы. Сравнивать грибы с растениями и животными . | ||
7 | Плесневые грибы. Лабораторная работа № 1. | 1 | К | Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи. | Называть значение грибов в природе и жизни человека. Распознавать и описывать строение плесневых грибов. | Лаб. № 1 «Строение плесневых грибов» | |
8 | Шляпочные грибы. Лабораторная работа № 2 | 1 | К | Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые), наиболее часто встречающиеся в Новосибирской области. | Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Новосибирской области. Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Объяснять роль шляпочных грибов в природе и жизни человека. | Лаб. № 2 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» | РК (1) |
Лишайники (1 час) | |||||||
9 | Лишайники. | 1 | К | Лишайники – симбиоз гриба и водоросли. Условия жизни. Значение. Питание, размножение. | Распознавать и описывать строение лишайника. Объяснять роль лишайников в природе. Выделять особенности строения и жизнедеятельности. | ||
Раздел III. Царства Растения (16 часов) | |||||||
Общая характеристика растений (1 час). | |||||||
10 | Общая характеристика царства Растения. | 1 | ИНМ | Признаки царства растения. Высшие и низшие растения. Отделы высших растений. | Называть признаки царства растения. Распознавать отделы растений. Различать и описывать низшие и высшие растения. | ||
Низшие растения (2 часа) | |||||||
11 | Строение и жизнедеятельность водорослей. Лабораторная работа № 3 | 1 | К | Основные признаки водорослей. Ризоиды. Слоевище, хроматофор. Процессы жизнедеятельности. Места обитания и распространения. | Давать определение понятию «низшие растения». Распознавать и описывать строение водорослей. Распознавать тип размножения у водорослей. Выделять признаки у водорослей. | Лаб. № 3 «Изучение внешнего строения водорослей». | |
12 | Значение и многообразие водорослей. | 1 | К | Значение водорослей в природе и жизни человека. Отделы водорослей: зеленые, бурые, красные. Места обитания. | Называть отделы водорослей и места обитания. Распознавать водоросли разных отделов. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. | ||
Подцарство Высшие растения (3 часа) | |||||||
13 | Отдел Моховидные. Лабораторная работа № 4 | 1 | К | Основные признаки мхов. Появление органов и тканей. Высшие споровые растения.. строение и жизнедеятельность. | Давать определение понятию «высшие споровые растения». Распознавать и описывать строение мхов. Распознавать растения отдела Моховидные. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. | Лаб. № 4 «Изучение внешнего строения мхов» | |
14 | Отдел Плауновидные и отдел Хвощевидные. | 1 | К | Основные признаки. Значение в природе и жизни человека. | Распознавать растения отделов Плауновидные и Хвощевидные Объяснять роль в природе и жизни человека. Сравнивать хвощи и плауны. | ||
15 | Отдел Папоротниковидные. Лабораторная работа № 5 | 1 | К | Места обитания и условия жизни. Основные признаки папоротников. Строение папоротников. Размножение. Значение в природе и жизни человека. Папоротниковидные Новосибирской области. | Называть места обитания и условия жизни. Распознавать растения отдела Папоротникообразные. Распознавать и описывать строение папоротников. Объяснять роль в природе и жизни человека. | Лаб. № 5 « Изучение внешнего строения папоротников». | РК (2) |
Отдел Голосеменные растения (2 часа) | |||||||
16 | Отдел голосеменные растения. | 1 | К | Места обитания и условия жизни. Строение голосеменных растения. Появление семян. Размножение. | Давать определение понятию «голосеменные растения». Распознавать растения отдела Голосеменные растения. Описывать этапы развития голосеменных растений. Выделять особенности голосеменных растений. | ||
17 | Многообразие голосеменных. Лабораторная работа № 6 | 1 | К | Виды растений, наиболее распространенные в Новосибирской области. Значение в природе и жизни человека. | Приводить примеры голосеменных растений. Распознавать и описывать наиболее распространенные голосеменные растения. Объяснять роль голосеменных растений в природе и жизни человека. | Лаб. № 6 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений». | РК (3) |
Отдел Покрытосеменные растения (8 часов) | |||||||
18 | Происхождение и особенности строения покрытосеменных растений. | 1 | К | Особенности строения покрытосеменных растений. Жизненные формы: деревья, кустарники, травы. Размножение. | Распознавание растений отдела Покрытосеменные растения. Распознавать и описывать жизненные формы покрытосеменных растений. Объяснять происхождение покрытосеменных растений. | ||
19 | Систематика отдела Покрытосеменные. | 1 | К | Признаки классов Однодольные и Двудольные. | Называть классы покрытосеменных растений. Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные. Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные. | ||
20-21 | Семейства класса Двудольные растения. Лабораторная работа № 7. Лабораторная работа № 8 | 2 | К | Признаки класса Двудольные. Значение растений основных семейств класса Двудольные | Распознавать и описывать распространенные в Новосибирской области растений семейств класса Двудольные. Определять принадлежность растений к классу Двудольные. | Лаб. № 7 «Изучение строения покрытосеменных растений семейства Розоцветные. Розоцветные растения Новосибирской области» Лаб. № 8«Изучение строения покрытосеменных растений семейства Крестоцветные. Крестоцветные растения Новосибирской области» | РК (4,5) |
22 | Семейства класса Однодольные растения. Лабораторная работа № 9. | 1 | К | Признаки класса Однодольные. Значение растений основных семейств класса Однодольные | Распознавать растения семейств: Злаковые и Лилейные. Определять принадлежность растений к классу Однодольные | Лаб. № 9 «Изучение строения покрытосеменных растений семейства Злаковые и семейства лилейные. Лилейные растения Новосибирской области». | РК (6) |
23 | Многообразие, распространение покрытосеменных растений. | 1 | К | Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово-ягодные, масличные, зерновые, кормовые культуры. | Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения. Объяснять роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека. | ||
24 | Практическая работа № 1. | 1 | П | Типичные растения Новосибирской области. Значение в жизни человека. Охраняемые растения. | Распознавать растения Новосибирской области. Определять принадлежность растений к семействам. Объяснять:
| Пр. № 1 «Распознавание наиболее распространенных растений Новосибирской области, определение их систематического положения. Значение в жизни человека». | РК (7) |
25 | Обобщение по темам: «Царства прокариоты», «Грибы», «Растения». | 1 | КР | ||||
Раздел IV. Царство Животные (39 часов) | |||||||
Общая характеристика животных (1 час) | |||||||
26 | Общая характеристика Царства животные. | 1 | ИНМ | Признаки Царства животные. Типы симметрии: лучевая, двусторонняя. План характеристики животных. | Приводить примеры животных с различными типами симметрии. Выделять особенности животных. Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные. | ||
Подцарство Одноклеточные (2 часа) | |||||||
27 | Общая характеристика простейших. | 1 | К | Общая характеристика простейших, как одноклеточных организмов. Строение и жизнедеятельность. Типы питания. Способы движения. | Называть процессы жизнедеятельности и их значение. Определять принадлежность простейших к типам. Выделять особенности одноклеточных животных. | ||
28 | Многообразие и значение простейших. Лабораторная работа № 10. | 1 | К | Среда обитания и условия жизни. Типы Саркожгутиконосцы, Инфузории. | Распознавать и описывать строение простейших. Сравнивать по заданным критериям простейших. Объяснять значение простейших в природе и жизни человека. | Лаб. № 10 «Строение эвглены зеленой». | |
Подцарство Многоклеточные животные (1 час) | |||||||
29 | Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки. | 1 | К | Признаки многоклеточных животных. Общая характеристика губок: эктодерма, энтодерма, скелет, размножение, регенерация. Значение. | Называть признаки многоклеточных животных. Объяснять происхождение многоклеточных животных. | ||
Тип Кишечнополостные. (2 часа) | |||||||
30 | Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. | 1 | К | Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок. | Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Описывать процессы жизнедеятельности. Выделять особенности кишечнополостных. | ||
32 | Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах. | 1 | К | Сцифоидные медузы, коралловые полипы, актинии, мадрепоровые коралловые полипы. Роль кишечнополостных в природе и жизни человека. | Распознавать животных типа Кишечнополостные. Объяснять роль кишечнополостных в природе и жизни человека. | ||
Тип Плоские черви (2 часа) | |||||||
33 | Общая характеристика типа Плоские черви. | 1 | К | Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление системы органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная). | Называть системы органов плоских червей, органы, их функции. Распознавать животных типа плоские черви. Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии. | ||
34 | Многообразие и значение плоских червей. | 1 | К | Ленточные черви. Сосальщики. Среда обитания и образ жизни. Роль плоских червей в природе и жизни человека. Паразитические плоские черви, наиболее распространенные в Новосибирской области. Меры профилактики заражения. | Распознавать и описывать:
Выявлять приспособления плоских червей к паразитизму. Объяснять роль плоских червей в природе и жизни человека. Знать меры профилактики заражения паразитическими червями. | РК (8) | |
Тип Круглые черви (1 час) | |||||||
35 | Общая характеристика типа Круглые черви. | 1 | К | Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека. Профилактика заражения паразитическими червями. | Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Распознавать последовательность этапов развития человеческой аскариды. Объяснять меры профилактики. Сравнивать плоских и круглых червей. | ||
Кольчатые черви (3 часа) | |||||||
36 | Общая характеристика типа Кольчатые черви. Лабораторная работа № 11 | 1 | К | Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы. | Распознавать и описывать строение кольчатых червей. Выделять особенности строения кольчатых червей. Сравнивать строение органов кольчатых червей и круглых червей. | Лаб. № 11 « Внешнее строение дождевого червя». | |
37 | Многообразие кольчатых червей. | 1 | К | Образ жизни и особенности строения. Классы: Малощетинковые, многощетинковые. Значение в природе. Кольчатые черви, встречающиеся в Новосибирской области. | Определять принадлежность кольчатых червей к классам. Распознавать по рисункам представителей кольчатых червей. Называть роль в природе и жизни человека. Знать представителей класса, представленных в Новосибирской области. Сравнивать классы кольчатых червей. | РК(9) | |
38 | Урок обобщения по темам: «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви», «Тип Кольчатые черви». | 1 | КР | ||||
Тип Моллюски (2 часа) | |||||||
39 | Общая характеристика типа Моллюски. Лабораторная работа № 12 | 1 | ИНМ | Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины. | Распознавать и описывать животных типа Моллюски. Выделять признаки типа Моллюски. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. | Лаб. № 12 «Внешнее строение моллюсков». | |
40 | Многообразие и значение моллюсков. | 1 | К | Многообразие, практическое значение, роль в природе. Способы питания и передвижения. Моллюски, встречающиеся в Новосибирской области. | Определять принадлежность моллюсков к классам. Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль моллюсков в природе и жизни человека. Знать моллюсков, обитающих на территории Новосибирской области. | РК (10) | |
Тип Членистоногие (7 часов) | |||||||
41 | Происхождение членистоногих и особенности организации. Лабораторная работа № 13 | 1 | К | Тип членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. | Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Объяснять происхождение членистоногих. Выявлять признаки животных типа Членистоногие. | Лаб. № 13 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих». | |
42 | Класс Ракообразные | 1 | К | Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. Многообразие, ракообразные Новосибирской области. Значение. | Называть системы органов и их функции. Выявлять приспособление ракообразных к среде обитания, образу жизни. Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных. Объяснять роль ракообразных в природе и жизни человека. | «Выявление приспособлений у ракообразных к среде обитания» | РК (11) |
43 | Класс Паукообразные. | 1 | К | Образ жизни и особенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных. Паукообразные нашей местности, меры профилактики заражения клещевым энцефалитом, чесоткой. | Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать и описывать строение паука. Выявлять приспособление паукообразных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль паукообразных в природе и жизни человека. | «Выявление приспособлений паукообразных к среде обитания» | РК (12) |
44 | Общая характеристика насекомых. | 1 | К | Образ жизни и особенности внешнего строения насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызущий, грызуще-лижущий, колюще-сосущий, сосущий. | Распознавать и описывать строение насекомых. Называть системы органов, органы и их функции. Выявлять приспособление насекомых к среде обитания, образу жизни. Сравнивать представителей классов членистоногих | «Выявление приспособления насекомых к среде обитания». | |
45 | Размножение и развитие насекомых. | 1 | К | Развитие насекомых: с неполным и полным превращением. | Приводить примеры насекомых с различными типами развития. Распознавать и описывать стадии развития с полным и неполным превращением. | ||
46 | Значение и многообразие насекомых. | 1 | К | Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека. | Приводить примеры редких и охраняемых насекомых, обитающих в Новосибирской области. Описывать представителей отряда насекомых. Объяснять роль насекомых в природе и жизни человека. | РК (13) | |
47 | Обобщающий урок по теме «Тип членистоногие». | 1 | КР | ||||
Тип Хордовые. Бесчерепные животные (1 час) | |||||||
48 | Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. | 1 | ИНМ | Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Роль в природе и жизни человека. | Называть подтипы типа Хордовых и приводить примеры представителей. Распознавать животных типа хордовые. Выделять признаки типа Хордовые. | ||
Подтип Позвоночные (черепные). Надкласс Рыбы (3 часа) | |||||||
49-50 | Подтип Позвоночные. Рыбы – водные животные. Лабораторная работа № 14. | 2 | К | Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. Особенности внешнего строения. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. | Называть системы органов, органы и их функции. Выявлять приспособления внешнего строения к среде обитания и образу жизни. | Лаб. № 14 «Особенности строения рыбы в связи с образом жизни». | |
51 | Основные группы рыб. Их роль в природе, практическое значение. | 1 | К | Хрящевые, Костные, Двоякодышащие, Кистеперые, Лучеперые рыбы. Роль в природе и жизни человека. | Называть основные группы рыб. Определять принадлежность рыб к отрядам. Приводить примеры рыб разных отрядов. Объяснять значение рыб в природе им жизни человека. Приводить примеры раб, охраняемых в Новосибирской области | РК (14) | |
Класс Земноводные (2 часа) | |||||||
52 | Общая характеристика земноводных. Лабораторная работа № 15 | 1 | К | Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособление к образу жизни. | Распознавать и описывать строение земноводных на примере лягушки. Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Объяснять происхождение земноводных на основе сопоставления рыб и земноводных. | Лаб. № 15 «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни». | |
53 | Многообразие и роль земноводных в природе и жизни человека. | 1 | К | Многообразие. Отряды: Хвостатые и бесхвостые. Значение земноводных в природе и жизни человека. Многообразие и охрана земноводных Новосибирской области. | Определять принадлежность земноводных к отрядам Бесхвостые и Хвостатые. Выявлять приспособление земноводных к среде обитания и образу жизни. Объяснять роль земноводных в природе и жизни человека. | РК (15) | |
Класс Пресмыкающиеся (2 часа) | |||||||
54 | Общая характеристика пресмыкающихся. | 1 | К | Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Происхождение пресмыкающихся. | Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни. Доказывать, что пресмыкающиеся имеют более сложное строение. Сравнивать пресмыкающихся и земноводных. | ||
55 | Многообразие и роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. | 1 | К | Многообразие. Отряды6 Черепахи, Чешуйчатые, Крокодилы. Роль в природе и жизни человека. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся Новосибирской области. | Распознавать по рисункам представителей классов пресмыкающихся. Определять принадлежность пресмыкающихся к отрядам: Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы. Объяснять роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. | РК (16) | |
Класс Птицы (5 часов) | |||||||
56-57 | Общая характеристика птиц. Лабораторная работа № 16 | 2 | К | Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособление к полету. | Распознавать и описывать органы и системы органов птиц. Выявлять особенности строение птиц, связанные с полетом. Доказывать, что птицы более сложно устроены по сравнению с рептилиями. Объяснять происхождение птиц. | Лаб. № 16 «Особенности строения птиц в связи с образом жизни». | |
58 | Экологические группы птиц. | 1 | К | Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные птицы. Видовое многообразие птиц Новосибирской области. | Распознавать по рисункам птиц различных экологических групп. Выявлять приспособления птиц к среде обитания, образу жизни. | РК (17) | |
59 | Роль птиц в природе и жизни человека. | 1 | К | Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в БГЦ и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком. | Распознавать домашних птиц. Приводить примеры домашних и промысловых птиц. Объяснять роль птиц в природе и жизни человека. | ||
60 | Обобщение по теме «Птицы». | 1 | КР | ||||
Класс Млекопитающие (5 часов) | |||||||
61 | Общая характеристика млекопитающих. | 1 | ИНМ | Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих. | Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать представителей класса Млекопитающих. Объяснять происхождение млекопитающих. | ||
62 | Внутреннее строение млекопитающих. | 1 | К | Системы внутренних органом млекопитающих. Особенности обмена веществ. | Распознавать и описывать системы органов, органы млекопитающих. Выделять особенности строения млекопитающих. | ||
63 | Размножение и развитие млекопитающих. | 1 | К | Строение органов размножения. Вскармливание детенышей молоком. Особенности развития. Внутреннее развитие. | Называть и описывать органы размножения. Описывать развитие детеныша млекопитающих. Объяснять особенности развития млекопитающих. | ||
64 | Многообразие млекопитающих. Лабораторная работа № 17 | 1 | К | Признаки отрядов. Значение в природе и жизни человека. Меры по охране млекопитающих. Охраняемые млекопитающие новосибирской области. | Определять принадлежность млекопитающих к отрядам. Выявлять приспособление млекопитающих к среде обитания и образу жизни. | Лаб. № 17 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значение в жизни человека». | РК (18) |
65 | Обобщение темы «Млекопитающие» | 1 | КР | ||||
Раздел V. Царство Вирусы (1 час) | |||||||
66 | Общая характеристика вирусов. Значение вирусов. | 1 | ИНМ | Строение вируса. Взаимодействие вируса и клетки. Значение вирусов. Вирусные заболевания. Меры профилактики. | Распознавать и описывать строение вируса. Выделять особенности жизнедеятельности вирусов. Объяснять роль вирусов жизни человека. Характеризовать меры профилактики вирусных заболеваний. | ||
Повторение (4 часа) | |||||||
67 | Повторение раздела «Царство Растения» | 1 | К | ||||
68-69 | Повторение раздела «Царство Животные» | 2 | К | ||||
70 | Контрольная работа за курс 7 класса. | 1 | КР |
График контрольных работ
№ к/р | Тема | Примерная дата |
1 | Обобщение по темам: «Царства прокариоты», «Грибы», «Растения». | |
2 | Обобщение по темам: «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви», «Тип Кольчатые черви». | |
3 | Обобщение по теме «Тип членистоногие». | |
4 | Обобщение по теме «Птицы». | |
5 | Обобщение по теме «Млекопитающие» | |
6 | Годовая контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...