Рабочая программ по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

 

 

Программа рассчитана на 70 часов – 2 часа в неделю.

 

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом, Примерной программой основного общего образования по биологии и Программой основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_7_klass.doc324 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                                                                «Рассмотрено»

Директор школы Лопатина Т.В.                                                  МО естественно-научного цикла

Приказ №      от                 2013г.                                                  Приказ №    от                      2013г.

.                                                                              

                                                           

Рабочая программа по биологии в 7  классе

Учитель I квалификационной категории Сапронова Марина Георгиевна

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Белоярская средняя общеобразовательная школа» Мошковского района


Рабочая программа 7 класс (базовый уровень)

Программа рассчитана на 70 часов – 2 часа в неделю.

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом, Примерной программой основного общего образования по биологии и Программой основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина

В течение года:

Контрольных работ – 6

Лабораторных и практических работ– 18

Методическое обеспечение:

  1. Программа для общеобразовательных учреждений. Москва «Дрофа», 2009г.
  2. Новые государственные стандарты школьного образования. «АСТ. Астрель», Москва, 2006г.

      3.   Учебник «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. Авт. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. М.: «Дрофа», 2013 г.

      4.   Методическое пособие к учебнику   «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. Авт. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. М.: «Дрофа», 2001 г.

      5.   Рабочая тетрадь к учебнику  «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. Авт. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. М.: «Дрофа», 2002 г.

      6.  https://my.1september.ru/

Multimedia – поддержка предмета:

  1. Репетитор «Биология»
  2. Лабораторный практикум «Биология 6-11 класс»
  3. Презентации:
  • «Покрытосеменные растения НСО»
  • «Культурные растения»
  • «Игра по культурным растениям»
  • «Семейство Лилейных»
  • «Семейство Розоцветных»

Пояснительная записка

    Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, а так же с происхождением представителей различных таксономических единиц.

    Она предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии.

    Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Цель курса:

  • освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы.

Задачи курса:

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

В результате изучения предмета учащиеся  должны:

знать/понимать

  • особенности жизни как формы существования материи;
  • фундаментальные понятия биологии;
  • о существовании эволюционной теории;
  • основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
  • уметь
  •         пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития     жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  •         давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
  • владеть языком предмета.

Организационные формы процесса обучения, используемые при организации УВП в 7 классе, обеспечивают реализацию целей обучения биологии на данной ступени обучения, а также учитывают возрастные особенности учащихся. В связи с этим преобладающей формой работы является комбинированный урок, включающий элементы самостоятельной работы учащихся, индивидуальные, групповые практические работы.

    Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля: тестовый контроль, уроки обобщающего повторения, практические работы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов по программе для  общеобразовательных уч.

учучреждений

Количество часов по

рабочей программе

Введение

3

2

Раздел 1. Царство Прокариоты

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

3

3

Всего

3

3

Раздел 2. Царство Грибы

Тема 2.1. Общая характеристика грибов

3

3

Тема 2.2. Лишайники

1

2

Всего

4

4

Раздел 3. Царство Растения

Тема 3.1. Общая характеристика растений

2

1

Тема 3.2. Низшие растения

2

2

Тема 3.3. Высшие растения

4

3

Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения

2

2

Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

6

8

Всего

16

16

Раздел 4. Царство Животные

Тема 4.1. Общая характеристика животных

1

1

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные

2

2

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные

1

1

Тема 4.4. Тип Кишечнополостные

3

2

Тема 4.5. Тип Плоские черви

2

2

Тема 4.6. Тип Круглые черви

1

1

Тема 4.7. Тип Кольчатые черви

3

3

Тема 4.8. Тип Моллюски

2

2

Тема 4.9. Тип Членистоногие

7

7

Тема 4.10. Тип Иглокожие

Тема 4.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные

1

1

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

2

3

Тема 4.13. Класс Земноводные

2

2

Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся

2

2

Тема 4.15. Класс Птицы

4

5

Тема 4.16. Класс Млекопитающие

4

5

Всего

37

39

Раздел 5. Царство Вирусы

2

1

Заключение

1

2

ИТОГО

66 + 4 резерв

67+3 резерв

В программу внесены следующие изменения:

Изучение разделов «Введение» уменьшено на 1 час;  «Вирусы» сокращено на 1 час (данные  темы будут изучаться более подробно в других курсах)

Эти часы отводятся для более полного изучения раздела «Животные», связи с большим объемом материала (39 часов вместо 37 по программе)

 

  На реализацию содержания краеведческой составляющей использовано 18 часов (интегрировано с часами федерального компонента)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(70 часов, 2 часа в неделю)

Введение (2 часа)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.

Раздел I

Царство Прокариоты (3 часа)

Тема 1.1

Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часа)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствa прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

■   Демонстрация

Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.

Раздел II

Царство Грибы (4 часа)

Тема 2.1

Общая характеристика грибов (3 часа)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

■        Демонстрация. Схемы строения представителей Различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.

■        Лабораторные и практические работы
Лаб. № 1 «Строение плесневых грибов»

    Лаб. № 2 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

Тема 2.2 Лишайники (1 час)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.

  • Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.

Раздел III

Царство Растения (16 часов)

Тема 3.1

Общая характеристика растений (1 час)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

■ Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

Тема 3.2        

Низшие растения (2 часа)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

  • Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.

Лаб. № 3 «Изучение внешнего строения водорослей».

Тема 3.3

Высшие растения (3 часа)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.

Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема пшена развития папоротника. Различные представители папоротников.

Лаб. № 4 «Изучение внешнего строения мхов»

Лаб. № 5 « Изучение внешнего строения папоротников».

Тема 3.4

Отдел Голосеменные растения (2 часа)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

  • Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.

Лаб. № 6 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений».

Тема 3.5

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (8 часов)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

  • Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.

Лаб. № 7 «Изучение строения покрытосеменных растений семейства Розоцветные. Розоцветные растения Новосибирской области»

Лаб. № 8«Изучение строения покрытосеменных растений семейства Крестоцветные. Крестоцветные растения Новосибирской области»

Лаб. № 9 «Изучение строения покрытосеменных растений семейства Злаковые и семейства лилейные. Лилейные растения Новосибирской области».

Пр. № 1 «Распознавание наиболее распространенных растений Новосибирской области, определение их систематического положения. Значение в жизни человека».

Раздел IV

Царство Животные (39 часов)

Тема 4.1

Общая характеристика животных (1 час)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

Тема 4.2

Подцарство Одноклеточные (2 часа)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

  • Демонстрация.  Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.

Лаб. № 10 «Строение эвглены зеленой».

Тема 4.3

Подцарство Многоклеточные (1 час)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные губки; их распространение и экологическое значение.

■        Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.

Тема 4.4

Тип Кишечнополостные (2часа)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

■        Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Тема 4.5

Тип Плоские черви (2 часа)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

■        Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 4.6

Тип Круглые черви (1 час)

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

• Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Тема 4.7

Тип Кольчатые черви (3 часа)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

•   Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

Лаб. № 11 « Внешнее строение дождевого червя».

Тема 4.8

Тип Моллюски (2 часа)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

■        Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

Лаб. № 12 «Внешнее строение моллюсков».

Тема 4.9

Тип Членистоногие (7 часов)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

  • Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.

Лаб. № 13 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих».

«Выявление приспособлений паукообразных к среде обитания»

«Выявление приспособления насекомых к среде обитания».

Тема 4.10 Тип Иглокожие (изучается по усмотрению учителя)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

■ Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.

Тема 4.11

Тип Хордовые. Бесчерепные (1 час)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

■        Демонстрация. Схема строения ланцетника.

Тема 4.12

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (3 часа)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

  • Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.

Лаб.  № 14 «Особенности строения рыбы в связи с образом жизни».

Тема 4.13

Класс Земноводные (2 часа)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

  • Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.

Лаб. № 15 «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни».

Тема 4.14

Класс Пресмыкающиеся (2 часа)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

■        Демонстрация.   Многообразие  пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.

Тема 4.15

Класс Птицы (5 часов)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

  • Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.

Лаб. № 16 «Особенности строения птиц в связи с образом жизни».

Тема 4.16

Класс Млекопитающие (5 часов)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

• Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.

Лаб. № 17 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значение в жизни человека».

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол.

час.

Тип

урока

Элементы содержания.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Лабораторные и практические работы

Прим.

Введение (2 часа)

1-2

Многообразие живых организмов.

2

ИНМ

Царства живых организмов: Бактерии, Грибы, Растения, Животные.

Классификация организмов. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

Называть основные царства живых организмов.

Перечислять факторы эволюции.

Объяснять значение классификации живых организмов.

Раздел I. Царство Прокариоты (3 часа)

3

Общая характеристика и происхождение прокариот.

1

К

Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения.

Питание, размножение, образование спор.

Давать определения понятиям: «безъядерная (прокариотическая) клетка», «эукариотические клетки».

Распознавать и описывать строение бактериальной клетки.

Объяснять особенности жизнедеятельности бактериальной клетки.

4-5

Многообразие и значение бактерий.

2

К

Значение в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые, болезнетворные бактерии.

Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп.

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

Раздел II. Царство Грибы (4 часа)

Общая характеристика грибов (3 часа)

6

Общая характеристика грибов.

1

К

Признаки царства Грибов. Строение грибов: грибница, плодовое тело.

Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты.

Распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органов грибной клетки.

Называть способы питания многоклеточных грибов.

Выделять особенности царства Грибы.

Сравнивать грибы с растениями и животными .

7

Плесневые грибы.

Лабораторная работа № 1.

1

К

Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи.

Называть значение грибов в природе и жизни человека.

Распознавать и описывать строение плесневых грибов.

Лаб. № 1 «Строение плесневых грибов»

8

Шляпочные грибы.

Лабораторная работа № 2

1

К

Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые), наиболее часто встречающиеся в Новосибирской области.

Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Новосибирской области.

Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы.

Объяснять роль шляпочных грибов в природе и жизни человека.

Лаб. № 2 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

РК (1)

Лишайники (1 час)

9

Лишайники.

1

К

Лишайники – симбиоз гриба и водоросли.

Условия жизни. Значение. Питание, размножение.

Распознавать и описывать строение лишайника.

Объяснять роль лишайников в природе.

Выделять особенности строения и жизнедеятельности.

Раздел III. Царства Растения (16 часов)

Общая характеристика растений (1 час).

10

Общая  характеристика царства Растения.

1

ИНМ

Признаки царства растения. Высшие и низшие растения. Отделы высших растений.

Называть признаки царства растения.

Распознавать отделы растений.

Различать и описывать низшие и высшие растения.

Низшие растения (2 часа)

11

Строение и жизнедеятельность водорослей.

Лабораторная работа № 3

1

К

Основные признаки водорослей. Ризоиды. Слоевище, хроматофор. Процессы жизнедеятельности. Места обитания и распространения.

Давать определение понятию «низшие растения».

Распознавать и описывать строение водорослей.

Распознавать тип размножения у водорослей.

Выделять признаки у водорослей.

Лаб. № 3 «Изучение внешнего строения водорослей».

12

Значение и многообразие водорослей.

1

К

Значение водорослей в природе и жизни человека.

Отделы водорослей: зеленые, бурые, красные. Места обитания.

Называть отделы водорослей и места обитания.

Распознавать водоросли разных отделов.

Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека.

Подцарство Высшие растения (3 часа)

13

Отдел Моховидные.

Лабораторная работа № 4

1

К

Основные признаки мхов. Появление органов и тканей. Высшие споровые растения.. строение и жизнедеятельность.

Давать определение понятию «высшие споровые растения».

Распознавать и описывать строение мхов.

Распознавать растения отдела Моховидные.

Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу.

Лаб. № 4 «Изучение внешнего строения мхов»

14

Отдел Плауновидные и отдел Хвощевидные.

1

К

Основные признаки. Значение в природе и жизни человека.

Распознавать растения отделов Плауновидные и Хвощевидные

Объяснять роль в природе и жизни человека.

Сравнивать хвощи и плауны.

15

Отдел Папоротниковидные.

Лабораторная работа № 5

1

К

Места обитания и условия жизни.

Основные признаки папоротников. Строение папоротников. Размножение. Значение в природе и жизни человека. Папоротниковидные Новосибирской области.

Называть места обитания и условия жизни.

Распознавать растения отдела Папоротникообразные.

Распознавать и описывать строение папоротников.

Объяснять роль в природе и жизни человека.

Лаб. № 5 « Изучение внешнего строения папоротников».

РК (2)

Отдел Голосеменные растения (2 часа)

16

Отдел голосеменные растения.

1

К

Места обитания и условия жизни.

Строение голосеменных растения. Появление семян. Размножение.

Давать определение понятию «голосеменные растения».

Распознавать растения отдела Голосеменные растения.

Описывать этапы развития голосеменных растений.

Выделять особенности голосеменных растений.

17

Многообразие голосеменных.

Лабораторная работа № 6

1

К

Виды растений, наиболее распространенные в Новосибирской области.

Значение в природе и жизни человека.

Приводить примеры голосеменных растений.

Распознавать и описывать наиболее распространенные голосеменные растения.

Объяснять роль голосеменных растений в природе и жизни человека.

Лаб. № 6 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений».

РК (3)

Отдел Покрытосеменные растения (8 часов)

18

Происхождение и особенности строения покрытосеменных растений.

1

К

Особенности строения покрытосеменных растений.

Жизненные формы: деревья, кустарники, травы.

Размножение.

Распознавание растений отдела Покрытосеменные растения.

Распознавать и описывать жизненные формы покрытосеменных растений.

Объяснять происхождение покрытосеменных растений.

19

Систематика отдела Покрытосеменные.

1

К

Признаки классов Однодольные и Двудольные.

Называть классы покрытосеменных растений.

Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные.

Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные.

20-21

Семейства класса Двудольные растения.

Лабораторная работа № 7.

Лабораторная работа № 8

2

К

Признаки класса Двудольные. Значение растений основных семейств класса Двудольные

Распознавать и описывать распространенные в Новосибирской области растений семейств класса Двудольные.

Определять принадлежность растений к классу Двудольные.

Лаб. № 7 «Изучение строения покрытосеменных растений семейства Розоцветные. Розоцветные растения Новосибирской области»

Лаб. № 8«Изучение строения покрытосеменных растений семейства Крестоцветные. Крестоцветные растения Новосибирской области»

РК (4,5)

22

Семейства класса Однодольные растения.

Лабораторная работа № 9.

1

К

Признаки класса Однодольные. Значение растений основных семейств класса Однодольные

Распознавать растения семейств: Злаковые и Лилейные.

Определять принадлежность растений к классу Однодольные

Лаб. № 9 «Изучение строения покрытосеменных растений семейства Злаковые и семейства лилейные. Лилейные растения Новосибирской области».

РК (6)

23

Многообразие, распространение покрытосеменных растений.

1

К

Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово-ягодные, масличные, зерновые, кормовые культуры.

Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения.

Объяснять роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

24

Практическая работа № 1.

1

П

Типичные растения Новосибирской области.

Значение в жизни человека.

Охраняемые растения.

Распознавать растения Новосибирской области.

Определять принадлежность растений к семействам.

Объяснять:

  • роль растений в жизни человека;
  • причины сокращения численности редких и охраняемых растений.

Пр. № 1 «Распознавание наиболее распространенных растений Новосибирской области, определение их систематического положения. Значение в жизни человека».

РК (7)

25

Обобщение по темам: «Царства прокариоты», «Грибы», «Растения».

1

КР

Раздел IV. Царство Животные (39 часов)

Общая характеристика животных (1 час)

26

Общая характеристика Царства животные.

1

ИНМ

Признаки Царства животные. Типы симметрии: лучевая, двусторонняя.

План характеристики животных.

Приводить примеры животных с различными типами симметрии.

Выделять особенности животных.

Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные.

Подцарство Одноклеточные (2 часа)

27

Общая характеристика простейших.

1

К

Общая характеристика простейших, как одноклеточных организмов.

Строение и жизнедеятельность. Типы питания. Способы движения.

Называть процессы жизнедеятельности и их значение.

Определять принадлежность простейших к типам.

Выделять особенности одноклеточных животных.

28

Многообразие и значение простейших.

Лабораторная работа № 10.

1

К

Среда обитания и условия жизни.

Типы Саркожгутиконосцы, Инфузории.

Распознавать и описывать строение простейших.

Сравнивать по заданным критериям простейших.

Объяснять значение простейших в природе и жизни человека.

Лаб. № 10 «Строение эвглены зеленой».

Подцарство Многоклеточные животные (1 час)

29

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки.

1

К

Признаки многоклеточных животных.

Общая характеристика губок: эктодерма, энтодерма, скелет, размножение, регенерация. Значение.

Называть признаки многоклеточных животных.

Объяснять происхождение многоклеточных животных.

 Тип Кишечнополостные. (2 часа)

30

Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных.

1

К

Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок.

Распознавать и описывать строение кишечнополостных.

Описывать процессы жизнедеятельности.

Выделять особенности кишечнополостных.

32

Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах.

1

К

Сцифоидные медузы, коралловые полипы, актинии, мадрепоровые коралловые полипы.

Роль кишечнополостных в природе и жизни человека.

Распознавать животных типа Кишечнополостные.

Объяснять роль кишечнополостных в природе и жизни человека.

Тип Плоские черви (2 часа)

33

Общая характеристика типа Плоские черви.

1

К

Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление системы органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная).

Называть системы органов плоских червей, органы, их функции.

Распознавать животных типа плоские черви.

Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии.

34

Многообразие и значение плоских червей.

1

К

Ленточные черви. Сосальщики. Среда обитания и образ жизни. Роль плоских червей в природе и жизни человека.

Паразитические плоские черви, наиболее распространенные в Новосибирской области. Меры профилактики заражения.

Распознавать и описывать:

  • плоских червей;
  • последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика.

Выявлять приспособления плоских червей к паразитизму.

Объяснять роль плоских червей в природе и жизни человека.

Знать меры профилактики заражения паразитическими червями.

РК (8)

Тип Круглые черви (1 час)

35

Общая характеристика типа Круглые черви.

1

К

Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека.

Профилактика заражения паразитическими червями.

Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви.

Распознавать последовательность этапов развития  человеческой аскариды.

Объяснять меры профилактики.

Сравнивать плоских и круглых червей.

Кольчатые черви (3 часа)

36

Общая характеристика типа Кольчатые черви.

Лабораторная работа № 11

1

К

Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы.

Распознавать и описывать строение кольчатых червей.

Выделять особенности строения кольчатых червей.

Сравнивать строение органов кольчатых червей и круглых червей.

Лаб. № 11 « Внешнее строение дождевого червя».

37

Многообразие кольчатых червей.

1

К

Образ жизни и особенности строения. Классы: Малощетинковые, многощетинковые. Значение в природе.

Кольчатые черви, встречающиеся в Новосибирской области.

Определять принадлежность кольчатых червей к классам.

Распознавать по рисункам представителей кольчатых червей.

Называть роль в природе и жизни человека.

Знать представителей класса, представленных в Новосибирской области.

Сравнивать классы кольчатых червей.

РК(9)

38

Урок обобщения по темам: «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви», «Тип Кольчатые черви».

1

КР

Тип Моллюски (2 часа)

39

Общая характеристика типа Моллюски.

Лабораторная работа № 12

1

ИНМ

Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины.

Распознавать и описывать животных типа Моллюски.

Выделять признаки типа Моллюски.

Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

Лаб. № 12 «Внешнее строение моллюсков».

40

Многообразие и значение моллюсков.

1

К

Многообразие, практическое значение, роль в природе.

Способы питания и передвижения.

Моллюски, встречающиеся в Новосибирской области.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни.

Объяснять роль моллюсков в природе и жизни человека.

Знать моллюсков, обитающих на территории Новосибирской области.

РК (10)

Тип Членистоногие (7 часов)

41

Происхождение членистоногих и особенности организации.

Лабораторная работа № 13

1

К

Тип членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела.

Распознавать животных типа Членистоногие.

Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих.

Объяснять происхождение членистоногих.

Выявлять признаки животных типа Членистоногие.

Лаб. № 13 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих».

42

Класс Ракообразные

1

К

Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств.

Многообразие, ракообразные Новосибирской области. Значение.

Называть системы органов и их функции.

Выявлять приспособление ракообразных к среде обитания, образу жизни.

Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных.

Объяснять роль ракообразных в природе и жизни человека.

 «Выявление приспособлений у ракообразных к среде обитания»

РК (11)

43

Класс Паукообразные.

1

К

Образ жизни и особенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко).

Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных.

Паукообразные нашей местности, меры профилактики заражения клещевым энцефалитом, чесоткой.

Называть системы органов, органы и их функции.

Распознавать и описывать строение паука.

Выявлять приспособление паукообразных к среде обитания, образу жизни.

Объяснять роль паукообразных в природе и жизни человека.

«Выявление приспособлений паукообразных к среде обитания»

РК (12)

44

Общая характеристика насекомых.

1

К

Образ жизни и особенности внешнего строения насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа.

Типы ротового аппарата: грызущий, грызуще-лижущий, колюще-сосущий, сосущий.

Распознавать и описывать строение насекомых.

Называть системы органов, органы и их функции.

Выявлять приспособление насекомых к среде обитания, образу жизни.

Сравнивать представителей классов членистоногих

«Выявление приспособления насекомых к среде обитания».

45

Размножение и развитие насекомых.

1

К

Развитие насекомых: с неполным и полным превращением.

Приводить примеры насекомых с различными типами развития.

Распознавать и описывать стадии развития с полным и неполным превращением.

46

Значение и многообразие насекомых.

1

К

Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Приводить примеры редких и охраняемых насекомых, обитающих в Новосибирской области.

Описывать представителей отряда насекомых.

Объяснять роль насекомых в природе и жизни человека.

РК (13)

47

Обобщающий урок по теме «Тип членистоногие».

1

КР

Тип Хордовые. Бесчерепные животные (1 час)

48

Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные.

1

ИНМ

Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость.

Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов.

Роль в природе и жизни человека.

Называть подтипы типа Хордовых и приводить примеры представителей.

Распознавать животных типа хордовые.

Выделять признаки типа Хордовые.

Подтип Позвоночные (черепные). Надкласс Рыбы (3 часа)

49-50

Подтип Позвоночные. Рыбы – водные животные.

Лабораторная работа № 14.

2

К

Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей.

Особенности внешнего строения. Роль плавников в движении рыб.

Расположение и значение органов чувств.

Называть системы органов, органы и их функции.

Выявлять приспособления внешнего строения к среде обитания и образу жизни.

Лаб.  № 14 «Особенности строения рыбы в связи с образом жизни».

51

Основные группы рыб. Их роль в природе, практическое значение.

1

К

Хрящевые, Костные, Двоякодышащие, Кистеперые, Лучеперые рыбы.

Роль в природе и жизни человека.

Называть основные группы рыб.

Определять принадлежность рыб к отрядам.

Приводить примеры рыб разных отрядов.

Объяснять значение рыб в природе им жизни человека.

Приводить примеры раб, охраняемых в Новосибирской области

РК (14)

Класс Земноводные (2 часа)

52

Общая характеристика земноводных.

Лабораторная работа № 15

1

К

Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособление к образу жизни.

Распознавать и описывать строение земноводных на примере лягушки.

Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни.

Объяснять происхождение земноводных на основе сопоставления рыб и земноводных.

Лаб. № 15 «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни».

53

Многообразие и роль земноводных в природе и жизни человека.

1

К

Многообразие. Отряды: Хвостатые и бесхвостые.

Значение земноводных в природе и жизни человека.

Многообразие и охрана земноводных Новосибирской области.

Определять принадлежность земноводных к отрядам Бесхвостые и Хвостатые.

Выявлять приспособление земноводных к среде обитания и образу жизни.

Объяснять роль земноводных в природе и жизни человека.

РК (15)

Класс Пресмыкающиеся (2 часа)

54

Общая характеристика пресмыкающихся.

1

К

Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез.

Происхождение пресмыкающихся.

Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни.

Доказывать, что пресмыкающиеся имеют более сложное строение.

Сравнивать пресмыкающихся и земноводных.

55

Многообразие и роль пресмыкающихся в природе и жизни человека.

1

К

Многообразие. Отряды6 Черепахи, Чешуйчатые, Крокодилы. Роль в природе и жизни человека.

Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Многообразие пресмыкающихся Новосибирской области.

Распознавать по рисункам представителей классов пресмыкающихся.

Определять принадлежность пресмыкающихся к отрядам: Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы.

Объяснять роль пресмыкающихся в природе и жизни человека.

РК (16)

Класс Птицы (5 часов)

56-57

Общая характеристика птиц.

Лабораторная работа № 16

2

К

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособление к полету.

Распознавать и описывать органы и системы органов птиц.

Выявлять особенности строение птиц, связанные с полетом.

Доказывать, что птицы более сложно устроены по сравнению с рептилиями.

Объяснять происхождение птиц.

Лаб. № 16 «Особенности строения птиц в связи с образом жизни».

58

Экологические группы птиц.

1

К

Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные птицы.

Видовое многообразие птиц Новосибирской области.

Распознавать по рисункам птиц различных экологических групп.

Выявлять приспособления птиц к среде обитания, образу жизни.

РК (17)

59

Роль птиц в природе и жизни человека.

1

К

Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в БГЦ и жизни человека.

Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Распознавать домашних птиц.

Приводить примеры домашних и промысловых птиц.

Объяснять роль птиц в природе и жизни человека.

60

Обобщение по теме «Птицы».

1

КР

Класс Млекопитающие (5 часов)

61

Общая характеристика млекопитающих.

1

ИНМ

Признаки класса Млекопитающие.

Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих.

Называть системы органов, органы и их функции.

Распознавать представителей класса Млекопитающих.

Объяснять происхождение млекопитающих.

62

Внутреннее строение млекопитающих.

1

К

Системы внутренних органом млекопитающих.

Особенности обмена веществ.

Распознавать и описывать системы органов, органы млекопитающих.

Выделять особенности строения млекопитающих.

63

Размножение и развитие млекопитающих.

1

К

Строение органов размножения. Вскармливание детенышей молоком.

Особенности развития. Внутреннее развитие.

Называть и описывать органы размножения.

Описывать развитие детеныша млекопитающих.

Объяснять особенности развития млекопитающих.

64

Многообразие млекопитающих.

Лабораторная работа № 17

1

К

Признаки отрядов. Значение в природе и жизни человека. Меры по охране млекопитающих. Охраняемые млекопитающие новосибирской области.

Определять принадлежность млекопитающих к отрядам.

Выявлять приспособление млекопитающих к среде обитания и образу жизни.

Лаб. № 17 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значение в жизни человека».

РК (18)

65

Обобщение темы «Млекопитающие»

1

КР

Раздел V. Царство Вирусы (1 час)

66

Общая характеристика вирусов. Значение вирусов.

1

ИНМ

Строение вируса. Взаимодействие вируса и клетки.

Значение вирусов. Вирусные заболевания.

Меры профилактики.

Распознавать и описывать строение вируса.

Выделять особенности жизнедеятельности вирусов.

Объяснять роль вирусов жизни человека.

Характеризовать меры профилактики вирусных заболеваний.

Повторение  (4 часа)

67

Повторение раздела «Царство Растения»

1

К

68-69

Повторение раздела «Царство Животные»

2

К

70

Контрольная работа за курс 7 класса.

1

КР

График контрольных работ

№ к/р

Тема

Примерная дата

1

Обобщение по темам: «Царства прокариоты», «Грибы», «Растения».

2

Обобщение по темам: «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви», «Тип Кольчатые черви».

3

Обобщение  по теме «Тип членистоногие».

4

Обобщение по теме «Птицы».

5

Обобщение по теме «Млекопитающие»

6

Годовая контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...