Рабочая программа по биологии, 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе типовой программы Бровкиной Е.Т. и Сонина Н.И. по учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» за 7 класс Н.И. Сонина и В.Б.Захарова из расчета 2 ч. в неделю. В 7-ом классе учащиеся продолжают развивать основные биологические понятии. Содержание данного курса устанавливает взаимосвязи предметов биологического цикла, а также взаимосвязей с химией, физикой, экологией. Проведение лабораторных работ и самонаблюдений способствует развитию самостоятельности учащихся. В данном курсе учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и их классификации. Живые организмы изучают начиная от простых одноклеточных и заканчивая сложными. Ребята знакомятся с происхождением, общими свойствами, особенностями строения и жизнедеятельности. Также большое значение уделяется практическому значению биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии, 7 класс | 50.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе типовой программы Бровкиной Е.Т. и Сонина Н.И. по учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» за 7 класс Н.И. Сонина и В.Б.Захарова из расчета 2 ч. в неделю.
В 7-ом классе учащиеся продолжают развивать основные биологические понятии. Содержание данного курса устанавливает взаимосвязи предметов биологического цикла, а также взаимосвязей с химией, физикой, экологией.
Проведение лабораторных работ и самонаблюдений способствует развитию самостоятельности учащихся. В данном курсе учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и их классификации. Живые организмы изучают начиная от простых одноклеточных и заканчивая сложными. Ребята знакомятся с происхождением, общими свойствами, особенностями строения и жизнедеятельности.
Также большое значение уделяется практическому значению биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Содержание:
I. Введение – 3ч.
II. Царство Прокариоты - 3 ч.
III. Царство Грибы – 4 ч.
IV. Царство Растения – 16 ч.
V. Царство Животные – 39 ч.
VI. Царство Вирусы - 1 ч.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- Основные черты сходства и отличия животных и растений.
- Особенности индивидуального и исторического развития организмов.
- Основные виды животных и растений своей местности.
- Биологические и экологические особенности животных и растений своей местности.
- Связь особенностей внешнего строения и образа жизни организмов со средой обитания.
- Роль организмов в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами биоценоза и факторами среды.
- Значение организмов в природе и жизни человека.
- Основные этапы развития органического мира.
- Организмы, находящиеся под охраной.
Учащиеся должны уметь:
- Распознавать системы органов и органы, находить связь между строением и функциями.
- Соблюдать правила поведения в природе.
- Определять принадлежность организмов к систематическим группам.
- Пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдение.
- Применять биологические знания при выращивании растений.
- Составлять план параграфа, работать с текстом и рисунками учебника, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц, готовить краткие сообщения.
Тематическое планирование.
Дата | Тема урока | Кол час | Тип урока | Основные знания. | Основные умения. | Экскурсии. Практич работы. | Контроль. | Примечание |
3ч | Введение | Ознакомить учащихся с многообразием живых организмов, уровнями организации живого, причинами многообразия; свойствами живой природы, с уровнями организации жизни, учением Ч.Дарвина (основные положения), наукой систематикой и основами классификации живых организмов. | ||||||
Урок 1 | Мир живых организмов. Уровни организации живого. | 1 | Изуч нов матер | З особенности живых организмов уровни организации живого | У отличать живое от неживого. | |||
Урок 2 | Ч.Дарвин о происхождении видов. | 1 | Лекция | З основы учения Ч.Дарвина о происхождении видов. | У отличать искусственный и естественный отбор | Фронт опрос | ||
Урок 3 | Многообразие организмов и их классификация | 1 | Комбенир | З понятия систематики, основные таксономические единицы | У приводить примеры классификации организмов | Какие утв верны | ||
3 ч | Царство Прокариоты | Ознакомить учащихся с многообразием прокариот, происхождением, общими свойствами, особенностями строения и жизнедеятельности как безъядерных организмов. С их подцарствами (Настоящие бактерии, Архебактерии и Оксифотобактерии), особенностями организации их основных представителей; ролью бактерий в природе и значением в жизни человека, его хозяйственной деятельностью. | ||||||
Урок 4 | Общая характеристика и происхождение прокариот. | 1 | Изуч нов матер | З строение бактериальной клетки, передвижение, питание, размножение. | У раскрывать особенности организации прокариота | Самост работа | ||
Урк 5 | Особенности строения, жизнедеятельности прокариот подцарств Настоящие бактерии, Архебактерии, их роль в природе и практическое значение. | 1 | Комбенир | З роль бактерий в природе и в жизни человека | У определять бактерии по принадлежности к подцарствам | Тест | ||
Ур 6 | Подцарство Оксифотобактерии . | 1 | Самост работа | З роль в природе и практическое значение | У обосновывать принадлежность бактерии к царству прокариот | Самост работа | ||
4 ч | Царство Грибы | Ознакомить учащихся с характерными признаками царства Грибы, отличающими его от других царств (Прокариоты, Растения, Животные), его классификацией, с тремя отделами (Настоящие грибы, Оомицеты, Лишайники) и особенностями организации их основных представителей, их ролью в природе и жизни человека, его хозяйственной деятельности; продолжить формирование умений сравнивать изученные грибы между собой и с представителями других царств, различать их, обосновывать принадлежность к отделу, царству, объяснять их роль в природе. | ||||||
Урок 7 | Царство Грибы, особенности организации грибов, их роль в природе и жизни человека. | 1 | Изуч нов матер | З многообразие видов, распространение, признаки грибной клетки, тип питания, способы размножения, роль в природе. | У узнавать изученные грибы, обосновывать их принадлежность к царству грибов. | Какие утв верны. | ||
Урок 8 | Отдел Настоящие грибы. | 1 | Комбенир | З представителей классов Зигомицеты и Аскомицеты, их роль в природе и жизни человека | У сравнивать представителей разных классов; обосновывать принадлежность к классу и отделу. | Биолог диктант | ||
Урок 9 | Отдел Оомицеты Классы Базидиомицеты, Несовершенные грибы. | 1 | Комбенир | З особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов | У характеризовать роль грибов в природе | Выращивание мукора. | Работа с табл | |
Урок 10 | Отдел Лишайники | 1 | Комбенир | З особенности лишайников как симбиотических организмов, их строение, питание, размножение, роль в природе и практическое значение | У узнавать лишайники; обосновывать их принадлежность к данному отделу | Изуч строения лишайников. | Выращивание мукора. | |
16 ч | Царство Растения | Ознакомить Уч-ся с характерными признаками Царства Растения (фотосинтез, наличие клеточной стенки, пигментов, неограниченный рост), отличающими его от других царств живой природы, с многообразием видов растений, средой их обитания, приспособлениями к условиям жизни, ролью в природе, практическим значением, а так же с основами систематики растений; продолжить формирование умений узнавать изученные виды растений в гербарии, на таблицах, рисунках, наблюдать за их ростом и развитием; сравнивать растения разных систематических групп между собой, делать выводы, объяснять роль растений в природе и их практическое значение. | ||||||
Урок 11 | Общая характеристика царства Растения. | 1 | Изуч нов матер | З характерные признаки царства Растения, особенности строения, жизнедеятельность растительного организма | У сравнивать растения между собой, узнавать растения и обосновывать их принадлежность к царству растений. | Самост работа | ||
Урок 12 | Общая характеристика водорослей. Размножение и развитие водорослей | 1 | Комбинир | З характерные признаки строения и жизнедеятельности водорослей. Особенности размножения и развития водорослей | У отличать растения от бактерий, грибов и лишайников. Сравнивать, делать выводы об особенностях организации | Тест Немые карточки | ||
Урок13- 14 | Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение. | 2 | Конфиренция | З отличительные черты организации водорослей. | У узнавать изученные водоросли; обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу | Сообщение Фронт опрос. | ||
Урок 15 | Общая характеристика подцарства Высшие растения. | 1 | Комбинир | З особенности организации высших растений, общие признаки основных отделов. | У раскрывать особенности организации высших растений. | Самост работа | ||
Урок 16 | Отдел Моховидные, особенности строения и жизнедеятельности | 1 | Изуч нов матер | З распространение, места обитания, питание, размножение мхов. | У узнавать представителей моховидных, обосновывать более сложную организацию мхов. | Изучение мха кукушкина льна на натур объхекте | Какие утв верны | |
Урок 17 | Отдел Плауновидные Отдел Хвощевидные.. | 1 | Комбинир | З особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение. о сравнению с мхами. | У сравнивать, делать выводы о более сложной организации плаунов У узнавать изученные плауны, хвощи; обосновывать их принадлежность к подцарству высших растений. | Раб с табл. Индивид задание | ||
Урок 18 | Отдел Папоротниковидные. Значение папоротников в природе, практическое значение | 1 | Изуч нов матер | З особенности строения и жизнедеятельности папоротников. Роль в природе и практическое значение | У сравнивать, обосновывать принадлежность растений к отделу Папоротниковидные Делать выводы о значении папоротников в природе и практической деятельности человека. | Работа с табл. Индивид задание | ||
Урок 19 | Отдел Голосеменные. | 1 | Изуч нов матер | З особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. | У узнавать виды голосеменных, сравнивать их между собой, делать выводы о более сложной организации голосеменных. | Изучить побег сосны | Беседа | |
Урок 20 | Многообразие голосеменных, их роль в природе и практическое значение. | 1 | Комбинир | З многообразие видов, особенности их распространения, роль в природе и практическое значение. | У сравнивать, делать выводы о принадлежности разных видов хвойных к отделу голосеменных, обосновывать их роль в природе. | Гербарий | Сообщения. Тест | |
Урок 21 | Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение. | 1 | Комбинир | З покрытосеменные – наиболее высокоорганизованные растения. | У наблюдать, узнавать цветковые растения, объяснять их более высокую организацию по сравнению с голосеменными растениями. | Самост работа | ||
Урок 22 | Размножение покрытосеменных растений. | 1 | Комбинир | З особенности полового и бесполого размножения, значение размножения. | У узнавать покрытосеменные, обосновывать их более сложную организацию по сравнению с голосеменными растениями. | Работа с рис. | ||
Урок 23 | Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства розоцветных. | 1 | Изуч нов матер | З характерные признаки семейства розоцветных, их роль в природе и жизни человека. | У сравнивать растения между собой, обосновывать их принадлежность к данному семейству | Гербарий | Сост табл | |
Урок 24 | Семейства крестоцветные и пасленовые. | 1 | Комбинир | З характерные признаки семейства крестоцветных и пасленовые, их роль в природе и жизни человека. | У сравнивать растения разных семейств, находить характерные признаки. | Гербарий | Сост табл | |
Урок 25 | Клсс Однодольные. Семейство Злаковые. Лилейные. | 1 | Изуч нов матер | З особенности однодольных растений, значение злаковых в природе и жизни человека. Особенности растений семейства лилейные, значение в природе и практическое значение | У узнавать представителей семейства злаковых обосновывать их роль в природе | Сост табл | ||
Урок 26 | Обобщающий урок по темам: Царства Прокариоты, Грибы, Растения. | 1 | Контр раб | З повторить и обобщить значения об особенности организации данных организмов. | У узнавать и сравнивать между собой представителей разных царств. | Тест | ||
39 | Царство Животные. | Создать представление о царстве Животные – группе организмов с гетеротрофным типом питания, активным передвижением, наличием у большинства организмов нервной системы, регулирующей процессы обмена в-в, и энергии; показать разнообразие видов, их приспособленность к среде обитания, а также роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности; ознакомить с основами систематики животных; продолжить формирование умений узнавать изученные виды животных на таблицах, рисунках, сравнивать их между собой, делать вывод о принадлежности к той или иной систематической категории; устанавливать их место и роль в природе, а также практическое значение. | ||||||
Урок 27 | Общая характеристика царства животных. | 1 | Изуч нов матер | З особенности строения и жизнедеятельности животных; многообразие видов животных и сред их обитания. | У составлять сравнительную характеристику растительных и животных организмов. | Фронт беседа | ||
Урок 28 | Особенности организации простейших. | 1 | Изуч нов матер с элем прак раб | З особенности строения и жизнедеятельности простейших. У составлять и использовать схемы. | У объяснять, сравнивать. | Изучение одноклеточных под микроскоом (демон-но) | Какие утв верны. | |
Урок 29 | Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и в жизни человека. | 1 | Конфиренц | З роль одноклеточных в биоценозах и в жизни человека. | У раскрывать связь животных со средой обитания. | Изучение мела под микроскопом Изучение простейших в сенном настоею | Сообщ. Беседа. | |
Урок 30 | Губки как примитивные многоклеточные животные. | 1 | Изуч нов матер | З организацию многоклеточных животных, особенности строения и жизнедеятельности губок. | У дать понятие об особенностях строения и жизнедеятельности в ходе эволюции. | Сост табл. | ||
Урок 31 | Особенности организации кишечнополостных. | 1 | Комбинир | З особенности строения и жизнедеятельности гидры, о соответствии строения клеток многоклеточных организмов выполняемым функциям. | У сравнивать одноклеточных с многоклеточными, находить признаки усложнения. | Самост раб | ||
Урок 32 | Класс Сцифоидные. Класс Коралловые полипы. | 1 | Комбинир | З особенности строения и жизнедеятельности Сцифоидных и Коралловых полипов. | У выяснять особенности организации колониальных форм коралловых полипов | Работа с табл. | ||
Урок 33 | Многообразие кишечнополостных, значение в природе и жизни человека. | 1 | Конфиренц | З значение полипов в природных сообществах и для человека. . | У распознавать кишечнополостных на рисунках и таблицах | Сообщ. | ||
Урок 34 | Особенности организации плоских червей. | 1 | Изуч нов матер | З особенности строения и жизнедеятельности плоских червей. . | У выявлять черты более высокой организации плоских червей | Индивид задание. Карточки | ||
Урок 35 | Плоские черви – паразиты. | 1 | Комбинир | З особенности строения и жизнедеятельности червей – паразитов класса Сосальщики, Ленточные черви. | У обращать внимание на отличие в строении и жизнедеятельности свободно живущих и паразитических плоских червей. | Тест | ||
Урок 36 | Тип круглые черви. | 1 | Изуч нов матер | З особенности организации круглых червей, многообразие их видов. | У выявлять черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими. | Какие утв верны | ||
Урок 37 | Тип кольчатые черви. | 1 | Изуч нов матер | З особенности организации кольчатых червей. | У выяснять роль кольчатых червей в природных сообществах и значение в жизни человека. | Строение и поведение дождевого червя. | Самост работа | |
Урок 38 | Класс Многощетинковые кольчатые черви. | 1 | Изуч нов матер | З многообразие видов. | У доказать приспособление к среде обитания представителей данного класса. | Работа с табл | ||
Урок 39 | Класс Малощетинковые кольчатые черви. | 1 | Изуч нов матер | З особенности строения кольчатых червей. | У распознавать представителей кольчатых на рисунках, таблицах и в природе. | Работа с табл | ||
Урок 40 | Особенности организации Моллюсков. | 1 | Леция | З особенности происхождения моллюсков, организацию их строения и жизнедеятельности. | У определить усложнение организации моллюсков в ходе эволюции по сравнению с другими животными. | Определение возраста моллюска по их раковинам. | Тест | |
Урок 41 | Многообразие моллюсков, их значение в природе. | 1 | Конфер | З систематику моллюсков и значение их в биоценозах. | У выявлять черты приспособленности моллюсков к среде обитания. | Сообщ. Фронт опрос. | ||
Урок 42 | Особенности строения и жизнедеятельности Членистоногих. | 1 | призентация | З особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. . | У выявлять характерные черты строения и жизнедеятельности | Изучение внешнего строения членистоногих (работа с коллекцией) | Самост работа | |
Урок 43 | Класс Ракообразные. | 1 | Комб с элем призент | З многообразие ракообразных, особенности их строения и жизнедеятельности. | У раскрывать особенности строения ракообразных | Изучение внешнего строения рака. | Работа с табл | |
Урок 44 | Класс Паукообразные. | 1 | Комб с элем призент | З особенности строения и жизнедеятельности паукообразных как первых наземных животных. . | У выявлять черты усложнения организации в связи с выходом на сушу | Работа с табл | ||
Урок 45 | Многообразие паукообразных, их роль в природе. | 1 | Конфиренция | З многообразие паукообразных, их роль в природе. | У раскрывать связь животных со средой обитания | Сообщ. Фронт опрос. | ||
Урок 46 | Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. | 1 | Комб с элем призент | З особенности организации насекомых. | У выявлять усложнения систем организмов в ходе эволюции. | Изучение внешнего строения насекомых (по коллекции) | Самост работа | |
Урок 47 | Размножение и развитие насекомых. | 1 | З понятие «половой диморфизм», преимущество внутреннего оплодотворения, типы постэмбрионального развития насекомых. | У различать стадии развития насекомых | Тест | |||
Урок 48 | Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение. | 1 | Комбинир | З многообразие насекомых, роль в природе. | У выявлять черты примитивного строения у первичнобескрылых и черты усложнения у крылатых. | Сообщ . Сост таблю. | ||
Урок 49 | Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих. | 1 | Комбенир | З многообразие и роль в водных природных сообществах. | У доказывать относительность приспособленности | Какие утв верны. | ||
Урок 50 | Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные. | 1 | Самост работа | З особенности строения и жизнедеятельности хордовых животных и их классификацию. | У систематизировать, решать проблемные вопросы. | Самост работа | ||
Урок 51 | Класс Рыбы. | 1 | Комб с элем призент | З особенности организации рыб как водных позвоночных. | У выявлять роль рыб в природе и жизни человека. | Изучение внешнего строения рыб. Изучение внутреннего строения рыб. | Индивид задания. | |
Урок 52 | Основные группы рыб. | 1 | комбинир | З классификацию рыб. | У раскрывать характерные признаки основных групп хрящевых и костных рыб. | Сравнит характеристика. | ||
Урок 53 | Класс Земноводные. | 1 | Комб с элем призент | З особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде. | У выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания. | Изучение строения скелета лягушки. | Сост табл | |
Урок 54 | Многообразие земноводных, их роль в природе. | 1 | Ролевая игра | З многообразие и классификацию амфибий. | У выяснять значение амфибий в природе. | Сообщ. Фронт опрос. | ||
Урок 55 | Класс Пресмыкающиеся. | 1 | Комб с элем призент | З особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся. | У раскрывать их происхождение. | Беседа | ||
Урок 56 | Многообразие и роль в природе, практическое значение рептилий. | 1 | Призентация | З познакомиться с многообразием, роль рептилий в природе и жизни человека. | У выявлять черты приспособленности птиц к сезонным явлениям природы. | Сообщ. Индивид задания. | ||
Урок 57 58 | Класс Птицы. Внутреннее строение. | 2 | Комб с элем призент | З основные особенности организации птиц, их распространение. | У выявлять черты приспособленности птиц к сезонным явлениям природы. | Изучение внешнего строения птиц (на примере чучело). Изучен6ие строения скелета птиц. | Сост табл. | |
Урок 59 | Особенности организации птиц, связанные с полетом. | 1 | Лекция | З усложнения в строении систем внутренних органов, связанных с полетом. | У выявлять черты приспособленности птиц к полету. | Строение перьев птиц. Изучение строения яйца птиц. | Тест | |
Урок 60 | Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека. | 1 | Ролевая игра | З общую характеристику птиц, основные ландшафтные виды птиц Бурятии. | У распознавать виды птиц Бурятии | Экскурсия наблюдение за птицами своей местности | Самост работа | |
Урок 61 62 | Класс Млекопитающие. | 2 | Комб с элем призент | З особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих. | У доказывать относительный характер приспособленности. | Работа с табл. | ||
Урок 63 | Сумчатые и первозвери. | 1 | Лекция с элем беседы | З особенности размножения и развития сумчатых млекопитающих. | У распознавать представителей сумчатых и первозверей на рисунках, таблицах и в природе. | Тест. Разверн вопр | ||
Урок 64 | Плацентарные млекопитающие. | 1 | Комбинир | З основные отряды плацентарных. | У выявлять черты усложнения размножения и развития плацентарных по сравнению с сумчатыми. | Индивид задания по карточкам. | ||
Урок 65 | Обобщающий урок «Особенности организации животных». | 1 | Контр раб | У обобщить и систематизировать знания об особенностях организации животных, о многообразии видов | Какие утв верны. | |||
Урок 66 | Царство Вирусы. | 1 | Изуч нов темы. | З историю открытия вирусов, их особенности, роль в жизни человека. | У раскрывать механизм взаимодействия вируса и клетки. | Самост работа |
Резервное время 2 часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...