РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология. 8 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.
Учебник
Автор: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш
Название: Биология. 8 класс
Издательство: «Вентана-Граф»
Количество часов в неделю:
- по программе:70 ч.
- по учебному плану школы: 2 ч (в неделю).
- лабораторные работы: 8 часов
- практические работы: 20 часов
- контрольные работы: 9 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_klass_biologiya.doc | 271.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор МБОУ Суховская СОШ № 3
_________/Безденежная Л.В./
Приказ№ ___________
«____» _____________ 2013г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учитель: Бабаева Ж.М
Предмет: Биология
Класс: 8
Рассмотрено на заседании МС
Протокол №___от « » __________
Затулина С.С.
с. Сухово
2013г.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология. 8 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.
Учебник
Автор: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш
Название: Биология. 8 класс
Издательство: «Вентана-Граф»
Количество часов в неделю:
- по программе:70 ч.
- по учебному плану школы: 2 ч (в неделю).
- лабораторные работы: 8 часов
- практические работы: 20 часов
- контрольные работы: 9 часов
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология. 8 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.
Общая характеристика учебного предмета
Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводиться знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психики. В третьей, завершающей, части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности.
В программе предусматриваются практические работы.Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными.
Цели образования в школе, реализуемые «Программой развития школы» выглядят следующим образом:
- научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;
- научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;
- научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;
- научить ориентироваться в мире духовных ценностей;
- научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;
- научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;
- научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
Цели изучения курса
Компетенции | |
Общеучебные | Познавательная деятельность:
Информационно-коммуникативная деятельность:
Рефлексивная деятельность:
|
Предметно-ориентированные |
|
2. структура курса
№ п/п | Тема (глава) | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Общий обзор организма | 5 |
3. | Опорно-двигательная система | 8 |
4. | Кровь и кровообращение | 9 |
5. | Дыхание | 5 |
6. | Пищеварение | 7 |
7. | Обмен веществ и энергии | 3 |
8. | Выделение | 2 |
9. | Кожа | 4 |
10. | Эндокринная система | 2 |
11. | Нервная система | 5 |
12. | Органы чувств и анализаторы | 5 |
13. | Поведение и психика | 6 |
14. | Индивидуальное развитие организма | 5 |
15. | Контроль знаний по курсу «Человек» | 1 |
16. | Итоговое повторение | 2 |
Итого: | 70 |
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Контрольная работа №1 «Общий обзор организма человека» | 1 |
2. | Контрольная работа №2 «Опорно-двигательная система» | 1 |
3. | Контрольная работа №3 «Кровь и кровообращение» | 1 |
4. | Контрольная работа №4 «Дыхание» | 1 |
5. | Контрольная работа №5 «Пищеварение» | 1 |
6. | Контрольная работа №6 «Обмен веществ. Выделение. Кожа». | 1 |
7. | Контрольная работа №7 «Эндокринная и нервная системы» | 1 |
8. | Контрольная работа №8 «Органы чувств и анализаторы» | 1 |
9. | Контрольная работа №9 «Человек» | 1 |
Итого: | 9 |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Лабораторная работа №1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода» | 1 |
2. | Лабораторная работа №2 «Клетки и ткани под микроскопом» | 1 |
3. | Лабораторная работа №3 «Состав костей» | 1 |
4. | Лабораторная работа №4 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» | 1 |
5. | Лабораторная работа №5 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | 1 |
6. | Лабораторная работа №6 «Дыхательные движения» | 1 |
7. | Лабораторная работа №7 «Действие ферментов слюны на крахмал» | 1 |
8. | Лабораторная работа №8 «Действие ферментов желудочного сока на белки» | 1 |
9. | Практическая работа №1«Получение мигательного рефлекса и условий вызывающих его торможение». | 1 |
10. | Практическая работа №2 «Скелет верхних конечностей» | 1 |
11. | Практическая работа №3 «Скелет нижних конечностей» | 1 |
12. | Практическая работа №4«Проверяем правильность осанки» | 1 |
13. | Практическая работа №5«Есть ли у вас плоскостопие» | 1 |
14. | Практическая работа №6«Гибок ли ваш позвоночник» | 1 |
15. | Практическая работа №7 «Кислородное голодание» | 1 |
16. | Практическая работа №8«Пульс и движение крови» | 1 |
17. | Практическая работа №9 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки» | 1 |
18. | Практическая работа №10«Рефлекторный приток крови к мышцам, включающимся в работу» | 1 |
19. | Практическая работа №11 «Функциональная сердечно-сосудистая проба» | 1 |
20. | Практическая работа №12 «Определение запыленности воздуха в зимнее время» | 1 |
21. | Практическая работа №13 «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» | 1 |
22. | Практическая работа №14 «Действие прямых и обратных связей» | 1 |
23. | Практическая работа №15 «Штриховое раздражение кожи» | 1 |
24. | Практическая работа №16 «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка» | 1 |
25. | Практическая работа №17 «Сужение и расширение зрачка» | 1 |
26. | Практическая работа №18 «Проверьте ваш вестибулярный аппарат» | 1 |
27. | Практическая работа №19 «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма» | 1 |
28. | Практическая работа №20 «Изучение внимания при разных условиях» | 1 |
Итого | 28 |
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
5. Список методической литературы по предмету
1. Биология. 8класс. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.
2. Программа курса «Человек и его здоровье». 8 класс. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.
3. Методическое пособие для учителя. Биология. Человек. 8 класс. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш
6.Полное КТП
№ урока | Тема урока | Основные понятия | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Кол-во часов | Сроки изучения | Виды контроля | ДЗ |
Введение | 1 | ||||||
1. | Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека | Анатомия, физиология, гигиена. Методы исследования: опыт, хронический эксперимент, рентген, ультразвуковое исследование (УЗИ) | Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. | Устный опрос | |||
Тема№1. Общий обзор организма человека | 5 | ||||||
2 | Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе. Доказательство животного происхождения человека. | Части тела, области тела, внутренние органы. Мышцы. скелет. полости тела: грудная и брюшная. Млекопитающие. Высшие приматы. | Сравнивать человека с представителями класса млекопитающие и отряда приматы. | Устный опрос | |||
3 | Клетка, ее строение, химический состав, жизнедеятельность. Лабораторная работа №1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода» | Клетка, клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, ЭПС, аппарат Гольджи, рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр,ядрышко, хромосомы, гены. Обмен веществ. деление клетки. | Называть: органоиды клетки; процессы жизнедеятельности клетки; роль ферментов в процессе обмена веществ. Распознавать и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных, человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки. | Лабораторная работа №1 | |||
4 | Ткани животных и человека. Лабораторная работа №2 «Клетки и ткани под микроскопом» | Ткань. Виды: эпителиальная, соединительные (костная, жировая, хрящевая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, мышечная ткань сердца), нервная. | Знать понятие ткань. Изучать микроскопическое строение тканей. Называть основные группы тканей человека. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями. | Лабораторная работа№2 | |||
5 | Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция. Практическая работа №1 «Получение мигательного рефлекса и условий вызывающих его торможение». | Органы, системы органов. Уровни организации организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Гормоны. Железы внутренней, наружной и смешанной секреции. Нервная регуляция. Гуморальная регуляция. | Знать понятия ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга. Называть органы и системы органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. | Практическая работа | |||
6 | Контрольная работа №1 «Общий обзор организма человека» | Контрольная работа | |||||
Тема№2. Опорно-двигательная система | 8 | ||||||
7. | Скелет. Строение, состав и соединение костей. Лабораторная работа №3 «Состав костей» | Скелет, кости, хрящи, смазки. Компактное вещество, губчатое вещество. Костно-мозговая полость. Надкостница. Костные клетки, костные пластинки. Костные канальцы. Соединения костей. Строение сустава. Хрящевые прослойки. Костный мозг | Называть особенности строения скелета человека; функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. | Лабораторная работа №3 | |||
8. | Скелет головы и скелет туловища | Отделы черепа: мозговой, лицевой. Позвонок. Позвоночный канал. Отделы позвоночника. Межпозвоночные хрящевые диски. Грудная клетка. Ребра. Грудина. Спинной мозг. Крестец. Копчик. | Называть особенности строения скелета головы и туловища человека. Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища. | Устный опрос | |||
9. | Скелет конечностей. Практические работы №2,3 «Скелет верхних конечностей», «Скелет нижних конечностей» | Плечевой пояс. Кости руки, кисти. Тазовый пояс. Парная тазовая кость. Кости ноги | Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей. Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. | Практическая работа | |||
10. | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей | Травмы: перелом, вывих, растяжение связок. ПМП: повязка, косынка, шина, пузырь со льдом. | Использовать приобретенные умения и знания для: соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки, оказание ПМП при травмах. | Устный опрос | |||
11. | Мышцы человека. Работа мышц. | Гладкие и скелетные мышцы. Жевательные и мимические мышцы головы. Дыхательные мышцы туловища (межреберные, диафрагма). Сократимость. Сухожилия. Сила мышцы. Амплитуда движения. Мышцы-антагонисты. Мышцы-синергисты. Утомление. Работоспособность. | Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. | Устный опрос | |||
12. | Нарушение осанки и плоскостопие. Практические работы №4,5,6 : «Проверяем правильность осанки», «Есть ли у вас плоскостопие», «Гибок ли ваш позвоночник» | Осанка. Своды стоп. Плоскостопие. Корректирующая гимнастика. | Использовать приобретенные знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдений мер профилактики нарушения осанки. | Практическая работа | |||
13. | Развитие опорно-двигательной системы | Гиподинамия. Тренировочный эффект. Статические и динамические упражнения. Допинг. | Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы. | Устный опрос | |||
14. | Контрольная работа №2 «Опорно-двигательная система» | Контрольная работа №2 | |||||
Тема№3. Кровь и кровообращение | 9 | ||||||
15. | Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Лабораторная работа №4 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» | Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа. Гомеостаз. Плазма крови. Форменные элементы. Фагоцитоз. Антиген. Антитело. | Называть признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды организма; составляющие крови (форменные элементы); составляющие плазмы. | Лабораторная работа №4 | |||
16. | Иммунитет | Иммунитет. Иммунная реакция. Вирусы. Вакцина. Иммунная система. Костный мозг. Лимфатические узлы. Селезенка. Лимфоидная ткань. | Знать понятия Иммунитет. Иммунная реакция. Вакцина. Иммунная система. Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека | Устный опрос | |||
17. | Тканевая совместимость и переливание крови | Группы крови. Изоантигены. Резус-фактор. Антитела. Биологическая совместимость тканей. Групповая совместимость крови. | Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности, свою группу крови, резус – фактор. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. | Устный опрос | |||
18. | Строение и работа сердца | Сердце, кровеносные сосуды. Кровообращения. | Называть признаки биологического объекта – сердца. Распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения, органы кровеносной системы. | Устный опрос | |||
19. | Круги кровообращения | Круги кровообращения - малый и большой. | Знать понятия аорта, артерии, капилляры, вены. Называть признаки биологических объектов – кровеносных сосудов. Распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения; органы кровеносной системы. Характеризовать сущность большого и малого кругов кровообращения. | Устный опрос | |||
20. | Движение лимфы. Практическая работа №7 «Кислородное голодание» | Лимфа. Лимфатические капилляры. Лимфатические сосуды. Грудной проток. Лимфатические узлы. | Распознавать и описывать на таблицах: систему лимфоовбращения; органы лимфатической системы. Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой. | Практическая работа | |||
21. | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Практические работы №8, 9, 10: «Пульс и движение крови», «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки», «Рефлекторный приток крови к мышцам, включающимся в работу» | Артериальное кровяное давление: верхнее (систолическое), нижнее (диастолическое). Гипертония. Гипотония. Инсульт. Инфаркт. Пульс. Частота пульса (сердечных сокращений.) | Характеризовать сущность биологических процессов: движение крови по сосудам; регуляции жизнедеятельности организма; автоматизма сердечной мышцы. Объяснять роль гормонов в организме. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Практическая работа | |||
22. | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа №11 «Функциональная сердечно-сосудистая проба» | Тренированное и нетренированное сердце. Функциональная проба. Дозированная нагрузка. Тренировочный эффект. Кровотечения: капиллярное, артериальное, венозное. Жгут. Закрутка. Давящая повязка. | Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье (нормальную работу сердечно – сосудистой системы). Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждении сосудов). | Практическая работа | |||
23. | Контрольная работа №3 «Кровь и кровообращение» | Контрольная работа №3 | |||||
Тема№4 Дыхание | 5 | ||||||
24. | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Лабораторная работа №5 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | Дыхательная система. Легочное дыхание. Тканевое дыхание. Органы дыхания. Легкие. Альвеолы. Легочная плевра. плевральная полость и жидкость. Диффузия. Гемоглобин. Артериальная и венозная кровь. | Называть особенности строения организма человека – органы дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека. Характеризовать сущность процесса дыхания. | Лабораторная работа №5 | |||
25. | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Лабораторная работа №6 «Дыхательные движения» | Грудная полость. Диафрагма. Дыхательные движения: вдох и выдох. Регуляция дыхания: рефлекторная (нервная), гуморальная. | Характеризовать: сущность биологического процесса дыхания; транспорт веществ. | Лабораторная работа №6 | |||
26. | Гигиена дыхания. Практическая работа №12 «Определение запыленности воздуха в зимнее время» | Грипп. Туберкулез легких. Флюорография. Закаливание. Гигиена дыхания. | Называть заболевания органов дыхания. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курения). | Практическая работа | |||
27. | Первая помощь при поражении органов дыхания | Утопление. Удушье. Заваливание землей. Отек гортани. Электротравма. Обморок. Клиническая смерть. Биологическая смерть. Реанимация. | Называть приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающих. Использовать приобретенные знания для оказания ПМП при отравлении угарным газом и при спасении утопающего. | Устный опрос | |||
28. | Контрольная работа №4 «Дыхание» | Контрольная работа№4 | |||||
Тема№5. Пищеварение | 7 | ||||||
29. | Значение и состав пищи | Органические вещества. Витамины. Минеральные вещества. Питательные вещества. | Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса дыхания. | Устный опрос | |||
30. | Органы пищеварения. Зубы | Глотка. Гортань. Желчный пузырь. Желчь. Надгортанник. Нёбо. Нёбный язычок. Пищеварительные железы. Зубы и их виды. | Называть особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность процесса пищеварения. | Устный опрос | |||
31. | Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. Лабораторная работа №7 «Действие ферментов слюны на крахмал» | Слюна. Крахмал. Глюкоза. | Знать понятия рефлекс, безусловный и условный рефлекс, фермент. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать роль ферментов в пищеварении. | Лабораторная работа №7 | |||
32. | Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. Лабораторная работа №8 «Действие ферментов желудочного сока на белки» | Желудок. Желудочный сок. Слои желудка: внутренний, средний, наружный. | Знать понятия рефлекс, безусловный и условный рефлекс, фермент. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать роль ферментов в пищеварении. | Лабораторная работа №8 | |||
33. | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | Аппендицит. Кишечный сок. Брыжейка. Ворсинка. Незаменимые АК. Гликоген. Мочевина. Воротная вена. Нижняя полая вена. | Знать понятия рефлекс, безусловный и условный рефлекс, фермент. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать роль ферментов в пищеварении. | Устный опрос | |||
34. | Гигиена питания. Профилактика заболевания органов пищеварения | Рефлексы -условный и безусловный. Режим питания | Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболевания органов пищеварения; профилактика вредных привычек; оказание ПМП при отравлении грибами и ягодами | Устный опрос | |||
35. | Контрольная работа №5 «Пищеварение» | Контрольная работа №4 | |||||
Тема№6. Обмен веществ и энергии | 3 | ||||||
36. | Обменные процессы в организме | Обмен веществ | Знать понятия пластический и энергетический обмен. Характеризовать сущность обмена веществ и превращение энергии в организме; обмен веществ как основу жизнедеятельности организма. | Устный опрос | |||
37. | Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов. Практическая работа №13 «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» | Основной, общий обмен. Энерготраты. Энергоемкость (калорийность) пищи. Суточный рацион. | Знать понятия пластический и энергетический обмен. Характеризовать сущность обмена веществ и превращение энергии в организме; обмен веществ как основу жизнедеятельности организма. | Практическая работа | |||
38. | Витамины | Гипо- ,гипер-, авитаминоз. Цинга, рахит, бери-бери. | Называть основные группы витаминов и продукты в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность. | Устный опрос | |||
Тема№7. Выделение | 2 | ||||||
39. | Строение и работа почек | Почки. Нефрон. Первичная и вторичная моча. Мочеточники. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал. | Называть особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена. Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса выделение и его роль в обмене веществ. | Устный опрос | |||
40. | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | Обезвоживание организма. Водное отравление. Гигиена питья. Жесткость и мягкость воды. | Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы. | Устный опрос | |||
Тема№8. Кожа | 4 | ||||||
41. | Кожа. Значение и строение кожи. | Эпидермис. Дерма. Гиподерма. Кожные рецепторы. Кожные пигменты. Сальные и потовые железы. Волосы и ногти. | Называть особенности строения кожи человека. Называть функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. | Устный опрос | |||
42. | Роль кожи в теплорегуляции | Теплообразование. Теплоотдача. Терморегуляция. Закаливание. Тепловой и солнечный удар. | Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. | Устный опрос | |||
43. | Нарушение кожных покровов и повреждение кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. | ПМП | Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний кожи и других покровов тела. | Устный опрос | |||
44. | Контрольная работа №6 «Обмен веществ. Выделение. Кожа». | Контрольная работа №6 | |||||
Тема№9. Эндокринная система | 2 | ||||||
45. | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции | Секреты. Гормоны. Эндокринная система. | Называть особенности строения и работы желез эндокринной системы; внутренней и внешней секреции. Различать железы внутренней и внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. | Устный опрос | |||
46. | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма | Гормоны роста. Кретинизм. Базедова болезнь. Слизистый отек. Сахарный диабет. | Знать понятие гормоны. Называть заболевания связанные с гипер- и гипофункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. | Устный опрос | |||
Тема№10. Нервная система | 5 | ||||||
47. | Значение и строение нервной системы. Практическая работа №14 «Действие прямых и обратных связей» | ЦНС, ПНС. Рефлекс. Рефлекторная дуга. | Знать понятие рефлекс. Называть особенности нервной системы; принцип деятельности Н.С.; функции Н.С. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы Н.С. человека. | Практическая работа | |||
48. | Вегетативная нервная система, строения и функции. Нейрогормональная регуляция. Практическая работа №15 «Штриховое раздражение кожи» | Симпатический и парасимпатический подотдел автономной (вегетативной) нервной системы. Блуждающий нерв. Гипоталамус. Нейрогормоны. | Называть отделы Н.С., их функции; подотделы вегетативной н.с., их функции. Различать функции вегетативной и соматической н.с. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма, роль н.с. и гормонов в организме. | Практическая работа | |||
49. | Строение и функции спинного мозга | Позвоночный канал. Спино-мозговая жидкость. Центральный канал. Серое и белое вещество спинного мозга. | Называть особенности строения с.м.; функции с.м. Распознавать и описывать на таблицах основные части с.м. Характеризовать роль с.м. в регуляции жизнедеятельности организма. | Устный опрос | |||
50. | Отделы головного мозга. Практическая работа №16 «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка» | Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый, средний мозг. Мозжечок. Мост. Кора и ядра. Борозды и извилины. | Называть особенности строения г.м.; отделы г.м.;, функции отделов г.м. Распознавать и описывать на таблицах основные части г.м. Характеризовать роль г.м. в регуляции поведения и жизнедеятельности организма. | Практическая работа | |||
51. | Контрольная работа №7 «Эндокринная и нервная системы» | Контрольная работа №7 | |||||
Тема№11. Органы чувств и анализаторы | 5 | ||||||
52. | Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. | Анализатор. Брови. Веки. Ресницы. Радужка. Зрачок. Хрусталик. Стекловидное тело. | Знать понятия орган чувств, рецептор, анализатор. Называть органы чувств человека, анализаторы, особенности строения органов чувств. Распознавать и описывать на таблицах основные части органов обоняния, осязания, вкуса и их анализаторы. Характеризовать роль органов чувств и анализаторов. | Устный опрос | |||
53. | Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа №17 «Сужение и расширение зрачка» | Глаз. Зрительный нерв. | Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора. | Практическая работа | |||
54. | Заболевания и повреждения глаз | Дальнозоркость. Близорукость. Проникающее ранение глаза. | Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения. | Устный опрос | |||
55. | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Практическая работа №18 «Проверьте ваш вестибулярный аппарат» | Наружное, среднее и внутреннее ухо. Слуховая зона. | Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. | Практическая работа | |||
56. | Контрольная работа №8 «Органы чувств и анализаторы» | Контрольная работа №8 | |||||
Тема№12. Поведение и психика | 6 | ||||||
57. | Закономерности работы головного мозга. Практическая работа №19 «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма» | Работа головного мозга. | Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать особенности работы г.м., биологическое значение условных и безусловных рефлексов. | Практическая работа | |||
58. | Врожденные и приобретенные формы поведения» | Врожденные формы поведения: безусловные и условные рефлексы, инстинкты (положительные и отрицательные), запечатление (импринтинг). | Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать особенности работы г.м., биологическое значение условных и безусловных рефлексов. | Устный опрос | |||
59. | Биологические ритмы. Сон и его значение | Сон. Электроэнцефалограф. Сноведения. Режим сна и бодрствования. | Характеризовать значение сна для организма человека. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха. | Устный опрос | |||
60. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. | Подсознание. Речевые центры. Воображение. Мышление. Ощущения. Память и ее виды. | Называть и характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека, их значение. | Устный опрос | |||
61. | Воля и эмоции. Внимание. Практическая работа №20 «Изучение внимания при разных условиях» | Воля. Эмоции. Внимание. | Называть и характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека, их значение. | Практическая работа | |||
62. | Динамика работоспособности. Режим дня. | Работоспособность. Режим дня. | Знать понятие утомление. Анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Устный опрос | |||
Тема№13. Индивидуальное развитие организма | 5 | ||||||
63. | Половая система человека | Яйцеклетка. Сперматозоид. Половые хромосомы. Оплодотворение. Поллюция. | Называть особенности строения мужской и женской половой системы. Распознавать и описывать на таблицах женскую и мужскую половые системы; органы мужской и женской половой систем. Объяснять причины наследственности. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Устный опрос | |||
64. | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | Венерические заболевания. ВИЧ, СПИД | Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ – инфекций. | Устный опрос | |||
65. | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | Плод, зародыш. Календарный и биологический возраст. | Знать понятия размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ – инфекций. | Устный опрос | |||
66. | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ. | Наркогенные вещества: алкоголь, никотин, токсины. Гангрена. Цирроз печени. Белая горячка. | Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек. | Устный опрос | |||
67. | Личность и ее особенности | Темперамент, характер. Интересы. Склонности. Способности. Совесть. | Называть психологические особенности личности. Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. | Устный опрос | |||
Контроль знаний по курсу «Человек» | 1 | ||||||
68. | Контрольная работа №9 «Человек» | К.Р. №9 | |||||
69-70. | Повторение курса |
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ
1.. Биология. 8класс. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.
2. Рабочая тетрадь. «Биология. Человек» 8 класс. (1, 2 часть). А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш
3. Тема школьного курса. Иммунитет. История открытий. В.В. Тарасов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 6 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, «Биология. 6 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.УчебникАвтор: И.Н. Понома...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 7 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.В. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой; «Биология. 7 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.Учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 8 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология. 8 класс» в соответствии с ГОС в части обязательног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 9 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Биология» для 9 класса под редакцией И.Н. Пономаревой; И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М. Чернова «Биология. 9 класс» в соотве...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 6 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, «Биология. 6 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.Учебни...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 7 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.В. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой; «Биология. 7 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.Учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 9 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Биология» для 9 класса под редакцией И.Н. Пономаревой; И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М. Чернова «Биология. 9 класс» в соотве...