РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 6 класса
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, «Биология. 6 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.
Учебник
Автор: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко
Название: Биология. 6 класс
Издательство: «Вентана-Граф»
Количество часов в неделю:
- по программе:35 ч.
- по учебному плану школы: 1 ч (в неделю).
- практические работы: 9
(количество часов)
- контрольные работы: 0
(количество часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_6_klass_nikonorova.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тасеевская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Рассмотрено» на заседании ШМО Протокол № _____ От «__»_________2013г Руководитель ШМО __________/Шуба Е.А./ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________Павшок Н.М./ «_____» ______________ 2013 г | «Утверждаю» Директор МБОУ ТСОШ № 2 ____________/ / Приказ№ ___________ «____» _____________ 2013г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Биология» для 6 класса
на 2013-2014 учебный год
срок реализации 1 год
с. Тасеево
Учитель: Никонорова А.П.
2013г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, «Биология. 6 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.
Общая характеристика учебного предмета
Биология изучает живой мир нашей планеты. Поэтому биологию называют наукой о живом мире. Она изучает разнообразие, строение и функции живых существ и природных сообществ, распространение, происхождение и развитие организмов, их связей друг с другом и с неживой природой. В настоящее время биология представляет собой комплексную науку, состоящую из рядя самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования. Так, растения изучает ботаника, животных - зоология, анатомо-физиологические свойства человека – биология человека, бактерий – микробиология и т.д. Знание биологии очень важно для решения проблем сохранения окружающей среды, сохранения биологического разнообразия, улучшения здоровья людей, сбережение природных ресурсов и обеспечение устойчивого развития природы и общества. Настало время, когда от каждого из нас зависит будущее нашей планеты. Поэтому современный человек не может считать себя образованным, если он не знаком с основами биологических знаний.
Учебник
Автор: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко
Название: Биология. 6 класс
Издательство: «Вентана-Граф»
Количество часов в неделю:
- по программе:35 ч.
- по учебному плану школы: 1 ч (в неделю).
- практические работы: 9
(количество часов)
- контрольные работы: 0
(количество часов)
В курс включены все лабораторные работы. В программе не предусмотрено резервного времени. Содержание учебного занятия соответствует параграфу учебника по данной теме. Для проведения контрольных и лабораторных работ учебное время не предусмотрено отдельными уроками. В связи с тем, что программой не предусмотрено резервного времени они могут проводиться учителем на комбинированном уроке.
Цели образования в школе, реализуемые «Программой развития школы» выглядят следующим образом:
- научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;
- научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;
- научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;
- научить ориентироваться в мире духовных ценностей;
- научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;
- научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;
- научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
Цели, обозначенные в «Программе развития школы» на 2007-2012 годы согласуются с целями курса биологии.
Цели изучения курса
Компетенции | |
Общеучебные | Познавательная деятельность:
Информационно-коммуникативная деятельность:
Рефлексивная деятельность:
|
Предметно-ориентированные |
|
2. Учебно-тематический план
№ п/п | Тема (глава) | Количество часов |
1. | Ведение | 2 |
2 | Клеточное строение организма | 2 |
3. | Органы цветковых растений | 9 |
4. | Основные процессы жизнедеятельности растений | 7 |
5. | Основные отделы царства растений | 7 |
6. | Историческое развитие и многообразие растительного мира | 2 |
7. | Бактерии | 2 |
8. | Грибы. Лишайники | 3 |
9. | Природные сообщества | 1 |
Итого: | 35 |
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п | Тема |
Контрольные работы программой не предусмотрены. Могут быть проведены на усмотрение учителя на комбинированном уроке. | |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Лабораторная работа №1 «Знакомство с цветковым растением» | 1 |
2. | Лабораторная работа №2 «Клеточное строение кожицы лука». | 1 |
3. | Лабораторная работа №3 «Изучение строения семени фасоли» | 1 |
4. | Лабораторная работа №4 «Строение корня у проростка» | 1 |
5. | Лабораторная работа №5 «Строение вегетативных и генеративных почек» | 1 |
6. | Лабораторная работа №6 «Внешнее строение листа» | 1 |
7. | Лабораторная работа №7 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы» | 1 |
8. | Лабораторная работа №8 «Черенкование комнатных растений» | 1 |
9. | Лабораторная работа №9 «Изучение строения плесневых грибов». | 1 |
Итого | 9 |
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
5. Список методической литературы по предмету
1. Биология. 6 класс. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко.
2. Рабочие программы по биологии. 6-11 класс. И.Н. Пономарева
3. Биология в основной школе: Программы.-М.:Вентана-Граф,2005.-72с.
4. Методическое пособие для учителя. Биология. 6 класс. И.Н. Пономарева, И.А. Корнилова,В.С.Кучменко
5. Дидактический материал. Пособие для учителей и учащихся. Ботаника. А.И. Никишов, Л.А.Косорукова.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ
1. Биология. 6 класс. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко.
2. Занимательная биология И.И. Акимушкин
3. Редкие и исчезающие растения. В.И. Артамонов
4. Биология. Энциклопедия для детей. М.: Аванта
5. Энциклопедия природы России. Грибы. Л.В. Гарибова, И.И. Сидорова.
6.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ
№ урока | Тема урока | Основные понятия в теме | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Кол-во часов | Сроки изучения | Виды контроля | Д.з. |
Введение | 2 | ||||||
1. | Наука о растениях – ботаника. Мир растений. | Биология, царство, ботаника. | Называть основные царства живых организмов. Знать определение понятия ботаника. Объяснять роль растений в природе и жизни человека. | Устный опрос | §1 | ||
2. | Разнообразие растений. Лабораторная работа №1 «Знакомство с цветковым растением» | Органы, корень, побег, цветковые растения, голосеменные, спора. | Распознавать и описывать основные органы растений. Доказывать что растения живой организм. | Лабораторная работа №1 | §2 | ||
Тема №1.Клеточное строение организмов | 2 | ||||||
3. | Строение растительной клетки. Жизнедеятельность. Лабораторная работа №2 «Клеточное строение кожицы лука». | Растительная клетка, пластиды, лейкоциты, хлоропласты, клеточная оболочка, цитоплазма, вакуоль, клеточный сок, ядро. | Распознавать и описывать: клеточное строение кожицы лука, деление клетки и рост. Назвать клеточные структуры и их значение. | Лабораторная работа №2 | §7 | ||
4. | Ткани. | Ткань, виды тканей: образовательная, покровные, механические, проводящие, основные | Распознавать и описывать строение и функции тканей растений. Давать определение термину ткань. Объяснять последствия для растения нарушения человеком покровной ткани. | Устный опрос | §9 | ||
Тема №2. Органы цветковых растений | 9 | ||||||
5. | Строение семени. Лабораторная работа №3 «Изучение строения семени фасоли» | Двудольные, однодольные, строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. | Называть значения семян. Знать определения однодольные и двудольные растения. Распознавать и описывать по рисунку строение семян одно- и двудольных растений. Сравнивать по предложенным критериям семена одно- и двудольных растений. | Лабораторная работа № 3 | §10(§§11-12 самостоятельно) | ||
6. | Корень. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа №4 «Строение корня у проростка» | Виды корней: главный, боковые, придаточные. зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания, зона проведения. | Распознавать и описывать: виды корней; зоны корня. Устанавливать соответствия между видоизменениями корня и его функциями. Сравнивать типы корневых систем. Различать типы корневых систем однодольных и двудольных растений. | Лабораторная работа №4 | §13,14,15 | ||
7. | Побег. Строение и значение побега. Лабораторная работа №5 «Строение вегетативных и генеративных почек» | Побег, строение побега: стебель, листья, почки. Строение почки. Виды почек: пазушные, верхушечные, генеративные и вегетативные. | Распознавать и описывать на живых объектах строение: побега и почки. Доказывать, что почка видоизмененный побег. Отличать вегетативную от генеративной почки. | Лабораторная работа №5 | §16,17 | ||
8. | Лист – часть побега. Значение листа для растений. Лабораторная работа №6 «Внешнее строение листа» | Лист, простые и сложные листья, жилкование | Распознавать и описывать по рисунку или на живых объектах строение листа. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа. Выделять условия жизни, влияющие на видоизменение листьев. | Лабораторная работа №6 | §18,19 | ||
9. | Стебель. Внешнее и внутреннее строение. | Стебель, участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля: покровные ткани(кожица, пробка); механическая( лубяные волокна и волокна древесины); проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды; образовательная ткань) | Называть функции стебля. Распозновать и описывать внешнее строение стебля. Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию. Объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения. | Устный опрос | §20,21 | ||
10. | Видоизменение подземных побегов. Лабораторная работа №7 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы» | Корневище, луковица, клубень. | Приводить примеры растений имеющих видоизмененные побеги. Распознавать и описывать на живых объектах видоизменения побегов. Доказывать, что корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги. | Лабораторная работа №7 | §22 | ||
11. | Цветок. Строение и значение. | Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце).опыление, его виды | Распознавать и описывать по рисункам: строение цветка ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений; типы соцветий. Объяснять взаимосвязь строения цветка и его опылителей. Сравнивать по заданным критериям строение цветков различных растений. | Письменный опрос | §23,24 | ||
12. | Плод. Разнообразие и значение. | Виды плодов: ягода, костянка, коробочка, стручок, боб. | Знать определение понятия покрытосеменные. Приводить примеры растений с различными типами плодов. Выделять приспособления для распространения плодов. | Таблица | §25 | ||
13. | Взаимосвязь органов растения как организма. | Растение-биосистема. Признаки взаимосвязи органов | Называть признаки взаимосвязи органов. Доказывать что растение биосистема. Объяснять влияние окружающей среды на растения. | Тест | §26 | ||
ТЕМА №3 Основные процессы жизнедеятельности растений. | 7 | ||||||
14. | Корневое питание растений. | Корневое питание, почвенное питание, рост листьев и стеблей, удобрения, микроэлементы. | Описывать механизм почвенного питания. Объяснять роль и механизм почвенного питания в жизни растений. | Устный опрос | §27 | ||
15. | Воздушное питание растений. | Воздушное питание, фотосинтез, авто и гетеротрофы | Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ. | Устный опрос | сам) | ||
16. | Дыхание растений и обмен веществ. | Значение дыхания, обмен веществ | Описывать опыты, подтверждающие дыхание растений. Выделять приспособления растений для дыхания. Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания. | Тест | §30 | ||
17. | Значение воды в жизни растений. | Значение воды в жизни растений, экологические группы растений по отношению к воде, этапы и механизмы водообмена. | Называть этапы водообмена. Распознавать и описывать растения различных экологических групп. | Устный опрос | §31 | ||
18. | Размножение и оплодотворение у растений. | Половое и бесполое размножение, опыление и оплодотворение | Описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений. Выделять отличительные особенности полового и бесполого Отличать опыление от оплодотворения. | Устный опрос | §32 | ||
19. | Бесполое размножение растений. Лабораторная работа №8 «Черенкование комнатных растений» | Вегетативное размножение, его виды и роль в природе. | Приводить примеры растений размножающихся вегетативно. Называть особенности вегетативного размножения. | Лабораторная работа №8 | §33,34 | ||
20. | Рост и развитие растений. | Рост и развитие, их взаимосвязь. Онтогенез | Распознавать и описывать по рисунку стадии развития растения и их последовательность. Выделять различия между процессами роста и развития. | Устный опрос | §35,36 | ||
ТЕМА№4 Основные отделы царства растений. | 7 | ||||||
21. | Водоросли. | Основные признаки водорослей. Слоевище, ризоидый. Зеленые, красные, бурые водоросли. | Знать понятие низшие растения. Распознавать водоросли различных отделов. Описывать строение водорослей. | Письменный опрос | §38,39 | ||
22. | Высшие споровые растения. Мхи. | Моховидные, спорофит (коробочка), протонема, гаметофит. Печеночники, листостебельные мхи. | Знать понятие высшие растения. Распознавать и описывать строение мхов; растения отдела мохообразные. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. | Устный опрос | §40 | ||
23. | Папоротники. | Основные признаки папоротникообразных, многообразие папоротников. | Распознавать и описывать строение папоротников; растения отдела папортникообразные. | Устный опрос | §41 | ||
24. | Голосеменные. | Голосеменные, хвойные | Знать понятие голосеменные растения. Распознавать растения отдела голосеменные растения. Описывать процесс размножения сосны. Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги. | Устный опрос | §42 | ||
25. | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | Особенности строения, органы цветкового растения, жизненные формы | Знать понятие покрытосеменные растения. Распознавать растения отдела покрытосеменные растения; строение цветковых растений. Сравнивать покрыто – и голосеменные растения. | Устный опрос | §43 | ||
26. | Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств. | Признаки класса двудольные, значение растений класса, сельскохозяйственные растения. | Определять принадлежность растения к классу двудольные. | §44 | |||
27. | Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные. | Признаки строения растений семейства злаки и лилейные, редкие и охраняемые растения семейства лилейные, с/х растения. | Распознавать растения семейств лилейные и злаки. Определять принадлежность растения к классу однодольные. | Тест | §45 | ||
ТЕМА№5 Историческое развитие и многообразие растительного мира | 2 | ||||||
28. | Понятие об эволюции растительного мира. | Эволюция | Называть основные этапы эволюции растительного мира. Выявлять основные признаки, необходимые для существования растений на суше. | Устный опрос | §47 | ||
29. | Многообразие и происхождение культурных растений. | Дикорастущие и культурные растения, центр происхождения, сорняки. | Приводить примеры дикорастущих и культурных растений. Называть центры происхождения культурных растений. Объяснять способы расселения культурных растений. | §48 | |||
ТЕМА№6 Бактерии | 2 | ||||||
30. | Общая характеристика бактерий. | Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения, питание, размножение, образование спор. Аэробы, анаэробы. | Распознавать и описывать строение бактериальной клетки. Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий. Сравнивать строение растительной и бактериальной клетки. | Устный опрос | §50 | ||
31. | Многообразие и значение бактерий. | Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочнокислые, болезнетворные. Кокки, бациллы, спириллы, вибрионы. | Выделять особенности строения бактерий различных групп. Объяснять роль бактерий. | Устный опрос | §51,52 | ||
ТЕМА№7 Грибы. Лишайники. | 3 | ||||||
32. | Общая характеристика грибов. Лабораторная работа №9 «Изучение строения плесневых грибов». | Признаки царства грибы. Строение грибов: грибница (мицелий), плодовое тело, гифы. Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий, микориза. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые. | Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека. Распознавать и описывать строение плесневых грибов. Сравнивать грибы с растениями и животными. | Лабораторная работа №9 | §53 §54 | ||
33. | Многообразие и значение грибов. | ||||||
Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Красноярском крае. Распознавать и описывать съедобные и ядовитые грибы. Называть способы питания грибов. Выделять различия между трубчатыми и пластинчатыми грибами. Объяснять роль грибов в природе. | Устный опрос | §55 | |||||
34. | Лишайники | Лишайники, симбиоз. Виды: накипные, листовые, кустистые | Распознавать и описывать строение лишайника. | Устный опрос | |||
ТЕМА№8 Природные сообщества | 1 | ||||||
35. | Жизнь растений в природе. Многообразие природных сообществ. | Фитоценоз. Естественные природные сообщества: лес, степь. роль растений в круговороте веществ. Экосистема, биосистема, биотоп. | Называть основные типы природных сообществ. Приводить примеры естественных сообществ. Объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ. | Устный опрос | §60 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 7 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.В. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой; «Биология. 7 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.Учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 8 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология. 8 класс» в соответствии с ГОС в части обязательног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 9 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Биология» для 9 класса под редакцией И.Н. Пономаревой; И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М. Чернова «Биология. 9 класс» в соотве...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 6 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, «Биология. 6 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.Учебни...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 7 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.В. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой; «Биология. 7 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.Учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 8 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология. 8 класс» в соответствии с ГОС в части обязательног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 9 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Биология» для 9 класса под редакцией И.Н. Пономаревой; И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М. Чернова «Биология. 9 класс» в соотве...