РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 7 класса
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.В. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой; «Биология. 7 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.
Учебник
Автор: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С, Кучменко
Название: Биология. 7 класс
Издательство: «Вентана-Граф»
Количество часов в неделю:
- по программе:70 ч.
- по учебному плану школы: 2 ч (в неделю).
- практические работы: 8 часов
- контрольные работы: 7 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_klass_biologiya.doc | 249 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор МБОУ Суховская СОШ № 3
_________/Безденежная Л.В./
Приказ№ ___________
«____» _____________ 2013г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учитель: Бабаева Ж.М
Предмет: Биология
Класс: 7
Рассмотрено на заседании МС
Протокол №___от « » __________
Затулина С.С.
с. Сухово
2013г.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.В. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой; «Биология. 7 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.
Учебник
Автор: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С, Кучменко
Название: Биология. 7 класс
Издательство: «Вентана-Граф»
Количество часов в неделю:
- по программе:70 ч.
- по учебному плану школы: 2 ч (в неделю).
- практические работы: 8 часов
- контрольные работы: 7 часов
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.В. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой; «Биология. 7 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.
Общая характеристика учебного предмета
Биология изучает живой мир нашей планеты. Поэтому биологию называют наукой о живом мире. Она изучает разнообразие, строение и функции живых существ и природных сообществ, распространение, происхождение и развитие организмов, их связей друг с другом и с неживой природой. В настоящее время биология представляет собой комплексную науку, состоящую из рядя самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования. Так, растения изучает ботаника, животных - зоология, анатомо-физиологические свойства человека – биология человека, бактерий – микробиология и т.д. Современная зоология – система наук о животных. Среди них – морфология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение организмов. Физиология исследует деятельность клеток, органов, систем органов и целых организмов. Важную часть зоологии составляет экология, изучающая взаимоотношения животных между собой, с другими организмами и со средой обитания. Палеонтология рассматривает ископаемых животных и их изменение в процессе исторического развития. Этология изучает поведение животных. Знание биологии очень важно для решения проблем сохранения окружающей среды, сохранения биологического разнообразия, улучшения здоровья людей, сбережение природных ресурсов и обеспечение устойчивого развития природы и общества. Настало время, когда от каждого из нас зависит будущее нашей планеты. Поэтому современный человек не может считать себя образованным, если он не знаком с основами биологических знаний.
Цели образования в школе, реализуемые «Программой развития школы» выглядят следующим образом:
- научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;
- научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;
- научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;
- научить ориентироваться в мире духовных ценностей;
- научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;
- научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;
- научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
Цели изучения курса
Компетенции | |
Общеучебные | Познавательная деятельность:
Информационно-коммуникативная деятельность:
Рефлексивная деятельность:
|
Предметно-ориентированные |
|
2. Структура курса
№ п/п | Тема (глава) | Количество часов |
1. | Введение | 5 |
2 | Строение тела животных | 3 |
3. | Подцарство Простейшие | 4 |
4. | Подцарство Многоклеточные животные тип Кишечнополостные | 4 |
5. | Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 6 |
6. | Тип Моллюски | 4 |
7. | Тип Членистоногие | 8 |
8. | Тип Хордовые | 32 |
9. | Подтип Бесчерепные | 1 |
10. | Подтип Черепные Надкласс Рыбы | 5 |
11. | Класс Земноводные | 5 |
12. | Класс Пресмыкающиеся | 4 |
13. | Класс Птицы | 8 |
14. | Класс Млекопитающие | 10 |
15. | Развитие животного мира на Земле | 1 |
16 | Итоговое повторение | 2 |
Итого: | 70 |
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Контрольная работа №1 «Введение» | 1 |
2. | Контрольная работа №2 «Одноклеточные животные. Тип кишечнополостные» | 1 |
3. | Контрольная работа №3 «Тип Черви» | 1 |
4. | Контрольная работа №4 «Тип Моллюски. Тип Членистоногие». | 1 |
5. | Контрольная работа №5 «Рыбы и Земноводные» | 1 |
6. | Контрольная работа №6 «Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы» | 1 |
7. | Контрольная работа №7 «Класс Млекопитающие». | 1 |
Итого | 7 |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Лабораторная работа №1 «Строение и передвижение инфузории – туфельки» | 1 |
2. | Лабораторная работа №2 «Внешнее строение дождевого червя» | 1 |
3. | Лабораторная работа №3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков». | 1 |
4. | Лабораторная работа №4 «Внешнее строение насекомых» | 1 |
5. | Лабораторная работа №5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» | 1 |
6. | Лабораторная работа №6 «Внешнее строение птицы» | 1 |
7. | Лабораторная работа №7 «Строение скелета птицы» | 1 |
8. | Лабораторная работа №8 «Строение скелета млекопитающих» | 1 |
Итого | 8 |
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
5. Список методической литературы по предмету
1. Биология. 7класс. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.
2. Рабочая программа. 7 класс. В.М. Константинов, В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева.
3. Методическое пособие для учителя. Биология. Животные. 7 класс. В.М. Константинов
6.Полное КТП
№ урока | Тема урока | Основные понятия в теме | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Кол-во часов | Сроки изучения | Виды контроля | ДЗ |
Введение | 5 | ||||||
1. | Зоология – наука о животных. | Зоология, морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология, опылители, животноводство. | Знать предмет изучения зоологии. Описывать признаки животных. Отличать животных от растений. | Устный опрос | |||
2. | Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. | Среды жизни: Наземно-воздушная, водная, почва, тела организмов как среда жизни; места обитания, хищники и жертвы, паразиты и хозяева, конкурентные отношения. пищевые связи, цепь питания, биоценоз, экосистема, биогеоценоз. | Знать понятие место обитания животного. Называть основные среды жизни и приводить примеры животных обитающих в них. Описывать и приводить примеры различных форм взаимоотношений между животными. | Устный опрос | |||
3. | Классификация животных и основные систематические группы. | Систематика, вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство, ареал. | Называть систематические категории. Отличать классификацию животных от классификации растений. | Устный опрос | |||
4. | Влияние человека на животных | Красная книга, заповедник. | Приводить примеры воздействия человека на численность и разнообразие животных. Называть животных исчезнувших в результате деятельности человека. Описывать меры охраны редких животных. Прогнозировать последствия исчезновения животных. | Устный опрос | |||
5. | Контрольная работа №1 «Введение» | Контрольная работа №1 | |||||
ТЕМА№1 Строение тела животных | 3 | ||||||
6. | Клетка. | Клеточная мембрана, цитоплазма, обмен веществ, вакуоли, ядро, хромосомы, органоиды, клеточный центр. | Перечислять основные органоиды клетки. Называть роль основных органоидов в клетке. Отличать растительные и животные клетки. Объяснять, почему животные могут питаться только готовыми органическими веществами. | Устный опрос | |||
7. | Ткани. | Ткань, виды тканей: эпителиальные (эпителий), соединительные, гладкая мышчная, поперечнополосатая мышечная, нервная, железы, нейрон. | Знать понятие ткани. Называть основные виды тканей. Объяснять, почему у животных есть нервная ткань. Характеризовать основные виды тканей. | Устный опрос | |||
8. | Органы и системы | Орган, системы органов: опроно-двигательная, дыхательная, выделительная, пищеварительная, замкнутая и незамкнутая кровеносная, нервная, эндокринная, половая, Врожденный (безусловный) и приобретенный (условный) рефлексы, инстинкт, центральная и переферическая нервная система, органы чувст, яичники, яйцеклетки, семеники, сперматезоиды, лучевая и двусторонняя симметрия тела. | Знать понятия орган, система органов. Называть системы органов. Характеризовать строение и функции систем органов. Доказывать, что системы органов в организме функционируют взаимосвязано. | Устный опрос | |||
ТЕМА№2 Подцарство Простейшие | 4 | ||||||
9. | Тип Саркодовые и класс Жгутиконосцы | Подцарство простейшие, амёба, колония, ложноножки, пищеварительная ыакуоль, сократительная вакуоль, бесполое размножение, циста, фораминиферы. | Называть среду обитания и способ передвижения. Описывать условия образования цисты. Распознавать и описывать по рисунку органоиды амебы. | Устный опрос | |||
10. | Класс Жгутиконосцы | Эвглена зеленая, пелликула, органоиды движения, жгутики, базальное тельце, клеточный рот, глазок, авто - и гетеротрофное питание. | Распознавать и описывать по рисунку органоиды эвглены зеленой. Называть условия обитания и способ передвижения. Объяснять, почему вольвокс относится к одноклеточным организмам. Сравнивать эвглену зеленую с растениями и животными. | Устный опрос | |||
11. | Тип Инфузории. Лабораторная работа №1 «Строение и передвижение инфузории – туфельки» | Тип инфузории, инфузория-туфелька, реснички, порошица, половой процесс, конъюгация. | Называть функции органоидов инфузории туфельки. Распознавать и описывать по рисунку строение инфузории туфельки. Сравнивать различных представителей простейших. | Лабораторная работа №1 | |||
12. | Многообразие простейших. Паразитические простейшие. | Дизентерийная амёба, дизентерия, малярийный плазмодий, малярия. | Перечислять меры, предупреждающие заболевание амебной дизентерией и малярией. Объяснять роль простейших в природе и жизни человека. Характеризовать типы простейших. | Устный опрос | |||
ТЕМА№3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ Тип Кишечнополостные | 4 | ||||||
13. | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика | Тип кишечнополостные, полип, медуза, гидра. | Называть признаки типа кишечнополостные. Объяснять значение термина кишечнополостные. Выделять причинноследственную связь между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела. | Устный опрос | |||
14. | Пресноводная гидра | гидра,индивидуальное развитие, кишечная полость, нервная система, стрекательные клетки, жизненный цикл,эктодерма,энтодерма, мезоглея, почкование, раздельнополые животные, гермафродиты, регенерация. | Называть образ жизни гидры. Распознавать строение гидры. Перечислять значение различных клеток. Описывать особенности жизнедеятельности гидры. Характеризовать размножение пресноводной гидры. | Устный опрос | |||
15. | Морские кишечнополостные | Гидроидные, коралловые полипы, сцифоидные медузы, личинка, нервные узлы (ганглии). | Называть значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Распознавать и описывать представителей типа кишечнополостные. Доказывать принадлежность представителей к одному типу. Характеризовать тип кишечнополостные. | ||||
16. | Контрольная работа №2 «Одноклеточные животные. Тип кишечнополостные» | Контрольная работа №2 | |||||
ТЕМА№4. Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. | 6 | ||||||
17. | Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. | Тип плоские черви, планария, ресничный эпителий, мышцы, кожно-мускульный мешок, паренхима, мезодерма, глотка, кишечник, семяпроводы, яйцеводы. | Называть функции систем внутренних органов. Узнавать по рисункам системы органов. Распознавать животных типа плоские черви. | Устный опрос | |||
18. | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни | Сосальщик, цепень, эндопаразиты и промежуточные, окончательные хозяева, кутикула. | Называть меры защиты от паразитических червей. Узнавать по рисунку стадии развития печеночного сосальщика. Выявлять приспособления к паразитизму. Объяснять роль плоских червей в природе и жизни человека. | Устный опрос | |||
19. | Тип Круглые черви | Тип круглые черви, аскарида, первичная полость тела, анальное, выделительное, половое отверстие, щетинки. | Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу круглые черви. Объяснять меры профилактики заражения. | Устный опрос | |||
20. | Тип Кольчатые черви | Тип кольчатые черви, многощетинковые черви, вторичная полость тела (целом), сегменты, гидроскелет, щупальца, усики, параподии. | Узнавать по рисункам и называть системы органов. Распознавать и описывать представителей типа кольчатые черви. Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей. | Устный опрос | |||
21. | Малощетинковые черви. Лабораторная работа №2 «Внешнее строение дождевого червя» | Малощетинковые черви, поясок, мускулатура, известковые железы, пищевод, желудок, перекрестное оплодотворение. | Описывать приспособления для жизни в почве. Объяснять роль дождевого червя в почвообразовании. | Лабораторная работа №2 | |||
22. | Контрольная работа №3 «Тип черви» | Контрольная работа №3 | |||||
ТЕМА№5. Тип Моллюски | 4 | ||||||
23. | Общая характеристика типа Моллюски | Тип моллюски, раковина, перламутр, нога, мантия, мантийная полость, терка, печень, жабры, легкое, слюнные железы, сердце, околосердечная сумка, почки, парусник. | Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Выделять особенности строения и функции моллюсков. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. | Устный опрос | |||
24. | Класс Брюхоногие моллюски. Лабораторная работа №3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков». | Брюхоногие моллюски, аорта. артерии, вены, капилляры, артериальная кровь, венозная кровь. | Определять принадлежность моллюсков к классам. Выделять приспособления брюхоногих моллюсков к среде обитания. | Лабораторная работа №3 | |||
25. | Класс Двустворчатые моллюски | Класс двустворчатые моллюски, биссус, сифоны, мускулы-замыкатели, замок, жемчуг, животные-фильтраторы. | Определять принадлежность моллюсков к классам. Выделять приспособления двустворчатых моллюсков к среде обитания.. Объяснять значение двустворчатых моллюсков. Сравнивать брюхоногих и двустворчатых моллюсков. | Устный опрос | |||
26. | Класс Головоногие моллюски | Головоногие моллюски, воронка, хрящевой череп, роговые челюсти, чернильный мешок, мозг, половой диморфизм, сперматофоры. | Называть функции головоногих моллюсков. Выделять особенности строения головоногих моллюсков. Характеризовать представителей головоногих моллюсков. | Устный опрос | |||
ТЕМА№6. Тип Членистоногие | 8 | ||||||
27. | Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. | Тип членистоногие, класс ракообразные, наружный скелет, смешанная полость тела, грудь, головогрудь, брюшко, хитин, сложные глаза, ногочелюсти, гемолимфа, зеленые железы. | Распознавать животных типа членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Объяснять роль ракообразных в природе и жизни человека. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания и образу жизни. | Устный опрос | |||
28. | Класс Паукообразные | Класс паукообразные, паутина, хелицеры, ногощупальца, паутинные бородавки, трахеи, мальпигиевы сосуды, иксодовые клещи, таежный энцефалит. | Узнавать по рисункам системы внутренних органов паука. Описывать внешнее строение паука – крестовика; жизнедеятельность пауков. Доказывать, что паукообразные – животные сложной организации. Характеризовать практическое значение паукообразных. | Устный опрос | |||
29. | Класс Насекомые. Внешнее строение. Лабораторная работа №4 «Внешнее строение насекомых» | Класс насекомые, крылья, дыхальца. | Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата. Выделять приспособления насекомых к среде обитания. Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищей. | Лабораторная работа №4 | |||
30. | Внутреннее строение насекомых. | Системы внутренних органов. Смешанная полость тела. внутреннее оплодотворение. | Узнавать системы внутренних органов. Описывать поведение насекомых. Выделять особенности внутреннего строения насекомых. Сравнивать внутреннее строение насекомых и паукообразных. Характеризовать размножение насекомых. | Устный опрос | |||
31. | Типы развития насекомых. | Неполное и полное превращение, гусеница, стрекозы, прямокрылые, равнокрылые, клопы (полужесткокрылые), бабочки (чешуекрылые) жуки (жесткокрылые). Двукрылые, перепончатокрылые. | Приводить примеры насекомых с полным и неполным превращением. Описывать стадии развития насекомых. Перечислять признаки отрядов. Выделять особенности развития насекомых. | Устный опрос | |||
32. | Полезные насекомые. Охрана насекомых. | Общественные насекомые, рабочие пчелы, матки, трутни, перга, медовый зобик, тутовый шелкопряд. | Приводить примеры продуктов пчеловодства и их использования человеком. Описывать значение насекомых в природе и жизни человека. Характеризовать меры по охране насекомых. | Устный опрос | |||
33. | Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний | Вредители сельскохозяйственных культур, физические, химические, агротехнические и биологические методы борьбы. | Перечислять меры борьбы с вредными насекомыми. Называть насекомых – переносчиков возбудителей заболеваний человека. | Устный опрос | |||
34. | Контрольная работа №4 «Тип Моллюски. Тип Членистоногие». | Контрольная работа №4 | |||||
Тема№7 Тип Хордовые Подтип бесчерепные | 32 1 | ||||||
35. | Общие признаки хордовых. Подтип Бесчерепные | Тип хордовые, бесчерепные, ланцетник, хорда, нервная трубка, околожаберная полость. | Распознавать животных типа хордовые. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Выделять особенности строения ланцетника для жизни в воде. Характеризовать особенности строения ланцетника. | Устный опрос | |||
ТЕМА№8 Подтип Черепные. Надкласс Рыбы | 5 | ||||||
36. | Подтип Черепные. Надкласс Рыбы. Лабораторная работа №5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» | Рыбы, хвост чешуи, парные и непарные плавники органы боковой линии, жаберные крышки, ноздри, внутреннее ухо, орган равновесия. | Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Писывать внешнее строение и особенности передвижения рыб. Характеризовать функции плавников рыбы. Выделять особенности строения рыб; особенности строения и функции органов чувств. | Лабораторная работа №5 | |||
37. | Внутреннее строение рыбы. | Система внутренних органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная. позвоночник, ребра, жаберные дуги и лепестки, пояса конечностей. | Называть отделы, органы систем и их функцию. Перечислять характерные черты внутреннего строения. Узнавать по рисунку системы внутренних органов. Объяснять значение плавательного пузыря для костных рыб. Выделять особенности строения рыб. | Устный опрос | |||
38. | Особенности размножения рыб | Икринки, мальки, живорождение, миграции, нагул, нерест, проходные рыбы. | Называть тип оплодотворения у большинства рыб. Выделять особенности строения и функции органов размножения рыб. Объяснять значение миграций в жизни рыб. | Устный опрос | |||
39. | Основные систематические группы рыб. | Хрящевые, костные рыбы. лучеперые, костистые рыбы, осетрообразные, лопастеперые рыбы: двоякодышащие, кистеперые. | Называть представителей класса хрящевых и костных рыб. Выявлять приспособления рыб к различным условиям. | Устный опрос | |||
40. | Промысловые рыбы. Их использование. | Рыболовство, сельдеобразные, трескообразные, карпообразные, лососевые рыбы, прудовое хозяйство, акклиматизация. | Называть представителей промысловых рыб. Характеризовать роль промысловых рыб в жизни человека. | Устный опрос | |||
ТЕМА№9 Класс Земноводные | 5 | ||||||
41. | Места обитания и строение земноводных. | Класс земноводные (Амфибии); среднее ухо; шейный, туловищный, кресцовый и хвостовой отделы позвоночника, плечо, предплечие, кисть; бедро, голень, стопа; запястье, пясть, фаланги пальцев; предплюсна, плюсна, ключицы, лопатки, коракоиды, тазовые кости, слезные железы, резонаторы. | Узнавать отделы скелета земноводных. Описывать внешнее строение земноводных. Описывать приспособления к жизни на суши и в воде. Выделять особенности строения земноводных. | Устный опрос | |||
42. | Строение и деятельность внутренних органов | Двенадцатиперстная кишка, тонкий кишечник, толстый кишечник, клоака, малый (легочный) круг кровообращения, большой круг кровообращения, смешанная кровь, холоднокровные животные, полушария переднего мозга. | Узнавать по рисунку системы внутренних органов. Описывать строение и функции систем внутренних органов. Сравнивать строение систем внутренних органов. | Устный опрос | |||
43. | Годовой цикл и происхождение земноводных | Годовой жизненный цикл, зимовка, оцепенение, головастик. | Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных. Сравнивать головастика и взрослую особь. | Устный опрос | |||
44. | Многообразие и значение земноводных | Отряды Хвостатые и Бесхвостые, амфибии, регенерация. | Называть места обитания земноводных и основные отряды. Объяснять приспособления земноводных к различным условиям жизни. Характеризовать роль в природе. | Устный опрос | |||
45. | Контрольная работа № 5 «Рыбы и Земноводные» | Контрольная работа №5 | |||||
ТЕМА№10. Класс Пресмыкающиеся, или рептилии. | 4 | ||||||
46. | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся | Класс пресмыкающиеся (Рептилии), пресмыкание, роговой покров, выползок, шея, грудная клетка. | Называть приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни. Объяснять название класса «пресмыкающиеся». | Устный опрос | |||
47. | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся | Желудочный сок, ядовитые железы, ядовитые зубы, гортань, трахея, бронхи, мочевая кислота, спячка. | Перечислять усложнения в строении систем органов. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Выделять особенности размножения, способствующие сохранению потомства. Характеризовать по плану пресмыкающихся. | Устный опрос | |||
48. | Многообразие пресмыкающихся | Отряды Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи, сросшиеся веки, костный панцирь. | Называть известные виды пресмыкающихся различных отрядов. Перечислять общие признаки класса пресмыкающиеся. | Устный опрос | |||
49. | Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся | Стегоцифалы, котилозавры, динозавры, звероподобные пресмыкающиеся, гаттерия. | Приводить примеры ящеров и их среды обитания. Называть причины вымирания ящеров. Объяснять роль пресмыкающихся в природе и жизни человека; необходимость охраны пресмыкающихся. | Устный опрос | |||
ТЕМА№11. Класс Птицы | 8 | ||||||
50. | Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №6 «Внешнее строение птицы» | Клюв, надклювье, подклювье, контурные перья: маховые и рулевые, пуховые перья, пух, стержень, опахало, бороздки, очин, копчиковая железа. | Характеризовать типы перьев и их значение в жизни птиц. Описывать приспособления внешнего строения для полета. Сравнивать внешнее строение птиц и пресмыкающихся. | Лабораторная работа №6 | |||
51. | Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа №7 «Строение скелета птицы» | Спинная кость, сложный крестец, открытый таз, вилочка, крылья, пряжка, цевка, большие грудные мышцы, подключичные мышцы. | Выделять особенности строения скелета птиц. Объяснять причины расположения и строения мышц птиц. Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом. | Лабораторная работа №7 | |||
52. | Внутреннее строение птиц | Железистый желудок, мускульный желудок, нижняя гортань, голосовые связки, воздушные мешки, двойное дыхание, экстраполяция. | Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Называть прогрессивные черты птиц по сравнению с пресмыкающимися. Выделять приспособленность систем внутренних органов птиц к полету. Объяснять: почему у птиц быстрее вырабатываются условные рефлексы по сравнению с пресмыкающимися; причины интенсивного обмена веществ. | Устный опрос | |||
53. | Размножение и развитие птиц | Яйцевые оболочки, зародышевый диск, халазы, выводковые птицы, птенцовые (гнездовые) птицы. | Называть этапы развития яйца и зародыша. Выделять особенности строения органов размножения, связанные с полетом. Устанавливать соответствие между частями яйца и их функциями. Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами. | Устный опрос | |||
54. | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц | Ритуальное поведение, токование, брачные танцы, насиживание, кочевки, оседлые птицы, кочующие птицы, перелетные птицы. | Называть причины появления у птиц инстинкта перелета. Описывать сезонные явления в жизни птиц. Характеризовать значение гнезд в жизни птиц. | Устный опрос | |||
55. | Многообразие птиц | Пингвины, страусовые, типичные птицы; насекомоядные, растительноядные, хищные, всеядные птицы; птицы леса, открытых пространств, водоплавающие. | Называть экологические группы птиц. Приводить примеры птиц различных экологических групп. Определять особенности птиц различных экологических групп. | Устный опрос | |||
56. | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. | Охотничье-промысловые птицы, домашние птицы, инкубатор, археоптерикс. | Перечислять роль птиц в природе и жизни человека. Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых птиц. Распознавать и описывать домашних птиц. Находить сходства в строении птиц и пресмыкающихся. | Устный опрос | |||
57. | Контрольная работа №6 «Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы» | Контрольная работа №6 | |||||
ТЕМА№12 Класс Млекопитающие | 10 | ||||||
58. | Внешнее строение. Среды жизни и места обитания. Лабораторная работа №8 «Строение скелета млекопитающих» | Класс млекопитающие (Звери), ушные раковины, шерсть, остевые волосы, подшёрсток, вибриссы, волосяная сумка, сальные железы, потовые железы, пахучие железы, млечные железы. | Называть общие признаки млекопитающих. Перечислять функции желез млекопитающих. Описывать строение кожи. Выделять особенности внешнего строения. | Лабораторная работа №8 | |||
59. | Внутреннее строение млекопитающих | Диафрагма, кора полушарий переднего мозга, губы, преддверие рта, альвеолы зубов, резцы, клыки, предкоренные, коренные, сложный желудок, бронхиолы, легочные пузырьки (альвеолы), мочеиспускательный канал. | Перечислять особенности строении скелета. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Выделять особенности внутреннего строения. | Устный опрос | |||
60. | Размножение и развитие млекопитающих | Детское место (плацента), линька, зимовка. | Приводить примеры заботы о потомстве. Находить черты сходства в размножении пресмыкающихся и млекопитающих. Доказывать преимущества живорождения и вскармливания детенышей молоком. Характеризовать по плану размножение и развитие зародыша. | Устный опрос | |||
61. | Происхождение и разнообразие млекопитающих | Подкласс Првозвери (Однопроходные), подкласс Настоящие (живородящие) звери, зверозубые рептилии, яйцекладущие млекопитающие, низшие звери (сумчатые, высшие звери (плацентарные) | Называть группу рептилий, от которых произошли млекопитающие. Перечислять черты сходства млекопитающих и пресмыкающихся. | Устный опрос | |||
62. | Плацентарные звери: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные | Отряды Насекомоядные, Рукокрылые (Летучие мыши, Грызуны, Зайцеобразные, хищные.) | Приводить примеры млекопитающих различных отрядов. Находить черты сходства между отрядами грызуны и зайцеобразные. Сравнивать плацентарных и первозверей по критериям. | Устный опрос | |||
63. | Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. | Отряды Ластоногие и Китообразные, ласты, зубатые и усатые киты, цедильный аппарат, китовый ус. Отряд Парнокопытные. Жвачные и нежвачные парнокопытные, копыта, жвачка. Отряды Непарнокопытные и Хоботные. | Приводить примеры млекопитающих различных отрядов. Выделять особенности отрядов. Доказывать принадлежность к классу млекопитающие. Сравнивать отряды млекопитающих. | Устный опрос | |||
64. | Отряд Приматы. | Отряд приматы, мимика, ногти. | Называть общие черты строения приматов. Доказывать, что обезьяны наиболее высокоорганизованные животные. Сравнивать человекообразных обезьян и человека. | Устный опрос | |||
65. | Экологические группы млекопитающих | Типично наземные млекопитающие, пригающие, наземно-древесные, почвенные, летающие, водные, околоводные. | Перечислять основные экологические группы зверей. Распознавать и описывать приспособления к среде обитания у млекопитающих различных экологических групп. | Устный опрос | |||
66. | Значение млекопитающих для человека | Домашние звери, КРС, МРС. Овцеводство, свиноводство, коневодство, оленеводство, акклиматизация, ре акклиматизация. | Приводить примеры хозяйственных групп и пород млекопитающих. Распознавать и описывать домашних зверей. Называть промысловых животных. Объяснять роль млекопитающих в природе и жизни человека. | Устный опрос | |||
67. | Контрольная работа №7 «Класс Млекопитающие». | Контрольная работа №7 | |||||
ТЕМА№12. Развитие животного мира на Земле | 1 | ||||||
68. | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Основные этапы развития животного мира на Земле | Палеозой, мезозой, кайнозой, эволюция, изменчивость. Естественный и искусственный отбор. Дегенерация, уровни организации жизни, продуценты, консументы, редуценты. | Называть факторы эволюции. Приводить доказательства эволюции животного мира. Называть основные тапы развития животного мира на Земле. | Устный опрос | |||
69-70 | Повторение курса |
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ
1. Биология. 7 класс. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.
2. Рабочая тетрадь. Биология 7 класс (1, 2 часть). С.В. Суматохин, В.С. Кучменко
3. Зоология.7 класс. В.Р. Дольник, М.А. Козлов
4. Животные. М.Я. Беньковский
5. Покажите мне их! Зоология для детей. Н. Сладков
6. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Миграции животных. А.Х. Тамбиев
7. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. ООО «Фирма «Издательство АСТ»»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 6 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, «Биология. 6 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.УчебникАвтор: И.Н. Понома...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 7 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.В. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой; «Биология. 7 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.Учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 8 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология. 8 класс» в соответствии с ГОС в части обязательног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 9 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Биология» для 9 класса под редакцией И.Н. Пономаревой; И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М. Чернова «Биология. 9 класс» в соотве...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 6 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, «Биология. 6 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.Учебни...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 8 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология. 8 класс» в соответствии с ГОС в части обязательног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 9 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Биология» для 9 класса под редакцией И.Н. Пономаревой; И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М. Чернова «Биология. 9 класс» в соотве...