РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 6 класса
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Бабаева Жанна Михайловна

    Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, «Биология. 6 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.

Учебник

Автор: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко

Название: Биология. 6 класс

Издательство: «Вентана-Граф»

Количество часов в неделю:

  • по программе:35 ч.
  • по учебному плану школы: 1 ч (в неделю).
  • практические работы:   9 (часов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_klass_biologiya.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор МБОУ Суховская СОШ № 3

_________/Безденежная Л.В./

Приказ№ ___________

«____» _____________ 2013г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учитель: Бабаева Ж.М

Предмет: Биология

Класс: 6

Рассмотрено на заседании МС

Протокол №___от «    » __________

Затулина С.С.

с. Сухово

2013г.


    Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, «Биология. 6 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.

Учебник

Автор: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко

Название: Биология. 6 класс

Издательство: «Вентана-Граф»

Количество часов в неделю:

  • по программе:35 ч.
  • по учебному плану школы: 1 ч (в неделю).
  • практические работы:   9 (часов)

                                 


1. Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, «Биология. 6 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.

Общая характеристика учебного предмета

    Биология изучает живой мир нашей планеты. Поэтому биологию называют наукой о живом мире. Она изучает разнообразие, строение и функции живых существ и природных сообществ, распространение, происхождение и развитие организмов, их связей друг с другом и с неживой природой. В настоящее время биология представляет собой комплексную науку, состоящую из рядя самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования. Так, растения изучает ботаника, животных - зоология, анатомо-физиологические свойства человека – биология человека, бактерий – микробиология и т.д. Знание биологии очень важно для решения проблем сохранения окружающей среды, сохранения биологического разнообразия, улучшения здоровья людей, сбережение природных ресурсов и обеспечение устойчивого развития природы и общества. Настало время, когда от каждого из нас зависит будущее нашей планеты. Поэтому современный человек не может считать себя образованным, если он не знаком с основами биологических знаний.

В курс включены все лабораторные работы. В программе не предусмотрено резервного времени. Содержание учебного занятия соответствует параграфу учебника по данной теме. Для проведения контрольных и лабораторных работ учебное время не предусмотрено отдельными уроками. В связи с тем, что программой не предусмотрено резервного времени они могут проводиться  учителем на комбинированном уроке.

Цели образования в школе, реализуемые «Программой развития школы» выглядят следующим образом:

  • научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;
  • научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;
  • научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;
  • научить ориентироваться в мире духовных ценностей;
  • научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;
  • научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;
  • научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования

Цели  изучения  курса

Компетенции

Общеучебные

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

      Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Предметно-ориентированные

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


2. Стуктура курса

№ п/п

Тема (глава)

Количество

часов

1.

Ведение

2

2

Клеточное строение организма

2

3.

Органы цветковых растений

9

4.

Основные процессы жизнедеятельности растений

7

5.

Основные отделы царства растений

7

6.

Историческое развитие и многообразие растительного мира

2

7.

Бактерии

2

8.

Грибы. Лишайники

3

9.

Природные сообщества

1

Итого:

35

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Контрольные работы программой не  предусмотрены. Могут быть проведены на усмотрение учителя на комбинированном уроке.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

1.

Лабораторная работа №1 «Знакомство с цветковым растением»

1

2.

Лабораторная работа №2 «Клеточное строение кожицы лука».

1

3.

Лабораторная работа №3 «Изучение строения семени фасоли»

1

4.

Лабораторная работа №4 «Строение корня у проростка»

1

5.

Лабораторная работа №5 «Строение вегетативных и генеративных почек»

1

6.

Лабораторная работа №6 «Внешнее строение листа»

1

7.

Лабораторная работа №7 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы»

1

8.

Лабораторная работа №8 «Черенкование комнатных растений»

1

9.

Лабораторная работа №9 «Изучение строения плесневых грибов».

1

Итого

9


4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

5. Список методической литературы по предмету

1. Биология. 6 класс. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко.

2. Рабочие программы по биологии. 6-11 класс. И.Н. Пономарева

3. Биология в основной школе: Программы.-М.:Вентана-Граф,2005.-72с.

4. Методическое пособие для учителя. Биология. 6 класс. И.Н. Пономарева, И.А. Корнилова,В.С.Кучменко    

5. Дидактический материал. Пособие для учителей и учащихся. Ботаника. А.И. Никишов, Л.А.Косорукова


6.Полное КТП

№ урока

Тема урока

Основные понятия в теме

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Кол-во часов

Сроки

изучения

Виды контроля

Д.з.

Введение

2

1.

Наука о растениях – ботаника. Мир растений.

Биология, царство, ботаника.

Называть основные царства живых организмов.

Знать определение понятия ботаника.

Объяснять роль растений в природе и жизни человека.

Устный опрос

§1

2.

Разнообразие растений. Лабораторная работа №1 «Знакомство с цветковым растением»

Органы, корень, побег, цветковые растения, голосеменные, спора.

Распознавать и описывать основные органы растений.

Доказывать что растения живой организм.

Лабораторная работа №1

§2

Тема №1.Клеточное строение организмов

2

3.

Строение растительной клетки. Жизнедеятельность. Лабораторная работа №2 «Клеточное строение кожицы лука».

Растительная клетка, пластиды, лейкоциты, хлоропласты, клеточная оболочка, цитоплазма, вакуоль, клеточный сок, ядро.  

Распознавать и описывать: клеточное строение кожицы лука, деление клетки и рост.

Назвать клеточные структуры и их значение.

Лабораторная работа №2

§7

4.

Ткани.

Ткань, виды тканей: образовательная, покровные, механические, проводящие, основные

Распознавать и описывать строение и функции тканей растений.

Давать определение термину ткань.

Объяснять последствия для растения нарушения человеком покровной ткани.

Устный опрос

§9

Тема №2. Органы цветковых растений

9

5.

Строение семени. Лабораторная работа №3 «Изучение строения семени фасоли»

Двудольные, однодольные, строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм.

Называть значения семян.

Знать определения однодольные и двудольные растения.

Распознавать и описывать по рисунку строение семян одно- и двудольных растений.

Сравнивать по предложенным критериям семена одно- и двудольных растений.

Лабораторная работа № 3

§10(§§11-12 самостоятельно)

6.

 Корень. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа №4 «Строение корня у проростка»

Виды корней:  главный, боковые, придаточные. зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания, зона проведения.

Распознавать и описывать: виды корней; зоны корня.

Устанавливать соответствия между видоизменениями корня и его функциями.

Сравнивать типы корневых систем.

Различать типы корневых систем однодольных и двудольных растений.

Лабораторная работа №4

§13,14,15

7.

Побег. Строение и значение побега. Лабораторная работа №5 «Строение вегетативных и генеративных почек»

Побег, строение побега: стебель, листья, почки. Строение почки. Виды почек:  пазушные, верхушечные, генеративные и вегетативные.

Распознавать и описывать на живых объектах строение: побега и почки.

Доказывать, что почка видоизмененный побег.

Отличать вегетативную от генеративной почки.

Лабораторная работа №5

§16,17

8.

Лист – часть побега. Значение листа для растений. Лабораторная работа №6 «Внешнее строение листа»

Лист, простые и сложные листья, жилкование

Распознавать  и описывать по рисунку или на живых объектах строение листа.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа.

Выделять условия жизни, влияющие на видоизменение листьев.

Лабораторная работа №6

§18,19

9.

Стебель. Внешнее и внутреннее строение.

Стебель, участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля: покровные ткани(кожица, пробка); механическая( лубяные волокна и волокна древесины); проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды; образовательная ткань)

Называть функции стебля.

Распозновать и описывать внешнее строение стебля.

Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию.

Объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения.

Устный опрос

§20,21

10.

Видоизменение подземных побегов. Лабораторная работа №7 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы»

Корневище, луковица, клубень.

Приводить примеры растений имеющих видоизмененные побеги.

Распознавать и описывать на живых объектах видоизменения побегов.

Доказывать, что корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги.

Лабораторная работа №7

§22

11.

Цветок. Строение и значение.

Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце).опыление, его виды

Распознавать и описывать по рисункам: строение цветка ветроопыляемых и насекомоопыляемых  растений; типы соцветий.

Объяснять взаимосвязь строения цветка и его опылителей.

Сравнивать по заданным критериям строение цветков различных растений.

Письменный опрос

§23,24

12.

Плод. Разнообразие и значение.

Виды плодов: ягода, костянка, коробочка, стручок, боб.

Знать определение понятия покрытосеменные.

Приводить примеры растений с различными типами плодов.

Выделять приспособления для распространения плодов.

Таблица

§25

13.

Взаимосвязь органов растения как организма.

Растение-биосистема. Признаки взаимосвязи органов

Называть признаки взаимосвязи органов.

Доказывать что растение биосистема.

Объяснять влияние окружающей среды на растения.

Тест

§26

ТЕМА №3 Основные процессы жизнедеятельности растений.

7

14.

Корневое питание растений.

Корневое питание, почвенное питание,  рост листьев и стеблей, удобрения, микроэлементы.

Описывать механизм почвенного питания.

Объяснять роль и механизм почвенного питания в жизни растений.

Устный опрос

§27

15.

Воздушное питание растений.

Воздушное питание, фотосинтез, авто и гетеротрофы

Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ.

Устный опрос

сам)

16.

Дыхание растений и обмен веществ.

Значение дыхания, обмен веществ

Описывать опыты, подтверждающие дыхание растений.

Выделять приспособления растений для дыхания.

Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания.

Тест

§30

17.

Значение воды в жизни растений.

Значение воды в жизни растений, экологические группы растений по отношению к воде, этапы и механизмы водообмена.

Называть этапы водообмена.

Распознавать и описывать растения различных экологических групп.

Устный опрос

§31

18.

Размножение и оплодотворение у растений.

Половое и бесполое размножение, опыление и оплодотворение

Описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений.

Выделять отличительные особенности полового и бесполого

Отличать опыление от оплодотворения.

Устный опрос

§32

19.

Бесполое размножение растений. Лабораторная работа №8 «Черенкование комнатных растений»

Вегетативное размножение, его виды и роль в природе.

Приводить примеры растений размножающихся вегетативно.

Называть особенности вегетативного размножения.

Лабораторная работа №8

§33,34

20.

Рост и развитие растений.

Рост и развитие, их взаимосвязь. Онтогенез

Распознавать и описывать по рисунку стадии развития растения и их последовательность.

Выделять различия между процессами роста и развития.

Устный опрос

§35,36

ТЕМА№4 Основные отделы царства растений.

7

21.

Водоросли.

Основные признаки водорослей. Слоевище, ризоидый. Зеленые, красные, бурые водоросли.

Знать понятие низшие растения.

Распознавать водоросли различных отделов.

Описывать строение водорослей.

Письменный опрос

§38,39

22.

Высшие споровые растения. Мхи.

Моховидные, спорофит (коробочка), протонема, гаметофит. Печеночники, листостебельные мхи.

Знать понятие высшие растения.

Распознавать и описывать строение мхов; растения отдела мохообразные.

Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу.

Устный опрос

§40

23.

Папоротники.

Основные признаки папоротникообразных, многообразие папоротников.

Распознавать и описывать строение папоротников; растения отдела папортникообразные.

Устный опрос

§41

24.

Голосеменные.

Голосеменные, хвойные

Знать понятие голосеменные растения.

Распознавать растения отдела голосеменные растения.

Описывать процесс размножения сосны.

Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги.

Устный опрос

§42

25.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

Особенности строения, органы цветкового растения, жизненные формы

Знать понятие покрытосеменные растения.

Распознавать растения отдела покрытосеменные растения; строение цветковых растений.

Сравнивать покрыто – и голосеменные растения.

Устный опрос

§43

26.

Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств.

Признаки класса двудольные, значение растений класса, сельскохозяйственные растения.

Определять принадлежность растения к классу двудольные.

§44

27.

 Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные.

Признаки строения растений семейства злаки и лилейные, редкие и охраняемые растения семейства лилейные, с/х растения.

Распознавать растения семейств лилейные и злаки.

Определять принадлежность растения к классу однодольные.

Тест

§45

 ТЕМА№5 Историческое развитие и многообразие растительного мира

2

28.

Понятие об эволюции растительного мира.

Эволюция

Называть основные этапы эволюции растительного мира.

Выявлять основные признаки, необходимые для существования растений на суше.

Устный опрос

§47

29.

Многообразие и происхождение культурных растений.

Дикорастущие и культурные растения, центр происхождения, сорняки.

Приводить примеры дикорастущих и культурных растений.

Называть центры происхождения культурных растений.

Объяснять способы расселения культурных растений.

§48

ТЕМА№6 Бактерии

2

30.

Общая характеристика бактерий.

Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения, питание, размножение, образование спор. Аэробы, анаэробы.

Распознавать и описывать строение бактериальной клетки.

Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий.

Сравнивать строение растительной и бактериальной клетки.

Устный опрос

§50

31.

Многообразие и значение бактерий.

Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочнокислые, болезнетворные. Кокки, бациллы, спириллы, вибрионы.

Выделять особенности строения бактерий различных групп.

Объяснять роль бактерий.

Устный опрос

§51,52

ТЕМА№7 Грибы. Лишайники.

3

32.

Общая характеристика грибов. Лабораторная работа №9 «Изучение строения плесневых грибов».

Признаки царства грибы. Строение грибов: грибница (мицелий), плодовое тело, гифы.

Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий, микориза. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые.

Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека.

Распознавать и описывать строение плесневых грибов.

Сравнивать грибы с растениями и животными.

Лабораторная работа №9

§53

§54

33.

Многообразие и значение грибов.

Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Красноярском крае.

Распознавать и описывать съедобные и ядовитые грибы.

Называть способы питания грибов.

Выделять различия между трубчатыми и пластинчатыми грибами.

Объяснять роль грибов в природе.

Устный опрос

§55

34.

Лишайники

Лишайники, симбиоз. Виды: накипные, листовые, кустистые

Распознавать и описывать строение лишайника.

Устный опрос

ТЕМА№8 Природные сообщества

1

35.

Жизнь растений в природе. Многообразие природных сообществ.

Фитоценоз. Естественные природные сообщества: лес, степь. роль растений в круговороте веществ. Экосистема, биосистема, биотоп.

Называть основные типы природных сообществ.

Приводить примеры естественных сообществ.

Объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ.

Устный опрос

§60


7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ

1. Биология. 6 класс. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко.

2. Занимательная биология И.И. Акимушкин

3. Редкие и исчезающие растения. В.И. Артамонов

4. Биология. Энциклопедия для детей. М.: Аванта

5. Энциклопедия природы России. Грибы. Л.В. Гарибова, И.И. Сидорова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 6 класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, «Биология. 6 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.УчебникАвтор: И.Н. Понома...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 7 класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.В. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой; «Биология. 7 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.Учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 8 класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология. 8 класс» в соответствии с ГОС в части обязательног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 9 класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Биология» для 9 класса  под редакцией И.Н. Пономаревой; И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М. Чернова «Биология. 9 класс» в соотве...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 7 класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.В. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой; «Биология. 7 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.Учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 8 класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология. 8 класс» в соответствии с ГОС в части обязательног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 9 класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Биология» для 9 класса  под редакцией И.Н. Пономаревой; И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М. Чернова «Биология. 9 класс» в соотве...