РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 7 класса
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Никонорова Анна Петровна

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.В. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой; «Биология. 7 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.

Учебник

Автор: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С, Кучменко

Название: Биология. 7 класс

Издательство: «Вентана-Граф»

 

Количество часов в неделю:

  • по программе:70 ч.
  • по учебному плану школы: 2 ч (в неделю).
  • практические работы:   8

                                          (количество часов)

  • контрольные работы: 7

                                   (количество часов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_7_klass_nikonorova.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Тасеевская средняя общеобразовательная школа № 2»

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

Протокол № _____

От «__»_________2013г

Руководитель ШМО __________/Шуба Е.А./

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________Павшок Н.М./

 «_____» ______________ 2013г

«Утверждаю»

Директор МБОУ ТСОШ № 2

____________/                   /

Приказ№ ___________

«____» _____________ 2013г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета «Биология» для 7 класса

на 2013-2014 учебный год

срок реализации 1 год

с. Тасеево

Учитель: Никонорова А.П.

2013г.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.В. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой; «Биология. 7 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.

Общая характеристика учебного предмета

    Биология изучает живой мир нашей планеты. Поэтому биологию называют наукой о живом мире. Она изучает разнообразие, строение и функции живых существ и природных сообществ, распространение, происхождение и развитие организмов, их связей друг с другом и с неживой природой. В настоящее время биология представляет собой комплексную науку, состоящую из рядя самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования. Так, растения изучает ботаника, животных - зоология, анатомо-физиологические свойства человека – биология человека, бактерий – микробиология и т.д. Современная зоология – система наук о животных. Среди них – морфология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение организмов. Физиология исследует деятельность клеток, органов, систем органов и целых организмов. Важную часть зоологии составляет экология, изучающая взаимоотношения животных между собой, с другими организмами и со средой обитания. Палеонтология рассматривает ископаемых животных и их изменение в процессе исторического развития. Этология изучает поведение животных. Знание биологии очень важно для решения проблем сохранения окружающей среды, сохранения биологического разнообразия, улучшения здоровья людей, сбережение природных ресурсов и обеспечение устойчивого развития природы и общества. Настало время, когда от каждого из нас зависит будущее нашей планеты. Поэтому современный человек не может считать себя образованным, если он не знаком с основами биологических знаний.

Учебник

Автор: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С, Кучменко

Название: Биология. 7 класс

Издательство: «Вентана-Граф»

Количество часов в неделю:

  • по программе:70 ч.
  • по учебному плану школы: 2 ч (в неделю).
  • практические работы:   8

                                          (количество часов)

  • контрольные работы: 7

                                   (количество часов)

В курс не включена лабораторная работа №3 «Внутреннее строение дождевого червя» и лабораторная работа №7 «Внутреннее строение рыбы», так как они проводятся на усмотрение учителя. В программе не предусмотрено резервное время. Содержание учебного занятия соответствует параграфу учебника по данной теме. Предусмотрено учебное время для проведения контрольных работ. Лабораторные работы проводятся на комбинированном уроке на усмотрение учителя.

Цели образования в школе, реализуемые «Программой развития школы» выглядят следующим образом:

  • научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;
  • научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;
  • научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;
  • научить ориентироваться в мире духовных ценностей;
  • научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;
  • научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;
  • научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

Цели, обозначенные в «Программе развития школы» на 2007-2012 годы согласуются с целями курса биологии.

Цели  изучения  курса

Компетенции

Общеучебные

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

      Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Предметно-ориентированные

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

2. Учебно-тематический план

№ п/п

Тема (глава)

Количество

часов

1.

Введение

5

2

Строение тела животных

3

3.

Подцарство Простейшие

4

4.

Подцарство Многоклеточные животные тип Кишечнополостные

4

5.

Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6

6.

Тип Моллюски

4

7.

Тип Членистоногие

8

8.

Тип Хордовые

32

9.

Подтип Бесчерепные

1

10.

Подтип Черепные Надкласс Рыбы

5

11.

Класс Земноводные

5

12.

Класс Пресмыкающиеся

4

13.

Класс Птицы

8

14.

Класс Млекопитающие

10

15.

Развитие животного мира на Земле

1

Итого:

68 +2ч резерв

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

1.

Контрольная работа №1 «Введение»

1

2.

Контрольная работа №2 «Одноклеточные животные. Тип кишечнополостные»

1

3.

Контрольная работа №3 «Тип Черви»

1

4.

Контрольная работа №4 «Тип Моллюски. Тип Членистоногие».

1

5.

Контрольная работа №5 «Рыбы и Земноводные»

1

6.

Контрольная работа №6 «Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы»

1

7.

Контрольная работа №7 «Класс Млекопитающие».

1

Итого

7

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

1.

Лабораторная работа №1 «Строение и передвижение инфузории – туфельки»

1

2.

Лабораторная работа №2 «Внешнее строение дождевого червя»

1

3.

Лабораторная работа №3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков».

1

4.

Лабораторная работа №4 «Внешнее строение насекомых»

1

5.

Лабораторная работа №5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

1

6.

Лабораторная работа №6 «Внешнее строение птицы»

1

7.

Лабораторная работа №7 «Строение скелета птицы»

1

8.

Лабораторная работа №8 «Строение скелета млекопитающих»

1

Итого

8

                       

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

5. Список методической литературы по предмету

1. Биология. 7класс. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.

2. Рабочая программа. 7 класс. В.М. Константинов, В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева.

3. Методическое пособие для учителя. Биология. Животные. 7 класс. В.М. Константинов

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ

1. Биология. 7 класс. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.

2. Рабочая тетрадь. Биология 7 класс (1, 2 часть). С.В. Суматохин, В.С. Кучменко

3. Зоология.7 класс. В.Р. Дольник, М.А. Козлов

4. Животные. М.Я. Беньковский

5. Покажите мне их! Зоология для детей. Н. Сладков

6. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Миграции животных. А.Х. Тамбиев

7. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. ООО «Фирма «Издательство АСТ»»


6.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ

урока

Тема урока

Основные понятия в теме

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Кол-во

часов

Сроки

изучения

Виды контроля

ДЗ

Введение

5

1.

Зоология – наука о животных.

Зоология, морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология, опылители, животноводство.

Знать предмет изучения зоологии.

Описывать признаки животных.

Отличать животных от растений.

Устный опрос

2.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе.

Среды жизни: Наземно-воздушная, водная, почва,  тела организмов как среда жизни; места обитания, хищники и жертвы, паразиты и хозяева, конкурентные отношения. пищевые связи, цепь питания, биоценоз, экосистема, биогеоценоз.

Знать понятие место обитания животного.

Называть основные среды жизни и приводить примеры животных обитающих в них.

Описывать и приводить примеры различных форм взаимоотношений между животными.

Устный опрос

3.

Классификация животных и основные систематические группы.

Систематика, вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство, ареал.

Называть систематические категории.

Отличать классификацию животных от  классификации растений.

Устный опрос

4.

Влияние человека на животных

Красная книга, заповедник.

Приводить примеры воздействия человека на численность и разнообразие животных.

Называть животных исчезнувших в результате деятельности человека.

Описывать меры охраны редких животных.

Прогнозировать последствия исчезновения животных.

Устный опрос

5.

Контрольная работа №1 «Введение»

Контрольная работа №1

ТЕМА№1 Строение тела животных

3

6.

Клетка.

Клеточная мембрана, цитоплазма, обмен веществ, вакуоли, ядро, хромосомы, органоиды, клеточный центр.

Перечислять основные органоиды клетки.

Называть роль основных органоидов в клетке.

Отличать растительные и животные клетки.

Объяснять, почему животные могут питаться только готовыми органическими веществами.

Устный опрос

7.

 Ткани.

Ткань, виды тканей: эпителиальные (эпителий), соединительные, гладкая мышчная, поперечнополосатая мышечная, нервная, железы, нейрон.

Знать понятие ткани.

Называть основные виды тканей.

Объяснять, почему у животных есть нервная ткань.

Характеризовать основные виды тканей.

Устный опрос

8.

Органы и системы

Орган, системы органов: опроно-двигательная, дыхательная, выделительная, пищеварительная, замкнутая и незамкнутая кровеносная, нервная, эндокринная, половая, Врожденный (безусловный) и приобретенный (условный) рефлексы, инстинкт, центральная и переферическая нервная система, органы чувст, яичники, яйцеклетки, семеники, сперматезоиды, лучевая и двусторонняя симметрия тела.

Знать понятия орган, система органов.

Называть системы органов.

Характеризовать строение и функции систем органов.

Доказывать, что системы органов в организме функционируют взаимосвязано.

Устный опрос

ТЕМА№2 Подцарство Простейшие

4

9.

Тип Саркодовые и класс Жгутиконосцы

Подцарство простейшие, амёба, колония, ложноножки, пищеварительная ыакуоль, сократительная вакуоль, бесполое размножение, циста, фораминиферы.

Называть среду обитания и способ передвижения.

Описывать условия образования цисты.

Распознавать и описывать по рисунку органоиды амебы.

Устный опрос

10.

Класс Жгутиконосцы

Эвглена зеленая, пелликула, органоиды движения, жгутики, базальное тельце, клеточный рот, глазок, авто - и гетеротрофное питание.

Распознавать и описывать по рисунку органоиды эвглены зеленой.

Называть условия обитания и способ передвижения.

Объяснять, почему вольвокс относится к одноклеточным организмам.

Сравнивать эвглену зеленую с растениями и животными.

Устный опрос

11.

Тип Инфузории.

Лабораторная работа №1 «Строение и передвижение инфузории – туфельки»

Тип инфузории, инфузория-туфелька, реснички, порошица, половой процесс, конъюгация.

Называть функции органоидов инфузории туфельки.

Распознавать и описывать по рисунку строение инфузории туфельки.

Сравнивать различных представителей простейших.

Лабораторная работа №1

12.

Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

Дизентерийная амёба, дизентерия,  малярийный плазмодий, малярия.

Перечислять меры, предупреждающие заболевание амебной дизентерией и малярией.

Объяснять роль простейших в природе и жизни человека.

Характеризовать типы простейших.

Устный опрос

ТЕМА№3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Тип Кишечнополостные

4

13.

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика

Тип кишечнополостные, полип, медуза, гидра.

Называть признаки типа кишечнополостные.

Объяснять значение термина кишечнополостные.

Выделять причинноследственную связь между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела.

Устный опрос

14.

Пресноводная гидра

гидра,индивидуальное развитие, кишечная полость, нервная система, стрекательные клетки, жизненный цикл,эктодерма,энтодерма, мезоглея, почкование, раздельнополые животные, гермафродиты, регенерация.

Называть образ жизни гидры.

Распознавать строение гидры.

Перечислять значение различных клеток.

Описывать особенности жизнедеятельности гидры.

Характеризовать размножение пресноводной гидры.

Устный опрос

15.

Морские кишечнополостные

Гидроидные, коралловые полипы, сцифоидные медузы, личинка, нервные узлы (ганглии).

Называть значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Распознавать и описывать представителей типа кишечнополостные.

Доказывать принадлежность представителей к одному типу.

Характеризовать тип кишечнополостные.

16.

Контрольная работа №2 «Одноклеточные животные. Тип кишечнополостные»

Контрольная работа №2

ТЕМА№4. Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

6

17.

Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви.

Тип плоские черви,  планария, ресничный эпителий, мышцы, кожно-мускульный мешок, паренхима, мезодерма, глотка, кишечник, семяпроводы, яйцеводы.

Называть функции систем внутренних органов.

Узнавать по рисункам системы органов.

Распознавать животных типа плоские черви.

Устный опрос

18.

 Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни

Сосальщик, цепень, эндопаразиты и промежуточные, окончательные хозяева, кутикула.

Называть меры защиты от паразитических червей.

Узнавать по рисунку стадии развития  печеночного сосальщика.

Выявлять приспособления к паразитизму.

Объяснять роль плоских червей в природе и жизни человека.

Устный опрос

19.

Тип Круглые черви

Тип круглые черви, аскарида, первичная полость тела, анальное, выделительное, половое отверстие, щетинки.

Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу круглые черви.

Объяснять меры профилактики заражения.

Устный опрос

20.

Тип Кольчатые черви

Тип кольчатые черви, многощетинковые черви, вторичная полость тела (целом), сегменты, гидроскелет, щупальца, усики, параподии.

Узнавать по рисункам и называть системы органов.

Распознавать и описывать представителей типа кольчатые черви.

Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей.

Устный опрос

21.

 Малощетинковые черви. Лабораторная работа №2 «Внешнее строение дождевого червя»

Малощетинковые черви, поясок, мускулатура, известковые железы, пищевод, желудок, перекрестное оплодотворение.

Описывать приспособления для жизни в почве.

Объяснять роль дождевого червя в почвообразовании.

Лабораторная работа №2

22.

Контрольная работа №3 «Тип черви»

Контрольная работа №3

ТЕМА№5. Тип Моллюски

4

23.

Общая характеристика типа Моллюски

Тип моллюски, раковина, перламутр, нога, мантия, мантийная полость, терка, печень, жабры, легкое, слюнные железы, сердце, околосердечная сумка, почки, парусник.

Распознавать и описывать животных типа моллюсков.

Выделять особенности строения и функции моллюсков.

Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

Устный опрос

24.

Класс Брюхоногие моллюски. Лабораторная работа №3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков».

Брюхоногие моллюски, аорта. артерии, вены, капилляры, артериальная кровь, венозная кровь.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Выделять приспособления брюхоногих моллюсков к среде обитания.

Лабораторная работа №3

25.

Класс Двустворчатые моллюски

Класс двустворчатые моллюски, биссус, сифоны, мускулы-замыкатели, замок, жемчуг, животные-фильтраторы.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Выделять приспособления двустворчатых моллюсков к среде обитания..

Объяснять значение двустворчатых моллюсков.

Сравнивать брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

Устный опрос

26.

Класс Головоногие моллюски

Головоногие моллюски, воронка, хрящевой череп, роговые челюсти, чернильный мешок, мозг, половой диморфизм, сперматофоры.

Называть функции головоногих моллюсков.

Выделять особенности строения головоногих моллюсков.

Характеризовать представителей головоногих моллюсков.

Устный опрос

ТЕМА№6. Тип Членистоногие

8

27.

 Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные.

Тип членистоногие, класс ракообразные, наружный скелет, смешанная полость тела, грудь, головогрудь, брюшко, хитин, сложные глаза, ногочелюсти, гемолимфа, зеленые железы.

Распознавать животных типа членистоногие.

Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих.

Объяснять роль ракообразных в природе и жизни человека.

Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания и образу жизни.

Устный опрос

28.

 Класс Паукообразные

Класс паукообразные, паутина, хелицеры, ногощупальца, паутинные бородавки, трахеи, мальпигиевы сосуды, иксодовые клещи, таежный энцефалит.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов паука.

Описывать внешнее строение паука – крестовика; жизнедеятельность пауков.

Доказывать, что паукообразные – животные сложной организации.

Характеризовать практическое значение паукообразных.

Устный опрос

29.

Класс Насекомые. Внешнее строение. Лабораторная работа №4 «Внешнее строение насекомых»

Класс насекомые, крылья, дыхальца.

Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата.

Выделять приспособления насекомых к среде обитания.

Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищей.

Лабораторная работа №4

30.

Внутреннее строение насекомых.

Системы внутренних органов. Смешанная полость тела. внутреннее оплодотворение.

Узнавать системы внутренних органов.

Описывать поведение насекомых.

Выделять особенности внутреннего строения насекомых.

Сравнивать внутреннее строение насекомых и паукообразных.

Характеризовать размножение насекомых.

Устный опрос

31.

Типы развития насекомых.

Неполное и полное превращение, гусеница, стрекозы, прямокрылые, равнокрылые, клопы (полужесткокрылые), бабочки (чешуекрылые) жуки (жесткокрылые). Двукрылые, перепончатокрылые.

Приводить примеры насекомых с полным и неполным превращением.

Описывать стадии развития насекомых.

Перечислять признаки отрядов.

Выделять особенности развития насекомых.

Устный опрос

32.

Полезные насекомые. Охрана насекомых.

Общественные насекомые, рабочие пчелы, матки, трутни, перга, медовый зобик, тутовый шелкопряд.

Приводить примеры продуктов пчеловодства и их использования человеком.

Описывать значение насекомых в природе и жизни человека.

Характеризовать меры по охране насекомых.

Устный опрос

33.

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний

Вредители сельскохозяйственных культур, физические, химические, агротехнические и биологические методы борьбы.

Перечислять меры борьбы с вредными насекомыми.

Называть насекомых – переносчиков возбудителей заболеваний человека.

Устный опрос

34.

Контрольная работа №4 «Тип Моллюски. Тип Членистоногие».

Контрольная работа №4

Тема№7 Тип Хордовые

Подтип бесчерепные

32

1

35.

Общие признаки хордовых. Подтип Бесчерепные

Тип хордовые, бесчерепные, ланцетник, хорда, нервная трубка, околожаберная полость.

Распознавать животных типа хордовые.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Выделять особенности строения ланцетника для жизни в воде.

Характеризовать особенности строения ланцетника.

Устный опрос

 ТЕМА№8 Подтип Черепные. Надкласс Рыбы

5

36.

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы. Лабораторная работа №5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

Рыбы, хвост чешуи, парные и непарные плавники органы боковой линии, жаберные крышки, ноздри, внутреннее ухо, орган равновесия.

Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.

Писывать внешнее строение и особенности передвижения рыб.

Характеризовать функции плавников рыбы.

Выделять особенности строения рыб; особенности строения и функции органов  чувств.

Лабораторная работа №5

37.

Внутреннее строение рыбы.

Система внутренних органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная. позвоночник, ребра, жаберные дуги и лепестки, пояса конечностей.

Называть отделы, органы систем и их функцию.

Перечислять характерные черты  внутреннего строения.

Узнавать по рисунку системы внутренних органов.

Объяснять значение плавательного пузыря для костных рыб.

Выделять особенности строения рыб.

Устный опрос

38.

Особенности размножения рыб

Икринки, мальки, живорождение, миграции, нагул, нерест, проходные рыбы.

Называть тип оплодотворения у большинства рыб.

Выделять особенности строения и функции органов размножения рыб.

Объяснять значение миграций в жизни рыб.

Устный опрос

39.

 Основные систематические группы рыб.

Хрящевые, костные рыбы. лучеперые, костистые рыбы, осетрообразные, лопастеперые рыбы: двоякодышащие, кистеперые.

Называть представителей класса хрящевых и костных рыб.

Выявлять приспособления рыб к различным условиям.

Устный опрос

40.

Промысловые рыбы. Их использование.

Рыболовство, сельдеобразные, трескообразные, карпообразные, лососевые рыбы, прудовое хозяйство, акклиматизация.

Называть представителей промысловых рыб.

Характеризовать роль промысловых рыб в жизни человека.

Устный опрос

ТЕМА№9 Класс Земноводные

5

41.

Места обитания и строение земноводных.

Класс земноводные (Амфибии); среднее ухо; шейный, туловищный, кресцовый и хвостовой отделы позвоночника, плечо, предплечие, кисть; бедро, голень, стопа; запястье, пясть, фаланги пальцев; предплюсна, плюсна, ключицы, лопатки, коракоиды, тазовые кости, слезные железы, резонаторы.

Узнавать отделы скелета  земноводных.

Описывать внешнее строение земноводных.

Описывать приспособления к жизни на суши и в воде.

Выделять особенности строения земноводных.

Устный опрос

42.

Строение и деятельность внутренних органов

Двенадцатиперстная кишка, тонкий кишечник, толстый кишечник, клоака, малый (легочный) круг кровообращения, большой круг кровообращения, смешанная кровь, холоднокровные  животные, полушария переднего мозга.

Узнавать по рисунку системы внутренних органов.

Описывать строение и функции систем внутренних органов.

Сравнивать строение систем внутренних органов.

Устный опрос

43.

Годовой цикл и происхождение земноводных

Годовой жизненный цикл, зимовка, оцепенение, головастик.

Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных.

Сравнивать головастика и взрослую особь.

Устный опрос

44.

Многообразие и значение земноводных

Отряды Хвостатые и Бесхвостые, амфибии, регенерация.

Называть места обитания земноводных и основные отряды.

Объяснять приспособления земноводных к различным условиям жизни.

Характеризовать роль в природе.

Устный опрос

45.

Контрольная работа № 5 «Рыбы и Земноводные»

Контрольная работа №5

ТЕМА№10. Класс Пресмыкающиеся, или рептилии.

4

46.

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся

Класс пресмыкающиеся (Рептилии), пресмыкание, роговой покров, выползок, шея, грудная клетка.

Называть приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни.

Объяснять название класса «пресмыкающиеся».

Устный опрос

47.

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся

Желудочный сок, ядовитые железы, ядовитые зубы, гортань, трахея, бронхи, мочевая кислота, спячка.

Перечислять усложнения в строении систем органов.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Выделять особенности размножения, способствующие сохранению потомства.

Характеризовать по плану пресмыкающихся.

Устный опрос

48.

Многообразие пресмыкающихся

Отряды Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи, сросшиеся веки, костный панцирь.

Называть известные виды пресмыкающихся различных отрядов.

Перечислять общие признаки класса пресмыкающиеся.

Устный опрос

49.

Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся

Стегоцифалы, котилозавры, динозавры, звероподобные пресмыкающиеся, гаттерия.

Приводить примеры ящеров и их среды обитания.

Называть причины вымирания ящеров.

Объяснять роль пресмыкающихся в природе и жизни человека; необходимость охраны пресмыкающихся.

Устный опрос

ТЕМА№11. Класс Птицы

8

50.

Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №6 «Внешнее строение птицы»

Клюв, надклювье, подклювье, контурные перья: маховые и рулевые, пуховые перья, пух, стержень, опахало, бороздки, очин, копчиковая железа.

Характеризовать типы перьев и их значение в жизни птиц.

Описывать приспособления внешнего строения для полета.

Сравнивать внешнее строение птиц и пресмыкающихся.

Лабораторная работа №6

51.

Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа №7 «Строение скелета птицы»

Спинная кость, сложный крестец, открытый таз, вилочка, крылья, пряжка, цевка, большие грудные мышцы, подключичные мышцы.

Выделять особенности строения скелета птиц.

Объяснять причины расположения и строения мышц птиц.

Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом.

Лабораторная работа №7

52.

Внутреннее строение птиц

Железистый желудок, мускульный желудок, нижняя гортань, голосовые связки, воздушные мешки, двойное дыхание, экстраполяция.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Называть прогрессивные черты птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Выделять приспособленность систем внутренних органов птиц к полету.

Объяснять: почему у птиц быстрее вырабатываются условные рефлексы по сравнению с пресмыкающимися; причины интенсивного обмена веществ.

Устный опрос

53.

Размножение и развитие птиц

Яйцевые оболочки, зародышевый диск, халазы, выводковые птицы, птенцовые (гнездовые) птицы.

Называть этапы развития яйца и зародыша.

Выделять особенности строения органов размножения, связанные с полетом.

Устанавливать соответствие между частями яйца и их функциями.

Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами.

Устный опрос

54.

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц

Ритуальное поведение, токование, брачные танцы, насиживание, кочевки, оседлые птицы, кочующие птицы, перелетные птицы.

Называть причины появления у птиц инстинкта перелета.

Описывать сезонные явления в жизни птиц.

Характеризовать значение гнезд в жизни птиц.

Устный опрос

55.

Многообразие птиц

Пингвины, страусовые, типичные птицы; насекомоядные, растительноядные, хищные, всеядные птицы; птицы леса, открытых пространств, водоплавающие.

Называть экологические группы птиц.

Приводить примеры птиц различных экологических групп.

Определять особенности птиц различных экологических групп.

Устный опрос

56.

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

Охотничье-промысловые птицы, домашние птицы, инкубатор, археоптерикс.

Перечислять роль птиц в природе и жизни человека.

Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых птиц.

Распознавать и описывать домашних птиц.

Находить сходства в строении птиц и пресмыкающихся.

Устный опрос

57.

 Контрольная работа №6 «Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы»

Контрольная работа №6

ТЕМА№12 Класс Млекопитающие

10

58.

Внешнее строение. Среды жизни и места обитания. Лабораторная работа №8 «Строение скелета млекопитающих»

Класс млекопитающие (Звери), ушные раковины, шерсть, остевые волосы, подшёрсток, вибриссы, волосяная сумка, сальные железы, потовые железы, пахучие железы, млечные железы.

Называть общие признаки млекопитающих.

Перечислять функции желез млекопитающих.

Описывать строение кожи.

Выделять особенности внешнего строения.

Лабораторная работа №8

59.

Внутреннее строение млекопитающих

Диафрагма, кора полушарий переднего мозга, губы, преддверие рта, альвеолы зубов, резцы, клыки, предкоренные, коренные, сложный желудок, бронхиолы, легочные пузырьки (альвеолы), мочеиспускательный канал.

Перечислять особенности строении скелета.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Выделять особенности внутреннего строения.

Устный опрос

60.

Размножение и развитие млекопитающих

Детское место (плацента), линька, зимовка.

Приводить примеры заботы о потомстве.

Находить черты сходства в размножении пресмыкающихся и млекопитающих.

Доказывать преимущества живорождения и вскармливания детенышей молоком.

Характеризовать по плану размножение и развитие зародыша.

Устный опрос

61.

Происхождение и разнообразие млекопитающих

Подкласс Првозвери (Однопроходные), подкласс Настоящие (живородящие) звери, зверозубые рептилии, яйцекладущие млекопитающие, низшие звери (сумчатые, высшие звери (плацентарные)

Называть группу рептилий, от которых произошли млекопитающие.

Перечислять черты сходства млекопитающих и пресмыкающихся.

Устный опрос

62.

Плацентарные звери: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные

Отряды Насекомоядные, Рукокрылые (Летучие мыши, Грызуны, Зайцеобразные, хищные.)

Приводить примеры млекопитающих различных отрядов.

Находить черты сходства между отрядами грызуны и зайцеобразные.

Сравнивать плацентарных и первозверей по критериям.

Устный опрос

63.

Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные.

Отряды Ластоногие и Китообразные, ласты, зубатые и усатые киты, цедильный аппарат, китовый ус. Отряд  Парнокопытные. Жвачные и нежвачные парнокопытные, копыта, жвачка. Отряды  Непарнокопытные и Хоботные.

Приводить примеры млекопитающих различных отрядов.

Выделять особенности отрядов.

Доказывать принадлежность к классу млекопитающие.

Сравнивать отряды млекопитающих.

Устный опрос

64.

Отряд Приматы.

Отряд приматы, мимика, ногти.

Называть общие черты строения приматов.

Доказывать, что обезьяны наиболее высокоорганизованные животные.

Сравнивать человекообразных обезьян и человека.

Устный опрос

65.

Экологические группы млекопитающих

Типично наземные млекопитающие, пригающие, наземно-древесные, почвенные, летающие, водные, околоводные.

Перечислять основные экологические группы зверей.

Распознавать и описывать приспособления к среде обитания у млекопитающих различных экологических групп.

Устный опрос

66.

Значение млекопитающих для человека

Домашние звери, КРС, МРС. Овцеводство, свиноводство, коневодство, оленеводство, акклиматизация, ре акклиматизация.

Приводить примеры хозяйственных групп и пород млекопитающих.

Распознавать и описывать домашних зверей.

Называть промысловых животных.

Объяснять роль млекопитающих в природе и жизни человека.

Устный опрос

67.

Контрольная работа №7 «Класс Млекопитающие».

Контрольная работа №7

ТЕМА№12. Развитие животного мира на Земле

1

68.

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции.

Основные этапы развития животного мира на Земле

Палеозой, мезозой, кайнозой, эволюция, изменчивость. Естественный и искусственный отбор. Дегенерация, уровни организации жизни, продуценты, консументы, редуценты.

Называть факторы эволюции.

Приводить доказательства эволюции животного мира.

Называть основные тапы развития животного мира на Земле.

Устный опрос

69-70

Резерв



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 6 класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, «Биология. 6 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.УчебникАвтор: И.Н. Понома...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 8 класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология. 8 класс» в соответствии с ГОС в части обязательног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 9 класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Биология» для 9 класса  под редакцией И.Н. Пономаревой; И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М. Чернова «Биология. 9 класс» в соотве...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 6 класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, «Биология. 6 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.Учебни...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 7 класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.В. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой; «Биология. 7 класс» в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания.Учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 8 класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология. 8 класс» в соответствии с ГОС в части обязательног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 9 класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Биология» для 9 класса  под редакцией И.Н. Пономаревой; И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М. Чернова «Биология. 9 класс» в соотве...