Методическая разработка Урок – зачет по разделу «Эволюционные учения»
методическая разработка по биологии по теме

Воронкова Светлана Валерьевна

 Цель методической разработки - проверка качества усвоения знаний по разделу «Эволюционные учения». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshcherossiyskiy_konkurs.doc258 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Пензенской области

ГБОУ СПО ПО «Пензенский многопрофильный колледж

отделение «Управления земельными ресурсами»

Методическая разработка

на общероссийский конкурс для педагогов и обучающихся

«Современный урок биологии»

Урок – зачет «Вертушка»

по разделу «Эволюционные учения»

Разработана: преподавателем биологии

Воронковой С. В.

Пенза, 2013г.

План занятия

По дисциплине «Биология»

По специальности 110401 «Агрономия»

Тема: «Эволюционные учения».

Цель: проверить качество усвоения знаний по разделу «Эволюционные учения».

Задачи:

Дидактическая:

  • обобщить и систематизировать теоретические знания
  • выявить степень усвоения студентами теоретических знаний по теме «Эволюция», «Движущие силы эволюции».
  • проконтролировать умения студентов правильно использовать теоретические знания на практике.

Развивающая:

  • способствовать формированию навыков аналитической мыслительной деятельности

Воспитательная:

  • воспитывать материалистическое  мировоззрение,
  • формировать научную картину мира как компонент общечеловеческой культуры,
  • воспитывать бережное отношение к окружающей природе и чувства любви к родному краю.

Должны знать:

  • основные биологические понятия по разделу «Эволюционные учения» (эволюция, основные ученые, вид, критерии вида, популяция и т.д.)

Должны уметь:

  • логически мыслить, выделять главное,
  • формировать коммуникативные качества личности,
  • культуру ораторской речи.

Вид занятий: урок

Тип занятий: зачет

Метод обучения: самостоятельная работа

Методическое обеспечение:

  • таблицы по общей биологии, карточки – задания;
  • варианты тестовых заданий для самостоятельного выполнения студентами

Ход урока

  1. Организационный момент.
  • Приветствие студентов;
  • Выявление готовности студентов к занятию;
  • Отмечает отсутствующих, нацеливает студентов на работу.

Вводное слово преподавателя.

Сегодня у нас контрольное занятие на котором вы сможете показать как  усвоили пройденный материал по разделу «Эволюционные учения». В конце занятия будет выставлена контрольная оценка. Задания дифференцированные будут выполняться как индивидуально, так и группой. На доске представлена оценочная таблица, куда заносятся ответы и работа студентов.

Оценочная таблица

Ф. И.О.

«Блиц – турнир».

«Лишний термин».

«Знаток - палеонтолог».

«Знаешь ли ты развитие органического мира?»

Работа с применением ИКТ.

Тест

  1. Контрольный «Зачет».
  • Контроль знаний студентов.

Задания.

1. «Блиц – турнир». Способствует активизации мыслительной деятельности студентов через устный фронтальный опрос по основным биологическим понятиям.

Каждая студент задает по цепочке друг другу вопросы. Вопросы рассчитаны на проверку знаний фактического материала.  Каждый правильный ответ соответствует 1 баллу.

Задание.  «Дайте определения понятиям».

Вопрос№1.

  • Что такое эволюция?
  • Что такое палеонтология?
  • Что такое вид?
  • Что такое популяция?
  • Что такое ареал?
  • Что такое бинарная номенклатура?
  • Что такое биологический прогресс?

Преподаватель контролирует ответы студентов и заносит в таблицу.

2. «Лишний термин». Контроль знаний по основным терминам. Работа в микрогруппах (4 чел) с использованием карточек с заданиями. Необходимо найти и вычеркнуть лишний термин приносит 1 балл в этом задании можно набрать 5 баллов.

Вариант № 1

 Примеры дегенерации:

а) приспособления птиц к полету

б) отсутствие органов передвижения у паразитических червей

в) утрата листьев и корня у повилики - паразита клевера

 г) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня.

Вариант № 2

 Примеры идиоадаптаций у растений:

а) возникновение фотосинтеза

б) приспособления цветка к перекрестному опылению

в) приспособления плодов и семян к рассеиванию

г) листовая мозаика.

Вариант № 3

 Примеры ароморфозов:

а) возникновение теплокровности у птиц

 б) формирование покровительственной окраски у насекомых

 в) возникновение фотосинтеза

 г) возникновение легочного дыхания.

Вариант № 4

 Примеры идиоадаптаций у животных:

а) формирование белой окраски у полярных животных

 б) редукция пищеварительной системы у ряда паразитических червей

 в) уплощение тела у придонных рыб

 г) мимикрия.

Вариант № 5

 Примеры идиоадаптаций:

а) окраска тела под цвет грунта у придонных рыб

 б) различные виды клюва у птиц в связи с разными способами добывания пищи

в) возникновение теплокровности у млекопитающих.

Преподаватель контролирует работу студентов и заносит в таблицу.

3. «Знаток - палеонтолог». Дифференцированный письменный контроль знаний по теме «Движущие силы эволюции».

Слабые: рассмотрите рисунке. Установите, в какие геологические эры могли существовать представители растительного и животного мира? Опиши эры?

    

Риниофит                                 трилобит                             стегозавр

Средние: завершите предложения, впишите необходимые термины. 

  1. Движущими силами эволюции являются:________________________
  2. Избирательное выживание и преимущественное размножение наиболее приспособленных особей -…………………………….
  3. Исходным материалом для естественного отбора является…………..
  4. Результатом отбора является……………………..
  5. Форма естественного отбора, поддерживающая постоянство средней нормы …………….. ……….
  6. расхождение признаков в пределах вида, популяции в процессе естественного отбора ……………….
  7. Сближение признаков у разных групп организмов, обитающих в одинаковых условиях …………………………
  8. Повышение уровня организации организмов в ходе эволюции ………………….
  9. Возрастание приспособленности, увеличение численности, расширение ареала вида ………………………….
  10. Частные приспособительные изменения, возникающие без изменения общего уровня организации …………………………….

Сильные: «Эволюционные взгляды»

  1. Рассказать эволюционные взгляды Аристотеля
  2. Рассказать о эволюционных взглядах К. Линнея
  3. Рассказать о эволюционных взглядах Ж.Б. Ламарка
  4. Рассказать о эволюционных взглядах Ч. Дарвина

Преподаватель контролирует ответы студентов и заносит в таблицу.

4. «Знаешь ли ты развитие органического мира?» Контроль знаний по теме «Развитие органического мира». В этом задании используется устный групповой опрос. Преподавателем зачитывается описание истории развития органического мира, группа угадавшая эру органического мира поднимает карточку с названием эры. Группа может дополнять преподавателя и за полный ответ получить 2 балла.

Архей: Эра древнейшей жизни, 4.5 -2,6млрд. лет, следы жизни с 3,8 млрд. лет. Появление бактерий, сине-зелёных водорослей. Ароморфозом является: многоклеточность, половой процесс, фотосинтез.

Протерозой: Эра первичной жизни, 2,5 млрд.- 600 млн. лет назад. Расцвет кишечнополостных, возникновение всех типов беспозвоночных. Ароморфозом является: двусторонняя симметрия тела и способность строить наружный скелет.

Палеозой: Эра древней жизни 540-250 млн. лет с 6 периодами: Кембрий, Ордовик, Силур, Девон, Карбон,  Пермь. Выход жизни на сушу (450 млн. лет)!!! Освоение насекомыми суши, появление  земноводных и пресмыкающихся, семенных папоротников. Ароморфозом является: внутренний скелет, легкие животных, органы и ткани растений, семя.

Мезозой: Эра средней жизни,248-65 млн. лет с 3 периодами: Триас, Юра, Мел. Расцвет пресмыкающихся, появление млекопитающих и птиц. У животных - теплокровность, рождение живых детёнышей и выкармливание их молоком, у растений - появление цветка.

Кайнозой: Эра новой жизни, 65 млн. лет - наше время с 3 периодами. Палеоген, Неоген, Антропоген. Расцвета цветковых растений, насекомых, птиц и млекопитающих, появление человека. Достигает своего расцвета эволюционная тенденция – цефализация – увеличение объёмов головного мозга, ведущая к появлению мыслящего существа.

Преподаватель контролирует ответы студентов и заносит в таблицу.

5. Работа с применением ИКТ. На компьютере дается задание в программе Word. Даются примеры основных направлений эволюции: ароморфоза, идиоадаптации, общей дегенерации. Создать таблицу и с помощью перемещения правильно вставить слова в таблицу.

Защитная зеленая окраска насекомых, отсутствие органов чувств у паразитических червей, различная форма клюва у птиц, формирование легких у земноводных, появление теплокровности, приспособление к полету, приспособления некоторых рыб к придонному образу жизни, исчезновение листьев у повилики, появление фотосинтеза, образование цветка у покрытосеменных, отсутствие у раффлезии корней, стеблей, листьев, возникновение разных ротовых аппаратов у насекомых, отсутствие у пещерных рыб-глаз.

Основные направления эволюции

Ароморфоз

Идиоадаптация        

Общая дегенерация

Формирование легких у земноводных, появление теплокровности, появление теплокровности, приспособление к полету, появление фотосинтеза.

Защитная зеленая окраска насекомых, различная форма клюва у птиц, приспособления некоторых рыб к придонному образу жизни, возникновение разных ротовых аппаратов у насекомых.

Отсутствие органов чувств у паразитических червей, отсутствие у раффлезии корней, стеблей, листьев, отсутствие у пещерных рыб-глаз.

Преподаватель контролирует ответы студентов и заносит в таблицу.

6. Индивидуальная работа. Тестирующая программа на компьютере.

1. Эволюционное изменение, которое ведет к общему под организации, называют:

а) Биологическим процессом;

 б) Биологическим регрессом;

 в) Ароморфозом;

 г) Идиоадаптацией;

 д) Дегенерацией.

2. Следствием ароморфоза не является:

а) Возможность перехода в новую среду обитания;

 б) Повышение выживаемости;

 в) Снижение смертности;

 г) Увеличение численности;

 д) Уменьшение ареала.

3. Эволюционное приспособление, которое можно считать идиоадаптацией – это:

а) Появление плавательного пузыря у рыб;

 б) Уплощение тела рыб в связи с придонным образом жизни

4. Уточните определение: “Идиоадаптация представляет собой ........ эволюционные изменения, которые способствуют приспособлению к определенным условиям среды обитания”:

а) Принципиальные;

 б) Крупные;

 в) Мелкие;

 г) Значительные;

 д) Прогрессивные.

5. Направление эволюции, которое может приводить к биологическому прогрессу – это:

а) Ароморфоз;

 б) Идиоадаптация;

 в) Дегенерация;

 г) Все вышеназванное.

6. К ароморфозу нельзя отнести:

а) Выделение цветами сладкого нектара, привлекающего насекомых;

 б) Особую форму цветков львиного зева, способствующую их опылению шмелями;

 в) Яркую окраску венчика, привлекающую насекомых;

 г) Появление цветка как органа полового размножения.

7. Таксономические группы, возникающие путем идиоадаптаций – это:

а) Виды и роды;

 б) Классы и типы.

8. Какое утверждение является правильным:

а) Идиоадаптация является следствием ароморфоза;

 б) Ароморфоз является следствием идиоадаптации.

Ответ: 1-в; 2-д; 3-б; 4-в; 5-г; 6-б; 7-а; 8-г; 9-б; 10-в.

  1. Подведение итогов занятия.
  • Предварительная оценка знаний студентов.
  • Заключительное слово преподавателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока при изучении раздела "Рукоделие.Вышивка крестом"

Предлагаю вашему вниманию разработку для 5 класса, которой пользуюсь при изучении раздела "Рукоделие. Вышивка крестом". В качестве объекта для вышивки предлагаю детям игольницу. В ходе. урока над объе...

Методическая разработка урока по теме «Основные боевые учения в американской армии»

Методическая разработка урока по теме «Основные боевые учения в американской армии» предназначена для работы с суворовцами 7 классов (3 часа в неделю, уровень подготовки: средний), изучающими английск...

Методическая разработка урока "Свидетельские показания", раздел "Преступления и общество", выполненная учителем английского языка, Демкиной В.В., УМК "Starlight" 7 класс, V. Evans, J. Dooley, Ks. Baranova

Урок «Свидетельские показания» («Giving a witness statement») является 7 уроком  темы: «Преступность и общество», на которую в учебной программе отводится 10 ч...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-ЗАЧЕТА НА ТЕМУ: "РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ"

Активные формы обучения:конкурсы, викторины, олимпиады - помогают в игровой форме привлечь внимание студентов к биологии, позволяют развивать любознательность, воспитывают интерес к познавательной дея...

Методическая разработка урока по технологии. Раздел: "Рукоделие. Лоскутная пластика" (5 класс)

Цель раздела: ознакомить учащихся с техническими условиями и приёмами выполнения лоскутного шитья....

Методическая разработка урока по биологии (раздел генетика) Технологии информационно-коммуникативные Класс: 9 Учитель: Сыч Т.В. ГБОУ СОШ №68 Калининского района Санкт-Петербурга

В современном образовании компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения. Интерактивные уроки я провожу в компьютерном классе, с использованием электронного учебника...