методическая разработка урока при изучении раздела "Рукоделие.Вышивка крестом"
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме
Предлагаю вашему вниманию разработку для 5 класса, которой пользуюсь при изучении раздела "Рукоделие. Вышивка крестом". В качестве объекта для вышивки предлагаю детям игольницу. В ходе. урока над объектом учащиеся учатся читать схему, размечать канву, подбирать цветовую гамму, выполнять технику счётных швов, закреплять шов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вышивка крестом | 39.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: РУЧНАЯ ВЫШИВКА «КРЕСТ»
Учебно-воспитательные задачи:
- 1.Ознакомить учащихся с видами счетной вышивки (крест в два приема).
- 2.Расширить знания ручной вышивки.
- 3.Вызвать интерес к народному творчеству, создать творческую атмосферу. Воспитывать художественный вкус, бережное отношение к народным традициям.
Оборудование: Образцы ткани, ножницы, нитки, пяльцы, сантиметровая лента линейка.
Наглядности: Иллюстрации, готовые вышивки, образцы, инструкционные карты, схема рисунка.
На доске: Схема рисунка для вышивки, таблица по ТБ.
Эпиграф: «Хорошая работа два века живет» (русская пословица).
План работы:
- Подготовка ткани.
- Разметка расположения рисунка.
- Запяливание ткани.
- Вышивание.
- Самоконтроль.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Орг. часть. Домашнее задание.
- Вступительное слово учителя. Тема занятия. Цель.
- Изложение нового материала.
Слово учителя: Какие долгие зимние вечера, длинные, кажется конца, и края им нет. Скорей бы день прибавился. В русских деревнях и селах собрались вечерки, посиделки, шумно и весело проходили игрища с ряженными, играли, загадывали загадки, гадали.
Во время таких посиделок и занимались женские руки рукоделием. С пятилетнего возраста начинали обучать девочек женскому ремеслу: прясть, ткать, вышивать, а в некоторых районах плести кружева. К 13-15 годам девушка должна была своими руками приготовить приданное к свадьбе (куда входило большое количество рубах и передников, сарафанов, полотенец и столешников) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой.
Перед свадьбой на выставке приданного по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие невесты, ее способности к домашнему ремеслу. По вещам, выполненными руками невесты, определялось, какая хозяйка входит в дом.
Звучит народная музыка.
Входит два человека коробейники с корзиной.
Первый: Здравствуйте, хозяюшка! Позвольте в горенку войти! Во горенку войти, да на лавочку сесть! Господам, молодцам, современным девицам - Наше нижайшее почтение!
Учитель: Ой вы гости – господа, Долго ль ездили? Куда? Ладно за морем, иль худо? И какое в свете чудо? Чем вы, гости торг ведете? Что вы нового везете?
Второй: Иголки не ломки, Нитки, тесемки, Румяна, помада. Кому чего надо?!
Учитель показывает вещи вышитые.
-Как кстати вы пришли, мы сегодня как раз будем учиться ручной вышивки, познакомимся со всем многообразием этого рукоделия. А вы, гости, присели бы да послушали, может и вам пригодится. Слушайте, смотрите, запоминайте и на ус мотайте.
Рассказ учителя (история вышивки).
Вышивка – один из самых древнейших видов декоративного искусства. Сохранились до наших дней драгоценные золотошвейные вышивки Древней Руси. Покоряют красотой мотивы и безупречная техника исполнения узора. В курганах IX – XII веков археологи часто находят фрагменты древнейшей одежды, украшенные сверкающими золотыми узорами.
К старинным швам относятся: шов роспись или полукрест, набор, крест, счетная гладь, козлик, белая мелкая строчка.
Позже появились: вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая цветная гладь.
Цветными шелками и золотыми нитями украшались и тонкие льняные ткани, и мягкий бархат, и нежный шелк.
Опережающее обучение:
- Ученица: А вот в Новгородской, Нижегородской и других северных областях России чаще всего узоры выполняли красными по белому или белым по красному. Вышивали фигуры, барса, птицы – павы, дерева – синей, желтой и темно-красной шерстью.
- Ученица: В Рязани вышивка многоцветная и геометрический узор.
Встречаются швы: набор, роспись, косичка, козлик, крест, счетная гладь, мережка.
- Ученица: Вышивка народов Средней Азии отличается о других вышивок. Узбекские и Таджикские сюзаны (красочные панно) создают орнаментальный образ пышно цветущего сада.
- Ученица: Аппликация из войлока, сукна и кожи характерна композиции казахского и киргизсгоко орнамента. Для казахских вышивок стебельчатым и тамбурным швами характерны ярко красные, зеленые, белые, черные цвета.
- Ученица: В народных вышивках Украины легкость, прозрачность узоров, растительный характер с геометрическими разделами.
- Ученица: У всех народов в вышивке встречаются геометрические мотивы: ромбы, квадраты, треугольники.
Растительные мотивы: ветки, деревья, кусты, цветы, листья сочетаются с изображением птиц и зверей. Сказочные птицы-павы с роскошными хвостами, уточки, лебеди, кони, олени.
- Ученица: Лебеди у селян являлись олицетворением прекрасной девушки и невесты, уточка как знак трудолюбивой хозяйки дома, голуби символ супружеской верности. Женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородные земли, птица символизировала наступление весны. Форма ромба изображала солнце.
Учитель: По технике выполнения швы делятся на счетные, где для каждого стежка считаются нити ткани и свободные, когда стежки укладываются по рисованному контору. Счетные швы делятся:
- Ученица: Верхошвы – рисунок на ткань не переводится. Наибольшее распространение получили: роспись, набор, счетная гладь и косая стежка.
- Ученица: Роспись состоит из тонких линий, образуемых мелкими равномерными стежками цветных ниток, дважды стежок не повторяется.
- Ученица: Набор – напоминает узорное творчества. Красный геометрический узор на белом фоне.
- Ученица: Крест – шов, состоящий из двух косых перекрещивающихся стежков.
- Ученица: Мережки – ажурная вышивка в виде полоски, которая выполняется по продернутой ткани. Из ткани выдергивают нити по основе или утку. Затем нити ткани объединяются в пучки. Мережки бывают простые и сложные, узкие, широкие, многорядные.
- Ученица: Свободные швы – выполняются по рисованному контуру. К ним относятся стебельчатый шов, тамбурный, свободная гладь, белая гладь, владимирский шов.
- Ученица: Владимирские швы – односторонняя гладь. Чередуя короткие и длинные стежки. Выполняют красным цветом.
- Ученица: Белая гладь – выполняется на белой ткани в несколько этапов. Контур рисунка приметывают частыми стежками вперед иглу. Затем выполняют длинными стяжками.
Учитель: - Гости, продавцы не весь товар вы показали нам.
Коробейник 2: Есть ниточки!
Есть катушечки!
Подходите покупать,
Девки-душечки!
Коробейник 1: Булавки, иголки!
Стальные приколки!
За один пучок,
Плати пятачок!
Девочки частушками выкупают товар.
- Шила милому кисет,
А вышла рукавица
Пришел милый, похвалил:
-Какая мастерица!
II. Вышивала, я платок
Золотые каймы,
Вышивала, говорила:
Люби, милый, помни!
Коробейники раздают ткань, нитки, ножницы, пяльцы и садятся с девочками.
Учитель: Для вышивания используют ткани с полотняным переплетением: редина (редкая ткань из льняных крученых нитей), рогожка, льняное, штапельное и шелковое полотно, маркизет (демонстрация образцов). Лучшие нитки – мулине. Используют ирис, бумажный и шерстяной гарус, шерстяные нитки. Инструменты: иглы, наперсток, ножницы, пяльцы, сан. лента. Иглы – с большими ушками, тонкие.
Вводный инструктаж:
Сегодня мы научимся вышивать простым крестом в два хода. Образец для изготовления игольницы.
- Подготовка. Надо разместить расположение узора на ткани, выровнять и закрепить на пяльцах.
- Нитку вдеть так, чтобы при закреплении ее на ткани не делать узла. Для этого от пасмы отделяют одну нитку (или 2-3), складывают ее концами вместе и продевают в иглу. Начиная работу, делают по ткани не большой стежок и тянут нитку до тех пор, пока не останется маленький кончик в виде петли. В эту петлю продевают иглу с рабочей и затягивают ее.
Демонстрация:
Первые стежки идут слева направо в одну сторону до конца рисунка, захватывая каждый 3-4 нитки ткани (показ на тренажере).
При обратном ходе нить перекрещивает первые стежки с тем же шагом, 3-4 нитки.
В результате такого хода рабочей нитки на лицевой стороне образуются ряды крестиков, а на изнанке две прямые полоски по вертикале. Узор, состоящий из креста выполняется рядами вправо, затем влево. Заканчивая работу, нитку закрепляют на изнанке (швом за иглу).
Работа с планом работы.
Правила безопасного труда:
- С ножницами,
- С иглой.
- Практическая работа.
Текущий инструктаж.
Индивидуальная работа.
Физ. минутка. Игра «Иголка и нитка» 5 минут
Один из играющих - иголка. За ним цепочка, взявшись за руки, выстраиваются не более пяти игроков, они изображают нитки. Все остальные участник игры встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Все поют:
Бежит свинка,
Золотая щетинка,
Носик стальной,
Хвостик льняной.
Сквозь холст проходит,
Конец себе находит,
А где пробегает,
Узор оставляет.
Во время исполнения припева иголка устремляется в ворота, быстро обегает пары, меня направления – снует туда и обратно, кто сбивается с шага, того заменяет игрок из пары, а неудачник встает на его место.
Заканчивают двое игроков, идущих вслед за иглой, поднимают руки, и она (не отнимая своей руки) проходит под ними, образуя узел.
Итог занятия.
- Заключительный инструктаж.
Анализ выполненной работы.
Закрепление:
- На какие два вида делится ручная вышивка?
- В чем отличие счетной вышивки от свободной?
- Какие вещи можно украсить вышивкой?
- Последовательность вышивки и требования к технологии?
Выставление оценок. Уборка рабочего места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Повторение изученного об имени существительном" (урок - путешествие) 6 класс
Тема урока «Повторение изученного об имени существительном» (6 класс)Данная тема занимает №84 в общей системе уроков русского языка в 6 классе и стоит последней в разделе изучения им...
Урок русского языка в 6 классе (дистанционное обучение) Тема урока «Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия. Орфография».
Задание выполняется в электронном виде и высылается учителю на электронную почту или выкладывается в электронный дневник....
Презентация к уроку ОПК "Воздвижение честного животворящего Креста Господня"
Презентация к уроку ОПК....
Технологическая карта урока. Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
Технологическая карта урока...
конспект урока ПК "Христос и его Крест"
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 7 КЛ...
Урок- Экспедиция "Город, где живут морфемы" 6 класс(Урок обобщения изученного по теме).
Материал содержит технологическую карту урока, презентацию, самоанализ урока, приложения к уроку интерактивный тренажёр, включающий физкультминутку,...
Урок литературы в 6-м классе по теме "И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Бежин луг». (второй урок из цикла уроков по изучению творчества И.С.Тургенева в 6 класс).
Данная разработка содержит материал к уроку литературы в 6-м классе по изучению творчества Ивана Сергеевича Тургенева....