методическая разработка урока при изучении раздела "Рукоделие.Вышивка крестом"
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Косенко Наталья Михайловна

Предлагаю вашему вниманию разработку для 5 класса, которой пользуюсь при изучении раздела "Рукоделие. Вышивка крестом". В качестве объекта для вышивки предлагаю детям игольницу. В ходе. урока над объектом учащиеся учатся читать схему, размечать канву, подбирать цветовую гамму, выполнять технику счётных швов, закреплять шов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вышивка крестом39.29 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: РУЧНАЯ ВЫШИВКА «КРЕСТ»

  Учебно-воспитательные задачи:

  1. 1.Ознакомить учащихся с видами счетной вышивки (крест в два приема).
  2. 2.Расширить  знания ручной вышивки.
  3. 3.Вызвать интерес к народному творчеству, создать творческую атмосферу.      Воспитывать художественный вкус, бережное отношение к народным традициям.

Оборудование: Образцы ткани, ножницы, нитки, пяльцы, сантиметровая лента линейка.

Наглядности: Иллюстрации, готовые вышивки, образцы, инструкционные карты, схема рисунка.

На доске: Схема рисунка для вышивки, таблица по ТБ.

Эпиграф: «Хорошая работа два века живет» (русская пословица).

План работы:

  1. Подготовка ткани.
  2. Разметка расположения рисунка.
  3. Запяливание ткани.
  4. Вышивание.
  5. Самоконтроль.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Орг. часть.  Домашнее задание.
  2. Вступительное слово учителя. Тема занятия. Цель.

  1. Изложение нового материала.

Слово учителя: Какие долгие зимние вечера, длинные, кажется конца, и края им нет. Скорей бы день прибавился. В русских деревнях и селах собрались вечерки, посиделки, шумно и весело проходили игрища с ряженными, играли, загадывали загадки, гадали.

       Во время таких посиделок и занимались женские руки рукоделием. С пятилетнего возраста начинали обучать девочек женскому ремеслу: прясть, ткать, вышивать, а  в некоторых районах плести кружева. К 13-15 годам девушка должна была своими руками приготовить приданное к свадьбе (куда входило большое количество рубах и передников, сарафанов, полотенец и столешников) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой.

       Перед свадьбой на выставке приданного по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие невесты, ее способности к домашнему ремеслу. По вещам, выполненными руками невесты, определялось, какая хозяйка входит в дом.

     

        Звучит народная музыка.

       Входит два человека коробейники с корзиной.

   

Первый: Здравствуйте, хозяюшка!                                                                                                                                                                                                   Позвольте в горенку войти!                                                                                          Во горенку войти, да на лавочку сесть!                                                   Господам, молодцам, современным девицам -                                           Наше нижайшее почтение!

Учитель: Ой вы гости – господа,                                                                                            Долго ль ездили? Куда?                                                                                     Ладно за морем, иль худо?                                                                                        И какое в свете чудо?                                                                                                      Чем вы, гости торг ведете?                                                                                              Что вы нового везете?

Второй: Иголки не ломки,                                                                                                           Нитки, тесемки,                                                                                                      Румяна, помада.                                                                                                         Кому чего надо?!

Учитель показывает вещи вышитые.

-Как кстати вы пришли, мы сегодня как раз будем учиться ручной вышивки,  познакомимся со всем многообразием этого рукоделия. А вы, гости, присели бы да послушали, может и вам пригодится. Слушайте, смотрите, запоминайте и на ус мотайте.        

  Рассказ учителя (история вышивки).                                                                                                                                                                                              

        Вышивка – один из самых древнейших видов декоративного искусства. Сохранились до наших дней драгоценные золотошвейные вышивки Древней Руси. Покоряют красотой мотивы и безупречная техника исполнения узора. В курганах IX – XII веков археологи часто находят фрагменты древнейшей одежды, украшенные сверкающими золотыми узорами.

         К старинным швам относятся: шов роспись или полукрест, набор, крест, счетная гладь, козлик, белая мелкая строчка.

         Позже появились: вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая цветная гладь.

         Цветными шелками и золотыми нитями украшались и тонкие льняные ткани, и мягкий бархат, и нежный шелк.

Опережающее обучение:

  1. Ученица: А вот в Новгородской, Нижегородской и других северных областях России чаще всего узоры выполняли красными по белому или белым по красному. Вышивали фигуры, барса, птицы – павы, дерева – синей, желтой и темно-красной шерстью.
  2.  Ученица: В Рязани вышивка многоцветная и геометрический узор.

Встречаются швы: набор, роспись, косичка, козлик, крест, счетная гладь, мережка.

  1. Ученица: Вышивка народов Средней Азии отличается о других вышивок. Узбекские и Таджикские сюзаны (красочные панно) создают орнаментальный образ пышно цветущего сада.
  2. Ученица: Аппликация из войлока, сукна и кожи характерна композиции казахского и киргизсгоко орнамента. Для казахских вышивок стебельчатым и тамбурным швами характерны ярко красные, зеленые, белые, черные цвета.
  3. Ученица: В народных вышивках Украины легкость, прозрачность узоров, растительный характер с геометрическими разделами.
  4. Ученица: У всех народов в вышивке встречаются геометрические мотивы: ромбы, квадраты, треугольники.

Растительные мотивы: ветки, деревья, кусты, цветы, листья сочетаются с изображением птиц и зверей. Сказочные птицы-павы с роскошными хвостами, уточки, лебеди, кони, олени.

  1. Ученица: Лебеди у селян являлись олицетворением прекрасной девушки и невесты, уточка как знак трудолюбивой хозяйки дома, голуби символ супружеской верности. Женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородные земли, птица символизировала наступление весны. Форма ромба изображала солнце.  

Учитель: По технике выполнения швы делятся на счетные, где для каждого стежка считаются нити ткани и свободные, когда стежки укладываются по рисованному контору. Счетные швы делятся:

  1. Ученица: Верхошвы – рисунок на ткань не переводится. Наибольшее распространение получили: роспись, набор, счетная гладь и косая стежка.
  2. Ученица: Роспись состоит из тонких линий, образуемых мелкими равномерными стежками цветных ниток, дважды стежок не повторяется.
  3.  Ученица:  Набор – напоминает узорное творчества. Красный  геометрический узор на белом фоне.
  4.  Ученица: Крест – шов, состоящий из двух косых перекрещивающихся стежков.
  5.  Ученица: Мережки – ажурная вышивка в виде полоски, которая выполняется по продернутой ткани. Из ткани выдергивают нити по основе или утку. Затем нити ткани объединяются в пучки. Мережки бывают простые и сложные, узкие, широкие, многорядные.
  6.  Ученица: Свободные швы – выполняются по рисованному контуру. К ним относятся стебельчатый шов, тамбурный, свободная гладь, белая гладь, владимирский шов.
  7.  Ученица: Владимирские швы – односторонняя гладь. Чередуя короткие и длинные стежки. Выполняют красным цветом.
  8.  Ученица: Белая гладь – выполняется на белой ткани в несколько этапов.  Контур рисунка приметывают частыми стежками вперед иглу. Затем выполняют длинными стяжками.  

Учитель: - Гости, продавцы не весь товар вы показали нам.

Коробейник 2: Есть ниточки!

                            Есть катушечки!

                            Подходите покупать,

                            Девки-душечки!

Коробейник 1: Булавки, иголки!

                            Стальные приколки!

                            За один пучок,

                            Плати пятачок!

Девочки частушками выкупают товар.

  1.  Шила милому кисет,

 А вышла рукавица

 Пришел милый, похвалил:

                  -Какая мастерица!

                                                                                       II. Вышивала, я платок

                                                                                           Золотые каймы,

                                                                                           Вышивала, говорила:

                                                                                           Люби, милый, помни!

Коробейники раздают ткань, нитки, ножницы, пяльцы и садятся с девочками.

Учитель: Для вышивания используют ткани с полотняным переплетением: редина (редкая ткань из льняных крученых нитей), рогожка, льняное, штапельное и шелковое полотно, маркизет (демонстрация образцов). Лучшие нитки – мулине. Используют ирис, бумажный и шерстяной гарус, шерстяные нитки. Инструменты: иглы, наперсток, ножницы, пяльцы, сан. лента. Иглы – с большими ушками, тонкие.

Вводный инструктаж:

Сегодня мы научимся вышивать простым крестом в два хода. Образец для изготовления игольницы.

  1. Подготовка. Надо разместить расположение узора на ткани, выровнять и закрепить на пяльцах.
  2. Нитку вдеть так, чтобы при закреплении ее на ткани не делать узла. Для этого от пасмы отделяют одну нитку (или 2-3), складывают ее концами вместе и продевают в иглу. Начиная работу, делают по ткани не большой стежок и тянут нитку до тех пор, пока не останется маленький кончик в виде петли. В эту петлю продевают иглу с рабочей и затягивают ее.

Демонстрация:

Первые стежки идут слева направо в одну сторону до конца рисунка, захватывая каждый 3-4 нитки ткани (показ на тренажере).

При обратном ходе нить перекрещивает первые стежки с тем же шагом, 3-4 нитки.    

В результате такого хода рабочей нитки на лицевой стороне образуются ряды крестиков, а на изнанке две прямые полоски по вертикале. Узор, состоящий из креста выполняется рядами вправо, затем влево. Заканчивая работу, нитку закрепляют на изнанке (швом за иглу).

Работа с планом работы.

Правила безопасного труда:

  1. С ножницами,
  2. С иглой.
  1. Практическая работа.

Текущий инструктаж.

Индивидуальная работа.

Физ. минутка. Игра «Иголка и нитка» 5 минут

Один из играющих  - иголка. За ним цепочка, взявшись за руки, выстраиваются не более пяти игроков, они изображают нитки. Все остальные участник игры встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя ворота.  Все поют:

Бежит свинка,      

Золотая щетинка,

Носик стальной,

Хвостик льняной.

Сквозь холст проходит,

Конец себе находит,

А где пробегает,

Узор оставляет.

Во время исполнения припева иголка устремляется в ворота, быстро обегает пары, меня направления – снует туда и обратно, кто сбивается с шага, того заменяет игрок из пары, а неудачник встает на его место.

Заканчивают двое игроков, идущих вслед за иглой, поднимают руки, и она (не отнимая своей руки) проходит под ними, образуя узел.

Итог занятия.

  1. Заключительный инструктаж.

Анализ выполненной работы.

Закрепление:

  1. На какие два вида делится ручная вышивка?
  2. В чем отличие счетной вышивки от свободной?
  3. Какие вещи можно украсить вышивкой?
  4. Последовательность вышивки и требования к технологии?

Выставление оценок.        Уборка рабочего места.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Повторение изученного об имени существительном" (урок - путешествие) 6 класс

Тема урока «Повторение изученного об имени существительном» (6 класс)Данная тема занимает  №84 в общей системе уроков русского языка в 6 классе и стоит последней в разделе изучения  им...

Урок русского языка в 6 классе (дистанционное обучение) Тема урока «Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия. Орфография».

Задание выполняется в электронном виде и высылается учителю на электронную почту или выкладывается  в электронный  дневник....

конспект урока ПК "Христос и его Крест"

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 7 КЛ...

Урок- Экспедиция "Город, где живут морфемы" 6 класс(Урок обобщения изученного по теме).

Материал содержит технологическую карту урока, презентацию, самоанализ урока, приложения к уроку интерактивный тренажёр, включающий физкультминутку,...