МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-ЗАЧЕТА НА ТЕМУ: "РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ"
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Щербакова Татьяна Алексеевна

Активные формы обучения:конкурсы, викторины, олимпиады - помогают в игровой форме привлечь внимание студентов к биологии, позволяют развивать любознательность, воспитывают интерес к познавательной деятельности, повышают уровень развития студентов. Обобщающий урок по теме: "Размножение организмов" проводится в форме урока-зачета. Контроль знаний по изученному материалу проводится в группах по 4-5 человек (5 групп). Зачет включает  задания по 5 блокам: термины, соотнести понятия, "четвертый лишний", половое и бесполое размножение, митоз и мейоз. В ходе выполнения различных заданий студенты заполняют листы самооценки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА - ЗАЧЕТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ»

ТЕМА:        РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ.

Пушкино - 2018 г.

Тема: Размножение организмов.

Цитата урока: А.Дистервег «Можно знания человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности…»  

Эпиграф урока : «Размножение – это процесс, с помощью которого жизнь умудряется обвести вокруг пальца время»

                                 

Цель урока: провести контроль знаний по изученному материалу, активизировать развитие логического мышления путем использования активных методов контроля; дифференцированный подход к обучению.

Задачи урока:

Образовательные:

  • повторить, обобщить и систематизировать учебный материал по теме: «Размножение организмов»;
  • обобщить и закрепить знания о способах деления клеток, особенностях строения и функций гамет, процессов оплодотворения, гаметогенеза;
  • закрепить знания основных понятий темы, развивать умения и навыки, использовать их;

  Развивающие:

  • продолжить овладение основными способами мыслительной деятельности - сравнение, сопоставление, обобщение;
  • развитие умений устанавливать логические связи и закономерности, ассоциативные связи;
  • аргументированное изложение своих мыслей;
  • развитие слуховой и зрительной памяти;
  • использование межпредметных связей (литература, биология, медицина),

Воспитательные:

  • продолжить формирование навыков работы в группе, умение сотрудничать; 
  • добиться четкости и организованности в самостоятельной работе, дать каждому студенту возможность достичь успеха;
  • научиться выделять главные вопросы, второстепенные, вопросы, вызывающие затруднения и работать над ними:
  • воспитание валеологического сознания.

Ключевые понятия: Митоз, Мейоз, Гаметогенез. Оплодотворение у животных и растений.

Методическая:

Методика проведения урока-зачета.

Тип урока:

Урок обобщения, систематизации и контроля знаний.

Вид урока:  урок-зачет

Методы урока: наглядные, информационно-развивающие, поисково-    практические.

Используемые  педагогические  технологии:

1.Игровые технологии  (И.Б. Первин, В.К. Дьяченко, В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильина, Н.А. Зайцева)

2.Компьютерные (информационные технологии обучения) (Г.Р. Громов, Б.В. Скиннер, Р. Тайлер, Дж.  Тул, Д. Эндрюс и др.)

3.Групповые технологии  (В.К. Дьяченко)

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация,     карандаши, чистые листы бумаги, листы самооценки.

Продолжительность: 90 минут

Планируемые результаты:

1.Формирование умений делать выводы из проделанной работы, правильно пользоваться биологической терминологией по теме «Размножение организмов», выявлять особенности полового и бесполого размножения.

2.Умение ставить и формулировать цели, задачи, планировать пути достижения задач при выполнении проектов, умение работать в сотрудничестве, анализировать иллюстративный материал, обобщать, грамотно аргументировать свои выводы.

3.Формирование ответственного отношения к учению, к своему здоровью, включение студентов в проектную деятельность, формирование коммуникативных компетенций.  

Методические рекомендации.

   Активные формы обучения: конкурсы, викторины, олимпиады – помогают в игровой форме привлечь внимание студентов к биологии, позволяют развивать любознательность, воспитывают интерес к познавательной деятельности, повышают уровень развития студентов. Обобщающий урок по теме «Размножение организмов» проводится в форме урока-зачета. Контроль знаний по изученному материалу проводится в группах по 4-5 человек (5 групп).

Ход урока.

I. Организационный этап – 5 минут

 Вступительное слово преподавателя Щербаковой Т.А.

   

     Тема “Размножение организмов” одна из наиболее важных тем курса общей биологии, так как изучаемые вопросы, с одной стороны, хотя и хорошо вам известны по предыдущим курсам, но раскрываются более подробно, с учетом современных научных достижений, кроме того, являются значимыми для каждого человека, поскольку касаются здоровья его самого и его потомков.

   Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других.  Наш урок по теме «Размножение организмов» проводится в форме урока-зачета. Контроль знаний по изученному материалу будет проводится в группах по 4-5 человек (5групп).

          1. Организационный момент.

1)  Преподаватель приветствует студентов, раскрывает цель и задачи урока, знакомит обучающихся с планом урока, заданиями для зачетной работы и критериями оценивания работ.

2)   Заполнение листа самооценки в ходе выполнения различных заданий.

      Выполненные задания преподаватель проверить сам после урока,

      студенты обмениваются работами и проверяют самостоятельно по

      предложенным ключам преподавателя.

  

2. Мотивационный этап.

Фронтальный опрос о размножении как главном свойстве живых организмов.

Какие уровни размножения вам известны?

Какие понятия связаны с процессом размножения?

2.      Цитата урока: А.Дистервег  «Можно знания человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности…»

Ребята, каково ваше мнение…(высказывания студентов)

II. Этапы работы.

3.      Организация работы в группах по 4-5 человек.  (5 групп).  

               

4.      Обобщение и систематизация знаний. Зачетная работа.  - 50 минут.

1)   Мозговой штурм . Объясните смысл цитаты:  «Размножение – это процесс, с помощью которого жизнь умудряется обвести вокруг пальца время»

Предполагаемый ответ: Размножение составляет одну из важнейших характеристик сущности жизни.  Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизводству.

2)   Работа в группах. Актуализация знаний по разделам:

1. Митоз

2. Мейоз  

3. Гаметогенез  

4. Бесполое размножение  

5. Половое размножение 

 

В течение 5-7 минут группы работают над заданной темой, составляют концепт-карту понятия. Выбирают спикера, который будет представлять работу группы.

                            Экспресс опрос «Вопрос-ответ».

1.Какая форма бесполого размножения характерна для мхов и папоротников? (Спорообразование.)

2.Какая форма бесполого размножения наиболее характерна для гидры, дрожжей? (Почкование.)

3.Какая форма бесполого размножения характерна для планарии, некоторых кольчатых червей? (Фрагментация.)

4.Верно ли суждение: Бесполое размножение увеличивает наследственную изменчивость организмов? (Нет.)

5.Верно ли суждение: При бесполом размножении все дочерние особи являются точной копией материнской? (Да.)

6.Подвижная зрелая мужская половая клетка у животных, содержащая гаплоидный набор хромосом? (Сперматозоид.)

7.Женская половая железа, в которой образуются и созревают половые клетки – яйца? (Яичник.)

8.Особый способ деления клеток, в результате которого происходит уменьшение числа хромосом и переход клеток из диплоидного состояния в гаплоидное? (Мейоз.)

9.Процесс образования двух дочерних клеток с набором хромосом идентичным исходной материнской клетке? (Митоз.)

10.Половая клетка животных и растений, обеспечивающая передачу наследственной информации от родителей потомкам? (Гамета.)

                                                                                   

3)   Выполнение заданий по блокам:

 

БЛОК 1 «Термины» 

   

  1. Этот термин произошёл от латинского слова, которое в переводе означает «соединение, скручивание».

  1. Это слово произошло от двух греческих слов, которые в переводе означают «зародыш» и «развитие, происхождение».

  1. Это слово произошло от двух греческих слов, которые означают «яйцо» и «развитие, происхождение».

  1. Этот термин в переводе означает «перекрёст». 

  1. Этот термин имеет две греческие основы, которые в переводе означают «семя» и «развитие, происхождение».

  1. Это слово в переводе с греческого означает «жена, муж». 

  1. Это слово произошло от греческого слова, которое переводится  как «одиночный, одинарный, простой».

 

  1. Это слово произошло от двух греческих слов, означающих «семя» и «живое подвижное существо».

  1. Это слово произошло от двух греческих слов «девственница» и «происхождение, возникновение.

 

10)  Это слово произошло от двух греческих слов «зародыш» и «наука».   

 

Ответы: 1.  (конъюгация).  2. (эмбриогенез).  3. (оогенез или овогенез).  4. (кроссинговер).   5(сперматогенез).    6. (гамета).   7. (гаплоидный набор).   

8. (сперматозоид).  9. (партеногенез).   10. (эмбриология).       

БЛОК 2.  Соотнести понятия:    

(к термину из первого столбца подобрать определение из второго столбца)

Термин

Определение термина

1. Размножение

2. Партеногенез

3. Конъюгация

4. Гаметогенез

5. Половое размножение

6. Онтогенез

7. Двойное оплодотворение

8. Гермафродитизм

9. Филогенез

10. Оплодотворение

1. Историческое развитие организма.

2. Процесс слияния женских и мужских гамет

3.Способ размножения, в котором участвуют гаметы.

4. Биологический способ поддержания своего вида.

5.Форма размножения, присущая покрытосеменным растениям

6. Форма полового размножения, когда в одном организме созревают разные половые гаметы.

7.Форма размножения, при которой происходит обмен генетическим материалом.

8.Развитие организма из неоплодотворенной яйцеклетки.

9.Индивидуальное развитие организма.

10.Процесс образования половых клеток.

 

Ответы: 1-4, 2 – 8, 3 – 7, 4 -  10, 5 – 3, 6 – 9, 7 – 5, 8 – 6, 9 – 1, 10 – 2  

БЛОК 3.  «Четвертый лишний»  

Исключите лишнее понятие:

)    Анафаза  

      Интерфаза  

      Телофаза

 Профаза

П

Конъюгация

Кроссинговер

Метафаза

Хромосома

Овогенез

Онтогенез

Эмбриогенез

Зигота     

Дробление

Зигота

Оплодотворение Мейоз               

Лягушка

Комар

Собака

Бабочка

  

ОТВЕТЫ: 

1. Интерфаза   2. Метафаза   3. Овогенез  4. Мейоз     5. Собака  

БЛОК 4: Распределите признаки, относящиеся к разным формам размножения в две колонки:    

1. Более молодой способ размножения

2. Дочерние особи идентичны родительской

3.  2 родительские особи

4. Без участия половых клеток

5. Скорость размножения невелика

6. Более древний способ размножения

7. Эффективен в постоянно меняющихся условиях

8. Дочерние особи не идентичны родительской

9. Генетический материал не обновляется

10.Эффективен в стабильных, неменяющихся условиях

 

ОТВЕТЫ:                                                    

Бесполое

Половое

2, 4, 6, 9, 10

1,  3, 5, 7, 8,

 

 

 

 

 БЛОК  5:  Выберите утверждения, касающиеся митоза и мейоза            

Вопросы и утверждения

1) Этот процесс имеет место при созревании гамет.

2) Перед началом деления удваивается ДНК.

3) Ядро клетки делится один раз.

4) Образуются соматические клетки.

5) Имеет место кроссинговер.

6) В результате процесса образуются гаметы.

7) Гомологичные хроматиды конъюгируют.

8) Ядро делится два раза.

9) Образующиеся клетки имеют диплоидный набор хромосом.

10) Конъюгация гомологичных хромосом отсутствует.

11) Имеет место редукционное деление.

12) Образуются биваленты.

13) Создаётся возможность для возникновения в гаметах новых генных комбинаций.

14) Образуются две дочерние клетки.

 

ОТВЕТЫ: 

    

 МИТОЗ  – 2, 3, 4, 9, 10, 14                                            

 МЕЙОЗ  – 1, 2, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 14

 

Игры разума. Разгадай кроссворд. На столах у каждой группы лежит кроссворд. Его нужно разгадать за определенное время – 7 минут. Максимальное кол-во баллов – 14

hello_html_m1de360a8.png

1. Период, в котором мужские гаметы увеличиваются незначительно, зато женские – в сотни, тысячи и даже в миллионы раз.

2. Процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки.

3. Совокупность питательных веществ, необходимых для питания развивающегося зародыша.

4. Кислота, обеспечивающая синтез белков на ранней стадии развития зародыша.

5. Период, состоящий в том, что каждая половая клетка получает одинарный, гаплоидный набор хромосом.

6. Период, в котором первичные половые клетки делятся путем митоза, в результате чего увеличивается их количество.

7. Будущие яйцеклетки.

8. Обмен участками между гомологичными хромосомами в процессе мейоза.

9. Оплодотворенная яйцеклетка имеющая диплоидный набор наследственной информации.

10. Клетки развивающиеся в женских половых железах.

11. Процесс точного, тесного сближения гомологичных хромосом в мейозе.

12. Процесс развития женских половых клеток.

13. Клетки развивающиеся в мужских половых железах.

14. Процесс развития мужских половых клеток.

Ответы к кроссворду

hello_html_6d1df472.png

 

Заключительный блок. Викторина по теме «Размножение» - 25 минут

Участники групп поочередно выбирают пронумерованные ячейки на табло, под которыми скрываются соответствующие вопросы по данной тематике. При правильном ответе на вопрос, студент получает от 1 до 4 баллов в зависимости от сложности вопроса (определяется цветом ячейки). На раздумывание над ответом дается 30 секунд.

                    Вопросы викторины.

  1. Два типа размножения (половое и бесполое)
  2. Способ бесполого размножения характерный для данных растений (спорообразование)
  3. Процесс восстановления утраченных органов (регенерация)
  4. Что такое гермафродитизм? (обоеполость)
  5. Сколько организмов участвует в бесполом размножении (один)
  6. Образование новой особи из многоклеточной части тела родительской особи (вегетативное размножение)
  7. Развитие яйцеклетки без оплодотворения (партеногенез)
  8. Размножение путем разделения организма на несколько частей (фрагментация)
  9. Что такое гаметы? (половые клетки)
  10. Видоизмененные побеги, служат для размножения (клубни)
  11. Разновидность бесполого размножения (черенкование)
  12. Подземный побег, служащий для некоторых растений основным органом для размножения (корневище)
  13. Способ бесполого размножения (почкование)
  14. Разновидность вегетативного размножения (размножение усами)
  15. Назовите стадию мейоза (анафаза II)
  16. Вторая стадия гаметогенеза (фаза роста)
  17. Что такое яйцеклетка? (женская половая клетка)
  18. Результат оплодотворения – одноклеточная стадия зародыша (зигота)
  19. Полюс яйцеклетки, где расположено ядро и имеется мало желтка называется…(анимальным)
  20. Процесс тесного сближения хромосом в профазе мейоза (конъюгация)
  21. Сколько дочерних клеток образуется при митотическом делении материнской клетки (две)
  22. Сколько фаз (стадий) выделяют в митозе (четыре)
  23. Процесс обмена участками гомологичных хромосом (кроссинговер)
  24. Тип опыления (перекрестное)
  25. Тип деления клетки (мейоз)
  26. В эту фазу мейоза начинается спирализация хромосом (профаза)
  27. Период жизни особи, в течении которой у него сохраняется способность воспроизводить себе подобных (репродуктивный период)
  28. Будущие яйцеклетки, с диплоидным набором хромосом (овоциты)

III. Подведение итогов – 5 минуты

    Дорогие студенты! Вы прошли все этапы зачета. Преподаватель подводит итоги, объявляет результаты. Благодарит студентов за их работу.  

 IV. Рефлексия – 5 минут

1.Мне показалось интересным

2.Вызвало затруднения

3.Что надо изменить

Урок сегодня хотелось бы закончить словами Сергея  Острового:

Есть в природе знак святой и вещий, ярко обозначенный в веках, 
Самая красивая из женщин – женщина с ребенком на руках,
Пусть ей солнце вечно рукоплещет, так она и будет жить в веках, 
Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках
.

Приложение 1

                              ЛИСТ  САМООЦЕНКИ  работы на уроке

ТЕМА:  Размножение  живых организмов.

Студент(ка)________ группы                                         Дата:_____________________

ФИО____________________________________________________________

Критерии

Работа в группе:

Выполнял всю работу  – «5»

Старался быть активным – «4»

Делал кое-что – «3»

В стороне – «2»

БЛОК 1

10-9 – «5»

7-8 – «4»

5-6 – «3»

Менее 5 – «2»

БЛОК 2

10-9 – «5»

7-8 – «4»

5-6 – «3»

Менее 5 – «2»

БЛОК 3

5  - «5»

4 -  «4»

3 – «3»

Менее  3 – «2»

БЛОК 4

10-9 – «5»

7-8 – «4»

5-6 – «3»

Менее 5 – «2»

БЛОК 5

13-14 – «5»

10-12 – «4»

7-9 – «3»

Менее 7 – «2»

Викто-рина

Самооценка

Оценка  группы

 

 

 

 

 

 

 

Оценка преподавателя

 

 

 

 

 

 

 

 

Мне показалось интересным______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вызвало затруднения____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что надо изменить____________________________________________________________________________________________________________________________

 Приложение 2

Кроссворд «Размножение организмов. Половое размножение»

Начало формы

Конец формы

hello_html_m1de360a8.png

1. Период, в котором мужские гаметы увеличиваются незначительно, зато женские – в сотни, тысячи и даже в миллионы раз.

2. Процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки.

3. Совокупность питательных веществ, необходимых для питания развивающегося зародыша.

4. Кислота, обеспечивающая синтез белков на ранней стадии развития зародыша.

5. Период, состоящий в том, что каждая половая клетка получает одинарный, гаплоидный набор хромосом.

6. Период, в котором первичные половые клетки делятся путем митоза, в результате чего увеличивается их количество.

7. Будущие яйцеклетки.

8. Обмен участками между гомологичными хромосомами в процессе мейоза.

9. Оплодотворенная яйцеклетка имеющая диплоидный набор наследственной информации.

10. Клетки развивающиеся в женских половых железах.

11. Процесс точного, тесного сближения гомологичных хромосом в мейозе.

12. Процесс развития женских половых клеток.

13. Клетки развивающиеся в мужских половых железах.

14. Процесс развития мужских половых клеток.

Список используемой литературы.

  1. Беляев Д.К., общая биология. – М: Просвещение; 2017.
  2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Общая биология. – М.:Дрофа, 2017.
  3. Бондарчук М.М., Ковылина И.Н. «Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах».  - Волгоград -2008.
  4. Бравая  Н.А. «Классная биология в вашей школе».- Ростов на Дону, 2008.
  5. Колесов Д.В., Беляеева  И.Н. «Биология- человек».- Москва, 2007.
  6. Интернет-ресурсы. 

БЛОК 1 «Термины»                              Ф.И.О. студента__________________

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.   

БЛОК 2.  Соотнести понятия:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.   

БЛОК 3.  «Четвертый лишний»  

1.

2.

3.

4.

5.

БЛОК 4: Распределите признаки, относящиеся к разным формам размножения в две колонки:    

Бесполое

Половое

БЛОК  5:  Выберите утверждения, касающиеся митоза и мейоза 

Митоз

Мейоз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Типы взаимодействия организмов"

Предлагаю методическую разработку урока биологии для 11 класса "Типы взаимодействия организмов" и презентацию с соответствующими примерами....

Методическая разработка урока по теме "Формы размножения организмов"

Урок по теме "Формы размножения организмов"  изучение полового и бесполого способа размножения  живых организмов с использованием презентации....

Методическая разработка урока по биологии "Внутренняя среда организма. Кровь". 8 класс

Данный урок знакомит обучающихся с понятием "внутренняя среда организма, с составом внутренней среды, показывает ее роль в организме. Развивает знания о составе крови и ее функциях, о роли свертывании...

Методическая разработка Урок – зачет по разделу «Эволюционные учения»

Цель методической разработки - проверка качества усвоения знаний по разделу «Эволюционные учения»....

Обобщение по теме "Размножение живых организмов"

Обобщение по теме "Размножение живых организмов". Два варианта. УМК  И.Н.Пономаревой для 5 классов...

Проверочная работа по биологии по теме "Размножение живых организмов", 5 класс, учебник Суховой О. С., Строгонова В. И.

Проверочная работа содержит тестовые задания, задание на соответствие, задания со свободным ответом, задание на работу со схемой и задание на выбор правильных утверждений. При загрузке файла в предпро...

Урок в 9 классе на тему «Размножение живых организмов»

Цель: формирование у учащихся целостного представления о способах размножения организмов, биологическое значение бесполого и полового размножения.Задачи урока:Образовательная – охаракт...