Урок биологии в 9 класс "Прокариотическая клетка"
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Конспект урока в 9 классе по теме "Прокариотическая клетка"  с использованием технологии смыслового чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prokarioticheskaya_kletka.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Чапаевская основная общеобразовательная школа»

Открытый  урок по теме

 «Прокариотическая клетка»

9  класс

с использованием  смыслового чтения

                                                                                         Подготовила и провела:

   учитель биологии 1 кв.категории

                                                                                                        Мелехова Ирина Ивановна

                             

с. Чапаевское, 2012 г.

Задачи урока:

  • образовательные: расширить и углубить знание о клеточном уровне организации живой материи на основе изучения особенностей строения прокариотической клетки;
  • развивающие: продолжить формировать умения сравнивать биологические объекты (клетки прокариот и эукариот), находить общее, различия и делать выводы; содействовать развитию у школьников таких мыслительных операций как анализ, сопоставление, сравнение, обобщение; умение работать с терминами, обосновывать; совершенствовать коммуникативные способности;
  • воспитывающие: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению данной темы; выяснить роль бактерий в природе и жизни человека.

  Тип урока: комбинированный

  Оборудование: 

мультимедийный проектор, презентация к уроку, выполненная в программе Microsoft   Power Point, компьютер; таблицы «Растительная клетка», «Животная клетка», «Грибная клетка», «Бактериальная клетка».

Методы обучения:

по характеру познавательной деятельности школьников – объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый; по источникам знаний – словесный,  наглядный, практический.

Форма организации учебной деятельности: 

 индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка знаний

Фронтальный опрос:

Вопросы:

  1. Как называется наука, изучающая клетки?
  2. На какие две группы можно разделить все клетки?
  3. Второе название ядерных клеток? Безъядерных?
  4. Какие царства объединяют ядерные организмы?
  5. Какое царство является безъядерным? Второе название этого царства?
  6. Авторы клеточной теории организмов? В каком году она была сформулирована?
  7. Определите, к каким царствам живой природы относятся клетки, представленные на таблицах? Свой ответ объясните.

  1. Изучение нового материала

  1.  Работа со смысловым текстом

            Бактерии впервые были описаны Антони ван Левенгуком в 1683 году. Датой рождения микробиологии принято считать 17 сентября 1683 года, когда Левенгук отправил письмо с описанием маленьких живых созданий, обнаруженных им в зубном камне, в Королевское общество в Лондоне. К этому знаменитому письму было приложено несколько не менее известных картинок.

            В настоящее время известно более 3000  видов бактерий. На земном шаре нет мест, где бы,  они не обитали. Так в 1г пахотной земли – от 1 до 20 млрд. бактерий, даже в 1г снегов и льда Антарктиды можно найти до 100 бактерий. Обитают они и в нефтяных скважинах, и в водах ядерных реакторов, и в болотах. К концу первых суток в организме новорожденного ребенка живет 12 видов бактерий. Если у человека нарушается баланс микрофлоры организма, возникает заболевание – дисбактериоз.

Вопросы:

  1. Когда и кем были описаны бактерии?
  2. Дата рождения микробиологии?
  3. Сколько видов бактерий встречаются на земном шаре?
  4. Где обитают бактерии?
  5. Что такое дисбактериоз?

  1. Работа в тетрадях

Учащиеся оформляют в тетрадях письменно ответы на вопросы к тексту.

  1. Рассказ учителя с использованием таблиц. По ходу рассказа учителя, учащиеся составляют конспект.

1.Бактерии – мельчайшие прокариотические организмы, имеющие клеточное строение.

2.Величина большинства колеблется от 0,2 до 1,3 мкм (10-6 м).

3. Форма бактерий может быть самая разнообразная: шаровидная (кокки), в виде палочек (бациллы), в виде «запятой» (вибрионы), спиралевидные (спириллы).

4. Строение бактериальной клетки.

     Бактериальная клетка покрыта оболочкой, которая состоит из плазматической мембраны, клеточной стенки и капсулы. Прочная клеточная стенка особого строения придает бактериальной клетке определенную форму, защищает ее от неблагоприятных воздействий окружающей среды и выполняет ряд других функций.

     Многие виды  бактерий образуют вокруг клетки слизистую капсулу.

В центральной части бактериальной клетки находится кольцевая цепочка ДНК, которая контролирует все процессы внутри клетки и является носителем генетической информации (ядерный материал).

       Ядрышки отсутствуют, отсутствует и большинство мембранных структур (ЭПС, митохондрии и др.),  но зато много рибосом.

      Также в клетках бактерий большое количество различных включений, то есть непостоянных структур клетки, например, запасные питательные вещества, витамины.

5. Способы питания:

а) автотрофный  (фототрофы + хемотрофы);           Вспомнить терминологию вместе        

б) гетеротрофный (сапрофиты + паразиты)              с   учащимися!

6. Способы существования:

а) аэробный (+О2), например, уксуснокислые бактерии;

б) анаэробный (- О2), например, бактерии столбняка;

в) факультативный (+- О2), например, молочнокислые бактерии.

6. Размножение – делением клетки надвое, при благоприятных условиях возможно каждые 20 минут. Если бы такому делению ничто не мешало, то одна бактерия за 5 суток размножилась бы так, что ее потомство заняло бы все моря и океаны нашей планеты. Этого не происходит из-за недостатка пищи, накопления продуктов обмена веществ, гибели от неблагоприятных условий, поедания бактерий другими организмами.

7. Небольшая группа бактерий – бациллы – способна образовывать споры.

  1. Работа с учебником

Задание: найти в тексте учебника на материал о роли спор в жизни бактерий. Сформулировать одной фразой.

  1. Сообщение учащегося 

Роль бактерий в природе и жизни человека

Записи в тетради:

  • бактерии-разрушители (гниения);
  • почвенные бактерии;
  • азотфиксирующие бактерии (клубеньковые);
  • серосодержащие, железосодержащие, бактерии – разведчики месторождений;
  • молочнокислые;
  • болезнетворные (патогенные).

  1. Беседа с учащимися

Профилактика бактериальных заболеваний.

  1. Закрепление изученного материала

 Тест

1. Наука, изучающая бактерии, называется:

а) цитология;

б) микробиология;

в) вирусология

2. Бактерии являются организмами:

а) одноклеточными;

б) многоклеточными;

в) неклеточными.

3. Бактериальная клетка включает в себя:

а) оболочку;

б) ядро;

в) цитоплазму;

г) ядерное вещество;

д) митохондрии.

4. Образование спор у бактерий необходимо для:

а) размножения;

б) переживания неблагоприятных условий;

в) питания.

5. Для бактерий характерен способ питания:

а) фотосинтез;

б) сапрофитный;

в) паразитный;

г) хемосинтез.

6. Бактерии, превращающие в перегной мертвые организмы, называются:

а) бактерии гниения;

б) молочнокислые;

в) клубеньковые;

г) почвенные.

7. Бактерии в форме палочек – это:

а) бациллы;

б) спириллы;

в) кокки.

8. Изогнутые бактерии – это:

а) кокки;

б) спириллы;

в) вибрионы.

9. Организмы, для жизнедеятельности которых не нужен кислород, называются:

а) аэробы;

б) анаэробы;

в) автотрофы.

10. Организмы, использующие для своего питания готовые органические вещества:

а) автотрофы;

б) гетеротрофы.

11. Как называется массовое заболевание людей:

а) инфекция;

б) эпидемия.

12. Первым из ученых, кто  увидел и описал клетку бактерий, был:

а) Роберт Гук;

б) Антони ван Ливенгук;

 в) Луи Пастер.

Ответы. 1 – б; 2 – а; 3 – а, в, г; 4 – б; 5 – а, б, в, г; 6 – а; 7 – а; 8 – в; 9 – б; 10 – б; 11 – б;

12 - б.

V. Подведение итогов урока

Краткое подведение итогов учителем, исходя из задач урока.

Выставление оценок.

 VI. Домашнее задание

Стр. 122- 124, записи в тетради.


Сообщение № 1.

           В природе бактерии разрушают  органические вещества – трупы животных и растений, их выделения и различные отбросы. Осенью осыпаются листья деревьев и кустарников. Падают на землю гнилые стволы старых деревьев. Отмирают однолетние травянистые растения и надземные побеги многолетних. И все это благодаря бактериям превращается в перегной, который удобряет почву.

               Перегнивание растений осуществляют сапрофитные бактерии гниения. Эти бактерии являются своеобразными санитарами нашей планеты. Они питаются органическими веществами мертвых тел и тем самым превращают их в перегной. Не будь в природе бактерий, Земля покрылась бы трупами растений и животных.

               Перегной, выработанный бактериями гниения, превращают в минеральные соли сапрофитные почвенные бактерии. Они живут в почве и тоже приносят много пользы в природе. Минеральные соли, которые вырабатывают почвенные бактерии, затем поглощаются из почвы корнями растений. В одном кубическом сантиметре поверхностного слоя лесной почвы содержатся сотни миллионов почвенных бактерий. Так, благодаря гнилостным и почвенным бактериям, вещества умерших организмов идут на развитие зеленых растений, на построение их корней, стеблей, листьев.

               В почве также живут бактерии, которые поглощают азот из воздуха, накапливая его в своем теле. Этот азот затем превращается в белки. После отмирания клеток бактерий эти белки превращаются в азотистые соединения, которые хорошо усваиваются бактериями. Такие бактерии называются азотфиксирующими. Примером таких бактерий являются клубеньковые бактерии, обитающие на корнях бобовых растений.

Сообщение № 2.

              Некоторые сапрофитные бактерии используются в пищевой промышленности для приготовления различных продуктов. Например, молочнокислые бактерии питаются сахаром, который содержится в молоке, и выделяют молочную кислоту. Благодаря этому выделению молоко сквашивается и превращается в простоквашу, а сливки – в сметану.

             Простокваша – очень полезный продукт: ее белки лучше усваиваются человеком, чем белки молока. Кроме того, молочнокислые микробы обогащают молоко целебными витаминами, поэтому молочнокислые продукты  с успехом применяются для лечения больных желудочными заболеваниями, туберкулезом, укрепления нервной системы.

             Молочнокислые продукты обладают важным свойством – они хорошо сохраняются. Молочная кислота, которую выделяют молочнокислые бактерии, решительно пресекает развитие гнилостных и других вредных микробов, т.е. она консервирует продукт.

              Мацун, вырабатываемый в Армении из молока буйволиц или коз, кумыс калмыков из молока кобылиц, донское кислое молоко айран – все это продукты, полученные с помощью молочнокислых бактерий. С помощью таких же бактерий происходит квашение овощей и силосование кормов.

              Кроме того, существуют бактерии – разведчики. С их помощью можно обнаружить нефть и газовые пласты.

               Существуют бактерии, которые могут извлекать из воды морей и океанов серу, железо и накапливать в своих клетках. Когда такие бактерии умирают и опускаются на морское дно, накопленные ими вещества также откладываются на дне и могут образовывать залежи железа или серы.

            Есть бактерии, которые питаются фенолом и другими вредными отходами производства. Их используют для очистки рек и озер от промышленных стоков, например, сточных вод коксохимических заводов. А чтобы потом очистить воду от бактерий, ее пропускают через специальные фильтры.


Сообщение № 3.

          Но существуют и другие бактерии, которые причиняют вред человеку. Они поселяются на продуктах питания и портят их. Чтобы продукты не портились, их сушат и солят, маринуют, засахаривают и консервируют. При этом от высокой температуры погибают не только бактерии, которые попали в продукты, но и их споры.  Есть бактерии, которые могут испортить редчайшие рукописи и книги в книгохранилищах. Чтобы уберечь книги от порчи, их окуривают сернистым газом.

           Бактерии могут портить сено, которое сложено в стога, если оно недостаточно хорошо высушено. Некоторые бактерии проникают  в организм человека вместе с пищей, водой и воздухом, поселяются там и вызывают различные заболевания. Такие бактерии называют болезнетворными.

              Одно из самых тяжелых заболеваний, которое вызывают болезнетворные бактерии – чума, или, как еще называют, моровая язва. Если болезнь передается от одного человека к другому, то тогда быстро заболевает очень много людей. Вспыхивает эпидемия. Опустошительные эпидемии чумы в древности были самым страшным бедствием. Зародилась чума на Востоке, в далеком и таинственном в те времена Китае. В 6 веке нашей эры болезнь проникла в Центральную Европу и свирепствовала там восемьдесят лет. В крупных городах болезнь истребляла до тысячи человек в день.

              Настоящей «чумой» сегодняшних дней можно считать туберкулез.  Проникшие в организм человека туберкулезные палочки не обязательно сразу вызывают заболевание, но жизнеспособные бактерии начинают размножаться. Организм человека борется с «интервентами», стараясь, если не убить, то хотя бы изолировать очаги инфекции – колонии микробов покрываются снаружи известковой оболочкой, но остаются в таких капсулах живыми. При неблагоприятных условиях – переохлаждении, недоедании  - «притаившиеся» возбудители туберкулеза могут активизироваться, и человек заболевает, начинается разрушение тканей. В сухих помещениях туберкулезные палочки погибают, особенно разрушительно действует на них солнечный свет.

              Болезнетворные бактерии  могут вызвать у человека и животных тиф, холеру, дифтерию, столбняк, туберкулез, ангину, сап.

Проникнув внутрь, бактерии питаются, быстро размножаются и отравляют организм. Это и вызывает разные тяжелые заболевания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. (интегрированный урок: биология + химия)

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

Урок биологии на тему "Клетка - симфония жизни"

Урок содержит материал, который можно использовать в классах биолого- химического (медицинского) профиля обучения....

Конспект урока биологии "Жизненный цикл клетки. Митоз.Амитоз"

Урок биологии в 10 классе разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с использованием элементов технологии критического мышления....

Уроки биологии в 9 классе. Строение клетки. Органоиды клетки. Клеточная теория.

Здесь представлены:- разработки уроков биологии по теме "Клетка". 9 класс;-проверочная работа по теме "Строение клетки" (2 варианта);- тестовый материал для подготовки к ЕГЭ по биологии. Разделы: Бота...

Конспект урока биологии "Химический состав клетки"

В конспект урока прилагается технологическая карта...

Использование инфографики на уроках биологии по теме "Клетка"

Инфографика интересный способ изучения любой темы на любом предмете. Это возможность кратко изложить материал и легко его воспроизвести. На биологии была выбрана тема "Клетка". Ниже представ...