Урок биологии в 9 класс "Прокариотическая клетка"
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме
Конспект урока в 9 классе по теме "Прокариотическая клетка" с использованием технологии смыслового чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prokarioticheskaya_kletka.docx | 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Чапаевская основная общеобразовательная школа»
Открытый урок по теме
«Прокариотическая клетка»
9 класс
с использованием смыслового чтения
Подготовила и провела:
учитель биологии 1 кв.категории
Мелехова Ирина Ивановна
с. Чапаевское, 2012 г.
Задачи урока:
- образовательные: расширить и углубить знание о клеточном уровне организации живой материи на основе изучения особенностей строения прокариотической клетки;
- развивающие: продолжить формировать умения сравнивать биологические объекты (клетки прокариот и эукариот), находить общее, различия и делать выводы; содействовать развитию у школьников таких мыслительных операций как анализ, сопоставление, сравнение, обобщение; умение работать с терминами, обосновывать; совершенствовать коммуникативные способности;
- воспитывающие: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению данной темы; выяснить роль бактерий в природе и жизни человека.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
мультимедийный проектор, презентация к уроку, выполненная в программе Microsoft Power Point, компьютер; таблицы «Растительная клетка», «Животная клетка», «Грибная клетка», «Бактериальная клетка».
Методы обучения:
по характеру познавательной деятельности школьников – объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый; по источникам знаний – словесный, наглядный, практический.
Форма организации учебной деятельности:
индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка знаний
Фронтальный опрос:
Вопросы:
- Как называется наука, изучающая клетки?
- На какие две группы можно разделить все клетки?
- Второе название ядерных клеток? Безъядерных?
- Какие царства объединяют ядерные организмы?
- Какое царство является безъядерным? Второе название этого царства?
- Авторы клеточной теории организмов? В каком году она была сформулирована?
- Определите, к каким царствам живой природы относятся клетки, представленные на таблицах? Свой ответ объясните.
- Изучение нового материала
- Работа со смысловым текстом
Бактерии впервые были описаны Антони ван Левенгуком в 1683 году. Датой рождения микробиологии принято считать 17 сентября 1683 года, когда Левенгук отправил письмо с описанием маленьких живых созданий, обнаруженных им в зубном камне, в Королевское общество в Лондоне. К этому знаменитому письму было приложено несколько не менее известных картинок.
В настоящее время известно более 3000 видов бактерий. На земном шаре нет мест, где бы, они не обитали. Так в 1г пахотной земли – от 1 до 20 млрд. бактерий, даже в 1г снегов и льда Антарктиды можно найти до 100 бактерий. Обитают они и в нефтяных скважинах, и в водах ядерных реакторов, и в болотах. К концу первых суток в организме новорожденного ребенка живет 12 видов бактерий. Если у человека нарушается баланс микрофлоры организма, возникает заболевание – дисбактериоз.
Вопросы:
- Когда и кем были описаны бактерии?
- Дата рождения микробиологии?
- Сколько видов бактерий встречаются на земном шаре?
- Где обитают бактерии?
- Что такое дисбактериоз?
- Работа в тетрадях
Учащиеся оформляют в тетрадях письменно ответы на вопросы к тексту.
- Рассказ учителя с использованием таблиц. По ходу рассказа учителя, учащиеся составляют конспект.
1.Бактерии – мельчайшие прокариотические организмы, имеющие клеточное строение.
2.Величина большинства колеблется от 0,2 до 1,3 мкм (10-6 м).
3. Форма бактерий может быть самая разнообразная: шаровидная (кокки), в виде палочек (бациллы), в виде «запятой» (вибрионы), спиралевидные (спириллы).
4. Строение бактериальной клетки.
Бактериальная клетка покрыта оболочкой, которая состоит из плазматической мембраны, клеточной стенки и капсулы. Прочная клеточная стенка особого строения придает бактериальной клетке определенную форму, защищает ее от неблагоприятных воздействий окружающей среды и выполняет ряд других функций.
Многие виды бактерий образуют вокруг клетки слизистую капсулу.
В центральной части бактериальной клетки находится кольцевая цепочка ДНК, которая контролирует все процессы внутри клетки и является носителем генетической информации (ядерный материал).
Ядрышки отсутствуют, отсутствует и большинство мембранных структур (ЭПС, митохондрии и др.), но зато много рибосом.
Также в клетках бактерий большое количество различных включений, то есть непостоянных структур клетки, например, запасные питательные вещества, витамины.
5. Способы питания:
а) автотрофный (фототрофы + хемотрофы); Вспомнить терминологию вместе
б) гетеротрофный (сапрофиты + паразиты) с учащимися!
6. Способы существования:
а) аэробный (+О2), например, уксуснокислые бактерии;
б) анаэробный (- О2), например, бактерии столбняка;
в) факультативный (+- О2), например, молочнокислые бактерии.
6. Размножение – делением клетки надвое, при благоприятных условиях возможно каждые 20 минут. Если бы такому делению ничто не мешало, то одна бактерия за 5 суток размножилась бы так, что ее потомство заняло бы все моря и океаны нашей планеты. Этого не происходит из-за недостатка пищи, накопления продуктов обмена веществ, гибели от неблагоприятных условий, поедания бактерий другими организмами.
7. Небольшая группа бактерий – бациллы – способна образовывать споры.
- Работа с учебником
Задание: найти в тексте учебника на материал о роли спор в жизни бактерий. Сформулировать одной фразой.
- Сообщение учащегося
Роль бактерий в природе и жизни человека
Записи в тетради:
- бактерии-разрушители (гниения);
- почвенные бактерии;
- азотфиксирующие бактерии (клубеньковые);
- серосодержащие, железосодержащие, бактерии – разведчики месторождений;
- молочнокислые;
- болезнетворные (патогенные).
- Беседа с учащимися
Профилактика бактериальных заболеваний.
- Закрепление изученного материала
Тест
1. Наука, изучающая бактерии, называется:
а) цитология;
б) микробиология;
в) вирусология
2. Бактерии являются организмами:
а) одноклеточными;
б) многоклеточными;
в) неклеточными.
3. Бактериальная клетка включает в себя:
а) оболочку;
б) ядро;
в) цитоплазму;
г) ядерное вещество;
д) митохондрии.
4. Образование спор у бактерий необходимо для:
а) размножения;
б) переживания неблагоприятных условий;
в) питания.
5. Для бактерий характерен способ питания:
а) фотосинтез;
б) сапрофитный;
в) паразитный;
г) хемосинтез.
6. Бактерии, превращающие в перегной мертвые организмы, называются:
а) бактерии гниения;
б) молочнокислые;
в) клубеньковые;
г) почвенные.
7. Бактерии в форме палочек – это:
а) бациллы;
б) спириллы;
в) кокки.
8. Изогнутые бактерии – это:
а) кокки;
б) спириллы;
в) вибрионы.
9. Организмы, для жизнедеятельности которых не нужен кислород, называются:
а) аэробы;
б) анаэробы;
в) автотрофы.
10. Организмы, использующие для своего питания готовые органические вещества:
а) автотрофы;
б) гетеротрофы.
11. Как называется массовое заболевание людей:
а) инфекция;
б) эпидемия.
12. Первым из ученых, кто увидел и описал клетку бактерий, был:
а) Роберт Гук;
б) Антони ван Ливенгук;
в) Луи Пастер.
Ответы. 1 – б; 2 – а; 3 – а, в, г; 4 – б; 5 – а, б, в, г; 6 – а; 7 – а; 8 – в; 9 – б; 10 – б; 11 – б;
12 - б.
V. Подведение итогов урока
Краткое подведение итогов учителем, исходя из задач урока.
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание
Стр. 122- 124, записи в тетради.
Сообщение № 1.
В природе бактерии разрушают органические вещества – трупы животных и растений, их выделения и различные отбросы. Осенью осыпаются листья деревьев и кустарников. Падают на землю гнилые стволы старых деревьев. Отмирают однолетние травянистые растения и надземные побеги многолетних. И все это благодаря бактериям превращается в перегной, который удобряет почву.
Перегнивание растений осуществляют сапрофитные бактерии гниения. Эти бактерии являются своеобразными санитарами нашей планеты. Они питаются органическими веществами мертвых тел и тем самым превращают их в перегной. Не будь в природе бактерий, Земля покрылась бы трупами растений и животных.
Перегной, выработанный бактериями гниения, превращают в минеральные соли сапрофитные почвенные бактерии. Они живут в почве и тоже приносят много пользы в природе. Минеральные соли, которые вырабатывают почвенные бактерии, затем поглощаются из почвы корнями растений. В одном кубическом сантиметре поверхностного слоя лесной почвы содержатся сотни миллионов почвенных бактерий. Так, благодаря гнилостным и почвенным бактериям, вещества умерших организмов идут на развитие зеленых растений, на построение их корней, стеблей, листьев.
В почве также живут бактерии, которые поглощают азот из воздуха, накапливая его в своем теле. Этот азот затем превращается в белки. После отмирания клеток бактерий эти белки превращаются в азотистые соединения, которые хорошо усваиваются бактериями. Такие бактерии называются азотфиксирующими. Примером таких бактерий являются клубеньковые бактерии, обитающие на корнях бобовых растений.
Сообщение № 2.
Некоторые сапрофитные бактерии используются в пищевой промышленности для приготовления различных продуктов. Например, молочнокислые бактерии питаются сахаром, который содержится в молоке, и выделяют молочную кислоту. Благодаря этому выделению молоко сквашивается и превращается в простоквашу, а сливки – в сметану.
Простокваша – очень полезный продукт: ее белки лучше усваиваются человеком, чем белки молока. Кроме того, молочнокислые микробы обогащают молоко целебными витаминами, поэтому молочнокислые продукты с успехом применяются для лечения больных желудочными заболеваниями, туберкулезом, укрепления нервной системы.
Молочнокислые продукты обладают важным свойством – они хорошо сохраняются. Молочная кислота, которую выделяют молочнокислые бактерии, решительно пресекает развитие гнилостных и других вредных микробов, т.е. она консервирует продукт.
Мацун, вырабатываемый в Армении из молока буйволиц или коз, кумыс калмыков из молока кобылиц, донское кислое молоко айран – все это продукты, полученные с помощью молочнокислых бактерий. С помощью таких же бактерий происходит квашение овощей и силосование кормов.
Кроме того, существуют бактерии – разведчики. С их помощью можно обнаружить нефть и газовые пласты.
Существуют бактерии, которые могут извлекать из воды морей и океанов серу, железо и накапливать в своих клетках. Когда такие бактерии умирают и опускаются на морское дно, накопленные ими вещества также откладываются на дне и могут образовывать залежи железа или серы.
Есть бактерии, которые питаются фенолом и другими вредными отходами производства. Их используют для очистки рек и озер от промышленных стоков, например, сточных вод коксохимических заводов. А чтобы потом очистить воду от бактерий, ее пропускают через специальные фильтры.
Сообщение № 3.
Но существуют и другие бактерии, которые причиняют вред человеку. Они поселяются на продуктах питания и портят их. Чтобы продукты не портились, их сушат и солят, маринуют, засахаривают и консервируют. При этом от высокой температуры погибают не только бактерии, которые попали в продукты, но и их споры. Есть бактерии, которые могут испортить редчайшие рукописи и книги в книгохранилищах. Чтобы уберечь книги от порчи, их окуривают сернистым газом.
Бактерии могут портить сено, которое сложено в стога, если оно недостаточно хорошо высушено. Некоторые бактерии проникают в организм человека вместе с пищей, водой и воздухом, поселяются там и вызывают различные заболевания. Такие бактерии называют болезнетворными.
Одно из самых тяжелых заболеваний, которое вызывают болезнетворные бактерии – чума, или, как еще называют, моровая язва. Если болезнь передается от одного человека к другому, то тогда быстро заболевает очень много людей. Вспыхивает эпидемия. Опустошительные эпидемии чумы в древности были самым страшным бедствием. Зародилась чума на Востоке, в далеком и таинственном в те времена Китае. В 6 веке нашей эры болезнь проникла в Центральную Европу и свирепствовала там восемьдесят лет. В крупных городах болезнь истребляла до тысячи человек в день.
Настоящей «чумой» сегодняшних дней можно считать туберкулез. Проникшие в организм человека туберкулезные палочки не обязательно сразу вызывают заболевание, но жизнеспособные бактерии начинают размножаться. Организм человека борется с «интервентами», стараясь, если не убить, то хотя бы изолировать очаги инфекции – колонии микробов покрываются снаружи известковой оболочкой, но остаются в таких капсулах живыми. При неблагоприятных условиях – переохлаждении, недоедании - «притаившиеся» возбудители туберкулеза могут активизироваться, и человек заболевает, начинается разрушение тканей. В сухих помещениях туберкулезные палочки погибают, особенно разрушительно действует на них солнечный свет.
Болезнетворные бактерии могут вызвать у человека и животных тиф, холеру, дифтерию, столбняк, туберкулез, ангину, сап.
Проникнув внутрь, бактерии питаются, быстро размножаются и отравляют организм. Это и вызывает разные тяжелые заболевания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. (интегрированный урок: биология + химия)
Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...
Урок биологии на тему "Клетка - симфония жизни"
Урок содержит материал, который можно использовать в классах биолого- химического (медицинского) профиля обучения....
Конспект урока биологии "Жизненный цикл клетки. Митоз.Амитоз"
Урок биологии в 10 классе разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с использованием элементов технологии критического мышления....
Уроки биологии в 9 классе. Строение клетки. Органоиды клетки. Клеточная теория.
Здесь представлены:- разработки уроков биологии по теме "Клетка". 9 класс;-проверочная работа по теме "Строение клетки" (2 варианта);- тестовый материал для подготовки к ЕГЭ по биологии. Разделы: Бота...
презентация к уроку биологии по теме "Клетка"
обобщение по теме...
Конспект урока биологии "Химический состав клетки"
В конспект урока прилагается технологическая карта...
Использование инфографики на уроках биологии по теме "Клетка"
Инфографика интересный способ изучения любой темы на любом предмете. Это возможность кратко изложить материал и легко его воспроизвести. На биологии была выбрана тема "Клетка". Ниже представ...