Уроки биологии в 9 классе. Строение клетки. Органоиды клетки. Клеточная теория.
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Амельченко Татьяна Александровна

Здесь представлены:

- разработки уроков биологии по теме "Клетка". 9 класс;

-проверочная работа по теме "Строение клетки" (2 варианта);

- тестовый материал для подготовки к ЕГЭ по биологии. Разделы: Ботаника и Зоология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии для 9 класса

«Строение клетки».

1.Тип урока – комбинированный

2.Цель урока – создать условия для осознания и осмысления темы «Строение клетки», применения  знаний об общем плане строения клетки в характеристике имеющихся искусственных  моделей (рисунков) и натуральных объектов, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

3.Задачи урока – 1)Выявить сущность понятия «клетка – структурная единица живого» (образовательная задача)

                              2)Изучить особенности  основных частей клетки   (образовательная задача)

                              3)Научиться выстраивать причинно – следственные связи, отражающие взаимосвязь между строением основных частей клетки и их функцией (развивающая задача)

                              4)Научиться определять черты сходства и различия клеток животных и растений, прокариот и эукариот (развивающая задача)

                               5)Осознать важность взаимосвязи различных представителей царств живого мира как необходимое условие устойчивого развития биосферы (воспитательная задача)

4.Информационно – методическое обеспечение:

-- Программа – основного общего образования по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И. Н. Пономаревой, Н. М. Черновой

--рабочая программа

--учебник «Общая биология» авторов И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова и др.

--презентация «Строение клетки»

--наглядные таблицы «Строение клетки. Многообразие клеток»

-- микроскопы

--микропрепараты растительных и животных клеток

5.Учащиеся должны знать:1)основные понятия (органоиды, цитоплазма, эукариоты, прокариоты

                                                 2)факты (строение клетки цитоплазмы и ядра, клетки бактерий,          клеточное строение организмов как доказательство их родства)

учащиеся должны уметь:1) узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот

                                              2) распознавать и описывать на таблицах основные части клетки и органоиды

                                              3) называть способы проникновения веществ в клетку, функции основных органоидов клетки

                                               4) характеризовывать основные органоиды клеток эукариот

Конспект урока

Цели и задачи этапов урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Оргмомент

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя

2 Актуализация

Образовательная цель - способствовать формированию представления о клетке.

Развивающая цель - Способствовать обучению школьников умению выделять существенное и несущественное в понятии

«Изучение любого живого организма начинается с клетки. В тайны клеточного строения человек смог проникнуть благодаря работам англ. естествоиспытателя Р. Гука, который ввел в науку биологию термин «клетка»

* «Используя свои знания из ботаники, зоологии и биологии человека давайте с вами  попробуем определить суть понятия «клетка». Перед вами первый слайд презентации, на котором представлены характеристики клетки. Постарайтесь подумать и выбрать из предложенных ту, которая является наиболее существенной?

Слайд презентации:

Попытайтесь объяснить, какие характеристики являются существенными, а какие не важными?

Комментирует ответы обучающихся.

*А как вы понимаете, что означает, «клетка - структурно – функциональная единица живого»?

 

Отвечают, выбирая разные варианты

Микроскопические клетки – это  несущественный признак, т.к. есть достаточно крупные клетки, например, яйцеклетка

Только питаются - это  несущественный признак, т.к. клетки не только питаются , но и дышат, размножаются.

Постоянно делятся – тоже несущественный признак, т.к. есть клетки, которые делятся раз в жизни, например, нервные

 

структурно – функциональные единицы живого – это существенный признак

Отвечают: самая маленькая в структуре организма

Мотивация

«Клетка – самая элементарная частица целого, если это многоклеточный организм или самостоятельный организм, если это одноклеточное простейшее. Клетка – живая, но сложно себе представить, как она существует в многоклеточном организме и как самостоятельный организм  у простейших»

Целеполагание

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на урок? Что мы с вами должны выяснить? Узнать?

Цель нашего урока рассмотреть общий план строения клетки, изучить строение и функцию основных частей  клетки, отметить отличительные черты клеток животных, растений, бактерий.

Запись темы урока в тетрадь

Первичное усвоение материала

 Развивающая цель – создать условия для выявления причинно - следственных связей между особенностью строения частей клетки и выполняемыми функциями

Образовательная цель - способствовать осознанию основного материала

Воспитательная цель: способствовать осознанию значимости знаний о взаимосвязи организмов в эволюции биосферы

 «Клетки можно увидеть под микроскопом. Клетки различаются размером, формой….» Рассказывает с примерами,  используя наглядные таблицы, рисунки в учебнике.

Несмотря на многообразие клетки имеют много общего.

*Обратите внимание на второй слайд, вспомните, какие основные  части выделяют в клетке?

Слайд № 2

Запишем эту схему в тетрадь.

«А теперь рассмотрим особенность устройства основных частей клетки, а вы на основании моего объяснения будете стараться определить функции мембраны, ядра и цитоплазмы»

Слайд № 3

«В основе строения мембраны двойной слой липидов, а белки пронизывающие этот слой образуют пору».

*Каким свойством обладают липиды, какое значение имеют поры?

Слайд № 4

Как вы считаете, почему цитоплазма состоит на 80 % из воды и почему она постоянно движется? Предположите, какое биологическое значение это имеет?

«Органоиды -  это особые структуры, которые обеспечивают процессы жизнедеятельности клетки, о том какие функции они выполняют, мы узнаем на следующем уроке»

 

Слайд № 5

«Ядро ограничено от цитоплазмы двойной ядерной мембраной, которая тоже имеет поры, внутри заполнено ядерным соком – кариоплазмой, в состав которой входит вода. Ядро имеет важные структуры – хромосомы, состоящие из ДНК.»

*Как вы считаете, какое биологическое значение имеют  ядерная оболочка и  кариоплазма? Зная функцию ДНК, определите,  какую роль играют в жизни клетки хромосомы, состоящие из ДНК?

« Клетки по наличию и отсутствию ядра делятся на Прокариотические и Эукариотические» Объясняет эти понятия

«Как вы считаете, какие клетки Прокариотические или Эукариотические являются более прогрессивными, продвинутыми?»

Несмотря на несовершенное строение, прокариоты сыграли огромную роль в эволюции живого, так как сама прокариотическая клетка стала первой ступенькой на пути усложнения организмов и появления большого разнообразия организмов

Учащиеся последовательно называют части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма, записывают в тетради.

Липиды нерастворимы в воде, поэтому это надежно защищает клетку от проникновения чужеродных частиц, а поры наоборот обеспечивают транспорт нужных клетке веществ и образующихся в процессе жизнедеятельности.

Вода, входящая в состав цитоплазмы представляет собой среду для осуществления химических реакций, в результате ее движении осуществляетя транспорт веществ.

Ядерная оболочка осуществляет обмен веществами между ядром и цитоплазмой, защищает хромосомы от повреждающего воздействия веществ цитоплазмы, а сами хромосомы являются носителями наследственной информации клетки.

Записывают в тетрадь

Осознание и осмысление учебного материала

Образовательная цель - способствовать осознанию основного материала

«Обратите внимание на рисунки в учебнике, где изображены различные клетки. Определите, чем они сходны и чем различаются?»

* «А как вы считаете, чем вызвано отличие клеток по форме?»

Все клетки, изображенные на рисунке имеют основные части: ядро, цитоплазму и органоиды. Они различаются формой и размерами.

Форма клетки зависит от той функции, которую она выполняет, например, мышечная – сокращается, поэтому она вытянутой формы….(приводят другие примеры).

Систематизация знаний и умений

Развивающая цель - способствовать обучению школьников умению сравнения и обобщения изучаемых объектов и умений

* Обратите внимание на рисунок № 8 в учебнике, на котором изображены клетки растений и животных. Найдите сходство и различие. Объясните, чем эти различия обусловлены?

Все клетки, изображенные на рисунке имеют основные части: ядро, цитоплазму и органоиды. Клетка растений имеет клеточную стенку, хлоропласты и большую вакуоль, которые отсутствуют в клетке животных. Различия вызваны выполняемыми функциями, растительная осуществляет фотосинтез, поэтому имеет хлоропласты.

Применение знаний и умений

Образовательная цель - способствовать осознанию основного материала

«Сейчас вы самостоятельно рассмотрите клетки растений и животных под микроскопом, и ,выполнив задание сравните их, определив особенность строения во взаимосвязи с выполняемой функцией. Через 10 минут  мы с вами обсудим выводы, которые вы отметили». Учитель напоминает правила работы с микроскопом.

Работают по парам, рассматривают микропрепараты, фиксируют данные в таблице, которая есть у каждой группы на столе.

Клетка

рисунок

особенность строения

Функция

растительная

животная

Проверка уровня усвоения знаний и умений

«Итак, давайте с вами обобщим, как строение клетки взаимосвязано с выполняемой функцией»

От группы выступает представитель, отмечает, какие клетки рассматривались, в чем их особенность, какую функцию они выполняют.

Информация о домашнем задании

Домашнее задание выучить параграф , ответить на вопросы после параграфа

Записывают домашнее задание в дневник

Рефлексия

(подведение итогов)

Что вы узнали на уроке?

Что было трудным для понимания?(комментирует ответы учащихся)

Итак, в живой природе клетки всех организмов имеют общий план строения, что свидетельствует о единстве развития живого.

Выражают свое мнение



Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе. « Органоиды клетки. Митохондрии и пластиды.»

Цели : ознакомить с особенностями двумембранных органоидов клетки- митохондриями и пластидами, их функциями и строением; продолжить формирование умений самостоятельно добывать знания, делать выводы, сравнения, умения выделять главное, навыков работы с учебной литературой через усвоение знаний о митохондриях и пластидах.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Контроль знаний .

На данном этапе урока проводится  письменная проверочная работа (на 10 минут). Учащимся предлагаются готовые таблицы, которые они заполняют и сдают учителю (Приложение 1).

     III. Изучение строения митохондрий и пластид.

1)Рассказ учителя об особенностях строения митохондрий, с демонстрацией слайда «Митохондрия».

Митохондрии- важнейшие органоиды клетки.

 Число митохондрий в клетке не постоянно в зависимости от типа, фазы развития и прямо пропорционально функциональной зависимости клетки. Форма и величина их также меняются, они являются динамичными структурами: могут расти в длину, сжиматься, ветвиться, делиться. Митохондрии имеют наружную и внутреннюю мембраны. Наружная мембрана гладкая, обладает высокой проницаемостью. Внутренняя имеет  складчатую поверхность и образует складки-кристы, увеличивающие ее площадь. Внутренняя полость-матрикс, содержит ДНК, и-РНК, р-РНК, рибосомы, ряд витаминов и включения. ДНК обуславливает генетическую автономность митохондрий.

2) пользуясь учебником, сформулируйте и запишите в тетрадь функции митохондрий.   (самостоятельная работа 5 -7 мин.)

функции митохондрий:

-участвуют в обмене веществ, так как содержат ферменты;

-участвуют в процессе дыхания, синтезе АТФ;

-осуществляют синтез белка, так как имеют свою специфическую ДНК.

3) учащимся предлагается ответить на вопросы:

-- Перечислите известные вам виды пластид.

--Назовите их местонахождение в частях растений.

Рассказ учителя об особенностях строения пластид, с демонстрацией таблицы «Растительная клетка»

Демонстрируется слайд «Строение  хлоропласта»

Хлоропласты- это зеленые пластиды. Цвет хлоропластов обеспечивается магнийорганическим веществом хлорофиллом. Хлорофилл поглощает лучи в красной и синей области спектра, а отражает в зеленой. Вот почему хлорофилл, хлоропласт и лист растения воспринимаются нашим глазом как зеленые.

Хлоропласт состоит из наружной и внутренней мембран. Наружная мембрана гладкая. Внутренняя мембрана складчатая, образует выросты внутрь хлоропласта- ламеллы. Совокупность ламелл называют стромой. Ламеллы могут образовывать локальные расширения, имеющие вид уплощенных мешочков-тилакоидов. Тилакоиды располагаются стопками, один над другим, напоминая стопки монет. Эти стопки называются гранами. Пигмент хлорофилл располагается внутри мембран тилакоида. У лейкопластов стромы почти нет, а у хромопластов строма развита несколько хуже, чем у хлоропластов. В строме содержатся ДНК, рибосомы, ферменты. Клетке достаточно одного хлоропласта после деления, чтобы он воспроизвел себе подобный. Хлоропласты могут переходить в хромопласты, а лейкопласты-в хлоропласты.

Функции хлоропласта- осуществление фотосинтеза.

Учитель сообщает дополнительную информацию о симбиотическом происхождении митохондрий и пластид.

 После того как изучено строение митохондрий и пластид, учитель просит сравнить эти органоиды и определить черты сходства и различия.(Самостоятельная работа 5-7 мин.)

Сходства :

-имеют одинаковые размеры, оболочки состоят из двух мембран и сами мембраны имеют сходное  строение

-имеют собственные ДНК

-способность к самоудвоению

Различия:

- в митохондриях синтезируются молекулы АТФ, а в хлоропластах не только синтез АТФ, но и происходит использование АТФ в процессе фотосинтеза.

--число митохондрий  в клетке больше, чем число хлоропластов.

-различный набор ферментов.

Учащимся предлагаются рисунки строения митохондрии и хлоропласта, которые вклеиваются в тетрадь.

IV.Закрепление знаний.

Биологический диктант «Путешествие по клетке» (Приложение 2)

V.Домашнее задание

1Выучить параграф 5

  1. Составить тест по теме «Строение органоидов клетки», «Функции органоидов клетки».
  2. Приготовить презентацию по изученной теме.(2 3 задания навыбор!)

Приложение 1

Органоиды клетки и их функции.

Органоиды клетки

Строение органоидов

Функции

Дополнительные сведения

Одномембранные органоиды

1.

а)

б)

2.

3.

4.

Немембранные органоиды

1.

2.

3.

4.

5.

Приложение 2

Биологический диктант «Путешествие по клетке»

Запишите  названия органоидов

  1. Перед вами растительная клетка. Чтобы попасть внутрь клетки, нужно преодолеть оболочку. Как будете проникать: с помощью фагоцитоза или мембранных белков?
  2. Вы попали с помощью мембранных белков в цитоплазму растительной клетки. какие органоиды растительной клетки встретятся вам здесь?
  3. Вы находитесь в центральной вакуоли растительной клетки.

Заблудившийся ион магния просит у вас помощи. Он забыл название пластида и вещества, в которое ему надо попасть. Это…

  1. Итак, вы в хлоропласте и ваше растение съедено травоядным животным и уже переваривается. Вы оказались в пищеварительном пузырьке клетки. К вашему пузырьку приближается одномембранный органоид, наполненный пищеварительными ферментами. Как он называется?
  2. Ура! Вы попали в ЭПС и плывете по ее канальцам. Вы проплываете через ее участок, покрытый рибосомами. Как он называется?
  3. ЭПС постепенно превратилась в систему плоских пузырьков. Где вы оказались?
  4. Этот органоид упаковал каждого из вас в маленький пузырек, чтобы вы смогли безопасно плыть дальше по гиалоплазме. Теперь подплываете к двухмембранному органоиду, внутренняя мембрана которого собрана в большие округлые складки. Он помог вам пополнить запасы энергии. Что это за органоид?
  5. По микротрубочкам цитоскелета вы попали в не изученную нами главную часть клетки…



Предварительный просмотр:

Тема урока: Основные положения клеточной теории

Цель урока: рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов.

Задачи:

  • рассмотреть историю изучения клетки, основные положения клеточной теории; доказать, что клетка - элементарная биологическая система;
  • формировать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, формулировать выводы. Слайд 1. Слайд 2.

План урока: Слайд 3.

1. Организационный момент.

2. Обсуждение поставленной проблемы.

3. Развитие знаний о клетке.

4. Создание клеточной теории.

5. Значение клеточной теории.

6. Основные методы изучения клеток.

7. Решение творческих задач.

8. Закрепление.

9. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие обучающихся. Выявление отсутствующих.

2. Обсуждение поставленной проблемы: Слайд 4.

Наука о клетке называется? (Цитология)

Почему клетку принято считать единицей всего живого?

(Клетка является единицей всего живого, так как она обладает способностью размножаться, видоизменяться и реагировать на раздражителя)

3. Развитие знаний о клетке.Слайд 5-6.

Организм человека состоит приблизительно из 220 миллиардов клеток! Если все эти клетки выложить в один ряд, то этот ряд протянется на 15000 км. Обычно клетки невелики; наименьшие диаметром 0,5 мкм (шаровидные бактерии микрококки). Средними по размеру можно считать клетки диаметром от 20 до 100 мкм. Но клетки могут быть и очень крупными. Например, длина отростка нервной клетки - аксона - может достигать одного метра. Многоядерные волокна поперечнополосатой мышцы имеют длину до 10-12 см.

Год открытия

Ученый

Сущность открытия

№ слайда в презентации

1590 г.

ЗахарийЯнсен

Этот голландец изобрел микроскоп.

Слайд 7.

1665 г.

Роберт Гук

Англичанин рассматривая, под микроскопом срез пробкового дуба, увидел что пробка состоит из ячеек, которые затем назвал клетками. Правда, Гук думал, что клетки пусты, а живое вещество - это клеточные стенки.

Слайд 8.

1683 г.

Антони ван Левенгук

Этот голландский учёный усовершенствовал микроскоп, после чего смог

пронаблюдать и описать бактерии.

Слайд 9.

1827 г.

Карл Максимович Бэр

Доказал предположение Уильяма Гарвея, что все живые организмы развиваются из яйца. Открыл яйцеклетку. Также сделал вывод о том, что каждый живой организм развивается из одной клетки.

Слайд 10.

1831-1833 г.

Роберт Броун

Обнаружил в растительной клетке сферическую структуру, которую затем назвал ядром.

Слайд 11.

4. Создание клеточной теории. Слайд 12.

Двое немецких ученых в 1838 - 1839 годах - ботаник Матиас Шлейдени зоолог Теодор Шванн обобщили знания о клетке и сформировали "клеточную теорию", утверждавшую, что клетки, содержащие ядра, представляют собой структурную и функциональную основу всех живых существ.

Спустя примерно 20 лет после провозглашения Шлейданом и Шванном клеточной теории немецкий ученый Рудольф Вирхов написал: "Всякая клетка происходит из другой клетки. Там, где возникает клетка, ей должна предшествовать клетка, подобно тому, как животное происходит только от животного, растение - только от растения". Слайд 13.

5. Значение клеточной теории.

Демонстрация изображения различных клеток. Слайд 14 - 20.

- Что общего у всех клеток? Слайд 21.

Страница 25, последний абзац - страница 27, первый и второй абзац.

- Каково значение клеточной теории для развития науки?

Работа с учебником. Страница 27-28. Выпишите положения современной клеточной теории.

6. Основные методы изучения клеток. Слайд 22.

А) Использование светового микроскопа. Слайд 22.

Б) Использование электронного микроскопа. Слайд 22.

В) Использование центрифугирования. Слайд 23.

Для биохимического изучения клеточных компонентов клетки необходимо разрушить - механически, химически или ультразвуком. Высвобожденные компоненты оказываются в жидкости во взвешенном состоянии и могут быть выделены и очищены с помощью центрифугирования.

Г) Хроматография. Слайд 24.

Хроматография - метод основан на том, что в неподвижной среде, через которую протекает растворитель, каждый из компонентов смеси движется со своей собственной скоростью, независимо от других; смесь веществ при этом разделяется.

Д) Электрофорез. Слайд 24.

Электрофорез применяется для разделения частиц, несущих заряды, широко применяется для выделения и идентификации аминокислот.

Е) Радиоавтография. Слайд 25.

Радиоавтография - сравнительно новый метод, обязанный своим возникновением развитию ядерной физики, которое сделало возможным получение радиоактивных изотопов различных элементов. Один из способов обнаружения радиоактивности основан на ее способности действовать на фотопленку подобно свету. Радиоактивное излучение проникает сквозь черную бумагу, используемую для того, чтобы защитить фотопленку от света, и оказывает на пленку такое же действие, как свет.

7. Решение творческих задач.Слайд 26.

Задача 1. Слайд 27. Известно, что с помощью методов глубокого замораживания можно консервировать не только продукты питания , но и живую ткань. Действуя по специальной методике, охлаждая организм с помощью жидкого гелия или водорода соответственно до t -269 или -253 градуса, можно добиться полной остановки всех жизненных процессов. Положительный результат был достигнут в опытах с целым рядом живых организмов. Так же успешно размораживали и потом восстанавливали культуры человеческих тканей. Как можно использовать этот процесс для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных?

Ответ к задаче 1.Слайд 28.Создание банка глубоко замороженных половых и соматических клеток нужных живых организмов. В будущем можно будет возродить содержащуюся в клетках генетическую информацию. Возможно вынашивание эмбриона самкой другого, родственного вида.

Задача 2. Слайд 29. В середине прошлого века зоолог Теодор Зибольд обратил внимание учёных мира на одно весьма странное обстоятельство. В телах пресноводной гидры, некоторых червей и инфузорий он обнаружил хлорофилл. Позднее хлорофилл обнаружили и у других животных: губок, гидроидных полипов, медуз, кораллов, коловраток, моллюсков. Они, как показали опыты, могли месяцами обходиться без пищи. Это обещало интересное открытие. И оно было сделано. Правда, оказалось, что "животный хлорофилл" создан тоже растениями. Назовите это открытие.

Ответ к задаче 2. Слайд 30.Микроскопические водоросли переселились под кожу некоторых прозрачных животных и стали питать себя и приютившего их хозяина. Водоросли используют углекислый газ, выделяемый организмами животных. Это "симбиоз".

8. Закрепление.Слайд 31.

  • Кто первым ввёл понятие "клетка"?
  • Кто является создателем клеточной теории?
  • Какой вклад в создание клеточной теории внёс Рудольф Вирхов и Карл Бэр?
  • Какие методы изучения клетки существуют?
  • Для каких представителей органического мира понятие "клетка" и "организм" совпадают?

9. Домашнее задание.Слайд 32.

Параграф 2.1, стр. 28 вопросы.



Предварительный просмотр:

Проверка знаний

Строение клетки

1 вариант

  1. Ядро
  2. Комплекс Гольджи
  3. Клеточный центр
  4. Пластиды
  5. Митохондрии
  6. Рибосомы
  7. Эндоплазматическая сеть
  8. Мембрана
  9. Хромосома
  10. Лизосома

2 вариант

  1. Эндоплазматическая сеть
  2. Митохондрия
  3. Пластиды
  4. Клеточный центр
  5. Рибосомы
  6. Мембрана
  7. Комплекс Гольджи
  8. Лизосомы
  9. Ядро
  10. Хромосома

Перечень функций, выполняемых органоидами клетки:

- осуществляет внутриклеточное пищеварение, растворяет вещество клетки при разрушении своей мембраны;

- руководит всеми жизненными процессами в клетке, если эта часть клетки погибает, гибнет вся клетка;

- является энергетической станцией клетки;

- отграничивает содержимое клетки от окружающей среды;

- активно участвует в синтезе белка;

- обеспечивает хранение и передачу наследственной информации;

- отсутствует в животной клетке;

- в этом органоиде накапливаются вещества, синтезированные в клетке;

- обеспечивает транспорт веществ в цитоплазме;

- необходимый органоид в процессе деления животных клеток.

Выписать цифры ответов строго по порядку, переставлять номера ответов нельзя.

С 66 Т.А. Козлова «Тематическое и поурочное планирование»

Тест

Строение клетки

  1. Определение гомеостаз характеризует:

А. процесс разрушения клеток путём их растворения

Б. состояние динамического равновесия клетки, обеспеченное деятельностью регуляторных систем

В. процесс расщепления углеводов в отсутствии кислорода

Г. Общее снижение жизнеспособности организма

2.  Метаболизм заключается в протекании двух взаимосвязанных и противоположных процессов:

А. возбуждения и торможения

Б. жизни и смерти

В. синтеза и расщепления органических веществ

Г. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа.

3. генетический код един для всех существ, обитающих на Земле, и представляет собой:

А. систему «записи» наследственной информации в молекуле ДНК

Б. способность воспроизводить себе подобных

В. процесс образования живыми организмами органических молекул из неорганических веществ

Г. Доклеточные образования, обладающие некоторыми свойствами клетки.

4. Для какой фазы важнейшего процесса, осуществляемого зелёными клетками растений, характерно  образование углеводов в результате последовательного превращения воды и углекислого газа?

А. фазы трансляции

Б. фазы кислородного  расщепления

В.  темновой

Г. Световой

5. Процессы анаэробного окисления глюкозы протекают в:

А. ядре

Б. цитоплазме

В. пластидах

Г. Митохондриях

6.При каком из процессов выделяется наибольшее количество энергии?

А. гликолизе

Б. клеточном дыхании

В. испарении

Г. Фотолизе

7. Какой газ является побочным продуктом реакции фотолиза, происходящего в зелёных растениях?

А. водород

Б. углекислый газ

В. азот

Г. Кислород

8. К какому процессу жизнедеятельности клетки относится распад рибосомы на субъединицы с высвобождением энергии, информационной РНК, а также синтезом пептидов?

А. третьему этапу энергетического обмена

Б. завершению синтеза белка

В. транскрипции

Г. Реакции матричного синтеза.

9. Между атомами каких элементов создаётся пептидная связь в процессе формирования первичной структуры белка при его синтезе?

А. углерод – углерод

Б. углерод – кислород- углерод

 В. углерод – азот

Г. Азот – азот

10. На мембранах этого органоида осуществляется синтез жиров и углеводов.

А. гладкая эндоплазматическая сеть

Б. аппарат Гольджи

В. шероховатая ЭПС

Г. Клеточный центр

.

С 86,Т.А.Козлова Тематическое планирование  



Предварительный просмотр:

Тема Зоология

Задания части А

Выберите один ответ, который является наиболее правильным

БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ

  1. Обыкновенную амёбу относят к подцарству Простейшие, потому что она

А)  имеет мелкие размеры  

В)  способна к передвижению  

Б)  обитает в водной среде  

Г)  состоит из одной клетки  

  1. Одно из доказательств родства кишечнополостных и простейших –
  1. расположение клеток в два слоя  
  2. наличие стрекательных клеток  
  3. развитие организма из одной клетки  
  4. внеклеточное пищеварение  
  1. Для животных, в отличие от растений присущи
  1. раздражимость  
  2. способность изменять признаки под влияние внешней среды  
  3. дыхание  
  4. радиальная или двусторонняя симметрия  
  1. Человек может заразиться печеночным сосальщиком при
  1. питье воды из мелких водоемов  
  2. употреблении плохо прожаренного мяса  
  3. контакте с больным человеком  
  4. употреблении вяленой рыбы  
  1. В процессе эволюции у животных-паразитов, по сравнению со свободноживущими, произошло

А)  усложнение строения  

В)  усиление обмена веществ  

Б)  исчезновение ряда органов  

Г)  усложнение жизнедеятельности  

  1. В процессе дыхания не используют кислород
  1. дождевые черви и другие обитатели почвы  
  2. личинки насекомых, обитающие под корой деревьев  
  3. аскарида и другие черви-паразиты  
  4. скаты и другие обитатели морских глубин  
  1. Впервые настоящие ткани появляются у

А)  губок  

В)  кишечнополостных  

Б)  колониальных жгутиковых  

Г)  плоских червей  

  1. Необходимо избегать укусов клещей в лесу, т.к. они являются
  1. возбудителями энцефалита  
  2. переносчиками многих вирусных заболеваний  
  3. возбудителями лейшманиоза  
  4. переносчиками бактериальных заболеваний  
  1. Четыре пары ходильных ног, хелицеры и педипальпы имеют

А)  ракообразные  

В)  насекомые  

Б)  паукообразные  

Г)  многощетинковые черви  

  1. Человек может заразиться аскаридами при употреблении в пищу

А)  немытых овощей  

В)  вяленой рыбы  

Б)  непрожаренного мяса  

Г)  необработанных термически моллюсков  

  1. Радиальная симметрия характерна для

А)  кишечнополостных  

В)  круглых червей  

Б)  плоских червей  

Г)  кольчатых червей  

  1. К насекомым с полным превращением относятся

А)  прямокрылые  

В)  клопы  

Б)  равнокрылые  

Г)  чешуекрылые  

  1. Первыми из беспозвоночных освоили сушу

А)  плоские черви  

В)  кольчатые черви  

Б)  круглые черви  

Г)  членистоногие  

  1. Переносчиком сонной болезни является

А)  москит  

В)  овод  

Б)  комар  

Г)  муха це-це  

ПОЗВОНОЧНЫЕ

  1. Млекопитающих можно отличить от других позвоночных по наличию
  1. волосяного покрова и ушных раковин  
  2. сухой кожи с роговыми чешуями  
  3. роговых щитков  
  4. голой кожи, покрытой слизью  
  1. Какие ароморфозы позволили древним пресмыкающимся полностью освоить наземно-воздушную среду обитания?
  1. роговой покров, развитые лёгкие  
  2. пятипалая конечность, живорождение  
  3. покровительственная окраска, способность к регенерации  
  4. четырёхкамерное сердце, теплокровность  
  1. Каких позвоночных называют первыми настоящими наземными животными?

А)  земноводных  

В)  птиц  

Б)  пресмыкающихся    

Г)  млекопитающих  

  1. Позвоночных, имеющих голую кожу, выделяющую слизь, и трехкамерное сердце, относят к классу

А)  рыб  

В)  пресмыкающихся  

Б)  млекопитающих  

Г)  земноводных  

  1. Млекопитающие широко распространились на Земле в связи с появлением у них в процессе эволюции

А)  подвижных сперматозоидов  

В)  плаценты в матке  

Б)  внутреннего оплодотворения  

Г)  крупных яйцеклеток  

  1.  Форма тела головастиков, наличие у них одного круга кровообращения, боковой линии, жабр, двухкамерного сердца свидетельствует о родстве

А)  хрящевых и костных рыб  

В)  земноводных и рыб  

Б)  ланцетника и рыб  

Г)  пресмыкающихся и рыб  

  1. Один из ароморфозов, позволивший рептилиям полностью перейти

к обитанию на суше

А)  теплокровность  

В)  два круга кровообращения  

Б)  трехкамерное сердце  

Г)  внутреннее оплодотворение  

  1. У млекопитающих эпителиальные ткани образуют

А)  сухожилия  

В)  пахучие железы  

Б)  связки  

Г)  надкостницу  

  1. Головной мозг рыб состоит из  ............  отделов

А)  3  

Б)  4

В)  5

Г)  6

  1. У пресмыкающихся по большому кругу кровообращения к органам и тканям течет кровь

А)  артериальная  

В)  смешанная  

Б)  венозная  

Г)  сначала венозная, затем артериальная  

  1. Определите количество классов в представленном списке животных: гадюка, жаба, страус, крокодил, аксолотль, черепаха

А)  6  

Б)  5  

В)  4  

Г)  3  

  1. Превращение головастика в лягушку происходит под влиянием

А)  витаминов  

В)  ферментов  

Б)  гормонов  

Г)  АТФ  

  1. Близкие роды животных объединяются в

А)  отряд  

В)  класс  

Б)  семейство  

Г)  тип  

  1. Слезные железы характерны для

А)  ланцетников  

В)  костных рыб  

Б)  хрящевых рыб  

Г)  амфибий  

  1. Позвоночные, обладающие трехкамерным сердцем, кожным дыханием и непостоянной температурой тела, относятся к классу

А)  ланцетников  

В)  пресмыкающихся  

Б)  земноводных  

Г)  костных рыб  

  1. Позвоночные, характеризующиеся отсутствием кожных желез, внутренним оплодотворением, трехкамерным сердцем и непостоянной температурой тела, относятся к классу

А)  амфибии  

В)  птиц  

Б)  рептилий  

Г)  млекопитающих  

  1. Определите количество отрядов в представленном списке животных: русская выхухоль, обыкновенная землеройка, крот обыкновенный, заяц русак, европейский кролик, белый медведь, лесная куница

А)  2  

В)  4  

Б)  3  

Г)  5    

  1. Позвоночные, обладающие лишенной желез кожей, внутренним оплодотворением, четырехкамерным сердцем и постоянной температурой тела, относятся к классу

А)  амфибий  

В)  птиц  

Б)  рептилий  

Г)  млекопитающих  

  1. Обмен веществ, рост и развитие животных контролирует

А)  кровеносная система  

В)  эндокринная система  

Б)  дыхательная система  

Г)  опорно-двигательная система  

  1. К позвоночным, обладающим четырехкамерным сердцем, полным разделением артериальной и венозной крови, внутренним оплодотворением и постоянной температурой тела относятся

А)  крокодил и дельфин  

В)  кит и ящерица  

Б)  кит и голубь  

Г)  орел и аксолотль  

  1. Наличие губ, ушной раковины, лицевого и мозгового отделов черепа - признаки класса

А)  земноводных  

В)  птиц  

Б)  рептилий  

Г)  млекопитающих  

  1. Кожно-мускульный мешок характерен для животных
  1. имеющих твердый наружный скелет  
  2. с внутренним скелетом  
  3. не имеющих твердого скелета тела  
  4. с первичной полостью тела  
  1. Исключительно венозная кровь поступает в сердце

А)  бесчерепных  

В)  амфибий  

Б)  рыб  

Г)  пресмыкающихся  

  1. Кожа, лишенная желез, роговые образования на коже, наличие клоаки у птиц свидетельствует о их родстве с

А)  млекопитающими  

В)  земноводными  

Б)  рыбами  

Г)  пресмыкающимися  

Задания части В.

Выберите три верных ответа из шести предложенных

  1. Какие признаки характерны для среды обитания червей-паразитов, обитающих в организме человека?
  1. обилие легко усвояемой пищи  
  2. постоянство температуры  
  3. отсутствие естественных врагов  
  4. ограниченность пищевых ресурсов  
  5. резкие колебания водно-солевого режима  
  6. высокий процент содержания кислорода  
  1. Какие признаки характерны для животных?
  1. синтез органических веществ в процессе фотосинтеза
  2. питание готовыми органическими веществами
  3. активное передвижение
  4. рост в течение всей жизни
  5. гетеротрофный способ питания
  6. клетки с хлоропластами и оболочкой из клетчатки
  1. Для млекопитающих характерно наличие

A) альвеолярных легких  

Б)  эритроцитов, содержащих ядро  

B)  трех косточек в среднем ухе  

Г)  клоаки  

Д)  кожных желез  

Е)  воздушных мешков  

  1. У кольчатых червей впервые в процессе эволюции животных появились следующие признаки

A)  трехслойность

Б)  выделительная система

B)  кровеносная система  

Г)  сквозной кишечник

Д)  сегментарное тело  

Е)  вторичная полость тела  

  1. Для хрящевых рыб характерно

A)  отсутствие плавательного пузыря  

Б)  костный скелет  

B)  отсутствие жаберных крышек  

Г)  образование плакоидной чешуи  

Д)  трехкамерное сердце  

Е)  два круга кровообращения  

  1. Прогрессивные черты организации, отличающие млекопитающих от рептилий

A)  дыхание легкими

Б)  внутреннее оплодотворение

B)  два круга кровообращения

Г)  теплокровность  

Д)  наличие диафрагмы  

Е)  млечные железы  

  1. Черты сходства птиц с рептилиями

A) теплокровность  

Б) кожа, лишенная желез  

B) четырехкамерное сердце  

Г) роговые образования на коже  

Д) наличие клоаки  

Е) полное разделение венозного и артериального кровотоков  

  1. Для плоских червей характерно наличие

A) кровеносной системы  

Б) выделительной системы  

B) дыхательной системы  

Г) сквозного кишечника  

Д) нервной системы  

Е) половой системы  

  1. Какие признаки характерны для речных раков?

А) тело разделено на головогрудь и брюшко  

Б) тело покрыто раковиной  

В) органы выделения – зеленые железы   ?

Г)  имеют три пары ходильных ног   ?

Д) питание хемотрофное, продуценты  

Е) дышат растворенным в воде кислородом  

Ответ: НЕ ЗНАЮ

  1. Установите соответствие между видом животного и особенностью строения его сердца.

ВИД ЖИВОТНОГО

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ СЕРДЦА

1)  прыткая ящерица

А)  трёхкамерное без перегородки в желудочке

2)  обыкновенный тритон

Б)  трёхкамерное с неполной перегородкой  в желудочке

3)  озёрная лягушка

В)  четырёхкамерное

4)  синий кит

5)  серая крыса

6)  сокол сапсан

Ответ:

1

2

3

4

5

6

  1. соответствие межеду функцией и типом клеток тела гидры

ФУНКЦИЯ КЛЕТОК

ТИП КЛЕТОК

1)  поражение жертвы

A) кожно-мускульные

2)  защита организма от врагов

Б) нервные

3)  ответ организма на раздражения

B)стрекательные

4)  образование покрова

5)  передвижение

Ответ

1

2

3

4

5



Предварительный просмотр:

Тема Ботаника

Задания части А

Выберите один ответ, который является наиболее правильным

  1. Растения какой группы образовали залежи каменного угля?

А)  моховидные  

В)  цветковые  

Б)  папоротниковидные  

Г)  древние водоросли  

  1. Приспособленность растений к опылению насекомыми хараетеризуется
  1. образованием большого количества пыльцы  
  2. наличием легкой неклейкой пыльцы  
  3. цветением до распускания листьев  
  4. наличием в цветках нектара, яркого венчика  
  1. Правильная схема классификации растений
  1. вид → род → семейство → порядок → класс → отдел  
  2. вид → семейство → порядок → род → класс → отдел
  3. вид → отдел → класс → порядок → род → семейство
  4. вид → класс → отдел → порядок → род → семейство
  1. Грибы по сравнению с бактериями имеют более высокий уровень организации, так как
  1. по способу питания они являются гетеротрофами  
  2. их можно встретить в разных средах обитания  
  3. их клетки содержат органические вещества  
  4. их клетки имеют оформленное ядро  
  1. Выберите верное утверждение.
  1. Грибы состоят из клеток, в которых отсутствует оформленное ядро.  
  2. Грибы, как и животные, имеют ограниченный рост.  
  3. В клетках грибов имеются пластиды, в которых накапливаются питательные вещества.  
  4. Грибы, как и животные, питаются готовыми органическими веществами.  
  1. Гриб, тело которого представлено разветвленным многоядерным мицелием, не разделенным на клетки –

А)  пеницилл  

В)  мукор  

Б)  дрожжи  

Г)  головня  

  1. Двудольные растения в отличие от однодольных имеют
  1. сетчатое жилкование листьев  
  2. мочковатую корневую систему  
  3. цветки трехчленного типа  
  4. стебель соломину  
  1. Первыми наземными растениями были

А)  риниофиты  

В)  плауны  

Б)  хвощи  

Г)  голосеменные  

  1. Эволюция предков покрытосеменных растений сопровождалась следующим ароморфозом
  1. развитием пыльцевой трубки  
  2. образованием семени  
  3. формированием плода  
  4. образованием многоклеточного зародыша  
  1. Видоизменение листьев у хвойных растений служит приспособлением к
  1. улучшению минерального питания растений  
  2. повышению интенсивности фотосинтеза  
  3. экономному расходованию воды  
  4. улавливанию солнечного света  
  1. В симбиоз с деревьями вступают

А)  трутовики  

В)  плесневые грибы  

Б)  бактерии гниения  

Г)  шляпочные грибы  

  1. Кпубень и луковица— это

А)  органы почвенного питания  

В)  генеративные органы  

Б)  видоизмененные побеги  

Г)  зачаточные побеги  

  1. Грибы длительное время считали растениями, так как они
  1. имеют сходное клеточное строение с растениями  
  2. неподвижны, растут в течение всей жизни  
  3. относятся к группе гетеротрофных организмов  
  4. имеют сходный процесс обмена веществ  
  1. В состав лишайников входят водоросли

А)  бурые  

В)  диатомовые  

Б)  зеленые  

Г)  красные  

  1. Тело, состоящее из слоевища, имеют

А)  водоросли  

В)  папоротниковидные  

Б)  голосеменные  

Г)  хвощевидные  

  1. В отличие от голосеменных растений у плауновидных отсутствует

А)  опыление  

В)  образование гамет  

Б)  оплодотворение  

Г)  развитие гаметофита  

  1. К споровым растениям относятся

А)  голосеменные  

В)  моховидные  

Б)  покрытосеменные  

Г)  зеленые водоросли  

  1. Мужские гаметы — спермии лишены жгутиков и неподвижны у

А)  зеленых водорослей  

В)  моховидных  

Б)  красных водорослей  

Г)  плауновидных  

  1. Ткань, проводящая минеральные соли из почвы к листьям, входит в состав

А)  древесины  

В)  луба  

Б)  сердцевины  

Г)  пробки  

  1. Злаки чаще всего относятся к растениям

А)  ветроопыляемым  

В)  самоопыляемым  

Б)  насекомоопыляемым  

Г)  опыляемым птицами  

  1. Утолщенные боковые и придаточные корни растений -

А)  корневые шишки  

В)  клубни  

Б)  корневища  

Г)  корнеплоды  

  1. Корни, развивающиеся на стеблевой части побега, называются

А)  главными  

В)  придаточными  

Б)  боковыми  

Г)  мочковатыми  

  1. У можжевельника обыкновенного развиваются

А)  орешки  

В)  шишки  

Б)  ягоды  

Г)  зерновки  

  1. Если удалить верхушку корня растения, то
  1. растение погибнет  
  2. корень будет продолжать рост в длину  
  3. образуются корневые шишки  
  4. вырастает много боковых корней  
  1. Семязачаток расположен в завязи у

А)  папоротниковидных  

В)  голосеменных  

Б)  хвощевидных  

Г)  покрытосеменных  

  1. Спермии у покрытосеменных растений образуются из
  1. вегетативной клетки пыльцевого зерна  
  2. генеративной клетки пыльцевого зерна  
  3. центральной диплоидной клетки зародышевого мешка  
  4. гаплоидной клетки зародышевого мешка  
  1. Возникновение двойного оплодотворения, развитие триплоидного эндосперма, появление плода - ароморфозы, возникшие в процессе эволюции у

А)  голосеменных  

В)  папоротниковидных  

Б)  покрытосеменных  

Г)  хвощевидных  

  1. Корневые волоски расположены
  1. между зоной растяжения и проведения  
  2. над зоной всасывания  
  3. между зоной деления и зоной растяжения  
  4. сразу над корневым чехликом  
  1. Наиболее крупной систематической единицей Царства растений является

А)  тип  

Б)  отдел  

В)  класс  

Г)  порядок  

  1. Только древесными формами в современной флоре представлены

А)  папоротниковидные  

В)  голосеменные  

Б)  хвощевидные  

Г)  покрытосеменные  

  1. Для двудольных растений характерно:
  1. хорошо развитый эндосперм семени  
  2. дуговое жилкование листьев  
  3. мочковатая корневая система  
  4. вторичный рост стебля в толщину  
  1. Приспособлением у растений, обеспечившим независимость оплодотворения от водной среды, явилось возникновение

А)  плода  

В)  пыльцевой трубки  

Б)  цветка  

Г)  спороносных колосков  

  1. Укажите количество отделов в представленном списке растений: нивяник обыкновенный, донник лекарственный, кукушкин лен, щитовник мужской, папоротник орляк, сосна обыкновенная.

А)  3  

Б)  4  

В)  5  

Г)  6  

  1. У голосеменных растений в образовании семени участвует

А)  завязь  

В)  зародышевый мешок  

Б)  семязачаток  

Г)  околоцветник  

  1. Соцветие кисть и плод стручок или стручочек характерны для

А)  пасленовых  

В)  мотыльковых  

Б)  сложноцветных  

Г)  крестоцветных  

  1. Эволюция предков покрытосеменных растений сопровождалась следующим ароморфозом
  1. развитием пыльцевой трубки  
  2. образованием семени  
  3. формированием плода  
  4. образованием многоклеточного зародыша  
  1. Укажите количество классов в представленном списке растений: ежа сборная, мятлик луговой, тростник сахарный, ландыш майский, бамбук обыкновенный, алоэ древовидный

А)  1  

Б)  2  

В)  4  

Г)  6  

  1. Эндосперм покрытосеменных растений развивается из
  1. тканей семязачатка  
  2. центральной клетки зародышевого мешка  
  3. стенок завязи  
  4. оплодотворенной яйцеклетки  
  1. Плод ягода или коробочка характерен для

А)  пасленовых  

В)  сложноцветных  

Б)  мотыльковых  

Г)  крестоцветных  

  1. Особенностью раннецветущих растений является
  1. повышенное содержание сахаров в клетках  
  2. пониженная концентрация сахаров в клетках  
  3. толстые клеточные стенки  
  4. отсутствие в клетках вакуолей  
  1. Наличие в клетках высших споровых растений хлорофилла b свидетельствует о их происхождении от

А)  бурых водорослей  

В)  цианобактерий  

Б)  зеленых водорослей  

Г)  багрянок  

  1. Водоросли в отличие от хвощевидных растений

А)  размножаются спорами

В)  не формируют настоящие ткани

Б)  не имеют клеточного строения

Г)  не содержат в клетках ядро

  1. Для однодольных растений характерно(-а)
  1. стержневая корневая система  
  2. отсутствие эндосперма в семени  
  3. сетчатое жилкование листьев  
  4. отсутствие камбия  
  1. Дня производства лекарственных препаратов выращивают гриб

А)  мукор  

В)  спорынью  

Б)  трутовик  

Г)  пеницилл    

  1. Зародыш с запасом питательных веществ входит в состав

А)  споры  

В)  почки  

Б)  семени  

Г)  заростка  

  1. В семейство объединяют растения на основе

А)  строения корневой системы  

В)  строения цветка и плода  

Б)  жилкования листьев  

Г)  строения стебля  

  1. Выберите верное утверждение.
  1. Грибы состоят из клеток, в которых отсутствует оформленное ядро.  
  2. Грибы, как и животные, имеют ограниченный рост.  
  3. В клетках грибов имеются пластиды, в которых накапливаются питательные вещества.  
  4. Грибы, как и животные, питаются готовыми органическими веществами.  

Задания части В

Выберите три верных ответа из шести предложенных

  1. По каким признакам грибы можно отличить от животных?
  1. питаются готовыми органическими веществами
  2. имеют клеточное строение
  3. растут в течение всей жизни  
  4. имеют тело, состоящее из нитей-гифов  
  5. всасывают питательные вещества поверхностью тела  
  6. имеют ограниченный рост
  1. В отличие от голосеменных, у покрытосеменных растений
  1. яйцеклетка развивается в архегонии  
  2. отсутствует околоплодник  
  3. эндосперм семени триплоидный  
  4. семязачаток расположен внутри завязи  
  5. оплодотворение происходит в зародышевом мешке  
  6. пыльцевая трубка обеспечивает доставку спермия к яйцеклетке  
  1. Важнейшие ароморфозы у покрытосеменных растений – это появление

A) пыльцевой трубки  

Г) сосудов в древесине  

Б) цветка  

Д) двойного оплодотворения  

B) семени  

Е) неподвижных спермиев  

  1. К высшим споровым растениям относятся

A)  зеленые водоросли

Б)  моховидные  

B)  папоротниковидные  

Г)  багрянки  

Д) покрытосеменные  

Е) хвощевидные  

  1. Появление голосеменных растений сопровождалось следующими ароморфозами

A) формированием зародышевого мешка

Б) возникновением завязи

B) двойным оплодотворением

Г) формированием эндосперма — питательной ткани для зародыша  

Д) возникновением пыльцевой трубки  

Е) образованием семени  

  1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ

ОТДЕЛ

1) в большинстве – травянистые растения

А) Папоротниковидные

2) преобладают деревья и кустарники

Б) Голосеменные

3) размножаются спорами

4) размножаются семенами

5) оплодотворение не связано водной средой

Ответ

1

2

3

4

5

  1. Установите соответствие между признаком растений и семейством, для которого этот признак характерен

ПРИЗНАК

СЕМЕЙСТВО

1) чашечка из пяти сросшихся чашелистиков

А) Крестоцветные

2) чашечка из четырех свободных чашелистиков

Б) Пасленовые

3) плод коробочка или ягода

4) плод стручок или стручочек

5) венчик из пяти сросшихся лепестков

6) шесть тычинок

Ответ

1

2

3

4

5

6

  1. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен

ПРИЗНАК

ОТДЕЛ

1) преобладание в жизненном цикле гаметофита

А) Моховидные

2) наличие ризоидов

Б) Плауновидные

3) тело образовано стеблем, корнем и листьями

4) развитие спорофита на гаметофите

5) гаметофит представлен заростком

6) развитие спор в спорангиях, находящихся в спороносных колосках

Ответ

1

2

3

4

5

6

  1. Установите последовательность ярусного расположения растений в широколиственном лесу, начиная с самых тенелюбивых растений.

А) липа

Б)  рябина

В)  мох

Г)  крушина

Д)  ветреница

Ответ

1

2

3

4

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по биологии 6 класс. строение клетки

Тема: Строение клетки.Задачи: расширить представление учащихся о клеточном строении организмов; отработать навыки выполнения учебного рисунка; развивать умение составлять план изученного материала, ра...

Урок биологии по теме "Строение клетки" 9 класс

Данный урок сделан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок разбит на этапы. Перед каждым этапом ставится цель. Для проведения урока используется сайт ФЦИОР. Проводится исследовательская работа по изу...

Урок биологии 6 класс "Строение клетки". Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход на уроках биологии...

Урок биологии по теме "Строение клетки" в 10 классе

Разработка урока по биологии (10 класс)...

Обобщающий урок по биологии 10 класс "Строение клетки"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Строение клетки" в10 классе по биологии .Урок был проведен в классе с профильным обучением.Используемое оборудование: учебник В.Б.Захарова,Н.И.Сонина "Б...

Технологическая карта урока по биологии 5 класс. "Строение клетки"

Технологическая карта урока построена с требованиями ФГОС....

2015-2016 уч.год. Урок биологии 5 класс "Строение клетки"

Урок биологии «Строение клетки» 5 классПодготовил и провел:учитель биологии Воротнева Наталья Андреевна19.10.2015 Технологическая карта урока ПредметбиологияКласс5Автор учебникаПасечник В.В....