Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. (интегрированный урок: биология + химия)
план-конспект урока (биология, 10 класс) на тему
Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его бытие определяется тем, какими языками культуры он владеет. Здесь каждый выбирает свой путь. И задача образования заключается в том, чтобы предоставить каждому учащемуся широкие возможности для такого выбора, научить его ориентироваться в мире идей, образов, развивать его мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь ему выработать целостный взгляд на мир.
Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.
Вот некоторые из таких задач:
повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_kletki.doc | 58.5 КБ |
himiya_kletki.notebook | 297.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Химическая организация клетки.
Неорганические вещества клетки.
(интегрированный урок: биология + химия)
Задачи:
- Раскрыть роль катионов и анионов в жизнедеятельности клетки.
- Рассмотреть особенности строения молекул воды в связи с её важнейшей ролью в жизнедеятельности клетки.
- Совершенствование навыков логического мышления.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.
Методы используемые на уроке: частично-поисковые, репродуктивные, эксперимент.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, интерактивная доска, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, химические вещества, посуда для проведения опытов.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
5. Уровни химического состава клетки (слайд 6) - Каково значение минеральных солей в клетке? Приведите примеры возникновения нарушений в организации живых существ в связи с изменением количества минеральных солей в их клетках. (Анемия, базедова болезнь у человека). 3. Каково значение воды в жизни человека? ( Пьёт, моется, использует в различных производствах). 4. Учитель читает строки стихотворения М.Дудника: Говорят, что из восьмидесяти процентов воды состоит человек, Из воды, добавлю, родных его рек, Из воды, добавлю, дождей, что его напоили, Из воды, добавлю, из древней воды родников, Из которых деды и прадеды пили.
- в молодом организме человека или животного – 80% от массы клетки; - в клетках старого организма – 60% - в головном мозге – 85%; - в клетках эмали зубов – 10-15%. При потере 20% воды у человека наступает смерть. Вопрос: чем определяется различие в содержание воды в клетках? II Изучение нового материала.
Строение молекулы и свойства воды (слайд8) Молекула воды имеет форму треугольника:
Каков характер ковалентной связи между атомом кислорода и атомами водорода? Отрицательно заряженный атом кислорода одной молекулы притягивает положительно заряженные атомы водорода двух других молекул, поэтому молекулы воды оказываются связанными друг с другом водородными связями:
Именно благодаря способности молекул воды связываться друг с другом при помощи водородных связей, вода обладает рядом свойств, имеющих важное значение для жизни.
а) Растворить в воде следующие вещества: поваренную соль, этиловый спирт, сахарозу, растительное масло. - Почему одни вещества в воде растворяются, а другие – нет? Даётся понятие гидрофильных и гидрофобных веществ. Б) Опустить кусочек льда в стакан с водой. - Что вы можете сказать о плотности воды и льда? В) В пробирку с хлопьями яичного белка добавить желудочный сок. - Какая реакция произошла? С какими свойствами воды вы познакомились? Ответ: ферментативный гликолиз (расщепление) на аминокислоты с присоединением молекул воды при разрыве каждой пептидной связи. III. Закрепление. 1. слайд 9
В ясный весенний день температура воздуха +10оС, влажность 80%. Будут ли ночью заморозки? 3. Формулирование вывода по теме урока. | Отвечают на вопросы. Перечисляют, что знают о химическом составе клеток. Записывают тему «Химический состав клеток». Составляют схему деления химических элементов на группы, в зависимости от содержания в клетке. Анализируют факты и делают вывод о необходимости сочетания элементов в тех веществах, которые они образуют, соединяясь между собой. (слайд5) Практическое упражнение Анализируют факты, делают вывод о соответствии содержания воды интенсивности процесса обмена веществ. Ответ: воды больше в тех клетках, в которых обмен веществ протекает интенсивнее. Слушают объяснения, делают записи в тетради. Ответ: ковалентная полярная. Делают выводы о свойствах воды. Заполняют таблицу.
Ответ: нет. Так как влажность воздуха высока и на его нагрев нужно затратить много тепла, то ночью содержащаяся в воздухе вода будет играть роль «грелки». |
Домашнее задание: с. 86-87, ответить на вопросы на с. 88.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе на тему «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки».
Тема урока: «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки».Цели урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ.Задачи...
Учение о клетке. Химическая организация клетки. Неорганические вещества.
Конспект занятия. Описание химических веществ, входящих в состав клетки и их роль....
Модульные уроки по биологии в 5 классе «Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества."
Модульные уроки по биологии в 5 классе «Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества." ...
Интегрированный урок биологии - химии. Тема : «Пищеварительная система – химическая лаборатория».
Современная система образования направлена на формирование интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и п...
Интегрированный урок биологии - химии "Пищеварительная система - химическая лаборатория".
Решением проблемы фрагментарности мировоззрения учащихся является интегрированный урок....
Разработка урока на тему: "Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки"
Разработка урока с межпредметными связями на тему: "Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки". Конспект и презентация к нему....
Конспект урока по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества"
Урок разработан для учащихся 5 класса с учетом требований ФГОС....