Разработка урока в 6-м классе, раздел "семя" урок № 1 "строение семян"
план-конспект урока по биологии на тему
Познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений; сформировать представление о значении семян в жизни растений; продолжать формировать у учащихся навыки и проведения лабораторных работ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_semyan_6.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Представляю вашему вниманию собственные разработки уроков в 6-ом классе. Из части «строение и жизнедеятельность растений», включающий блок «органы цветковых растений», раздел «семя» урок № 1 «строение семян»;
№ 2 «Условия прорастания семян»;
№ 3 «Состав семян».
При планировании учебного процесса я придерживаюсь следующих действий:
- Осуществление целеполагания: определяю цель и задачи изучения темы
- Ознакомление с требованиями программы к содержанию основных знаний и умений по теме: какие основные понятия, законы, теории надо знать, что должны уметь ученики в результате изучения темы
- Спланировать задачи и содержание данного урока, выделив необходимое время на изучение каждого раздела, продумав промежуточные связи
- расположить основные этапы урока (опрос, изучение нового, закрепление, проверка усвоения, домашнее задание) в наиболее рациональной последовательности
- Избрать оптимальное сочетание методов обучения
- Выбрать рациональное сочетание форм организации учебной работы школьников на уроке – общеклассных, групповых и индивидуальных
- Подобрать содержание и методы домашней работы учеников
- Оценить эффективность избранного варианта обучения.
Урок № 1.
Тема урока: «Строение семян»
Цель: Познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений; сформировать представление о значении семян в жизни растений; продолжать формировать у учащихся навыки и проведения лабораторных работ.
Задачи:
- Образовательная мотивация: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- Обогащение запаса знаний о строении и жизнедеятельности растений;
- Познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений;
- Развитие речи у учащихся;
- Формирование коммуникативных навыков;
Ход урока:
1 – этап - Организационный момент
До урока – подготовка класса к работе. Поставить заранее парты для запланированной лабораторной работы. (Схема приведена ниже). Тема работы «Внешнее и внутреннее строение семени». подготовить материал для лабораторной работы. Запись на доске темы урока, подготовка таблиц «строение и прорастание семян фасоли», «строение и прорастание семян кукурузы»
2 – этап - Актуализация знаний ( фронтальный и индивидуальный опросы) = 5 минут
- Для индивидуального опроса подготовленные карточки с вопросами предыдущей темы «Клеточное строение растений, вещества растений»:
- Что такое вещество, для чего клеткам необходима вода, для чего растениям необходимы органические вещества, в каких частях растений чаще всего содержится большое количество сахаров, для чего растениям нужна клетчатка, для чего растения запасают белки и жиры в семенах.
- На доске один ученик рисует цветковое растение и обозначает органы цветкового растения.
- Вспомнить с детьми по рисунку учащегося на доске, какие органы относятся к вегетативным, а, какие к генеративным?
- Собрать карточки с индивидуальной работой.
3 – этап – Начало изучение нового материала – Осмысление = 5 минут
Не следует объяснять всю программу темы. Достаточно показать учащимся дерево за окном, лимон в горшке, или на таблице (подсолнечник, фасоль или другие растения). спросить из чего выросли все эти растения – и маленький подорожник и высокое дерево. А теперь когда дети ответили, что из семени, можно открыть тетради и записать новую тему «Строение семян». После этого предлагаю учащимся рассмотреть положенные на каждый стол гербарий с различными семенами.
Беседа: учитель – ученик:
А какой различной формой могут быть семена! Вспомните, какой формы семена яблока , груши? (Дети отвечают) Семена каких растений имеют похожую форму? А семена каких растений имеют форму шара?(Дети отвечают: горох, вишня) Некоторые семена имеют специальные крючки, как семена череды и лопуха. Для чего им нужны эти крючки?( Дети отвечают) Различные выросты и крючки им нужны, чтобы прикрепляться к животным и таким образом перемещаться на новые места обитания. А у некоторых растений есть пуховые выросты. У каких растений семена опушены?(Дети отвечают: одуванчик , хлопчатник). А для чего семенам этих растений нужны такие специфические выросты?(Дети отвечают). Семена этих растений распространяются ветром. А семена некоторых растений имеют специальные крылышки, как, например, семена клена и ясеня. Для чего семенам нужны эти крылышки? ( Дети отвечают, тоже для распространения при помощи ветра).
Подводим итоги, вспоминаем определения: что такое цветок, плод, семя – выводим определение.
В тетрадь записать определение семени. Семя – это орган полового размножения и расселения растений.
4 – этап – Практическое изучение нового материала. Практическая работа = 20 минут
Перед началом работы необходимо напомнить о правилах техники безопасности.
Зарисовки и записи будем делать в тетради.
Цели: Рассмотреть внешние и внутреннее строение семян однодольных и двудольных растений, продолжать формировать навык выполнение биологического рисунка.
Оборудование: Сухие и размоченные семена фасоли и кукурузы; лупа; препаровальная игла; пинцет.
Учитель:
У нас сегодня четыре группы .
Будем рассматривать сухое и размоченное семя фасоли.
Перед вами на столе кроме семян и лабораторных приборов лежат листочки с ходом работы. Приложение - Лабораторная работа
После работы детей, вывешиваю таблицу внешнего и внутреннего строения семени фасоли и с детьми начинаю подписывать части семени по наводящим вопросам.
Какой формы ваше семя? (Дети отвечают).
Какого цвета ваше семя? (Дети отвечают).
Чем покрыто семя с наружи? (Дети отвечают). Плотной оболочкой. Эта оболочка называется кожурой. Как вы думаете зачем она нужна (Дети отвечают). Для защиты.
Размеры сухого и размоченного семени? (Дети отвечают).
Что происходит при нажатии на семя? (Дети отвечают).
Что вы видите на кожуре? (Дети отвечают). Рубчик- помогает учитель – след от места прикрепления семени к стенке плода. Семявход – через него внутрь семени проникает вода, после чего семя набухает и прорастает.
Теперь посмотрим на раскрытое семя.
Сколько половинок у вас получилось? (Дети отвечают). Две. Объяснение учителя, что это семядоли. Растения которые имеют две семядоли называются –двудольными. На таблице показать растения с одной семядолей. Объяснить, что семядоли это первые листья зародыша у двудольных растений. Рассматриваем зародыш, находим зародышевый побег представлен зародышевым стеблем и зародышевой почкой, находим зародышевый корень. Так же все это показываю на таблице с однодольным растением.
Обратить внимание детей на таблицу с семенем кукурузы, показать эндосперм. В тетради записать определение – эндосперм это запас питательных веществ. В таких семенах (однодольных растений) кожура окружает эндосперм, внутри которого находится зародыш.
5 этап – Групповая рефлексия = 8 минут
Каждая группа в течение 1 минуты кратко рассказывает о своем фрагменте в общей картине. 1 группа о внешнем строении двудольного растения (кожура, рубчик, семявход).
3 группа расскажет о внешнем строении семени однодольного растения (кожура, покровы плода, семявход)
2 группа о внутреннем строение двудольного растения (семядоли, зародыш, зародышевая почка, зародышевый корень, зародышевый стебель).
4 группа расскажет об эндосперме ( в каких растениях есть эндосперм, что это такое, из чего состоит).
6 этап – Закрепление знаний – Тестирование = 5 минут
- Запасные вещества в созревшем семени могут содержаться:
- в эндосперме;
- в семядолях зародыша;
- в эндосперме и зародыше;
- все варианты верны;
- Для семян растений класса однодольных, в отличие от семян растений класса двудольных, характерно наличие:
- зародыш с двумя семядолями;
- зародыш с одной семядолей;
- эндосперм;
- сочной кожуры;
- Созревшие семена, не имеющие эндосперма, свойственны:
- луку репчатому;
- фасоли обыкновенной;
- перцу сладкому;
- все семена имеют эндосперм;
- Семядоли, выполняющие защитную, запасающую и фотосинтезирующую функции, характерны:
- для гороха посевного;
- Для дуба черешчатого;
- для фасоли обыкновенной;
- все варианты верны;
7 – этап – Информация о домашнем задании = 2 минуты
Сделайте небольшой доклад о различных способах распространения семян, приведите примеры.
Параграф учебника И.Н. Пономаревой § 10.
Лабораторная работа
Помните о правилах техники безопасности!
- Рассмотрите данные вам семена используя лупу – зарисуйте размоченное семя.
- Обратите внимание :
Внешние признаки (форма, цвет, разница в размерах)
Что происходит при нажатии на семя?
- Попробуйте снять кожуру с сухого и размоченного семени. Возможно ли это? Легко ли это сделать? Что вы там увидели?
- Попробуйте раскрыть размоченное семя на две половины. Возможно ли это?
- Зарисуйте.
- Подпишите вместе с учителем части семени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"
Тема урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов П.Н.Зырянов История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Разработка урока биологии для 6 класса: прорастание семян.
Данный материал является примером урока-практикума. на котором учащиеся не только демонстрируют и углубляют свои теоретические знания по теме "Семя. Его строение и значение для растения", но и практик...
Презентация к уроку биологии в 6 классе. Условия прорастания семян
Презентация предназначена для проведения урока биологии в 6 классе по теме "Условия прорастания семян"...
Разработка урока по математике 5 класс Урок путешествие. Тема урока "Действия с десятичными дробями".
Цели урока. Ход урока....
Открытый урок по сельхозтруду 8 класс Тема: «Посев семян томатов».
Тема: «Посев семян томатов».Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме «Выращивание томатов», способствующих профориентации и социальной адаптации учащихся для...
Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"
Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...