Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Рабочая программа
по биологии
Воротневой Натальи Андреевны
8 класс
Принято на заседании педагогического совета
протокол №1 от «29 » августа 2013 г.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса « Биология. Человек» авторов А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Биология.» авторов А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Вентана -Граф, 2011.
В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков.
Рабочая программа для 8 предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельной форме и полностью соответствуют стандарту.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки – зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно – познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой, Д.В.Колесов. Р.Д.Маш, И.Н.. Беляев. Биология
Человек: Рабочая тетрадь. 8 класс. – М. Дрофа, 2009. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов, органы и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.docx | 37.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
Руководитель МО естественно- Заместитель директора по УВР филиала Директор МОУ «Ерышовская сош
научного цикла МОУ «Ерышовская сош Ртищевского района
________/Воротнева Н.А./ Ртищевского района Саратовской Саратовской области»
Протокол №1 от «28 » августа 2013 г. области» в с.Каменка __________/Березкина Л.А./
________/Степанова Г.Н./ Приказ №
от « 30 » августа 2013 г. от «31» августа 2013г.
Рабочая программа
по биологии
Воротневой Натальи Андреевны
8 класс
Принято на заседании педагогического совета
протокол №1 от «29 » августа 2013 г.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса « Биология. Человек» авторов А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Биология.» авторов А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Вентана -Граф, 2011.
В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков.
Рабочая программа для 8 предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельной форме и полностью соответствуют стандарту.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки – зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно – познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой, Д.В.Колесов. Р.Д.Маш, И.Н.. Беляев. Биология
Человек: Рабочая тетрадь. 8 класс. – М. Дрофа, 2009. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов, органы и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1. | Введение.
| 1 |
2. | Организм человека. Общий обзор. | 6
|
3. | Опорно – двигательная система.
| 7
|
4 | Кровь. Кровообращение. | 8
|
5 | Дыхательная система. | 6
|
6 | Пищеварительная система | 6
|
7. | Обмен веществ и энергии. | 4 |
8 | Мочевыделительная система. | 2 |
9 | Кожа.
| 3
|
10 | Эндокринная система. | 1 |
11 | Нервная система человека.
| 6
|
12 | Органы чувств. Анализаторы.
| 6
|
13 | Поведение. Психика. | 6
|
14 | Индивидуальное развитие организма. | 5
|
Всего | 68 |
Содержание тем учебного курса.
Введение. (1ч.)
Биологическая и социальная природа человека.
Организм человека. Общий обзор. (6ч.)
Науки об организме человека. Структура тела. Место человека в живой природе.
Клетка: строение , химический состав и жизнедеятельность.
Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции.
Обобщающий урок по темам « Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани.»
Опорно – двигательная система. (7ч.)
Скелет. Строение, состав и соединение костей.
Скелет головы и туловища.
Скелет конечностей. Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Мышцы человека. Работа мышц. Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы. Обобщающий урок по теме «Опорно – двигательная система.»
Кровь. Кровообращение. (8ч.)
Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.
Иммунитет.
Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Обобщающий урок по теме « Кровь. Кровообращение».
Дыхательная система. (6ч.)
Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.
Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение.
Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания.
Обобщающий урок по теме: «Дыхательная система».
Пищеварительная система. (6ч.)
Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Зубы. Пищеварение в ротовой полости и в желудке Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Заболевания органов пищеварения
Обмен веществ и энергии. (4ч.)
Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины. Обобщающий урок по темам: «Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии.»
Мочевыделительная система. (2ч.)
Строение и функции почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.
Кожа. (3ч.)
Значение кожи и ее строение. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.
Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Обобщающий урок по темам: «Мочевыделительная система. Кожа.»
Эндокринная система. (1ч.)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.
Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
Нервная система человека. (6ч.)
Значение и строение и функционирование нервной системы. Автономный отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция. Спинной мозг. Головной мозг: строение и функции. Обобщающий урок по темам: «Эндокринная система. Нервная система.»
Органы чувств. Анализаторы. (6ч.)
Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Обобщающий урок по теме: «Органы чувств. Анализаторы».
Поведение и психика. (6ч.)
Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.
Воля и эмоции. Внимание. Работоспособность. Режим дня.
Индивидуальное развитие организма. (5ч.)
Половая система человека.
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.
Внутриутробное развитие организма. О вреде наркогенных веществ. Личность и ее особенности.
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Наименование раздела, темы | Кол - во часов | Дата проведения | Оборудование, технические средства | Вид контроля | |
план | факт | |||||
Введение. | 1 | |||||
Организм человека. Общий обзор. | 6 | |||||
1 | Науки об организме человека. | 1 | Фронт.опрос, сам.раб. | |||
2 | Структура тела. Место человека в живой природе. | 1 | Индив.работа, биолог.диктант | |||
3 | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность Л.р. №1. «Действие фермента каталазы на пероксид водорода» | 1 | Пероксид водорода, химический стакан, клубень картофеля Таблица ПК | Оформление работы Фронт.опрос, сам.раб. | ||
4 | Ткани. Л.р. №2 «Клетки и ткани под микроскопом» | 1 | Микроскоп, препараты с тканями | Оформление работы Фронт.опрос, сам.раб. | ||
5 | Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции. Практ. работа «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение» | 1 | Индив.работа, биолог.диктант | |||
6 | Обобщающий урок по темам « Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани.»
| 1 | Тесты, карточки -задания | тестирование, индивид. и фронт. опросы | ||
| Опорно-двигательная система | 7 | ||||
7 | Скелет. Строение, состав и соединения костей. Л.р. №3 «Строение костной ткани» | 1 | Микроскоп, препарат костной ткани ПК | Оформление работы Фронт.опрос, сам.раб. | ||
8 | Скелет головы и туловища. Скелет конечностей. | 1 | Таблица | Индив.работа, биолог.диктант | ||
9 | Первая помощь при травмах: растяжение связок, вывихах суставов и переломах костей. | 1 | Таблица | фронт. опрос, сам. работа | ||
10 | Мышцы. Работа мышц. | 1 | Фронт.опрос, сам.раб. | |||
11 | Нарушение осанки и плоскостопие. П.р. «Проверяем правильность осанки», «Есть ли у вас плоскостопие?», «Гибок ли ваш позвоночник?» | 1 | Лист бумаги | Определение наличия плоскостопия Фронт.опрос, сам.раб. | ||
12 | Развитие опорно-двигательной системы. | 1 | фронт. опрос | |||
13 | Обобщающий урок по теме «Опорно – двигательная система.» | 1 | Тесты, карточки с заданиями | тестирование, индивид. и фронт. опросы | ||
Кровь и кровообращение | 8 | |||||
14 | Внутренняя среда. Значение крови и её состав. Л.р. №4 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» | 1 | Микроскоп, микропрепараты, штатив для микропр. | Оформление работы Фронт.опрос, сам.раб. | ||
15 | Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. | 1 | Таблица | Индив.работа, биолог.диктант | ||
16 | Строение и работа сердца. Круги кровообращения. | 1 | Таблица ПК | Фронт.опрос, сам.раб. | ||
17 | Движение лимфы. П.р. «Кислородное голодание» | 1 | Резиновое кольцо | фронт. опрос | ||
18 | Движение крови по сосудам. П.р. «Пульс и движение крови» | 1 | Тонометр | фронт. опрос | ||
19 | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. П.р. «Доказательство вреда курения» (д/з) П.р. « Функциональная сердечно-сосудистая проба» | 1 | Секундомер | Оформление работы Фронт.опрос, сам.раб. | ||
20 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | Бинт, жгут, перекись водорода, вата | Индив.работа | ||
21 | Обобщающий урок по теме « Кровь. Кровообращение». | 1 | Карточки - задания | тестирование, индивид. и фронт. опросы | ||
Дыхательная система. | 6 | |||||
22 | Значение дыхания. Органы дыхания. | 1 | Таблица «Органы дыхания» ПК | Фронт.опрос, сам.раб. | ||
23 | Строение лёгких. Газообмен в легких и тканях. Л.р. №5 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | 1 | Два стакана, колба с известковой водой | Оформление работы Фронт.опрос, сам.раб. | ||
24 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. П.р. «Измерение обхвата грудной клетки» | 1 | Мерная лента | Индив.работа, биолог.диктант | ||
25 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. П.р. «Определение запыленности воздуха в зимнее время» | 1 | Емкость для снега, тонкостенный стакан, газета | Фронт.опрос, сам.раб. | ||
26 | Первая помощь при поражении органов дыхания. | 1 | Рис. , таблицы | биолог.диктант | ||
27 | Обобщающий урок по теме: «Дыхательная система.». | 1 | Тесты | тестирование, индивид. и фронт. опросы | ||
Пищеварительная система | 6 | |||||
28 | Значение пищи и её состав. | 1 | ПК | Индив.работа, биолог.диктант | ||
29 | Органы пищеварения. Зубы. П.р. «Местоположение слюнных желез» | 1 | Зеркало | Фронт.опрос, сам.раб. | ||
30 | Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Л.р. №6 «Действие ферментов слюны на крахмал» | 1 | Стакан, крахмал, бинт, йодная вода, спички, вата. Таблица | Фронт.опрос, сам.раб. | ||
31 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 | Таблица | тестирование, индивид. и фронт. опросы | ||
32 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. | 1 | Таблица, тесты | фронт. опрос | ||
33 | Заболевания органов пищеварения. | 1 | Индив.работа, биолог.диктант | |||
Обмен веществ и энергии. | 4 | |||||
34 | Обменные процессы в организме. | 1 | тестирование, индивид. и фронт. опросы | |||
35 | Нормы питания. П.р. «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки ». | 1 | фронт. опрос | |||
36 | Витамины. | 1 | Таблица, рисунки. ПК | Фронт.опрос, сам.раб., тестирование | ||
37 | Обобщающий урок по темам: «Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии | 1 | Тесты, карточки-задания | тестирование, индивид. и фронт. опросы | ||
Мочевыделительная система. | 2 | |||||
38 | Строение и функции почек. | 1 | Таблица | фронт. опрос | ||
39 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | 1 | Фронт.опрос, сам.раб. | |||
Кожа | 3 | |||||
40 | Значение кожи и её строение. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. | 1 | Таблица ПК | тестирование | ||
41 | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при солнечном и тепловом ударах. | 1 | Таблица | Индивид.опрос | ||
42 | Обобщающий урок по темам: «Мочевыделительная система. Кожа.» | 1 | Теста, карточки с заданиями | тестирование, индивид. и фронт. опросы | ||
Эндокринная система. | 1 | |||||
43 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | 1 | Таблица, тесты | Фронт.опрос, сам.раб. | ||
| Нервная система. | 6 | ||||
44 |
Значение и строение и функционирование нервной системы. П. р. «Действие прямых и обратных связей» | 1 | Таблтца | Самостоят.работа | ||
45 | Автономный отдел нервной системы. | 1 | Фронт.опрос, сам.раб. | |||
46 | Нейрогормональная регуляция. | 1 | Фронт.опрос, сам.раб. | |||
47 | Спинной мозг. | 1 | Таблица | Индивид.работа | ||
48 | Головной мозг: строение и функции. П.р. «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка» | 1 | Таблица | Тестирование | ||
49 | Обобщающий урок по темам: «Эндокринная система. Нервная система.» | 1 | Карточки с заданиями, тесты | тестирование, индивид. и фронт. опросы | ||
Органы чувств. Анализаторы. | 6 | |||||
50 | Как действуют органы чувств и анализаторы. | 1 | Таблицы ПК | Фронт.опрос, сам.раб. | ||
51 | Орган зрения и зрительный анализатор. П.р. «Сужение и расширение зрачка» ( д/з) П.р. «Принцип работы хрусталика» (д/з) | 1 | Таблица | Биологический диктант, самост.работа | ||
52 | Заболевания и повреждения глаз. | 1 | Таблица | тестирование, индивид. и фронт. опросы | ||
53 | Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. П.р. «Проверьте ваш вестибулярный аппарат» | 1 | Таблица | Фронт.опрос, сам.раб. | ||
54 | Органы осязания, обоняния и вкуса. П.р. «Раздражение тактильных рецепторов» | 1 | Циркуль | Биологический диктант | ||
55 | Обобщающий урок по теме: «Органы чувств. Анализаторы». | 1 | Карточки с заданиями, тесты | тестирование, индивид. и фронт. опросы | ||
Поведение и психика. | 6 | |||||
56 | Врожденные и приобретенные формы поведения. П.р.«Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма» | 1 | Секундомер | Фронт.опрос, сам.раб. | ||
57 | Закономерности работы головного мозга | 1 | индивид. и фронт. опросы | |||
58 | Биологические ритмы. Сон и его значение. | 1 | ПК | Самост.работа | ||
59 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. | 1 | Фронт.опрос, сам.раб. | |||
60 | Воля и эмоции. Внимание. П.р. «Изучение внимания при разных условиях» | 1 | Часы, лист бумаги, ручка | индивид. и фронт. опросы | ||
61 | Работоспособность. Режим дня. | 1 | Листы с режимом дня | Оформление работы | ||
Индивидуальное развитие организма. | 5 | |||||
62 | Половая система человека. | 1 | тесты | Фронт.опрос, сам.раб. | ||
63 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | 1 | тесты | Самостоят. работа | ||
64 | Внутриутробное развитие организма. | 1 | ПК | Самостоятельная работа, тестирование | ||
65 | О вреде наркогенных веществ | 1 | Фронт.опрос, сам.раб. | |||
66 | Личность и ее особенности. | 1 | тесты | Фронт.опрос, сам.раб. | ||
67 | Итоговый урок. | 1 | тестирование, индивид. и фронт. опросы |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена.
Строение организма человека.
Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных.
Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.
Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.
Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная.
Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.
Уровни организации организма. Орган и системы органов.
Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция.
Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.
Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы.
Строение спинного и головного мозга.
Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Меры первой помощи при травмах скелета и мышц. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция.
Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.
Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета.
Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови — проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.
Сердце и сосуды - органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань — орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость.
Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.
Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Строение пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка.
Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен.
Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы.
Строение и функции почек. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание п.п. при тепловом и солнечном ударах.
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.
Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира. Строение органа зрения. Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы Биологические ритмы: сои и его значение, фазы сна, сновидения. Воля, эмоции, внимание.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание.
Учащиеся должны уметь:
Распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией.
Пользоваться микроскопом.
Оказывать первую помощь при травмах скелета и мышц.
Выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,
Объяснять отрицательное воздействие вредных привычек.
Останавливать кровотечения, накладывать повязки.
Составлять дневной рацион школьника с учетом калорийности блюд.
Оказывать первую помощь при несчастных случаях.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Драгомилов А.Г., Р.Д.Маш. Рабочая тетрадь. Биология. Человек.
- Драгомилов А.Г., Р.Д.Маш. Биология. Человек. М.:Вентана – Граф,2011.
- Р.Д.Маш, А.Г.Драгомилов Биология. Человек. Методическое пособие.
- В.С.Рохлов. Дидактический материал по биологии. Человек. М. Просвещение.2008
- И.Д.Зверева « Человек. Организм и здоровье»
- Малая медицинская энциклопедия. АМН.
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПОСОБИЯ
1.Лабораторный практикум. Биология 6 – 11кл.
2. Интернет ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ
СПИСКИ ТЕМ РЕФЕРАТОВ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.
- Почему человеку необходим йод.?
- Можно ли перелить кровь червя пескожила человеку?
- Какие профессии могут неблагоприятно отразиться на работе сердца
- Как влияет на сердце работа на компьютере
- Как влияет смех на работу сердца
- Интересное про икоту и зевание.
- О чем может рассказать язык человека
- Чего не нужно есть, чтобы не полнеть.
- Как были открыты витамины.
- При какой температуре окружающей среды нам комфортно.
- Почему нельзя носить короткие юбки, кофточки и блузки.
- Полезно ли париться в сауне?
- Кто такие близнецы?
- Что такое темперамент?
- Как влияет употребление пива на здоровье человека?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...