рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Рабочая программа по биологии 6 класс. Составленная на основе примерной программы основного общего образования по биологии авторской программы И.Н. Пономаревой. курс 68 часов, 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_6_klass.docx | 111.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Маньковская общеобразовательная средняя школа
Чертковского района Ростовской области
Рассмотрена и .
рекомендована к
утверждению на заседании
МО учителей
« Естествознание»
от « » 20131·
- --
Протокол № _
Руководитель МО .
Магвеенко Т.Н,
Согласована на МС школы.
Протокол м! _
от « » 2013 г
Руководитель МС
Тараненко С.И.
Утверждена
Директор МБОУ
Маньковская СОШ
Морозова л.и ..
Приказ.№_
от «» 2013 г.
- --
Рабочая программа по
БИОЛОГИИ
(наименование учебного предмета)
6
(ступень образования/класс)
2013\2014 УЧЕБНЫЙ год
(сроки реализации программы)
Составлена на основе примерной программы основного общего
образования по биологии авторской программы И.Н. Пономаревой
(наименование программы)
Программу составила Малеванная Елена Борисовна
(Ф.и.о. учителя составившего рабочую программу)
2013 г.
Структура рабочей программы
1.Пояснительная записка
2.Содержание
2.1. Перечень разделов, тем программы
2.2 График прохождения учебного материала
2.3 Перечень контрольных работ
2.4. Перечень лабораторных работ
2.5 Требования к уровню подготовки учащихся
2.6 Критерии оценок
2.7 Региональный компонент
3.Календарно-тематическое планирование
4. Материально – техническое обеспечение
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая про грамма составлена на основании Примерной программы основного
общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по
биологии для 6 класса общеобразовательных учреждений (курс «Растения. Бактерии.
Грибы. Лишайники», авторы Пономарева И.Н., Кучменко В.С.). Рабочая программа
рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 2 контрольных и 21
лабораторной работы. Рабочая программа составлена с учетом технологии
индивидуально-ориентированной системы обучения.
Рабоадя программа соответствует федеральному компоненту государственного стан-
дарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования
России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12,
утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента
государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования» от 05.03.2004 г. №89).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н.,
Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники».
Москва, «Вента-на-Граф», 2009 год.
Курс биологии в 6 классе имеет комплексный характер и включает основы различных
биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии,
фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса
обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие
творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а
также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе.
Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий,
рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к
надорганизменному - биогеоценотиче-скому и способствует формированию
эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в
природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.
Содержание курса направленно на обеспечение эмоционально-целостного понимания
высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и
грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира,
понимания биологического разнообразия в природе как «результата» эволюции и как
основы ее устойчивого развития, а также навыков практической деятельности.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Введение. Наука о растениях - ботаника. (l час)
Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях - ботаника.
Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.
Тема 2. Общее знакомство с растениями. (6 часов)
Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие растения; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Признаки растений. Основные органы растений. Растение - живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.
Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов.
Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений.
Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на пришкольном участке.
Лабораторные работы.
- Знакомство с цветковым растением.
- Споры у папоротника.
Экскурсии.
- Многообразие растений своей местности.
- Осенние явления в жизни растений
Тема 3. Клеточное строение растений. (5 часов)
Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника
безопасности в работе.
Клетка - основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.
Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение
органов растения. Растение - многоклеточный организм.
- Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движе-
ние цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей
среды.
Органические вещества в клетке: углеводы (сахара, крахмал), белки, жиры, нуклеиновые кислоты - и неорганические: вода, минеральные соли. Накопление солнечной энергии в химических связях органических веществ. Запасные питательные вещества и их отложение в клетке, тканях и органах растения.
Лабораторные работы.
- Приготовление микропрепарата.
- Изучение клеток кожицы лука.
Тема 4. Органы цветковых растений. (18 часов)
Семя.
Внешнее и внутреннее строение семени. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.
Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Длительность сохранения всхожести семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.
Лабораторная работа: Изучение строения семени фасоли.
Корень.
Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня - апекс и корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Ветвление корней.
Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Разнообразие корней у растений.
Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, ходульные, дисковидные, присоски, втягивающие).
Лабораторная работа: Строение корня у проростка тыквы.
Побег.
Строение и значение побегов для растений. Почка - зачаточный побег растения. Почки
вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.
Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань.
Устьица. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение
для растений .
Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листьев. Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. У злы и междоузлия. Рост стебля в длину и толщину. Рост камбия. Годичные кольца.
Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; наземные и подземные; укороченные и удлиненные. Видоизменения побегов.
Побеги растений в зимнее время. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. Почки
возобновления у деревьев и трав в зимнее время.
Лабораторные работы.
- Строение вегетативных и генеративных почек.
- Внешнее строение листа.
- Внешнее и внутреннее строение стебля.
Внешнее строение корневища и клубня
Экскурсии. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии.
Цветок и плод.
Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.
Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция
цветков и животных-опылителей.
Оплодотворение растений и развитие плода. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрываемые и нераскрываемые, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.
Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.
Лабораторные работы.
- Типы соцветий.
- Изучение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.
Экскурсии. Мир растений на подоконнике. Путешествие с домашними растениями.
Тема 5. Основные процессы жизнедеятельности растений. (10 часов)
Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из
почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроудобрения).
Воздушное питание растений. Фотосинтез', роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы.
Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.
Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.
Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способа размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.
Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Направленность роста побегов и корней. Понятие об индивидуальном развитии (онтогенезе). Этапы развития растений (зародышевый, молодости, зрелости и старости). Продолжительность жизни растений.
Лабораторные работы.
- Растения разных экологических групп по отношению к воде.
- Черенкование комнатных растений.
Тема 6. Основные отделы царства растений. (10 часов)
Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды.
Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.
Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.
Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.
Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных
растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса.
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений. семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные, Капустные, Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства). Семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые)
(Изучаются по выбору учителя любые два семейства).
Лабораторные работы.
- Определение одноклеточных водорослей.
- Изучение внешнего строения моховидных растений.
- Изучение внешнего строения папоротниковидных растений.
- Изучение внешнего вида хвойных растений.
- Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений.
Экскурсии. Весеннее пробуждение представителей царства растений.
Тема 7. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле. (4 часа)
Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.
Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений.
Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или
других культурных растений).
Тема 8. Царство Бактерии. (3 часа)
Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий.
Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.
Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий.
Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое).
Лабораторная работа. Изучение внешнего строения бактерии сенная палочка.
Тема 9. Царство Грибы. Лишайники. (4 часа)
.
Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы – Грибы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы - дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты. Понятие о микоризе. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.
Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.
Лабораторная работа. Изучение строения плесневых грибов.
Тема 10. Природные сообщества. (6 часов)
Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном
сообществе как биосистеме. Его характеристики: местообитание, видовой состав, количество
видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями.
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные
свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).
Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк - смешанный лес - ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.
Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как
примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.
Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.
Экскурсии:
Лес как природное сообщество.
Весна в жизни природного сообщества
Тема 11. Заключение. (1 час)
Общее заключение по курсу ботаники. Многообразие растительного царства. Значение
растений и растительности. Роль знаний и практических умений по выращиванию растений,
уходу за ними и охране, бережному обращению с природой в сохранении биологического
разнообразия. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и при сущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологически-
ми приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе про ведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
2.1 Структура курса
N2 | Тема | Количество | |||||
п/п | часов | ||||||
1 | Введение. Наука о растениях - ботаника. | 1 | |||||
2 | Общее знакомство с растениями. | 6 | |||||
3 | Клеточное строение растений. | 5 | |||||
4 | Органы цветковых растений. | 18 | |||||
5 | Основные процессы жизнедеятельности растений. | 10 | |||||
6 | Основные отделы царства растений. | 10 | |||||
7 | Историческое | развитие | многообразия | растительного | мира | на | 4 |
Земле. | |||||||
8 | Царство бактерии. | 3 | |||||
9 | Царство грибы. Лишайники. | 3 | |||||
10 | Природные сообщества. | 7 | |||||
11 | Заключение. | 1 |
2.2.График прохождения учебного материала по биологии на первое полугодие 2013-2014 года 6 «А» класса.
Учитель Малеванная Елена Борисовна
№п\п | Тема, раздел | Кол-во часов | Сроки изучения | Дата контроля знаний |
I | Введение | 1 | 4.09 | |
II | Общие знакомства с растениями | 6 | 5.09-25.09 | |
III | Клеточное строение растений | 5 | 26.09-10.10 | |
IV | Органы цветковых растений | 17+1 | 16.10-19.12 | 19.12 |
V | Основные процессы жизнедеятельности | 10 | 25.12-5.02 |
График прохождения учебного материала по биологии на второе полугодие 2013-2014 года 6 «А» класса
Учитель Малеванная Елена Борисовна
№ п\п | Тема, раздел | Кол-во часов | Сроки изучения | Дата контроля знаний |
V | Основные процессы жизнедеятельности (продолжение) | Продолжение | ||
VI | Основные отделы царства растений | 10 | 6.02-21.03 | |
VII | Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле | 4 | 13.03-2.04 | |
VIII | Царство Бактерий | 3 | 3.04-10.04 | |
IX | Грибы, Лишайники | 4+1 | 16.04-30.04 | 30 .04 |
X | Природные сообщества | 7 | 7.05-28.05 | |
XI | Заключение | 1 | 29.05 |
График прохождения учебного материала по биологии на первое полугодие 2013-2014 года 6 «Б» класса.
Учитель Малеванная Елена Борисовна
№п\п | Тема, раздел | Кол-во часов | Сроки изучения | Дата контроля знания |
I | Введение | 1 | 3.09 | |
II | Общие знакомства с растениями | 6 | 6.09-24.09 | |
III | Клеточное строение растений | 5 | 27.09-11.10 | |
IV | Органы цветковых растений | 17+1 | 15.10-20.12 | 20.12 |
V | Основные процессы жизнедеятельности | 10 | 24.12-4.02 |
График прохождения учебного материала по биологии на второе полугодие 2013-2014 года 6 «Б» класса
Учитель Малеванная Елена Борисовна
№ п\п | Тема, раздел | Кол-во часов | Сроки изучения | Дата контроля знаний |
V | Основные процессы жизнедеятельности (продолжение) | Продолжение | ||
VI | Основные отделы царства растений | 10 | 7.02-11.03 | |
VII | Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле | 4 | 14.03-1.04 | |
VIII | Царство Бактерий | 3 | 4.04-11.04 | |
IX | Грибы, Лишайники | 4+1 | 15.04-29.04 | 29 .05 |
X | Природные сообщества | 7 | 6.05-27.05 | |
XI | Заключение | 1 | 30.05 |
2.3Контроль уровня обученности
Перечень контрольных работ
№ | Тема | Количество часов |
1 | Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений. Органы цветковых растений | 1 |
2 | Основные процессы жизнедеятельности. Основные отделы царства растений. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле. Царство бактерии. Лишайники | 1 |
Итого | 2 |
2.4.Перечень лабораторных работ
N"Q | Тема |
п/п | |
1 | Знакомство с цветковым растением. |
2 | Споры у папоротника. |
3 | Приготовление микропрепарата. |
4 | Изучение клеток кожицы лука. |
5 | Изучение строения семени фасоли. |
6 | Строение корня у проростка тыквы. |
7 | Строение вегетативных и генеративных почек. |
8 | Внешнее строение листа. |
9 | Внешнее и внутреннее строение стебля. |
10 | Внешнее строение корневища и клубня. |
11 | Типы соцветий. |
12 | Изучение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. |
13 | Растения разных экологических групп по отношению к воде. |
14 | Черенкование комнатных растений. |
15 | Определение одноклеточных водорослей. |
16 | Изучение внешнего строения моховидных растений. |
17 | Изучение внешнего строения папоротниковидных растений |
18 | Изучение внешнего вида хвойных растений |
19 | Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений. |
20 | Изучение внешнего строения бактерии сенная палочка. |
21 | Изучение строения плесневых грибов. |
Итого - 21 |
2.5.Требования к уровню подготовки учащихся
в результате изучения биологии в 6 классе ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; биосферы; растений и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; - изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематиче- кой группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий
деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте
учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать при обретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
2.6.Критерии оценок
Оценка знаний учащихся.
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
О Т М Е Т К А «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
О Т М Е Т К А «4»:
- раскрыто содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определение понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
О Т М Е Т К А «3:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
О Т М Е Т К А «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
О Т М Е Т К А «1»:
- ответ на вопрос не дан
Оценка практических умений учащихся.
Оценка умений ставить опыты.
Учитель должен учитывать:
- правильность определения цели опыта;
- самостоятельность подбора оборудования и объектов;
- последовательность в выполнении работы по закладке опыта;
- логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из
опыта.
О Т М Е Т К А «5»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а
также работа по закладке опыта;
- научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из
опыта.
О Т М Е Т К А «4»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке
опыта допускается одна - две ошибки;
- в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные
выводы из опыта;
- в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.
О Т М Е Т К А «3»:
- правильно определена цель опыта;
- подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с
помощью учителя;
- допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений,
формулировании выводов.
О Т М Е Т К А «2»:
- не определена самостоятельно цель опыта;
- не подготовлено нужное оборудование;
- допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
О Т М Е Т К А «1»:
- полное неумение заложить и оформить опыт;
Оценка умений проводить наблюдения
Учитель должен учитывать:
- правильность проведения наблюдений по заданию;
- умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
- логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в
выводах.
О Т М Е Т К А «5»:
- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
- выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
- логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
о т м Е Т К А «4»:
- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса)
названы второстепенные;
- допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
о т м Е Т К А «3»:
- допущены неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса)
выделены лишь некоторые;
- допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.
о т м Е Т К А «2»:
- допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя;
- неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);
- допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.
о т м Е Т К А «1»:
- не владеет умением проводить наблюдения
2.7.Региональный компонент
.N2 п/п | Наименование темы урока | Количество | |
часов | |||
1. | Мир растений | 1 | |
2. | Признаки и органы растений. Высшие и | 1 | |
низшие растения. | |||
- | 3. | Среды жизни растений | 1 |
4. | Экскурсия «Мир вокруг нас» | 1 | |
5. | Значение корней и их разнообразие | 1 | |
6. | Функции листа. Видоизменения листьев | 1 | |
7. | Многообразие стеблей (побегов) | 1 | |
8. | Видоизменения подземных побегов | 1 | |
9. | Соцветие, их биологическое значение | 1 | |
10. | Цветение и опыление растений | 1 | |
11. | Разнообразие и значение плодов | 1 | |
12. | Роль воды в жизнедеятельности растений | 1 | |
13. | Вегетативное размножение, его роль в природе | 1 | |
14. | Использование вегетативного размножения в | 1 | |
растениеводстве | |||
15. | Зависимость роста и развития растений от | 1 | |
условий окружающей среды | |||
16. | Подцарство водорослей | 1 | |
17. | Отдел Мохообразные, значение мхов | 1 | |
18. | Отдел Папоротникообразные | 1 | |
19. | Отдел Многосеменные, многообразия | 1 | |
20. | Семейства класса Двудольные растения; | 1 | |
Розоцветные, Крестоцветные, Бобовые | |||
21. | Семейства класса Однодольные: Лилейные и | 1 | |
Луковые | |||
22. | Класс Однодольные. Семейство Злаки | 1 | |
23. | Многообразие растительных групп как | 1 | |
результат эволюции | |||
24. | Многообразие и происхождение культурных | 1 | |
растений | |||
25. | Значение бактерий в природе и жизни человека | 1 | |
26. | Многообразие и значение грибов | 1 | |
27. | Лишайники | 1 | |
28. | Многообразие природных сообществ | 1 | |
29. | Роль человека в природе | 1 | |
30. | Жизнь растительного сообщества в весенний | 1 | |
период (экскурсия) |
3.Календарно-тематическое планирование 6 а класса
№ урока | № п\п | Дата урока | Наименование разделов и тем урока | Теорети-ческий материал | Лабораторный практикум |
1-четверть I.Введение (1ч) | |||||
1 | 1 | 4.09 | Инструктаж по ТБ. Наука о растениях – ботаника. Методы изучения растений | Стр4-7 | |
| 2 | ||||
2 | 2.1 | 5.09 | Мир растений. Экскурсия «Многообразие растений своей местности» | §1 | |
3 | 2.2 | 11.09 | Разнообразие растений. Цветковые растения | §2 | №1 Знакомство с цветковым растением. |
4 | 2.3 | 12.09 | Разнообразие растений. Семенные и споровые растения. | §2 | №2 Споры у папоротника |
5 | 2.4 | 18.09 | Растение – живой организм | §3 | |
6 | 2.5 | 19.09 | Условия жизни растений. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений» | §4 | |
7 | 2.6 | 25.09 | Четыре среды жизни на Земле | §5 | |
| 2 | ||||
8 | 3.1 | 26.09 | Микроскоп и лупа – приборы, для изучения строения растений | §6 | |
9 | 3.2 | 2.10 | Растения – клеточные организмы | §6 | №3 приготовление микропрепарата |
10 | 3.3 | 3.10 | Особенности строения растительной клетки. | §7 | №4 Изучение клеток кожицы лука |
11 | 3.4 | 9.10 | Жизнедеятельность растительной клетки | §8 | |
12 | 3.5 | 10.10 | Ткани растений и их виды | §9 | |
| 8 | ||||
13 | 4.1 | 16.10 | Семя .Внешнее и внутреннее строение семени | §10 | №5 Изучение строения семени фасоли. |
14 | 4.2 | 17.10 | Условия прорастания семян | §11 | |
15 | 4.3 | 23.10 | Значение семян | §12 | |
16 | 4.4 | 24.10 | Корень. Внешнее строение корня | §13 | №6 Строение корня у проростка тыквы |
17 | 4.5 | 30.10 | Внутреннее строение корня. | §14 | |
18 | 4.6 | 31.10 | Значение корней и их разнообразие (на местных примерах) | §15 | |
19 | 4.7 | 13.11 | 2-четверть Побег. Строение и значение побега. | §16 | |
20 | 4.8 | 14.11 | Почка – зачаточный побег растения | §17 | №7 Строение вегетативных и генеративных почек |
21 | 4.9 | 20.11 | Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа | §18 | №8 Внешнее строение листа |
22 | 4.10 | 21.11 | Значение листа в жизни растения. Видоизменения листьев (на примерах Ростовской области) | §19 | |
23 | 4.11 | 27.11 | Стебель – часть побега. Его внешнее и внутреннее строение. | §20 | №9 Внешнее и внутреннее строение стебля |
24 | 4.12 | 28.11 | Многообразия стеблей у надземных побегов. | §21 | |
25 | 4.13 | 4.12 | Видоизменения подземных побегов | §21 | №10 Внешнее строение корневища и клубня |
26 | 4.14 | 5.12 | Цветок - генеративный орган, его строение и значение. | §22 | №11 типы соцветий. |
27 | 4.15 | 11.12 | Цветение и опыление растений. | §23 | №12 Изучение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений |
28 | 4.16 | 12.12 | Плод. Его значение многообразие форм (на местном материале). Распространение плодов и семян. Экскурсия «Мир растений на подоконнике». | §24 | |
29 | 4.17 | 18.12 | Растительный организм как живая система (биосистема). Экскурсия «Мир растений зимой. Деревья и кустарники и безлистном состоянии». | §25 | |
30 | 4.18 | 19.12 | Контрольная работа №1 по теме «Органы цветковых растений». | ||
V.Основные процессы жизнедеятельности растений (10ч) | 2 | ||||
31 | 5.1 | 25.12 | Почвенное (корневое ) питание растений. | §26 | |
32 | 5.2 | 26.12 | Воздушное питание растений - фотосинтез | §27 | |
33 | 5.3 | 9.01 | 3-четверть Космическая роль зеленых растений. | §28 | |
34 | 5.4 | 15.01 | Дыхание растений обмен веществ | §29 | |
35 | 5.5 | 16.01 | Значение воды в жизни растений | §30 | №13 Растения разных экологических групп по отношению к воде |
36 | 5.6 | 22.01 | Размножение и оплодотворение у растений | §31 | |
37 | 5.7 | 23.01 | Вегетативное размножение растений | §32 | |
38 | 5.8 | 29.01 | Использование вегетативного размножения человеком | §33 | №14 Черенкование комнатных растений |
39 | 5.9 | 30.01 | Рост и развитие растительного организма | §34 | |
40 | 5.10 | 5.02 | Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды | §35 | |
VI.Основные отделы царства растений (10ч) | 5 | ||||
41 | 6.1 | 6.02 | Понятие о систематике растений. Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. | §36 | |
42 | 6.2 | 12.02 | Водоросли. Общая характеристика | §37 | |
43 | 6.3 | 13.02 | Многообразие водорослей, их значение | §38 | №15 Определение одноклеточных водорослей. |
44 | 6.4 | 19.02 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Мхи Ростовской области | §39 | №16 Изучение внешнего строения моховидных растений |
45 | 6.5 | 20.02 | Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение. Папоротниковидные Ростовской области. | §40 | №17 Изучение внешнего строения папоротниковидных растений |
46 | 6.6 | 26.02 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Голосеменные Ростовской области. | §41 | №18 Изучение внешнего вида хвойных растений |
47 | 6.7 | 27.02 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | §42 | №19 Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений |
48 | 6.8 | 5.03 | Семейства класса Двудольные растения. | §43 | |
49 | 6.9 | 6.03 | Семейства класса Однодольные растения | §44 | |
50 | 6.10 | 12.03 | Экскурсия «Весеннее пробуждение представителей царства растений» | ||
VII. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (4ч.) | |||||
51 | 7.1 | 13.03 | Понятие об эволюции растительного мира на Земле. Усложнение растений в процессе эволюции | §45 | |
52 | 7.2 | 19.03 | Эволюция высших растений. | §46 | |
53 | 7.3 | 20.03 | Многообразие и происхождение культурных растений | §47 | |
54 | 7.4 | 2.04 | 4- четверть Дары старого и Нового Света. Важнейшие сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в ростовской области. | §48 | |
VIII. Царства бактерии.(3ч.) | 1 | ||||
55 | 8.1 | 3.04 | Бактерии. Общая характеристика | §49 | |
56 | 8.2 | 9.04 | Многообразие бактерий | §50 | №20 Изучение внешнего строения бактерий сенная палочка |
57 | 8.3 | 10.04 | Роль бактерий в природе и в жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. | §51 | |
IX.Царства грибы. Лишайники (4ч.) +1 | 1 | ||||
58 | 9.1 | 16.04 | Царство грибы. Общая характеристика. Использование бактерий и грибов в биотехнологии | §52 | №21 Изучение строения плесневых грибов |
59 | 9.2 | 17.04 | Многообразие и значение грибов. Грибы – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Оказание первой помощи при отравлении грибами. | §53 | |
60 | 9.3 | 23.04 | Лишайники. Общая характеристика. Роль лишайников в природе и жизни человека. | §54 | |
61 | 9.4 | 24.04 | Повторение темы: «Многообразие растительного мира» | ||
62 | 9.5 | 30.04 | Контрольная работа №2 по теме «Многообразие растительного мира» | ||
X. Природные сообщества(7ч.) | |||||
63 | 10.1 | 7.05 (1.05 празд) | Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме | §55 | |
64 | 10.2 | 8.05 | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Экскурсия «Лес как природное сообщество» | §56 | |
65 | 10.3 | 14.05 | Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. | §57-58 | |
66 | 10.4 | 15.05 | Влияние человека на природные сообщества. Редкие и исчезающие виды растений Ростовской области | ||
67 | 10.5 | 21.05 | Природные и антропогенные комплексы, их взаимосвязь и взаимодействие | ||
68 | 10.6 | 22.05 | Экскурсия «Весна в жизни природного сообщества» | ||
69 | 10.7 | 28.05 | Повторение темы: «Природные сообщества» | ||
XI.Заключение (1) | |||||
70 | 11.1 | 29 .05 | Заключение |
Всего часов- 70
Календарно-тематическое планирование 6 б класса
№ урока | № п\п | Дата урока | Наименование разделов и тем урока | Теорети-ческий материал | Лабораторный практикум |
1-четверть I.Введение (1ч) | |||||
1 | 1 | 3.09 | Инструктаж по ТБ. Наука о растениях – ботаника. Методы изучения растений | Стр4-7 | |
| 2 | ||||
2 | 2.1 | 6.09 | Мир растений. Экскурсия «Многообразие растений своей местности» | §1 | |
3 | 2.2 | 10.09 | Разнообразие растений. Цветковые растения | §2 | №1 Знакомство с цветковым растением. |
4 | 2.3 | 13.09 | Разнообразие растений. Семенные и споровые растения. | §2 | №2 Споры у папоротника |
5 | 2.4 | 17.09 | Растение – живой организм | §3 | |
6 | 2.5 | 20.09 | Условия жизни растений. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений» | §4 | |
7 | 2.6 | 24.09 | Четыре среды жизни на Земле | §5 | |
| 2 | ||||
8 | 3.1 | 27.09 | Микроскоп и лупа – приборы, для изучения строения растений | §6 | |
9 | 3.2 | 1.10 | Растения – клеточные организмы | §6 | №3 приготовление микропрепарата |
10 | 3.3 | 4.10 | Особенности строения растительной клетки. | §7 | №4 Изучение клеток кожицы лука |
11 | 3.4 | 8.10 | Жизнедеятельность растительной клетки | §8 | |
12 | 3.5 | 11.10 | Ткани растений и их виды | §9 | |
| 8 | ||||
13 | 4.1 | 15.10 | Семя .Внешнее и внутреннее строение семени | §10 | №5 Изучение строения семени фасоли. |
14 | 4.2 | 18.10 | Условия прорастания семян | §11 | |
15 | 4.3 | 22.10 | Значение семян | §12 | |
16 | 4.4 | 25.10 | Корень. Внешнее строение корня | §13 | №6 Строение корня у проростка тыквы |
17 | 4.5 | 29.10 | Внутреннее строение корня. | §14 | |
18 | 4.6 | 1.11 | Значение корней и их разнообразие (на местных примерах) | §15 | |
19 | 4.7 | 12.11 | 2-четверть Побег. Строение и значение побега. | §16 | |
20 | 4.8 | 15.11 | Почка – зачаточный побег растения | §17 | №7 Строение вегетативных и генеративных почек |
21 | 4.9 | 19.11 | Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа | §18 | №8 Внешнее строение листа |
22 | 4.10 | 22.11 | Значение листа в жизни растения. Видоизменения листьев (на примерах Ростовской области) | §19 | |
23 | 4.11 | 26.11 | Стебель – часть побега. Его внешнее и внутреннее строение. | §20 | №9 Внешнее и внутреннее строение стебля |
24 | 4.12 | 29.11 | Многообразие стеблей у надземных побегов | §21 | |
25 | 4.13 | 3.12 | Видоизменение подземных побегов | §21 | №10 Внешнее строение корневища и клубня |
26 | 4.14 | 6.12 | Цветок - генеративный орган, его строение и значение. | §22 | №11 типы соцветий. |
27 | 4.15 | 10.12 | Цветение и опыление растений. | §23 | №12 Изучение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений |
28 | 4.16 | 13.12 | Плод. Его значение многообразие форм (на местном материале). Распространение плодов и семян. Экскурсия «Мир растений на подоконнике». | §24 | |
29 | 4.17 | 17.12 | Растительный организм как живая система (биосистема). Экскурсия «Мир растений зимой. Деревья и кустарники и безлистном состоянии». | §25 | |
30 | 4.18 | 20.12 | Контрольная работа №1 по теме «Органы цветковых растений». | ||
V.Основные процессы жизнедеятельности растений (10ч) | 2 | ||||
31 | 5.1 | 24.12 | Почвенное (корневое ) питание растений. | §26 | |
32 | 5.2 | 27.12 | Воздушное питание растений - фотосинтез | §27 | |
33 | 5.3 | 10.01 | 3-четверть Космическая роль зеленых растений. | §28 | |
34 | 5.4 | 14.01 | Дыхание растений обмен веществ | §29 | |
35 | 5.5 | 17.01 | Значение воды в жизни растений | §30 | №13 Растения разных экологических групп по отношению к воде |
36 | 5.6 | 21.01 | Размножение и оплодотворение у растений | §31 | |
37 | 5.7 | 24.01 | Вегетативное размножение растений | §32 | |
38 | 5.8 | 28.01 | Использование вегетативного размножения человеком | §33 | №14 Черенкование комнатных растений |
39 | 5.9 | 31.01 | Рост и развитие растительного организма | §34 | |
40 | 5.10 | 4.02 | Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды | §35 | |
VI.Основные отделы царства растений (10ч) | 5 | ||||
41 | 6.1 | 7.02 | Понятие о систематике растений. Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. | §36 | |
42 | 6.2 | 11.02 | Водоросли. Общая характеристика | §37 | |
43 | 6.3 | 14.02 | Многообразие водорослей, их значение | §38 | №15 Определение одноклеточных водорослей. |
44 | 6.4 | 18.02 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Мхи Ростовской области | §39 | №16 Изучение внешнего строения моховидных растений |
45 | 6.5 | 21.02 | Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение. Папоротниковидные Ростовской области. | §40 | №17 Изучение внешнего строения папоротниковидных растений |
46 | 6.6 | 25.02 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Голосеменные Ростовской области. | §41 | №18 Изучение внешнего вида хвойных растений |
47 | 6.7 | 28.02 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | §42 | №19 Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений |
48 | 6.8 | 4.03 | Семейства класса Двудольные растения. | §43 | |
49 | 6.9 | 7.03 | Семейства класса Однодольные растения | §44 | |
50 | 6.10 | 11.03 | Экскурсия «Весеннее пробуждение представителей царства растений» | ||
VII. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (4ч.) | |||||
51 | 7.1 | 14.03 | Понятие об эволюции растительного мира на Земле. Усложнение растений в процессе эволюции | §45 | |
52 | 7.2 | 18.03 | Эволюция высших растений. | §46 | |
53 | 7.3 | 21.03 | Многообразие и происхождение культурных растений | §47 | |
54 | 7.4 | 1.04 | 4- четверть Дары старого и Нового Света. Важнейшие сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в ростовской области. | §48 | |
VIII. Царства бактерии.(3ч.) | 1 | ||||
55 | 8.1 | 4.04 | Бактерии. Общая характеристика | §49 | |
56 | 8.2 | 8.04 | Многообразие бактерий | §50 | №20 Изучение внешнего строения бактерий сенная палочка |
57 | 8.3 | 11.04 | Роль бактерий в природе и в жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. | §51 | |
IX.Царства грибы. Лишайники (4ч.)+1 | 1 | ||||
58 | 9.1 | 15.04 | Царство грибы. Общая характеристика. Использование бактерий и грибов в биотехнологии | §52 | №21 Изучение строения плесневых грибов |
59 | 9.2 | 18.04 | Многообразие и значение грибов. Грибы – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Оказание первой помощи при отравлении грибами. | §53 | |
60 | 9.3 | 22.04 | Лишайники. Общая характеристика. Роль лишайников в природе и жизни человека. | §54 | |
61 | 9.4 | 25.04 | Повторение темы: «Многообразие растительного мира» | ||
62 | 9.5 | 29.04 | Контрольная работа по теме «Многообразие растительного мира» | ||
X. Природные сообщества(6ч.) | |||||
63 | 10.1 | 6.05 (2.05, празд) | Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме | §55 | |
64 65 | 10.2 | 13.05 (9.05 празд) | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Экскурсия «Лес как природное сообщество» | §56 | |
66 | 10.3 | 16.05 | Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. | §57-58 | |
67 | 10.4 | 20.05 | Влияние человека на природные сообщества. Редкие и исчезающие виды растений Ростовской области | ||
68 | 10.5 | 23.05 | Природные и антропогенные комплексы, их взаимосвязь и взаимодействие | ||
69 | 10.6 | 27.05 | Повторение темы сообщество. Экскурсия «Весна в жизни природного сообщества» | ||
XI.Заключение (1) | |||||
70 | 11.1 | 30.05 | Заключение |
4.Материально-техническое обеспечение. Печатные пособия:
Таблицы:
Проводящая ткань растений
Рост растения
Филогенетическое древо растительного мира.
Пластиды
Наука о природе
Проводящая ткань растений (флоэма)
Грибы.
Многообразие живых организмов.
Движение растений.
Покровная ткань растений
Механическая ткань.
Клеточное строение растений
Передвижение веществ по растению
Основная ткань растений
Образовательная ткань растений.
Возрастные изменения в жизни растений
Запасные вещества и ткани растений
Увеличительные приборы
Строение растительной клетки
Прокариотическая клетка.
Жизнедеятельность клетки.
Эукариотическая клетка.
Фотосинтез.
Структурная организация живых организмов.
Учебно-методические пособия:
Биология 6 класс: учебник для общеобразовательного учреждения
/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко, под редакцией
проф. И.Н ПономаревоЙ. - 3-е издание, перераб. - М. : Вентона-
Граф, 2010.
Биология 6 класс: рабочая тетрадь, № 1, №2 для учащихся обще-
образовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова,
В.С. Кучменко, под редакцией проф. И.Н ПономаревоЙ. - 3-е изда-
ние, перераб. - М. : Вентана-Граф, 2010.
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс поуроч-
ные материалы по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой.
В.С. Кучменко. - 2-е издание - Волгоград: Учитель, 2008.
Средства ИКТ.
Компьютер
Принтер
Экран.
Мультимедийное пособие:
«Живой организм»
«многооброэие живых оргонизмов».
Интегрированные интерактивные пособия:
«Биология. Строение и жизнедеятельность организма растению).
«Биохогия. Систематика и жизненные циклы рсстении»,
«Биохогия. Межклеточные формы жизни. Бокгерии».
Электронные весы.
Цифровой микроскоп.
Световые микроскопы.
Лупы ручные
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Микролаборатория.
Микроскопы.
Электронные весы.
Цифровой микроскоп.
Микропрепараты.
Сорус папоротника.
Мужская шишка сосны.
Спорогоний кукушкина льна.
Пыльца сосны.
Завязь и семяпочка.
Эпидермис листа герани.
Спороносный волосок хвоща.
Плесень мукор.
Хвоя сосны.
Спирогира.
Зерновка ржи.
Пыльники.
Ветка липы.
Лист камелии.
Кожица лука.
Корневой чехлик.
Демонстрационные муляжи:
«Пхоловые тела шляпочных грибов»
«Фрукты»
«Овощи»
Дикая форма и культурная форма сортов яблони.
Дикая форма томата обыкновенного и культурного сорта тома-
тов.
Гербарии:
«Морфология растений»
Основные группы растений
Деревья и кустарники.
Рельефные таблицы:
Клеточное строение листа
Клеточное строение корня
Модели:
- Цветка картофеля.
- Цветка тюльпана.
- Цветка василька.
- Цветка яблони.
- Цветка капусты.
- Цветка гороха.
- Цветка подсолнечника.
- Цветка пшеницы.
Модели-аппликации:
- Размножение многоклеточной водоросли.
- Взаимодействия в природных сообществах.
- Размножение шляпочного гриба.
- Размножение папоротника.
- Одноклеточные водоросли.
- Размножение мха.
- Размножение сосны.
Контрольная работа №1 по теме: «Органы цветковых растений» Вариант -1
1. Семя снаружи покрыто:
а) оболочкой
б) кожурой
в) кожицей
г) коркой
2. Зоны деления состоит из … ткани.
а) образовательной
б) проводящей
в) основной
г) механической
3. Побег состоит из:
а) стебля с расположенным на нем цветком
б) стеблем с расположенным на нем листьями и почками
в) корня и стебля
г) узлом и междоузлием
4. Почка, из которой развиваются цветки, называется:
а)вегетативной
б)генеративной
в)верхушечной
г)боковой
5.Сложный лист, в отличие от простого, имеет
а) черешок
б)основание
в)жилки
г)несколько листовых пластинок
6. Какую функцию не выполняет стебель?
а)опорную
б)запасающую
в)проводящую
г)всасывающую
7.Из рыльца, столбика и завязи состоит:
а)тычинка
б)околоцветник
в)пестик
г) цветоножка
8.Сочный плод с мякотью и большим количеством семян:
а)ягоды
б)коробочка
в) костянка
г)семянка
9.Расположите зоны корня в правильной последовательности начиная с верхушки (конечной части)
а) зона растяжения
б) корневой чехлик
в) зона деления
г) зона проведения
д) зона всасывания
10. Выберите три названия частей побега
а) лист
б) стебель
в) чехлик
г) всасывающие волоски
д) почка
е) семядоля
11При переносе пыльцы насекомыми с цветка на цветок происходит:
а) самоопыление
б) оплодотворение
в) перекрестное опыление
г) размножение
12Установите соответствие
Название растения
- слива
- фасоль
- абрикос
- горох
- вишня
- персик
Название плода
А) костянка
Б) боб
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Контрольная работа №1 по теме: «Органы цветковых растений» Вариант -2
1.Семя фасоли состоит из:
а)кожуры и зародыша
б)зародыша и эндосперма
в)эндосперма и зародышевого побега
г)зародышевого побега и зародышевого корня
2.Корневой чехлик защищает зону
а)роста
б)деления
в)проведения
г)всасывания
3. Почка – это
а)зачаточное растение
б)зачаточный побег
в)зачаточный стебель
г)зачаточные листья
4. Что развивается из вегетативной почки?
а)стебель и листья
б)стебель, листья и почки
в)побег и цветок
г)цветки и листья
5.Сложные листья состоит из:
а)листовой пластинки на одном черешке
б)листовой пластинки и нескольких черешков
в)несколько листовых пластинок на общем черешке
г)нескольких листовых без черешков
6. В состав стебля не входит… ткань
а)покровная
б)механическая
в)запасающая
г)всасывающая
7.Главные части цветка:
а)венчик и чашечка
б)цветоножка и цветоложе
в)тычинки и пестики
г)рыльце и столбик
8.Назовите односемянный плод.
а)боб
б)стручок
в)семянка
г)яблоко
9.Установите правильную последовательность роста корня
а)растяжение клеток
б)деление клеток
в)рост боковых корней
г)образование тканей корня
10 Выберите три названия частей почки:
а)конус нарастания
б)листовой рубец
в)зачаточный стебель
г)зародышевая почка
д)кожистые чешуи
е)зародышевый корешок
11.Женские цветки имеют:
а)тычинки и пестики
б)только тычинки
в)только пестики
г)пыльник
12 Установите соответствие
Название растения
а)смородина
б)томат
в)пшеница
г)рожь
д)виноград
Вид плода
1)ягода
2)зерновка
а | б | в | г | д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...