Рабочие программы по биологии 9-11 классы
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Рабочие программы (базовый уровень) разработаны на основе авторской программы В.В. пасечника, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки РФ. Рабочие программы включают в себя: пояснительную записку, содержание программы, учебно-тематический план, контроль реализации программы, требования к уровню подготовки учащихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_10_klass.doc | 102 КБ |
rabochaya_programma_po_biologii_11_klass.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24
Рассмотрена и рекомендована Утверждена
к утверждению приказом МАОУСОШ №24
педагогическим советом от «02» 09. 2012 г. №424-ОД
протокол №1 директор
от «30» 08. 2013 г. _____________ В.А. Дегтярев
Рабочая программа
по биологии
для 11 класса
на 2013 - 2014 учебный год
Потаповой Е.В.
Пояснительная записка
Цель: формирование базовых знаний по биологии для изучения специальных и
профильных предметов.
Задачи:
- познакомить учащихся с содержанием вопросов организации биологических систем и уровней организации живой природы, ее эволюции;
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения выдающихся достижений биологии;
- воспитывать убежденность в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде.
Место предмета в БУП:
на освоение разделов Общей биологии в 11 классах отводится 34 часа, 1 час в неделю.
Программа: государственная для общеобразовательных учреждений.
Биология 10 - 11 классы.
Учебно - методический комплекс:
- Учебник А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология» - М.: «Дрофа», 2010-2012
Дополнительная литература:
- И.А. Бондаренко «Тесты по общей биологии».
- Т.В. Иванова, Т.А. Козлова «Итоговая проверка».
В результате изучения данного предмета учащиеся должны
знать:
- основную генетическую терминологию, законы наследственности, модификационную и генотипическую изменчивость, значение генетики;
- методы селекции;
- экосистемы и биосферу;
- эволюцию органического мира и происхождение человека;
уметь:
- сравнивать модификационную и генотипическую изменчивость; экосистемы и агроэкосистемы;
- обосновывать роль круговорота веществ, разнообразие видов, регулирования численности популяций в сохранении экосистем; влияние антропогенного фактора на виды, экосистемы, биосферу; значение биотехнологии; вредное влияние загрязнения природной среды мутагенами на наследственность человека;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; конспектировать, готовить реферат; составлять схемы и таблицы на основе текста учебника;
применять:
- приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание программы
Тема 1. Основы учения об эволюции
Возникновение и развитие эволюционных представлений. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Доказательства эволюции. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Численность особей, возрастной и половой состав, размеры популяций, формы совместного существования особей. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Движущий и стабилизирующий отбор. Результаты эволюции. Усложнение организации живых существ в ходе эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания. Видообразование. Географическое и экологическое видообразование. Основные направления эволюционного процесса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и биологического регресса. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
Тема 2. Основы селекции и биотехнологии
Основные методы и современные достижения селекции и биотехнологии. Методы селекции растений. Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Методы клеточной и генной инженерии. Методы селекции животных. Методы селекции микроорганизмов. Перспективы развития биотехнологии.
Тема 3. Антропогенез
Положение человека в системе животного мира, Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека. Движущие силы антропогенеза. Роль биологических и социальных факторов в антропогенезе. Гипотезы о происхождении человека. Доказательства единства человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма
Тема 4. Основы экологии
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Местообитание и экологические ниши. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Правила экологической пирамиды. Биомасса. Свойства экосистем. Экологическая сукцессия. Причины устойчивости и смены экосистем. Саморегуляция- основа устойчивости экосистем. Колебания численности популяций в экосистемах. Искусственные сообщества – агроэкосистемы, их разнообразие, отличия от природных экосистем. Сохранение биологического разнообразия как основа устойчивого развития экосистем. Основы рационального природопользования.
Тема 5. Эволюция биосферы и человек
Биосфера - глобальная экосистема. Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живого вещества в биосфере. Роль живого вещества в биосфере. Особенности распределения биомассы. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Проблема устойчивого развития биосферы. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Учебно - тематический план
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во часов |
1. 2. 3. 4. 5. | Основы учения об эволюции Основы селекции и биотехнологии Антропогенез Основы экологии Эволюция биосферы и человек | 9 4 5 10 6 |
Итого: | 34 |
Контроль реализации программы
Перечень проверочных работ по темам
№…. | Наименование темы |
1. 2. 3. 4. | Стартовая контрольная работа Основы учения об эволюции Основы селекции и биотехнологии. Антропогенез Итоговая контрольная работа. |
Перечень практических работ
№ | Наименование темы |
1. 2. | Главные направления органической эволюции. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем. |
Перечень лабораторных работ
№ | Наименование темы |
1. 2. 3. | Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление у организмов приспособлений к среде обитания. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). |
Требования к уровню подготовки учащихся
знать / понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя; закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом; структуру вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику.
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
применять:
- полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
- Федеральный компонент государственного стандарта.
- Программа общеобразовательных учреждений по биологии. Вариант 3.
- Федеральный базисный учебный план.
Литература и средства обучения
Методическая литература для учителя:
- Е.А. Каменский, В.В. Пасечник. Общая биология 10-11 класс: тематическое и поурочное планирование. М. Дрофа, 2007.
- Е.А. Каменский, В.В. Пасечник Рабочая тетрадь к учебнику. М. Дрофа, 20011.
- Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев Сборник нормативных документов. Биология. М. Дрофа, 2007.
- В.С. Кучменко Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по биологии. М. Дрофа, 2007.
Дополнительная литература для учителя.
- Т.А. Козлова, В.С. Кучменко Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. М. Дрофа, 2002.
- А.В. Пименов, И.Н. Пименова Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М. Издательство НЦ ЭНАС, 2004.
- А.А. Кириленко, С.И. Колесников Биология. Подготовка к ЕГЭ. Ростов –на-Дону. Издательство «Легион», 2009.
- А.А. Кириленко, С.И. Колесников Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ. Ростов-на-Дону. Издательство «Легион», 2009.
- Н.А. Лемеза Пособие по биологии для поступающих в вузы. Минск: Экоперспектива, 2004.
Дополнительная литература для учащихся:
- Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М. АСТ-Пресс школа, 2003.
- А.С. Батуев, А.С. Гуленкова. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М. Дрофа, 2004.
- В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. М. Дрофа, 2010.
- А.А. Кириленко, С.И. Колесников Биология. Подготовка к ЕГЭ-2011. Ростов-на-Дону. Издательство «Легион», 2011.
Мультимедийные средства обучения:
1)Лабораторный практикум. Биология 6 - 11 класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004.
2) Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание. М. Дрофа, 2006.
3) Уроки биологии «Кирилла и Мефодия», 10-11 класс, «Кирилл и Мефодий», 2001.
Интернет-ресурсы:
- http://www.soil/nisu/ru/_ecol/ - Экоцентр МГУ;
- http://www.edios/ru - Эйдос-центр дистанционного образования;
- http://www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»;
- http://www.wc.ssu.samara.ru/_nauka - путеводитель в мире науки для школьников;
- http://www.bio.nature.ru – научные новости биологии;
- http://www.bio.fseptember.ru - газета «Биология»- приложение к «1 сентября»;
- http://www.intergu/ru - Интернет сообщество учителей;
- http://www.shool-collection.edu/ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
- http://www/fipi.ru - сайт ФИПИ.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №24
Рассмотрено на заседании Согласовано
методического объединения с заместителем директора по УВР
учителей естественного цикла __________________
протокол № 1
от «30» 08. 2013 г.
Календарно - тематическое
планирование
по биологии
для 11 класса
на 2013 – 2014 учебный год
Потаповой Е.В.
Класс: 11А, 11Б Учитель: Е.В. Потапова
Сроки | № урока | Тема урока | Виды контроля |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Тема 1. Основы учения об эволюции (9 часов).
| Л\р Тест Л\р Тест К\р | |
10. 11. 12. 13. | Тема 2. Основы селекции и биотехнологии (4 часа)
| С\р | |
14. 15. 16. 17. 18. | Тема 3. Антропогенез (5 часов).
| Тест Тест | |
19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. | Тема 4. Основы экологии (10 часов).
| Тест Пр\р Л\р К\р | |
29. 30. 31. 32. 33. 34. | Тема 5. Эволюция биосферы и человек (6 часов). 5.1.Гипотезы о происхождении жизни. 5.2.Современные представления о происхождении жизни. 5.3.Основные этапы развития жизни на Земле. 5.4.Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. 5.5.Обобщение знаний по теме: «Эволюция биосферы и человек». 5.6 Повторение темы: «Основы генетики». | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...