рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (Биология в основной школе: Программы / сост. И.Н. Пономарева и др. – М.,: Вентана-Граф, 2005.) , рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.
Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/ Пол ред. В.М.Константинова, И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана - Граф, 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_7_klass.doc | 535 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по разделу «Животные»
(по программе Пономаревой И. Н.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена
- на основе программы
авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой
(Биология в основной школе: Программы / сост. И.Н. Пономарева и др. – М.,: Вентана-Граф, 2005.) , рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю)
- в соответствии с учебником, допущенным
Министерством образования Российской Федерации: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.
Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/ Пол ред. В.М.Константинова, И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана - Граф, 2010.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
- овладения умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела «Животные» ( 7 класс )
*обучения:
1. создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учениками знаний по анатомии, морфологии и систематике животных в соответствии со стандартом биологического образования
через систему из 68 уроков
- продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности
через лабораторные работы,
экскурсии и видео-уроки
- продолжить развивать у детей общеучебные умения:
особое внимание уделить развитию у семиклассников информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного
через систему разнообразных
заданий для работы с учебником,
подготовку детьми сообщений и
рефератов, межпредметные
домашние задания
2. закрепить интерес к изучению биологии
через разнообразные формы
уроков
3. развивать творческие способности учеников
через систему креативных
заданий
*развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер:
-продолжить развитие внимания, памяти,
-особое внимание обратить на развитие мышления
(способности производить анализ и синтез),
-развивать стремление добиваться особых успехов,
- продолжить формирование положительного отношения к
учёбе через учебный материал уроков
*воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей (особое внимание обратить на воспитание у семиклассников желания охранять природу, продолжить развивать умение жить в коллективе) через учебный материал уроков, экскурсии, использование КСО
Содержание учебной программы:
Тема 1. "Общие сведения о животных" - 7 часов.
Зоология - наука о животных. Краткая история развития зоологии. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных. Основные систематические группы животных. Влияние человека на животных. Строение тела животных: клетка, ткани, органы и системы органов.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: зоология, среда обитания, хищничество, паразитизм, симбиоз, биоценоз, биогеоценоз, систематика, классификация, вид, заповедник, Красная книга, мембрана, цитоплазма, ядро, ткань, ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная, орган, система органов | на повышенном уровне: морфология, анатомия, цитология, физиология, палеонтология, генетика, зоогеография, этология, нектон, продуценты, консументы, редуценты, популяция, ареал, хромосомы, нейрон, центральная нервная система, периферическая нервная система |
Тема 2. "Простейшие" - 4 часа
Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение саркодовых, жгутиконосцев и инфузорий.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: одноклеточные организмы, колониальные организмы, ложноножки, сократительная вакуоль, циста, раздражимость | на повышенном уровне: пелликула, базальное тельце, автотрофное и гетеротрофное питание, трихоцисты, конъюгация, обмен веществ |
Тема 3. "Тип Кишечнополостные" - 3 часа
Пресноводные и морские кишечнополостные: особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельность, многообразие и значение.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: лучевая симметрия, эктодерма, энтодерма, почкование, регенерация, зигота, чередование поколений, рефлекс | на повышенном уровне: мезоглея, планула, ропалии, статоцисты, медузы, актинии, кораллы |
Тема 4. "Черви" - 6 часов
Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельность, многообразие и значение плоских, круглых и кольчатых червей.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: двусторонняя симметрия, мезодерма, семенники, яичники, промежуточный хозяин, незамкнутая и замкнутая кровеносная система, планктон | на повышенном уровне кожно-мускульный мешок, дегенерация, эндопаразиты, кутикула, целом, гидроскелет, пальпы, параподии, муфта, гирудин |
Тема 5. "Моллюски" - 4 часа
Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: раковина, мантия, мантийная полость, перламутр, незамкнутая кровеносная система, устье и вершина раковины, артерии, вены, капилляры | на повышенном уровне: асимметричность, радула, ганглии, биссус, вводной и выводной сифоны, половой диморфизм, сперматофоры |
Тема 6. "Тип Членистоногие" - 7 часов
Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение ракообразных, паукообразных и насекомых
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: наружный скелет, хитин, общественные насекомые, полное превращение, неполное превращение | на повышенном уровне: фасетки, смешанная полость тела, гемолимфа, хелицеры, перга, грена |
Тема 7. "Тип Хордовые" - 29 часов
а) Ланцетник - низшее хордовое. Рыбы: внешнее и внутреннее строение, особенности размножения, основные систематические группы, промысловые рыбы: рациональное использование и охрана.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: боковая линия, плавники, плавательный пузырь, головной мозг, спинной мозг, артериальная кровь, венозная кровь, нерест, проходные рыбы | на повышенном уровне: отделы головного мозга: передний, средний, промежуточный, мозжечок и продолговатый, миграции, акклиматизация |
б) Земноводные: места обитания и внешнее строение, внутреннее строение, годовой цикл жизни земноводных, их происхождение, многообразие и значение.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: среднее ухо,смешанная кровь, пояса конечностей, поджелудочная железа, малый и большой круги кровообращения, латимерия | на повышенном уровне: анабиоз, рипидистии, ихтиостегиды |
в) Пресмыкающиеся: особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие и значение. Вымершие пресмыкающиеся.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: прямое развитие, внутреннее оплодотворение, линька | на повышенном уровне: третье веко, мыщелок, термолокаторы |
г) Птицы: среда обитания, внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие, годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц, многообразие и значение птиц, их охрана.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
кочевки, перелеты
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: цевка, птенцы гнездовые и выводковые, перелетные, кочующие и оседлые птицы, токование, теплокровность | на повышенном уровне: абрис, птерилии, аптерии, каракоид, экстраполяция, халазы, инкубатор археоптерикс |
д) Млекопитающие: внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие, происхождение, многообразие, экологические группы и значение млекопитающих.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: волосяной покров, зубы: резцы, клыки, коренные, бронхиолы, альвеолы, извилины, живорождение, яйцекладущие | на повышенном уровне: вибрисы, диафрагма, плацента, эхолокация, реакклиматизация |
Тема 8. "Развитие животного мира на Земле" –
2 часа
Доказательства и причина эволюции животного мира, основные этапы развития животного мира на Земле.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: эволюция, палеонтология эмбриология, наследственность изменчивость, отбор, борьба за существование | на повышенном уровне движущие силы эволюции |
Календарно-тематическое планирование
раздела «ЖИВОТНЫЕ»
№ | Тема урока | Тип урока | Форма урока | Форма организации познавательной деятельности | Методы урока | Конт- роль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | «Зоология – наука о животных» | урок изучения нового матери-ала | рассказ с элемен-тами беседы | фрон-тальная | объяснительно-иллюстра-тивный | устный текущий |
2. | «Краткая история развития зоологии» | урок изучения нового материала | рассказ | фрон-тальная | репродук-тивный | устный: текущий |
3. | «Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи живот-ных в природе» | урок обобщения и система-тизации знаний | беседа | парная | репродук-тивный, метод проблем-ного обучения | устный: оценка работы в паре |
4. | «Классификация жи-вотных. Основные систематические группы животных» | урок обобщения и система-тизации знаний | беседа | индиви-дуальная | репродук-тивный | устный текущий |
5. | «Влияние человека на животных» | урок обобщения и система-тизации знаний | беседа | фронтальная | метод проблем-ного обучения | устный текущий |
6. | «Клетка» | урок изучения нового матери-ала | рассказ | ффрон- тальная | репродук-тивный | устный текущий |
7. | «Ткани» | урок изучения нового матери-ала | рассказ | парная | метод проблем-ного обучения | устный: оценка работы в паре |
8. | «Органы и системы органов» | урок изучения нового матери-ала | самостоя-тельная работа с учебником | индиви-дуальная | частично-поисковый | письменный: по результатам ра-боты в тетради |
9. | «Саркодо-вые» | урок изучения нового матери-ала | рассказ | фрон-тальная | репродук-тивный | устный: текущий |
10. | «Жгутиковые» | урок изучения нового матери-ала | рассказ с элемента-ми беседы | фрон-тальная | метод проблем-ного обучения | устный: индиви-дуаль-ный опрос |
11. | «Инфузории» | комбинирован-ный урок | рассказ, Л. Р. № 1 «Строе-ние инфузо-рии-туфель-ки» | парная | частично-поисковый | письменный: по результатам ла-бораторной ра-боты |
12. | «Многооб-разие прос-тейших» | урок обобщения и систематиза-ции знаний | мини-конференция | индиви-дуальная | репродук-тивный | устный: по ре-зульта-там выс-тупле-ния на мини-конфе-ренции |
13. | «Пресноводная гид-ра» | урок изучения нового матери-ала | рассказ с элемента-ми беседы | фрон-тальная | объяснительно-иллюстра-тивный | устный текущий |
14. | «Морские кишечно-полостные» | урок изучения нового матери-ала | Видео-урок | индиви-дуальная | репродук-тивный | письменный: провер. работа «Строе-ние и жиз-недеятельность кишечно-полост-ных» |
15. | Контроль-ный урок по теме: «Простей-шие и кишечнополостные» | урок контро-ля знаний | игра «Биологический тайник» | парная | репродук-тивный | устный темати-ческий |
16. | «Плоские черви: бе-лая планария» | урок изучения нового матери-ала | рассказ | фрон-тальная | репродук-тивный | устный текущий |
17. | «Разнообразие плос-ких червей: сосальщи-ки и цепни» | урок изучения нового матери-ала | самостоя-тельная работа с учебником | индиви-дуальная | частично-поисковый | письмен-ный: по результатам за-полнения таблицы в тетради |
18. | «Круглые черви» | урок изучения нового матери-ала | беседа | фрон-тальная | репродук-тивный | устный индиви-дуальный опрос |
19. | «Кольча-тые черви: многоще-тинковые» | урок изучения нового матери-ала | рассказ | фрон-тальная | репродук-тивный | устный текущий |
20. | «Кольчатые черви: малощетин-ковые» | комбинирован-ный урок | рассказ, Л. Р.№2 «Знаком-ство со строе-нием дожде-вого червя» | парная | частично-поисковый | письменный: по результатам лабор. работы |
21. | Контроль-ный урок по теме: «Черви» | урок контро-ля знаний | комбини-рованный зачет | индиви-дуальная | репродук-тивный, метод проблемного обучения, частично- поисковый | темати-ческий устный и пись-менный |
22. | «Общая характерис-тика моллюс-ков» | урок изучения нового матери-ала | рассказ, мини-кон-ференция «Рекор-ды моллюс-ков» | индиви-дуальная | репродук-тивный | устный: по рез-ультатам выступ-ления на мини-конференции |
23. | «Брюхоно-гие моллюс-ки» | урок изучения нового матери-ала | беседа | фрон-тальная | репродук-тивный | устный текущий |
24. | «Двуствор-чатые мол-люски» | комбинирован-ный урок | рассказ, Л. Р. № 3 «Внешнее строение раковин моллюс-ков» | индиви-дуальная | частично-поисковый | письменный: по резуль-татам лабор. работы |
25. | «Головоно-гие мол-люски» | урок изучения нового матери-ала | рассказ | фрон-тальная | репродук-тивный | письмен-ный: провер. работа «Моллюски» |
26. | «Ракообразные» | урок изучения нового матери-ала | рассказ с элемента-ми беседы | фрон-тальная | репродук-тивный | устный текущий |
27. | «Паукообразные» | урок изучения нового матери-ала | беседа | фрон-тальная | репродук-тивный | устный: индиви-дуальный опрос |
28. | «Насеко-мые: особен-ности строения и жиз-недеятель-ности» | комбинирован-ный урок | рассказ, Л. Р. № 4 «Внешнее строение майского жука» | индиви-дуальная | частично-поисковый | письмен-ный: провер. работа «Ракооб-разные и паукооб-разные»; по итогам лабор. работы |
29. | «Типы развития насекомых» | урок изучения нового матери-ала | самостоя-тельная работа с учебником | индиви-дуальная | частично-поисковый | письменный: по итогам провер-ки конспек-та в тет-ради |
30. | «Пчелы и муравьи» | урок обобщения и система-тизации знаний | видео-урок | индиви-дуальная | репродук-тивный | устный текущий |
31. | «Насеко-мые – вредители сада и огорода» | урок обобще-ния и система-тизации знаний | мини-конференция | парная | репродук-тивный | письмен-ный: провер. работа «Много-образие насеко-мых», устный: по итогам выступления на мини-конферен-ции |
32. | Контроль-ный урок по теме: «Моллюс-ки. Членис- тоногие». | урок контро-ля знаний | комбини-рованный зачет | индиви-дуальная | репродук-тивный, метод проблем-ного обучения | темати-ческий устный и пись-менный |
33. | «Общие признаки хордовых животных» | урок изучения нового матери-ала | рассказ | фрон-тальная | репродук-тивный | устный текущий |
34. | «Рыбы: внешнее строение» | комбинирован-ный урок | рассказ, Л. Р. № 5 «Внешнее строение рыб» | индиви-дуальная | частично-поисковый | письменный: по результатам лабор. работы |
35. | «Внутреннее строение рыб» | урок изучения нового матери-ала | беседа | фрон-тальная | метод проблем-ного обучения | устный текущий |
36. | «Особеннос-ти размножения рыб» | урок изучения нового матери-ала | беседа | фрон-тальная | репродук-тивный | письменный: провер. работа «Строение рыб» |
37. | «Основные система-тические группы рыб» | урок изучения нового матери-ала | видео-урок | индиви-дуальная | репродук-тивный | устный: индиви-дуальный опрос |
38. | «Промысло-вые рыбы, их рациональ-ное исполь-зование и охрана» | урок обобще-ния и система-тизации знаний | урок-редакция | парная | репродук-тивный | письмен-ный: за статью в журнал, написан-ную в паре |
39. | «Земноводные: места обитания и внешнее строение» | урок изучения нового матери-ала | беседа | фрон-тальная | метод проблемн-ого обучения | устный текущий |
40. | «Внутреннее строение земноводных» | урок изучения нового матери-ала | беседа | фрон-тальная | репродук-тивный | устный текущий |
41. | «Годовой цикл жизни земноводных, их происхождение» | урок изучения нового матери-ала | беседа | фрон-тальная | метод проблем-ного обучения | Письмен-ный: пров. раб. «Строение земновод-ных» |
42. | «Многообразие зем-новодных» | урок изучения нового матери-ала | видео-урок | индиви-дуальная | репродук-тивный | устный индиви-дуальный опрос |
43. | «Особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкаю-щихся» | урок изучения нового матери-ала | рассказ с элементами беседы | фрон-тальная | метод проблем-ного обучения | устный текущий |
44. | «Многообразие прес-мыкающихся, их зна-чение» | урок изучения нового матери-ала | мини-конференция | индиви-дуальная | репродук-тивный | устный: по ито-гам выступления на мини-конфе-ренции |
45. | Контроль-ный урок по теме: «Рыбы. Земно-водные. Пресмыкающиеся». | урок контро-ля знаний | комбини-рованный зачет | индиви-дуальная | репродук-тивный, метод проблем-ного обучения | Темати-ческий устный и пись-менный |
46. | «Среда обитания и внешнее строение птиц» | комбинирован-ный урок | рассказ, Л.Р. № 6 «Внешнее строение птицы» | индиви-дуальная | метод проблем-ного обучения | письменный: по результатам лабор. работы |
47. | «Скелет и мускулату-ра птиц» | комбинирован-ный урок | рассказ, Л.Р.№ 7 «Строение скелета птиц» | парная | метод проблем-ного обучения | письменный: по итогам лабор. работы |
48. | «Внутренние органы птиц» | урок изучения нового матери-ала | рассказ | фрон-тальная | метод проблем-ного обучения | устный фрон-тальный |
49. | «Размножение и раз-витие птиц» | урок изучения нового матери-ала | самостоя-тельная работа с учебни-ком | индиви-дуальная | репродук-тивный | письменный: провер. работа «Особенности строения птиц» и за конспект в тетради |
50. | «Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц» | урок обобщения и систематизации знаний | беседа | фрон-тальная | метод проблем-ного обучения | устный: индиви-дуальный опрос |
51. | «Многообразие птиц» | урок изучения нового матери-ала | видео-урок | индиви-дуальная | репродук-тивный | устный текущий |
52. | «Значение птиц и их охрана» | урок обобщения и систематизации знаний | беседа | фрон-тальная | репродук-тивный | устный текущий |
53. | Контрольный урок по теме: «Птицы» | урок контроля знаний | комбини-рованный зачет | индиви-дуальная | репродук-тивный, метод проблем-ного обучения | темати-ческий устный и пись-менный |
54. | «Внешнее строение млекопитающих» | урок изучения нового матери-ала | рассказ | фрон-тальная | репродук-тивный | устный текущий |
55. | «Внутреннее строение млекопитающих» | урок комплексного применения знаний | рассказ, Л.Р. № 8 «Строение скелета млекопитающих» | парная | частично-поисковый | письменный: по результатам лабор. работы |
56. | «Размноже-ние и раз-витие млекопитаю-щих» | урок изучения нового матери-ала | самостоя-тельная работа с учебником | индивидуальная | репродук-тивный | письменный: провер. работа «Строе-ние млеко-питаю-щих», за конспект в тетради |
57. | «Происхождение мле-копитаю-щих» | урок обобще-ния и система-тизации знаний | рассказ | фрон-тальная | репродук-тивный | устный текущий |
58. | «Многообразие мле-копитаю-щих» | урок изучения нового матери-ала | видео-урок | индиви-дуальная | репродук-тивный | устный: индиви-дуальный опрос |
59. | «Многообразие мле-копитаю-щих (продол-жение)» | урок изучения нового матери-ала | мини-конференция | индиви-дуальная | частично-поисковый | устный: по ито-гам выступления на мини-конфе-ренции |
60. | «Экологические груп-пы млекопитающих. Значение млекопита-ющих». | урок обобщения и система-тизации знаний | беседа | фрон-тальная | репродук-тивный | устный текущий |
61. | Контрольный урок по теме: «Млекопитающие» | урок контро-ля знаний | общест-венный смотр знаний | индиви-дуальная | репродук-тивный, метод проблемного обучения, частично- поисковый | темати-ческий: устный и пись-менный |
62. | «Доказа-тельства и причины эволюции животного мира» | урок изучения нового матери-ала | лекция | фрон-тальная | репродук-тивный | устный текущий |
63. | «Основные этапы раз-вития животного мира на Земле» | урок обобщения и система-тизации знаний | беседа | фрон-тальная | метод проблем-ного обучения | устный текущий |
64. 65. | Экскурсия на водоем: «Наблюдение за ры-бами и лягушка-ми» | комбинирован-ный урок | экскурсия | парная | частично-поисковый | письменный: за отчет по экскур-сии |
66. 67. | Экскурсия в парк: «Знакомство с птица-ми» | комбинирован-ный урок | экскурсия | парная | частично-поисковый | письменный: за отчет по экскур-сии |
68. | Зоология в терминах. | урок обобщения знаний | игра «Бег с барье-рами» | парная | репродуктивный | Итого-вый устный |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
В учебнике описано 10 лабораторных работ, а запланировано для проведения - 8:
- Лабораторная работа 2. "Внешнее строение дождевого червя" и лабораторная работа 3. "Внутреннее строение дождевого червя" объединены в одну.
- Лабораторная работа 7 "Внутреннее строение рыбы" не запланирована, т.к. в школе нет влажных препаратов рыб.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
по теме: "Строение инфузории-туфельки"
Цель: научиться готовить временные микропрепараты и наблюдать за живыми объектами под микроскопом, изучить особенности строения и выявить особенности передвижения инфузории-туфельки
Оборудование: 1) микроскопы
2) микропрепараты "Инфузория-туфелька",
культура с живыми инфузориями, предметное
и покровное стекло, пипетка
Ход работы:
1. Подготовьте микроскоп к работе.
2. Сделайте микропрепарат. Рассмотрите инфузорию-туфельку при малом увеличении микроскопа, обратите внимание на ее форму и особенность передвижения
3. Рассмотрите части клетки простейшего при большом увеличении.
Оформление результатов:
зарисуйте инфузорию-туфельку в тетрадь, подпишите части ее клетки.
Сделайте вывод, перечислив признаки, характерные для инфузории, как представителя простейших и указав особенности её передвижения.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
по теме: "Знакомство со строением дождевого червя"
Цель: изучить внешнее и внутреннее (на поперечном срезе) строение дождевого червя, научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания
Оборудование: 1) коллекция "Агроценоз"
2) микроскоп
3) микропрепарат "Поперечный срез дождевого
червя"
Ход работы:
1. Рассмотрите в коллекции "Агроценоз" животных, совместно обитающих с дождевым червем в почве, сосредоточьте внимание на самом черве: на форме его тела, попробуйте сосчитать количество сегментов его тела.
2. Рассмотрите под микроскопом поперечный срез дождевого червя и, пользуясь учебником, определите: какие органы его видны на срезе.
Оформление результатов: зарисуйте увиденное.
Сделайте вывод, указав приспособления во внешнем строении дождевого червя для жизни в почве.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
по теме: "Внешнее строение раковин моллюсков"
Цель: познакомиться со строением раковин наиболее распространенных моллюсков научиться их сравнивать.
Оборудование: 1) раковины моллюсков: катушки, большого
прудовика, беззубки
2) лупа
Ход работы: рассмотрите раковины моллюсков:
- подсчитайте число оборотов в раковинах катушки и прудовика
2) рассмотрите перламутровый слой в раковинке
беззубки;
3) определите возраст беззубки.
Оформление результатов: зарисуйте раковинки моллюсков в тетрадь.
Сделайте вывод, сравнив раковины этих моллюсков.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
по теме: "Внешнее строение майского жука"
Цель: познакомиться с особенностями внешнего строения насекомых на примере майского жука, научиться выявлять функции органов
Оборудование: коллекция "Майский жук".
Ход работы: рассмотрите насекомое:
- определите его длину и окраску;
- найдите 3 отдела тела;
- на голове найдите глаза, усики, ротовой аппарат, найдите в учебнике описание их функций;
- установите, к какому отделу тела прикреплены ноги и крылья, определите их число;
- найдите дыхальца, узнайте из учебника их функцию.
Оформление результатов:
Заполните в тетради таблицу:
Отделы тела | Расположенные на них органы | Функции органов |
Сделайте вывод, перечислив характерные черты строения насекомого как представителя членистоногих.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
по теме: "Внешнее строение рыб"
Цель: познакомиться с особенностями внешнего строения речного окуня, научиться выявлять черты приспособленности к среде обитания
Оборудование: 1) емкость с рыбой
2) лупа
Ход работы:
1. Рассмотрите рыбу:
- определите форму ее тела;
- рассмотрите с помощью лупы чешую;
- рассмотрите окраску рыбы на спинной и брюшной стороне;
- найдите глаза, боковую линию, жаберные крышки, плавники.
2. В учебнике прочитайте о значении этих органов в жизни рыб.
Оформление результатов: зарисуйте рассмотренную рыбу, подпишите её органы, без которых она не смогла бы жить в воде.
Сделайте вывод о характерных чертах приспособленности рыб к водной среде.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
по теме: "Внешнее строение птиц"
Цель: выявить особенности внешнего строения птиц.
Оборудование: 1) открытка с изображением птицы
2) инструкция по описанию птицы
3) набор перьев
Ход работы:
1. Рассмотрите открытку, опишите внешнее строение птицы, пользуясь инструкцией.
2. Исследуйте набор перьев, определите их виды, пользуясь учебником.
Оформление результатов: опишите внешнее строение птицы, схемой объясните классификацию птичьих перьев, зарисуйте примеры разных перьев, подписав их составные части.
Сделайте вывод, отметив на основании внешнего строения приспособления птиц к полёту.
К лабораторной работе 6 "Внешнее строение птицы"
Опишите внешнее строение предложенной вам птицы. Вот примерный план:
1. Величина (с воробья, меньше или больше).
2. Форма:
хвост (длинный, короткий, лирообразный и т.д.)
клюв (короткий, длинный, толстый, тонкий, изогнутый и т.д.)
хохол на голове
и т.д.
3. Окраска:
общая (серая, черная, зеленоватая, пестрая и т.д.)
характерные цветовые отметины (черная голова, голубая
"шапочка", белые щеки и т.д.), на крыльях белые полосы
хвост (красноватый, белый на конце и т.д.)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7
по теме: "Строение скелета птицы"
Цель: познакомиться со строением скелета птиц, научиться выявлять особенности, связанные с полетом.
Оборудование: коллекция раздаточного материала по скелету птиц.
Ход работы:
1. Рассмотрите скелет птицы, найдите все его 5 отделов.
2. Рассмотрите позвоночник, череп, грудную клетку, пояса конечностей и скелет конечностей: из каких костей они состоят?
3. Найдите в учебнике информацию об особенностях скелета птиц, связанных с полетом.
Оформление результатов и вывода:
Заполните в тетради таблицу:
Отделы скелета | Их особенности | Значение для полета |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8
по теме: "Строение скелета млекопитающих"
Цель: изучить скелет млекопитающих, научиться сравнивать скелеты разных животных
Оборудование: коллекция раздаточного материала по скелету млекопитающих
Ход работы:
1. Рассмотрите строение скелета, найдите 5 его отделов.
2. Пользуясь учебником, найдите кости, составляющие череп, позвоночник, грудную клетку, пояса конечностей и скелет конечностей.
Сделайте вывод об особенностях скелета млекопитающих, сравнив его со скелетом пресмыкающихся.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ
ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
включает в себя
8 письменных проверочных работ и
6 уроков контроля знаний,
для реализации индивидуального подхода к учащимся используются карточки, которые разработаны по всем изучаемым темам.
Проверочные работы в 7 классе
(в течение года проводится 8):
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 1
по теме: "Строение и жизнедеятельность кишечнополостных"
Вариант 1 1. Как питается гидра? 2. Как объяснить, что из 1/200 части тела гидры восстанавливается ее организм (как называется это свойство, какие клетки отвечают за эту способность организма)? 3. Какая связь существует между строением стрекательной клетки и ее функцией? | Вариант 2 1. Как гидра размножается? 2. К телу гидры прикоснулись соломинкой. Что произойдет? Как называется такая реакция гидры? Какие клетки участвуют в этом? 3. Какая связь существует между строением пищеварительной клетки и ее функцией? |
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2
по теме: "Моллюски"
Задание 1.
Выпишите номера признаков: 1 вариант - виноградной улитки
2 вариант - жемчужницы
1. Тело животного мягкое и имеет мантию.
2. Снаружи - двустворчатая раковина.
3. Наружной раковины нет, есть лишь ее остатки, скрытые под кожей.
4. Раковина спирально закручена.
5. Передвигаются при помощи мускулистой ноги.
6. Характерен реактивный способ передвижения.
7. Нет головы.
8. Есть печень.
9. Пищевод проходит через мозг.
10. Органы дыхания - легкие.
11. Органы дыхания - жабры.
12. Сердце из двух камер.
13. Сердце из одного желудочка и 2-4 предсердий.
14. Кровеносная система замкнута.
15. Нервная система образована 3 парам нервных узлов, связанных перемычками.
16. Есть органы зрения, осязания и обоняния.
17. Органов чувств нет.
18. Есть органы зрения и осязания.
19. Гермафродиты.
20. Раздельнополы.
Задание 2.
Вариант 1. Почему у прудовика, беззубки и осьминога кровь разного цвета?
Вариант 2. Почему язык прудовика сравнивают с тёркой? Какое он имеет значение в жизни моллюска?
Задание 3.
Вариант 1. Почему у моллюсков, ведущих подвижный и неподвижный образ жизни, по-разному развиты органы чувств?
Вариант 2. Существует ли взаимосвязь между дыхательной и кровеносной системами? Ответ обоснуйте.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 3
по теме: "Ракообразные и паукообразные"
Вариант 1 1. Назовите органы головогруди речного рака и их функции. 2. Опишите кровеносную и выделительную системы ракообразных и паукообразных. 3. Сравните дыхательные системы у речного рака и паука-крестовика. С чем связана их разница? | Вариант 2 1. Назовите органы головогруди паука-крестовика и их функции. 2. Опишите пищеварительную и нервную системы ракообразных и паукообразных. 3. Сравните органы чувств речного рака и паука-крестовика. |
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 4
по теме: "Многообразие насекомых"
Вариант 1
связано с выполняемой им функцией? 3.Что произойдет, если исчезнут все двукрылые? | Вариант 2 1. Каковы особенности крыльев у мух? 2. Как строение ротового аппарата у жесткокрылых связано с выполняемой им функцией? 3. Что произойдет, если исчезнут все чешуекрылые? |
Вариант 3 1. Каковы особенности крыльев у жуков? 2. Как строение ротового аппарата у двукрылых связано с выполняемой им функцией? 3. Что произойдет, если исчезнут все перепончатокрылые? | Вариант 4 1. Каковы особенности крыльев у пчел? 2. Как строение ротового аппарата у чешуекрылых связано с выполняемой им функцией? 3. Что произойдет, если исчезнут все жесткокрылые? |
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 5
по теме: "Строение рыб"
Вариант 1.
боковая линия, чешуя? 3. Как особенности внутреннего строения рыбы помогают ей плавать? | Вариант 2.
плавательный пузырь, поджелудочная железа?
плавать? |
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 6
по теме: "Строение земноводных"
Вариант 1. 1.Перечисли органы пищеварительной системы лягушки. 2.Что такое *бедро, *ключица, *предплечье? 3. Сравни опорно-двигательную систему у лягушки и рыбы. | Вариант 2. 1.Назови особенности внешнего строения лягушки, позволяющие ей жить на суше. 2. Что такое * воронья кость, * голень, * плечо? 3.Сравни кровеносную и дыхательную системы лягушки и рыбы. С чем связана их разница? |
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 7
по теме: "Особенности строения птиц, связанные с полетом"
Вариант 1. 1.Что такое *контурное перо, *надклювье, *очин? 2.Назовите особенности кровеносной, выделительной и нервной систем у птиц, объяснив их взаимосвязь с полётом. 3. Почему птицам не нужны зубы? | Вариант 1 1.Что такое *опахало, *покровное крыло, *подклювье?
2.Назовите особенности опорно-двигательной системы птиц, объяснив их взаимосвязь с полётом. 3. Почему птицы не задыхаются в полёте? |
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 8
по теме: "Строение и жизнедеятельность млекопитающих"
Вариант 1. А) Выпишите номера верных утверждений: 1. В коже млекопитающих два вида желез. 2. Лопатка - кость пояса передней конечности. 3. Сердце млекопитающих из 4 камер. 4. Мозжечок отвечает за координацию движений. 5. Глаза у млекопитающих с двумя веками. 6. Между бедром и стопой находится голень. 7. Диафрагма - мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. 8. У млекопитающих 6 шейных позвонков. 9. Между глоткой и пищеводом находится желудок. 10. Мочеточники соединяют почки с мочевым пузырем. Б) Сравните особенности внешнего строения рукокрылых и ластоногих млекопитающих. В) Смоделируйте схему взаимодействия кровеносной и выделительной систем. | Вариант 2. А) Выпишите номера верных утверждений: 1. Между кистью и предплечьем находится плечо. 2. Печень - пищеварительная железа. 3. Конечности у млекопитающих расположены по бокам туловища. 4. Между ротовой полостью и пищеводом находится глотка. 5. В позвоночнике у млекопитающих 5 отделов. 6. У млекопитающих рот ограничен губами. 7. Ключица - кость передней конечности. 8. У млекопитающих 2 круга кровообращения. 9. Большие полушария среднего мозга у млекопитающих с извилинами. 10. У млекопитающих различают резцы и коренные зубы. Б) Сравните сумчатых и плацентарных млекопитающих. В) Смоделируйте схему взаимодействия дыхательной и пищеварительной систем. |
Уроки контроля знаний
К-1
Урок контроля знаний по теме: "Простейшие и кишечноплостные"
Цель: проверить у учащихся знания о строении, жизнедеятельности и значении простейших и кишечнополостных, умение сравнивать организмы и процессы их жизнедеятельности, умение отвечать на вопросы: "почему..." и "докажи...".
Форма проведения урока: рейтинговая контрольная работа и игра "Биологический тайник".
К-2
Урок контроля знаний по теме: "Черви"
Цель: проверить у учащихся знания о строении, жизнедеятельности, многообразии и значении плоских, круглых и кольчатых червей, умения узнавать распространенные виды червей на рисунках, выбирать верные утверждения из множества предложенных, искать в тексте биологические ошибки, выбирать из нескольких элементов лишний и обосновывать свой выбор, сравнивать объекты и явления.
Форма проведения урока:
- Устные ответы у доски.
- Выполнение письменных заданий по выбору учащихся:
1. Тест.
2. Выпишите номера верных утверждений.
3. Заполните таблицу "Сравнительная характеристика червей".
4. Кроссворд.
5. Распределите перечисленных червей по классам и отрядам.
6. Найдите в тексте биологические ошибки.
7. Что здесь лишнее и почему?
К-3
Урок контроля знаний по теме: "Моллюски и членистоногие"
Цель: проверить знания о строении, жизнедеятельности, многообразии и значении моллюсков и членистоногих, умения узнавать изученных животных на рисунках и распределять их по систематическим группам.
Форма проведения урока:
- Устные ответы у доски.
- Выполнение письменных заданий по выбору учащихся:
1. Выпишите цифры, которыми обозначены признаки
а) моллюсков б) членистоногих.
2. Заполните кроссворд.
3.Назовите животных, изображенных на картинках и их систематическое положение.
- Креативные задания
- Игра "Лото".
К-4
Урок контроля знаний по теме:
«Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся»
Цель: проверить знания у учащихся о строении, жизнедеятельности, многообразии и значении рыб, земноводных и пресмыкающихся и умения объяснять связь особенностей строения со средой обитания, узнавать изученных животных на рисунках и распределять их по систематическим группам, умение отвечать на вопросы "почему...",
"сравни...", "докажи...".
Форма проведения урока:
- Рейтинговая контрольная работа.
- Выполнение письменных заданий по выбору учащихся:
1. Назовите изображенных на картинках животных, укажите их систематическое положение.
2. Заполните кроссворды "Класс Рыбы", "Ква-ква" и "Пресмыкающиеся"
- "Что это за змея?"
- Креативные задания.
- Игра "Пять золотых червонцев".
К-5
Урок контроля знаний по теме: "Птицы"
Цель: проверить знания у учащихся о строении, жизнедеятельности, многообразии и значении птиц, знание терминов по теме, умения распознавать птиц на рисунках и распределять их по экологическим группам и отрядам, связывать особенности внешнего и внутреннего строения с полетом, сравнивать явления и объекты.
Форма проведения урока:
- Устные ответы у доски.
- Письменное выполнение заданий по выбору учащихся:
1. Тест.
2. "Клювы и лапы"
3. Назовите изображенных на картинках птиц и укажите их систематическое положение.
4. "Птичьи домики"
5. Кроссворд.
- "Что выстукивает дятел?"
- Креативные задания.
К-6
Урок контроля знаний по теме: "Млекопитающие"
Цель: проверить знания о строении, жизнедеятельности, многообразии и значении млекопитающих, знание терминов по теме, умения узнавать изученных животных на рисунках и распределять их по систематическим группам, умение отвечать на вопросы разной степени сложности.
Форма проведения урока: общественный смотр знаний
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
а) литература для учащихся:
- Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/ Пол ред. В.М.Константинова, И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана - Граф, 2004
- Книга для чтения по зоологии / составитель Молис С.А. - М.,: Просвещение, 1985.
- Рабочая тетрадь по биологии: животные в двух частях. -
М.,: Вентана-Граф, 2000.
б) литература для учителя:
- Бровкина Е.Т., Кузьмина Н.И. Уроки зоологии. - М., Просвещение, 1981.
- Яхонтов А.А. Зоология для учителя. - .М., Просвещение, 1985.
- Рыков Н.А. Зоология с основами экологии животных. - М., Просвещение, 1985.
- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М., Просвещение, 1994.
- Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. Биологический эксперимент в школе. - М., Просвещение, 1990.
- Луцкая Л.А., Никишов А.И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии. - М., Просвещение, 1987.
- Лернер Г.И. Биология животных: тесты и задания. - М., Аквариум, 2000.
- Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. - М., Просвещение, 1996.
- Теремов А.В., Рохлов В.С. Занимательная зоология. - М., АСТ-Пресс, 2002.
Задания для формирования информационной компетентности у учащихся
В современном обществе – огромный поток информации.
Поэтому одна из задач школы – обучение учащихся самостоятельному отбору и использованию необходимой информации.
Современная школа призвана расширить информационное поле учеников и изменить назначение учителя:
- при традиционном обучении значение учителя: передавать учащимся сумму знаний, накопленных человечеством (т.е. объяснять новый материал),
- в современных условиях учитель призван управлять процессом самостоятельного поиска знаний (т.е. процесс обучения в школе не сводится к простой передаче знаний от учителя к ученику, а важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направляя их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением).
Особое внимание формированию у учащихся информационной компетентности я уделяю в 7 классе при изучении зоологии –
науки о животных, для этого, кроме классических предусмотренных по работе с текстом учебника заданий в УМК И.Н. Пономаревой, мною подобрано немало других.
По теме «Введение»
А) для работы с учебником:
- «Кроссворд - наоборот»:
из параграфа 2 выпишите вопросы к словам кроссворда «Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе»
1
2 | с | и | М | б | и | о | з | |||||||||||
3 | р | Е | д | у | ц | е | н | т | ы | |||||||||
к | в | а | р | т | и | р | а | н | т | С | т | в | о | |||||
5 | п | р | о | д | у | ц | е | н | Т | ы | ||||||||
6 | н | е | к | т | О | н | ||||||||||||
7 | б | и | О | г | е | о | ц | е | н | о | з | |||||||
8 | Б | е | н | т | о | с | ||||||||||||
9 | х | и | щ | н | И | ч | е | с | т | в | о | |||||||
10 | к | о | н | с | у | м | е | н | Т | ы | ||||||||
11 | п | а | р | А | з | и | т | ы | ||||||||||
12 | п | л | а | Н | к | т | о | н | ||||||||||
13 | б | И | о | ц | е | н | о | з | ||||||||||
к | о | н | к | у | р | е | н | ц | и | Я |
- Опережающее домашнее задание по теме «Органы и системы органов» (по параграфу 8):
А) Рядом с названиями систем органов напишите номера органов, к ним относящихся:
|
|
|
Б) Заполните кроссворд:
*по горизонтали:
- приобретённый рефлекс
- сосуды, несущие кровь от сердца
- половые клетки
- врождённый рефлекс
- кровь, насыщенная кислородом
- симметрия тела у иглокожих
- симметрия тела у насекомых
- ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая с участием нервной системы
- сосуды, несущие кровь к сердцу
* по вертикали:
- половые железы
- биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции
- кровь, насыщенная углекислым газом
- определённая постоянная последовательность нескольких врождённых рефлексов
- кровеносная система, в которой кровь движется только по сосудам
- мельчайшие кровеносные сосуды
10 11 9 8 7 12 6 5 13
15 14 4 2 3 1 |
Б) для работы с другими источниками информации:
- Межпредметные задания (биология + литература):
- Есть немало пословиц, где упоминаются животные, например: «Без труда не вынешь рыбку из пруда». Напишите ещё 10 пословиц.
- В русском языке немало фразеологизмов, где упоминаются животные, например: «красный, как рак», «нем, как рыба». Выпишите из фразеологического словаря ещё 10 фразеологизмов.
По теме «Простейшие. Кишечнополостные»
А) для работы с учебником:
- Задание по параграфам 9 – 12: расположите простейших по росту (в порядке убывания их размеров):
- амёба обыкновенная
- балантидий
- бурсария
- вольвокс
- инфузория туфелька
- лейшмания
- лямблия
- радиолярия
- фораминифера
По теме «Черви»
А) для работы с учебником:
- по параграфу 16 заполнить таблицу:
Печёночный сосальщик | Свиной цепень |
а) внешнее б) внутреннее |
а) внешнее б) внутреннее |
| 2.Цикл развития: |
| 3. Приспособления к паразитическому образу жизни: |
По теме «Моллюски. Членистоногие»
А) для работы с учебником:
- Задание «Волшебная цифра» (по параграфам 20 – 23):
Вычислите «волшебную цифру» по формуле:
( (А – В) : С – D : (E + F) ) : (G : ( H + I ) ) + K, где:
A – масса самого крупного двустворчатого моллюска тридакны ( в кг )
B - количество видов моллюсков ( в тыс.)
C – количество воды, которое фильтрует мидия за 1 час ( в л )
D – наибольшее число сердечных сокращений в минуту у брюхоногих моллюсков
E – длина большого прудовика ( в см )
F – наибольшее количество оборотов раковинки у прудовика
G – количество глаз по краю мантии у гребешка
H - длина раковинки беззубки ( в см )
I – диаметр глаза гигантского кальмара ( в см )
K – длина раковинки мидии ( в см )
- Опережающее домашнее задание: по параграфам 21 – 23 заполнить таблицу:
Моллюски | Их значение |
| |
| |
|
Б) для работы с другими источниками информации:
- Задание «Насекомые – вредители сада и огорода» (работа с папкой «Вредители сада и огорода», где на альбомных листах собран материал об отдельных насекомых – вредителях, работать с одним листом ученик может не более 3 минут, затем учитель меняет учащимся листы): познакомившись с пятью насекомыми-вредителями, заполните таблицу:
Насекомые - вредители | Наносимый вред | Меры борьбы |
- межпредметные задания (биология + литература):
- выпишите из сказки «Муха Цокотуха» К. Чуковского названия 10 членистоногих и определите их систематическое положение
- вспомните «Одиссею» Гомера: кто такой циклоп?
- перечитайте басню И. Крылова «Лебедь, рак и щука».
Прав ли был автор, описывая передвижение рака – нет ли в басне биологической неточности?
- Нет ли биологической неточности в стихотворении
А. Фета «Бабочка»?
- Напишите небольшое сообщение о любом насекомом
(по желанию его можно оформить)
По теме «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся»
А) для работы с учебником:
- Опережающее домашнее задание: распределите перечисленных рыб по систематическим группам, используя текст учебника на стр. 165 – 173:
Систематические группы | Рыбы | |
| 1. Белуга 2. Вобла 3. Горбуша 4. Карась 5. Катран 6. Кета 7. Килька 8. Латимерия 9. Лепидосирен 10. Манта 11. Навага 12. Неоцератод | 13. Осётр 14. Палтус 15. Пикша 16. Плотва 17. Рыба-пила 18. Сазан 19. Салака 20. Сардина 21. Севрюга 22. Сёмга 23. Стерлядь 24. Форель 25. Хвостокол |
Ответ:
Акулы:5
Двоякодышащие: 9, 12
Камбалооюразные: 14
Карпообразные: 2, 4, 16,18
Кистепёрые: 8Лосолевые: 3, 6, 22, 24
Осетровые: 1, 13, 21, 23
Сельдеобразные: 7. 19, 20
Скаты: 10, 17, 25
Тресковые: 11,15
Б) для работы с другими источниками информации:
- межпредметное задание (биология + литература):
- какой рыбой угощал Демьян соседа Фоку в басне И. Крылова «Демьянова уха»?
- какой рыбой потчевал Хлестакова попечитель богоугодных заведений Земляника в комедии Н. Гоголя «Ревизор»?
- почему одного из персонажей романа М. Шолохова «Поднятая целина» прозвали Щукарём?
- На какую рыбу был зван Фамусов во втором действии комедии А. Грибоедова «Горе от ума»?
Ответы:
- лещом и стерлядью
- лабарданом – свжепросоленной треской
- пытаясь под водой откусить фабричный крючок у удилища станичника деда Купыря, девятилетний мальчишка вместо щуки был пойман за верхнюю губу. Крючок отец отрезал, губа срослась, но с тех пор за мальчишкой укрепилась кличка Щукарь
- форель
- напишите небольшое сообщение о рыбе, земноводном или пресмыкающемся (по желанию его можно оформить)
По теме «Птицы»
А) для работы с учебником:
- Задание «Птичьи домики»:
рассели птиц по домикам, пользуясь учебником (параграфы 48 – 50)
- гнёздо в дупле
- гнездо на земле
- гнездо на ветвях деревьев и кустарников
Жаворонок, желна, зяблик, дрозд, иволга, крапивник, ласточка, овсянка, орёл, павлин, поползень, соловей, тетерев, филин.
- Пользуясь текстом учебника (параграфы 44 – 50) составьте 10 вопросов первого уровня сложности:
Задания 1-ого уровня сложности | Примеры |
1.Задания на опознание, содержащие одну мыслительную операцию – выбор альтернативы «да» - «нет» | Правда ли, что питание – это процесс получения организмом веществ и энергии? |
2. Задания на различение содержат в себе «помехи», создаваемые наличием вариантов ответов, один из которых правильный | К какой группе организмов относится клоп постельный? А) паразиты, б) симбионты, в) хищники |
3. Задания на соотнесение предполагают разделение фактов или явлений на группы по определённому признаку | Соотнесите животных и их типы дыхания: 1. акула а) жаберное 2.майский жук б) клеточное 3.медведь в) кожное 4. амёба г) лёгочное 5. дождевой д) трахейное червь |
4.Задания на выделение основания, по которому группируются факты или явления | По какому признаку птицы и млекопитающие объединяются в группу теплокровных животных? |
5.Задания на воспроизведение отдельных фактов, чисел, названий. | Перечислите органы движения у одноклеточных животных |
6. Задания на воспроизведение понятий, правил, выводов. | Дайте определение понятия фотосинтез |
7. Задания на воспроизведение текста, стихов, данных и т.д., требующих при воспроизведении определённой последовательности | Используя рисунок, расскажите о выделительной системе млекопитающих |
8.Задания на выявление фактов – измерение, взвешивание, простые вычисления. | Рассмотрите на рисунке инфузорию – туфельку и эвглену зелёную. Выявите факт, подтверждающий, что инфузория передвигается быстрее эвглены. |
9.Задания на описание фактов и явлений. | Рассмотрите рисунок «Развитие бабочки» и расскажите о развитии бабочки |
10. Задания на описание и воспроизведение процессов и способов деятельности, содержащих в себе определённую логику | Расскажите, как протекает процесс обмена веществ у растений. |
Б) для работы с другими источниками информации:
- межпредметные задания (биология + литература):
- прочитайте стихотворение Э. Асадова «Дикие гуси». Какие особенности жизнедеятельности птиц описаны в нём?
- Прочитайте стихотворение Э. Асадова «Пеликан», приведите 2 примера подобного поведения у животных из других классов типа Хордовых?
- Нет ли биологических неточностей в стихотворениях А. Н. Плещеева «Травка зеленеет», С. Есенина «Выткался над озером…», С. Маршака «В доме, который построил Джек»?
- напишите небольшое сообщение о любой птице
(по желанию его можно оформить)
По теме «Млекопитающие»
А) для работы с учебником:
- пользуясь текстом учебника (параграфы 51 – 59), составьте вопросы второго и третьего уровня сложности:
Задания 2-ого уровня сложности: | Примеры |
1. Задания на анализ предполагают умение школьниками выделять в объекте признаки и среди них – существенные, а также разделять объект на части и устанавливать между ними связи | Почему почкование является бесполым размножением? |
2.Задания на синтез означают выделение общих свойств ряда объектов | Выявите существенный признак, объединяющий почкование и спорообразование. |
3.Задания на сравнение | Рассмотрите на рисунке головной мозг рыбы и птицы. Сравните их, запишите черты сходства и различия. |
4.Задания на абстрагирование требуют определения необходимых и достаточных признаков изучаемых объектов | Почему раковина улитки и панцирь рака являются наружным скелетом? |
5.Задания на конкретизацию и обобщение | У каких животных, кроме пчелы, узловая нервная система? Почему гидру нельзя отнести к этой группе животных? |
6.Задания на классификацию | Сгруппируйте перечисленные процессы по выбранному основанию (перечислены процессы дыхания и фотосинтеза). Объясните предложенную классификацию. |
7. Задания на систематизацию | Заполните таблицу (схему) |
Задания 3 –его уровня сложности | Примеры |
1. Задания на комбинирование элементов системы | Предложите изменения в строении листа у растений в связи с появлением дополнительного способа питания (хищничество) |
2.Задания на изменение функций одного из элементов системы | Лягушка – холоднокровное животное. Рассмотрите на рисунке в учебнике строение её сердца и предположите, какие изменения в строении сердца привели бы к появлению теплокровности |
3.Задания на введение в систему нового элемента с целью изменения её функций | Все животные обладают раздражимостью, но у многоклеточных появляется нервная система. Предположите, чем ответная реакция на воздействие окружающей среды у многоклеточных животных будет отличаться от таковой у одноклеточных? |
4.Задания на выделение элемента из системы и преобразование его в самостоятельную систему | Докажите, что любой вегетативный орган растения может стать самостоятельным организмом. |
5. Задания на объединение двух или более систем в одну | Смоделируйте схему взаимодействия следующих систем органов: кровеносной, дыхательной, выделительной, пищеварительной, нервной и эндокринной |
Б) для работы с другими источниками информации:
- напишите небольшое сообщение о любом млекопитающем
(по желанию его можно оформить)
- межпредметные задания (биология + литература):
а) какой породы была собака
- в рассказе А. Чехова «Дама с собачкой»,
- в рассказе И. Тургенева «Му-му»,
- в рассказе А. Чехова «Каштанка»,
- в повести Д. Лондона «Белый клык»,
- в повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо»,
- в повести А. Конан Дойла «Собака Баскервилей»?
Ответ:
1. шпиц,
2. испанской породы,
3. помесь таксы с дворняжкой,
4. смесь волка с собакой,
5. шотландский сеттер (сеттер-гордон),
6.не чистокровная ищейка и не чистокровный мастифф,
видимо помесь – поджарый страшный пёс величиной с молодую львицу.
б) Прочитайте сказку К. Чуковского «Телефон», выпишите 10 её героев, определите их систематическое положение
Креативные задания
Традиционные методы и формы обучения направлены прежде всего на передачу готовых знаний учащимся, а новый стандарт биологического образования ставит другие цели, среди которых: развитие творческих способностей школьников. Для этого необходимы совершенно другие методы и приёмы, одним из актуальных среди которых является использование креативных заданий - именно такие задания развивают фантазию, воображение, ассоциативность мышления, т.к. предполагают создание школьником собственного продукта: идеи, рисунка, сочинения и т.д., именно такие задания пополняют опыт творческой деятельности учащихся.
Креативные заданий подобраны мной по всем темам раздела «Животные»
- по теме «Простейшие»:
Задания | Методы креативной педагогики |
| метод образного видения |
| метод эмпатии (вживания) |
| метод эвристических вопросов |
- в биологической олимпиаде:
| метод смыслового видения |
| метод смыслового видения |
Почему? | метод смыслового видения |
кишечнополостных? Как связаны эти особенности с их образом жизни? | метод фактов |
- по теме «Черви»:
8. Найдите в тексте биологические ошибки: Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем. Мы пропалывали, поливали, выбирали из почвы дождевых червей, чтобы они не повредили корни растений. После работы мы мыли руки с мылом – ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печёночных сосальщиков – опасных паразитов человека. А однажды на бабушкину капусту напали белые планарии и стали объедать сочные нежные листья. Мы всех червей собрали и уничтожили. Летом мы поработали на славу, а осенью собрали небывалый урожай! | метод ошибок |
9. Что здесь лишнее? Дайте по 2 разных ответа. Ответы обоснуйте.
| метод сравнения |
- по теме «Насекомые»:
| метод эмпатии (вживания) |
| метод образного видения |
| метод эвристических вопросов |
| метод фактов |
| метод прогнозирования |
А) в стихотворении А. А. Фета «Бабочка»: Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем- Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась, куда спешу? Здесь на цветок я лёгкий опустилась и вот - дышу. Б) в басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»: Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?»- Говорит ей Муравей. | метод ошибок |
- по теме
«Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся»:
16. Придумайте ребусы:
| метод символического видения |
17. Почему мы так говорим:
Верно ли это с биологической точки зрения? | метод эвристического исследования |
18. Придумайте рекламу отряду Акулы. | метод образного видения |
вы – лягушка. Как вы себя чувствуете на суше и в воде? Где вам нравится больше? Почему? | метод эмпатии (вживания) |
20. Составьте описание «особо опасного преступника» - змеи кобры. | метод фактов |
- по теме «Птицы»:
с помощью символов, которые придумайте сами. | метод символического видения |
| метод эмпатии (вживания) |
А) С. Я. Маршак. А эта весёлая птица-синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в тёмном чулане хранится В доме, который построил Джек. Б) С. Есенин: Выткался над озером алый цвет зари, На бору со звоном плачут глухари. Где-то плачет иволга, схоронясь в дупло, Только мне не плачется- на душе светло. В) А. Н. Плещеев: Травка зеленеет. солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит. Дам тебе я зёрен, а ты песню спой, Что из стран далёких принесла с собой. Г) В. А. Жуковский: Где же ты, птаха? Где ж ты, певичка? В дальнем краю Гнёздышко вьёшь ты, Там и поёшь ты Песню свою. | метод ошибок |
- как с гуся вода - чёрный, как ворон - лучше синица в руках, чем журавль в небе - слово не воробей – вылетит не поймаешь. Верно ли это с биологической точки зрения? | метод эвристического исследования |
| метод эмпатии (вживания) |
- по теме «Млекопитающие»:
26. Опишите тигра уссурийского и слона индийского, используя одни прилагательные. | метод образного видения |
27. Составьте ребус, в котором зашифруйте главный признак млекопитающих животных | Метод символического видения |
28.Составьте вопросы о внутреннем строении млекопитающих, которые будут начинаться словами: Почему? Сравните… Что случится, если..? Какие условия нужны, чтобы..? Докажите… | метод эвристических вопросов |
- здоров, как бык - как белка в колесе - пусти козла в огород - медведь на ухо наступил - как корова на льду? Верно ли это с биологической точки зрения? | метод эвристического исследования |
30.Знаете ли вы? С детства знакомая картинка: ёж, несущий на своих иголках яблоко.
| метод гипотез |
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ:
ФАКУЛЬТАТИВ
"Физиология растений и животных"
(1 час в неделю)
Цель:
- углубить знания учащихся, интересующихся биологией, о жизнедеятельности растительных и животных организмов, исходя из общих представлений об анатомии и морфологии растений и животных;
- закрепить интерес к биологии;
- привить стремление работать с дополнительной литературой;
- продолжить формировать диалектико-материалистический взгляд на мир;
- уделить внимание экологическому воспитанию учащихся в тесной связи с нравственным.
Планирование составлено на основе экспериментальных учебников:
- Ю.В. Мамева и В.В. Чуб Флора. - М., Дрофа, 1994.
- С.М. Глаголев, М.Б. Беркинблит Фауна. - М., Дрофа" 1996.
с использованием учебного пособия для факультативного курса
- П.А. Генкель Физиология растений. - М., Просвещение, 1985.
и методических пособий ВЗМШ (при МГУ):
- Аксенова Л.А. и Чуб В.В. Физиология растений.
- Тарасова О.С., Беркинблит М.Б. и Жердев А.В. Физиология животных.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ:
I. Введение: что изучает физиология.
II. Физиология растений:
1. Лабораторная работа "Вещества, из которых состоят растения"
2. Лабораторная работа "Растительная клетка. Ткани растений"
3. Знакомьтесь: морфология растений.
4. Вода в жизни растений.
5. Минеральное питание.
6. Фотосинтез: все цвета радуги.
7. Как растение дышит.
8. Растение растет и ветвится. Рождение листа.
9. Растение готовится к цветению... и, наконец, зацветает.
10. Растения расселяются.
11. Лабораторная работа "Как живете, водоросли?"
12. Лабораторная работа "Жизнь споровых растений"
13. Лабораторная работа "Истории о семенных растениях"
14. Лабораторная работа "Как устроены, что едят и как размножаются бактерии?"
15. Лабораторная работа "Слово о грибах"
III. Физиология животных:
1. Лабораторная работа "Клетки и ткани животных"
2. Как животные передвигаются.
3. Способы питания животных.
4. Как животные дышат.
5. Транспорт веществ в организме животных.
6. Бесполое размножение животных.
7. Половое размножение животных.
8. Рост и развитие животных.
9. Сезонные изменения в жизни животных.
10. Что животные чувствуют и ощущают.
11. Раздражимость, рефлексы, инстинкты.
12. Как животные себя защищают.
13. Как общаются животные.
IV. Итоговое повторение.
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА:
Тур 1.
1. Какое значение в жизни цветковых растений имеет вода?
(5 баллов)
2.Зачем кактусу колючки?
(3 балла)
3. Принято собирать в кучи и сжигать опавшие листья.
Хорошо это или плохо? Почему? (5 баллов) (5 баллов)
4.На грядке с огурцами юннаты оборвали пустоцветы.
Правильно ли они сделали? Почему? (3 балла)
5.Шумит в синеве неба вершина могучего дуба. Здесь под
облаками работает зелёная лаборатория. Внизу, под деревом,
толщу лесной почвы пронизывают корни дерева. Здесь
работает подземная лаборатория. Что это за лаборатории?
(5 баллов)
6. В чём состоят недостатки выращивания одних растений
на одной и той же грядке в течение нескольких лет? (5 баллов)
7. Распределите животных:
| 6.кит 7.крот 8.лось 9.муравей 10.орёл |
по средам их обитания: а) наземно-воздушная б) водная
в) почвенная г) организменная.
(4 балла)
8. Какие особенности характерны для прикреплённых
и малоподвижных кишечнополостных. Как связаны эти
особенности с их образом жизни?
(5 баллов)
Всего 35 баллов
Тур 2.
1.Тест
1.Растения, не имеющие корней, стеблей и листьев, относят к
А) папоротникам Б) мхам В) водорослям Г) хвощам
2.Удаление ненужных растению веществ осуществляется в процессе
А) испарения воды Б) фотосинтеза В) гниения Г)листопада
3.Однодомное растение – это
А) тополь Б) огурец В) верба Г) облепиха
4. Плод гороха
А) боб Б) стручок В) семянка Д) коробочка
5.К семейству Лилейных относятся
А) картофель и перец Б) фасоль и горох
В) рожь и пшеница Г) лук и чеснок
6.Не имеют настоящего ядра
А) хламидомонада Б) амёба
В) инфузория Г) молочнокислая бактерия
7.Тело лишайников состоит из
А) вирусов и бактерий Б) водорослей и грибов
В) бактерий и водорослей Г) грибов и бактерий (7 баллов)
2. Напишите термины, исходя из объяснений:
1.Защитное образование кончика корня – это…
2.Нижняя часть пестика в цветке растения – это…
3. Подземный видоизменённый побег у ландыша – это…
4. Морская водоросль, называемая морской капустой – это…
5.Группа клеток, сходных по строение, происхождению
и выполняющих одну функцию, и межклеточное вещество – это…
6.Покоящееся состояние, в которое переходят простейшие
при неблагоприятных условиях – это…
7.Восстановление повреждённых или утраченных органов организмом –
это… (7 баллов)
Задание 3.
В трагедии В. Шекспира «Гамлет» Офелия, собрав букет цветов, раздаёт их придворным и членам королевской семьи, как средство от разных болезней. От каких болезней может вылечиться придворный, получивший от Офелии: 1) зверовой, 2) ландыш, 3) ромашку аптечную, 4) чистотел,
5) пустырник
(5 баллов)
Задание 4
Некоторые животные поедают у растений только цветы. С чем это может быть связано? (4 балла)
Задание 5. Установлено, что в семьях, где держат собаку, продолжительность жизни больше, чем в семьях без собак. Предположите как можно больше объяснений этого результата.
(7 баллов)
Внеклассные мероприятия по биологии:
ИГРА «МОРСКОЙ ВЕТЕР»
Цель: проверить знания учащихся о растениях и животных из Красной
книги и о заповедниках России в игровой форме
Оборудование: игровое поле (как для «Морского боя») на листе ватмана, раскрашенное в 4 цвета (вывешивается на доску)
жетоны, кораблики из цветной бумаги – талисманы команд, черновики с игровыми полями в миниатюре каждой команде, стенд из открыток «Растения и животные из Красной книги»
Ход игры:
Основа игры – «Морской бой»,
но корабли загаданы ведущим, а команды, по очереди называя координаты, стараются эти корабли обнаружить, каждый угаданный корабль (или его часть) несёт в себе вопрос, за верный и полный ответ на который команда получает 2 жетона, за неполный – 1, второй отдаётся дополнившей команде. Кроме кораблей на игровом поле встречается «Шторм» (особый однопалубный корабль), при попадании в который все команды делают остановку и разгадывают кроссворд.
Игровое поле раскрашено в 4 цвета, потому что командам придётся отвечать на 4 группы вопросов: в зелёной части игрового поля – вопросы о растениях из Красной книги, в красной – о животных из Красной книги, в оранжевой – о заповедниках России, в синей – загадки.
Команды по очереди называют координаты кораблей (помощники ведущего отмечают их на игровом поле на доске), отвечают на вопросы. Когда все корабли будут разгаданы, считаются жетоны, подводятся итоги, раздаются призы.
Примерные вопросы:
Зелёные строчки игрового поля –
вопросы о растениях из Красной книги:
- Покажите на стенде растение, которое в южных районах нашей области считается подснежником. Почему оно так называется?
- Покажите на стенде растение, которое названо женским именем. Расскажите о нём.
- Покажите на стенде растение, которое названо видом обуви. Расскажите о нём.
Красные строчки игрового поля -
вопросы о животных из Красной книги:
-Покажите на стенде розовую чайку и расскажите о ней
-…белого медведя…
-…амурского тигра…
-…горал…
Оранжевые строчки игрового поля –
вопросы о заповедниках России:
-Назовите 3 заповедника, где охраняются птицы и расскажите о них
-…где охраняются насекомые…
-Расскажите о богатстве самого близкого к Москве заповедника
-Расскажите о животных, охраняемых в самом северном в нашей стране заповеднике.
ИГРА «БИОЛОГИЧЕСКИЙ БИАТЛОН»
Цель: в форме развлекательной викторины проверить знания учащихся о растениях и животных из Красной книги и заповедниках России, закрепить умение стрелять из винтовки по мишеням.
Оборудование: карточки с вопросами для деления всех участников на 3 группы, вывески – номера для секторов в зале, плакатики – названия заповедников, жетоны, винтовки, пули. Призы.
Ход игры:
1. Развлекательная викторина:
Все участники игры при входе в зал вытягивают карточку с вопросом (например: Сколько пар ног у майского жука? Сколько пар усиков у речного рака? Сколько створок в раковинке беззубки? И др.), отвечают на него, за верный ответ получают жетон и садятся в тот сектор, номер которого был в ответе – так все участники делятся на 3 группы (рассаживаются в зале не по командам – классам, а по жребию)
Ведущий читает вопрос викторины, называет сектор, сидящие в котором должны на него ответить. Помощники ведущего, держа в руках плакатики с названиями заповедников, расходятся в разные части сцены. Отвечающие должны подойти к плакатику с верным, по их мнению, ответом. Верно ответившие таким способом на вопрос получают жетоны.
ле ответов на все вопросы, капитаны команд классов собирают все жетоны у учеников своего класса, потом жетоны обмениваются на пули (3:1).
2. Стрельба в школьном тире:
Стрелять могут все участники команд по очереди или кто-то один за всю команду (по желанию учеников).
Если нет возможности организовать стрельбы, можно 2-ую часть игры провести в спортивном зале, кидая мячи в баскетбольную корзину
Подведение итогов: подсчитываются баллы по результатам попаданий по мишеням, по итогам – награждения.
Примерные вопросы развлекательной викторины:
1.Заповедники
Кандалакшский, Приокско-Террасный, Сихотэ – Алинский:
- В каком заповеднике растёт башмачок настоящий? (в Приокско-Террасном)
- В каком заповеднике охраняется утка – мандаринка? (в Сихотэ – Алинском)
- В каком заповеднике есть питомник зубров? (в Приокско – Террасном)
2.Заповедники
Окский, Астраханский, Байкальский:
- В каком заповеднике охраняется орлан – белохвост? (в Окском)
- В каком заповеднике охраняется белый журавль? (в Астраханском)
- В каком заповеднике охраняется чёрный аист? (в Окском)
3.Заповедники
Воронежский, Комсомольский, Окский:
- В каком заповеднике охраняется жук-олень? (в Воронежском)?
- В каком заповеднике нерестятся кета и горбуша? (в Комсомольском)
- В каком заповеднике охраняется бабочка махаон? (в Воронежском)
4.Заповедники
Астраханский, Приокско-Террасный, Байкальский:
- В каком заповеднике охраняется бабочка аполлон чёрный? (в Приокско-Террасном)
- В каком заповеднике охраняется чилим? (в Астраханском)
- В каком заповеднике охраняется бабочка аполлон обыкновенный? (в Байкальском)
5.Заповедники
Сихотэ-Алинский, Воронежский, Астраханский:
-В каком заповеднике охраняются розовые пеликаны? (в Астраханском)
-В каком заповеднике охраняется маленькая антилопа горал?
(в Сихотэ-Алинском)
-В каком заповеднике растёт жень-шень? (в Сихотэ-Алинском)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...